Что такое равенство в математике 5 класс в дробных числах
Конспект урока математики, 5 класс. Равенство обыкновенных дробей
Станция «Математический диктант».
Работа на станциях. Математический диктант.
Учитель: В путевом листе, напротив станции №1, пишите ответы.
— Запишите дроби две восьмых, пять четвёртых, три пятых, восемь шестых,девять десятых ;
— Запишите дробь, у которой числитель 8, а знаменатель 19;
— Запишите дробь, у которой знаменатель 3, а числитель 2;
— Какую из дробей называют половиной?
— Запишите дробь, у которой числитель 1, а знаменатель в 9 раз больше;
— Запишите дробь, у которой числитель 3, а знаменатель на 4 больше.
Учитель: Ребята обменяйтесь путеводными листами и проставьте отметки соседу. Критерий оценивания: 7 дробей верных-«5», 6,5, верных- «4», 4 верных – «3», 3 и меньше верных дробей- «2».
Станция «Графические задания».
Учитель: Теперь мы перемещаемся на вторую станцию.
В путевом листе, рядом с рисунком поставьте дробь, которая там изображена. На это задание отводится 5 минут, затем проверим вместе, и вы проставьте 1 бал за каждый рисунок, если верно справились. На рисунках изображены:а) прямоугольник разделённый на три равные части, из них закрашен одна часть.(одна третья) б) Изображен круг разделённый на восемь равных частей и закрашены три части(три восьмых). в) Изображен прямоугольник разделённый на три неравных части и закрашены две части.(части не одинаковые).
Учитель: Перейдём на станцию «Равные дроби». Вам необходимо стрелочками указать равные дроби. Левая колонка: шесть десятых, восемь двадцать четвёртых, пять пятнадцатых,три двадцать первых,пять двадцатых. Правая колонка: одна третья, одна седьмая, две третьих, одна четвёртая,три пятых. (Ответы: шесть десятых=три пятых, восемь двадцать четвёртых=одна третья, пять пятнадцатых=одна третья,три двадцать первых=одна седьмая,пять двадцатых=одна четвёртая).
Учитель: Разминка. Игра «Карлики-великаны».
Учитель: Вспомним основное свойство дроби.
Дети: Если числитель и знаменатель умножить на одно и тоже число, то получится равная дробь данной. Это правило повторяется детьми несколько раз.
Учитель: Правильно. Необходимые вычисления выполняйте здесь же (см. Приложение «Путевой лист»).
Учитель: Проверяем у доски. За каждую верную пару ставьте 1 бал.
Учитель: Переходим на Станцию №4 « Сколько…?». Здесь все задания начинаются с вопроса «Сколько?» (см. Приложение «Путевой лист»). На решение задания отводится 5 минут, решения и ответ запишите напротив вопроса. Вместе проверяем у доски. За верно выполненное задание проставляйте 1 бал.
Учитель: Переходим на станцию №5 « Какую часть составляет?». В задачах, которые начинаются так, в ответе должна быть обыкновенная дробь. Выполняем задания, и проверяем у доски.
Учитель: Завершает наше путешествие тест. Вы его выполняете самостоятельно. Ответы записываете в путевом листе. В качестве черновика можно использовать обратную сторону.
Путевые листы сдаются учителю для проверки и оценки.
Подведение итогов урока.
— Решение, каких задач мы повторили сегодня?
Домашнее задание.
Придумать самим задачи по 3 графической задачи на дроби. Или по 1 задачи по тематике станций.
Путевой лист.
Станция №1. Математический диктант.
Станция №2 «Графические задания».
Станция №3. Равные дроби.
Станция №4. «Сколько …?».
1. Сколько минут содержится в одной четвёртой часа?
2. Сколько минут в одной пятой часа?
3. Сколько метров в одной десятой км?
4. Сколько грамм в двух пятых килограмма?
Станция №5. «Какую часть составляет…?»
1. Какую часть часа составляет 18 минут?
2. Какую часть суток составляет 3 часа?
3. На столе лежит 12 яблок. Какую часть составляет 4 яблока; 6 яблок?
Решение уравнений с дробями
5 класс, 6 класс, 7 класс
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:
Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.
Основные свойства дробей
Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.
Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении: Понятие дробного уравненияДробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так: Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе. Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры: На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное. Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение. Как решать уравнения с дробями1. Метод пропорцииЧтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает. Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями: В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь. После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели. 2. Метод избавления от дробейВозьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому. В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать: Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля! Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз. Что еще важно учитывать при решенииУниверсальный алгоритм решенияОпределить область допустимых значений. Найти общий знаменатель. Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут. Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые. Решить полученное уравнение. Сравнить полученные корни с областью допустимых значений. Записать ответ, который прошел проверку. Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах. Примеры решения дробных уравненийЧтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек. Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5. Пример 2. Найти корень уравнения Пример 3. Решить дробное уравнение: Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю. Свойства дробей — общие формулы, правила и примеры для 5 классаИспользование дробных чисел позволило рассчитывать величины и проводить измерения в тех случаях, когда невозможно получить результат в виде целого. Любые действия над выражениями в математике выполняют с помощью правил и теорем, простейшие из которых изучают в 4−5 классах. Общие свойства и формулы для дробей довольно простые, но чтобы в них разобраться, следует самостоятельно прорешать несколько примеров и запомнить простые алгоритмы. Общие сведенияДробь — это число, образуемое из равных долей единицы. Чтобы разобраться в сути выражения, следует понять, что означают слова «целое» и «часть». Пусть есть плитка шоколадки. Она разделена на десять частей. Если взять один кусочек, можно сказать, что в руках находится одна часть из десяти. Отломать второй — получится два куска опять же из десяти. Эти кусочки и являются долями. То есть тем, из чего состоит целая часть. При этом их размеры должны быть одинаковыми. В рассматриваемой шоколадке их десять. Если её поделить пополам, то это действие будет сродни удалению пяти долей. На математическом языке это действие будет записано как 5 / 10. Целую же шоколадку можно представить так: 10 / 10. Наклонная черта обозначает деление. В верхней части записывают число, определяющее, сколько долей было забрано от целого, значение которого указывается в нижней строке. В математике принято для краткости число, стоящее над чертой, называть числителем (делимым), а под ней знаменателем (делителем). В зависимости от значений отношения, существующие дробные выражения разделяют на три типа: Существуют и так называемые десятичные дроби. Их исторически выделили из-за простоты выражения. При этом в записи используется не черта, а запятая. Она отделяет единицы от десятичных значений. Например, 1,2; 0,2; 3,56. Это просто иные записи обыкновенных дробных выражений. Так: 1,2 = 12 / 10; 0,2 = 2 /10; 3,56 = 356 / 100. Пожалуй, понятие смешанной дроби требует дополнительного объяснения. Записывают её так: x (y / z), где: x — целое число; y / z — дробное отношение. По сути, между двумя частями стоит знак плюс, который не указывают. Поэтому выражение x (y / z) можно переписать как x (y / z) = x + (y / z). Например, 3 (4/5) = 3 + (4 / 5).
Главное правилоОсновное свойство дроби заключается в том, что если числитель и знаменатель умножить на одно и то же число, то результат действия от этого не изменится. Это правило справедливо и для операции деления. Доказать это утверждение довольно просто. Пусть есть два равных выражения a / b и m / n. Они будут равными, если у них одинаковые числители и знаменатели. Значит: a * n = b * m. Например, 3 / 5 = 6 / 10, так как 3 * 10 = 5 * 6. Из этого следует, что одинаковыми будут по величине и выражения a / b = (m * c) / n * c), ведь равенство a * (n * c) = b * (m * c) также справедливо. Утверждать о верности последнего выражения можно на основании сочетательного и переместительного свойства умножения. Эти правила гласят следующее: Таким образом, можно записать: a / b = a * c / b * c. Это равенство и соответствует основному свойству дроби. В 5 классе после доказательства правильности утверждения, ученикам предлагается подумать над следствием, вытекающим из правила. На самом деле оно простое и порядка 90 процентов учеников называют его. Звучит оно так: если в дробном выражении делимое и делитель разделить на одно и то же число, значение выражения не изменится. Эти правила очень важны. Благодаря им исходное равенство можно при необходимости привести к простому виду. Использование следствия иногда называют сокращением дроби. Например, пусть есть простое для понимания отношение: 60 / 30. Если выполнить деление, то в ответе получится цифра два. Но изначально числитель и знаменатель можно сократить на десять, то есть разделить на это число: 60 / 30 = 6 / 3 = 2. Результат не поменялся. Более того, можно упростить и 6 / 3, выполнив деление на три: 6 / 3 = 2 / 1 = 2. Ответ снова совпадает. Для общего же случая нужно отметить, что сокращение возможно лишь тогда, когда делимое и делитель не являются взаимно простыми числами. Если это не так, то дробь считается несократимой. Например, 1 / 2; 4 / 5. Использование основного свойства заключается в приведении исходного выражения к несократимому: 18 / 30 = 3 / 5 (после сокращения на шесть).
Действия с дробямиПеред тем как приступить к изучению алгоритмов выполнения арифметических операций над дробями, нужно научиться преобразовывать смешанное отношение в неправильное число и находить наименьший общий знаменатель. Для преобразования необходимо целое умножить на делитель дробной части, а затем полученное число сложить с её делимым. Затем результат прибавления занести в числитель, а знаменатель записать без изменения. При этом целое число можно представить как неправильную дробь, если добавить к ней знаменатель, равняющийся единице. Например, 9 (3 / 4) = ((9 * 4) + 3) / 4 = 39 / 4. Это операция обратимая, то есть преобразование можно выполнить и в обратную сторону. Если в выражениях, над которыми необходимо выполнить сложение или вычитание, стоят одинаковые по значению делители, то говорят, что они приведённые. То есть чтобы выполнить арифметическую операцию, нужно найти общее кратное для всех знаменателей. Для его определения существуют несколько методов. Самый простой, но далеко не рациональный, простое перемножение делителей. Другой заключается в выявлении наименьшего числа среди всех знаменателей, умножения его на два с последующей пробой деления полученного результата на оставшиеся делители без остатка. Если это невозможно, меньший знаменатель умножают на три. Это действие повторяют до тех пор, пока не найдётся число, делящееся на все делители без остатка. Алгоритмы выполнения операций над дробными выражениями следующие: Решение задачНесмотря на то что свойства дробей несложны, для лучшего их понимания нужно прорешать несколько простых примеров. Обычно хватает решить около шести заданий, чтобы получить необходимые навыки. Вот несколько наиболее интересных типовых примеров для самостоятельной работы:
На этапе обучения их можно даже выписать в отдельную таблицу и пользоваться ей при решении, пока действия не дойдут до автоматизма. При этом полученный результат удобно проверять на онлайн-калькуляторах, которых в интернете можно насчитать более двух десятков. Это обычные сайты, выполняющие различные расчёты в режиме реального времени. Конспект урока по математике на тему «Равенство дробей» (5 класс)Онлайн-конференция«Современная профориентация педагогов |
---|