Что такое радуга в библии
РАДУГА (RAINBOW)
Радуга – необычайно красивое атмосферное явление. Это дугообразная цветовая полоса, иногда появляющаяся после дождя, когда солнце пробивается сквозь облака.
В Библии радуга приобретает мощную символическую силу, начиная со времени потопа. Когда воды отступили и Ной вместе с семьей вновь стал на твердую сушу, Бог подтвердил Свои заветные отношения с ним. Радуга стала «знамением завета» ( Быт. 9:12–13 ) между Богом и Ноем. В таком качестве она служит выражением новых взаимоотношений, установленных между людьми и их Творцом.
Свое пророчество Иезекииль начинает с описания грозного явления Бога, окруженного сиянием, «в каком виде бывает радуга на облаках во время дождя. Такое было видение подобия славы Господней» ( Иез. 1:28 – 2:1 ). Весьма вероятно, что здесь содержится намек на Быт. 9 и указывается, что Бог будет проявлять милость во время суда над людьми за их грехи.
То же самое можно сказать о двух случаях использования образа радуги в Книге Откровение. В Отк. 4:3 контекст весьма схож с отрывком у Иезекииля – богоявление у престола. Иоанн увидел «радугу вокруг престола, видом подобную смарагду». Любопытно – хотя единого мнения по этому поводу нет, – что в Отк. 10:1 это явление связывается не с Богом, а с ангелом. Он изображается «облеченным облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные». Здесь опять же подразумевается завет с Ноем и мысль о Божьей милости во время суда, пронизывающая Книгу Откровение.
См. также: БУРЯ, ДОЖДЬ, НАВОДНЕНИЕ, ОБЛАКО.
РАЗБОЙНИКИ. См. ГРАБЕЖ.
РАЗВЯЗЫВАНИЕ. См. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Радуга в облаке
Одна из целей нашего журнала — помочь читателю (а для начала, конечно, самим себе) открыть Ветхий Завет. Не просто перелистать древние священные страницы, а понять, почувствовать их духовный смысл, осознать единство Священного Писания, неразрывность двух Заветов — Ветхого и Нового. Сегодняшний наш помощник в этом непростом труде — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин. Мы поговорим с ним о начале мира, о первых главах Книги Бытия и, в частности, о Всемирном потопе: что ему предшествовало и что началось после него?
— История Всемирного потопа не утратит актуальности до конца дней земных, потому что в ней мы видим и падение человека, и Божие наказание, и спасение праведника, и спасение человечества благодаря одному праведному человеку. Темы эти проходят через все Священное Писание, но в Книге Бытия они выражены в особой степени. Если мы вдумаемся в эти страницы, по-настоящему осознаем, что кара тогда постигла землю из-за крайнего развращения людей, то поймем, насколько это возможно и вероятно именно сегодня. Да, в главе 9 Бог обещает, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), но из этого не следует, что человечество не может постигнуть кара иного характера, хотя бы и более «частная». Видя перед собой такой пример — вот до чего может довести крайняя степень греха, — мы должны бы остановиться, не доводить землю до такого плачевного состояния, не губить ее.
— Расскажем о событиях, предшествовавших потопу; представляется, что в этих главах Книги Бытия мы видим первые плоды той свободы выбора, свободы воли, которую дал человеку Творец: люди начали делиться на… хороших и плохих, нравственных и безнравственных. Причем дети наследовали грех родителей или же пользовались плодами их праведности.
— Это уже не первые плоды: ведь и грехопадение, падение прародителей в Едемском саду, тоже было результатом их свободного выбора. Однако мы видим, что если в родословной Каина нечестие вырастает как снежный ком (если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро — так говорит о себе сам Ламех, прямой потомок первого убийцы — Быт. 4, 24), то линия Сифа дает праведников. В их числе и Енох, один из трех в Священной истории людей, избежавших телесной смерти (И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его — Быт. 5, 24), и, наконец, Ной. Однако не следует думать, что принадлежность к «хорошему» роду гарантирует человеку спасение: ведь все потомки Сифа тоже истребляются потопом! Они оказались недостойны своего праведного предка. И это еще раз говорит о том, что спасение человека — дело его свободного выбора.
Но люди делают другой выбор: грех разрастается все шире, и достойным спасения оказывается лишь Ной со своим семейством (вспомним, что вместе с Ноем в ковчег вошли и таким образом избежали гибели в водах потопа еще семь человек: его жена и трое его сыновей со своими женами).
— В 6‑й главе Книги Бытия мы читаем загадочные слова о сынах Божиих, которые увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены (ср.: Быт. 6, 2). Это смешение становится, как можно понять, одной из причин распространения греха. Кто такие сыны Божии в данном случае? Есть ведь несколько версий?
— Да, несколько. Есть такая, правда всерьез не рассматриваемая: что это были полубоги вроде тех, которых будет много потом в античной мифологии. Святыми отцами Церкви рассмотрены две другие версии. Первая — что сыны Божии — это падшие ангелы (ангелы именуются сынами Божиими, в частности, в Книге Иова), а дочери человеческие — обычные земные женщины. Но эта версия вызывает слишком много вопросов: как быть с тем, что ангелы плоти не имеют, и т. д. Вторая версия называет сынами Божиими потомков праведного Сифа, а в дочерях человеческих видит потомство Каина. Эта версия в православной святоотеческой традиции доминирует: ее придерживались и Иоанн Златоуст, и толкователи антиохийской школы, и митрополит Филарет (Дроздов). Есть еще одно предположение: сыны Божии — это правители народа, своего рода элита, а дочери человеческие — простые девушки, которых власть имущие стали принуждать к сожительству; в этом-то и заключалось беззаконие. Эта последняя версия характерна для средневековых иудейских комментаторов.
— Так или иначе, результат оказался трагическим: и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Вопрос, который часто задают: а разве Бог может раскаиваться, сожалеть о чем-то, что Он сотворил?
— Конечно нет, ведь Он всеведущ: создавая человека, Он знал, что произойдет с ним в дальнейшем. Здесь следует видеть так называемый антропоморфизм: таким образом показывается великая скорбь Творца о падшей твари, скорбь Вседовольного и Всеблаженного. Господь Своею волею меняет Свои планы относительно человека; как говорит блаженный Феодорит Киррский, «раскаяние в Боге есть перемена распоряжения». И бытописатель (традиционно автором первых пяти книг Ветхого Завета считается Моисей) передает это с помощью глагола «раскаиваться».
Необходимо понимать, что предведение Божие не отменяет свободы выбора, свободы воли человека. Потому вопросы типа «Зачем Бог создал человека, если знал, что впоследствии придется большую часть людей уничтожить в водах потопа?», или «Зачем Бог создал рай, если знал, что человек вскоре согрешит и будет изгнан оттуда?», или же (пример из Нового Завета) «Зачем Христос включил Иуду в число Своих учеников, если знал, что тот предаст Его?» — хотя и возникают у многих людей, но имеют одну общую подоплеку: человеческое представление о Боге. Действительно, человеку свойственно воздерживаться от поступков, если он заранее знает (или догадывается) об их пагубных последствиях. Например, вряд ли кто-то из нас согласится иметь дело с человеком, если мы заранее знаем, что этот человек нас предаст. Но Господь настолько любит всех, что принимает каждого и дает шанс каждому, а уже как человек распорядится дарованной ему возможностью, зависит исключительно от него самого.
— Почему во время потопа вместе с человеком погибли и животные, ни в чем, кажется, не повинные, и растения?
— Нужно понимать: Библия воспринимает природу не как нечто самоценное, а как среду обитания человека. Первая глава Книги Бытия рассказывает нам о том, как Господь в течение пяти дней творит мир, подготавливая для человека эту среду, а затем, создав мужчину и женщину, благословляет их и говорит:плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте (Быт. 1, 28). Поэтому вместе со впавшим в страшные грехи человечеством уничтожается все, что было предназначено Творцом для него, для обеспечения его жизни. Кроме того, здесь можно использовать такую метафору: если мы некую чистую вещь опустим в грязь, нам вряд ли захочется потом пользоваться этой вещью: мы знаем, что она запачкалась. Так и все творение оказалось загрязнено скверной человеческого греха. Необходимо было сделать своего рода генеральную уборку — очистить мир для новой жизни в нем. Ведь история Всемирного потопа — это не только история истребления жизни на земле, это история ее возрождения, воссоздания мира.
— Вопрос, который часто задавали в атеистические времена: в ковчеге могло находиться лишь ограниченное число нечистых (тех, кого нельзя было приносить в жертву — так вы это объясняете в своей книге [1]) и чистых, жертвенных видов животных: откуда же затем взялось такое разнообразие видов на Земле?
— Во-первых, мы ведь точно не знаем, сколько лет прошло со времени потопа (это могут быть даже не тысячи, а миллионы лет). Христианство ведь не противоречит на самом деле учению об образовании новых видов, и потому мы вполне можем предположить, что современное разнообразие видов восходит к тем животным, которые спаслись в Ноевом ковчеге. Во-вторых, есть предположение, что потоп покрыл не всю площадь земного шара, а лишь ту территорию, где жили люди, потому некоторые животные (которые жили в ареалах, не тронутых «цивилизацией») могли избежать гибели.
— Ной — потомок Адама, Сифа и праведного Еноха — ходит пред Богом и обретает благодатьперед очами Господа (ср.: Быт. 6, 8, 9). Ной и его потомство спасается в ковчеге. Означает ли это, что праведность одного человека спасла человечество как таковое? И что в дальнейшем человечество спасали праведники? Здесь можно даже поговорку вспомнить, приводимую Солженицыным: «Не стоит село без праведника».
— Конечно. Но прежде всего вспомним разговор Господа Бога с Авраамом о судьбе Содома. Авраам вопрошает: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так (…) Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18, 23–25). И Господь в конце этого диалога успокаивает Своего верного раба, сообщая, что и ради десяти праведных Он пощадил бы Содом.
— Да, Он запрещает убийство человека. Все остальное, все движущееся, что живет, будет вам в пищу, — говорит Господь (Быт. 9, 3). Но человек — создан по образу Божию. Поэтому кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека(Быт. 9, 6). Таким образом, утверждается сверхценность человеческой жизни, личности. Это древнейшая заповедь, которая потом станет шестой заповедью Декалога — Не убий (Исх. 20, 13). Убийство запрещается вне зависимости от происхождения и социального статуса человека. Слова о крови того, кто прольет кровь, означают, видимо, что убийца должен быть подвергнут смертной казни.
— А разве нельзя понимать эти слова так: зло порождает зло, убийство с неизбежностью приводит к другому убийству?
— Можно, тем более что в древности существовал обычай кровной мести: одно убийство с неизбежностью приводило ко многим. Но ближе к истине здесь все же мотив непременного наказания убийцы смертью.
— Но разве после этого люди не убивали друг друга? Вспомним кровавые войны Иисуса Навина, Давида, вспомним, что Закон, данный Моисею на Синае, категорически требовал смертной казни не за одно только убийство, но и за иные преступления (Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти — Исх. 21, 17).
— И наконец, о Завете радуги… Означает ли он, что мы можем успокоиться: что бы с нами ни происходило, глобальной катастрофы больше не будет?
— Прежде всего нужно сказать, что здесь впервые употребляется слово «завет» (берит) в значении «договор Бога с людьми»: вот, я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас (Быт. 9, 9). А успокаиваться нельзя уже хотя бы потому, что невозможность в дальнейшем потопа на опустошение земли(Быт. 9, 11) не означает, что не может быть вообще Божией кары: в Священном Писании рассказывается о ней многократно, вспомним гибель Содома и Гоморры, казни египетские, вавилонское пленение Израиля, о котором предупреждали пророки… Вспомним также и вероятную, но не состоявшуюся гибель Ниневии — ее жители покаялись и отвели от себя гнев Божий.
Однако эти казни не поражали всего человечества, всего живого на земле, как Всемирный потоп. Завет радуги означает, что человечество доживет до Второго Пришествия Иисуса Христа, «грядущего со славою судить живых и мертвых» (Никео-Цареградский Символ веры), — хотя людям, пережившим потоп, на тот момент и о первом Его Пришествии не было известно ничего. Завет радуги означает, что у человека, у человечества всегда будет оставаться шанс: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее(Мф. 18, 11; Лк. 19, 10). Пока человек жив, нет у него такого греха, которого он не мог бы смыть покаянием. И даже на посмертную участь человека остающиеся в живых могут повлиять своими молитвами.
— Мы с Вами говорим о Ветхом Завете, о его древнейших документах и сколько находим живых связей — с Евангелием, с нашей сегодняшней духовной жизнью, с Церковью. Вас огорчает то, что многие прихожане наших храмов Ветхого Завета не читают, не считают это необходимым? У некоторых православных само слово «Библия» ассоциируется исключительно с протестантизмом.
— Конечно, это огорчает! Господь наш Иисус Христос призывал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Апостол Павел во Втором послании к Тимофею пишет: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Спаситель в Своих проповедях постоянно цитирует Ветхий Завет, использует его образы и сравнения. Например, на каждое предложение искушающего Его сатаны Он отвечает цитатой из Второзакония. Всем, казалось бы, известное не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4) — это Бог говорит Моисею (см.: Втор. 8, 3). Открыв Книгу Деяний святых апостолов, мы видим, что первая же проповедь апостола Петра в Иерусалиме, сразу по Сошествии Святого Духа (см.: Деян. 2), обращает слушающих к Ветхому Завету и вся построена на нем. Апостолы вслед за Самим Спасителем относились к ветхозаветным писаниям благоговейно и трепетно.
Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания. Новый Завет невозможно по-настоящему понять, не зная Ветхого. Без Ветхого Завета нельзя постичь и православного богослужения: оно основано столько же на Ветхом Завете, сколько и на Новом. Например, Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, — что может понять в нем человек, незнакомый с этой частью Библии? Православный христианин, если он действительно хочет знать свою веру, знать учение Церкви, не может пройти мимо Ветхого Завета.
Журнал «Православие и современность» № 31 (47)
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 9:13
Свт. Иоанн Златоуст
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею
Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.
Свт. Филарет (Дроздов)
Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле
Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).
Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Прп. Максим Исповедник
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?
Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.
Вопросы и затруднения.
Еп. Виссарион (Нечаев)
XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.
дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею
Лопухин А.П.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Книга Бытия 9:13
Толкования:
Еп. Виссарион (Нечаев)
XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста ( Быт. 9:8–17 ). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.
дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею
Лопухин А.П.
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Прп. Ефрем Сирин
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Прп. Максим Исповедник
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?
Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.
Свт. Иоанн Златоуст
Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею
Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.
Свт. Филарет (Дроздов)
Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле
Библия Онлайн
Быт. 9:11-13 «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею».
Далее давайте посмотрим на эту часть Писания, повествующую о сотворении Богом радуги как символа Своего завета с человеком.
Большинство людей знает, что такое радуга, и они слышали некоторые истории, связанные с радугой. Что касается библейской истории про радугу, одни верят этому, другие считают, что это легенда, а третьи вообще не верят. Как бы то ни было, все, что связано с радугой — это все то, что некогда сделал Бог, и то, что произошло в процессе Божьего управления человеком. Эти вещи с точностью были записаны в Библии. Это повествование не говорит нам о том, какое было у Бога настроение в то время или какие намерения крылись за изреченными Им словами. Кроме того, никто не может по достоинству оценить то, что чувствовал Бог, когда Он произносил эти слова. Тем не менее, Божий настрой относительно всего этого открывается между строками текста. Будто бы Его мысли того времени являются со страницы в каждом слове и фразе Божьего слова.
Божьи мысли — это то, что должно вызвать беспокойство в людях и что им следует попытаться узнать в наибольшей степени. Дело в том, что Божьи мысли тесно связаны с человеческим пониманием Бога, а человеческое понимание Бога является незаменимым звеном во вхождении человека в жизнь. Итак, о чем думал Бог в то время, когда это произошло?
Изначально Бог создал человечество, которое в Его глазах было весьма хорошим и близким к Нему, но оно были уничтожено в результате потопа после того, как люди восстали против Него. Было ли больно Богу, что такое человечество просто мгновенно исчезло? Конечно, Ему было больно! И как же Он выражал эту боль? Как это было записано в Библии? В Библии это записано так: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Это простое предложение раскрывает Божьи мысли. Уничтожение мира причинило Ему большую боль. Говоря человеческим языком, Бог был очень опечален. Можно себе представить: как выглядела некогда полная жизни земля после разрушения потопом? Как выглядела на тот момент земля, некогда изобиловавшая человеческими существами? Нет ни человеческих жилищ, ни живых существ — кругом вода и полный хаос на поверхности воды. Была ли такая сцена изначальным замыслом Бога, когда Он сотворил мир? Конечно же, нет! Изначальный замысел Бога заключался в том, чтобы видеть жизнь по всей земле, чтобы видеть человеческие существа, которые Он создал для поклонения Ему, а не только чтобы Ной был единственным поклоняющимся Ему и тем одним, кто мог бы ответить на призыв Бога закончить то, что ему было поручено. Когда человечество исчезло, Бог увидел не то, что изначально задумал, а полную противоположность. Как же могло не болеть Его сердце? Поэтому, когда Бог открывал Свой характер и выражал Свои эмоции, Он принял решение. Какое решение Он принял? Сделать дугу в облаке (заметьте: ту радугу, которую мы видим) как завет с человеком, как обещание, что Бог больше не разрушит человечество потопом. В то же время она должна была рассказать людям, что Бог когда-то разрушил мир потопом, чтобы человечество вечно помнило, почему Бог так сделал.
Было ли уничтожение мира на этот раз тем, чего Бог хотел? Это было определенно не то, чего Бог хотел. Мы можем представить себе небольшую часть того жалкого зрелища, которое представляла собой земля после разрушения мира, но мы не можем даже близко себе представить, что это была за картина в Божьих глазах в то время. Можно сказать, что ни нынешние, ни тогдашние люди — никто не способен представить или оценить то, что Бог испытывал, когда Он увидел эту картину, этот образ мира после уничтожения его потопом. Бог был вынужден это сделать из-за человеческого непослушания, но боль, которую пережил в сердце Бог из-за разрушения мира потопом — это реальность, которую никто не может понять или оценить. Вот почему Бог заключил с человечеством завет, который был напоминанием людям, что некогда Бог сделал что-то подобное, и чтобы поклясться им, что Бог больше никогда таким способом не разрушит мир. В этом завете мы видим Божье сердце, мы видим, что Божье сердце болело, когда Он уничтожил человечество. Говоря человеческим языком, когда Бог уничтожил человечество и увидел, что оно исчезает, Его сердце плакало и истекало кровью. Разве это не лучшее описание случившегося? Эти слова используются людьми, чтобы проиллюстрировать человеческие эмоции, но поскольку человеческий язык недостаточно выразительный, использование их для описания Божьих чувств и эмоций, как представляется, не так уж и плохо для Меня, и они не являются чрезмерными. По крайней мере оно дает очень яркое, очень уместное понимание того, какое настроение было в то время у Бога. О чем вы будете думать теперь, когда снова увидите радугу? По крайней мере вы вспомните, что Бог однажды был в скорби после того, как разрушил мир потопом. Вы вспомните, что, хотя Бог ненавидел этот мир и презирал это человечество, но, уничтожив те человеческие существа, которые Он создал своими руками, сердце Его испытывало боль, не хотело отпускать, колебалось и обнаруживало, что это трудно вынести. Его единственным утешением была семья Ноя из восьми человек. Именно сотрудничество Ноя сделало оправданными напряженные усилия Бога по созданию всего нового. В то время, когда Бог страдал, это было единственным, что могло компенсировать Его боль. С этого момента Бог возложил все, чего Он ожидал от человечества, на семью Ноя, надеясь, что они смогут жить под Его благословением, а не под проклятьем, надеясь, что они никогда не увидят, как Бог снова уничтожит мир потопом, и также в надежде, что они тоже не будут уничтожены.
Какую сторону Божьего характера нам нужно понять из этого? Бог презирал человека, потому что тот был во вражде с Ним, но в Его сердце оставались неизменными забота, участие и милость по отношению к человечеству. Даже когда Он уничтожил человечество, Его сердце оставалось неизменным. Когда человечество было полно растления и было непокорным Богу в определенной степени, Богу пришлось по причине Своего характера и Своей сущности и в соответствии со Своими принципами уничтожить это человечество. Но из-за Своей сущности Бог все-таки жалел человечество и даже хотел использовать различные пути для его искупления, чтобы оно могло продолжать жить. Вместо этого человек противодействовал Богу, упорствовал в своем неповиновении Ему и отказался принимать Божье спасение, то есть отказался принять Его добрые намерения. Независимо от того, как Бог взывал к ним, напоминал им, снабжал их, помогал им или терпел их, человек не понимал и не ценил это, он даже не обращал на это внимания. В Своей боли Бог по-прежнему не забывал проявлять к человеку Свою максимальную терпимость, ожидая, что человек изменится. После того, как Он достиг Своего предела, Бог без всяких колебаний сделал то, что был должен сделать. Иными словами, существовал определенный период времени и процесс с того момента, когда Бог запланировал уничтожение человечества и до официального начала Его работы по разрушению человечества. Этот процесс существовал, чтобы дать человеку возможность обернуться, и это был последний шанс, который Бог дал человеку. Так что же Бог делал в этот период перед уничтожением человечества? Бог проводил большой объем напоминающей и побудительной работы. Несмотря на такую боль и печаль, которые испытывал Бог, Он продолжал проявлять заботу, участие и избыточную милость по отношению к человечеству. Что же мы видим из этого? Несомненно, мы видим, что Божья любовь к человечеству реальна и что она не просто слова. Она подлинная, ощутимая и существенная, а не поддельная, измененная, лживая и претенциозная. Бог никогда не использует обман и не создает ложный образ, чтобы люди увидели, что Он милый. Бог никогда не использует ложные показания, чтобы дать людям увидеть Свою привлекательность и святость. Разве эти аспекты Божьего характера не достойны любви человека? Разве они не достойны поклонения? Разве ими не стоит дорожить? На данный момент Я хочу спросить вас: услышав эти слова, думаете ли вы, что Божье величие — это всего лишь слова на листе бумаги? Разве Божья привлекательность — всего лишь пустые слова? Нет! Безусловно, нет! Божье превосходство, святость, терпимость, любовь и остальное — каждая деталь каждого из этих различных аспектов Божьего характера и сущности ходят практическое выражение каждый раз, когда Он делает Свою работу, они воплощены в Его воле по отношению к человеку, и также исполняются и отражаются в каждом человеке. Независимо от того, чувствовали ли вы это раньше, Бог заботится о каждом человеке всеми возможными способами, используя Свое искреннее сердце, мудрость и различные методы, чтобы отогреть сердце каждого человека, и чтобы пробудить дух каждого человека. Это бесспорный факт. Неважно, сколько людей находится здесь, у каждого есть свой жизненный опыт и свое отношение к Божьей терпимости, терпению и привлекательности. Эти впечатления и чувства о Боге и признательность Ему — в общем, все эти положительные аспекты — от Бога. Поэтому, интегрируя опыт и знания всех о Боге и сочетая их с нашим прочтением этих библейских отрывков сегодня, сложилось ли у вас более реальное и правильное понимание Бога?
Заметили ли вы один особый факт из всех этих библейских стихов, включая все те библейские истории, которые мы разбирали сегодня? Использовал ли Бог когда-либо собственный язык для выражения Своих мыслей или для объяснения Своей любви и заботы о человечестве? Есть ли свидетельства, где Он использовал бы простой язык, чтобы высказать, насколько Он озабочен человечеством или насколько сильно любит Его? Нет! Разве это не правда? Среди вас много тех, кто прочитал Библию или другие книги. Кто-нибудь из вас видел ли такие слова? Конечно, нет! То есть, в записях Библии, включая Божьи слова и документальное подтверждение Его работы, Бог никогда ни в одну эпоху и ни в один период не использовал Свои собственные методы для описания Своих чувств или для выражения Его любви и заботы о человечестве, и никогда Бог не использовал речь или какие-либо действия, чтобы выразить Свои чувства и эмоции — разве это не факт? Почему Я так говорю? Почему Я должен это упомянуть? Потому что это также отражает Божью привлекательность и Его характер.
Бог создал человечество; независимо от того, прельщены ли они или следуют за Ним, Бог обращается с человеческими существами как с теми, кто Ему больше всего дорог, или, как сказали бы человеческие существа — как с близкими Ему людьми, а не с игрушками. Хотя Бог говорит, что Он Творец и что человек — Его творение, что может выглядеть как существенная разница в званиях, в действительности же все, что Бог сделал для человечества, намного превосходит отношения такого характера. Бог любит человечество, заботится о нем и проявляет участие к нему, а также постоянно и непрестанно обеспечивает человека средствами к существованию. Он никогда не ощущает в Своем сердце, что это дополнительная работа или нечто, заслуживающее похвалы. Он также не считает, что спасение людей, снабжение их и дарование им всего является огромным вкладом в человечество. Он просто обеспечивает человечество необходимым тихо и спокойно, по-своему, посредством Своей собственной сущности и того, Кто Он есть и чем обладает. Независимо от того, каковы объемы снабжения и сколько помощи человечество получает от Него, Бог не помышляет о похвале и не пытается присвоить себе заслугу. Это определяется сущностью Бога и также является истинным выражением Божьего характера. Именно поэтому, будь то в Библии или любо иной книге, но мы никогда не прочтем, чтобы Бог выражал Свои мысли, и никогда не застанем Бога за тем, чтобы Он описывал или объявлял людям, почему Он делает то или иное и почему Он так заботится о человечестве для того, чтобы побудить человечество быть благодарным по отношению к Нему или хвалить Его. Даже когда Ему больно, когда Его сердце находится в невыносимой боли, Он никогда не забывает Свои обязанности по отношению к человечеству, в то время как Он переносит эту боль и мучения в одиночестве и в тишине. Напротив, Бог неизменно продолжает обеспечивать человека всем необходимым. Даже несмотря на то, что человечество часто прославляет Бога и свидетельствует о Нем, такого поведения Бог не требует. Это происходит потому, что Бог никогда не предполагает, что любое добро, которое Он творит для человечества, можно обменять на благодарность или отплатить. С другой стороны, те, кто боятся Бога и избегают зла, те, кто истинно следует Богу, слушают Его и преданы Ему, а также те, кто повинуется Ему, — это те люди, которые зачастую получают Божьи благословения, и Бог безусловно ниспошлет такие благословения. Более того, благословения, которые люди получают от Бога, часто выходят за рамки их воображения, а также за рамки всего, что люди могут обменять на то, что они сделали или за ту цену, которую заплатили. Когда человечество наслаждается Божьими благословениями, бывает ли кто-то небезразличен к тому, что делает Бог? Проявляет ли кто-либо заботу о том, как себя чувствует Бог? Пытается ли кто-либо понять Божью боль? Вот точный ответ на эти вопросы: нет! Может ли какое-нибудь человек, включая Ноя, ценить боль, которую чувствовал Бог в тот момент? Может ли кто-нибудь понять, почему Бог установил завет? Не может! Человечество не отдает должное Божьей боли не потому, что оно не может понять ее, и не из-за пропасти между Богом и человеком или разницы в их статусе; это, скорее, потому что человечеству вообще нет дела до Божьих чувств. Человечество думает, что Бог независим — что Богу не нужны люди, чтобы заботиться о Нем, понимать Его либо проявлять к Нему уважение. Бог есть Бог, поэтому у Него нет боли, нет эмоций, Ему не будет грустно, Он не чувствует печали, Он даже не плачет. Бог есть Бог, поэтому Ему не нужны никакие выражения эмоций, и Ему не нужно эмоциональное утешение. Если Ему не нужны эти вещи в определенных обстоятельствах, тогда Он Сам решит все и не будет требовать никакой помощи от человечества. И наоборот, именно слабые, незрелые люди нуждаются в Божьем утешении, обеспечении, поддержке и даже в Его успокоении их эмоций в любое время, в любом месте. Такая мысль глубоко прячется в сердцах человечества: человек слаб, он нуждается в том, чтобы Бог заботился о нем во всех отношениях, он заслуживает всего участия со стороны Бога, и он должен требовать от Бога всего, что, по его мнению, ему необходимо иметь. Бог силен, у Него есть все, и Он должен быть попечителем человечества и дарителем благословений. Поскольку Он уже Бог, Он всемогущ и никогда не нуждается ни в чем от человечества.
Так как человек не обращает внимания ни на одно из Божьих проявлений, он никогда не чувствовал Божью печаль, боль или радость. Но в то же время Бог знает все человеческие выражения как свои пять пальцев. Бог восполняет нужды каждого во все времена и везде, наблюдая за изменяющимися мыслями каждого человека и таким образом утешая, и назидая людей, водительствуя, и просвещая их. Касательно всего, что Бог сделал для человечества, и цены, которую Он заплатил за них, могут ли люди найти текст в Библии или из сказанного Богом до настоящего момента, где четко говорится о том, что Бог требует что-то от человека? Нет! Напротив, как бы люди ни игнорировали Божье мышление, Он все еще неоднократно ведет человечество, постоянно снабжает человечество необходимым и помогает им, чтобы позволить им следовать Божьим путем, чтобы они могли получить прекрасное место назначения, которое Бог уготовил для них. Когда речь заходит о Боге, о том, кем Он является и чем обладает, Его благодать, милость и все Его награды будут ниспосланы тем, кто любит Его и следует за Ним. Но никогда ни одному человеку Он не открывает перенесенную Им боль или состояние Его разума, и Он никогда не жалуется на то, что кто-то не был тактичен в отношениях с Ним или не знал Его волю. Он просто переносит все это в молчании, ожидая того дня, когда человечество будет в состоянии понять.
Почему Я это говорю? Что вы видите сказанное Мною? Есть в Божьей сущности и характере нечто, что легче всего не заметить, нечто, чем обладает только Бог, а не человек, включая тех, о ком думают, что они великие люди, хорошие люди, или Бога их воображения. Что это такое? Это Божье бескорыстие. Говоря о бескорыстии, ты можешь подумать, что ты тоже очень бескорыстный, потому что когда дело доходит до твоего ребенка, ты никогда не торгуешься с ним, но проявляешь щедрость по отношению к нему, или думаешь, что ты очень бескорыстный, когда дело доходит до твоих родителей. Неважно, что ты думаешь, по крайней мере, у тебя есть понятие слова «бескорыстие», и ты воспринимаешь его позитивно, и считаешь, что быть бескорыстным человеком очень благородно. Когда ты бескорыстный, ты думаешь, что ты молодец. Но нет никого, кто мог бы увидеть Божье бескорыстие среди всего — среди людей, событий и предметов, а также среди Божьей работы. Почему это так? Потому что человек слишком эгоистичный. Почему Я так говорю? Человечество живет в материальном мире. Возможно, ты следуешь за Богом, но ты не видишь и не ценишь то, как Бог обеспечивает тебя всем необходимым, любит тебя и проявляет заботу о тебе. Так что же ты видишь? Ты видишь своих кровных родственников, которые любят тебя и которые души в тебе не чают. Ты видишь то, что полезно для твоей плоти, тебе небезразличны люди и вещи, которые ты любишь. Это так называемое человеческое бескорыстие. Такие «бескорыстные» люди, однако, никогда не заботятся о Боге, который дает им жизнь. В отличие от Бога, человеческое бескорыстие становится эгоистичным и отвратительным. Бескорыстие, в которое верит человек, — пустое, нереалистичное, испорченное, несовместимое с Богом и не имеет к Нему никакого отношения. Человеческое бескорыстие существует для него самого, в то время как Божье бескорыстие — это истинное откровение Его сущности. Именно благодаря Божьему бескорыстию человек получает от Него непрерывный поток всего необходимого для жизни. Возможно, вы не слишком глубоко затронуты этой темой, которую Я освещаю сегодня, и просто киваете в согласие, но, когда ты попытаешься по достоинству оценить Божье сердце в своем сердце, ты невольно обнаружишь: среди всех людей, вопросов, и вещей, которые ты осязаешь в этом мире, только Божье бескорыстие является настоящим и конкретным, потому что только Божья любовь к тебе безусловная и непорочная. Помимо Бога, так называемое бескорыстие других — все подделка, поверхностная, неискренняя; у него есть цель, определенные намерения, оно несет в себе некий обмен на что-то и не выдерживает испытания. Вы можете даже сказать, что оно грязное и порочное. Вы согласны?
Я знаю, что вы незнакомы с этими вопросами и что вам нужно время для того, чтобы они улеглись у вас в голове перед тем, как вы по-настоящему поймете их. Чем менее вы знакомы с этими темами и вопросами, тем больше это доказывает, что данные темы отсутствуют в вашем сердце. Если бы Я никогда не поднял эти темы, узнал ли бы о них кто-нибудь хоть немого? Полагаю, вы бы никогда не узнали о них. Это наверняка. Независимо от того, сколько вы можете осознать и понять, одним словом, эти темы, на которые Я говорю — это то, чего больше всего не хватает людям и о чем они больше всего должны знать. Эти темы очень важны для каждого — они драгоценны, и они есть жизнь, и они являются тем, чем вы должны обладать для предстоящего пути. Без водительства этих слов, без твоего понимания Божьего характера и сущности у тебя всегда будет оставаться знак вопроса, когда речь заходит о Боге. Как ты можешь правильно верить в Бога, если ты даже не понимаешь Его? Ты ничего не знаешь о Божьих эмоциях, Его воле, Его душевном состоянии, о том, что Он думает, что делает Его грустным, что делает Его счастливым, поэтому как ты можешь быть внимательным к Божьему сердцу?
Всякий раз, когда Бог расстроен, Он смотрит на человечество, которое вообще не обращает на Него никакого внимания, человечество, которое следует за Ним и утверждает, что любит Его, но полностью игнорирует Его чувства. Как не болеть Его сердцу? В Божьей работе управления Он искренне выполняет Свою работу, разговаривает с каждым человеком и предстает перед ними без всяких колебаний и без утаивания, но, напротив, каждый человек, который следует за Ним, скрытен по отношению к Нему, никто не желает активно приблизиться к Нему, понять Его сердце и обратить внимание на Его чувства. Даже те, кто хочет быть приближенным Бога, не хочет приблизиться к Нему, быть внимательным к Его сердцу или пытаться понять Его. Когда Бог рад и счастлив, Ему не с кем разделить Свое счастье. Когда Бога неправильно понимают люди, то нет никого, кто утешил бы Его израненное сердце. Когда Его сердце болит, нет ни одного человека, который готов был бы выслушать Его. На протяжении этих тысяч лет Божьей работы управления не было никого, кто понял бы Божьи эмоции, никого, кто осознал или по достоинству оценил бы их, не говоря уже о том, чтобы кто-то встал на сторону Бога, чтобы разделить Его радости и печали. Бог одинок. Он одинок! Бог одинок не только потому, что обольщенное человечество выступает против него, но больше потому, что те, кто стремиться быть духовными, те, кто ищет познания Бога и понимания Его, и даже те, кто готов посвятить всю свою жизнь Ему, так же не знают Его мыслей и не понимают Его характер и эмоции.
В конце истории Ноя мы видим, что Бог использовал необычный способ выразить свои чувства на тот момент. Этот способ очень особенный: заключить завет с человеком. Это метод, который провозглашает конец Божьего применения потопа для уничтожения мира. Со стороны заключение завета кажется очень обычным событием. Это не более чем использование слов, чтобы возложить на обе стороны обязательства не предпринимать незаконные действия, чтобы помочь в достижении цели защиты интересов обеих сторон. По форме это очень обычное явление, но, принимая во внимание мотивы и значение этого действия со стороны Бога, это является истинным откровением Божьего характера и душевного состояния. Если ты отодвинешь эти слова в сторону и проигнорируешь их, если Я никогда не скажу вам, как все обстоит на самом деле, тогда человечество никогда не узнает, что думает Бог. Возможно, в твоем воображении Бог улыбался, когда заключал этот завет, или, возможно, выражение Его лица было серьезным, но каким бы ни было обычное выражение лица Бога в людском воображении, никто не смог бы узнать Божье сердце или Его боль, не говоря уже о Его одиночестве. Никто не может заставить Бога доверять ему и не может быть достойным Божьего доверия или быть тем, кому Он может выразить свои мысли или с кем может поделиться Своей болью. Вот почему у Бога не было иного выбора, как сделать это. На первый взгляд, Бог сделал то, что легко: распрощался с предыдущим человечеством, решил вопрос прошлого и подвел итог, уничтожив мир потопом. Тем не менее, Бог похоронил боль этого момента глубоко в Своем сердце. В то время, когда Богу было некому открыться, Он заключил завет с человечеством, говоря людям о том, что больше не будет разрушать мир потопом. Когда появляется радуга, это должно быть напоминанием людям о том, что произошло однажды, чтобы предупредить их не делать зла. Даже в таком болезненном состоянии Бог не забыл о человечестве и по-прежнему проявляет большую заботу о них. Разве это не Божья любовь и бескорыстие? Но о чем же думают люди, когда страдают? Разве не в это время они больше всего нуждаются в Боге? В такие моменты люди влекут Бога к себе, чтобы Он успокоил их. Когда бы это ни случилось, Бог никогда не подведет людей, и Он всегда позволит им выйти из затруднительного положения и жить в свете. Хотя Бог таким образом поддерживает человечество, в сердце человека Бог является лишь придающей уверенность пилюлей, напитком успокоения. Когда страдает Бог, когда Его сердце ранено, несомненно, слишком большой роскошью для Бога было бы ожидать, чтобы сотворенное существо или какой-либо человек проявил к Нему заботу и утешил Его. Человек никогда не обращает внимания на Божьи чувства, поэтому Бог никогда не просит никого и не ожидает, что кто-то сможет успокоить Его. Он просто использует Свои собственные методы, чтобы выразить Свое настроение. Люди думают, что для Бога переживать страдания — не такая уж большая проблема, но только когда ты истинно пытаешься понять Бога, когда ты по-настоящему ценишь Его искренние намерения во всем, что Он делает, только тогда ты можешь понять Божье величие и Его бескорыстие. Даже несмотря на то, что Бог заключил завет с человечеством с помощью радуги, Он никогда никому не говорил о том, почему Он сделал это, почему Он заключил этот завет, то есть, Он никогда никому не раскрывал Свои истинные мысли. Это потому, что нет никого, кто мог бы понять глубину той любви, которую Бог испытывает к человечеству, которое Он сотворил Своими руками, и также нет никого, кто мог бы оценить, сколько боли Он перенес в сердце, когда уничтожил человечество. Поэтому, даже если Он рассказывает людям о том, что чувствует, они не могут оправдать это доверие. Несмотря на боль, Он по-прежнему идет к следующему этапу Своей работы. Бог всегда показывает Свою лучшую сторону и все лучшее, в то время как Сам спокойно принимает все страдания. Бог никогда не разглашает Свои страдания. Вместо этого Он переносит их и ждет в тишине. Божья выносливость не холодная, немая и беззащитная и не признак слабости. Просто Божья любовь и сущность всегда были бескорыстными. Это естественное откровение Его сущности и характера и истинное воплощение Божьей личности как истинного Творца.
Некоторые могут неправильно истолковать значение сказанного Мной. «Преследовало ли столь подробное описание Божьих чувств своей целью заставить людей почувствовать жалость к Богу?» Преследовало ли оно такую цель? (Нет!) Единственной целью Моего рассказа об этом было сделать так, чтобы вы лучше узнали Бога, чтобы поняли каждую Его сторону, поняли Его чувства, конкретно и доскональное поняли сущность и характер Бога, который выражается через Его работу, в отличие от того, что изображено посредством пустых слов человека, их писем и доктрин или их фантазий. Это означает, что Бог и Божья сущность на самом деле существуют: они не картины, не вымысел, не созданное человеком и уж, конечно, не сфабрикованное людьми. Признаете ли вы это сейчас? Если признаете, то Мои слова достигли сегодня своей цели.