Что такое пятигорский черкес
ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАСЫ
Полезное
Смотреть что такое «ПЯТИГОРСКИЕ ЧЕРКАСЫ» в других словарях:
Черкасы — У этого термина существуют и другие значения, см. Черкасы (значения). Черкасы (итал. Circassi) название племен торков и берендеев[1] … Википедия
ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ — на современном языке «Горские Казаки», названое сохранявшееся до недавно за теми Казаками, которые в XVI в. пришли на Нижний Терек из гор гребней. В средине XVIII в. русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили,… … Казачий словарь-справочник
Доможирка — Деревня Доможирка … Википедия
ПРИАЗОВЬЕ — области прилегающие к Азовскому морю, преимущественно с востока и юга; земли больше всего связанные с историей наших предков. Древним народам П. было известно, как Меотида (см.), населенная различными племенами, а в том числе скифо славянами… … Казачий словарь-справочник
Пятигорск — Город Пятигорск Флаг Герб … Википедия
ТОМАТОРКАНСКАЯ ДЕРЖАВА — В 965 г. киевский князь Святослав напал на Казар, прошел огнем и мечом но Донцу и Дону, обратил в руины бывшие там поселения и замки, перебив при этом живших там Асов, Черных Болгар и Подонских Славян. После этого Дон и Приазовье, вместе с… … Казачий словарь-справочник
УКРАИНА — федеративная часть СССР в его юго западной части; наследница Киевской Руси, распространившаяся на Русь Галицкую, Волынь, Холмщину, прежние земли Запорожских Казаков и Крым. Впервые ее имя появляется в Ипатьевской летописи под 1187 годом, а затем… … Казачий словарь-справочник
БАТУ — или БАТЫЙ монгольский хан, основавший царство Золотой Орды или Дешт и Кипчак. Внук Чингисхана и побочный сын хана Джучи, Б. был признан наследником своего отца и получил во владений Улус Джучи в Средней Азии и на Урале. Он расширил его, покорив… … Казачий словарь-справочник
Исследовательский центр Ахмада Салпагарова
Страницы
среда, 6 мая 2020 г.
Пятигорские черкесы есть карачаевцы (балкарцы)
2.2. В оевода М.И.Волынский обозначил князей и другое свободное сословие Казыевой Кабарды не адыгским сословными титулами «пши и уорк«, а ногайско-карачаевскими титулами «мурза и узден«. Но известно, что сословные названия такая же этническая метка, как и язык, ибо сословия формируются в ходе длительного исторического процесса в каждом народе со своими собственными названиями. Например, никто не спутает в каком народе были ханы или цари. И поэтому, известно, что «мурза» был ногайским, золото-ордынским дворянским титулом, а «узден» есть сословный титул свободного гражданина ногайского, карачаево-балкарского, кумыкского обществ в отличии от «къул»- раб или крепостной. Кроме этого в тексте несколько раз встречается упоминание о принятии присяги кабардинскими князьями посредством клятвы на Коране, что опять таки указывает на их мусульманство в 1613-1643гг, то есть на их золото-ордынское ногайское происхождение в отличии от адыгов, которых Ксаверио Главани еще в 1724г. описывал как язычников. [6]
2.3. Вышеперечиленные ясные факты не помешали большевистскому лже-профессору Е.Н. Кушевой и ее современным последователям тиражировать фальсификации о » пятигорских черкасах адыгах «. Более того Кушеева Е.Н. признавала,что ни в одном из документов XVI—XVII вв этноним «пятигорские черкасы» как самоназвание адыгов или наименование какой либо адыгской этногруппы не встречался, хотя область «Пять гор» упоминалась часто. [7]
Далее мы дадим краткие анонсы и ссылки на свои статьи, в которых даны исторические свидетельства и карты, показывающие проживание в прошлом карачаевцев (балкарцев) в районе Пятигорья и назывании их пятигорскими черкесами (черкасами).
И есть мнение, что кабардинцы, это не черкесы
Есть мнение, что кабары, хазарский народ и это современные кабардинцы.
И есть мнение, что кабардинцы-адыги, это не черкесы.
Ознакомительная статья.
Один из тех, кто придерживался такого мнения о кабарах, был Н.А. Аристов, автор большого труда: «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности» // Живая старина. Год 6, вып. III-IV. СПб, 1896.
Аристов писал, что: «По Константину Багрянородному вследствие междоусобий оставило Хозарию и присоединилось к мадъярам; имя этих кабаров удержалось в название местности Кабарда и в имени (кабардинцы) той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию (княжескiе фамилiи), некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие…», с.311.
В одном можно не сомневаться, что в конце XIX в., Н. Аристов, был в курсе, о тюркских княжеских, аристократических родах кабардинцев. Ведь недаром именно это качество подчеркивал академик В.В. Бартольд: «Сочинения», Том V, издательство «Наука», Главная Редакция Восточной Литературы, Москва, 1968: «За весьма немногими исключениями автор (Аристов) действительно изучил все «исторические сведения», переведённые на европейские языки, и все труды европейских учёных по интересующим его вопросам…», с.266. В тоже время Бартольд подчёркивает, что Аристов своим исследованием «дал возможность рассеять целый ряд установившихся заблуждений, но оказался недостаточным для замены их положениями, построенными на более прочных основаниях. Несмотря на отдельные плодотворные, иногда блестящие гипотезы, в большинстве случаев утверждения автора остаются столь же спорными, как и опровергнутые им теории…», с.266.
В контексте версии, что «кабары» это кабардинцы заблуждение многих. Эту схожесть видели многие исследователи, но это всего лишь схожесть и созвучие слов. Считается, что «Созвучные слова — они одинаково звучат, но могут сильно отличаться по смыслу. К примеру, «подлинный» и «длинный» звучит, похоже, но значение при этом совершенно разное…»
Или термин «Кабардин» в значении говорится, что зверь подобен козе дикой. Находятся в Саянском камении и в Даурах, у которого есть мускус, и называют его кабардина струя (по Палласу).
И в нашем случае также, кабары это не кабардинцы.
Справка из материалов Википедии
« Кава;ры (кабары) — (др.-греч. ;;;;;;;, лат. covares, совр. венг. kabarok, kavarok) — хазарское племя, вошедшее в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён. Основные сведения о них содержатся в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей». Три рода, покинувшие Хазарию в 1-й пол. IX века после неудачного восстания против верховной власти. Ряд исследователей предполагают, что это событие связано с утверждением в Хазарском каганате новой династии…»
Термин «Кабарда» изначально звучал и писался по другому «Кабарты», именно об этой форме названия мы имеем десятки примеров, и в первую очередь в дипломатической переписке вплоть XVIII века писали и говорили Кабарты. В этом слове мы имеем два корневых слова Каб (Копа) и Арты. Исторически известно, что это название связано с Азовским побережьем, с тем местом, где один рукав реки Кубань впадает в Азовское море. И здесь же в XIV веке была основано генуэзскими купцами город-поселение Копа.
Справка из Википедии
«Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населенный пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами…»
Вот один из таких примеров знакомства с географической характеристикой реки.
Справка из Википедии
«В Крыму сохранилось около двадцати крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз…» Говорит ли это, о том, что это связано с именем кабардинского народа. Однозначно, нет.
Если отбросить все легенды и предания и вернуться к исторической науке, то в исторической науке, кабардинцев, черкесами стали называть только в XVII веке. Согласитесь, эти названия в Крыму, да и не только в Крыму, термин «Черкес» появился раньше, в X веке название «черкесы» упоминаются в летописях.
Как вы думаете, какое название появилось раньше в отношении адыгов: Кабарты или Черкесы?
На наш взгляд первым будет термин «Кабарты».
Термин известен в привязке к адыгскому народу, расселявшемуся в XIV веке у города Копы.
Когда было известно название «Кабарты», то относительно адыгов (адыги-самоназвание), то их не называли черкесами. Многие думают, что так называемое «Черкесия» прямо родилось с первых веков нашей эры. Разумеется, нет.
На картах начиная с XV века известны только Пятигорские Черкесы.
Пятигорские черкесы расселялись от Чёрного моря по Кавказскому хребту и до Каспийского моря. Но эти черкесы не были кабардинцами.
И их, не называли кабардинскими черкесами.
Вспомним одну тему историю лоббирования руководством Кабардинской АССР 400-летия добровольного присоединения к России.
В научной статье В.В. Тихонова «История лоббирования руководством
Кабардинской АССР 400-летия «добровольного присоединения» к России» рассказывается, что было несколько попыток привязать определенную дату о добровольности присоединения Кабарды к России в первой половине XVI в.:
«На имя секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова пришло обращение секрета¬ря Кабардинского обкома В. И. Бабича, датированное 20 ноября 1953 г.
В нем утверждалось, что в августе 1954 г. исполняется 400 лет со дня добровольного присоединения Кабарды к России.
Якобы «фактическое и официальное доброволь¬ное присоединение Кабарды к России произошло в 1554 г.»
В своем утверждении В. И. Бабич опирался на мнение московских историков, специалистов по истории Кавказа, докторов исторических наук Н. А. Смирнова (Институт истории АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова) и С. К. Бушуева (МГУ им. М. В. Ломоносова)…», Тихонов.
На самом деле никакого присоединения фактически, не добровольного, ни насильственного не было.
Кабардинцам в упорстве и умении искажать историю не откажешь, да и тут они упорно добивались своего и добились, теперь добиваются, того, что они 101 год воевали с Россией.
Как пишет Тихонов: «В частности, приводилась телеграмма (а не развернутое обоснование) Н. А. Смирнова: «Счи¬таю, что присоединение Кабарды началось тысяча пятьсот пятьдесят четвертом году, большая часть присоединилась тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году. Смирнов»16. Затем рисовалась картина того, как после присоединения к России кабардинское войско разбило крымского хана (при этом давалась ссылка на Н. М. Карамзина) (В этом контексте следует отметить, что в 50-годы XX в., миф «Канжальское сражения», не было востребовано, Х.Т.). Указывалось, что кабардинские войска участвовали в Ливонской войне. Не забыли и историю женитьбы Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Марии Темрюковне, после чего «братские отношения русских и кабардинцев еще более усилились…»
Вот тут небольшая заминка Темрюк Айдаров, вовсе не был кабардинским князем, и дочь в девичестве с тюркским именем Кюченай, была родом из пятигорских черкесов.
Зачем было властным структурам КАССР, представлять о своем вхождении в Россию, именно, как кабардинцев?
Первые посольства были от черкесов, но не от кабардинцев.
Зададимся вопросом, «Кого называли черкесами, а кого кабардинцами?»
В этом нам поможет «Книга Большого Чертежа» 1627 года, официальный государственный документ.
Каждый из вас имеет возможность вчитаться в строки из этой книги и каждому из нас дано право рассуждения и мысли.
В этой книге, чтобы многие могли понять есть термины и значения, которые ранее применяли к названию разных народов.
Многие из нас привыкли, к тому, что, если «Черкес» значит адыг или кабардинец. А всё не так.
Как? Давайте разберёмся.
1.«А Терек река вытекла из реки ис Кура и пала в море, а течёт промеж гор, а по ней розные языки: Кабарда и горские черкесы, и окохи, и осоки, и мичкизы и кугени, и Грузия и Иверская земля в горах по рекам…», с.147, «КБЧ».
Как видим в этой цитате «Кабардинцы» не поименованы «Черкесами», то есть «горские черкесы» это не кабардинцы и не адыги.
2. Второй пример: «и до Чёрного моря / поле и реки, что кочюют Малые Нагаи; и от Астарахани морским берегам до Яика; и реку Яик и до Терка, до Тюменского города; и реку Куму, и по ней Можаров юрт; и реку Терек и по ней Пятигорских черкес и кабарду, в горах ококи, и мичкизы, и осоки и кугены и от Тюменского Дербент Железные Ворота и Шамаху…», с.50, «КБЧ».
От реки Кубань и иных рек до Терку: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Аргудан, Лескен, Урух, Ара-су – Пятигорские черкесы, то есть балкарцы и карачаевцы, они же поименованы в тех же местах в дипломатической переписке 1639, 1650 гг.
И ещё раз мы видим, что «кабардинцы» как черкесы не поименованы, а местожительство река Терк.
Это о кабардинцах: «А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст…» Эта цитата показывает, что кабардинцы расселяются по левой стороне реки Терк до устья реки Кизыл до входа в ущелья Дигоры.
Какова была численность кабардинцев на XVI-XVII веке?
5. Пример пятый: «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».
Как видно «Книга Большого Чертежа» показывает кабардинцев-Кабардой.
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889.
Что Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы). Самое название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау. Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
На 1627 год, адыгоязычные народы, как черкесы не известны. Если судить с того факта, что кабардинцы на 1627 год зафиксированы на реке Терек, то, кто такие, те черкесы, о которых пишет голландский исследователь Николаас Витсен в своей книге:
«Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.
Н. Витсен — бургомистр Амстердама, один из богатейших людей Голландии, находившийся в дружеских отношениях с Петром I. Витсен написал свою работу с конца XVI — начала XVII вв.:
«Чиркассия. Страна чиркесов, расположенная вблизи Каспийского моря, с севера имеет соседями Астраханских нагайцев, с юга – дагестанских и таркусских тартар и с запада – абасов и мигнгрельские народы…», с.685.
И другие чиркасы, о которых пишет Витсен:
«Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687, Это те же балкарцы пяти областей, пяти ущелий, которые называли свою страну – Бештау Эл – Пятигорская страна.
Тема: Черкассы и Пятигоры (Circassi Petigori )
Опции темы
Черкассы и Пятигоры (Circassi Petigori )
На карте голландского картографа Гесселя Герритса, составленной ещё в 1613 году на основе русской карты 1523 года, мы находим народ пятигоров (Petigori) в районе Пятигорья, а чуть восточнее
обозначены черкасы (Circassi), которые на сей карте помещены в землях алан (асов). И заметим, кабардинцы (адыги) на сей карте обозначены западнее пятигоров (явных славян-русских) и черкас.
Швейцарский историк Конрад Геснер (1516—1558) в книге «Митридат» (1555) перечислил 60 народов славянского языка, среди коих он назвал и
«Черкаси Пятигорцы около Чёрного моря» (Circasi Quinquemontani circa Pontum alias Ciercassi).
О том же писал и польский историк и культурный деятель Мацей Меховский (1457—1523). В «Трактате о двух Сарматиях» (1517)
он различил Европейскую и Азиатскую Сарматии.
В Европейской Сарматии проживали, по Меховскому, вандалы и славяне (западные, южные и восточные).
Причём среди восточных славян он выделил группы русов-черкасов (малороссов), их земли в то время входили в состав Речи Посполитой, а также московитов.
И тех, и других он почитал потомками роксалан.
За Доном же, в Азиатской Сарматии, Меховский знал и иные роды черкесов, коих тогда именовали также «пятигорскими черкасами».
«Дальше, к югу,— писал он,— есть ещё какие-то остатки черкесов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку — русские».
Более подробно и обстоятельно о русах и славянах Северного Кавказа рассказал также австрийский посол в Москве Сигизмунд Герберштейн.
В 1527 году он выпустил книгу «Записки о московитских делах», получившую большую известность на Западе.
В этой книге он сделал заключение о близости языков, которыми пользуются «поляки и русские, властвующие на весьма широком пространстве, и черкесы-пятигорцы у Понта (Чёрного моря). ».
О черкесах же он сообщил также: «Русские утверждают, что это христиане, что они живут независимо по своим законам, а церковную службу выполняют по греческому обряду на славянском языке,
которым они и пользуются главным образом в жизни». И это 1527 год! До присоединения Пятигорья к России ещё двести пятьдесят лет!
Между Пятигорским княжеством и Московской Русью на тысячу вёрст раскинулась Золотая Орда, вассальная к Турции, в Диком Поле за Доном кочуют крымчаки и ногайцы.
Своё сочинение Сигизмунд Герберштейн снабдил картой, где он вполне определённо очертил границы расселения донских черкас, а также древнего славянского Пятигорского княжества на Северном Кавказе.
Он даже указал крест, стоящий на самой высокой вершине Пятигорья, то есть на горе Бештау.
Спустя полвека турецкий путешественник и землеописатель Эвлия Челеби (по матери абхазец) рассказал об осаде турками Азова, где сидели донские и запорожские казаки.
Поведал он и о легендах, согласно которым древние города Крыма были основаны славянами.
И он же в 1666 году достиг на Северном Кавказе страны, которую он назвал «Черкесией», но там уже русских казаков-черкесов (черкасов) не застал,
ибо они уже были оттеснены в степи турками и татарами. Оставшиеся же подвергались ассимиляции.
А вот утверждение одного из первых российских историков Василия Никитича Татищева (1686—1750).
Он в своей «Истории Российской с самых древнейших времён» написал следующее: «Оттуда кимбри вышли, где ныне черкасы и пятигоры обитают, и храбрые суть люди.
Язык с нами имеют один». И заметим, что Татищев это написал до того, как Кавказ вошёл в состав России.
И уже тогда было известно, что в Пятигорье жили народы — черкасы и пятигорцы, говорившие на русском языке.
Судя по отрывку из летописи, на Руси черкассы были достаточно известны, причём летописец отмечает, что одно из внешних отличий черкассов – чёрные шапки «Черные Клобукы».
Данные топонимии о миграциях адыгов на украинские земли в развитое и позднее Средневековье
Гипотеза о том, что правители монголов во второй половине XIII в. переселили с Кавказа в Среднее Поднепровье адыгов, которые основали поселение Черкассы, на сегодняшний день уже не выглядит анахронизмом.
Исследователи неоднократно указывали на возможность миграций адыгского населения на украинские земли в Поднепровье в Средние века. При этом данные топонимии привлекались в незначительной степени ввиду того, что очень трудно было сопоставить появление интересующих названий на местности с данными письменных документов. Однако на настоящий момент это представляется возможным.
Относительно же других гидронимов, а также топонимов, у нас есть основание видеть в них следствие миграций адыгского населения на территорию Украины в XI–XVII вв., что подтверждается данными некоторых письменных источников. Это касается, в первую очередь, названий, происшедших от средневековых наименований адыгов – касоги, черкасы.
Имеет смысл обратиться к тем древнерусским летописям, где речь идет о сыне киевского князя Владимира – Мстиславе, который был сначала князем «Тмутороканских земель», а со временем стал и Черниговским князем. Для нас интерес представляет следующее сообщение Ипатьевской летописи:
В Среднем Поднепровье имеется топоним, который может свидельствовать о переселении адыгов в более позднее время. Речь идет о названии города Черкассы, расположенного на правом берегу Днепра. Этот топоним по форме напоминает этноним черкес, распространенный на Северном Кавказе. Именно это и породило в исторической литературе XVI–XIX вв. легенды, согласно которым:
Именно это и позволяет обратиться к фрагменту из сочинения Георгия Пахимера (1242 – около 1310) «История о Михаиле и Андронике Палеологах», где зихи отнесены к числу христианских народов Северного Причерноморья, впрочем как и русские, готы и аланы, которые признали власть Ногая в конце XIII в. 21 Напомним широко известный факт, что византийцы называли адыгов зихами, а не использовали по отношению к ним другие наименования. Однако сообщение Георгия Пахимера так и не объясняет, были ли среди народов Северного Причерноморья, подвергшихся нападению Ногая, зихи, или они пришли вместе с Ногаем с Кавказа? Неясна также территория нахождения этих зихов: либо это
Среднее Поднепровье, либо это Крым?
До недавнего времени исследователи не подвергли анализу топонимы, содержащиеся в люстрациях Каневского и Черкасского замков, датированных 1552 г. Однако там имеются подвергшиеся славянской обработке названия, которые невозможно объяснить из индоевропейских или алтайских языков. Но связать их происхождение с кавказскими (адыгскими) языками, по нашему мнению, вполне возможно. В данном случае себя вполне может оправдать привлечение данных об аналогичных названиях на Северном Кавказе, в первую очередь, в местах расселения адыгского населения.
На территории Украины известно всего лишь несколько сел с аналогичными названиями: Пятигоровка в Луганской обл., Пятигоры в Ровненской обл., Пятигоры в Киевской обл. и Пятигорское в Харьковской обл. И если происхождение названий большинства из них могло иметь отношение к ландшафту местности, то появление сел. Пятигорское в Харьковской обл. вызывает особый интерес.
Этому имеются подтверждения в письменных документах того времени. Так, в московских актовых документах сообщается, что по приказу царя Алексея Михайловича под Харьков и Чугуев неоднократно совершал свои рейды кабардинский князь Каспулат Муцаловия Черкасский в 1678-м и 1679 г. 35 Вполне очевидно, что часть этих пятигорских черкасов могла остаться на землях Слободской Украины, что могло отразиться и в топонимии, т. е. можно предположить, что сел. Пятигорское в Харьковской обл. и было основано ими.
Таким образом, появление на территории Центральной и Восточной Украины топонимов, содержащих этнические названия адыгов, вполне можно связать с миграциями адыгского населения с Северного Кавказа в XI–XVII вв., что вполне соотносимо с информацией письменных источников того времени.
Примечания (Endnotes)
1. В-ко Н. К вопросу о происхождении названия Полтавы // Киевская старина. Т. LXXXI. К., 1903. С. 3; Мацевич Л. К вопросу о происхождении названия «Полтава» // Киевская старина. Киев, 1896. Т. IV.
2. Коков Дж.Н. Кабардинские географические названия: Краткий словарь. Нальчик, 1966. С. 159; Тищенко К. Мовні контакти: свідки формування українців. Киев, 2006. С. 89–90. 35
3. Стрижак О.С. Назви річок Полтавщини. Киев, 1963. С. 27.
4. Описание рек Черниговского наместничества // Записки Черниговского губернского статистического комитета. Чернигов, 1868. Кн. 2. Вып. 1–2. С. 26.
5. Полтавская губерния: Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1862. С. 53.
6. Военно-топографическая карта Российской империи (1869–1890) // history11.ucoz.ru Листы 23, 23–12.
7. Стрижак О.С. Назви річок Полтавщини. С. 27.
8. Гильденштедт. Путешествіе академика Гильденштедта / Переводъ съ немецкаго М. Салтыковой, съ ея предисловіем и съ примечаніями проф. Д.И. Багалея //Харьковскій сборникъ. Вып 5. Харьков, 1891. Прим. 16.
9. Стрижак О.С. Назви річок Полтавщини. С. 27.
10. Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. СПб., 1843. С. 265.
11. Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. II. СПб., 1908. С. 95.
12. Мавродин В.В. Очерки истории Левобережной Украины. Львов, 1940. С. 137.
13. Коринный Н.Н. Переяславская земля. X – первая половина XIII века. Киев, 1991. С. 58.
14. Горленко В.Ф. Об этнониме «черкасы» в отечественной науке конца XVIII – первой половины XIX в. // СЭ. 1982. № 3. С. 96–106.
15. Карпини П. История монгалов // Карпини П. История монгалов. Рубрук Г. Путешествие в восточные страны. М.;Л., 1957. С. 57, 72.
16. Барбаро И. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. Л.,
1971.С. 108; Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 24.
17. Патриаршая Десятая, или Никонова летопись // ПСРЛ. СПб., 1885. Т. X. С. 184; Воскресенская летопись // ПСРЛ. СПб., 1856. Т. VII. С. 34; Никаноровская летопись // ПСРЛ. Т. XXV. М.;Л., 1962. С. 71.
18. Холмогорская летопись // ПСРЛ. Т. XXXIII. Л., 1977. С. 136.
19. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. С. 24.
20. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1905. Т. ІІІ. Ч. 2. Ст. 1969.
21. Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах // Византийские историки. СПб., 1862. Т. I. С. 317.
22. Рець С.К. Звіт про археологічні розвідки і спостереження в районі м. Черкаси 1996 р. // Науковий архів Інституту археології НАН України. 1996. 71 ар.; Куштан Д.П. Звіт про археологічні розвідки у Черкаській околиці за 1999 рік // Науковий архів Інституту археології НАН України. 1999/11. 48 ар.
23. Гадло А.В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византинеоведения. Л., 1991. С. 93–106; Барбаро И. Путешествие в Тану. С. 157; Поркшеян Х.А. К вопросу о пребывании адыгов в Крыму и об их взаимоотношениях с народами Крыма в эпоху Средневековья // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1957. Т. XIII. С. 361–362.
24. Архивъ Юго-Западной Росіи. Кіевъ, 1886. Ч. VII. Т. I. С. 101.
25. Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик, 1974. С. 264–265.
26. Архивъ Юго-Западной Росіи. С. 99.
27. Там же. С. 105.
28. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия. С. 260.
29. Архивъ Юго-Западной Росіи. С. 98.
30. Книга Большому Чертежу. М.–Л., 1950. С. 112.
31. Архивъ Юго-Западной Росіи. С. 104.
32. Архивъ Юго-Западной Росіи. С. 103.
33. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства (Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губ.) в XVI–XVIII столетии. Харьков, 1886. Т. 1. С. 52, 79.
34. Там же. С. 350.
35. Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. Т. I. XVI–XVII вв. М., 1957. С. 362–363, 369–371.
Иллюстрация (ПРОЧЕРК): макет Черкасского замка