Что такое семантическая память
Семантическая память: скажи мне, и я вспомню!
Большинство людей знает, что память бывает разной. С точки зрения длительности хранения данных, различают краткосрочную, среднесрочную и долговременную память; с точки зрения видов, различают зрительную, слуховую, двигательную (механическую) и тактильную. Более того, в зависимости от психологических характеристик памяти человека наделяют теми или иными качествами: злопамятный или незлопамятный, забывчивый или обязательный, умный и эрудированный.
Развить способность к лучшему запоминанию можно на нашем курсе «Мнемотехники», а заодно узнать больше о разных видах памяти. Например, узнать, что такое семантическая и эпизодическая память, а еще система декларативной памяти или эксплицитная память, к которой они относятся. Впрочем, вкратце рассказать вам об этом мы можем уже сейчас. Для удобства начнем с декларативной или эксплицитной памяти, а потом разберемся с ее составляющими.
Что такое декларативная или эксплицитная память?
Декларативная или эксплицитная память – это тип памяти, хранящий и воспроизводящий информацию сознательно. Проще говоря, это все то, что мы запоминаем, прилагая какое-то усилие: время и место встречи, математические формулы, стихи, песни, иностранные слова и т.д.
Термин «эксплицитная» происходит от латинского explicitus, что значит «явный» или «раскрытый». Для нас абсолютно явно и ясно, что должно храниться в этом отсеке памяти, просто мы не всегда можем это вспомнить. В любом случае, эксплицитная память – это сознательное запоминание и осознанная попытка достать из недр головного мозга нужную информацию.
В этом основное отличие эксплицитной или декларативной памяти от имплицитной или недекларативной памяти.
Что такое имплицитная или недекларативная память?
Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.
Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.
Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).
Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.
Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).
Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.
Как устроена эксплицитная память?
Первым идею о том, что эксплицитная сознательная память неоднородна, оформил канадский психолог Эндель Тульвинг в своей научной работе Episodic and semantic memory («Эпизодическая и семантическая память») [Е. Tulving, 1972]. Он выделил в системе декларативной памяти два самостоятельных вида памяти:
Семантическая память оперирует общими знаниями и общими понятиями, нейтральными по отношению к конкретным людям. Само название «семантическая» дает понимание, за что «отвечает» этот раздел памяти. Так, семантика – это раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка, а семантическая память хранит все, что можно описать языковыми средствами.
К эпизодической памяти Тульвинг относит память о конкретных событиях, т.е. эпизодах из жизни людей, детали и эмоции, связанные с ними. Что, в общем-то, вполне логично, исходя из названия этого вида памяти – эпизодическая.
Таким образом, в связке «эпизодическая память – семантическая память» есть четкое разделение «обязанностей». Если семантическая память отвечает за общие знания, то эпизодическая – за частные эпизоды. Именно поэтому, когда речь заходит о тренировке памяти, нас интересует семантическая долговременная память.
Разумеется, это не значит, что эпизодическая память не способна хранить информацию долго, однако она все же больше подвержена изменениям, эмоциям, когнитивным искажениям. Рассмотрим различия между двумя составляющими эксплицитной памяти более подробно.
Различия между семантической и эпизодической памятью
Итак, мы уже выяснили, что эксплицитная сознательная память неоднородна. А вот насколько тесно взаимосвязаны составляющие эксплицитной памяти? Разумеется, они не могут быть полностью изолированы друг от друга. Как минимум потому, что части человеческого мозга находятся во взаимосвязи и постоянном взаимодействии.
Чем различаются семантическая и эпизодическая память:
Относительно последнего пункта уточним, что эпизодический опыт может иметь обучающий эффект. В этом плане весьма красноречивы русские народные поговорки наподобие «Обожглись на молоке – дуют на воду», хотя, конечно, вода тоже потенциально может быть горячей. В данном случае речь о том, что однажды полученный эмпирическим путем отрицательный опыт накладывает отпечаток на дальнейшее поведение человека.
Можно привести и другие примеры, помогающие понять различия между видами памяти. Если мы знаем, что дважды два равно четыре, или что тигр относится к семейству кошачьих, нам нет необходимости помнить, когда именно мы это узнали или как выглядят тигры, которых мы видели в зоопарке, т.к. семантическая память не нуждается в привязке к событиям. А вот если дело касается даты свадьбы или привычек нашего домашнего кота либо собаки, тут задействуется эпизодическая память.
Всем, кого интересуют нюансы устройства эпизодической памяти, можем рекомендовать статью Энделя Тульвинга Précis of Elements of episodic memory («Краткая информация об элементах эпизодической памяти» [Е. Tulving, 2010]. Мы же перейдем к тому, что нам более всего интересно в контексте расширения возможностей человеческой памяти, а именно к семантической памяти.
Семантическая память: как развивать?
Итак, мы уже выяснили, что семантическая память является осознанной, оперирует конкретными понятиями, фактами, словами и символами, и не слишком привязана к конкретным событиям нашей жизни. Развитие семантической памяти позволяет лучше запоминать отдельные научные факты, формулы, определения, и в придачу способствует улучшению логического и абстрактного мышления.
Как развивать память? Рекомендаций на эту тему бесчисленное множество, поэтому мы отобрали самые эффективные способы.
Топ-7 способов развития семантической памяти:
Вышеперечисленные методы развития памяти дадут лучший результат, если вы приметете во внимание дополнительные рекомендации нейропсихолога Николая Французова, которые усиливают эффект от применения каждого из методов. Так, повторять какую-либо информацию нужно не тогда, когда вы ее почти забыли, а через короткое время после ее получения, и потом еще несколько раз [Н. Французов, 2017].
При запоминании нескольких единиц разнородной информации (например, математических формул, исторических дат и списка новых слов по английскому) следует разграничивать во времени работу над каждым тематическим блоком во избежание путаницы в мозгу. При работе над запоминанием любой информации следует делать перерывы по 5-10 минут и полностью отдыхать от интеллектуальной деятельности.
Еще момент: самую важную информацию, которая вам точно понадобится в обозримом будущем (контрольная, зачет, экзамены в школе, вузе, на водительские права), следует повторять ежедневно перед сном. Начинать практиковать сеансы воспоминания нужно заранее, даже если до контрольной, зачета или экзамена еще несколько месяцев. Так гораздо выше вероятность, что сведения успеют «улечься» у вас в голове и вы ничего не перепутаете в самый ответственный момент [Н. Французов, 2017].
Это ни в коем случае не противоречит совету вспомнить перед сном прошедший день. Так, если у вас впереди никаких экзаменов, докладов и выступлений не предвидится, можно тренировать память, вспоминая день. Если же есть приоритетная для запоминания информация, именно ей и следует отдать драгоценные несколько минут перед сном. Семантическая память будет получать нужный стимул и тренировку в любом случае.
Кроме того, существуют специально разработанные тренажеры и упражнения для тренировки памяти, позволяющие поочередно задействовать все участки мозга, которые отвечают за ее функционирование. Вы познакомитесь с такими тренажерами и упражнениями, если пройдете наш бесплатный курс «Развитие памяти».
Все вышеперечисленные действия помогут пополнить ваш «ментальный словарь», придать смысл хранимым мозгом сведениям. Развитая семантическая память бережет когнитивные ресурсы, позволяя быстро и точно описать увиденное, выразить свое отношение к событию, изложить просьбу или поставить задачу.
Отдельная тема – это тренировка для людей, у которых есть нарушения семантической памяти. Психолог Ева Родригес Вайс в своей статье Todo sobre la Memoria Semántica: Lo tengo en la punta de la lengua («Семантическая память: «у меня вертится на языке») советует начинать с простейших упражнений [E. Weisz, 2018].
Например, можно попросить человека с нарушением семантической памяти назвать времена года, перечислить месяцы в году, посчитать от 1 до 15 и обратно, закончить предложение. Предложения должны быть простыми и иметь один вариант окончания. Допустим, предложение начинается со слов «Столица Испании», а человеку нужно вспомнить, что это Мадрид. Или начать предложение со слов «Цвет лимона», а человеку нужно вспомнить слово «желтый» [E. Weisz, 2018].
Вообще, тема нарушений семантической памяти достаточно обширна. К слову, психолог Ева Родригес Вайс не просто так заинтересовалась этой тематикой. Она выросла в семье врачей, и считает, что очень важно не исключать из своей практики разные дисциплины, которые часто дополняют друг друга, потому что такое взаимное дополнение может дать наилучшие результаты. Как, в частности, использование медицинских знаний в психологии и знаний по психологии в медицине. В контексте нарушений семантической памяти такой подход особенно эффективен.
Нарушения семантической памяти
Вообще, видов нарушения памяти достаточно много. Однако ввиду того, что сейчас нас интересует семантическая память, мы остановимся лишь на тех, которые самым непосредственным образом затрагивают именно этот вид памяти.
Виды нарушений семантической памяти:
К слову, статья Евы Родригес Вайс не просто так называется «Семантическая память: у меня вертится на языке» [E. Weisz, 2018]. Любые проблемы с семантической памятью – это проблемы с доступом к информации, а не с ее исчезновением из памяти. Проще говоря, знакомое слово буквально «вертится на кончике языка», но вспомнить его не удается, зачастую даже если удалось вспомнить некие мнемонические связки для этого слова.
Заметим, что далеко не всегда такая забывчивость связана с болезнью или повреждением головного мозга. Ярким примером этого явления может служить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия», когда герой совершенно верно запомнил, что фамилия как-то связана с темой лошадей, но не смог вспомнить саму фамилию Овсов.
Первым психологический семантический эффект «верчения на кончике языка» расписал психолог Уильям Джеймс (1842-1910) в своей книге The Principles of Psychology («Принципы психологии» [W. James, 1890]. Сам термин tip-of-the-tongue (ТОТ), что означает «вертится на кончике языка», появился позже, после ряда исследований, проведенных американскими психологами Роджером Брауном (1925-1997) и Дэвидом МакНейллом (1933-настоящее время).
Уточним, что Дэвид МакНейлл специализируется на взаимосвязях языка, мысли и жестов, а сфера научных интересов Роджера Брауна простиралась от изучения ранних этапов развития речи у детей до проблем психологической причинности, заложенной в языке. В рамках этих исследований было проведено множество экспериментов, результаты которых натолкнули на идею дополнительно исследовать некоторые аспекты человеческой памяти.
Так, в ходе эксперимента, поставленного в 1966 году, ученые ознакомили испытуемых с фрагментом текста, содержащего низкочастотные слова, и попросили участвующих в эксперименте вспомнить эти слова. Оказалось, что, если испытуемые были не в состоянии припомнить искомое слово, они помогали сами себе, вспоминая первую букву, похожие слова, сколько слогов в этом слове и т.д.
Результаты эксперимента были подытожены в статье The «tip of the tongue» phenomenon (Феномен «кончика языка»), опубликованной в Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior («Журнале вербального обучения и вербального поведения») [R. Brown, D. McNeill, 1966]. В этой статье, на которую, кстати, до сих пор ссылается большинство исследователей, ученые рассматривают феномен, именуемый «на кончике языка», с точки зрения «прямого доступа» к искомому слову, который в итоге возникновения tip-of-the-tongue перекрывается.
Несколько иначе объясняют эффект «верчения на кончике языка» израильские психологи Ашер Кориат и Израэль Либлих. Они полагают, что проблема в доступе не собственно к слову, а ко всем поясняющим сведениям, которые с этим словом связаны. К такому выводу они пришли, заметив, что, чем объемнее было определение слова, тем хуже оно запоминалось. Подробно итоги исследования описаны в их совместной работе A study of memory pointers («Изучение указателей памяти») [A. Koriat, I. Lieblich, 1977]. Как и во всех предыдущих случаях, имеется в виду семантическая память.
Впрочем, исследования 21 столетия наглядно показывают, что оба видения проблемы имеют право на жизнь, а эффект «верчения на кончике языка» часто возникает из совокупности нарушений как доступа собственно к слову, так и ко всем сведениям, имеющим к нему отношение. В частности, к таким выводам пришли американские ученые Беннетт Шварц и Жанет Меткалф. Свои выводы они обосновали в совместной работе Tip-of-the-tongue (TOT) states: retrieval, behavior and experience («Эффект верчения на кончике языка: поиск, поведение и опыт» [B. Schwartz, J. Metcalfe, 2011].
Интересно и еще одно исследование, проведенное с участием людей, владеющих двумя языками, родным и иностранным. Группа американских исследователей провела ряд экспериментов с участием билингвов, владеющих английским и испанским языками, и людей, знающих только английский или только испанский язык.
С результатами можно ознакомиться в их совместной статье, а основной итог исследования вынесен в заголовок работы Proper Names Get Stuck on Bilingual and Monolingual Speakers’ Tip of the Tongue Equally Often («Имена собственные одинаково часто застревают на кончике языка двуязычных и одноязычных говорящих») [Т. Gollan, R. Montoya, М. Bonanni, 2016]. Отчасти это связано с тем, что имена собственные часто сходны в разных языках, в том числе в английском и испанском. Во второй части эксперимента, когда нужно было объединить одним словом группы изображенных объектов, было выявлено, что на родном языке это сделать заметно проще, чем на чужом, пусть даже хорошо выученном.
Какой вывод можно сделать из всего, что мы сегодня узнали об особенностях семантической памяти? Самый главный вывод заключается в том, что с семантической памятью можно и нужно работать, улучшая ее состояние и способность к запоминанию информации и сохранению ее в долговременной памяти. Насколько актуально это лично для вас?
Мы желаем вам помнить все, что важно именно вам, и всегда вспоминать это в нужный момент! И напоследок один небольшой вопрос:
Семантическая память: для чего нужна, и как ее улучшить
Семантическая память — это долговременная память, которая хранит знания человека о мире и языке. Именно ее мы задействуем, когда пытаемся вспомнить название города или имя президента какой-либо страны. Еще эту память называют вербальной. Чем лучше семантическая память, тем быстрее мы получаем ответы на вопросы, связанные с познанием мира.
Что такое семантическая память?
Данный термин ввел канадский когнитивный психолог Эндель Тульвинг. Он связывал эту память с хранением информации об общих знаниях и значениях, которые для человека не связаны с конкретными событиями из жизни. К примеру, мы можем сразу мгновенно ответить на вопрос, сколько часов в сутках, не пытаясь разбудить какие-либо воспоминания из жизни. Эту информацию мы вспоминаем автоматически. Этим в первую очередь и отличаются эпизодическая и семантическая память.
Кроме того, семантическая память нужна для правильного использования речи. Мы знаем родной язык, как и то, что в сутках есть 24 часа, поэтому умело и быстро преподносим информацию с помощью речи. В редком случае мы забываем какие-то слова, но это происходит больше из-за того, что мы практически их не используем в повседневной жизни.
Как и знания, которые человек приобретает, семантическая память объемная. И с ней наш мозг работает гораздо быстрее, чем с эпизодической памятью, которая хранит информацию, связанную с конкретными событиями, воспоминаниями, переживаниями, эмоциями.
Как улучшить семантическую память?
Вербальная память позволяет нам сберечь когнитивные ресурсы, а также дает возможность быстро понять, что происходит вокруг, и выразить мысли словами. Каждый день она играет ключевую роль в нашей жизни. Поэтому если с ней возникают проблемы, необходимо предпринимать меры.
Улучшить семантическую память можно с помощью нескольких упражнений:
Все эти упражнения развивают вербальную память и расширяют знания человека. А чем больше человек знает, тем более высоким интеллектом он обладает, и тем больше он интересен окружающим и эффективен для самого себя. Тренируйте память с помощью тренажеров Викиум. Это интересно, полезно и очень удобно. Вы можете выделять на тренировки хоть несколько минут в день, главное, чтобы они были регулярными. И тогда результат не заставит себя ждать.
Семантическая память: «у меня вертится на языке»
Что такое семантическая память?
Что такое семантическая память? Термин «семантическая (вербальная) память» ввел Эндель Тульвинг. Семантическая память — память на общие знания и значения, не связанные с конкретными событиями в нашей жизни и воспоминаниями о них.
Например, чтобы ответить на вопрос о том, сколько часов содержится в сутках, нет необходимости вспоминать какой-то определённый момент нашей жизни, в который мы об этом узнали. Вербальная память позволяет «автоматически» вспомнить о том, что в сутках 24 часа, без привязки к жизненным событиям, которые нам об этом напоминают.
Семантическая память нужна для запоминания информации об окружающем мире, а также для правильного использования речи. Кроме того, это вид долговременной памяти, поскольку, приобретя какое-либо знание, мы можем его помнить в течение всей жизни.
Вербальная память такая же объемная, как и знания, которые мы приобретаем. Например, нам не нужно припоминать что-то из своей жизни, связанное со львами, для того, чтобы просто вспомнить, что лев — это млекопитающее с четырьмя лапами. Наш мозг работает гораздо быстрее.
Где в нашем мозге находятся слова? Группа учёных создала интерактивную карту, демонстрирующую области мозга, которые активируются при прослушивании разных слов. Эта семантическая карта мозга показывает как речь распределяется через кору и полушария головного мозга, группируя слова по значениям.
Для чего нужна семантическая память?
Вербальная память — это своего рода ментальный словарь, помогающий организовать и придать значение хранящимся в нашей голове словам, знаниям, символам. Она позволяет нам сберечь наши когнитивные ресурсы, а также даёт возможность за короткое время понять происходящее вокруг нас и выразить свои мысли словами.
Семантическая память ежедневно играет ключевую роль в нашей жизни. Как было упомянуто выше, она позволяет нам «автоматически» помнить о том, что лев — это млекопитающее. Для этого нам не нужно перечислять в голове всех львов, которых мы когда-либо видели, или думать о том, какие виды львов существуют.
Семантическая память даёт нам общее значение слова «лев»: крупное млекопитающее с четырьмя лапами и густой гривой вокруг головы и т.д.
Согласитесь, было бы невозможно думать обо всех львах, которые нам встречались. Таким образом, семантическая или вербальная память является гарантом того, что мы можем объединить многочисленные понятия (животные, люди, предметы…) в одно общее. Эти знания организуются посредством бесчисленного множества категорий (животные, одушевлённые и неодушевлённые предметы, млекопитающие, рептилии, т.д.).
Нарушения семантической памяти: проблемы с доступом и хранением семантической информации
Как улучшить вербальную память. Упражнения
1- CogniFit («КогниФит»), онлайн платформа — лидер когнитивной оценки и стимуляции.
Одной из наших основных когнитивных способностей является быстрый и свободный доступ к словам. Все мы когда-либо испытывали то самое ощущение, когда слово «вертится на языке»: иногда возникают сложности с тем, чтобы быстро подобрать нужное.
«КогниФит» — это профессиональный инструментарий, позволяющий протестировать и улучшить способность использовать лексику. Исследование о пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную цепь, тем сильнее она становится. И это применимо ко всем нейронным сетям, задействованным в памяти: способность использовать лексику, рабочая память, кратковременная память, зрительная память, кратковременная слуховая память, контекстуальная память…
Способность в подходящий момент подобрать нужное слово можно улучшить с помощью тренировки. С помощью батареи клинических тестов «КогниФит» можно оценить и тренировать как способность использовать лексику, так и другие задействованные в памяти когнитивные навыки.
Как работает «КогниФит»? Сначала программа с высокой точностью тестирует вашу способность использовать лексику (воспроизводить названия объектов) и иные когнитивные навыки. Затем «КогниФит» автоматически анализует полученные результаты и далее на их основе предлагает полноценную персональную тренировку.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым
Разнообразные интерактивные упражнения представлены в виде увлекательных онлайн игр, в которые можно играть на компьютере. После каждой игры «КогниФит» представит детальный график с прогрессом вашего когнитивного состояния. Нужно только зарегистрироваться!
2- Запоминать факты об окружающем мире
Полезно запоминать факты об окружающем мире: если человек хочет укрепить семантическую память, самое эффективное — это запоминать серию слов, постепенно увеличивая их количество и сложность. Например, сначала запомнить названия испанских провинций, затем — европейских столиц, и после этого — выучить названия всех мировых столиц. Здесь вы сможете найти другие очень полезные упражнения для мозга.
3- Изучать новые языки и путешествовать
Изучая новый язык, мы осваиваем новый словарь, новую структуру и правила языка. Для всего этого необходима семантическая память. Откройте для себя преимущества билингвизма. Путешествия также помогут вам узнать новые схемы и сценарии, поскольку традиции и культура каждой страны могут сильно отличаться, и эти новые знания помогают нам адаптироваться в той или иной ситуации.
4- Осмысливать то, что мы изучаем
Как учится мозг? Все исследования показали, что быстрее и лучше мы запоминаем различные термины, осмысливая их. Например, при учёбе мы гораздо лучше запоминаем то, что мы осознали, чем то, что просто зазубрили. Откройте для себя эффективные техники запоминания информации.
5- Упражнения для людей с нарушением семантической памяти
Существуют простые упражнения, в которых предлагается ответить на серию несложных вопросов, и при ошибке проходящему эти упражнения показывается верный ответ. Например, вас просят назвать четыре времени года или ответить на вопрос, сколько месяцев в году и перечислить их, или назвать цифры от 1 до 15.
Также людям с нарушением вербальной памяти очень полезно давать упражнения-незавершённые фразы с предложением закончить их. Например: «столица Испании — …» или «цвет лимонов — …», и т.д.
Семантическая память настолько важна в нашей жизни, что если мы хотя бы на минуту представим то, как часто мы её используем, то очень удивимся. Она помогает нам говорить, общаться, понимать и запоминать значения слов. Это похоже на чудо, что в нашей голове существует такой объемный и хорошо упорядоченный словарь, с помощью которого мы интерпретируем огромное число стимулов окружающей среды. Было бы нереально каждый день начинать «с нуля», без возможности вспомнить всё, что мы изучили и поняли ранее. Семантическая память сберегает наши когнитивные способности, благодаря ей мы можем хранить в голове всю получаемую информацию.
Ежедневно она помогает нам понять и осуществлять схемы действий (например, обращаться к врачу в случае, если мы заболеваем), а также реализовывать сценарии, которые мы выполняем почти автоматически (пойти в ресторан, подождать, когда нас обслужат, сделать заказ и т.д.)
Будем признательны за вопросы и комментарии к статье.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Psicóloga en continua formación académica y profesional. Especializada en terapia familiar donde ha estado formándose como coterapeuta en consulta. Apasionada de la psicología social y la neuropsicología. Otros intereses son la filosofía, y la literatura. Tiene muy en cuenta la medicina, viene de familia de médicos: «Es importante no excluir diferentes disciplinas, que a menudo se complementan, así como aportar conocimientos de la medicina y la psicología para tener un buen conocimiento de la misma».