Что такое путешествие философия
Философия путешествий: что такое «путешествие»?
Попробую определить само понятие «философия путешествий». Что есть путешествие? «Путешествие» и «туризм» – это одно и то же? Возможно, для кого-то из вас покажется странным, но 90% людей искренне полагают, что это одно и то же. Обращаюсь к тем, кому подобное размежевание покажется новостью, бредом и очередным поводом к самоутверждению.
Тур – это продукт потребления, услуга, за которую вы платите.
Путешествие – ваша личная история, в которую вы вкладываете силы и душу.
Туризм – отдых и развлечение, оно отнимает деньги и даёт впечатления.
Путешествие – это труд, оно наполняет и даёт силу.
В туре вы перекладываете ответственность с себя на кого-то.
В путешествии – вы берёте ответственность на себя, полагаясь на свои силы, знания, опыт.
Туризм – это когда за вас всё спланировано, просчитано и гарантировано.
Путешествие – это самая высокая степень неопределённости, на которую вы способны.
Путешествие, это не то, КУДА ехать, а КАК ехать. Вы можете отправиться на Крайний Север или на Южный Полюс, или даже в космос и это будет тур. А можете отправиться просто за город или в соседнюю деревню и это станет путешествием.
Путешествие – это возвращение к своему естественному состоянию, состоянию движения и поиска самого себя. Столкновения с трудностями и собственными ограничениями. Путь, движение к цели, формирует в мозгу человека горизонт, ожидание прекрасного. И чем дольше путь, чем сложнее его превратности, тем устойчивее эти связи, тем прочнее они настраиваются. Тем реальнее и выше результат.
Путешествие – один из самых эффективных методов борьбы со стрессом, личностными проблемами и один из лучших способов изменить собственную жизнь. Этому способствует целый ряд психологических механизмов, которые включаются в путешествии и при подготовке к нему, из которых два являются ключевыми:
1) Вас влечёт ваша мечта, ожидание ярких эмоций и даже чуда, которые помогают мириться с трудностями пути.
2) Трудности, неожиданности и чисто физические ограничения не дают вам «зарваться», уйти в штопор, помогают вам не терять связь с реальностью.
Но есть и ещё кое-что:
1) В путешествии все подчинено единой цели – вам не нужно отвлекаться на мелочи и мнения других людей. Не нужно демонстрировать свой статус, положение в обществе, тянуться к доходам. Вам нужно добраться из точки А в точку Б самым эффективным способом из имеющихся и другие факторы уже не имеют значения.
2) Трудности путешествия помогают переключиться, путешествие на всём своём протяжении отрывает привязки обыденной жизни.
3) Путешественник испытывает эффект проживания многих жизней за короткий срок.
4) Наблюдение за жизнью других народов и традиций, за различными условиями жизни людей помогает расширить горизонт и изменить точку зрения на привычные вещи.
5) Путешествие способствует физической и эмоциональной закалке.
При этом мы не призываем вас подражать нам – мы просто рассказываем как называется то, чем мы занимаемся.
adventure_guild
Гильдия приключенцев
Здесь рассказы о состоявшихся приключениях и приглашения к участию в новых. Вместе мы сможем больше.
Друзья, продолжая тему «философии путешествий», я попробую определить само понятие… Что есть путешествие? «Путешествие» и «туризм»… это одно и то же? Возможно, для кого-то из вас покажется странным, но 90% людей искренне полагают, что это одно и то же. Обращаюсь к тем, кому подобное размежевание покажется новостью, бредом и очередным поводом к самоутверждению …
Путешествие, это не то КУДА ехать, а КАК ехать. Вы можете отправиться на Крайний Север или на Южный Полюс или даже в космос и это будет тур. А можете отправиться просто за город или в соседнюю деревню и это станет путешествием.
Путешествие – это возвращение к своему естественному состоянию, состоянию движения и поиска самого себя. Столкновения с трудностями и собственными ограничениями. Путь, движение к цели, формирует в мозгу человека горизонт, ожидание прекрасного. И чем дольше путь, чем сложнее его превратности, тем устойчивее эти связи, тем прочнее они настраиваются. Тем реальнее и выше результат.
Путешествие – один из самых эффективных методов борьбы со стрессом, личностными проблемами и один из лучших способов изменить собственную жизнь. Этому способствует целый ряд психологических механизмов, которые включаются в путешествии и при подготовке к нему, из которых два являются ключевыми:
1) вас влечёт ваша мечта, ожидание ярких эмоций и даже чуда, которые помогают мириться с трудностями пути…
2) трудности, неожиданности и чисто физические ограничения не дают вам «зарваться», уйти в штопор, помогают вам не терять связь с реальностью.
Но есть и ещё кое-что :
1) в путешествии все подчинено единой цели… вам не нужно отвлекаться на мелочи и мнения других людей. Не нужно демонстрировать свой статус, положение в обществе, тянуться к доходам. Вам нужно добраться из точки А в точку Б самым эффективным способом из имеющихся и другие факторы уже не имеют значения.
2) трудности путешествия помогают переключиться, путешествие на всём своём протяжении отрывает привязки обыденной жизни
3) путешественник испытывает эффект проживания многих жизней за короткий срок
4) наблюдение за жизнью других народов и традиций, за различными условиями жизни людей помогает расширить горизонт и изменить точку зрения на привычные вещи
5) путешествие способствует физической и эмоциональной закалке
При этом мы не призываем вас подражать нам – мы просто рассказываем как называется то, чем мы занимаемся.
Философ-путешественник
Интеллектуальные странствия украинского профессора
В разделе «Путешествия» – украинский историк культуры, режиссёр, доктор философских наук Лидия Стародубцева. Тема нашего разговора – философия как путешествие.
– Я абсолютно уверена в том, что философия — это не просто интеллектуальное путешествие, это одно из самых захватывающих из всех возможных путешествий. На первый взгляд оно может показаться безопасным. Что может быть проще: уселся поудобнее в кресле, набил трубку табачком и погрузился в размышления. Но тут-то и начинается самое интересное, распахивается целая Вселенная. Впрочем, лучше меня об этом когда-то говорили древние, к примеру, китайский мудрец Лао-Цзы: «Не выходя со двора, можно узнать мир». А неоплатоник Плотин словно бы вторил ему: «Обрати свой взгляд внутрь себя и смотри». Такие странствия, которые у внешнего наблюдателя способны вызвать разве что недоумение, иногда называют путешествием вглубь самого себя, путешествием в сознание. Впрочем, конечно же, это только на первый взгляд все так просто. Чтобы начать интеллектуаgльное путешествие, нужно всего-то ничего — сорвать стоп-кран мчащегося поезда своей жизни. Остановиться, сделать паузу и начать думать. Потому что, я в этом убеждена, жить и думать одновременно невозможно, или то, или другое. Входной билет в интеллектуальное путешествие – отказ от жизни в пользу мысли. И тот, кто хотя бы раз отважился совершить такое путешествие, знает, что философия очень рискованное странствие.
Профессор Лидия Стародубцева о философии путешествий
No media source currently available
Представим себе домоседа, который приехал в чужую страну, он не знает языка, он путается с названиями улиц, он не понимает, как здесь все устроено. Дома не такие, люди какие-то странные. Он попадает в самые нелепые ситуации, в общем начинаются приключения. Так же и с философией. Ты затеваешь авантюру мысли, попадаешь на неизвестную территорию смыслов, здесь все чужое, здесь царят законы, которые ты не знаешь, здесь повсюду ловушки и неведомо, как их избежать. С этого, собственно, и начинается интеллектуальное путешествие.
Пожалуй, главная опасность — поддаться соблазну мыслить иначе, а это значит потерять себя, потерять свою комфортную привычную модель мира. Ты вдруг лишаешься всех оснований, теряешь почву под ногами, ставишь под сомнение то, что еще вчера казалось таким самоочевидным, и оказываешься буквально подвешенным над пропастью. Страх и восхищение, головокружение. Да, вы правы, философия — это интеллектуальное путешествие, но это особое путешествие, бегство от себя самого прежнего через себя самого меняющегося к себе же самому изменившемуся. Это странствие, во время которого сам странник становится другим. Человек задумавшийся — это уже другой человек. Тот же человек, прочитавший Спинозу и Декарта — это уже третий человек. Тот же человек, задумавшийся после того, как он прочитал Спинозу и Декарта — это уже четвертый человек и так далее. Философ в своем путешествии то и дело теряет себя и свой обжитый мир, а взамен… а что он обретает взамен? Разве что вечную метаморфозу ускользающего смысла. Идти надо наощупь, вслепую, в одиночку в незнакомом пространстве. Мысль — это приключение. Приключение, в котором ты один на один с абсолютной непредсказуемостью.
–Лидия, цель профессиональных путешественников – открытие материков, горных хребтов, проливов. Какие открытия может сделать философ-путешественник?
–Вы говорите цель профессионального путешественника — открытие новых материков? Но так ли это? Материк-то уже существовал до того, как сюда прибыл путешественник, даже если он и называет себя первооткрывателем. Эта земля новая относительно, новая для него самого, тех, кто раньше не подозревал о ее существовании. Что делает в таком случае профессиональный путешественник? Именует новую землю и наносит ее на географическую карту. Наверное, так же поступает и философ. Он открывает то, что уже есть, и наносит новые контуры на ментальную карту, карту своего мышления. Материки, горные хребты, проливы для философа всего лишь вспышки догадок в особых точках, точках вопрошания. Что такое время? Что такое пространство? Что такое сознание? Как возможно мышление? И вообще, почему существует нечто, а не ничто. Но, конечно, главная цель философа-путешественника, выражаясь старомодно, пафосно — это открытие материка под названием Истина. На эту неведомую землю философ и держит путь. Но что делать, когда кажется, что уже вот-вот замаячил на горизонте этот материк? Покорять новую землю? Поселиться в ней? Идти дальше? Вспомним Сёрена Кьеркегора, он говорил так: «Истину нельзя познать, ею можно только быть или не быть». Между прочим одна из любимых загадок Кьеркегора звучит так: «Если бы вдруг перед вами явилась некая прекрасная дама с весами в руках, на одной чаше истина во всем ее ослепительном великолепии, но без пути к ней, а на другой чаше путь к истине, но без гарантии, что в конце пути эта истина будет найдена, что бы вы выбрали — истину или путь к ней?». Отгадка простая: если ты философ, то выберешь путь, потому что философу не нужна кем-то найденная готовая чужая истина, философ ищет свою. Это то, как если бы в руках у него была старая ошибочная карта с пробелами, а он изобретает новые концепты и наносит их на новую уникальную карту своего интеллектуального ландшафта. Представьте себе, что у каждого профессионального путешественника будет своя географическая карта мира, и все будут друг от друга отличаться. Так же с ума можно сойти. Но именно так и происходит у философов, у каждого из них своя карта мира. Философ не первооткрыватель истины, он ее картограф.
–В мире много разных философских школ. Их можно сравнить с путешествиями в разные края, страны, континенты?
–Вы живёте в Харькове, городе, с которым ассоциируется имя философа и поэта Григория Сковороды. Есть в Украине такое понятие как «украинская идея»?
–По-украински Григория Саввича Сковороду называют «мандрiвный философ» или «философ в мандрах», что значит «странствующий философ». Этот образ в истории культуры сложился очень давно, еще в так называемое осевое время, в VIII-III веках до нашей эры. Это учителя-странники в Древней Индии, это странствующие пророки в Иудее, это бродячие философы Древнего Китая и Древней Греции, исламские мудрецы-дервиши. Странствующим философ был не в переносном, а в прямом смысле. Переходил из деревни в деревню, из города в город, проповедуя свое учение. Мой земляк украинский философ Григорий Сковорода, пожалуй, был единственным, кто этот старинный образ перенес в новое время, в эпоху казацкого барокко. Он удалился от мира, отправился в свой одинокий путь скитания, взяв с собой в дорогу посох, Библию, флейту и сборник своих стихов. Он всю жизнь странствовал, и не только в географическом пространстве, но и в интеллектуальном. В его трудах встречаем памятные знаки об этих путешествиях: и платонизм, и Сенека, и Библия, и украинские байки. Если в Украине есть такое понятие, как «украинская идея», то оно связано именно с этим образом одинокого кочующего философа. Если так, то украинская идея — это мудрость сердца, всеприятие, неприкаянность, метафизическая бездомность и неуловимость. Если можно в одной фразе вместить суть украинской идеи, то скорее всего это будет знаменитая эпитафия Сковороды, его слова о своем путешествии длиною в жизнь: «Мир ловил меня, но не поймал».
–Лидия, мы до сих пор говорили о метафизике путешествий. Вы любите путешествовать, так сказать, физически? Что вам запомнилось? Куда бы вы хотели вернуться?
–Бесконечно люблю перемещаться в пространстве. Побывала, наверное, в двух десятках стран: США, Голландия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Испания, Венгрия, Чехия, много других. В последние годы все чаще осуществляю паломничество в страны Востока — Израиль, Иордания, Турция. В некоторых городах жила подолгу, к примеру, в маленьком голландском городке Неймеген, в турецком Архави. Что запомнилось? Каждая встреча, каждая архитектурная деталь, каждый листик на дереве, каждый звук, каждый запах. Удивительный факт: дома время мчится так незаметно, что из нескольких лет в памяти остается от силы два-три эпизода, а во время путешествия ты становишься словно бы другим. Ты становишься настолько внимательным, чутким, восприимчивым, настолько обостряются все пять чувств, что по прошествию многих лет помнишь практически все. Сегодня мне достаточно закрыть глаза, через миг я уже слышу гул Манхеттена, созерцаю раскаленный Рим со смотровой площадки купола собора Святого Петра, стою под дождем на набережной Сены, блуждаю каменными лабиринтами андалусского Кадиса или наблюдаю за жизнью чаек, ловлю брызги на борту кораблика, плывущего по проливу Босфор. То, что обретаешь в путешествии, остро, рельефно, ярко. И всю эту огромную вселенную ты носишь в своей маленькой черепной коробке. Таково волшебство памяти. А что до вопроса, куда бы я хотела вернуться, ответ прост — домой. Правда, открытым остается другой вопрос: где мой дом? С одной стороны это изумительный краснокирпичный полуразрушенный домик в Саммеровском переулке в самом сердце украинского Харькова. С другой стороны мой дом — необъятный мир, в котором я всего лишь один из любителей путешествий и физических, и метафизических.
О страсти к путешествиям
«Думаешь ты один переживал подобное? Ты как будто удивлен, что после столь долгого путешествия и стольких перемен мест ты не смог избавиться от уныния и тяжести ума? Тебе нужна смена души, а не смена климата!» — Сенека
Ах, мечта о путешествии! Вечная тяга — отправиться в путь и увидеть мир. На самом деле, она старше, чем вы думаете. Еще во времена стоика Сенеки и философа Сократа, древние люди разделяли нашу страсть к тому, чтобы видеть красивые места и дальние страны.
Стоики весьма скептически относились к этой тенденции. Они знали, что слишком часто в путешествия отправляются не из-за благородных причин — образования, самопознания, или для того, чтобы бросить вызов себе. Даже 2000 лет назад люди путешествовали потому что просто могли позволить себе такую роскошь и зачастую это был лишь побег от наскучившей жизни. Даже 200 лет назад такие путешественники, как четко подметил Эмерсон, — «приносили руины к руинам». Развалины своей жизни — к развалинам ушедших цивилизаций…
Чтобы разобраться со страстью к путешествиям, как и во многих других случаях, стоики начинают с простого вопроса: «Почему?»
Зачем вы путешествуете?
В путешествиях нет ничего ценного самого по себе, как бы ни старались убедить нас в обратном адепты этого увлечения, а также сотрудники турфирм и авиакомпаний. Никто не вручит вам в конце жизни ценный приз за то, что побывали в большинстве стран или посетили все континенты.
У Сенеки есть прекрасная мысль о беспокойстве тех, кто, как кажется, вынужден путешествовать. Они сменяют курорт на курорт и переходят от одного климата к другому, говорит он.
«Они совершают одно путешествие за другим и меняют одно зрелище на другое. Как говорит Лукреций: «Таким образом, каждый человек пытается сбежать от себя самого». Но для чего, если он все равно не может сбежать от себя? Он словно преследует и выслеживает самого себя с энергией достойной лучшего применения. И поэтому мы должны понимать, что наша неудовлетворенность — не вина мест, которые мы посещаем, а нас самих»
Он также пишет другу в письме под названием «О путешествии как лекарстве от недовольства», что и Сократ говорил о том же самом:
«Сократ сделал то же самое замечание другу, который жаловался; он сказал: «Почему ты удивляешься, что странствия не помогают тебе, видя, что ты всегда берешь себя с собой? Причина, из-за которой вы бродите по Земле, всегда у вас за спиной». Какое удовольствие в том чтобы видеть новые земли? Или в обследовании городов и достопримечательностей? Вся ваша суета бесполезна. Вы спрашиваете, почему такое путешествие вам не помогает? Это потому, что вы бежите туда вместе с самим собой. Вы должны оставить бремя ума; пока ты не сделаешь это, ни одно место не удовлетворит тебя»
Для стоика сложно найти что-то, чему можно позавидовать у большинства людей, которые путешествуют. Потому что в глубине души они просто убегают от себя и созданных ими жизней. Или, что еще хуже, они говорят себе, что нуждаются в самопознании, исследовании или новой перспективе, когда на самом деле они стремятся просто отвлечься и потворствовать своим слабостям.
Может поэтому ты собираешь вещи и отправляешься в путь? Помните, ничто так не помогает тратить впустую нашу драгоценную жизнь, как культ «путешествия-ради-путешествия». Так что, такой-то был в Африке? И что? Значит они провели месяц в хостелах в Таиланде? Да? И чему они там действительно научились, чего не могли получить из какого-то другого источника? Что они на самом деле сделали? Какова была цель всего этого? Мудрость не приходит от посещения разных мест.
Цель путешествия, как и любого важного события, — улучшить себя и свою жизнь. Вполне вероятно — а в некоторых случаях, даже более вероятно — что вы достигнете этого ближе к дому, а не дальше от него.
Итак, задумайтесь над своим желанием путешествий — «Почему?». Это форма побега или есть более благородные причины, такие как, например, образование?
Знай свое «почему». Путешествуй с целью — или оставайся на месте с целью. Как писал Эмерсон:
«Те, кто сделал Англию, Италию или Грецию столь почитаемыми, сделали это, оставаясь на месте, как ось земли»
Его точка зрения заключается в том, что культ «путешествий-ради-путешествий» — абсурдная и несостоятельная идея. Города, которые вы посещаете и которыми так восхищаетесь, были построены людьми, которые сидели и работали, вместо того, чтобы слоняться по свету в поисках непонятно чего.
Поэтому, когда вы испытываете желание отправиться в путешествие, вспомните о совете Сенеки, что способность жить хорошей жизнью можно найти где угодно:
«… вы не путешествуете; вы дрейфуете и вас погоняют, вы только меняете одно место на другое, хотя то, что вы ищете — жить хорошо — встречается повсюду»
Прислушайся к мудрым. Не приноси руины к руинам. Построй жизнь, которую стоит посетить — ту, от которой ты не захочешь бежать.
Философия туризма
1. История туризма.
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков новых ресурсов и новых транспортных путей. Науке познания развития нашей цивилизации поддаётся обозрению достаточно небольшой период, исчисляющийся пятью тысячелетиями. Однако более или менее точно доступно описание лишь путешествий относительно недавнего времени. Из истории к нам дошли имена великих путешественников, которые открыли новые континенты и земли, народы и природные явления, дали основу уникальной системе географических и иных знаний.
Несомненно к числу наиболее ранних путешественников следует отнести прежде всего торговцев и паломников. Желание владеть землями и ресурсами и торговать вечно двигало в другие местности, территории, страны, континенты. Известный греческий историк Геродот ещё в V веке BC описал все известные путешествия и открытия. Географ и исследователь Пифией, выходец из Массалы (Марсель, Франция), предпринял в 320 г. ВС фантастическое по тем временам путешествие вокруг Европы, обошёл в прибрежных водах остров Британия и даже добрался до Норвегии и предположительно до Исландии. Он оставил уникальный труд «Об океане» с множеством географических открытий. Анаксимандр из Милета (ок. 610-547 (?) до н. э.), др.-греч. математик и философ, представитель греческой научной школы философов и стествоиспытателей был автором сочинения «О природе», создатель геоцентрической модели космоса. Ему приписывают составление первой географической карты.
Если обратиться к истории и обычаям древнеримской эпохи, то можно узнать, что богатые аристократы с разрешения императора совершали путешествия с целью отдыха, получения удовольствия.
Теория удовольствия бытовала ещё в античности и в полной мере развита Эпикуром и его последователями – эпикурейцами. Эпикур (341-270 гг. ВС) – древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита. Родился на о. Самос в семье афинского клеруха Неокла. Философией начал заниматься с 14 лет. Учителями его были платоник Памфил и сторонник Демокрита Навсиан. Эпикур, первоначально называвший себя демокритовцем, впоследствии стал подчёркивать свою самостоятельность, хотя на самом деле в основу своего учения положил учение Демокрита. По достижении 32-летнего возраста Эпикур сам стал учить философии, а около 306-307 гг. ВС основал в Афинах свою школу. На воротах сада, где он учил своих учеников, была начертана надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Эта школа в дальнейшем получила название «Сад Эпикура». Философию Эпикур делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. Философию в целом Эпикур определял как деятельность, доставлявшую посредствам исследований и размышлений счастливую жизнь. Началом же и концом счастливой жизни Эпикур считал удовольствие. Для Эпикура счастье – это удовольствие. При этом он указывал, что под удовольствием следует понимать отсутствие страданий. Считая, что удовольствие – это критерий блага, Эпикур вовсе не стоял на позиции, что человек должен предаваться любым удовольствиям без разбора. Нет, при выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение.
Можно, разумеется найти и другие определения, увязывающие туризм и удовольствие. «Словарь иностранных слов, вошедших в русский язык» И. П. Бодуэна де Куртуне, изданный в России в 1911 г., даёт словарную статью на термин «турист» следующего содержания: турист (фр.) – путешествующий ради познавательности, удовольствия и развлечения.
Достаточно интересное определение туризма даёт француз Р. де Паж: «Туризм – это умение прогуливаться. Масса людей катается верхом, гуляет, ездит на велосипеде, на яхте – однако же не прогуливается. Может быть, это умение нужно приобрести, или это способность, которой следует обладать от рождения, или же и то и другое вместе, быть может это наука, которую надо изучать и упражняться в ней, но которую нельзя создать? Уметь заинтересоваться облаком, которое несётся в вышине, светом, который всюду проникает, воспоминаниями, воспоминаниями, которые восстают в памяти во время езды, цветами природы, гармонично смешанными в общей массе, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе, или согласовать, отдаться и наслаждаться ими всецело – вот что такое туризм».
Следует отметить многократное открытие американского континента и его освоение, заселение Исландии в 900-1100 гг. и Гренландии и далее до американского континента (до Ньюфаундленда) и основали там колонию. Найдены остатки их поселений и даже достаточно документарно установлены имена колонистов. Возглавил эту экспедицию переселенцев их Исландии в 982 г. Эрик Рыжий. Известны весьма протяжённые торговые пути «из варяг в греки», «Великий шёлковый путь» и многие другие маршруты, имевшие именно торговую направленность.
Толчок к развитию массового туризма дал технический прогресс. В 1830 г. Вошла в строй первая в мире железная дорога между Манчестером и Ливерпулем. В 1833 г. в России был построен первый паровоз Черепанова. Технический прогресс значительно увеличил возможность людей путешествовать, открывать для себя новые миры, духовно и культурно обогащаться.
Основоположником современного туризма является Томас Кук, баптистский пастор. В 1843 г. он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек своей паствы в соседний город. Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000 туристских агентств во всех странах мира.
4. Современный туризм.
Сегодня, в начале XXI века туризм (по преимуществу – культурный туризм) стал нормой жизни современного человека. В его основе лежит потребность в духовном освоении культуры и духовном присвоении культуры. С помощью туризма человек может постигать и переживать другие культуры. Всё увиденное принадлежит нашим мыслям и чувствам, раздвигает горизонты мировосприятия. Активное человеческое существование имеет различные стороны своего проявления. Эти стороны следующие: познание как овладение необходимой информацией; осведомлённость о принятых нормативах (поведения, действования); эмоциональное, личное отношение ко всему усвоенному; волевая готовность к действию. Указанные компоненты в первом приближении и составляют мировоззрение как целостность представлений о мире и его значимостях.
Желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития культурного туризма. Культурный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всём разнообразии. Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии, антропологии, социологии, экономики, географии, информатики, логистики, права и образования. Грамотное использование ресурсов культурного туризма сопряжено с экономическими и социальными выгодами для тех, кто формирует, продвигает и реализует на рынке туристский продукт. Туризм представляет собой удовлетворение глубинных, неустранимых человеческих запросов. Это связано с глобализацией современного мира. Walter Truett Anderson даёт следующее определение глобализации – «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир», причём этот факт осознаётся всё большим числом людей, а это свидетельствует, что они уже живут «в первой глобальной цивилизации». Для У. Т. Андерсона процесс глобализации не только неотвратим, но и желателен. С появлением культуры стало возможным передавать потомкам не только гены, но и знания, чему способствовало изобретение письменности, ознаменовавшее первый шаг на пути к информационному обществу. Информатизация общества осуществляется посредствам различных видов коммуникаций: Интернет, радио, телевидение, печатная пресса, телефон, туризм. Глобальная цивилизация уже стала реальностью, хотя в начале ХХ века только энтузиасты верили в её существование.
Туризм принимает активное участие в глобализации современного мира. С его помощью мы узнаём мир, знакомимся с культурами разных народов. Туризм урегулирует конфликты между странами посредствам общения. Во время путешествий туристы получают более развёрнутую и точную информацию о развитии экономической, социальной, культурной ситуации в мире. Благодаря тому, что туризм, прежде всего культурный, по природе вещей являющийся самоцелью и развившийся до общедоступного, массового, стали решаемы посредством туризма важные, в том числе социальные, проблемы: национального возрождения, культурного роста, заметного повышения уровня жизни населения. Схожесть путей становления культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в последние 40 лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культуре, чтобы быть востребованной повсюду в мире, нужна поддержка со стороны туризма. А туризму для своего процветания необходима культурная составляющая. В настоящее время многие исследователи туризма пытаются изучить его как науку. Среди учёных, изучающих проблемы происхождения культур, есть те, кто полагает, что появление сходных культур на разных континентах, в разных государствах, связано с путешествиями древних людей. Эти учёные полагают, что история мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Таким образом мы можем сделать вывод, что туризм в основе своей является не только экономическим и социальным явлением, но и культурным, а именно поэтому мы вправе называть его «феноменом современной культуры».
Заключение.
Туризм – это жизнь во всём её многообразии, сконцентрированная на коротком промежутке времени, характеризующаяся определённым целеполаганием и способом осуществления. Туризм – глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к историческим и культурным ценностям народов. Духовное содержание туризма преобладает над сегментами экономического и материального и влияет на полное гармоничное развитие человеческой личности, способствует повышению познавательной и воспитательной роли и вклада, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождению человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов.
Современный туризм является культурным явлением и следует различать понятия и феномены, ими обозначаемые. Понятие можно определить с помощью других понятий. Явление нельзя определить. На него можно только указать. Туризм, это явление, которое появилось в результате человеческого желания познавать мир, решать вопросы Бытия. Тяга человечества к путешествиям, потребность в дальнейшем развитии культуры и желание получать удовольствие от приобретённого, породило культурный туризм, который в свою очередь влияет на развитие цивилизаций, мировоззрение человечества. Туризм активно принимает участие в образовании и научной деятельности и при более внимательном изучении вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что в философской науке появилось новое направление – философия туризма.