Что такое рабочая память
Что такое рабочая память человека? Как ее развить?
Рабочая память человека отвечает за временное хранение информации. Она также отвечает за выбор поведения в тех или иных обстоятельствах, построение аргументированной речи и пр. Еще один синоним рабочей памяти — кратковременная. Впрочем, некоторые ученые уверены в том, что это — 2 разных вида памяти.
Тренировка рабочей памяти взаимосвязаны с концентрацией внимания. Улучшив рабочую память, человек может успешно не обращать внимания на отвлекающие факторы, успешнее переключать внимание и лучше усваивать устную информацию. Используя методики для развития рабочей памяти, человек успешнее погружается в ту или иную тему, успешнее планирует свое рабочее время и дольше концентрируется.
Как понять, что объем моей рабочей памяти нужно увеличить?
Так как улучшить рабочую память?
Первое и самое важное — избавьтесь от всего, что вас отвлекает. Ликвидируйте уведомления на телефоне, новостные рассылки, уведомления браузера. Словом, все, что может вас отвлечь от действительно важных дел.
Старайтесь быть организованными. Если пока для вас это слишком, готовьтесь к важным отчетам и встречам сильно заранее. Это позволит несколько раз все проверить заблаговременно. Если в голове сложно держать большой объем информации — записывайте ее и носите с собой блокнот.
Разрозненную информацию старайтесь объединять в блоки. Посудите сами: отдельные числа всегда сложнее запоминать, чем их комбинации.
Высыпайтесь. Сон особенно сильно влияет на рабочую память. Для того, чтобы лучше высыпаться: за пару часов до отхода ко сну выключите ноутбук и телевизор. Проведите это время в кругу близких людей или за чтением.
Соображай быстрее: как улучшить рабочую память
Авторы: Бретт и Кейт МакКей
Приходится ли тебе давать ответ на сложные вопросы, делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.
Когда-то считалось, что ёмкость рабочей памяти — нечто врождённое, однако исследования в области когнитивистики и психологии показывают, что мы на самом деле можем тренировать её, сделать крепче и быстрее.
Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.
Что такое рабочая память и почему это важно?
Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.
Если ты отвечаешь на вопрос экспромтом, рабочая память — это то, что позволяет быстро находить нужные слова, одновременно произнося речь.
Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.
Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.
Рабочая память также играет важную роль в фокусе и внимании. Мало того, что она позволит нам хранить соответствующую информацию в нашем мозгу, когда мы делаем что-то другое, рабочая память также позволяет игнорировать ненужную информацию, в том числе отвлекающие мысли. Как я уже говорил в совместном подкасте с Кэлом Ньюпортом, это очень редкое умение в нашу эпоху экономики знаний, и, следовательно, гораздо более ценное — способность сосредоточиться и погрузиться в задачи проекта на длительные периоды времени. Укрепление рабочей памяти является жизненно важной частью улучшения общей способности выполнять «глубокую работу».
Мало того, что способность оставаться сосредоточенным делает нас более продуктивными, исследования также показывают, что она вносит свой вклад в общее счастье. Сосредоточенный ум — счастливый ум.
Более того, некоторые исследования показывают, что рабочая память играет важную роль в общем развитии интеллекта — способность решать проблемы анализируя информацию, находить паттерны и взаимосвязи между различными элементами. Следует отметить, однако, что доказательства этой связи спорно, поскольку есть и другие исследования, которые показывают, что рабочая память не влияет на интеллект. Тем не менее, даже если улучшение рабочей памяти непосредственно не делает нас «умнее», как уже говорилось выше, она по-прежнему играет важную роль в эффективности повседневного психического функционирования.
Рабочая память особенно важна для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD — прим.перев.) (что как раз может быть связано с её нарушениями) и для пожилых людей (с возрастом рабочая память ухудшается), но это жизненно важная вещь для всех, кто хочет оставаться на пике своих умственных способностей.
Есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, сложном, комплексном мире, рабочая память постоянно находится под давлением. Мы все страдаем от информационной перегрузки социальных медиа и новостных сообщений, требующих нашего внимания день и ночь. Мозгу приходиться усердно трудиться чтобы выяснить что из этой информации является важным, а что стоит проигнорировать. Голова постоянно перегружена, и таким образом хуже работает. Беспокойство и стресс, вызванный подобным состоянием, также снижает количество рабочей памяти, которой мы располагаем.
Что же можно сделать, чтобы сохранить нашу рабочую память способной работать на полную мощность?
У нас есть два варианта. Первое — уменьшить беспокойство, стресс, отвлекающие факторы и информационную перегрузку. Ценный совет по улучшению жизни по всем фронтам, у меня есть гайд на тему того как эффективно блокировать отвлекающие факторы вашего компьютера и телефона.
Но иногда подобное упрощение не представляется возможным или даже желательным. Мы не можем представить чего захочет босс в последнюю минуту перед дедлайном, или когда нашему ребёнку потребуется помощь врача. И, по правде говоря, большинство из нас относятся к информации как к большому и вкусному шведскому столу, растянутому перед нами онлайн. Конечно, большинство из неё — скучная ерунда, мимо которой можно пройти, однако есть много невероятно интересных вещей, которым стоит научиться.
Так что остаётся вариант два: улучшить и укрепить нашу рабочую память, чтобы мы могли справиться с острыми задачами жизни.
Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.
Как натренировать рабочую память.
Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.
Но исследования не подтверждают обещаний компаний, производящих эти продукты. Вместо того, чтобы увеличить ваш интеллект, игры просто делают вас более крутыми в них самих. В реальном мире нет никакой пользы.
Тем не менее, есть один тип игр, который демонстрирует пользу для улучшения рабочей памяти. Он называется «Упражнение n-back», и это всё равно что положить ваш мозг на наковальню. Жесткая штука.
На самом деле сама по себе игра в «упражнение n-back» даст вам лучшее представление о том, как это работает, но вот как описывает её научный писатель Дэн Хёрли в своей книге «Умнее«:
Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m, вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а, потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.
Что делает это упражнение таким сложным так это то, что строка продолжает двигаться — она не является коротким списком из шести букв, который представлен в примере, но продолжающейся, со всё новыми и новыми буквами, за полторы минуты. Таким образом вы постоянно обновляете и отслеживаете позиции из двух, трёх и четырёх букв, которая постоянно меняется, так как к ней добавляется следующий знак. Это требует полной концентрации. Отвлекитесь на мгновение и вы проиграли.
Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:
Довольно сложно, да?
Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.
Усилия окупятся: исследования показывают, что игра dual n-back, безусловно, увеличивает объём рабочей памяти. Но тут есть ловушка: улучшения являются временными и недолговечными. В то время как участники исследований были способны улучшить рабочую память после 12-недельных программ тренировок в игре, то как только они их прекращали — результаты быстро испарялись. Так что рабочая память — нечто похожее на мускулы: если вы их не используете, то теряете.
Поэтому если вы хотите увеличить емкость рабочей памяти с игрой dual-n-back, вам надо заниматься ей достаточно долго. Большинство исследователей советуют тратить на неё 25 минут в день, или играть хотя бы через день. Также как вы выделяете время для тренировки своего тела, найдите его и для тренировки мозга.
Для тренировок можно использовать сайт с игрой, на который я поставил ссылку выше, или же скачать одно из множества приложений для смартфона. Поиск тебе поможет.
Медитируй. Медитация не только помогает снизить давление и облегчить депрессию, но также и улучшить рабочую память. Одно исследование показало, что после восьми дней осознанного обучения медитации, рабочая память учеников значительно улучшилась по сравнению с теми, кто не принимал участие в обучении. Другие исследования также продемонстрировали подобные результаты. И для получения пользы сеансы медитации не должны быть длинными. Восьми минут в день достаточно.
Исследователи предполагают, что осознанная медитация улучшает рабочую память усиливая способность быть сосредоточенным на одной мысли, игнорируя при этом другие. Она также снижает беспокойство и стресс, которые, как я указывал ранее, ухудшают когнитивные способности.
Начать очень просто. Прочитай наш материал на эту тему, а затем используй приложение для медитации на постоянной основе чтобы держать себя в комфортной форме. Мои любимые — Calm и Headspace.
Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!
Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.
Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.
Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний. Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.
Высыпайтесь. Одно из многих преимуществ хорошего ночного сна — улучшение рабочей памяти. Исследователи обнаружили, что люди, которые получают полные 8 часов сна, на 58 процентов лучше выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, чем те, кто спит меньше.
Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон.
Ваша рабочая память — ключевой компонент того как хорошо и быстро вы думаете и насколько гибким остаётся ваш мозг изо дня в день. Максимизируйте её потенциал с помощью этих рекомендаций, и вы будете в состоянии справиться с любыми задачами.
Процессор, блокнот, буфер: как устроена рабочая память человека
Мозг человека может избавляться от устаревшей информации и сохранять более значимую. Различные элементы, позволяющие соединять важные данные, полученные ранее, и текущие сведения, взаимодействуют в рабочей памяти. «Рабочая память человека: что бывает, если она не работает» — лекция на эту тему состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу» ВШЭ, поддерживаемого Москино.
Младший научный сотрудник НИУ ВШЭ и МФТИ Никита Отставнов предложил слушателям, собравшимся в парке «Музеон», начать с небольшой тренировки памяти, повторив несколько цифровых рядов и четверостишие Редьярда Киплинга. Во время «разогрева» начался небольшой дождь, но никто из слушателей не покинул аудиторию под открытым небом: одни раскрыли зонтики, другие надели ветровки и плащи.
Никита Отставнов рассказал, что память можно разобрать на когнитивные составляющие — долговременную и кратковременную память. В кратковременной памяти содержатся текущие сведения, которые в зависимости от важности могут попасть в долговременную или забыться. Долговременную память, где хранится важная информация, можно разделить на процедурную и навыковую. Примерами процедурной памяти эксперт назвал вождение и танец. Пределы долговременной памяти до конца не исследованы. В экспериментах, когда людям показывают фото, затем их перемешивают и предлагают разделить снимки на уже показанные и новые, испытуемые справлялись с двумя тысячами и даже десятью тысячами фото. Но данных о возможности работать с бо́льшим количеством фото нет.
В качестве иллюстрации действия механизмов памяти Никита Отставнов привел пример с покупкой продуктов. Покупатель пользуется разными видами памяти. Так, образ продукта и отличие, скажем, мандарина от апельсина, а также дорога до магазина хранятся в долговременной памяти, а текущая цена продуктов — в кратковременной.
Таким образом, покупка продуктов требует взаимодействия разных элементов памяти: список продуктов находится в кратковременной памяти, а средние цены на них — в долговременной. Еще один важный момент: обычно мы рассчитываем примерную стоимость покупки, и, если кассир называет нам цену, отличающуюся от прогнозируемой в бо́льшую сторону, мы начинаем задавать вопросы и требовать сверить результат с ценами, которые мы видели. Если в итоге нам продали яблоки, молоко и хлеб по «правильной» цене, мы забываем ее, но можем запомнить факт попытки завысить цену.
Эксперт пояснил, что данные из кратковременной и долговременной памяти соединяются в рабочей памяти, предназначенной для сопоставления и обработки текущей и прежней информации. Некоторые специалисты считают кратковременную память частью рабочей, Никита Отставнов разделяет эти два вида памяти.
Рабочая память отчасти имеет признаки долговременной, поскольку сохраняет информацию, необходимую в дальнейшей деятельности, а ненужные данные вычищаются, уступая место более актуальным.
В кратковременной памяти информация только хранится, а в рабочей она еще и обрабатывается
Еще одно отличие: кратковременная память едина, а рабочая состоит из отдельных компонентов.
Алан Бэддели, создатель мультикомпонентной модели рабочей памяти, доказал, что рабочая память состоит из разных элементов. Сейчас принято считать, что она включает в себя центральный процессор, или управляющий элемент, координирующий когнитивные процессы и управляющий вниманием, отвечающий за обработку речи, а также визуально-пространственный блокнот (пространственная рабочая память) и эпизодический буфер. В эпизоде с покупкой пространственный блокнот отвечал за то, чтобы человек дошел до магазина, эпизодический буфер — вспомнил, что такое яблоко, а процессор — рассчитал сумму покупки.
Сканирование головы, говорит эксперт, показало, что при запуске рабочей памяти активируются передняя часть лобной коры и теменная кора. Лобная кора ответственна за планирование действий, контроль поведения и выбор слов. Теменная кора задействуется в момент концентрации внимания.
Эти особенности, а также отличие между кратковременной и рабочей памятью выяснились неожиданно: у пациента, страдавшего эпилепсией, удалили из мозга очаг, который, как предполагалось, вызывал припадки. Одновременно был удален и участок, отвечавший за перевод кратковременной памяти в долговременную. В итоге человек забывал все через 2-3 минуты.
Различные нарушения внимания и моторики вызваны нарушениями рабочей памяти. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) мы можем найти неполадки в строении центрального процессора. У таких детей меньше теменная кора, из-за чего им труднее сосредоточиваться, и мозжечок, что приводит к гиперактивности. Такие нарушения могут быть связаны не только с генетикой, развитием плода и развитием ребенка в первые недели жизни, но и с образовательной средой. В школах с большими классами педагогу нужно учить всех, и он не успевает уделить достаточно внимания ученику с СДВГ.
Объем и строение рабочей памяти влияют на успехи в образовании. Выявление проблем порождает поиск методов их исправления и (или) лечения. Нейронаука предлагает стимулировать мозг и его отдельные области, в том числе лобной и теменной коры, слабыми разрядами электрического тока.
Никита Отставнов рассказал об эксперименте, когда одной группе стимулировали обе области коры, другой — только лобную часть, третьей — только теменную, а четвертой — ни одной. Он показал, что стимуляция обеих областей приводит к наиболее существенному эффекту, только лобной коры — к несколько меньшему, только теменной — к несущественному. При этом важно понимать, что электростимуляция или использование специальных фармацевтических препаратов положительно влияют только при нарушениях памяти и на людей с небольшой прилобной корой. Улучшить память с помощью таблеток или стимуляции не получится.
Есть несколько мнемотехник, улучшающих запоминание. Например, рассказал Никита Отставнов, чтобы не забыть, что нужно купить, можно придумать историю с нужными вам продуктами, причем чем абсурднее и страннее она будет, тем лучше запомнится.
Вычеркнуть воспоминания из памяти практически невозможно, но можно их переработать так, чтобы они стали менее болезненными. В частности, переработке воспоминаний помогает творческая деятельность. При этом надо понимать, что вспомнить не значит точно воспроизвести события прошлого, они дополняются какими-то новыми деталями и, напротив, теряют отдельные элементы.
Объем рабочей памяти человека нестабилен: в детстве он небольшой, растет до 25-30 лет, когда достигает максимума, затем снижается. Причем повседневные заботы уменьшают объем рабочей памяти
Главной тренировкой памяти Никита Отставнов назвал резкое ограничение пользования гаджетами, применение которых в текущей деятельности ограничивает активность соответствующих долей мозга. Среди обычных практик для развития и поддержания рабочей памяти он отметил запоминание букв, цифр и слов или, например, упражнение с разноцветными карандашами, когда их выкладывают в определенной последовательности, а затем перемешивают и просят разместить в том же или противоположном порядке.
Еще одним способом улучшения памяти эксперт Вышки назвал запоминание через объяснение информации другому человеку. Необходимость ясно донести те или иные сведения вынуждает глубже изучить их, активизирует работу соответствующих долей мозга.
Анатомия принятия решений: что такое рабочая память и можно ли ее улучшить
Человеческая память не единородна, она состоит из множества разных компонентов: долговременной памяти, в которой хранится прошлое; сенсорной, собирающей ощущения наших органов чувств; кратковременной, охватывающей последнюю половину только что прошедшей минуты. Наконец, есть рабочая память, при помощи которой мы обрабатываем информацию. Можно ли улучшить наши когнитивные способности, «расширив» рабочую память? Рассказывает Никита Отставнов.
Когнитивные функции в повседневной жизни
Любое дело требует от нас включения когнитивных способностей. Работаете ли вы программистом, учителем в школе, пилотом самолета или ученым, для успешного выполнения любой деятельности необходимы внимание, восприятие, память и мышление. Однако каждая из этих когнитивных функций имеет свои особенности и подтипы.
Попробуем провести научно-популярный анализ простого дела, которое выполняет каждый из нас, — похода за продуктами. Ментально мы совершим путешествие в магазин и разберем этот процесс на когнитивные составляющие.
Мы приходим в магазин. Как правило, у нас есть определенный список продуктов (или приблизительное понимание того, что мы хотим купить).
Например, мы хотим купить яблоко. Так как мы взрослые люди, у нас в памяти уже хранится его образ: что это такое, как выглядит. Именно поэтому среди множества других фруктов мы можем найти яблоко. Если бы вместо нас в магазин пошел маленький ребенок, он мог бы не найти яблоко, так как в его памяти еще нет такой категории.
Читайте также
Итак, мы нашли яблоко. Теперь смотрим на его цену. Внутреннее ощущение говорит нам, что яблоко продается либо по очень выгодной цене, либо по завышенной. Чтобы понять, устраивает ли нас цена, мы вспоминаем некую среднюю цену, за которую привыкли брать этот фрукт. Сравнивая две цены, мы принимаем решение: брать яблоки или нет. При этом мы запоминаем примерную стоимость продукта, который берем, чтобы потом посчитать сумму, которую должны будем заплатить.
После выбора яблока мы идем к следующему прилавку и здесь выбираем, например, молоко. Весь описанный процесс повторяется. При этом к ориентировочной цене яблока прибавляется цена молока. Если яблоко стоит примерно 30 рублей, а молоко 70, то мы ожидаем, что на кассе заплатим примерно 100 рублей. Далее процесс повторяется с другими продуктами.
Интересно, что, пока мы выбираем, что купить, мозг тормозит всё ненужное (например, мысли о ситуации на работе или о задачах, которые нужно будет выполнить завтра). Он поддерживает нашу мотивацию и постоянно напоминает нам о цели нашего похода в магазин — поесть.
Подойдя к кассе и расплатившись, мы смотрим на чек. В голове мы сравниваем цифры в чеке с предполагаемой ценой в 100 рублей за два продукта. Далее вновь принимаем решение: «Всё верно, можно идти домой» или «Обманули. Пойду выяснять». После шопинга мы приходим домой, ужинаем и забываем обо всех мыслях, которые наполняли наш мозг в магазине. Таким образом, даже самое простое дело вроде похода в магазин требует включения целого ряда когнитивных функций. Попробуем разобраться в том, каких именно.
В 1986 году два американских ученых Ричард Аткинсон и Ричард Мартин Шиффрин выделили три типа памяти в зависимости от длительности сохранения воспоминаний: долговременную, кратковременную и сенсорную (ультракороткую).
Может быть интересно
Сенсорная память — это память наших рецепторов. Она очень точная, но слишком краткая, чтобы как-то влиять на наше поведение.
Долговременная память — это вся та информация, которая хранится в нашей голове долго, возможно, всегда. Ряд исследователей предполагают, что мы запоминаем практически все моменты нашей жизни и с помощью гипноза их можно восстановить. Однако другие ученые утверждают, что со временем мы можем терять доступ к таким воспоминаниям. К долговременной памяти относят наше знание самих себя, своей биографии, различных теорий и концепций.
Кратковременная память — это промежуточная стадия, когда информация удерживается в голове, скажем, 20–30 секунд. В фильме Кристофера Нолана Memento у героя была антероградная амнезия: он запоминал всё, что происходит, но лишь на 20–30 секунд. Затем вся информация забывалась, так и не достигнув долговременной памяти.
В реальной жизни был похожий случай, когда пациенту Генри Молисону вырезали эпилептический очаг в гиппокампе, удалив и сам гиппокамп, и соседствующие структуры. С тех пор память Молисона ограничивалась лишь секундами, а долговременные воспоминания не формировались вовсе с момента операции (кроме моторной памяти). Он всю жизнь (82 года) считал, что ему 27 лет.
Что из вышеперечисленной информации и мыслей в момент шопинга вы храните в долговременной памяти? А что в кратковременной? Скорее всего, в долговременной памяти будет храниться понимание того, что есть яблоко и что из себя представляет молоко. Здесь же у вас находится интуитивное чувство цены — некая средняя цена, по которой вы привыкли брать продукт. Текущую цену вы будете сравнивать именно с ней и тогда сможете принять решение о покупке.
В кратковременной памяти мы храним список продуктов, которые хотим купить, причем в двух формах: отдельно — продукты, уже положенные в корзину, отдельно те, которые еще нужно взять. В кратковременной памяти также хранится суммарная цена товаров, которую мы затем сравниваем с ценой в чеке.
И здесь возникает вопрос: какая-то часть информации содержится в долговременной памяти (средняя цена), какая-то в кратковременной (текущая цена), а где же данные интегрируются? Где мы принимаем решение и анализируем всё то нагромождение информации, которое находится в нашей голове? Такое место выделили в человеческой психике и по аналогии с компьютером назвали его рабочей памятью.
Феномен рабочей памяти
Рабочая память, она же оперативная — это ментальное пространство в нашей памяти, куда мы складываем информацию, нужную для выполнения какой-то задачи здесь и сейчас. При этом всё, что находится в такой памяти, открыто для молниеносного доступа. К примеру, пока я пишу эту статью, в моей рабочей памяти находится план, по которому я ее пишу, источники, к которым обращаюсь, концепции, которые хранятся в долговременной памяти, но нужны для подготовки статьи в текущий момент.
Оперативную память можно сравнить с ментальным рабочим столом в голове. Каждый раз на нем оказывается какая-то информация, которую мы обрабатываем. Например, во время шопинга на нашем рабочем столе лежало несколько листов с информацией, которую необходимо было обработать: на одном листе бумаги была цена 30 рублей (за яблоко), на другом 70 рублей (за молоко). Посчитав сумму, мы как бы добавляем еще один лист, на котором сохраняем получившееся число, — 100 рублей. Получается, что на столе одновременно находятся все три числа.
Вместо чисел могут быть и другие типы информации: образ яблока и его название. Если мы читаем книгу, то речь будет идти об образах слов и их значениях. Если мы мечтаем об отпуске на Карибах, то образы пляжа и звуки моря будут соединяться друг с другом здесь же, в рабочей памяти.
Рисунок автора статьи
Таким образом, рабочая память — то место, где происходит смысловая обработка информации. Здесь мы сравниваем, считаем, устанавливаем логические и смысловые связи.
Однако ментальный рабочей стол неидеален. Во-первых, оперативная память хранит информацию ограниченное время. Через какой-то промежуток ментальный рабочий стол словно переворачивается.
Затем возвращается в прежнее положение, но уже очистившись от всего ненужного. Теперь рабочая память готова принять другую информацию. Как правило, время хранения данных в рабочей памяти зависит от самой задачи, но оно редко превышает минуту. Если вы хотите хранить в ней информацию дольше, то можете начать повторять ее про себя, как номер телефона, когда пытаетесь его запомнить.
Иногда это повторение трудно остановить.
Например, известен такой феномен, как руминации — навязчивые мысли. Каждый сталкивался с ситуацией, когда какая-то мысль прокручивается в голове вновь и вновь и мы не можем ее остановить. Как правило, это негативные мысли, вызывающие соответствующие эмоции.
Например, если мы поссорились с близким человеком, то начинаем мысленно вспоминать эту ситуацию раз за разом. И мысли словно поддерживают эмоциональное возбуждение. В итоге они захламляют нашу рабочую память. Из-за этого мы не можем нормально сконцентрироваться и выполнить то, что нужно, — у нас просто не остается когнитивного ресурса.
Вы когда-нибудь видели бесконечный стол? Вторая особенность рабочей памяти заключается в том, что она не бесконечна по объему, как любой стол — по размеру. Точный ее объем никто сказать не может. Джордж Миллер, проанализировав в 1956 году множество экспериментов на запоминание десятичных и бинарных чисел, а также слов и деталей изображений, установил, что мы способны в один момент времени держать в памяти лишь 7 элементов (+/-2) информации (усредненная цифра!). Это известное магическое число Миллера.
Позднее Нельсон Кован, известный исследователь памяти, пришел к выводу, что цифра 7 завышена. Он получил данные о том, что мы можем одновременно держать в рабочей памяти лишь 4–5 элементов информации.
Основное, что нужно знать об объеме информации в рабочей памяти, так это то, что она, судя по всему, непритязательна к типу данных. Вернемся к нашему примеру со столом: на нем вместо листов бумаги на самом деле стоят 7 лотков для бумаги, куда вы можете положить всё что угодно — одну букву, одну цифру, предложение, историю, книгу, концепцию, теорию и т. д. Умелую комбинацию информации в единый смысловой блок, который помещается в один лоток, активно использует мнемотехника. Такой прием называется chunking — объединение информации в смысловые фрагменты. Мы часто используем chunking, например, запоминая номер телефона. Слова — тоже пример такого объединения, когда разные буквы приобретают смысл.
Рисунок автора статьи
Как только задача выполнена, информация о ней исчезает из рабочей памяти: часть ее забывается, а часть переходит в долговременную память. Место в рабочей памяти сразу же занимает другая информация, релевантная новой задаче. То есть по аналогии с компьютерами происходит обновление информации.
Благодаря рабочей памяти мы с вами можем говорить (потому что нужно помнить и одновременно формулировать мысли), читать, считать, программировать, даже фантазировать! Вся информация, необходимая для каждого из этих процессов, хранится именно в рабочей памяти. Таким образом,
оперативная память влияет на фундаментальные процессы нашей жизнедеятельности. Поэтому получается, что, имея слабую рабочую память, человек в принципе живет хуже!
И это действительно так. В многочисленных исследованиях ученые показали, что объем рабочей памяти отличается у разных людей (и даже у одного человека в зависимости от времени дня, возраста).
Ее маленький объем связывают с трудностями в обучении и жизни в целом. Считается, что качество жизни людей с небольшим объемом оперативной памяти ниже.
Некоторые ученые объясняют малым объемом рабочей памяти проблемы детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — таким детям очень трудно усидеть на месте и сфокусироваться на чем-либо.
Важно понимать разницу между кратковременной и рабочей памятью. Первая необходима для хранения информации, она не участвует в обработке. Кратковременная память — как транзитный логистический пункт. Вторая необходима для обработки данных, и в этом заключается ее главная функция. Еще одно отличие в том, что кратковременная память хранит информацию в целостном виде, а рабочая разделяет на компоненты: аудиальный и визуальный.
Структура рабочей памяти
Алан Бэддели — британский психолог, самый известный исследователь рабочей памяти. Он изучал ее, используя простые тесты на запоминание. Например, так называемый тест на запоминание цифр (digit span): вам называют несколько цифр, вы должны их повторить. Если вы повторили правильно, количество цифр увеличивается на одну и тест повторяется. Он прекращается в тот момент, когда вы как минимум трижды не смогли вспомнить какое-то число. Эта задача сама по себе проверяет кратковременную память. Чтобы проверить рабочую память, ученые просят респондентов вспоминать цифры в обратном порядке. Задача становится более сложной, но и более интересной.
Другой вариант — тест на пространственную память (spatial span). В этом случае испытуемому показывают поле, разделенное на несколько ячеек. В какой-то момент в одной ячейке появляется цветная точка, затем она появляется в другой ячейке и т. д. То есть возникает некая последовательность из точек, которую необходимо запомнить и повторить в обратном порядке. При правильном ответе последовательность также удлиняется.
Бэддели объединил эти две парадигмы в один эксперимент и представил так называемую двойную задачу (dual-task). Участник должен был выполнять оба упражнения одновременно.
В результате выяснилось, что если одновременно давать человеку две задачи на символьную память, то он с ними не справляется — одна задача мешает другой. То же самое происходило с задачами на пространственную память. Однако если дать одновременно пространственную и символьную задачи, участник эксперимента вполне успешно справится с обеими.
Читайте также
Бэддели сделал вывод, что рабочая память состоит из компонентов. Первый — фонологическая петля. «Фоно» с греческого переводится как «звук». Этот компонент отвечает за вербальную и звуковую информацию. Второй компонент — пространственно-визуальный блокнот. Он отвечает за обработку любых данных, связанных с расположением, размером, формой объекта.
Информация в этих компонентах обрабатывается независимо и параллельно. Затем она поступает в третий компонент — центральный процессор. Именно благодаря ему мы способны обрабатывать информацию и контролировать наше внимание.
Позднее Бэддели выделил четвертый компонент — эпизодический буфер. Ученый предположил, что его функцией может быть перевод информации из разных модальностей на единый язык, которым в дальнейшем пользуется центральный процессор. Если провести аналогию с компьютером, можно сказать, что аудиофайлы хранятся в формате MP3, а изображения — в JPEG. Чтобы объединить их, эпизодический буфер приводит оба формата к единому коду. Также именно в эпизодическом буфере мы добавляем в нашу рабочую память воспоминания из долговременной памяти: например, образ яблока, молока, среднюю цену. Далее эпизодический буфер передает всю информацию в центральный процессор.
Источник
Нейроанатомия рабочей памяти
Для проверки модели многокомпонентности рабочей памяти, предложенной Бэддели, достаточно поместить человека в МРТ-сканер и дать ему тесты на пространственную память и на запоминание цифр. Ученые, разумеется, сделали это.
Практически для каждого из тестов на рабочую память (а их гораздо больше, чем описано в статье) ученые обнаруживали активацию префронтальной коры мозга. Это передняя лобная доля мозга, которая в науке ассоциируется с сознательным контролем нашей деятельности. Отсюда возникает догадка: если префронтальная кора активна, когда мы в сознании, то, может быть, рабочая память — это и есть сознание? Или по крайней мере его часть? Если так, то наша память в текущий момент может стать ответом на вопрос: что же такое сознание? Однако данная научная дискуссия еще не завершена и ответ не найден.
Так как префронтальная кора активируется чаще всего, это может указывать на то, что она отвечает за работу центрального процессора — главного компонента рабочей памяти.
Источник
Ученые также обнаружили, что правое полушарие мозга сильнее активируется при обработке пространственно-визуальной информации, а левое — при обработке пространственной и вербальной.
Позднее Тор Вагер и Эдвард Смит показали, что если мы запоминаем упорядоченную информацию, то активируется не только префронтальная, но и теменная кора. Эта же доля мозга активируется в тот момент, когда нам необходимо контролировать наше внимание. Выходит, внимание может быть частью рабочей памяти. Мозг может контролировать внимание, фокусируясь на важной информации, которая содержится в разных его зонах. А затем эта информация поступает в префронтальную кору для обработки. В таком случае теменную кору можно приравнять к эпизодическому буферу.
Источник
По итогам многочисленных исследований ученые сделали вывод, что нет единой зоны мозга, ответственной за рабочую память. Есть разные участки, которые активируются при разных задачах, некоторые — чаще, некоторые — реже. И активируются они совместно с какими-то другими. Обобщая результаты, ученые постулировали, что важна не какая-то конкретная зона в мозге, а нейронная сеть, объединяющая целый ряд областей. Для рабочей памяти такая сеть включает префронтальную и теменную кору. Отсюда ее название — префронтально-теменная сеть.
Зная локализацию рабочей памяти в мозге, а также понимая тот факт, что чем больше ее объем, тем выше качество жизни, ученые пытаются найти способы воздействовать на мозг, чтобы повысить когнитивную эффективность.
В науке и образовании выделяются два основных пути влияния на объем рабочей памяти, хотя бы на короткое время. Первый путь — улучшать рабочую память с помощью «когнитивного тренинга». Для этого ученые разрабатывают специальные задачи и тренируют память, словно мышцы в тренажерном зале. Зачастую специальными задачами являются те, которые используются для проверки объема рабочей памяти.
Второй путь называют нейроразгонкой. Для нее используются технологии, которые уже показали себя как надежный способ влиять на головной мозг (в случае депрессий, например). Одна из таких технологий — стимулирование мозга слабым постоянным или переменным электрическим током, то есть транскраниальная стимуляция. Было проведено множество исследований, которые показали положительное влияние данного метода на эффективность решения задач для рабочей памяти. Суть экспериментов сводилась к тому, что на голову участников крепили электроды и через них подавали слабый ток к конкретной зоне мозга. Для рабочей памяти это теменная и префронтальная кора.
Источник
Однако в научных журналах можно найти и множество статей о том, что в результате использования данной технологии улучшения не были зафиксированы.
Ученые сходятся во мнении, что результаты зависят от параметров стимулирования и конкретного участника эксперимента.
Зачем увеличивать объем вашей рабочей памяти, если она и так максимальна? Значительно проще увеличить ее объем у пациентов с проблемами.
Рабочая память у человека и животных
Люди — самый интеллектуальный вид на Земле. По крайней мере так думает само человечество. Мы создаем произведения искусств, строим города и покоряем космос. Что позволяет нам так эффективно использовать свой мозг? Рабочая память?
Может быть интересно
Ученые проверили данную гипотезу, сравнив рабочую память человека и эволюционно наиболее близких к нам животных — шимпанзе.
Обученные воспроизводить числовой ряд шимпанзе при выполнении задачи, где им показывали последовательность чисел в разных местах экрана, могли воспроизвести с помощью рабочей памяти стимулы на несколько процентов точнее, чем люди, решающие ту же задачу.
Источник
Позднее ученые из Университета Макса Планка в Германии продемонстрировали сходства между рабочей памятью шимпанзе и человека: самые успешные шимпанзе запомнили как минимум четыре элемента (как и человек), одна молодая особь — более семи. Результаты были получены при выполнении задачи на поиск пищи в нескольких непрозрачных коробках. Шимпанзе сперва видели, куда экспериментаторы прячут еду. Через некоторое время они могли начать поиск, указывая на коробки в определенном порядке. Если в выбранной коробке находилась еда, обезьяна получала ее.
Люди обычно хуже справляются с тестами на рабочую память, если им нужно что-то делать параллельно (то есть присутствует задача-дистрактор). Точно так же снижалась и производительность шимпанзе, если им приходилось выполнять вторую аналогичную задачу в тот же момент времени.
Наиболее очевидное различие между шимпанзе и человеком заключалось не в объеме рабочей памяти, а в стратегиях поиска информации: шимпанзе перебирает варианты, а человек рассуждает.
Судя по таким исследованиям, глобальной разницы в рабочей памяти животных и людей нет. А это значит, что концепция рабочей памяти не способна объяснить наше интеллектуальное превосходство. В данном случае вопрос заключается не в объеме оперативной памяти, а в том, как мы с ней работаем, какие стратегии используем для организации информации и ее обработки.
Резюмируя, стоит сказать, что рабочая память — это подтип памяти в целом, в котором происходит обработка информации. Ее функционирование крайне важно для нашей жизни, оно определяет наше эмоциональное и интеллектуальное состояние. Возможно, рабочая память — это часть сознания и ключ к его изучению. Но доказательств этому наука пока не нашла. Рабочую память можно и нужно улучшать, и ученые активно ищут способы для этого. Одним из ключей к пониманию феномена рабочей памяти являются проблемы и болезни, вызванные тем, что эта память работает неправильно. Таким неприятным симптомам и их последствиям мы посвятим отдельную статью, где предложим некоторые методы их профилактики.