Что такое пунктуационные задачи в русском языке

Тема. Знаки препинания в сложном предложении. Решение пунктуационных задач.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык в 9 классе.

Тема. Знаки препинания в сложном предложении.

Решение пунктуационных задач.

— формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями

и на этой основе ставить правильно знаки препинания;

— развитие устной речи детей;

— воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

1. Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.

2. Эпиграф урока. «Как человека можно распознать по его

обществу, так и он нем можно судить по

— Как вы понимаете высказывание?

-Обязательно надо следить за своей речью и пополнять свой словарный запас и, конечно, соблюдать заповеди речевого поведения.

Заповеди на слайде.

3. Чтение стихотворения.

Растаял снег, луга зазеленели,

Телеги вновь грохочут по мосту.

И воробьи от солнца опьянели,

И яблони качаются в цвету.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки.

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

-найдите в стихотворении простые предложения; докажите.

-найдите в стихотворении сложные предложения; докажите.

-Чем простое предложение отличается от сложного?

— определите вид сложного предложения;

— Тема нашего урока «знаки препинания в сложных предложениях».Цель.

1 задание. Блиц – опрос. Вопросы на слайде. Ваша задача – ответить: да или нет.

Поставьте себе оценку за это задание.

2 задание. 2 предложения. Из 2 предложений составить 3 сложных предложения.

Над степью, заслонив солнце в зените, стояла густо- лиловая градовая туча.

Белые обочины ее клубились.

Вывод: чем ССП отличается от СПП? Оценки на листочках

3.Задание. Выборочно – распределительный диктант. Прочитайте текст. Поставьте знаки препинания.

Выпишите номера предложения в такой последовательности:

1) сложносочиненные предложения;

2) бессоюзные предложения;

3) сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член.

1)Все время держалась настоящая весенняя погода. 2)По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. 3)В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. 4)А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. 5)С утра ветерок развевал дым над трубами караулки.6) Заря ярко краснела из-за черного леса.7)В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели.

8)Потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружились проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал таять. (По И.А. Бунину)

Поставьте отметку на листочке.

4. Задание. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и не отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникла из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по- своему входило в математику и по-своему – в географию.

13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить».

14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для

15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель.

18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (По Д.Гранину)

1. Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

А) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

Б) Только любимые учителя учат, как жить.

В) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

Г) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

А) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

Б) отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

В) Учитель – это прежде воспитатель и проповедник.

Г) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

3. К какому стилю относится текст?

А) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

Б) публицистический стиль, рассуждение;

В) Художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

Г) Научно – популярный стиль, повествование с элементами описания.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте? (предложение 22)

6. В каком из слов букв меньше, чем звуков?

7. Какой способ образования слова остросюжетный (предложение 16)

9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

А) СПП; Б) ССП; В)Простое; Г) БСП.

Оцените свои знания.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

6. Подводим предварительные результаты.

-Что полезного вы взяли с нашего урока? Отметки.

Написать лингвистический текст, сказку о сложных предложениях.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

Источник

Рабочая программа элективного курса «Решение пунктуационных задач»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Картинка про Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Фото Что такое пунктуационные задачи в русском языке Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Картинка про Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Фото Что такое пунктуационные задачи в русском языкеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ревенская средняя общеобразовательная школа»

Директор школы _______Василевская Л.И.

на заседании МО_______

Зам. директора по УВР

Учитель Соболева Т.И

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.

Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Цель курса : обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, пунктуационной зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;

-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

— извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;

— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ :

Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Теоретической основой данной программы являются:

— система языковых понятий;

— различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся

Принципы, на которых базируется программа:

— учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

— уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

— комплексный подход при разработке занятий;

— вариативность содержания и форм проведения занятий;

— научность, связь теории и практики;

— систематичность и последовательность;

— прочность полученных знаний

— активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

— технология проблемного обучения.

— технология разноуровневого обучения

— технология поэтапного формирования умственных действий

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик

— овладевает глубокими систематизированными знаниями;

— способен работать с разнообразной информацией;

— может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

— способен аргументировано доказать собственную точку зрения

— соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

— соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;

— развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;

— расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;

— развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.

Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.

Правила постановки точки.

Правила постановки точки с запятой

Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.

Запятая между главными и придаточными предложениями

Запятая между однородными членами предложения

Запятая между повторяющимися словами

Запятая при сравнительных оборотах

Запятая при определительных оборотах.

Запятая при обстоятельственных оборотах

Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении

Запятые при вводных предложениях и вводных словах

Запятые при обращении.

Запятые при междометии

Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

Правила постановки двоеточия.

Правила постановки тире

Правила постановки вопросительного знака.

Правила постановки восклицательного знака.

Правила постановки многоточия.

Правила постановки скобок.

Правила постановки кавычек.

Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.

Авторские знаки препинания

О сочетаниях знаков препинания.

Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач»

Тематический план курса (35 часов)

Источник

Ознакомление младших школьников с пунктуацией на уроках русского языка

Слово пунктуация – многозначное : 1. Система знаков препинания. 2. Система норм употребления или неупотребления знаков. 3. Система пунктуационных правил (Абакумов).

Особое место в общей системе обучения младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Он является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений.

Важность раннего ознакомления учащихся с пунктуацией обусловлено тем, что целенаправленное внимание младших школьниковк знакам препинания поможет решить следующие задачи:

· Создать прочную основу для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений;

· Сформировать умение видеть за знаком и правильно воспринимать и осознавать смысл высказывания, а затем верно интонационно его воспроизводить;

· Научить учащихся использовать знаки препинания при создании письменных работ для точного выражения своих мыслей и чувств.

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Но в своей практике школьники нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире, нередко они пользуются многоточием, реже – скобками. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения книг, и, естественно, осознают ситуации их употребления. К числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице.

Лишь у части школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобно чутью орфографическому.

Пунктуация имеет свои принципы,важные для построения методики обучения:

Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главного. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и другие знаки.

Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков. Незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяют речь действующих лиц в рассказе.

Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса, основа такого обучения – выразительная речь. Точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли. Чтобы понять интонационную основу пунктуации, следует больше уделять внимания декламации, драматизации, сценическим выступлениям детей. Интонация хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге.

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,— «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят». Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, постановка точки на конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим.

Практическое ознакомление первоклассников с постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков происходит в период обучения грамоте. Дети еще не читают страниц «Букваря», но они устно составляют предложения по картинкам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4—5 предложений) на отдельные предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки.

Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учитель тщательно следит за постановкой точки. Учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Такое внимание к постановке точки способствует формированию данного навыка.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в практику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложения, которые по цели своего высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать). Учащиеся учатся правильно произносить такие предложения, повышая в конце предложения голос. Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака,например: Нитки тонки. А канат? Он толст.

Постановку восклицательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удивления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предложений.

Более углубленная работа над постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательны, по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли потребует постановки точки. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Учитель постоянно воспитывает у учащихся внимание к произносительной стороне предложения, учит соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в III классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу произношения конца предложения, т. е. передачу интонации точки и интонации запятой.Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (Во втором предложении после слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

Уже в период обучения грамоте при чтении текстов, помещенных на страницах «Букваря», учитель обращает внимание на постановку тире, двоеточия, обучает чтению с учетом знаков препинания.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель уже в I классе практически знакомит школьников с постановкой двоеточия или тире при перечислении, а также с постановкой запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постепенно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически, он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений,в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение,например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой,например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении,вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуация это важный раздел языкознания, главное назначение которого — указать на смысловое значение членения речи.

Список используемой литературы:

1. Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева «Русский язык. 4 класс» Методические рекомендации для учителя. Москва. 2002г.

2. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.

3. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.

4. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»— М. : Просвещение, 1979. — 431 с.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Картинка про Что такое пунктуационные задачи в русском языке. Фото Что такое пунктуационные задачи в русском языкеМини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *