Что такое разнообразие речи

Богатство и разнообразие речи

Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи

Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи

Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи

Расширение индивидуального словаря говорящего. Использование многозначных слов, синонимов, неологизмов, оценочных слов в речи. Словесные штампы.

Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речиЛексическое богатство русского языка отражено в различныхлингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 г., содержит около 115 тыс. слов. В.И. Даль включил в «Сло­варь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» — око­ло 90 тыс. слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов.

А каким может быть словарный запас одного человека?

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, пре-зрение и удовлетворенность.)

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрач­ный случай», «мрачный кот» и т. д.)

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностыо слова, т.е. его многозначностью.

Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Так, например, академик Д.С. Лихачев написал для юношества книгу «Земля родная». Слово земля имеет восемь значений: 1) третья от солнца планета; 2) верхний слой земной коры; почва, грунт; 3) рыхлое вещество темно-бурого цвета, входящее в со­став земной коры; 4) суша (в отличие от водной поверхности); 5) обработанная, используемая в сельскохозяйственных целях почва; 6) страна, государство; 7) устар. поле, фон ткани, по которому сделан рисунок; 8) спец. составная часть названий некоторых красок.

Какое же значение имеет слово земля в названий книги? На этот вопрос автор дает ответ в предисловии: «Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово земля в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названий моей книги слово земля может быть понято во всех этих смыслах». Вот каким емким стало содержание заглавия, как о многом оно говорит!

Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речи

Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечателъный и большой. Все әти слова обознача-ют, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же понятию с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой; выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте несколько более сравнительном; замечателъный уче­ный говорит об основном интересе, который он возбуждает; известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества. [75, 122]

Каждый из синонимов, таким образом, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность каче­ства предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, придают экспрессию. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуютея отрицательной экспрессией.

Очень много в русском языке слов, эмоциональне окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Об этой отличительной черте русского языка писал еще М.В. Ло­моносов:

. умилительных имен, как дворик, платъице, девушка, не во всяком языке равное довольствие. Российский и итальянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Выражения положитъ в долгий ящик, мамаево побоище, тяжела ты, шапка Мономаха, аракчеевский режим, вот тебе, бабушка, и Юръев денъ и многие другие, получившие переносное значение, связаны с историей рус­ского народа, его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: попасть паль- Что такое разнообразие речи. Смотреть фото Что такое разнообразие речи. Смотреть картинку Что такое разнообразие речи. Картинка про Что такое разнообразие речи. Фото Что такое разнообразие речицем в небо, сестъ в калошу, переливать из пустого в порожнее, прийти к шапочному разбору, пожарная ка­ланча, от горшка два вершка.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами.Если русский язык сравнить с другими языками, то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Новые слова со-здаются спомощью приставок, суффиксов, чередования звуков вкорне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления (звено, пионер), расщепления слов на омонимы (месяц — луна и месяц — отрезок времени) и т. д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, спомощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов. Так, от корня уч- образованы слова: учителъ, изучать, выучитъ, поучатъ, обучать, переучиватъ, заучиватъ, приучитъ, научить, учение, ученостъ, ученик, ученичество, ученый, учителъ, учебный, наука, научный и др. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова, словообразовательное гнездо сэтим корнем включает более 300слов.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой иоригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблоны, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, о его речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается сбедностью, серостью и неоригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»:

Не для того наш народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Чехова и Горького — создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, пора-жающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.

Сказать это нужно с категорической строгостью.

Источник

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ»

Трудно представить себе условия со- временной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушива- ется огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную пози- цию: она определяет возможность лю- бого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности.

В толковом словаре С.И. Ожегова да- ется следующее определение понятия

Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение «разви- тие»: «Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более со- вершенное, переход от старого каче-

ственного состояния к новому каче- ственному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему» [9, с.835].

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизма- ми речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого разви- тия протекает в дошкольном и школь- ном возрасте и у взрослого [3, с.190].

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их сов- местной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в позна- нии, образовании, она обогащает чело- века духовно, служит предметом искус- ства. Речью называют общение с помо- щью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные сред- ства общения – жесты, мимика, прикос- новения (тактильное общение), умолча- ния [3, с.178].

Речь – процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, он овладевает ре- чью; речь льется свободно [3, с.178].

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их сов- местной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в позна- нии, в образовании. Она обогащает че- ловека, служит предметом искусства [4, с.2].

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у дос- ки. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внут- ренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчетли- вых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм [1, с.40].

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической [4, с.4].

Диалог – это разговор двух или не- скольких лиц. Каждое отдельное выска- зывание зависит от реплик других собе- седников, от ситуации. Диалог не нуж- дается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предло- жений [4, с.5].

Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произво- лен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной рабо- ты [4, с.7].

В речевом общении участвуют как минимум двое: говорящий или пишу- щий (отправитель речи, коммуникатор) и слушающий или читающий (адресат речи, перципиент) [1, с.46].

Речь внутренняя или речь внешняя противопоставляются одна другой по следующим критериям:

— по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему со- циального взаимодействия, внутренняя

– не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, оно осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя в своем содер- жании, разумеется, связана с обще- ственной жизнью);

— внешняя речь кодирована собствен- ными кодами, доступными другим лю- дям – акустическим, графическим, ко- дами телодвижений, интонацией; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается вос- приятию других людей [1, с.56].

Одна из главных ролей внутренней речи – это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она – начальный этап пред-

стоящего высказывания, его внутреннее программирование [1, с.57].

Речь конкретного человека – это от- ражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям: она должна быть пра- вильной, ясной, чистой, точной, выра- зительной, разнообразной.

В русле нашего исследования наибольший интерес представляет раз- нообразие (богатство).

Разнообразие (богатство) – определя- ется выбором языковых средств для вы- ражения одной и той же мысли, отсут- ствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций [6, с.24].

Разнообразие (богатство) языка и ре- чи в целом отражает обилие разнооб- разных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситу- ации общения и в любом речевом жан- ре. Разнообразие (богатство) речи – это показатель степени разнообразия ис- пользованных речевых и языковых средств. Любой язык разнообразен, но разнообразие речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на данном языке, определяется не столько уровнем разнообразия (богатства) язы- ка, сколько тем, какую часть этого об- щего языкового и речевого разнообра- зия конкретный человек может исполь- зовать [6, с.29].

Это качество, которое свидетельству- ет об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использовани- ем различных языковых и речевых средств. Соответственно речь разнооб- разную называют богатой, а речь одно- образную – бедной [11, с.101].

Речь считается тем разнообразней, чем шире используются в ней разнооб- разные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального комму- никативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица [10, с.121].

Разнообразие (богатство) речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяю- щимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем раз- нообразнее речь, тем больше в ней со- держится информации, больше личных оценок, авторского отношения к пред- мету речи [10, с.112].

Многие ученые склонны рассматри- вать разнообразие (богатство) речи только как ее украшение, заботу исклю- чительно об ее эстетической стороне. Эстетическая функция разнообразия действительно очень важна как показа- тель ее высокого качества. Но разнооб- разие речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются более важ- ными в коммуникативном и этическом плане, так как:

— разнообразная (богатая) речь отра- жает высокий уровень культуры ее ав- тора и тем самым способствует повы- шению его статуса в общении;

— забота о разнообразии (богатстве) речи – это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

— способность автора речи использо- вать разнообразные языковые и речевые средства помогает существенно повы- сить уровень понимания речи адреса- том;

— разнообразие (богатство) речи адре- сата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи [8, с.172].

Таким образом, богатство любого языка определяется, прежде всего, бо- гатством словаря. К.Г. Паустовский от- мечал, что для всего существующего в природе – воды, воздуха, облаков, солн- ца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лу- гов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий [2, с.24].

Разнообразие (богатство) речи – обя- зательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. В этом плане

богатая речь – это норма, речь бедная – отступление от нормы, ее нарушение [14, с.90].

В то же время уровень разнообразия свидетельствует об общей культуре че- ловека еще и потому, что разнообразие, множество, обилие разных средств при недостаточности или отсутствии вкуса могут стать самоцелью. Излишнее мно- гообразие без учета уместности и целе- сообразности речи вредит единству ре- чи и затрудняет восприятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо больших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необхо- димостью перекодирования информа- ции. И если подобные усилия в художе- ственной речи могут быть расценены как средство активизации ее восприя- тия, то в нехудожественной речи созда- ние дополнительных трудностей адре- сату редко бывает оправданно. Следо- вательно, разнообразие (богатство) оце- нивается как достоинство речи только тогда, когда разнообразные средства языка и речи употреблены целесообраз- но [14, с.92].

В настоящее время учеными выде- ляются два основных вида разнообразия

(богатства): разнообразие (богатство) языка и разнообразие (богатство) речи.

Разнообразие (богатство) языка – это разнообразие единиц всех уровней языка

– те сокровища языка, из которых строит- ся речь. Большая часть этих богатств со- брана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фра- зеологические, словари синонимов, анто- нимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний [13, с.63].

С другой стороны это только основа, ба- за для богатства речи. Богатство речи каж- дого носителя языка – это плод его личных

«накоплений», причем накоплений, зарабо- танных в процессе активного овладения речью. Разнообразие речи достигается только осознанным стремлением к пости- жению новых для личности средств языка и активным их освоением [13, с.68].

Русский язык состоит из единиц, принадлежащих к одному из его уров- ней: фонетическому, словообразова- тельному, лексическому, мор- фологическому и синтаксическому. Со- ответственно, разнообразие русского языка также складывается из разнообра- зия каждого его уровня (рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни разнообразия (богатства) русского языка

Фонетическое разнообразие (богат- ство) – это разнообразие (богатство) фонем (гласных и согласных звуков) и их сочетаний. Воспринимая устную речь, мы, прежде всего, слышим ее зву- ки, которые характерны для данного языка. Например, в кавказских языках есть гортанные звуки, на французском языке нужно говорить, грассируя и с прононсом. Русские звуки привычны нам, но часто вызывают трудности у

иностранцев, изучающих наш язык (в этом вы многократно убеждались сами). В русском языке есть и такие звуки, ко- торых нет, например, в японском. Японцы русского писателя Льва Касси- ля называли «Рев Карасири» [5, с.37].

Звуковое разнообразие (богатство) русской речи используется и в поэзии для создания с помощью специального подбора звуков (звукописи) соответ- ствующих образов. Повтор согласных

звуков называется аллитерацией. Например, А.С. Пушкин использует этот прием, чтобы передать ужас Евге- ния, который усиливается от звуков, со- провождающих движения мчащегося за ним Медного всадника: «. Как будто грома грохотанье – тяжело-звонкое ска- канье по потрясенной мостовой». По- вторение гласных звуков называется ассонансом. Гласные звуки создают ощущение некой длительности действия и погруженности в него героя, как, например, в стихотворении Н.А. Некра- сова «Железная дорога»: «Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. » [5, с.39].

Словообразовательное разнообразие (богатство), которое складывается в ре- зультате действия разнообразных про- цессов образования новых слов, – один из важнейших путей пополнения сло- варного состава языка и, следовательно, его разнообразия. Использование тех или иных способов словообразования позволяет от одного и того же корня об- разовать слова тех частей речи и с теми оттенками значения, которые могут наиболее точно выразить мысль, чув- ство или состояние. С помощью слово- образовательных моделей образуются слова и словоформы, которые помогают найти самую точную грамматическую структуру для выражения мыслей [5, с.54].

С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:

— значения, состоящие в характери- стике предмета или признака по его от- ношению к другому предмету или при- знаку, например, от существительного

«вода» образовано относительное при- лагательное «водный», от глагола «чи- тать» образовано существительное «чи- татель»;

— значения, представляющие собой дополнительный семантический компо- нент, например, уменьшительное значе- ние («дом» – «домик»), значение начала («говорить» – «заговорить»);

— значения, сводящиеся к перемеще- нию слова в другую часть речи («слу- шать» – «слушание», «хороший» – «хо- рошо») [10, с.115].

Образование новых слов обеспечива- ет в русском языке разнообразные спо- собы словообразования, среди которых основными являются следующие:

1. Словопроизводство (при использо- вании приставок и суффиксов или без их использования).

2. Словосложение – белый-белый, водолаз.

3. Конверсия (при переходе слов из одной части речи в другую) столовая (комната) – столовая.

4. Аббревиация (сокращение исходных слов) – разных типов. Слова могут быть сокращены до букв (ФРГ, МВТУ, ОРТ), звуков (НИИ, МАИ, США, вуз), началь- ных частей слова (Универмаг), смешан- ного типа – (завкафедрой) [12, с.46].

Лексическое разнообразие (богат- ство) – самый значимый пласт богатства языка. Лексика (от греч. lexikos – отно- сящийся к слову) – совокупность слов языка, его словарный запас. Самый большей активный запас слов русского языка был у А.С. Пушкине; превышал

В общении начинают действовать за- коны культуры речи, которые на осно- вании системы языка и его законов поз- воляют реализовать богатство речевых замыслов, богатство вариантов их во- площения и разнообразие в достижении результатов речи.

Разнообразие речи проявляется в ре- чи конкретного человека или в конкрет- ном тексте. При этом разнообразие речи как достоинство предполагает не только разнообразие использованных языковых и речевых средств, но и их уместность и обоснованность.

Ученые рассматривают основные пла- сты речевых средств создания разнооб- разной речи: интонация и семантика.

Первым выделяют интонационное разнообразие (богатство).

Интонация – это изменение голосо- вого тона, интенсивности, темпа, ритма, тембральной окраски при произнесении речи [5, с.19].

В интонационное разнообразие вхо- дят и средства, основанные на языковых и речевых явлениях, которые проявля- ются, прежде всего, в синтаксисе: инто- нация делит речевой поток на смысло- вые отрезки, противопоставляет пред- ложения по цели высказывания, детали- зирует внутри них смысловые отноше- ния.

Интонация включает в себя логиче- ские и психологические паузы, логиче- ские ударения, позволяющие выделить подчеркнуть, наполнить определенным добавочным смыслом те или иные фрагменты речи [5, с.22].

Таким образом, интонация помогает наиболее точно и разнообразно выра- зить наши чувства, мысли и волю, а русский язык с его свободным порядком слов и исполнительское мастерство ав- тора речи дают возможность ничем не ограничивать ее интонационное богат- ство.

Семантическое разнообразие (богат- ство) – это разнообразие смыслов, кото- рые могут выразить в речи языковые единицы [5, с.24].

Значение каждой языковой единицы определяется, во-первых, в ее сопостав- лении с другими единицами того же уровня, что дает возможность рассмат- ривать их в одном ряду, устанавливать общие и различительные признаки; во- вторых, значение каждой языковой еди- ницы определяется ее способностями сочетаться с другими единицами того же уровня. Другими словами, семанти- ческое разнообразие относится только к речи и основывается на синтезе ее язы- ковых и речевых сторон [15, с.34].

По мнению Матвеевой Т.В., разнооб- разие (богатство) речи – одно из комму- никативных качеств речи, выделяющее соотношение речи и языковой компе- тенции говорящего: количество и раз- нообразие языковых средств, которые находятся в употреблении [7, с.46].

Таким образом, разнообразие (богат- ство) речи – обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее досто- инств. Разнообразие речи в целом и его эстетическая составляющая оказывают- ся более важными в коммуникативном и этическом плане.

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012.

2. Григорьева, Т.Ф. Активизация словаря младших школьников [Текст] /Т.Ф. Гри- горьева //Начальная школа. – 2013. – №4. – 57-59с.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV [Текст] /В.И. Даль. – М.: Русский язык, 2012.

4. Ладыженская, Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема межпредметного характера [Текст]: сов. Педагогика /Т.А. Ладынежская. – 2012. – №9. – 2-12с.

5. Львов, М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся [Текст] /М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2012.

6. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] /М.Р. Львов.

– М.: Просвещение, 2011.

7. Матвеева, А.П. О преемственности в изучении лексики [Текст]// Рус. яз. в школе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *