Что такое рациональное управление

Теория “рационального управления”

Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление

Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление

Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление

Управленческая матрица” Р. Блейка и Д. Мутон.

Внимание к производству предполагает отношение руководителя к широкому кругу производственных вопросов, касающихся эффективности принимаемых решений, подбора кадров, организации людей и производственного процесса, объема и качества выпускаемой продукции и т.д. Забота о людях подразумевает степень личного участия работников в процессе достижения целей, поддержание их самоуважения, развитие ответственности, создание хороших условии труда и благоприятных межличностных отношений. Высокие показатели по обоим параметрам являются признаком эффективного управления. Как видно, эта концепция фактически вытекает из теории К. Левина, тем не менее, вводит новые критерии эффективного управления (как сочетание высоких показателей по обоим измерениям). Однако этот критерий имеет в сущности лишь теоретический характер. В реальной управленческой деятельности едва ли возможно сочетание максимального внимания к производству с максимальным вниманием к людям. Поэтому перейдем сейчас к анализу некоторых современных концепций управления, обращая внимание на критерии управленческой эффективности.

Научные разработки последних лет содержат попытки построения более совершенных и точных критериев управленческой эффективности. Рассмотрим их подробнее.

Опираясь на экспериментальные разработки американских специалистов в области менеджмента, японский исследователь Т. Коно выдвинул концепцию “рационального” управления. В своей книге “Стратегия и структура японских предприятий” он выделил и описал четыре типа управления:

По мнению Т.Коно именно новаторско-аналитический тип управления является наиболее эффективным, ибо он способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Чем же характеризуется этот тип? Он включает в себя следующие элементы поведения менеджера:

· преданность организации (фирме);

· энергичность и новаторство;

· чуткость к новой информации и идеям;

· генерирование большого числа идей и инициатив;

· быстрое принятие решений;

· хорошая интеграция коллективных действий;

· четкость в формировании целей и установок;

· готовность учитывать мнение других;

· терпимость к неудачам.

Теория “соучаствующего управления”

· регулярные совещания руководителя с подчиненными;

· открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

Что такое рациональное управление. Смотреть фото Что такое рациональное управление. Смотреть картинку Что такое рациональное управление. Картинка про Что такое рациональное управление. Фото Что такое рациональное управление

· вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;

· делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;

· участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;

· создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.

Несмотря на внешнюю привлекательность “соучаствующего управления”, следует иметь в виду, что он не может в равной мере использоваться любым руководителем в любой ситуации. По мнению сторонников данной концепции, существуют определенные условия его реализации. Эти условия предполагают учет трех групп факторов:

· характеристики стоящих перед группой задач.

Руководитель, способный к реализации “соучаствующего управления” должен обладать следующими качествами:

· уверенностью в себе;

· высоким образовательным уровнем;

· способностями к оценкам предложений подчиненных;

· ориентированностью на развитие креативных (творческих, созидающих) качеств своих подчиненных.

“Соучаствующее управление” является наиболее эффективным для определенного, с точки зрения личностных особенностей, типа подчиненных. Этот стиль соответствует подчиненным, которым присущи:

· высокий уровень знаний, умений, навыков;

· выраженная потребность к независимости;

· сильная тяга к творчеству, личному росту;

· ориентация на стратегические цели;

· стремление к равенству в отношениях.

И, наконец, соучаствующее управление соответствует определенному типу задач. Какие задачи наиболее релевантные этому типу управления? Это задачи:

· предполагающие множественность решений;

· требующие теоретического анализа и высокого профессионального исполнения;

· работа над которыми осуществляется средними по напряжению усилиями.

Так что “соучаствующее управление” применимо в достаточно узких границах и только при определенных условиях. Как видно даже из краткого анализа, ни выделения стилей управления (К. Левин) на основе способа принятия решений, ни характеристика типов управления по критерию рациональности (Т. Коно), ни даже выделение критериев соучаствующего управления не дают возможности четко и точно сформулировать критерии эффективного управления. Эти критерии, по-видимому, лежат в какой-то иной плоскости. В какой? Ответ на этот вопрос попробуем найти, рассматривая теорию “вероятностной модели эффективности”.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Рациональное управление

Рациональное управление процессом снятия колонн с клиньев по мере увеличения ее веса требует последовательной реализации двух режимов работы ШПМ. [2]

Рациональное управление рассматриваемым процессом требует систематической оценки состояния оборудования с помощью измеримого критерия. Таким критерием может служить максимальная скорость разгона элеватора отахн. [3]

Рациональное управление оборотными средствами основано прежде всего на научно обоснованных принципах организации оборотных средств. Первоначально основные принципы организации оборотных средств были разработаны постановлением Совета Труда и Обороны от 23 июля 1931 г. Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций. По мере развития социалистической экономики эти принципы совершенствовались применительно к объективным условиям и потребностям производства. [4]

Рациональное управление жизненно необходимо для любого коммерческого банка. [5]

Рациональное управление процессами, реализуемыми с помощью машин и аппаратуры низкотемпературных газоразделительных установок, а также контроль за ходом технологического процесса, обеспечение надежной работы оборудования и предотвращение аварийных ситуаций выполняются соответствующими системами автоматизации. [6]

Рациональное управление современным промышленным предприятием требует оперативной координации и согласования всех его звеньев ( цехов, участков, агрегатов) на основе централизованного контроля основных технологических параметров процессов, запасов сырья, топлива, расхода пара, электроэнергии и других материальных и энергетических потоков. [7]

Рациональное управление ресурсами и хозяйственными процессами в условиях рыночных отношений возможно лишь при детальной их экономической оценке. [8]

Рациональное управление процессами сорбции требует разработки научно обоснованных методов получения сорбентов с заданными свойствами. [9]

Рациональное управление любой системой, как известно, возможно только на основе оценки показателей информации и ее движения в коммуникациях прямой и обратной связи. В процессе обучения связь между компонентами системы и самоуправление системой осуществляются прежде всего на основе информационных связей трех составляющих: источника информации, принимающего звена ( студентов, воспринимающих информацию) и органа управления. [10]

Рациональное управление обучением связано не только с функциями контроля, но и с функциями оперативного, высококвалифицированного анализа и синтеза сопутствующей разнообразной информации, а также с внесением корректив в учебный процесс в целом и его отдельные составляющие компоненты. [11]

Рациональное управление таким образом получает возможность находить путь создания установившегося режима в системе, периодически изменяющей свое состояние. Такие пути возможны для анализа как детерминированных, так и случайных ( вероятностных) отклонений в системе. [12]

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. [13]

Рациональное управление предполагает возможность и необходимость сочетания организационно-распорядительных и экономических методов с учетом конкретной обстановки и цели, которая должна быть достигнута. [15]

Источник

Что такое рациональное управление

Социолог Макс Вебер, хотя фактически и не принадлежал к классической школе управления, по сформулировал многие концепции рационального управления. Его модель бюрократии рассматривается в гл. 10. [c.86]

Рациональное управление предполагает возможность и необходимость сочетания организационно-распорядительных и экономических методов с учетом конкретной обстановки и цели, которая должна быть достигнута. [c.366]

Рациональное управление оборудованием при СПО — фактор повышения эффективности процесса не только при эксплуатации буровой установки. Учет этого фактора на стадии конструирования может существенно сказаться на выборе кинематических характеристик подъемной части станка. И, наоборот, недооценка [c.6]

II участок. Характеризуется отсутствием управляющих воздействий. Требования рационального управления на этом участке сводятся к реализации графика смены скоростей подъема в соответствии с характеристикой буровой установки или с требованиями технологии бурения. [c.33]

В табл. 8 приведены данные по ряду обследованных буровых установок, показывающие, что рациональное управление рассматриваемой операцией может дать ощутимое сокращение затрат времени. Не следует при этом забывать, что речь идет лишь об одной из многих операций спуско-подъема инструмента. [c.55]

Требования рационального управления (критерии эффективности) Формула для расчета значений критериев Неуправляемые параметры и способ их определения Возможные значения управляемых параметров [c.69]

Анализ зависимостей, приведенных на рис. 32, позволяет отметить, что требования рационального управления носят противоречивый характер. Так, для того чтобы снизить затраты времени и повысить устойчивость тахограммы к ошибкам, необходимо увеличивать / i и /С2. [c.69]

Из рис. 33 видно, что в наибольшей степени требованиям рационального управления отвечает сочетание /и = 0,5 и /(2 = 3. [c.69]

Однако инструктаж бурильщиков, их ознакомление с основными закономерностями процесса, разбор графиков рационального управления для конкретных условий также могут дать положительные результаты. [c.80]

Необходимо отметить, что при создании буровых установок выбор высшей скорости подъемника следует осуществлять с учетом требований рационального управления. Это может сказать существенное влияние на кинематическую схему станка. [c.91]

Рациональное управление операцией в рассматриваемом режиме требует дополнительного (длительностью не более 1 с) пере- [c.91]

Рациональное управление процессом снятия колонн с клиньев по мере увеличения ее веса требует последовательной реализации двух режимов работы ШПМ. [c.93]

Все сказанное выше показывает, что I и II этапы расчета не Связаны с конкретными условиями эксплуатации буровой установки. Следовательно, было бы целесообразным включить графики рационального управления, свойственные каждой отдельной буровой установке, в заводскую инструкцию по эксплуатации. [c.96]

Приведенная в книге методика позволяет рассчитать рациональные режимы управления для конкретных условий. Введение рекомендаций по рациональному управлению рассматриваемым процессом в инструкцию по эксплуатации буровой установки будет способствовать их широкому внедрению в практику бурения. [c.103]

При создании новых буровых установок необходимо учитывать требования рационального управления операцией. Это может существенно повлиять на результаты выбора скорости подъема незагруженного элеватора. [c.103]

Таким образом, при условии реализации минимального ускорения ап.Р задача рационального управления рассматриваемым процессом сводится к выбору целесообразного значения скорости ап.р, до которого должен принудительно разгоняться незагруженный элеватор. [c.169]

Отклонения от рационального управления процессом принудительного разгона элеватора связаны в основном с ошибками бурильщиков при определении допустимого ускорения принудительного разгона ап.Р и момента отключения барабанного вала от привода, т. е. значения оп.Р. [c.171]

Режим принудительного спуска незагруженного элеватора не может быть рекомендован для широкого внедрения до тех пор, пока не будет проведен комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность и эффективность процесса. Важнейшее из них — обучение бурильщиков методам рационального управления. Наиболее эффективное обучение бурильщиков может быть достигнуто при использовании системы регистрации режимов управления (см. гла- [c.171]

Таким образом, в результате применения принудительного ра

Источник

II. Современные концепции эффективного управления.

— Теория рационального управления. Опираясь на экспериментальные разработки американских специалистов в области менеджмента, японский исследователь Т. Коно выдвинул концепцию рационального управления. В своей книге «Стратегия и структур; японских предприятий» он выделил и описал четыре типа управления:

По мнению Т. Коно, именно новаторско-аналитический тип управления является наиболее эффективным, ибо он способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Охарактеризуем этот тип. Он включает в себя следующие элементы менеджерского поведения:

· преданность организации (фирме);

· энергичность и новаторство;

· чуткость к новой информации и идеям;

· генерирование большого числа идей и инициатив;

· быстрое принятие решений;

· хорошая интеграция коллективных действий;

· четкость в формулировании целей и установок;

· готовность учитывать мнение других;

· терпимость к неудачам.

Есть ли жесткая зависимость между рациональностью управления и его эффективностью? В практике многое зависит от ситуации, от умения руководителя привлечь сотрудников на свою сторону, сделать их участниками (соучастниками) процесса управления. Это обстоятельство является определяющим в концепция «соучаствующего управления», к анализу которого мы приступаем.

— Теория «соучаствующего управления». Строго говоря, единой теории соучаствующего управления не существует. Есть только набор характеристик, с которыми согласны все сторонники этого подхода. А суть подхода заключается в том, что управление становится более эффективным, когда сотрудников привлекают к постановке и решению управленческих задач, — то есть при условии их соучастия. Соучаствующее управление есть своеобразный тип руководства. Назовем его основные черты:

а) регулярные совещания руководителя с подчиненными;

б) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

в) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;

г) делегирование подчиненным ряда полномочий руководителя;

д) участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;

е) создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать варианты решения проблем.

Несмотря на внешнюю привлекательность соучаствующего в управления, следует иметь в виду, что оно не может использоваться любым руководителем в любой ситуации. По мнению сторонников данной концепции, существуют определенные условия его реализации. Эти условия предполагают учет трех факторов:

· характеристики стоящих перед группой задач.

Руководитель, способный к реализации соучаствующей управления, должен обладать следующими качествами:

а) уверенностью в себе;

б) высоким образовательным уровнем;

в) способностями к оценкам предложений подчиненных;

г) ориентированностью на развитие креативных (творческих) качеств сотрудников.

Соучаствующее управление является наиболее эффективным для определенного, с точки зрения личностных особенностей, типа подчиненных. Этот стиль применим к людям, которым присущи:

а) высокий уровень знаний, умений, навыков;

б) выраженная потребность к независимости;

в) сильная тяга к творчеству, личному росту;

г) ориентация на стратегические цели;

д) стремление к равенству в отношениях.

И, наконец, соучаствующее управление соответствует определенному типу задач. Этому типу управления наиболее релевантны такие задачи:

а) предполагающие множественность решений;

б) требующие теоретического анализа и высокого профессионального исполнения;

в) работа, над которыми осуществляется средними по напряжению усилиями.

Так что соучаствующее управление применимо в достаточно узких границах и только при определенных условиях. Как видно даже из краткого анализа, ни выделение стилей управления (К. Левин) на основе способов принятия решений, ни характеристика типов управления по критерию рациональности (Т. Коно), ни даже выделение критериев соучаствующего управления не дают возможности четко и точно сформулировать критерии эффективного управления. Эти критерии, по-видимому, лежат в какой-то иной плоскости. В какой? Попробуем найти ответ на этот вопрос, рассматривая теорию вероятностной модели эффективности.

— Вероятностная модель управленческой эффективности

Эта теория исходит из следующих очень важных предпосылок:

1 Стиль управления всегда соотносится с эффективностью функционирования возглавляемого руководителем коллектива.

2 Связь между стилем (типом) управления и эффективностью обусловлена целым рядом показателей (особенностями коллектива и его членов, спецификой решаемых задач и т. д.), придающих ей вероятностный характер.

Суть вероятностной модели управленческой эффективности, разработанной известным американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Ф. Фидлером, сводится к следующему:

1) Эффективность управления (вне зависимости от стиля или типа) выражается степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.

2) Любая ситуация может быть представлена как совокупность трех основных параметров. Ими являются:

· степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными;

· величина власти (влияния) руководителя в группе (его возможности в контроле за действиями подчиненных и в использовании различных видов стимулирования);

· структура групповой задачи (четкость поставленной цели, видение путей и способов ее решения и т. д.).

3) Совокупная количественная оценка всех этих параметров позволяет судить о степени контроля руководителя над ситуацией.

Как соотносятся между собой стили управления и вероятная модель? Целым рядом экспериментальных исследований было доказано, что руководитель авторитарного типа добивается наибольшей эффективности в ситуациях, требующих высокой и низкой степени контроля, а руководитель-демократ — в ситуациях, требующих средней степени контроля. Так что сам по себе ситуативный контроль, если его степень очень высока, не служит показателем эффективности. Управление может быть эффективным как при высоком, так и при низком уровне ситуативного контроля. И управление может быть неэффективным даже при высокой степени ситуативного контроля. Степень ситуативного контроля не может считаться критерием эффективного управления.

Это привело исследователей к выводу о том, что критерии эффективности управления лежат в области психологии и могут быть выражены формулой:

эффективное управление = эффективный руководитель

О том, что такое эффективный руководитель, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать, мы поговорим на следующей лекции. А в конце сегодняшней мне бы хотелось рассмотреть основные положения теории лидерства, с которой началось изучение личностных качеств менеджера с точки зрения эффективности управления.

— Теория ситуационного лидерства. Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять, что такое эффективное управление, записывали и анализировали, как эффективные и неэффективные менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством, как лидерство. Только лидер может быть эффективным управленцем вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения результата. Так лидерство стало, предметом психологического анализа. В настоящее время существует достаточно большое количество концепций лидерства. Однако теория ситуационного лидерства, которую мы будем сейчас рассматривать, является классической и имеет самое прямое отношение к управленческой деятельности. В чем суть теории?

Авторы теории П. Херси и К. Бландэд исходили из следующих позиций:

1. Лидерство есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако способов взаимодействия личности и группы много. Далеко не любой из них являете лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени соответствует уровню (стадии) развития группы.

2. Существует четыре уровня развития группы. Каждая группа при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии развития. Каковы эти стадии?:

· Уровень А — группа, не способная и не желающая работать.

· Уровень Б — группа, восприимчивая (частично же лающая), но не способная работать.

· Уровень В — группа, желающая и частично способная работать.

· Уровень Г — группа, полностью способная и желающая работать.

3. Каждому уровню развития (зрелости) группы соответствует стиль управления. Этот соответствующий стиль является не только самым эффективным для управления, но и создает предпосылки для развития группы, для перехода ее на более высокий уровень.

Существует четыре основных стиля управления:

· «Указывание» — для группы уровня А.

· «Распределение» (или «популяризация») — для группы уровня Б.

· «Участие в управлении» — для группы уровня В.

· «Передача полномочий» — для группы уровня Г.

Стили управления группой (краткая характеристика):

1. Указание. Суть данного стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи. В результате этого выявляется работа, не соответствующая его требованиям, и тем, кто за нее отвечает, указывается на неудовлетворительные образцы.

2. Популяризация. С одной стороны лидер инициативен, постоянно предлагает что0то новое и активен в указаниях, инструктировании и надзоре за работой. С другой стороны, он вовлекает работников в деятельность по определению и установлению образцов работы. Такой лидер вместе с подчиненными обсуждает соответствие сделанного образцам, формирует у сотрудников чувство гордости за результаты.

3. Участие в управлении. Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряется чувство личной причастности. Он ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем предоставлением им большой ответственности. Доля приказов при таком стиле минимальна, руководитель вмешивается в деятельность подчиненных и принимает решения только в исключительных случаях. Он поощряет личную ответственность и инициативу.

4. Передача полномочий. Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими членами группы.

Эффективный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

а) На каком уровне развития находится группа?

б) Какой стиль управления использовать? Он сможет добиться лидерского взаимодействия с группой, если найдет на них правильный ответ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *