Что такое растительный орнамент
Растительный орнамент
Растительный орнамент в разные исторические периоды
Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии. К примеру, археологами обнаружены статуэтки трипольского периода (IV – III в до н. э) культового назначения, украшенные ростками и засеянным зерном. В скульптурах посредством орнамента выражена простая формула успеха земледельческих работ – «зерно + земля + дождь = урожай».
В ранний период развития растительного орнамента он всегда комбинировался с геометрическим. Наиболее распространенная в то время фигура – ромб – делилась на части, в каждой из которых изображался росток. На некоторых трипольских статуэтках можно видеть четко просматриваемые листья, колоски и другие культурные растения. Если сравнить мотивы трипольских орнаментов и европейского канонического текстиля, можно заметить целую группу сходных признаков. Тема пахотного поля и ростка широко развита в орнаменте всех земледельческих культур мира. Например, вышивки, выполненные на русских тканях, очень часто содержат изображения ростка между вертикальными прямыми или волнообразными линиями. Таким образом, соединяется нео-энеолитический мотив дождя-воды с силой растущего колоса.
При переходе от бронзового к железному веку в орнаменте начинает прослеживаться тема борозды. Во многие композиции включаются изображения зверей, охраняющих растения. По мере совершенствования изобразительных навыков мастеров, элементы, используемые в орнаментах, становятся все более детализированными и узнаваемыми. В качестве примера можно привести текстиль, датируемый VI – V вв до н. э, найденный в захоронениях горного Алтая. Эти ткани украшены различными цветами, лотосами, цветущими деревьями.
Примеров сложных растительных орнаментов, выполненных мастерами античности, также существует масса.
• В Древней Греции очень часто используются так называемые пальметки – веерообразные пальмовые листья.
• В Древнем Египте мотивами орнаментов обычно становятся лотосы и другие цветы.
• В Иране и Индии мастерами часто выполняются узоры, содержащие сложные в исполнении растительные мотивы.
Подобные орнаменты используются для украшения зданий, одежды и посуды и в I в. н. э. и позднее, во времена Средневековья. В эпоху Возрождения великими художниками Сандро Боттичелли, Пизанелло, Джакомо Беллини в растительный орнамент была внесена значительно усовершенствующая его трехмерность. В XVII-XVIII и XIX вв. на искусство создания узоров огромное влияние оказали работы орнаменталистов-графиков (Д. Маро, Ж. Ленотр, Ш. Лебрен и др.). XIX в. становится одним из периодов расцвета растительного узора. Дискретные мотивы из цветов и веточек служат украшением текстиля, фарфора, обоев и т.д. На XIX и ХХ века пришлось время огромного интереса к восточному растительному орнаменту. В особенности большое внимание уделяется японским мотивам и техническим приемам.
Самым крупным мастером, занимавшимся созданием художественно промышленных орнаментов, работавшим по подобным методикам, был Карл Крумбгольц, автор таких книг, как «Рисование в художественной промышленности» (Дрезден, 1849 г.), «Цветы и орнамент» (Дрезден, 1849 г.), «Растительный орнамент» (Дрезден, 1878) и др. Для изображений, исполненных после тщательного анализа естественных природных растений, были характерны, прежде всего, отсутствие объемности и широкое применение цвета. Огромным авторитетом как художник-орнаменталист в конце XIX – начале XX века пользовался и К. Блоссфельд, преподаватель берлинского университета. Для анализа растений он использовал фотографию. Тот же дизайн орнамента, который сегодня применяется в промышленности, зародился в 20-х годах прошлого века. Мнение о том, что на тканях, фарфоре, обоях и т.д. должны быть нанесены орнаменты, выполненные по слегка измененным технологиям предыдущих исторических периодов, в это время в корне меняется.
Растительный орнамент
Растительный орнамент в разные исторические периоды
Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии. К примеру, археологами обнаружены статуэтки трипольского периода (IV – III в до н. э) культового назначения, украшенные ростками и засеянным зерном. В скульптурах посредством орнамента выражена простая формула успеха земледельческих работ – «зерно + земля + дождь = урожай».
В ранний период развития растительного орнамента он всегда комбинировался с геометрическим. Наиболее распространенная в то время фигура – ромб – делилась на части, в каждой из которых изображался росток. На некоторых трипольских статуэтках можно видеть четко просматриваемые листья, колоски и другие культурные растения. Если сравнить мотивы трипольских орнаментов и европейского канонического текстиля, можно заметить целую группу сходных признаков. Тема пахотного поля и ростка широко развита в орнаменте всех земледельческих культур мира. Например, вышивки, выполненные на русских тканях, очень часто содержат изображения ростка между вертикальными прямыми или волнообразными линиями. Таким образом, соединяется нео-энеолитический мотив дождя-воды с силой растущего колоса.
При переходе от бронзового к железному веку в орнаменте начинает прослеживаться тема борозды. Во многие композиции включаются изображения зверей, охраняющих растения. По мере совершенствования изобразительных навыков мастеров, элементы, используемые в орнаментах, становятся все более детализированными и узнаваемыми. В качестве примера можно привести текстиль, датируемый VI – V вв до н. э, найденный в захоронениях горного Алтая. Эти ткани украшены различными цветами, лотосами, цветущими деревьями.
Примеров сложных растительных орнаментов, выполненных мастерами античности, также существует масса.
• В Древней Греции очень часто используются так называемые пальметки – веерообразные пальмовые листья.
• В Древнем Египте мотивами орнаментов обычно становятся лотосы и другие цветы.
• В Иране и Индии мастерами часто выполняются узоры, содержащие сложные в исполнении растительные мотивы.
Подобные орнаменты используются для украшения зданий, одежды и посуды и в I в. н. э. и позднее, во времена Средневековья. В эпоху Возрождения великими художниками Сандро Боттичелли, Пизанелло, Джакомо Беллини в растительный орнамент была внесена значительно усовершенствующая его трехмерность. В XVII-XVIII и XIX вв. на искусство создания узоров огромное влияние оказали работы орнаменталистов-графиков (Д. Маро, Ж. Ленотр, Ш. Лебрен и др.). XIX в. становится одним из периодов расцвета растительного узора. Дискретные мотивы из цветов и веточек служат украшением текстиля, фарфора, обоев и т.д. На XIX и ХХ века пришлось время огромного интереса к восточному растительному орнаменту. В особенности большое внимание уделяется японским мотивам и техническим приемам.
Самым крупным мастером, занимавшимся созданием художественно промышленных орнаментов, работавшим по подобным методикам, был Карл Крумбгольц, автор таких книг, как «Рисование в художественной промышленности» (Дрезден, 1849 г.), «Цветы и орнамент» (Дрезден, 1849 г.), «Растительный орнамент» (Дрезден, 1878) и др. Для изображений, исполненных после тщательного анализа естественных природных растений, были характерны, прежде всего, отсутствие объемности и широкое применение цвета. Огромным авторитетом как художник-орнаменталист в конце XIX – начале XX века пользовался и К. Блоссфельд, преподаватель берлинского университета. Для анализа растений он использовал фотографию. Тот же дизайн орнамента, который сегодня применяется в промышленности, зародился в 20-х годах прошлого века. Мнение о том, что на тканях, фарфоре, обоях и т.д. должны быть нанесены орнаменты, выполненные по слегка измененным технологиям предыдущих исторических периодов, в это время в корне меняется.
Орнаменты и узоры на все случаи жизни
Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.
Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass
Что такое орнамент?
Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.
Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:
Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea
Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.
Геометрические орнаменты
Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.
Тартан
Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica
Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.
Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco
Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.
Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.
Четырехлистник
Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn
Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.
История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.
Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style
Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.
Растительные орнаменты
Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».
Пейсли
Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel
Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.
Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF
Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.
Дамаск
Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne
Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.
В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.
Меандр
Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea
Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.
Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea
В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.
Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.
Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.
Лекции по основам орнаментации.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.
Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент — это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.
Орнамент — часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определенной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.
Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.
Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.
Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.
Основные средства выразительности орнамента:
Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);
Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.
Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.
Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).
Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).
Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).
Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.
Геральдический (символический) орнамент.
В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.
Знак (в искусстве, дизайне) — изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную — буквенную или иероглифическую — часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.
Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Плетёный орнамент или «плетёнка».
В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).
Практическая работа №1:
Историческая информация (ознакомиться):
Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.
Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.
Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.
Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
Техника – ахроматическая графика.
§2. Способы составления орнамента. Средства выразительности орнамента.
Вопросы для самопроверки:
Какие типы орнаментов (классификация по конструкции) вы знаете?
Какие виды орнаментов (классификация по виду изобразительного мотива) вы знаете?
2.1. Способы составления орнаментов.
Последовательность вычерчивания орнамента:
Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа;
Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;
Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;
Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;
Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.
Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.
2.2. Средства выразительности орнамента.
Линия – средство выразительности в изобразительном искусстве, в т.ч. и в росписи; способствует передаче и восприятию пластики формы и движения. Может быть: тонкой, широкой, ломаной, спиральной, штриховой, зигзагообразной, «живой» и т.п.
Силуэт – средство художественной выразительности ИЗО, плоское изображение, передающее особенности формы изображаемого объекта. Получил своё название в 18 веке благодаря министру финансов Франции Этьену Силуэту, который занимался вырезыванием из чёрной бумаги портретных силуэтов друзей и знакомых.
Симметрия, асимметрия.
Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.
Ритм и метричность.
Базовые понятия: Орнамент; Композиция; Мотив; Вид орнамента; Тип орнамента; Раппорт Конструкция орнамента
Новые понятия: Модуль; Шаблон; Ось; Способы составления орнамента; Приёмы составления орнамента
Практическая работа №2.
Подготовьте шаблон модуля. Разработайте все возможные варианты симметричных построений орнамента с использованием растительного мотива по схеме.
Требования к выполнению:
лист А3, расположен по вертикали;
орнаменты расположить композиционно обоснованно;
выполнять зарисовку графитным карандашом и акварелью в хроматическом исполнении.
Рейтинговая оценка практической работы:
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ.
1 уровень – параметр
не проявляется – «0» баллов
2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла.
3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла.
4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл
Грамотность композиционного решения
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля).
20-25 баллов – «отлично».
15-19 баллов – «хорошо».
§3. Традиционные композиционные схемы в народной орнаментации.
Вопросы для самопроверки:
Что означает термин «орнамент»?
Какие средства выразительности орнамента вам известны?
Какие типы орнамента вам известны, чем отличается вид орнамента от типа?
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Мастера народного искусства испокон веков занимались украшением быта изготовляя и декорируя утварь, мебель, интерьеры. Любая вещь могла стать художественным произведением.
Существуют «традиционные композиционные схемы» декорирования изделий народного искусства, они сформировались ещё в древности, но продолжают существовать и в наши дни, таких схем 4: древо, венок, букет и гирлянда.
Древо (дерево) – один из древнейших символов. Поскольку корни дерева в земле, а ветви простираютя к небу, то оно как и человек, является отражением «существа (сущности) двух миров) и созданием, находящимся между верхом и низом. Дерево зачастую рассматривалось как ось мира. В христианской иконографии дерево является символом дарованной Богом жизни, и прохождение его годового цикла указывает на жизнь, смерт и воскешение, в то время как бесплодное или отмершее дерево, напротив, свидетельствует о грехе. Во многих культурах дерево является символом центра мира.
Дерево так же означает женское начало (камень – мужское): питание, убежище, защиту и поддрежку, которыми одаривает Великая Мать (Природа), а так же силу нестощимых и дарующих плодородие вод, которые она контролирует. Наверное поэтому часто дерево стилизуют под женскую фигуру.
Погружённое корнями в недра земли, соприкасаясь с водами в её центре, дерево растёт в мире Времени, наращивая кольца как показатель своего возраста, а ветви его достигают небес и вечности. Вечнозелёное дерево означает бесконечную жизнь, неумирающий дух и бессмертие.
Венок – достаточно древний символ-оберег. В различных культурах он символизировал солнце, славу. Славянские девушки носили венок как символ чистоты, считалось, что он сохраняет добрые, светлые мысли. Было принято дарить венок своему возлюбленному, особенно тогда, когда он отправлялся в путь-дорогу. Существовали специальные правила плетения венков – венки любви, надежды, верности, разлуки и тп.
Растения, травы цветы имели своё символическое значение. Поэтому и сами венки могли быть символами очень разных вещей, в зависмости от того, из чего они были сплетены. Например, лавровый венок, венчающий римских императоров или терновый венец Иисуса Христа, погребальные венки из неживых цветов и ели (сочетание мёртвых цветов – символа смерти и вечнозелёного растения – символа вечноживой души).
Славянские хороводы тоже были символом солнца и напоминали собою венок, сплетёный из девушек и парней в ярких праздничных костюмах (как цветы в венке). В хоровод девушки тоже ходили в венках. Основной символический смысл венка – символ солнца (солярный знак), символ вечной (бесконечной) жизни.
Гирлянда. Словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой даёт такие определения слова «гирлянда»: а) Сплетённые в виде цепи цветы, ветви и т.п., предназначенные обычно для украшения чего-либо. б) Узор, орнамент, изображающий цепь, ленту; в переносном смысле: ряд однородных предметов, образующих цепь. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова трактует понятие гирлянды следующим образом: полоса, лента из связанных, сплетённых в виде цепи предметов, преимущественно цветов, плодов и зелени. Гирлянда, лента, полоса так же являются символом пути, дороги.
Орнамент в полосе на предметах быта различных народных промыслов часто называют пояском, и не случайно! Пояс – тоже древний оберег. Наиболее тесно с жизнью человека славяне связывали именно пояс. Пояс повязывался на живот, а «живот» на старославянском – жизнь, то есть пояс охранял жизнь своего хозяина от различных негативных влияний из вне. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения, по сей день негативное значение имеют такие слова как «распоясаться», «поясничать».
Практическая работа №3.
Составьте орнаментальную розетку по одной из основных схем: древо; венок; букет;
гирлянда. лист А3, расположен по вертикали;
орнаменты расположить композиционно обоснованно;
выполнять зарисовку графитным карандашом и акварелью в хроматическом исполнении.
Рейтинговая оценка практической работы:
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ.
1 уровень – параметр
не проявляется – «0» баллов
2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла.
3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла.
4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл
Грамотность композиционного решения
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля).
20-25 баллов – «отлично».
15-19 баллов – «хорошо».
§4. Семантика (символика) орнаментальных мотивов в росписи по дереву.
4.1. Семантика в народной росписи.
Семантика (фр. sémantique от др.-греч. σημαντικός — обозначающий), также семасиология — наука о понимании (значении) определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики. http://ru.wikipedia.org/wiki/Семантика.
Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и тд. http://ru.wikipedia.org/wiki/Символика.
Чаще всего в росписи изображали цветы, плоды, листья, травы, фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт (изображения были сильно стилизованы). Несмотря на то, что в народной росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые народные орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх – низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Текущая вода рек и ручьёв – символ течения времени, и перехода из одного состояния в другое (изменчивость). Вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные, например, в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – скорее всего означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы. Ветер так же изображается в виде спирали – ветер-ураган или вьюга.
Огонь. Солнце (солярный знак). Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, – сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Солнце (солярный знак) мог изображаться в виде круга, креста, спирали. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен, как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Спираль как знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя – земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест – совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц – человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки – олицетворение мужской силы.
В основании “Плодородия” – вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками – родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки – души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
4.2. Символы славянской орнаментации.
Женская фигура с воздетыми к небу руками стоит в центре узора и главенствует над окружающими ее животными и растениями – символ Матери-Земли. У ее ног зубчатая линия – вода. Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь (Макошь), считалась покровительницей воды, семейного очага, плодородия.
Конь – хранитель домашнего очага. По поверью конь участвовал в передвижении солнца по небу.
Цветочные орнаменты – процветание, богатство, рождение детей. Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности. На юге – розы, барвинок. В средней полосе – василек, папоротник, на севере – хвойные веточки.
4.3. Образ птицы в народном искусстве.
ПТИЦА в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять солнце и солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облако, молнию, грозу, бурю… Птиц можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках, на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в домовой резьбе, в народных игрушках и в посуде.
Птица счастья. Люди верили, что на своих крыльях птица приносит счастье, добро, охраняет покой дома, несут детишкам здоровье. Птица – красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце. Щепную птицу стали называть птицей счастья.
Жеравик- журавль, раскаленные угли.
Огненные свойства сакральной птицы, ее светящиеся перья могли возникнуть в лучах восходящего солнца. Прилет журавлей означал приток весеннего тепла: «Журавль прилетел и теплынь принес». Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Журавли наравне с аистами, голубями и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.
Практическая работа №4.
Составьте орнаментальную композицию с определённым символическим смыслом, используя для разработки «символической легенды» вышеизложенный материал.
Композицию выполнить графически используя три цвета: а). белый, чёрный, красный; б). чёрный, красный, золотой (жёлтый, охра золотистая).
Описание символического смысла орнамента «символическую легенду» приложить к композиции.
Рейтинговая оценка практической работы:
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ.
1 уровень – параметр
не проявляется – «0» баллов
2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла.
3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла.
4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл
Грамотность композиционного решения
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля).
20-25 баллов – «отлично».
15-19 баллов – «хорошо».
С.И. Дмитриева. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.
Северные прялки: Каталог выставки. — Вологда: 1969.
Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л.: 1970.
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М.: 1974.
Миловский А. С. Скачи, добрый единорог. — М.: 1983.
§5. Семантика орнаментальных мотивов в различных культурных традициях.
Астрономические и астрологические символы.
Луна – мистический символ интуиции.
Знаки Зодиака – овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, стрелец, рабы, козерог…
Растительные (флористические символы):
Дерево – древо жизни. У славян символ благоустройства жизни и порядка.
Дерево (Европа) – древо познания.
Дерево (Китай) – одна из стихий, основа жизни.
Белый – символ траура (мусульманский Восток), символ божественного света, чистоты (Европа).
Чёрный –символ вселенского хаоса, первородного начала (Восток), символ печали, траура (Европа).
Практическая работа №5.
Разработайте орнаментальную солярную розетку, взяв за основу одну из предложенных схем. Схему дополните символическими изображениями.
Выполните композицию в цвете, с чётом символического смысла цветовых сочетаний.
Рейтинговая оценка практической работы:
Передача условного объёма (плоскостности) в изображении декора предмета ДПИ.
1 уровень – параметр
не проявляется – «0» баллов
2 уровень – параметр проявляется не всегда- «2» балла.
3 уровень – параметр проявляется часто – «3» балла.
4 уровень – параметр проявляется всег да + твор ческий подход – «4» +1 балл
Грамотность композиционного решения
Гармония формы и цвета (при копировании – соответствие стиля).
20-25 баллов – «отлично».
15-19 баллов – «хорошо».
§6. Дистанционная контрольная работа. №1.
Дистанционная контрольная работа в ыполняется в форме компьютерной презентации. Выполнить компьютерную презентацию по тематике:
Символический смысл орнаментации в региональном стиле (русский-славянский, ханты-мансийский, татарский, башкирский, марийский, удмуртский и т.п.).
Изображение коней (оленей) в орнаментах разных стилей и эпох.
Изображение птиц в орнаментах разных стилей и эпох.
Изображение «Древа Жизни» в орнаментах разных стилей и эпох.
Изображение астрономических и астрологических символов в орнаментах разных стилей и эпох.
Изображение зооморфных символов в орнаментах разных стилей и эпох.
Изображение геометрических символов в орнаментах разных стилей и эпох.
Символика цвета в орнаментах разных стилей и эпох.
Требования к оформлению презентации:
Планирование содержания разработки презентации:
продумывание студентом темы презентации;
формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
Исторический анализ орнаментации;
составление плана работы;
выбор возможных источников информации;
Стиль : соблюдайте единый стиль оформления; избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон: для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый), для фона и текста используйте контрастные цвета.
Использование цвета : на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Анимационные эффекты: используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
1.Содержание информации: используйте короткие слова и предложения; минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории
2. Расположение информации на странице: предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
3.Шрифты для заголовка – не менее 24; для информации – не менее 20; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
4.Способы выделения информации: следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстраций наиболее важных фактов.
5.Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
каждом отдельном слайде.
6.Виды слайдов : для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
Рейтинговая оценка презентации:
1.Содержание: материал изложен в доступной форме; слайды представлены в логической последовательности; содержание каждого слайда отобрано качественно; наличие титульного слайда (тема, автор); поставлена цель, задачи; 40 баллов
2.Техническая часть : минимальное количество слайдов –15; вставка таблиц, графиков, рисунков; использование элементов анимации. 40 баллов
3. Дизайн: дизайн не противоречит содержанию анимации; текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; анимационные эффекты не отвлекают внимания от содержания информации на слайде; отсутствуют орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки. 10 баллов
4.Элементы творчества и оригинальность : в презентации присутствуют авторские находки. 10 баллов
Презентацию на проверку можно сдать в двух вариантах:
Презентацию представить на компьютерном диске (сдать вместе с ним).
Презентацию представить на флеш-карте, но в этом случае предоставить распечатанный вариант презентации в тонкой папке с файлами.
Образец оформления титульного листа:
Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнамент народов мира. С-П.: Кристалл.1998.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск. Издательство «Титул». 1996.
Полянский В.И. Композиция в художественных ремёслах. Екатеринбург. Издательство «СОКРАТ». 1999.
Семёнова М. Мы – славяне. С-П.: «Азбука», Книжный клуб «ТЕРРА». 1997.
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2005.
Рыженко В.И. Художественные работы по дереву. М.: Оникс 21 век. Центр общечеловеческих ценностей. 2005.
Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982.
Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: «Просвещение». 1975.