Что такое разновозрастный коллектив

Разновозрастной персонал: все плюсы и минусы

«Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, N 3

РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ПЕРСОНАЛ: ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Рустам Умаров, генеральный директор Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ:

В 45 лет человек более дисциплинирован, он менее склонен к смене работодателя. Он хочет найти свою «гавань», где есть стабильный оклад и медицинская страховка. Но все это работает только в том случае, если сотруднику приятно приходить на работу. 45-летний знает, чего он хочет. Результат общения с ним более прогнозируем. А когда ты создаешь идеальные, на твой взгляд, условия 20-летнему, он может уволиться, поругавшись с девушкой, и все твои планы могут рухнуть.

Ильгиз Валинуров, президент корпорации кадровых агентств Business Connection:

Геннадий Самойленко, директор по персоналу и инновациям компании «Балчуг»:

После 43 лет наступает период нового развития. Это прекрасный возраст для сотрудников, в котором идет совершенствование на втором дыхании. Оно будет длиться столько, сколько человек готов развиваться. Человек уже знает, чего хочет. Он не ходит на дискотеки и готов работать на максимальном подъеме. В этом плане с ним проще и легче, он начинает делать выбор развития себя как личности уже осознанно.

Алексей Толкачев, бизнес-тренер:

— В нашей компании работают в основном все до 30 лет. Во-первых, потому что молодые люди способны гораздо быстрому обучению, они осваивают и реагируют на все гораздо быстрее, чем люди старшего поколения. С другой стороны, молодые сотрудницы, работающие в компании, могут уйти в декретный отпуск. А молодые люди могут заняться своим собственным бизнесом и уйти из вашего. Поэтому мы стараемся всем нашим сотрудникам давать возможность создавать свои собственные проекты и даже бизнесы внутри нашего бизнеса. Это помогает сделать для них очень серьезный старт и остаться с нами. С людьми старше 35 лет работать, на мой взгляд, сложнее, потому что у многих уже есть свои устоявшиеся нормы и правила, по которым они привыкли жить. У многих есть семьи, и далеко не все готовы работать, вкладываясь по полной, как это может делать молодежь. Зрелых людей гораздо сложнее «зажечь» своей идеей, но если это удается сделать, то их потом очень сложно остановить!

Денис Осин, директор по персоналу компании «Партком»:

Как учитывать возраст в управлении персоналом? Если у нас молодой руководитель подразделения и это его первый опыт как руководителя, я приглашаю его пообщаться, рекомендую литературу, спрашиваю, нужна ли помощь. Зачастую проблема не в возрасте, а в опыте. Есть люди молодые, но опытные. И наоборот. Важен профессионализм в первую очередь. У сотрудника может что-то не получаться, но для этого и существует наше подразделение, которое помогает развиваться.

Алексей Сергин, управляющий гостиницами «Николь», «Орион», сетью магазинов бытовой техники «Симона», двумя кафе и ресторанным комплексом:

Текучка на ресторанном рынке среди линейного персонала, официантов, где и работает в основном молодежь, происходит постоянно. Но она объективна. В этой нише работает много студентов, которые, получив образование, ищут другую работу. И никуда от этого не уйти. Если же говорить про менеджеров и ключевые позиции, то здесь важно дать человеку возможность креативить и расти.

Любовь Кузьмичева, исполнительный директор Нижегородской ассоциации рестораторов и отельеров:

Молодые менеджеры очень рыночные люди. Они варятся в этой среде с самого молодого возраста, что нельзя сказать об их родителях, которые росли, воспитывались и работали в советские времена. Рыночное мышление в то же время является и плюсом, и минусом. Плюсом, потому что они достаточно адекватно себя оценивают, понимают, что такое рынок труда и рыночные реалии. Минус в том, что их сложно нематериально мотивировать. В то время как поколение тех, кому за 40, как раз легче мотивировать именно нематериально: у них другое отношение к коллективу и руководству. Молодое поколение не готово работать за идею.

Карьерный рост представляется молодым ребятам либо в качестве повышения по карьерной лестнице, либо в качестве ежегодного прибавления к зарплате или увеличения премиальных, бонусов. Часто молодые люди устраиваются на небольшие зарплаты в уже известные компании с имиджем, брендом. Отработав там полгода-год, они уходят в новые или менее известные на рынке компании, но уже на большие деньги. Они становятся носителями бренда компании, из которой ушли, и поэтому претендуют на уже другие суммы. Хотя часто в той компании они были лишь на подхвате, и, по сути, пока еще все равно не стоят таких денег.

Молодые люди не выносят критики по той причине, что очень молоды, и поэтому уязвимы. Это продолжение подросткового периода. Подростки не всегда адекватно реагируют на критику, воспринимают ее в штыки. Это издержки юного возраста. Стоит критиковать их мудро: говорить о том, что уже сделано, где они отличились. И только затем говорить о том, какие недостатки можно исправить в перспективе.

Для молодых сотрудников до 30 лет важно, чтобы они уважали личность руководителя. В руководителе приоритетны человеческие качества. Это не только успешный, но и мудрый человек. Человек, который не ставит во главу угла деньги, ему важны общечеловеческие ценности. Такому человеку не надо доказывать что-то остальным. Он сам по себе ценен, и молодежь будет уважать и ценить его мнение.

Некоторые работодатели жалуются на то, что современную молодежь сложно вписать в иерархию компании. Но многое зависит от того, являются правила компании реальными или они носят декларативный характер, который называется корпоративной культурой. Молодые люди считывают всю информацию во время собственных наблюдений, в том числе и неписаные правила поведения в компании, где и проявляется иерархия. Например, к генеральному директору можно обратиться без отчества, но его слово является законом.

Не надо думать, что молодые сотрудники до 30 лет избегают сложной работы. Если сложная работа не рутинная, интересная, молодежь не будет избегать ее. Очень важно дать молодым людям возможность общения с коллегами, клиентами, чтобы они поняли роскошь человеческого общения. Чем чаще они будут общаться с разными людьми, тем будет больше возможностей поиска подходов, разрешения нестандартных ситуаций, конфликтов.

Не стоит бояться в случае работы с молодыми долгосрочных проектов. Вопрос в том, насколько обещания будут реально исполнены в будущем.

Источник

Статья «Преимущество разновозрастного коллектива»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Преимущество разновозрастного коллектива

В практике школ, детских дом и других детских учреждений существует два вида комплектования воспитанников по группам – одновозрастные и разновозрастные.

Полемика между сторонами различных принципов комплектования ведется давно, несколько десятков лет, с приведением доказательств с той и с другой стороны, с теоретическими выкладками и экспериментальными данными.

Если одного сопоставлять высказыванию противников, то выяснится, что основные мотивы их доказательств в следующем: У сторонников одновозрастных – «так воспитателю легче», а у сторонников разновозрастных коллективов – «целесообразней», потом воспитанники получают разностороннее развитие и находятся как бы в естественной среде.

Проанализировав работу разновозрастного коллектива на примерах, можно утверждать, что такой метод комплектования групп лучше. Радужность разновозрастных групп подтверждена практикой и достоверными доказательствами обоснованными еще А.С. Макаренко. А что касается выводов «так воспитателю легче», то не о легкости должна идти речь. Педагогу всегда будет трудно, так как наука о воспитании самая сложная из наук. Речь должна идти о призвании педагога.

Дети в одновозрастном коллективе не проявляют ярко своих индивидуальных качеств, а педагог обязан работать не с безликим коллективом, а с коллективом личностей.

Исходя из того, что личность в разновозрастном коллективе проявляется ярче и самобытнее, можно утверждать, что изучение ее проходит более полно, обстоятельно и в более естественных условиях.

Источник

Коллективный способ обучения

Что такое разновозрастный коллектив. Смотреть фото Что такое разновозрастный коллектив. Смотреть картинку Что такое разновозрастный коллектив. Картинка про Что такое разновозрастный коллектив. Фото Что такое разновозрастный коллектив

Разновозрастный учебный коллектив

Очевидно, было бы ошибкой называть разновозрастной учебной группой несколько классов, находящихся в одном помещении, если учитель работает с каждым из них автономно, по очереди, обучая каждый класс своей программе. Если поставить между ними стену, ничего принципиально не изменится.

В разработанном в научно-педагогической школе М.А. Мкртчяна варианте разновозрастного обучения учащиеся осваивают материал разным темпом и по своим последовательностям, используя способы и средства, адекватные индивидуальным особенностям. Разные классы объединяются в разновозрастную учебную группу как целостную единицу, связанную организационно и содержательно. Реализация индивидуальных планов деятельности достигается за счёт того, что на занятиях одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: ведущее место занимают индивидуальная деятельность учащихся, работа в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. На занятиях используются раз­ные виды и приёмы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия уча­щихся. У каждого ученика на занятии свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ.

Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных группах: мультимедийное учебное пособие / В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, А.Ю. Карпинский. – Красноярск, 2005. – 52 с.

Не классно-урочное обучение: модели, содержание образования, управление: сборник статей / ред.-сост. В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, Г.В. Клепец. – Красноярск, 2006. – 124 с.

Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: методическое пособие [институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся] / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец; под ред. В.Б. Лебединцева. – Красноярск, 2010. – 152 с.

Лебединцев В.Б. Разновозрастное обучение // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 5. – С. 14-26.

Лебединцев В.Б. Организация образовательного процесса в разновозрастном учебном коллективе (примерное положение об образовательном процессе в разновозрастном учебном коллективе) // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 10. – С. 35-40.

Всё это получило обобщение и «очищение» в книге:
Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Национальный книжный центр; Издательская фирма «Сентябрь», 2013. 240 с.
Это переиздание книги:
Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе: монография / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Сентябрь, 2013. 240 с.
Отзывы экспертов журнала «Директор школы» о книге
(Купить бумажный вариант этого издания можно в сети книжных магазинов «Читай-город» или в интернет-магазине издательства НКЦ.)

Слово «разновозрастный» в данном случае указывает на масштаб изучаемой программы. Каждый ученик, насколько это возможно, с максимальной свободой – в различной последовательности, в разные промежутки времени, с разными сво­ими товарищами, в том числе и разными по возрасту, – продвигается по программе предметной области, суммарный объём которой соответствует содержанию, осваиваемому в классно-урочной системе на протяжении нескольких классов, т.е. нескольких (разных) лет обучения. В какой-либо момент времени разные учащиеся изучают отличающиеся фрагменты курса, и по окончании учебного года объём и наполнение освоенного содержания у учащихся неодинаковы.

В основе разновозрастного учебного коллектива лежат коллективные учебные занятия – тип учебного процесса, который обеспечивает открытую, гибкую, адаптивную, личностно ориентированную образовательную среду.

(М.А. Мкртчян всё многообразие учебных занятий делит на три типа: индивидуальные, групповые и коллективные. По данной типологии, разновидностью групповых занятий является урок. См.: Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. № 2. С. 65-72.)

Коллективные учебные занятия характеризуются тремя сущностными признаками:

– обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время, т.е. один из признаков – отсутствие общего фронта;

– разные ученики осваивают общее содержание курса по различным (неодинаковым) последовательностям;

– создаются временные кооперации учащихся как места пересечения их учебных маршрутов – непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели. На занятии, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся.

Специфика коллективных учебных занятий ярко прослеживается при их сопоставлении с уроками, являющимися разновидностью групповых учебных занятий. Если охарактеризовать урок на языке этапов, то получаем линейную последовательность дидактических задач в отношении всего класса. На коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается: здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками своих разных задач. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся или их группам.

В таком открытом учебном объединении есть место любому ребёнку для продуктивного обучения – любого возраста и уровня. Например, ребёнок, ещё не учившийся в школе, может приступить к систематическому обучению в любое время учебного года. И такие случаи в нашей практике не единичны.

В разновозрастном учебном коллективе гармонично сочетаются одновозрастные и разновозрастные взаимодействия учащихся. Для выполнения одних фрагментов индивидуальной программы ученик включается во временные учебные кооперации со сверстниками, а для выполнения других фрагментов – с учащимися иных возрастов.

По статье:
Лебединцев В.Б. Новые образовательные технологии в малокомплектных сельских школах: заделы и перспективы // Дополнительное профессиональное образование Красноярского края: диалог традиций и новаций: сб. науч.-метод. материалов. Красноярск, 2010. С. 109-116.

Примечание:

1. Способ организации разновозрастной учебной группы существенно зависит от того, какой тип учебных занятий лежит в основе её функционирования: групповые учебные занятия или коллективные. Это обстоятельство позволило В.Б. Лебединцеву среди разновозрастных групп выделить «разновозрастный класс» и «разновозрастный учебный коллектив»:

Разновозрастный класс.
В разновозрастном классе организуются групповые учебные занятия, поэтому дидактические задачи являются общими для всего класса как обобщённого ученика. Кроме общеклассной работы, учащиеся могут разбиваться на микрогруппы (мини-классы). Но взаимодействие «учитель – малая группа (мини-класс)» по существу не отличается от взаимодействия «учитель – разновозрастный класс», оно также является разновидностью группового обучения.

Конечно, ситуации взаимодействия учащихся разных возрастов предоставляют богатейшие социально-психологические возможности для развития детей (см. работы Л.В. Байбородовой).
Однако однотемные занятия (учащиеся разных возрастных параллелей работают на уроке по одной теме) и разнотемные занятия на основе единого вида учебно-познавательной деятельности учащихся (например, практические работы) ограничивают возможности для индивидуализации обучения из-за единой последовательности, способа и темпа изучения программы. В условиях групповых учебных занятий можно лишь использовать индивидуализированные средства обучения и оказывать индивидуальную педагогическую помощь.

2. Паспортный, биологический возраст учащихся не является определяющей характеристикой разновозрастного коллектива, здесь слово «разновозрастный» указывает прежде всего на масштаб изучаемой программы: её суммарный объём соответствует содержанию, осваиваемому в классно-урочной системе на протяжении нескольких классов, т.е. нескольких (разных) лет обучения. («Возраст программы» – существенная характеристика класса. Неслучайно бытует выражение: «Класс осваивает программу определенного года обучения».)

Подчеркнём, что биологический возраст, объединение учащихся разных классов (лет обучения) в разновозрастную группу не рассматривается как самоценность. По индивидуальным образовательным программам возможно обучать детей одного возраста. Но при условии, если будут убраны ограничения в содержании программы курса, сдерживающие индивидуальный темп, а именно: членение программы на обязательные для всех годичные блоки. Обеспечение индивидуальных темпов освоения учебного предмета приводит к тому, что учащиеся одного биологического (паспортного) возраста, находясь в одном коллективе, начинают изучать содержание «не своих возрастов». (По сути, такую учебную группу можно рассматривать как разновозрастную.)

Но в таком случае целесообразно изначально создавать учебные коллективы, включающие учеников разных возрастов. Это в свою очередь позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс межвозрастными взаимоотношениями учащихся.

Источник

Разновозрастные детские коллективы в системе дополнительного образования

Проживание и коллективная деятельность в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Просмотр содержимого документа
«Разновозрастные детские коллективы в системе дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Выступление на областном методическом объединении

руководителей детских автомодельных объединений

тема: «Разновозрастные детские коллективы

в системе дополнительного образования»

Сушко Андрей Викторович,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Черлакского муниципального района

Проживание и коллективная деятельность в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Необходимо отметить, что предметом нетерпимости к кому-либо может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах, группах и объединениях по интересам очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают одинаковым правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. От имени этого человека и произошло понятие “толерантность”. Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Психологи предлагают такие правила толерантного общения:

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы, чтобы убедить собеседника.

Будь готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” (темной) и “Ян” (светлой”). В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д. Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о возможных тенденциях к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу, сегодня мне это нравится, а завтра – безразлично.

Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне. Все мы нормальные живые люди, ни кто не ангел во плоти. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике всегда имеются, быть может небольшие ростки позитивного.

Необходимо отметить, что каждый наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в каждой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Но, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако, в этом направлении важен даже самый маленький шаг. Важно, что каждый из нас привнесёт в реальную жизнь, как построит свои отношения с людьми.

Разновозрастные детские коллективы

Есть предположение, что одним из условий оптимальной организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования может и должно стать разновозрастное подростковое сообщество.

Такое мнение высказывает Новосибирский педагог Дейч Борис Аркадьевич в своей научной работе «Разновозрастные сообщества, как условие организации жизнедеятельности подростков в учреждениях дополнительного образования».

Он и его коллеги считают, что при соблюдении определенных условий (наличие интересной содержательной деятельности, выполнение организационных требований и т. д.) такое сообщество обеспечит наиболее тесное взаимодействие детей разных возрастов, и будет способствовать удовлетворению их потребности в познавательном досуге.

В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества могут в комплексе с другими формами и методами, присущими учреждениям дополнительного образования, обеспечить развитие, как самих сообществ, так и личности каждого отдельного ребенка.

Использование разновозрастных подростковых сообществ, как условия организации жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования отражает тенденции развития системы дополнительного образования в современных условиях (деидеологизация, гуманизация, демократизация, социокультурная ориентация и т.д.), актуализирует ее воспитательные возможности, способствует совершенствованию деятельности учреждений дополнительного образования.

Межвозрастное взаимодействие в совместной деятельности способствует гуманизации отношений среди детей в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих возможность свободы выбора вида деятельности, обмена информацией, передачи социального опыта, а отсюда – проявлению самостоятельности и творчества, созданию условий для самореализации личности ребенка.

Наиболее реальной формой организации такой жизнедеятельности являются разновозрастные подростковые сообщества, которые в отличие от детских коллективов представляют собой менее жесткую организационную форму, которая при общем желании и общих усилиях всех его членов может развиться в коллектив, а может существовать как отдельная форма. При чем, многие из существующих сегодня детских коллективов относятся к данной организационной категории лишь формально, а, по сути, являются сообществами, то есть объединениями людей, основанными на общих целях, делах и интересах.

Широкие возможности при организации жизнедеятельности в разновозрастных подростковых сообществах, предоставляющих детям возможность свободного выбора для реализации своих интересов и потребностей в различных видах деятельности и коммуникации, а также способствующих развитию личности ребенка существуют в системе дополнительного образования. Эти возможности заложены в специфике организации педагогического взаимодействия в данной системе и заключаются в добровольности и возможности свободного выбора ребенком вида деятельности. К ним относится и учет интересов детей, их направленности на определенный вид деятельности. Особенностью учреждений дополнительного образования является возможность реализовывать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня развития ребенка. Важным фактором становятся общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи, многообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми, а также творческая и доброжелательная атмосфера и возможность для ребенка изменения своего статуса в сообществе сверстников.

Во время подготовительного периода, происходит эмоциональный настрой членов будущего разновозрастного сообщества на предстоящую деятельность и разновозрастное взаимодействие, а также первичный контакт и знакомство детей друг с другом, что позволяет более результативно решать в дальнейшем задачи адаптационного периода.

В ходе исследований выявлены психолого-педагогические условия развития разновозрастных подростковых сообществ:

1. Среда, в которой происходит организация жизнедеятельности разновозрастного подросткового сообщества. Оптимальным вариантом такой среды являются учреждения дополнительного образования, которые в условиях смены микросоциума, нового круга общения и взаимодействия предоставляют ребенку реальную возможность для смены ролевого статуса. Эта возможность привлекает детей вступать в те сообщества, в которых они могут занять иной социальный статус, чем в традиционном детском сообществе (классе, школе) и способствует развитию ребенка и сообщества в целом.

2. Добровольность вхождения детей в разновозрастное подростковое сообщество и свободу выбора ими наиболее привлекательного вида деятельности. Именно деятельность, основанная на свободном выборе, с учетом интересов, приобретает положительные качества самодеятельности. Это способствует, как развитию интересов, так и формированию навыков социальной активности и самоорганизации, что способствует переходу разновозрастного подросткового сообщества на новый качественный уровень.

4. Учет отношений, ожиданий и установок ребят на разновозрастное взаимодействие. Привлекательность сообщества для ребенка зависит от степени включенности его в жизнедеятельность на всех её этапах, начиная от ситуации выбора деятельности и до осознания им её смысла. Ценности, интересы и ожидания детей в разновозрастном подростковом сообществе определяют его быт, структуру, взаимоотношений и формы жизнедеятельности.

5. Педагогически организованное общение, как способ формирования положительных отношений, что предполагает учет всех его функций, этапов развития общения и педагогическое руководство этим процессом.

Таким образом, проведенные теоретические исследования и опытно-экспериментальная работа, позволяют сделать вывод о том, что жизнедеятельность подростков, педагогически организованная через создание и развитие разновозрастных подростковых сообществ имеет значительные воспитательные возможности. В системе дополнительного образования разновозрастные подростковые сообщества, выступающие основным или ведущим условием организации жизнедеятельности подростков, обеспечивают развитие, как подростковых сообществ, так и личности ребенка.

Из своего личного опыта могу лишь добавить, что выезжая на любые соревнования стараюсь брать в команду представителей всех возрастов: и опытных старшеклассников, которые решают без труда все технические вопросы и поддерживают дисциплину, и среднее звено, и новичков, которые даже если не выступают то болеют за свою команду и учатся всему на примере старших.

Руководитель д.о. «Автомоделист» МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *