Что такое рапира в современном танце
Что такое рапира в современном танце
АДАЖИО (от фр. adagio) — часть классического урока, состоящая из плавных движений, различных поз, связно перетекающих из одной в другую. Зачастую в адажио используются такие элементы как: développes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт и встречается в частях под названием pa de deux, grand pas.. «Спартак», «Жизель», «Раймонда», «Лебединое озеро», в любом балете можно встретить часть где есть adagio.
А ЛЯ ЗГОНД (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
АМБУАТЕ (от фр. emboiter le pas — идти следом) — 1.) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant без demi plié по полукругу 2.) прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45° или 90°.
АН ДЕОР (от фр. en dehors — наружу) — направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
АН ДЕДАН (от фр. en dedans — во внутрь) — направление движения к опорной ноге, получается как бы во внутрь, «от зрителя». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.
АНТРАША (Entrechat, от ит. intrecciato — плетённый, скрещенный ) — прыжок с заноской. Во время прыжка ноги скрещиваются между собой в воздухе в V позиции. Разновидности: Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением épaulement, на музыкальный счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.
АНШЕНМАН (от фр. enchaine-ment — соединение, связь) — ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу.
АН ТУРНАН (от фр. en tournant — в повороте) — указание на то, что движение исполняется одновременно с поворотом всего тела. Поворот может быть полным или неполным.
АНТРЕ (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
АН ЛЕР (от фр. en l’air) — на воздухе. Термин, указывающий на то, что движение исполняется по воздуху. Пример: rond de jambe en l’air
АН ФАС (от фр. en face — прямо) — прямое положение корпуса, головы и ног.
АПЛОМБ (от фр. aplomb) — с одной стороны умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. С другой стороны уверенная, свободная манера исполнения.
АРОНДИ (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
АРАБЕСК (от фр. arabesque) — так называется поза, когда опорная нога танцовщика стоит либо на полной стопе, либо на полупальцах, либо на пуантах, а рабочая нога поднята с вытянутым коленом на 30°, 45°, 90° или 120°.
АССАМБЛЕ (от фр. assemblé — собирать) — прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе.
АТТИТЮД (от фр. attitudes) — опорная нога находится в том же положении, что и в арабеске, но рабочая нога поднимается с согнутым коленом, а корпус танцовщика должен быть прогнут в спине.
БАЛАНСЕ (от фр. balancer — раскачивать, качаться) — движение, в котором переступания с ноги на ногу, чередующиеся с demi-plié и подъёмом на полупальцы, сопровождаются наклонами корпуса, головы и рук из стороны в сторону, что создаёт впечатление мерного покачивания. Может исполняться из стороны в сторону, вперёд и назад.
БАЛЛОТТЕ (от фр. ballotté — качать, качаться) — прыжок с продвижением вперёд или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении.
БАЛЛОН (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
БРА (от фр. bras) — рука (от плеча до кисти)
БАЛЕНСУАР (от фр. balancoire — качели) — battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол).
БАТМАН ТЕНДЮ (от фр. battements tendus) — тянуть, вытягивать.
БАТМАН ТЕНДЮ ЖЕТЕ (от фр. battements tendus jeté) — выброс ноги на 45°.
БАТМАН РЕЛЕВЕ ЛЯН (от фр. battements releve lent; relever — подъём и lent — медленно) — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперёд, в сторону или назад.
БАТМАН АВЛОППЕ (от фр. battement aveloppe) — противоположное battement developpe движение, рабочая нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
БАТМАН СОТЕНЮ (от фр. battement soutenu — непрерывный) — исходная позиция ног 5-ая. Исполняется плавно и непрерывно: relevé на полупальцы в исходной позиции, перевод свободной ноги на cou-de-pied (вперед или назад), спуск опорной ноги на demi-plié и одновременное раскрывание свободной ноги на 45° (вперёд, в сторону или назад), опускание раскрытой ноги носком в пол (demi-plié сохраняется), подтягивание этой ноги в 5-ю позицию и одновременный переход опорной на полупальцы и т. д.
БАТРИ (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
БРИЗЕ (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
БАТЮ (от фр. battus, от фр. battre — бить) — прыжковые движения, усложнённые ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Например: échappe battus, assemble battus, jeté battus и др.
БАТМАН БАТЮ (battements battus) — ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements battus исполняется на efface вперед назад.
БОДИ РОЛЛ (от англ. body roll) — группа наклонов торса, связанная с поочерёдным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
БАУНС (от англ. bounce — отскок) — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счёт сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
БРАШ (от англ. bruch) — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс. с коме
Выдержки из книги Джона Клементса, специалиста по рапирно-шпажному фехтованию, с моми коментариями. Коментарии в скобках в конце абзацев.
Как рапира лежит в руке?
Исследуя старинные рапиры, я поразился тому, насколько хорошо они сбалансированы: они казались почти невесомыми, были невероятно маневренными и подвижными (никакого сравнения даже с лучшими современными репликами, которые мне доводилось держать в руках). Только несколько клинков показались мне немного неудобными, но это может объясняться не их плохим качеством, а тем, что это были либо экспериментальные образцы, либо они изготавливались для конкретного человека с индивидуальными особенностями фехтовальной техники, или же на них в какой-то момент были заменены эфесы, что и привело к изменению баланса. Все экземпляры, которые я изучал, весили меньше трех фунтов, большая часть весила меньше 2,5 фунтов, а некоторые даже меньше 2 фунтов. Ни в коем случае их нельзя было назвать громоздкими. Как специалист по средневековому оружию и бывший спортивный фехтовальщик, я с уверенностью заявляю, что эти рапиры не были неповоротливыми или неуклюжими. За редким исключением, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что приемы боя на рапирах, описанные в имеющихся исторических источниках, вполне могут эффективно осуществляться любым из этих предметов.
Как рапиры использовались в бою?
Рапиры использовались совсем не так, как сейчас это показывают в фильмах на подобие «Принцессы-невесты» или «Зорро». В популярной культуре фехтовальный бой часто изображают не правильно. На самом деле, рапиры не использовались для частой смены уколов и парирования ударов, как в современном спортивном фехтовании, или для того чтобы перерезать веревки, кожаные ремни или вырезать буквы на чем-нибудь. Все эти выдуманные трюки лишь плод фантазии.
Действия рапирой были с одной стороны гораздо более грубыми и жестокими, а с другой — очень осторожными и точными. От атак чаще уклонялись (уворачивались) чем блокировали их, но если защита блокировалась, то чаще всего клинок противника отводился в сторону, и за этим следовала контратака.
(Уже говорил, но повторюсь. Любая система фехтования рассчитана, в основном, на блоки, или защиты. Это можно увидеть в любом фехтбуке.)
Использовались ли рапиры против брони?
Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Тем не менее, ношение защиты было вполне обычным явлением среди бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но исторические источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и поэтому ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской милиции в 16-17 веков, то удары приходилось наносить по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя они никогда не использовались вместе ни на войне, ни во время соревнований и для самообороны.
Моё заключение. Клеметс притягивает множество фактов «за уши» под свою теорию. Намерено или по незнанию используя ошибочные данные и т.д., подтасовывая их. В результате ценность его книги практически сводится к нулю, и книга становится вредной, преподнося искажённые факты.
Исторические факты
I — короткая и длинная шпага.
Процесс усовершенствования
Боевая шпага
Это изделие состоит из эфеса и клинка. Его лезвие может быть одно- или двусторонним. Эфес, который еще называют рукоятью, состоит из гарды, а также специальной защитной дужки. Такая конструкция предотвращает удары противника по пальцам. Исторически существовало несколько разновидностей шпаги. Кавалерийская шпага отличалась значительным весом и длиной 100-150 см.
Начальная подготовка
Тренировки по фехтованию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После начального обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером проводятся тренировки, в процессе которых изучаются боевые действия, основы фехтовальной тактики.
Специальная фехтовальная подготовка является составной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармоническое развитие необходимых в дальнейшей соревновательной практике навыков и умений. Основной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым действиям.
При помощи упражнений с партнером, максимально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение техники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всестороннему развитию специальных фехтовальных навыков, совершенствованию всего технико-тактического репертуара.
Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.
Подготовка на уровне высшего спортивного мастерства. Целью подготовки на уровне высшего спортивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо максимальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специализируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных занятиях с тренером. Совершенствование и стабилизация боевых навыков осуществляется преимущественно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.
Шпага для спортивного фехтования
Шпага, которая применяется на состязаниях самого высокого уровня, имеет длину 1,1 м. Масса такого изделия неизменно равняется 0,77 кг. Полотно клинка гибкое. Оно сильно изгибается во время нанесения колющего удара. Сечение клинка трехгранное.
Града круглой формы защищает руку от удара. Ее диаметр составляет 13,5 см. Спортивное оборудование имеет клинок, который постепенно сужается к вершине. Размер граней, который допускается современным фехтованием, составляет 2,4 см.
Участие в состязаниях
Нарушение правил
Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.
Боевая рапира
Истоки «меча для ношения с одеждой»
Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.
Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» обозначает шпагу.
Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.
Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».
Рапира в спортивном фехтовании
Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.
Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем. В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет». Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.
Фехтование на рапирах
В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.
Тактика
В фехтовании необходимо не только хорошее владение техникой, но и правильное ее использование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над соперником. Для этого необходимо внимательно наблюдать за действиями соперника, быстро распознавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить соперника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.
Благодаря постоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие действия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.
Сложность использования фехтовальной тактики объясняется еще и тем, что всю боевую ситуацию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как соперник точно так же пытается добиться успеха. В процессе разнообразного взаимодействия фехтовальщиков боевые действия выполняют различные функции.
Боевая сабля
Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.
Сабля в фехтовании
Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.
Техника
Видео: Фехтование: техника боя
В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсменом.
Спортсмен перемещается по дорожке в типичной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передвигаться вперед и назад шагами и прыжками. Поставленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверхности. При атаках фехтовальная дистанция (расстояние между спортсменами) преодолевается с помощью выпада или атаки стрелой.
Виды фехтования
Фехтовальная стойка
Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые требования к временной и пространственной координации отдельных движений и способности быстро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходимо в зависимости от условий и интенсивности тренировок от 6 до 10 лет.
Артистический и спортивный поединок
Когда выбор будет сделан, процессу оттачивания техники потребуется уделить много времени. Выбранный вид фехтования нужно любить. В процессе тренировки применяется тренировочное оборудование. Необходимо учесть, что оно может отличаться от электронных разновидностей шпаг, рапир и сабель.
После изучения всех тонкостей ведения боя на тренировочном оборудовании разница между подобной экипировкой и электронными изделиями для соревнования не будет ощущаться спортсменом.
Захватывающий спорт
Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.
Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом.
Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.
Что такое рапира в современном танце
В XVI веке рапира обретает популярность и во многих странах Европы.
В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая стала меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.
Клинок прямоугольного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине, на которой имеется наконечник диаметром 6 мм. У обыкновенных (тренировочных) рапир наконечник на клинке неподвижный, у электрифицированных (применяются в официальных соревнованиях по фехтованию) — с подвижным электроконтактным устройством.
Длина рапиры не свыше 110 см (клинка не свыше 90 см), диаметр гарды от 95 до 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукояти с гайкой не более 220 мм по российским правилам и не более 232 мм — по международным. Масса не более 500 г.
Спортивные рапиры могут оснащаться различными рукоятками. Рукоятки бывают прямые (так называемые французские), с поперечником (итальянские), и типа «пистолет» (или бельгийские).
Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,8 – 2 м.
В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.
Фехтовальщики на рапирах состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Борьба шла на рапирах только среди мужчинн.
В раннем варианте шпага представляла собой универсальный лёгкий длинный меч, оснащённый сложной гардой, которым можно было как колоть, так и рубить, а сложная гарда сносно защищала пальцы и при отсутствии перчатки.
Первые шпаги появились в Испании в 60-х годах XV века (во времена готического доспеха). Шпага была признанным отличительным знаком дворянина. Лишение дворянского титула сопровождалось т. н. «гражданской казнью» — переломом шпаги в присутствии свидетелей (обычно на лобном месте, при стечении народа и после оглашения приговора, иногда — над головой приговорённого).
Эфес классической шпаги по конструкции близок к «испанской» рукояти у спортивной шпаги, но, тем не менее, это — французская шпага; подобная конструкция эфеса была характерна для французских коротких шпаг с начала их появления вплоть до окончания эпохи Наполеона, в течение этого периода менялось не столько устройство эфеса, сколько пропорции и формы отдельных частей, включая глубину и размеры диска, а также форма навершия.
В XVII веке эфесы шпаг обзавелись «раковиной» (shell), а также дополнительными дугами и кольцами, породив тем самым несколько новых типов эфеса.
Главной особенностью шпаги является наличие сложной гарды, хорошо защищающей руку, именно эта гарда позволяет без риска для пальцев использовать защиты, основанные на коротких лаконичных движениях. Явное преобладание колющих ударов над всеми прочими объясняется тем, что гражданские шпаги были слишком легки для рубящих ударов, а боевые изначально применялись против противников в доспехах, поразить которых легче всего уколом в уязвимое место.
В XIX веке итальянский мастер фехтования и аристократ Висконти, живший в Бельгии, изобрёл новый тип рукояти, известной как «пистолетная» или «бельгийская» рукоять, иногда называемая анатомической.
С эпохой Наполеона завершилось развитие шпаг как бое
Конструкция сабельной рукояти в те времена была более лёгкой, чем у меча. Черен (рукоять), как правило, был деревянным, с металлическим навершием (набалдашником), как правило, уплощённо-цилиндрической формы в виде колпачка, надеваемого на черен. Это навершие обычно снабжалось колечком для крепления темляка (2). В IX—XI веках были распространены прямые крестовины с шарообразными увенчаниями на концах, которые потом получают изгиб вниз. В XI веке получают распространения крестовины ромбической формы — перекрестья увеличивали прочность.
В XIII веке сабли в исламских странах начинают вытеснять мечи и палаши. В это же время они попадают в Индию. В XV—XVI веках выделилось два основных типа исламских сабель: узкие и длинные шамширы (3) свойственные Ирану, и короткие и широкие киличи (4) свойственные Турции. У обоих вариантов была прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе, разная масса, средняя длина клинка около 75—110 см.
Первые сабли были атрибутом знатных воинов и потому, как правило, инкрустировались золотом и серебром. Сабельные ножны делались деревянные, обтянутые кожей, сафьяном и бархатом
Клинки производились по сложным многослойным технологиям, характерным и для дорогих мечей, заключавшихся в сварке железных и стальных пластин.
Особо ценились сабли из дамаска, однако они были дороги по причине сложности производства и большого перерасхода металла — простая сабля обладала вполне достаточной прочностью, но при этом была гораздо дешевле. Самыми лучшими и дорогими, а потому и редкими, были булатные сабли. К примеру, в середине XVII века на Руси привозная сабельная полоса из персидской стали стоила 3—4 рубля, в то время как тульская сабля — не более 60 копеек.
С конца XV — начала XVI веков сабельное производство в арабском мире достигло такого уровня, что стало влиять на Восточную Европу, где получили распространение импортные «восточные» сабли.
В XVII веке на Руси сабли были как местного производства, так и импортные. Отечественные, как правило, ковались под иностранным влиянием — в описях выделяются сабли на литовское, турское, угорское, черкасское дело, на кизылбашский, немецкий, угорский, а также и московский выков.
В XVI—XVII веках формировались приёмы сабельного фехтования. Особенно сильной была польская школа фехтования (польск. sztuka krzyzowa), включавшая несколько видов рубящих ударов и парирования.
Со второй половины XVI века в Европе, а с середины XVII — и на Руси начали производиться сабли из передельной стали. Это была технология, при которой железо ещё при получении, за счёт высокой температуры плавления и интенсивного науглероживания, перегонялось в чугун, а уже затем, жидкий чугун, освобождаясь от лишнего углерода при отжиге в горнах, превращался в сталь. Передельная сталь (или, как её позже стали называть, — «английская сталь») могла обладать упругостью и твёрдостью, но не могла сочетать их. Если клинок делали из сравнительно углеродистой стали и закаливали, его упругость оказывалась недостаточна, — он получался тупым и ломким. Только в случае, если закалка была слабой,
слабой, а содержание углерода низким, упругость сохранялась, но тогда клинок получался мягким. Литература вполне обоснованно отмечает у пиратов точение сабель как один из главных способов проведения досуга.
Рукоять состояла, как правило, из двух деревянных или костяных накладок, крепившихся заклёпками к хвостовику. В других случаях цельная рукоять с отверстием одевался на хвостовик. Спереди между плечиками клинка и череном была зафиксирована металлическая крестовина, обеспечивающая защиту руки. Поздние европейские сабли отличались сложными гардами.
В европейских армиях Нового времени сабли имели клинки средней кривизны (45—65 мм), эфесы с громоздкими гардами в виде 1—3 дужек или чашеобразные. Общая длина достигала 110 см, длина клинка 90 см, масса без ножен до 1100 г, масса с металлическими ножнами до 2300 г. В конце XIX века кривизна уменьшается до 35—40 мм и сабля вновь приобретает колюще-рубящие свойства. В XIX—XX вв. начинают делать металлические ножны, иногда хромированные или никелированные с наружной стороны.
Современная спортивная сабля – облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения), имеющая такой же, как рапира, вес(не более 500г), но чуть меньшую длинну. Сабля имеет эластичный клинок трапецевидного переменного сечения или плоский клинок, длинна которого не более 88см. Максимальная длинна всей сабли 105см. Спортивная сабля имеет большую овальную гарду со скобой, защищающую кисть, а также пальцы руки от ударов сбоку,
правая чуть изгибается влево, и слева от рукояти имеет двойник для крепления электрошнура. Левая соответственно изгибается вправо.
Сабля относится к колюще-рубящему оружию. Сабля — единственный вид в спортивном фехтовании, в котором засчитываются не только уколы острием, но и рубящие удары различными частями клинка.
Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В экипировке спортсмена, кроме стандартного, и для рапиры и для шпаги фехтовального костюма (пластиковая защита, набочник, куртка, брюки, гетры, фехтовальная обувь), дополнительно имеется электрическая куртка до пояса и с длинными рукавами, перчатка на вооруженную руку с электрической накладкой, специальная сабельная маска. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота». Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается. Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.
В спортивном фехтовании существуют также рапира и эспадрон. Но если рапира возникла как облегчённая шпага, то эспадрон имеет независимое происхождение.
В раннем варианте шпага представляла собой универсальный лёгкий длинный меч, оснащённый сложной гардой, которым можно было как колоть, так и рубить, а сложная гарда сносно защищала пальцы и при отсутствии латной перчатки. А так как меч был непременным атрибутом костюма придворного, то появилась облегчённая версия «придворного» меча англ. «court sword», именуемая исп. «espadas roperas» (меч «для одежды»), которым уже нельзя было рубить, хотя имевшиеся лезвия позволяли наносить секущие и режущие удары. Впоследствии, под влиянием французской школы фехтования, шпага стала короче, а затем утратила лезвия, превратившись в гранёный клинок, заметно уступающий длиной как ранним шпагам, так и кончару — похожему на шпагу гранёному клинку, длина которого позволяет кавалеристу добить упавшего на землю противника. При этом в некоторых странах новые шпаги, потеряв в длине, сохранили одно, а то и оба лезвия. У поздних шпаг лезвие (в отличие от острия) не затачивалось вообще. Вес шпаги обычно лежал в пределах от 1 до 1.5 кг (кавалерийский вариант).
Клинок состоит из полосы (2) и хвостовика (3). Расширение при переходе от хвостовика к полосе называлось плечиками (4) и служило для упора крестовины. Отрезок клинка, находившийся внутри гарды и обычно не имевший заточки, назывался пяткой (5). Заточенные грани клинка назывались лезвиями (6); сходясь на конце, они образуют остриё (7). Клинок мог иметь долы (8), рёбра (9). У поздних шпаг клинок мог быть однолезвиевым.
Эфес (1) был сложным и состоял из нескольких элементов. Основу конструкции составляла крестовина (10), в которой, если шпагу держат вертикально вверх перед собой, выделяют переднюю (11), направленную на противника, и заднюю (12), обращенную к фехтовальщику, части. В месте их соединения крестовина была усилена щитком (13) или экюссоном, от которого к клинку идут две полукруглые ветви или дуги (14). От передней части крестовины отходила защитная дужка (15), закрывавшая пальцы. Если ее не было, эфес назывался открытым, если она достигала навершия — закрытым, если не соединялась с навершием — полуоткрытым.
С наружной стороны эфеса, обращенной при ношении шпаги от бедра, нижние концы ветвей были соединены защитными кольцами, которых могло быть несколько: нижнее (16), среднее, верхнее (17). От верхнего защитного кольца к защитной дужке (15) могла отходить соединительная ветвь, или дуга (18). От нижних же концов ветвей (14), но с внутренней (обращенной к бедру) стороны отходили 3-4 прутка (19), выше сходящихся вместе, образуя противозащиту (20), подходящую к защитной дужке (15).
Ручка (21) — деревянная трубка с прямыми или винтовыми желобками, имела нижнюю оплётку (22), обмотку крученой проволокой (23) и верхнюю оплетку (24). Завершался эфес навершием (25) с утоньшением — шейкой (26) и пуговкой (27), на которой расклепывался конец хвостовика (28).
Шпагу носили в кожаных ножнах с фигурным устьем и нижним наконечником. Ножны вставлялись в петли шпажной лопасти, которая привешивалась к поясу или перевязи.
Про термины «шпага» и «рапира»
Типология классических шпаг
Согласно классификации Эварта Оэйкшотта в книге «European Weapons and Armour.From the Renaissance to the Industrial Revolution» (ISBN 0-85115-789-0), шпаги делятся на три типа:
нем. reitschwert (буквально «меч всадника» или «меч рейтара») — предназначен для военного применения и является достаточно тяжёлым для рубки (именно этот клинок часто называют в русскоязычных источниках «боевой шпагой»). Данный тип шпаги (одновременно являвшийся мечом) был наиболее популярен в кавалерии XVI века, но в XVII веке был потеснён саблями и палашами.
фр. rapiere (рапира, от исп. espadas roperas — буквально «меч для одежды (то есть, не для доспехов)») — предназначен для ношения с гражданской одеждой и является слишком лёгким для рубки, но, тем не менее, в классическом (не спортивном) варианте имеет лезвия. Данный тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но в XVII веке был постепенно почти вытеснен более лёгкими (за счёт меньшей длины) шпагами (длина классической рапиры чуть больше метра, длина клинка классической рапиры чуть меньше метра).
англ. smallsword (буквально «малый меч», названный так в противопоставлении средневековому «большому мечу» англ. greatsword) — отличается от рапиры ещё более лёгким (за счёт заметно меньшей длины) клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр.Academie d’Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг.
Что касается тех тяжёлых шпаг, которые одновременно являются полуторными мечами, то по классификации Оэйкшотта они относятся не к боевым шпагам (которые Оэйкшотт именует немецким словом нем. reitschwert), а к полуторным мечам.К полуторным мечам он также относит рыцарские мечи типа англ. great sword (великий меч), нередко отличающиеся от классических полуторных мечей более короткой рукоятью (для сравнения, боевые шпаги могут отличаться от классических полуторных мечей более сложным эфесом). В тоже время, Бехайм не отделяет, согласно германской традиции, такие шпаги от рейтшвертов (рейтарских или кавалерийских мечей), отделяя их от риттершвертов (рыцарских мечей). Однако, Бехайм отделяет рейтшверты (нем. reitschwert) от собственно шпаг (нем. degen), Оэйкшотт же, напротив, ставит знак равенства между нем. degen и нем. reitschwert.
— эфес в одну четверть (quarter hilt)
— половинный эфес (half hilt)
— эфес в три четверти (three-quarter hilt)
— полный эфес (full hilt)
В XVII веке эфесы шпаг обзавелись «раковиной» (shell), а также дополнительными дугами и кольцами, породив тем самым несколько новых типов эфеса:
I. Определения и история.
Шпага появилась постепенным утончением меча, которым было трудно пробить доспехи, и легче было бить по слабым местам (соединением) тонким плоским клинком.
Составил: Ю. Колобаев
Многие эфесы включали в себя изогнутую дугу, идущую от перекрестия, и защищающую эфес, которая обычно выполнялась из дерева, обернутым шнуром, кожей или проволокой. Массивное навершие (часто декоративное), закрепляло эфес и балансировало длинный клинок.
Рапира стала чрезвычайно модной всюду в Европе среди богатых слоев общества, но также имела и своих критиков. Некоторые, такие как George Silver, относились неодобрительно к техническому потенциалу рапир, и к их дуэльному предназначению.
Этимология слова «рапира» неясна. Charles du Fresne, сэр du Cange, в его труде «Glossarium mediae и infimae Latinitatis», ссылается на форму «Rapperia» в латинских текстах с 1511 года. Он упоминает этимологию происхождения слова из греческого «чтобы ударить». Однако, Walter William Skeat предположил, что «rapier» может произойти из «raspiere» («кочерга»), и что это мог быть высокомерный термин, введенный старшими фехтовальщиками на рубяще-режущих мечах, для этого нового меча. Самый вероятный корень термина «рапира», однако, вероятно, происходит от испанского «ropera», которое происходит от «изящное платье», таким образом, рапира дословно означала «меч для платья».
Сочетая быструю реакцию с большой досягаемостью, рапира хорошо подходила для гражданских сражений в 16-17 веках. В то время как военные рубяще-режущие мечи продолжали развиваться, чтобы удовлетворить новым потребности на поле боя, рапиры развивались, чтобы удовлетворить потребностям гражданских поединков, в конечном счете, становясь все более легкими и более короткими. В последствие, рапира начала уступать место шпаге.
К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой шпагой на большей части Европы, хотя и продолжала использоваться, как следует из трактататов Donald McBane (1728 год), P. J. F. Girard (1736 год) и Domenico Angelo (1787 год).