Что такое рассказ по картине
рассказ по картине
Смотреть что такое «рассказ по картине» в других словарях:
Рассказ о семи повешенных (фильм) — Рассказ о семи повешенных Режиссёр Николай Салтыков Петр Чардынин Автор сценария Александр Аркатов В главных ролях Дора Читорина Николай Салтыков Яков Морин Карл Томский … Википедия
Чёрный кот (рассказ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрный кот (значения). Чёрный кот The Black Cat … Википедия
ВОЗМЕЗДИЕ — ВОЗМЕЗДИЕ, СССР, Мосфильм, 1967, ч/б, 126 мин. Военный кинороман. По мотивам романа К.Симонова «Солдатами не рождаются». Генерал Серпилин, капитан Синцов, «маленькая докторша» о судьбах этих героев ранее созданного фильма «Живые и мертвые»… … Энциклопедия кино
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики кинематография — • РОССИ ЙСКОЙ СОВЕ ТСКОЙ ФЕДЕРАТИ ВНОЙ СОЦИАЛИСТИ ЧЕСКОЙ РЕСПУ БЛИКИ КИНЕМАТОГРА ФИЯ Художественное кино. Распространение кино в России началось с показа франц. люмьеровских картин и с работ пионеров отечеств. кино В. А. Сашина и А. К.… … Кино: Энциклопедический словарь
Биишева, Зайнаб Абдулловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия
ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия
Афина — У этого термина существуют и другие значения, см. Афина (значения). Афина (Ἀθηνᾶ) … Википедия
Полиада — Афина (Ἀθηνᾶ) Cтатуя Афины (тип «Паллада Джустиниани») в садах Петергофа Мифология: древнегреческая В иных культурах: Минерва (лат.), Менфра (этрус.) Местность: Аттика … Википедия
КИНЕМАТОГРАФ И БИБЛИЯ — Библейские сюжеты привлекали мастеров К. с самого начала возникновения кино. В пользу допустимости изображения артистами свящ. лиц Библии выдвигалось два аргумента: 1) старая традиция «мистерий», или «действ» (инсценировки Страстей на Западе,… … Библиологический словарь
Профессия: репортёр — У этого термина существуют и другие значения, см. Профессия репортёр. Профессия: репортёр Professione: Reporter … Википедия
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картиныдля работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов
Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картинесводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.
Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Блог для воспитателей, учителей и родителей.
Перевод этого блога на другие языки.
среда, 13 августа 2014 г.
Составляем рассказ по сюжетной картине.
4 комментария :
Очень хорошая статья, нужная.
Елена, рада, что статья может Вам пригодиться.
Светлана, спасибо большое за пост! Очень люблю систематическую информацию.
Мой сын только с 6 лет стал составлять рассказ по картинке. Отмечу, что на вопросы он мог ответить и раньше (хотя не любил), но вот придумывать несколько предложений начал недавно. Причем я поняла, что картинка должна быть не статичной, а динамичной, тогда его фантазия позволяет ему додумывать сюжет.
Вероятно, это одно из тех умений, до которых надо дозреть, но и помощь мамы нужна, ее личный пример
Рассказывание по картине как метод обучения связной речи дошкольников
Рассказывание по картине как метод обучения связной речи детей дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день.
Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Сегодня мы предлагаем вам еще раз рассмотреть такой метод обучения связной речи как рассказывание по картине. Не секрет, что рассказывание по картине вызывает затруднение и у детей, и у педагогов. Детей трудно «разговорить». А как бывает непросто подобрать саму картину для демонстрации. Но проводить такую работу хоть и трудно, но необходимо.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже обычно молчаливых и застенчивых детей.
Рассматривание картин,преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь,развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической и монологической речи.
На слайде вы видите задачи, решаемые при обучении рассказыванию по картине:
учить детей рассматривать картину, формировать умение замечать в ней главное;
учить детей правильно понимать содержание картины;
учить составлять связный рассказ;
развивать внимание, память, мышление;
развивать диалогическую и монологическую речь;
активизировать и расширять словарный запас.
В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.
Напомним, какие виды картин применяются для обучения рассказыванию по картине.Это:
предметные картины;
сюжетные картины;
серии сюжетных картин;
репродукции мастеров искусства:
• Пейзажные картины
Существуют требования к отбору картин:
содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картинадолжна быть высокохудожественной: изображение персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
картина должна быть доступна для понимания детям не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Виды рассказывания по картине:
• Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
• Рассказ по последовательной сюжетной серии картин – ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картины из серии, связывая их в один рассказ.
• Повествовательный рассказ по сюжетной картине – ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
• Описание пейзажной картины и натюрморта обычно навеяны настроением, ребенок часто включает в рассказ элементы повествования.
• Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества.
Также необходимо напомнить общие требования к организации работы с картиной:
работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы детского сада.
при подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов.
после первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней.
игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.
каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приёма.
итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Занятия по обучению детей рассматриванию картин и составления рассказа в разных возрастных группах имеют схожую структуру.Это 3 части:
1 часть: вызвать у детей желание рассмотреть картину, подготовить их к этому восприятию.
2 часть: рассматривание картинысостоит из 2-х частей:
— создать целостное представление по всей картине;
— установить связи и взаимоотношения.
3 часть: обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание слушать рассказ.
Предлагаем вам посмотреть этапы работы по рассматриванию картины в разных возрастных группах. Для рассматривания мы взяли картины по теме «Осень».
Во всех возрастных группах главной остается беседа воспитателя с детьми в форме вопросов и ответов, из которых в дальнейшем и составится рассказ.
Методические приемы зависят от возраста воспитанников и задач на данном занятии. От группы к группе идет усложнение этих задач.
Так в младшей группе основной вид работы по картине – беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте используются предметные и простые сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик.
Также проводятся дидактические игры с предметными картинками.
Речь воспитателя может быть дополнена коротким стихотворением, потешкой, загадкой.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия во второй младшей группе «Рассматривание картины из серии «Наша Таня. Осень». В данном фрагменте мы делаем акцент на привлечение детей к картине и проведение беседы.
В средней группе детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Целью этого будет помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану, помочь осознать его на интуитивном уровне. Также в средней группе используется прием сравнения двух персонажей, приём использования художественного слова. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в средней группе «Рассматривание картины «Прогулка в парке». В данном фрагменте мы делаем акцент на использование при рассматривании приема сравнения.
В старшей группе ознакомление с картиной и составление описательных рассказов осуществляется на одном занятии. В процессе рассматривания педагог учит воспитанников характеризовать место и время действия, рассказ идет по плану, предложенному педагогом или составленному вместе с детьми. При составлении рассказа детям даётся возможность выявить причинно- следственные связи.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Рассматривание картины «Под дождем». В данном фрагменте мы делаем акцент на начало работы по выявлению причинно-следственных связей, увиденных на картине.
Начиная со старшей группы, особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Остановимся кратко на особенностях этой методики.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Посмотрите фрагмент занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Рассматривание картины И. Грабаря «Рябинка». В данном фрагменте мы делаем акцент на привлечение детей к пейзажной картине, на умение детей увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться.
К подготовительной группе дети при составлении рассказа по картинам уже овладевают такими умениями,как:
умение придумать свое название, мотивировать его;
точно характеризовать время и место действия;
выявлять причинно- следственную зависимость,
рассказывать по-своему, не подражая товарищам;
передавать содержание картины в определенной последовательности.
Речь детей, описывая картину, может содержать более 13 предложений.
Детей, следует учить слушать высказывания своих товарищей, замечать неточности, ошибки. Также воспитателю необходимо отмечать «изюминки» в речи детей, обращать на них внимание остальных ребят.
Таким образом, работа всех предыдущих лет как бы аккумулируется, объединяется в целое – это умение связно излагать свои чувства и мысли.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в подготовительной к школе группе. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».