Что такое равноценное расстояние перевозки
Для перевозки грузов
Выбор типа и модели подвижного состава, как по частным, так и по обобщенным показателям, производится в два этапа:
-на первом этапе анализируются внешние, явно выраженные, условия эксплуатации и по ним подбирается соответствующий тип кузова, устанавливается приемлемая грузоподъемность подвижного состава и его основные эксплуатационные качества: проходимость, осевые и полная масса, возможные скорости движения;
-на втором этапе производят сравнительный анализ выбранных на первом этапе транспортных средств путем сравнения частных или обобщенного показателей.
Выбор подвижного состава в зависимости от внешних условий эксплуатации производят с учетом того, что вышеперечисленные условия эксплуатации определяют необходимость тех или иных качеств подвижного состава.
По роду груза (его физические свойства, плотность, тип и форма тары) определяют тип кузова (бортовая платформа, цистерна, фургон) и его вместимость. Объем и партионность перевозок определяют грузоподъемность и специализацию подвижного состава. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузоподъемности, а при большом и постоянном грузопотоке – преимущественно специализированные автомобили.
Срочность и дальность перевозок обуславливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью.
По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина двери), его грузоподъемность и прочность (при экскаваторной и бункерной загрузке), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.
Существенное влияние на выбор подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных явлений (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.
После того, как выбран тип подвижного состава, переходят к выбору конкретной модели. Выбор наиболее эффективного для данного вида груза подвижного состава производят путем сравнения результатов сопоставительных экономических и эксплуатационных расчетов.
Одним из основных показателей, по которому производится сравнительная оценка подвижного состава конкретных моделей, является производительность(часовая, сменная, годовая).
При определении производительности сравниваемого подвижного состава такие показатели, как время в наряде, коэффициент использования пробега и расстояние перевозок груза, характеризующие условия работы подвижного состава, принимаются в расчетах одинаковые по величине.
Выбор производят с помощью таблиц и графиков производительности автомобилей, рассчитываемых для разных условий перевозок грузов по известной формуле:
где Uч – производительность транспортного средства, часовая, т/ч;
qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;
g −статический коэффициент использования грузоподъемности;
b– коэффициент использования пробега за ездку;
tп-р – время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простой по другим причинам, час;
Vт – скорость техническая, км/час.
Наибольшую производительность в равных условиях имеют, как правило, автомобили большей грузоподъемности. Но с уменьшением расстояния перевозок это преимущество сокращается в первую очередь, за счет меньшего значения времени простоя и больших значений технической скорости у автомобилей малой грузоподъемности. Тем не менее, грузоподъемность не всегда выражает действительное количество груза, которое может быть перевезено на данном транспорте. Это количество зависит от объемной массы груза, внутренних размеров кузова и характеристики погрузочных средств. Поэтому для оценки использования грузоподъемности автомобиля необходимо определить объемную удельную грузоподъемность и коэффициент грузовместимости.
Выбранная, таким образом, размерная группа автомобилей по грузоподъемности должна быть проверена на их соответствие дорожным условиям. Окончательная модель подвижного состава определяется на основе экономических расчетов.
Например, при перевозке массовых навалочных грузов рациональная грузоподъемность подвижного состава может быть определена из условия обеспечения минимальных затрат на транспортирование и выполнение погрузочных работ.
Вместе с тем, следует учитывать, что не всегда автомобили, имеющие большую производительность, обеспечивают меньшие эксплуатационные затраты. Поэтому обязательным в таком случае должно быть сравнение по себестоимости. Экономически эффективным будет тот подвижной состав, который позволит получить минимальную себестоимость перевозок. Себестоимость перевоза груза складывается из себестоимости погрузочных работ, транспортирования и разгрузочных расчетов.
Себестоимость рассчитывают для конкретных условий перевозок при заданных значениях коэффициентов использования пробега и использования грузоподъемности на 1т груза или на 1ткм грузооборота. Далее строят графики, отражающие изменение себестоимости перевозки 1т груза в зависимости от расстояния перевозки.
, (2.2)
, (2.3)
где Gпер – переменные расходы на 1 км пробега, руб.;
Gз-п – расходы по заработной плате за ездку, руб.;
Gпос – постоянные расходы на 1 автомобиле – час работы, руб.
qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;
g −статический коэффициент использования грузоподъемности;
b– коэффициент использования пробега за ездку;
tп-р – время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простой по другим причинам, час;
Vт – скорость техническая, км/час.
Расчеты показывают, что с увеличением расстояния себестоимость перевозки 1т груза повышается, но в большей степени рост сказывается на подвижном составе меньшей грузоподъемности.
Для определения границ целесообразного использования подвижного состава разной грузоподъемности, специализированного подвижного состава или автопоездов определяют равноценное расстояние перевозки грузов, то есть расстояние, при котором эффективность транспортных средств разной грузоподъемности, универсального и специализированного, одиночного транспортного средства и автопоезда по сравниваемому критерию одинакова.
Если в качестве критерия оценки принимается производительность автотранспортного средства, то равноценное расстояние можно определить по формуле:
, (2.4)
где lp– равноценное расстояние перевозки, км;
Dq – разница в грузоподъемности подвижного состава, т;
Dtп-р – разница в продолжительности погрузочно-разгрузочных работ и простоя по другим причинам универсального и специализированного подвижного состава, час.
b– коэффициент использования пробега за ездку;
Vт – скорость техническая, км/час.
qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;
2.1. Метод ранжирования показателей.
Для сравнительного анализа выбранных на первом этапе транспортных средств по обобщенному показателю определяют набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав (стоимость подвижного состава, себестоимость перевозок, ресурс по пробегу, производительность, расходы на эксплуатацию и т.д.), затем рассчитывают относительные значения выбранных показателей и их значимость (ранг), после чего относительные значения показателей уточняют с учётом присвоенного им ранга и суммируют по моделям (маркам) подвижного состава. Данный метод получил название «метод ранжирования показателей», последовательность выполнения расчётов по выбору подвижного состава показана в ниже приведенных таблицах.
Сравнительная оценка транспортных средств
ТАБЛИЦА 1. РАНЖИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТС.
Показатели | Транспортные средства | Ранг | |
VOLVO | MB | МАЗ | КамАЗ |
Стоимость, условные единицы | |||
Средний расход топлива, л/100км | |||
Максимальная скорость, км/ч | |||
Ресурс, тыс. км |
В данной таблице приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе подвижного состава для международных перевозок грузов.
Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несопоставимые единицы измерения, поэтому абсолютные значения показателей представляют в относительном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее значение и примем его соответствующим единице. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим, как это отражено в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Показатели | Транспортные средства | Ранг | ||
VOLVO | MB | МАЗ | КамАЗ | |
Стоимость, условные единицы | 0,56 | 0,59 | 0,91 | 1,0 |
Средний расход топлива, л/100км | 1,0 / 0,5 | 0,94 / 0,47 | 0,73 / 0,37 | 0,79 / 0,39 |
Максимальная скорость, км/ч | 1,0 / 0,11 | 1,0 / 0,11 | 0,91 / 0,1 | 0,91 / 0,1 |
Ресурс, тыс. км | 1,0 / 0,17 | 0,8 / 0,13 | 0,5 / 0,08 | 0,4 / 0,07 |
Суммарный коэффициент | 1,34 | 1,30 | 1,46 | 1,56 |
Рассматриваемые показатели могут иметь разную степень влияния на выбор подвижного состава, поэтому при формировании обобщённого показателя им присваивают коэффициент значимости – «ранг» и значение относительного показателя делят на ранг (см. в выше приведенной таблице – знаменатель). Чем больше диапазон значений ранга, тем более чувствительным будет влияние ранжирования.
Так, если для примера с четырьмя показателями мы выберем диапазон ранжирования 100, по показатель, поставленный на сотое место, вообще не будет оказывать никакого влияния на определение значения обобщенного критерия. Затем каждое относительное значение показателей разделим на его ранг и сложим по столбцам. Суммируя полученные с учётом ранжирования значения показателей по маркам подвижного состава, получим суммарный коэффициент, наибольшее значение которого соответствует нашему представлению о лучшем типе подвижного состава. В таблице это отечественный КамАЗ.
Данный метод весьма чувствителен к набору показателей и их ранжированию. Так, если в рассматриваемом примере ввести ещё один показатель и присвоить ему достаточно значимый ранг, то результат выбора изменится (см. ниже приведенные таблицы)
ТАБЛИЦА 3. РАНЖИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТС.
Показатели | Транспортные средства | Ранг | |
VOLVO | MB | МАЗ | КамАЗ |
Стоимость, условные единицы | |||
Средний расход топлива, л/100км | |||
Максимальная скорость, км/ч | |||
Ресурс, тыс. км | |||
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта, ч-ч/1000 км |
ТАБЛИЦА 4. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Показатели | Транспортные средства | Ранг | ||
VOLVO | MB | МАЗ | КамАЗ | |
стоимость, условные единицы | 0,56 | 0,59 | 0,91 | 1,0 |
расход топлива, л/100км | 1,0 / 0,5 | 0,94 / 0,47 | 0,73 / 0,37 | 0,79 / 0,39 |
максимальная скорость, км/ч | 1,0 / 0,11 | 1,0 / 0,11 | 0,91 / 0,1 | 0,91 / 0,1 |
ресурс, тыс. км | 1,0 / 0,17 | 0,8 / 0,13 | 0,5 / 0,08 | 0,4 / 0,07 |
трудоемкость технического обслуживания и ремонта, ч-ч/1000 км | 2 / 1,0 / 0,33 | 2 / 1,0 / 0,33 | 12 / 0,17 / 0,06 | 15 / 0,13 / 0,04 |
Суммарный коэффициент | 1,67 | 1,63 | 1,51 | 1,61 |
Наилучшим оказался автомобиль Volvo.
При выборе конкретной модели транспортного средства следует учитывать, что современные производители автотранспортных средств используют модульный принцип конструирования. Так, шведская фирма «Scania» производит 7 вариантов кабин, 4 двигателя, 4 коробки перемены передач, 3 типа рамы, 3 задних и 4 передних моста. Комбинация вариантов комплектования позволяет получить технико-экономические свойства подвижного состава, удовлетворяющие любым условиям эксплуатации.
Выделяют четыре группы автотранспортных средств, имеющих характерные области эксплуатации:
Выбор специализированного подвижного состава
Тема 5. Выбор подвижного состава
1. Основные факторы, влияющие на выбор подвижного состава.
2. Выбор специализированного подвижного состава.
1. Основные факторы, влияющие на выбор подвижного состава
Задача выбора наиболее эффективного подвижного состава применительно к конкретным условиям эксплуатации может быть решена путем сопоставления и сравнения работы подвижного состава различных типов и моделей между собой в одинаковых условиях перевозок.
При выборе Пс производится поэтапный подбор :
1) Выбор рационального типа подвижного состава осуществляется с учетом его функционального назначения, рода перевозимых грузов и дорожных условий:
— специализированный (самосвал, цистерна, рефрижератор и тд.)
По производительности: (суточной или часовой)
Основные факторы, влияющие на выбор подвижного состава
· Постоянные (определяют условия работы)
Выбираются попарно: b= 0,5; Vт= 28 км/час; l ег стремится к максимуму.
Выбор типа и модели подвижного состава производится также с учетом расстояния перевозки, (на дальних расстояниях работают большегрузные автомобили), дорожных условий, партионности грузов и прочих условий перевозки. Если суточные объемы перевозок невелики, а грузы разнообразны, то для массовых крупнопартионных перевозок целесообразно выбирать а/м- тягачи с различными полуприцепами.
|
Часовая производительность рассчитывается по формуле:
где qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.;
γс – статический коэффициент использования грузоподъемности,
Vт – средняя техническая скорость, км/час,
l ег— расстояние ездки с грузом, км
tn—p – время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч.
Сравнение по часовой производительности производится для каждого из предъявленных к перевозки грузов как минимум, для двух марок автомобилей, отвечающих условиям перевозок.
По себестоимости на одну тонну (S1т)
где Sпер – переменные издержки на 1 км пробега;
Sз/пл – затраты на заработную плату за рейс
Этот этап фактически позволяет судить о возможном уровне тарифов, потому что в основе лежит себестоимость.
По величине приведенных затрат (С прив)
Определяются затраты, где учитывается первоначальная стоимость транспортного средства
С прив = Стек + Ен*КВ
где Стек — текущие эксплуатационные затраты (ГСМ, шины, зарплата водителя и т.д.) зависит от характеристик автомобиля.
КВ — капитальные вложения (первоначальная стоимость автомобиля)
Ен — нормативный коэффициент экономической эффективности (величина, обратная сроку службы (или окупаемости)). Чаще закладывается Ен = 0,12 (8 лет)
Если по основным критерия выбрать оказывается не возможно (значения почти равны) можно использовать дополнительные критерии, такие, как:
· Коэффициент использования габаритных размеров
Кгр = Fвнутр.кузова / Fнаружн. авт-ля
(для грузовых автомобилей этот показатель обычно равен 0,4–0,6)
· Коэффициент компактности — отношение грузоподъемности к габаритной наружной площади автомобиля. Для грузовых автомобилей он равен 0,1–0,5, а для автобусов — 0,5–0,7.
· Коэффициент использования массы — отношение грузоподъемности к полному весу автомобиля.
Выбор специализированного подвижного состава
Область использования специализированного подвижного состава определяют графически или аналитически по равноценному расстоянию перевозки.
На основании сравнения результатов работы специализированного и универсального состава делается вывод о целесообразности применения того или иного автомобиля.
1. Определение области применения специализированного подвижного состава основано на равенстве производительности базового и специализированного автомобиля. Qчасборт= Qчасспец
Если сравнивать бортовой автомобиль и самосвал:
Потерю грузоподъемности можно определить по формуле:
По допустимой потери грузоподъемности можно судить об эффективности применения автомобиля специально за счет времени простоя под погрузкой-разгрузкой.
По приведенному выражению можно сказать, что при сокращении расстояния ездки с грузом левая часть остается неизменной, а правая начинает уменьшаться.
То же относится и к самопогрузчикам, так как подъемное устройство снижает грузоподъемность автомобиля, но с другой стороны, отпадает необходимость в погрузочно-разгрузочных механизмах. Это вполне может быть оправдано при разовых перевозках.
Следовательно, чем меньше расстояние ездки с грузом — тем выше эффективность использования специализированного подвижного состава.
Область эффективного применения самосвалов и самопогрузчиков можно определить из того же условия — через предельное расстояние, на котором может работать СПС:
l ег р — равноценное расстояние, при котором бортовой автомобиль и самосвал имеют равную производительность.
Обычно для самосвала предельное расстояние 20 км.
2. Эффективность применения автопоездов рассматривается при сопоставлении с одиночным автомобилем. Сравнение ведется по следующим показателям:
· Удельная продолжительность простоя под погрузкой–разгрузкой, приходящаяся на одну тонну номинальной грузоподъемности
· Соотношение скоростей автопоезда и одиночного автомобиля.
Могут быть различные условия:
Такие условия характеризуют работу более тяжелого подвижного состава по сравнению с одиночным автомобилем с проигрышем по основным характеристикам. Это условие работы автопоезда по плохим дорогам. Автопоезд целесообразно применять на небольших расстояниях.
Это предполагает эксплуатацию транспорта на плохих дорогах. В этом случае, автопоезда более эффективны на ограниченных равноценных расстояниях.
При использовании автопоезда чаще всего предпочтения отдают автомобиле-тягачу с полуприцепом.
· Автопоезд не создает помех на дорогах и должен сохранить определенный скоростной режим
· Грузоподъемность подбирается с расчетом на максимальную производительность автопоезда
При подборе по скоростному режиму производится следующий подсчет:
· Рассчитывается вес автопоезда из условия устойчивости движения ПС при работе двигателя в зоне максимального крутящего момента
· Расчет грузоподъемности из предположения, что автопоезд должен преодолеть участки с максимальным дорожным сопротивлением со скоростью транспортного потока
G а/п = N макс / N уд,
где N уд — мощность двигателя в расчете на 1 тонну веса автопоезда.
При подборе по максимальной производительности рассматриваются конструктивные факторы ( КПД трансмиссии, максимальное крутящее число, передаточное число радиуса колеса и т.д.)
Таким образом, можно решить вопрос выбора грузоподъемности в зависимости:
Основные типы специализированного подвижного состава
Задача 1. Определить равноценное расстояние перевозки тарно-штучного груза при использовании бортового автомобиля ГАЗ-3307 (qф = 4 т) или автофургона с грузоподъемным бортом ГЭСА-3751 (qф = 3 т) при следующих условиях: vТ = 25 км/ч; β = 0,5; время погрузки-разгрузки бортового автомобиля вручную 56 мин, а специализированного — 30 мин; Спер = 4,5 р./км; Спост = 63 р./ч. Для специализированного автомобиля составляющие затрат больше на 0,5 р./км и 15 р./ч соответственно.
Решение.
1. Определяем изменение времени погрузки-разгрузки и изменение грузоподъемности:
2. Определим равноценное расстояние:
по критерию равной производительности (формула (6.1))
по критерию равной себестоимости (формула (6.2))
Следовательно, если производительность автофургона ГЗСА-3751 выше бортового при протяженности груженой ездки в пределах 10 км, то себестоимость перевозок на нем будет ниже только при lе.г. 3 ) автосамосвалом КамАЗ-5502 с кузовом объемом 15,7 м 3 и тем же самосвалом с прицепом ГКБ-8527. Прицеп имеет такой же объем кузова, как и автосамосвал. Условия перевозки: β = 0,5; vT = 30 км/ч; tп-р = 0,5 ч. У автопоезда из-за плохих дорожных условий техническая скорость ниже на 20 км/ч, за счет большего фронта ПРР время погрузки-разгрузки больше не в 2 раза, а только на 0,25 ч.
1. Определяем грузоподъемность автосамосвала
Такую же грузоподъемность имеет прицеп, поэтому ∆q = 5,5 т. Равноценное расстояние, при котором производительности автосамосвала и автопоезда равны:
Таким образом, в заданных условиях автопоезд будет иметь большую производительность при расстояниях перевозки менее 3,75 км.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).