Что такое рабочее движение в истории

Значение словосочетания «рабочее движение»

Что такое рабочее движение в истории. Смотреть фото Что такое рабочее движение в истории. Смотреть картинку Что такое рабочее движение в истории. Картинка про Что такое рабочее движение в истории. Фото Что такое рабочее движение в истории

в широком смысле, рабочее движение — социальные массовые движения наёмных рабочих (пролетариат) и их семей в странах с развивающейся или развитой промышленностью с целью достижения эмансипации рабочего класса или какого-либо конкретного улучшения условий жизни и труда, особенно путём борьбы за принятие законов, регулирующих трудовые отношения. К этому определению можно отнести также общественные беспорядки, акции протеста, стихийные забастовки и др. неорганизованную деятельность как средство экономической или политической борьбы с классом эксплуататоров и обслуживающей его интересы властью.

в более узком смысле, рабочее движение — это организационное сплочение рабочих с целью улучшения своего социального положения и завоевания политических прав.

Кроме рабочих, в рабочем движении могут участвовать представители высших классов и различные политические группы.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое рабочее движение в истории. Смотреть фото Что такое рабочее движение в истории. Смотреть картинку Что такое рабочее движение в истории. Картинка про Что такое рабочее движение в истории. Фото Что такое рабочее движение в историиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова сановный (прилагательное):

Источник

Рабочее движение

Что такое рабочее движение в истории. Смотреть фото Что такое рабочее движение в истории. Смотреть картинку Что такое рабочее движение в истории. Картинка про Что такое рабочее движение в истории. Фото Что такое рабочее движение в истории

Что такое рабочее движение в истории. Смотреть фото Что такое рабочее движение в истории. Смотреть картинку Что такое рабочее движение в истории. Картинка про Что такое рабочее движение в истории. Фото Что такое рабочее движение в истории

Что такое рабочее движение в истории. Смотреть фото Что такое рабочее движение в истории. Смотреть картинку Что такое рабочее движение в истории. Картинка про Что такое рабочее движение в истории. Фото Что такое рабочее движение в истории

Рабочее движение может пониматься двояко:

Кроме рабочих, в рабочем движении могут участвовать представители высших классов и различные политические группы.

Организационные формы

Рабочее движение в более узком смысле, что особенно характерно для Центральной Европы, состоит из четырех основных типов:

1. Профсоюзы являются представителями интересов работников предприятий и, среди прочего, добиваются повышения зарплат и улучшения условий труда.

3. Товарищества (например, потребительские, строительно-долевые) как организации взаимопомощи.

4. Досуговые и образовательные объединения; например, образовательные, спортивные и садоводческие объединения для рабочих.

Истоки

Центральной предпосылкой возникновения рабочего движения и его организаций был общий для рабочих социальный, экономический и политический опыт. Сюда относится в первую очередь опыт работы на промышленных предприятиях и внутрипроизводственное соотношение классовых сил, а также опыт жизни в пролетарских кварталах быстро растущих городов. Становление промышленности сопровождалось произволом фабрикантов по отношению к своим рабочим, стремящихся выжать максимум прибыли из своего производства с минимальными убытками. На заре индустриализации отсутствовало какое-либо трудовое законодательство, и рабочие были вынуждены работать более 12 часов в день, а сами фабриканты в условиях механизации производства предпочитали использовать дешевый детский труд.

Начало рабочему движению положило разрушение машин луддитами в Англии во время промышленной революции, которой предшествовал упадок в сельском хозяйстве и массовое переселение людей из сел в города. В машинах, с их высокой производительностью, рабочие видели своих главных конкурентов на рынке труда. Само название «луддиты» произошло от англичанина Неда Лудда, который в 1779 г. разрушил ткацкий станок. Позднее рабочие поняли, что не машины являлись их врагом, но способ их использования, и тогда их гнев обратился в сторону работодателей. Позднее это привело к появлению профсоюзного движения (синдикализма) как движения сопротивления капиталу.

Реакцией английского правительства стало запрещение каких-либо рабочих объединений. В истории рабочего движения был период преследований и работы в подполье. В 18-м и начале 19-го вв. группы рабочих, например, «толпаддлские мученики» в Толпаддле, Дорсет, Англия, подвергались наказаниям и высылались в колонии, что было незаконным в то время.

В первые десятилетия индустриализации условия жизни рабочих существенно ухудшились:

— продолжительность рабочего дня увеличилась;

— повсеместно распространилось использование детского труда;

— отсутствовала система выплат работникам по болезни, вынужденному простою или при выходе на пенсию.

Это стало причиной возникновения профсоюзов, в которых объединялись рабочие одной отрасли для защиты своих социальных завоеваний посредством забастовок. Рабочие основывали общества взаимной помощи, располагающими общественными кассами, финансируемыми из членским взносов.

Важнейшей целью раннего рабочего движения было обеспечение достойного человеческого существования, для чего выдвигались требования установить минимальный размер оплаты труда, 8-часовой рабочий день, пятидневку, введение охраны труда, защиты от увольнений, пособий по болезни и безработице. Достижение этих целей происходило медленно, путем переговоров, общественной деятельности, а также забастовок.

В 1834 г. образовался Большой Тред-Юнион (включающий в себя отраслевые профсоюзы), в котором вступительные взносы для новых членов были завышены.

Изначально британский тред-юнионизм выдвигал чисто экономические требования, не ставя перед собой цель политических революционных преобразований. В настоящее время синдикализм имеет несколько разновидностей: марксистский; социал-демократический; революционный; корпоративный синдикализм, а также анархо-синдикализм.

В течение 1830-х и 40-х гг. образуются рабочие объединения в странах континентальной Европы, прежде всего в Германии, Франции, Испании и Бельгии. Рабочее движение в большинстве промышленных стран действовало также через другие организации, например, кооперативы.

В 1838 и 1848 гг. британское рабочее движение перешло к политической деятельности — чартизму (движение в Англии, которое осуществляло давление на парламент путем подачи подписей в поддержку хартий, в которых требовались определенные гражданские права. В одной из этих хартий от 1838 г. содержалась демократическая программа, основанная на всеобщем праве голоса для мужчин). Чартизм организовывал забастовки, но это движение потерпело неудачу по причинам репрессий со стороны государства, внутренних разногласий и поражения революций 1848 г. в Европе.

Рабочие объединялись в республиканские и левые организации, добиваясь права голоса для мужчин. После революций 1848 г. под влиянием социалистических идей стали появляться классовые рабочие партии.

Рабочее движение и социализм

Развитие рабочего движения также тесно связано с открытой баррикадной борьбой во время революций в 1840-е гг. в различных европейских странах. Как раз в это время возникает современная форма социализма, известного своей радикальной критикой капиталистической системы и идеей о создании модели общества, в котором собственность и средства производства являются коллективными, а также о том, что рабочий класс является движущей силой этих преобразований.

Социалистическое рабочее движение сложилось в середине девятнадцатого века при активном участии основателей марксизма Карла Маркса, Фридриха Энгельса, а таже анархистов Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Создание Первого Интернационала произошло по инициативе английских тред-юнионов и французских рабочих, находившихся под влиянием идей Прудона. Лозунгом Первого Интернационала стала фраза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», которая стала впоследствии девизом всего социалистического рабочего движения.

Фердинанд Лассаль в 1863 г. из «Немецкого союза» и «Общегерманского рабочего объединения» (нем. Allgemeiner Deutscher Arbeiterverein — ADAV) организовал первую рабочую партию Германии, пока еще на принципах товарищеской взаимопомощи. Вильгельм Либкнехт и Август Бебель, ведущие члены Объединительного съезда германских рабочих организаций, структуры, конкурирующей с ADAV, основали в 1869 г. Социал-демократическую рабочую партию (SDAP) на основе марксистской идеологии. В 1875 г. в Готе ADAV и SDAP объединились в Социалистическую рабочую партию Германии (Sozialistische Arbeiterpartei — SAP), из которой в 1890 г. возникла Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) (нем. Sozialdemokratische Partei Deutschlands — SPD). В конце 19-го в. и в начале 20-го в. социал-демократия в Германии и в большинстве других стран была еще тесно связана с рабочим движением и имела четкие марксистские позиции.

В некоторых англосаксонских странах (Великобритания, Австралия и др.) рабочее движение делится на «политическое крыло» и «промышленное крыло». В Великобритании это Лейбористская партия и Конгресс профсоюзов (англ. Trade Unions Congress — TUC) соответственно. Лейбористская партия была образована в 1899 г. решением TUC и называлась тогда Комитетом представителей труда, хотя в настоящее время, особенно после избрания Тони Блэра главой Лейбористской партии в 1994 г., связь между профсоюзами и партией значительно ослабла.

Мировое рабочее движение, особенно в Европе и позднее в Северной Америке, получило новый импульс развития в конце 19-го и начале 20-го вв. из традиции католического учения об обществе, начавшейся в 1891 г. с издания основополагающего документа папы Льва XIII «Rerum Novarum», известного также под названием «Об условиях жизни рабочего класса», в которых папа говорит о необходимости целого ряда реформ, включающих ограничение продолжительности рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, запрет детского труда, право на создание рабочих организаций и обязанность государства регулировать условия труда.

В начале 20-го в. существовали, кроме того, социал-демократические, церковные, а также социалистические, коммунистические и анархистские объединения рабочих женщин. К их наиболее известным основателям относятся Роза Люксембург, Клара Цеткин, Луиза Циц и Мари Юхач. Апогея в своем развитии рабочее движение достигло в период между мировыми войнами, отчасти приняв характер контркультуры, например, в «Красной Вене» или Швеции. Сеть организаций с направленностью от защиты детства и молодежи до учреждений ритуальных услуг, от рабочих спортивных, велосипедных и туристических объединений до потребительских товариществ объединяла в себе значительную часть рабочего класса. В рабочих домах-коммунах были сконцентрированы политические, образовательные и экономические функции. После установления фашистских режимов пришел конец оптимистическому настрою в рабочем движении. После 1945 г. была попытка возродить рабочее движение в Европе, но с начавшейся эпохой благосостояния в большинстве западноевропейских стран оно сильно вульгаризовалось и деидеологизировалось.

Во всем мире деятельность рабочего движения послужила началом проведения реформ и признания во многих странах прав работников на 2-дневный выходной, установленный МРОТ, оплачиваемый отпуск и 8-часовой рабочий день. Новейшая история знает многих рабочих активистов, добившихся от работодателей и государства революционных изменений, и эти социальные завоевания считаются сейчас основополагающими. Например, Мэри Харрис Джонс, более известная как Мать Джонс, и Национальный католический совет благосостояния сыграли главную роль в кампании по запрету детского труда в США в начале 20-го в. Активное и свободное рабочее движения признается даже буржуазными идеологами как важный элемент демократии и считается полезным для экономики.

Исторически рынки труда часто находились в пределах границ национальных государств, что ограничивало развитие рабочего движения. Законы о труде также издавались отдельно в каждом государстве и имели свой национальный характер. Международная организация труда (МОТ) предпринимает попытки принять серию международных стандартов в области труда, но возможности принятия этих норм в условиях национальных законодательств ограничены.

С ростом объемов международной торговли и влияния транснациональных компаний рабочее движение сталкивается с необходимостью международного сотрудничества. Появилось несколько международных профсоюзных организаций для более эффективного заключения международных соглашений, для обмена информацией и ресурсами.

Что касается бывших соцстран, то их правительствами поддерживается диалог между наиболее влиятельными профсоюзными организациями (в России — ФНПР) и различными объединениями работодателей. Эта форма взаимодействия подвергается критике за то, что она ориентирует экономическое развитие в пользу работодателей, избегая радикализации рабочего движения и использования забастовок как средства защиты своих прав, вместо этого снижая уровень зарплат, удлиняя рабочий день и сокращая права работников.

Международный день труда празднуется 1 мая в память о рабочих-анархистах, убитых 1 мая 1886 г. на Сенном рынке в Чикаго на демонстрации за восьмичасовой рабочий день. В этот день профсоюзы и рабочие партии всего мира проводят митинги, демонстрации, манифестации и маевки.

Источник

Думаю, этот ставший по нынешним временам РАРИТЕТОМ материал найдет на страницах интрнета своего заинтересованного читателя.

Борьба политической полиции с рабочим движением

Помимо вопросов борьбы с политическим терроризмом, небезосновательно считавшимся одной из главных угроз безопасности империи, представляется необходимым также остановиться на борьбе политической полиции с рабочим движением в России, являвшимся лишь одной из составляющих частей оппозиционного движения в стране.

О его развитии свидетельствует тот лишь факт, что только в 1875 – 1879гг. произошло 165 волнений и стачек фабрично-заводских рабочих, из них 98, или более 59%, приходились на 1878 – 1879гг.[1].

В это период заявили о себе и первые пролетарские организации – в 1875г. Южнороссийский, а в 1878г. – Северный рабочие союзы, не на шутку встревожившие власти своим появлением. Об этом, в частности, свидетельствует беспримерная жестокость расправы с их членами.

Так, в мае 1877г. создатель «Южнороссийского союза рабочих» Е.О.Заславский был приговорен к десяти годам каторги, а 14 других членов этой организации были осуждены на различные сроки каторги и ссылки в Сибирь.

В 1878г. уже в самой столице империи Санкт-Петербурге был образован «Северный союз русских рабочих», объединивший около 200 человек под руководством С.Н.Халтурина и В.П.Обнорского. Программа союза предусматривала борьбу за демократические свободы, изменение социального строя, свержение самодержавия. Союз вел пропаганду в рабочих кружках, создал нелегальную типографию, в которой выпускал газету «Рабочая заря», сотрудничал с народнической организацией «Земля и воля», а также организовывал стачки на предприятиях города. Через два года Союз был разгромлен полицией, а часть его членов, включая С.Н.Халтурина, примкнула к «Народной воле».

Следующей попыткой создания самодеятельной рабочей организации стал «Южнорусский рабочий союз», существовавший в Киеве в 1880 – 1881 годах. Союз этот также обзавелся типографией и установил связи с рабочими кружками в Одессе и Ростове-на-Дону. В 1882г. его участники были осуждены Киевским военным судом, а руководители – Е.Н.Ковальская и Н.П.Щедрин были приговорены к вечной каторге, которую до ее ликвидации в 1890 году отбывали в заполярной Каре, известной самым суровым режимом содержания осужденных.

Следует отметить, что появление организованного пролетарского движения в России явилось закономерным объективным явлением социально-исторического процесса, отражающим эволюцию всей системы общественных отношений в стране. Явлением, обусловленным появлением и стремительным ростом первоначально новой социально-профессиональной группы – наемных работников, ставших в скором времени новым классом общества – пролетариатом.

Согласно материалам госстатистики за 25 лет, с 1865 по 1890 год, число рабочих, трудившихся только на крупных фабриках, заводах и железных дорогах Российской империи, выросло более чем в двое – с 706 тысяч до 1433 тысяч человек. А уже к концу 90-х годов количество занятых на крупных предприятиях только 50 губерний Европейской России выросло до 2207 тысяч человек, а по всей стране – до 2792 тысяч.

Понятно, что эта стремительно росшая социально-профессиональная группа, становящаяся основным производителем материально-технических ценностей, проходила как фазу самоосознания своего места и роли в обществе, так и вырабатывала основы собственного корпоративно-группового мировоззрения, отражавшего как свои интересы и необходимые права, так и средства их защиты, а также необходимость борьбы за их достижение «своею собственной рукой».

В этой связи зубатовская идея «социального партнерства», «социальной ответственности капитала» теоретически представляется весьма рациональной и, по сути дела, через десятилетия нашла свое воплощение в появившейся на Западе концепции социального государства, ставшей своеобразным политико-философским ответом на глобальный вызов русской революции 1917 года.

Наиболее развитые представители рабочего класса, так же как и представители иных классов и социальных групп общества, начали активно искать ответы на вопросы, которые ставило стремительное развитие капиталистических отношений в России.

Не будет большим преувеличением сказать, что история рабочего движения России писалась самими охранниками, причем яркие штрихи в нее вносились подчас самим самодержцем, о чем со всей убедительностью свидетельствуют полицейские архивы.

Александр II еще в апреле 1869г. настоятельно рекомендовал начальнику московского губернского жандармского управления генералу И.Л.Слезкину обратить «особенное внимание на фабрики и фабричных рабочих». В свою очередь последний, отмечая, что «рабочие. весьма легко могут быть увлекаемы к разным беспорядкам и даже стачкам», предписывал своим подчиненным «иметь самое тщательное наблюдение за фабриками, заводами, мастерскими и вообще за всеми теми местами, где находится приток рабочих, стараться узнавать негласно, не находятся ли между ними злонамеренные лица».

В июне того же года в циркуляре III Отделения начальникам ГЖУ подчеркивалось, что «в среде молодежи сильно распространяется вредное в общественном и политическом отношениях направление, и молодежь эта предполагает действовать в возмутительном духе преимущественно среди нижних слоев населения. », причем «агитирующие обращают особое внимание на рабочие артели, в среде которых предполагают развивать социализм»[2].

В том же 1869г. появилось интереснейшее исследование В.В.Берви(1829 – 1918, литературный псевдоним «Н.Флеровский») «Положение рабочего класса в России». Ввиду его яркой социальной направленности первое его издание было запрещено для публичных библиотек, а второе издание 1872г. с подачи III Отделения было уничтожено по специальному постановлению Комитета министров.

В этой книге наряду с характеристикой изменения социально-экономического положения всех классов пореформенной России В.В.Берви основное внимание уделил условиям труда и быта крестьян и рабочих, которых считал «одним рабочим классом». И два десятилетия спустя эта работа Берви использовалась оппозицией для пропаганды, а ее появление оказало сильнейшее социально-нравственное воздействие на современников автора.

А летом 1870г. III Отделение предписало всем губернаторам осуществлять «самое строгое и неослабное наблюдение за фабричным и заводским населением», и «при первом полученном известии о стачке. не допуская дела до судебного разбирательства, немедленно по обнаружении полицией главных зачинщиков» высылать «таковых, не испрашивая на то разрешения министра внутренних дел» в одну из 8 специально определенных для этого губерний.

Информируя об этом указании начальников ГЖУ, управляющий III Отделением Н.В.Мезенцов подчеркивал, что «Его Величеству благоугодно, чтобы чины корпуса жандармов со своей стороны обратили на этот предмет самое бдительное внимание».

В соответствии с этим указанием уже известный нам генерал Слезкин помимо требования «обращать особенно стогое и бдительное внимание» на надзор за рабочими конкретизировал его необходимостью выявления лиц, «которые могут иметь вредное влияние на рабочих, поселять между ними смуты, волнения, а затем производить беспорядки и общие стачки. наблюдать за сношениями с рабочими лиц подозрительных: выгнанных студентов, семинаристов, гимназистов и вообще молодых людей, обращающих на себя внимание чем-либо».

Аналитическая работа в полиции и жандармерии была поставлена неплохо, о чем свидетельствует циркуляр начальникам губернских и жандармско-полицейских управлений железных дорог (ЖПУЖД) 1875г. о том, что «молодые люди стремятся пропагандировать преимущественно в среде заводских и фабричных рабочих, снабжая их книгами революционного содержания», содержавший требование по выявлению подобных лиц[3].

Но никакие действия охранки и жандармов не могли переломить объективную тенденцию роста и развития рабочего движения как одной из важнейших составляющих оппозиционного движения в стране.

В 1873г. появилась листовка «К вам, интеллигентные люди. », в которой образованная молодежь призывалась идти в народ, «чтобы возбудить его к протесту во имя лучшего общественного устройства». Вокруг ее автора А.В.Долгушина в Петербурге сложился кружок, в который входило около 20 его активных единомышленников. Члены этого кружка полагали, что в народе необходимо вызвать «сознательное чувство протеста» посредством распространения конструктивных социальных идей. Для этого они организовали агитацию среди работников мастерской, которой заведовал А.В.Долгушин, с целью подготовить из них агитаторов для последующей пропаганды среди крестьян. «Долгушинцы» установили связи с В.В.Берви, который по их просьбе подготовил ряд агитационных брошюр, в том числе «Как должно жить по закону природы и правды», отпечатанную в подпольной типографии. В своих изданиях «долгушинцы» пропагандировали идеи экономического равенства, всеобщего передела земли и распределения ее между всеми «по справедливости», уничтожения правления дворян и чиновников и установления правительства, избранного народом.

В августе 1873г. «долгушинцы» начали распространять свои издания среди крестьян Московской губернии и рабочих Реутовской мануфактуры, а партия брошюр и прокламаций была доставлена в Петербург и использовалась членами разночинного кружка Н.В.Чайковского для пропаганды среди рабочих. Но через месяц все члены кружка были арестованы и судом Особого присутствия Правительствующего Сената двое были приговорены к 10, один – к 8, и еще двое – к 5 годам каторги(все они, кроме И.И.Папина, умерли в заключении).

Но особенностью социально-политических идей является то, что, даже потерпев поражение, они не умирают, а продолжают свое существование, будучи подхваченными современниками, и даже намного переживают своих творцов.

Уже через два года после осуждения «долгушенцев» в Петербурге случилось невиданное событие, наглядно показавшее всему миру рост оппозиционных настроений в империи: 6 декабря 1876г. на площади перед Казанским собором состоялась первая политическая демонстрация, участие в которой приняло несколько сот студентов и рабочих.

После молебна «во здравие раба божьего Николая» – отбывавшего ссылку в Вилюйске Н.Г.Чернышевского – перед собравшимися выступил двадцатилетний студент Георгий Плеханов, а рабочий Я.С.Потапов поднял Красное знамя с надписью «Земля и воля!».

Полиция под руководством градоначальника Ф.Ф.Трепова избила многих демонстрантов и арестовала свыше 30 из них; Г.В.Плеханову рабочие помогли скрыться.

Из 21 подсудимого по этому делу 3 были оправданы, 3 приговорены к 15 и 10 годам каторги, остальные – к различным срокам ссылки в Сибирь.

Пропагандистскую деятельность среди рабочих и крестьян в 30 губерниях империи в 1877г. в духе идей известного «хождения в народ» продолжили «чайковцы». Как известно, эта первая широкомасштабная агитационно- пропагандистская кампания закончилась большим показательным «процессом 193-х»(на первоначальном этапе к дознанию было привлечено около четырех тысяч человек, а из числа представших в январе 1878г. перед судом обвиняемых 28 были приговорены к каторге, 75 – к ссылке, 90 – оправданы, но 80 из них были сосланы в административном порядке).

В 1880г. появился первый номер нелегальной газеты «Рабочая заря», в 1880 – 1881 годы в Москве и Петербурге распространялась нелегальная «Рабочая газета», а 1885г. появилась газета «Рабочий».

А Плеханов в Женеве в 1883г. создал из числа русских политэмигрантов «группу «Освобождение труда» с целью организации пропаганды марксизма в России для последующего образования политической партии рабочего класса и разработки важнейших вопросов российской общественной жизни с точки зрения интересов трудящихся.

Группе удалось установить связи с действовавшими в России группами Д.Благоева, П.В.Точисского, М.И.Бруснева, московским «Рабочим союзом», а впоследствии – и петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

Одной из первых марксистских групп в России считается группа Д.Благоева, сложившаяся в октябре 1883г. и насчитывавшая около 30 активных членов, главным образом студентов университета и технологического института Петербурга. В следующем году этот кружок принял название «Партия русской социал-демократии», а после установления контактов со швейцарской группой «Освобождение труда» – «Петербургская группа партии русской социал-демократии».

Группа Благоева организовала около 15 рабочих кружков – до 10 участников в каждом, в которых изучались история культуры, политическая экономия, основы марксизма, создала кассу взаимопомощи, распространяла общеобразовательную и нелегальную литературу. Она организовала первую библиотеку для рабочих кружков, выпускала прокламации и распространяла получаемые из Швейцарии произведения К.Маркса, Ф.Энгельса и Г.В.Плеханова в Москве, Киеве, Одессе, Самаре, Саратове, Туле, создала 3 нелегальные типографии, организовала выпуск двух номеров газеты «Рабочий» тиражом в одну тысячу экземпляров.

В 1885г. благоевцы направили во Францию адрес санкт-петербургских рабочих к годовщине Парижской Коммуны, в апреле того же года опубликованный в германской социал-демократической газете. Группа продолжала действовать даже после ареста полицией ее руководителей и окончательно распалась только в марте 1887г.

Несмотря на малочисленность основного состава, группа Точисского развернула работу на крупных предприятиях. Центральный кружок «Товарищества. » был разгромлен полицией в 1888г., но сохранились организованные им кружки на заводах.

Преемницей дела Д.Благоева и П.В.Точисского стала петербургская группа М.И.Бруснева, объединившая в 1889г. ряд как рабочих, так и студенческих кружков. Группа приняла название «Рабочий союз» и ставила своей целью также подготовку руководителей рабочего движения.

В рабочих кружках по 5 – 7 человек проводились занятия по общеобразовательным вопросам, а также истории, философии, политэкономии. В одних из них занятия вели «интеллигенты» – студенты университета, технологического, горного и лесного институтов, в других – сами рабочие-пропагандисты, уже прошедшие «университеты» в аналогичных кружках.

В 1890 – 1891гг. члены группы участвовали в стачках рабочих порта и фабрики Торнтона, выпускали прокламации, организовали сбор денег бастующим. В 1891г. брусневцы организовали первую в России маевку – участвовало в ней около 80 человек, а уже годом позже – более 200.

Речи выступавших на маевке рабочих И.Д.Богданова, Ф.А.Афанасьева, Е.А.Климанова и В.Л.Прошина были отпечатаны в виде брошюры в Петербурге, а также группой «Освобождение труда». Группа наладила связи с рабочими организациями в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Туле, Харькове, Екатеринославе, Варшаве, Тифлисе. В «Открытом письме к польским рабочим» члены группы приветствовали первомайские стачки лодзинских рабочих 1892г. В начале того же года брусневцы провели совещание с представителями рабочих кружков Москвы для выработки программы и планов совместных действий. После первых арестов 25 апреля 1892г. члены группы приняли решение разъехаться по стране и организовать работу в новых местах.

Разумеется, не только в Петербурге, но и других городах империи также возникали и действовали, несмотря на наносимые по ним полицией удары, и иные рабочих группы и организации.

Так в 1889г. в Варшаве был образован «Союз польских рабочих», а годом позже – социал-демократия Королевства Польского и Литвы. Позднее здесь издавалась нелегальная газета «Справу работничу»(«Рабочее дело»). Как и Вильно, Варшавская губерния стала одним из центров зарождения рабочего движения России.

В декабре 1894г. многие ее участники были арестованы одновременно с руководителями петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», начавшегося складываться еще летом 1893г. и сыгравшего видную роль в организации стачек в Петербурге в 1896 – 1897гг.

А в Москве наиболее значительной «противоправительственной» организацией стал «Союз рабочих» Хотя еще в марте 1877г. здесь был ликвидирован студенческо-рабочий кружок, члены которого были осуждены по известному «процессу 50-ти», в том числе 14 рабочих и 16 женщин. Из них были приговорены 10 человек к различным срокам каторги, 11 – к тюремному заключению и 26 человек – к сибирской ссылке.

Во второй половине 1891г. в Москве главным образом студентами университета и технического училища – всего свыше 20 человек – был образован кружок для самообразования, в частности изучения марксизма (кружок Круковского – Мандельштама). Его члены получали литературу, издававшуюся в Швейцарии группой «Освобождение труда».

Однако 30 марта 1892г. полицией были арестованы Г.Н.Мандельштам и Н.Н.Шатерников, а через 8 месяцев – еще ряд членов кружка. Оставшиеся на свободе участники вскоре примкнули к новому кружку Винокурова – Мицкевича.

Но естественный процесс образования все новых и новых самодеятельных организаций, их роста и укрепления невозможно было остановить никакими репрессиями.

А еще в 1892г. студенты медицинского факультета университета установили связи с единомышленниками из других городов. В частности, в августе 1893г. и в январе следующего года к ним приезжал В.И.Ульянов, который на квартире А.Н.Винокурова встречался с руководителями кружка и, надо полагать, использовал их опыт при создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

28 сентября 1893г. была образована центральная группа, так называемая «шестерка», которая провела значительную организационную работу по объединению разрозненных рабочих кружков Москвы и ставшая ядром будущего московского «Союза рабочих». Члены группы Винокурова – Мицкевича также занимались переводами политической литературы, писали и гектографировали оригинальные статьи, которые распространяли среди рабочих 20 преприятий Москвы. В том же году члены группы принимали участие в организации стачек на ряде предприятий города.

К январю следующего года «шестерка» объединила около 20 рабочих кружков. При центральном кружке были образованы библиотека нелегальных изданий и касса, а осенью образован «женский» кружок.

30 апреля 1894г. в лесу близ Вешняков была проведена первая маевка, на которой присутствовали около 300 представителей 35 предприятий и было принято название созданной организации – «Союз рабочих».

Союз имел нелегальную типографию, издавал листовки и брошюры, организовал воскресные и вечерние школы для рабочих и к июлю 1896г. насчитывал уже около 2000 членов.

В июне 1896г. от имени своих членов Союз направил В.И.Засулич мандат для представительства на Международном социалистическом конгрессе в Лондоне.

Аресты полицией его членов в 1895 – 1897 годах, естественно, затрудняли работу Союза, но он не прекратил своего существования: в 1896г. агитация велась на 55 предприятиях города, члены его организовывали стачки солидарности с бастовавшими питерскими рабочими.

Деятельность Союза привлекла пристальное внимание начальника московского охранного отделения С.В.Зубатова, который начал с вербовки некоторых его арестованных членов реализовывать свою политику «полицейского социализма».

В декабре 1897г. оставшиеся на свободе члены московского «Союза рабочих» переименовали его в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», приняли самое деятельное участие в подготовке проведения I съезда РСДРП, состоявшегося в Минске в марте 1898г., и признали его решения.

Руководящей группой «Союза» в первых числах марта был образован первый московский комитет РСДРП. Об этом, однако, стало известно охранному отделению, которое в ночь на 12 марта арестовало 42 человека, причастных к деятельности «Союза», что и привело к его фактической ликвидации.

По сути дела, эти кружки и группы являлись праобразами будущих политических партий. И именно эта альтернативно-оппозиционная направленность их деятельности вызывала со стороны государственной власти суровые кары за инакомыслие и «недозволенную» социальную активность их членов.

Однако под натиском рабочего движения правительство в 1897г. было вынуждено принять закон, впервые законодательно ограничивавший рабочий день 11,5 часа.

Продолжая свою работу, петербургский «Союз борьбы. » подготовил и провел ряд массовых политических акций. В их числе – демонстрация рабочих и студентов на площади у Казанского собора 4 марта 1901г., в которой приняли участие около 15 тысяч человек. И это несмотря на то, что, стремясь предотвратить проведение этой демонстрации, полицией 1 и 3 марта были арестованы около 120 ее организаторов и пропагандистов.

Над демонстрантами были подняты красные знамена с лозунгами «Да здравствует политическая свобода!» и «Долой Временные правила!» (речь шла о царском указе 1899г. об отдаче в солдаты участников «студенческих беспорядков»).

На разгон демонстрации были брошены полиция, казаки и жандармы. Несколько человек были ими убиты, свыше 100 ранено и более тысячи арестованы. Впоследствии 26 из них были в высланы в Сибирь в административном порядке.

С протестом против расправы над демонстрантами выступил «Союз взаимопомощи русских писателей», который подписали 79 его членов, в том числе А.М.Горький, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.В.Стасов.

Но и через год, 3 марта 1902 года, перед Казанским собором состоялась рабоче- студенческая демонстрация, организованная «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». Несмотря на то, что полиция превентивно арестовала около 200 предполагавшихся ее участников, а также блокировала рабочие районы города, на площадь вышли несколько тысяч человек, открыто выдвинувших лозунг «Долой самодержавие!». При разгоне демонстрации полицией были арестованы около 500 человек, более 70 из которых впоследствии были высланы в Восточную Сибирь в административном порядке.

Эти демонстрации показали как безусловный рост численности сторонников «Союза борьбы. » и политических преобразований в обществе, так и рост их самоотверженности, организованности, дисциплинированности, политической сознательности, солидарности с другими слоями населения, переход подспудно развивавшегося рабочего движения к фазе открытой политической борьбы.

Рабочее движение, соединенное с социал-демократическим и иными оппозиционными движениями в стране, поддерживаемое широкими слоями населения, в том числе интеллигенцией и студенчеством, ширилось и набирало силу, о чем, в частности, наглядно свидетельствует лишь наиболее видимая его часть, выражавшаяся в массовых первомайских манифестациях.

Отметим один примечательный факт. Как бы ни казалось это парадоксальным, но о маевках, стачках и демонстрациях 1 мая 1890 – 1900 годов в России не упоминалось даже в «Кратком курсе Истории ВКП(б)». Объясняется это, по-видимому, тем обстоятельством, что эти рабочие выступления имели «внепартийный» характер и только весьма опосредованно были связаны с зарождающимися социал-демократическими организациями.

Как известно, решение о проведении рабочих демонстраций ежегодно 1 мая было принято в июле 1889 г. первым конгрессом II Интернационала в знак солидарности с демонстрацией чикагских рабочих 1886г. Тогда из-за провокации анархистов полиция открыла огонь по демонстрантам, вследствие чего среди них имелись убитые и раненые.

Впервые в мае 1890 г. демонстрации прошли в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, США, Испании, Италии, Норвегии, Франции, Швеции и Великобритании, а также в столице Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи, Варшаве, где прошла десятитысячная стачка.

Выступавшие на первой петербургской маевке 1891г. рабочие, которых собралось около 200 человек, говорили о необходимости объединения для совместной борьбы за свои права.

В 1892 – 1894 гг. 1 мая отмечалось в Петербурге, Москве, Туле, Варшаве, Лодзи, Вильно, Казани, Киеве и Нижнем Новгороде.

Как вспоминал впоследствии один из видных руководителей политического сыска Российской империи – генерал А.И. Спиридович, к 1 мая 1897 г. одна из киевских рабочих групп издала специальную прокламацию, в которой «обрисовывала характер всемирного рабочего движения, его успехи и конечную цель – социалистический строй, разъясняла значение первомайского праздника и указывала, что успех борьбы западноевропейских рабочих обусловливается их политическими правами, призывая рабочих к борьбе не только за свои экономические права, но и за политические права»[4].

В первомайской демонстрации 1899г. в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) участвовали свыше 20 тысяч рабочих. В следующем году открытые демонстрации, сопровождавшиеся маевками и стачками, прошли также в Харькове, Киеве, Варшаве, Вильно и Гельсингфорсе.

Размах рабочих выступлений заставил царское правительство в марте 1901 г. предписать губернаторам «быть наготове».

В.И. Ленин ответил на этот призыв в предисловии к брошюре «Майские дни в Харькове», изданной редакцией «Искры» в январе 1901г.

В нем он отмечал, что «рабочие будут праздновать 1 мая первого года нового века, – и пора позаботиться о том, чтобы это празднество охватило как можно больше центров, чтобы оно было как можно внушительнее не только числом своих участников, но и их организованностью, их сознательностью, их решимостью начать бесповоротную борьбу за политическое освобождение русского народа, а тем самым и за свободное поприще классового развития пролетариата и открытой борьбы его за социализм. Харьковская маевка показывает, какой открытой политической демонстрацией способно стать празднование рабочего праздника и чего недостает нам для того, чтобы это празднование действительно стало великой общерусской демонстрацией сознательного пролетариата»[5].

В 1901 г. в подготовку майских мероприятий включилась редакция социал-демократической «Искры», издававшейся за границей. Впервые была издана общепартийная первомайская прокламация РСДРП, сформулировавшая политические задачи организаций пролетариата.

На демонстрациях в Гомеле, Тифлисе и Харькове впервые прозвучали лозунги «Долой самодержавие!» и «Да здравствует республика!», а в Петербурге произошло первое столкновение рабочей демонстрации с войсками ( так называемая «Обуховская оборона»).

В тот год рабочие демонстрации проходили также под лозунгами протеста против произвола властей в отношении студентов, и в целом эти выступления стали началом массового объединенного рабочего движения.

В 1902 году рабочие демонстрации состоялись в 15 городах империи, в 1903-м – в 23, причем в 14 из них они сопровождались забастовками.

Первомайские демонстрации 1905 года в ряде мест сопровождались столкновениями с полицией и войсками. В Варшаве в результате расстрела демонстрации было несколько сот убитых и раненых. На эту акцию самодержавия рабочие ответили всеобщей забастовкой протеста: весь месяц не прекращались стачки и демонстрации, в которых участвовало более 200 тысяч человек.

В 1912 г., после расстрела войсками демонстрации рабочих на Ленских приисках, в мае бастовали 400 тысяч рабочих, в 1913 г. – 420 тысяч, в 1914 г. – более 500 тысяч.

В 1915 г., несмотря на условия военного времени, в стране прошла 31 первомайская забастовка.

Следует отметить, что потенциальную угрозу основам самодержавия, исходившую от роста рабочего движения, хорошо осознали власти предержащие уже в конце XIX века.

В этой связи, с одной стороны, они отвечали на его расширение усилением политических, уголовных и административных репрессиий, с другой стороны, были озабочены поиском действенных мер как противодействия этой угрозе, так и увода рабочего движения от «политики» и «революции».

Одним из таких альтернативных путей стала поддерживавшаяся руководством Департамента полиции «политика полицейского социализма», или «зубатовщина».

Как известно, по его инициативе, поддержанной первоначально генерал-губернатором великим князем Сергем Александровичем и опер-полицмейстером Москвы Д.Ф.Треповым, здесь впервые охранным отделением через свою агентуру из числа бывших участников «Союза рабочих» были образованы легальные рабочие организации, выступавшие в защиту социально-экономических прав и интересов трудящихся.

С мая 1901г. в Москве в противовес социал-демократическим маевкам в здании Политехнического музея по воскресеньям стали проводиться еженедельные собрания и «чтения по рабочему вопросу». Тогда же было образовано «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве»(просуществовавшее до 1910г.), а в дальнейшем – аналогичные «сберегательные кассы» работников иных отраслей.

Существует весьма распространенное мнение о том, что Зубатов пытался таким способом лишь отвлечь рабочее движение от «тлетворного влияния революционных идей».

На наш взгляд, на эту точку зрения, родившуюся именно у его современников, в том числе и яростных его критиков в лице социал-демократов, ныне следует взглянуть несколько шире, учитывая весь комплекс вопросов как мировоззрения и деятельности самого Зубатова, так и ее последствия, а также отношение к ней тогдашней политической «элиты» империи.

По нашему мнению, убежденный монархист Зубатов в отличие от многих других вследствие своего служебного положения хорошо осознал растущую угрозу самодержавию и, предвидя его возможное крушение, склонялся к необходимости экономических и социальных преобразований в империи во имя ее самосохранения, даже идя на ряд либеральных уступок, уже имевших место в европейских странах и способствовавших стабилизации политической обстановки в них.

В этой связи можно предположить, что Зубатов надеялся собственными стараниями содействовать установлению в стране конституционно-монархического строя, а очевидный крах его страстных тайных надежд и чаяний в феврале 1917г. привел его к самоубийству.

Впрочем, подобное же мнение о необходимости реформ разделяли и некоторые представители тогдашней властной элиты, и не случайно новая полицейская тактика Зубатова встретила понимание и одобрение в правительственных верхах, вследствие чего он с сентября 1902 фактически возглавил весь политический сыск империи, став заведующим Особым отделом Департамента полиции.

А апофеозом зубатовской инициативы стала невиданная до той поры в Москве верноподданническая демонстрация к памятнику Александру II в Кремле 19 февраля 1902г., участие в которой приняли более 50 тысяч горожан.

Стремительный рост «зубатовских» организаций в 1901 – 1903 годы, а затем попытка их возрождения через петербургского священника Г.Гапона однозначно свидетельствуют как о стремлении трудящихся к объединению для коллективного отстаивания, приобретения и защиты своих законных экономических и социальных прав, так и о понимании полицейским руководством объективно – неискоренимого характера этого движения, которое, однако, надо какими-либо способами «вписать» в социально-политический процесс.

Поводом для скандального увольнения Зубатова из Департамента полиции, имевшего, впрочем, в своей основе и мировоззренческие различия во взглядах Зубатова и его напосредственного начальника – министра внутренних дел В.К.Плеве, стали массовые стачки июля 1903г. на юге России, когда «зубатовские» рабочие, выйдя из-под влияния агентов полиции, выдвинули не только экономические, но и политические лозунги.

В то же время об осознании трудящимися важности совместных коллективных действий для борьбы за свои права свидетельствует также многотысячная демонстрация петербургских рабочих к Зимнему дворцу для передачи своих пожеланий в виде верноподданнической петиции царю 9 января 1905 года, расстрел которой стал началом первой революции в России.

После этого «деполитизированные» Гапоном рабочие также поднялись на вооруженную борьбу, поддержанную широкими слоями населения. И именно поэтому правительство два с половиной года практически безуспешно пыталось выкочервать в народе «крамолу».

А многие из вырваных у самодержавия 17 октября 1905г. деклараций и являлись содержанием идеологии зубатовского «полицейского социализма».

Интереснейшие анализ и обзор развития рабочего движения в империи после 1905г. был представлен в одном из циркулярных указаний Департамента полиции, в связи с чем мы и приводим его в приложении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *