Что такое развернутый ответ на вопрос по литературе
Как писать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Образец сочинения. 9 класс
Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.
1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).
2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).
2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).
Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:
Какие проблемы, имеющие государственное значение, волнуют Ломоносова в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол. »?
В «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова волнуют проблемы процветания России и дальнейшего укрепления и развития государства. Мир («возлюбленная тишина») – главное условие благополучия страны. Мир также является важной предпосылкой для развития просвещения в России, без которого автор не мыслит будущего могущества страны.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту оды и своим жизненным наблюдениям. Нам ли, донецким жителям, не знать, что отрадой царств земных является «возлюбленная тишина»? Мы ли не мечтаем о мире? Сохранить мир в стране можно только при условии, что держава будет сильной, развитой, могучей, готовой дать отпор любому сильному противнику. В связи с этим автор оды ставит проблему решающей роли науки и просвещения в развитии страны.
Великий сын русского народа считает, что огромные богатства необъятной России могут быть открыты и освоены с помощью науки. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — утверждал Михаил Ломоносов. Для освоения природных богатств требуются грамотные люди, поэтому автор оды призывает российское юношество к благородным свершениям на благо родной земли: «Дерзайте ныне ободренны…». Верой в неиссякаемые силы и возможности простых людей из народа пронизаны слова автора о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)
Как начать?
Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.
Как связать вступление и аргументы?
Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:
— Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.
— Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
— Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
— Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
— В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Как ввести в сочинение аргументы?
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:
Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Как завершить сочинение?
Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что.
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.
ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 8? Рекомендации.
Как выполнить задание № 8 на ЕГЭ по литературе? Об этом пойдёт речь в данной статье.
Хочу сделать некоторое отступление.
Любой развёрнутый ответ имеет две стороны: содержание и форму.
Содержание ответа – это точный, чёткий, полный ответ на поставленный вопрос в соответствии с критериями, которые существуют при проверке данного задания.
Форма ответа – это внешнее оформление ответа, то, как выпускник отвечает на вопрос, его стиль, языковое оформление. Она может быть самой различной.
Я уверена, ребята, что вам учителя не раз говорили о том, какой должна быть эта форма. Я предлагаю свой ВАРИАНТ оформления ответа. Если он вам понравится, можете его использовать.
Задание № 8. Каково оно?
Задание № 8 – это вопрос по тексту, который дан в самом начале теста. Это отрывок из произведения русской классической литературы. Может быт предложена проза, драматургия или дано произведение поэзии таких жанров, как роман (например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») или поэма (например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Как выполнить задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Рекомендации даны на примере следующего текста.
Катерина и Варвара.Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?Варвара. Что?Катерина. Отчего люди не летают!Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь. Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Варвара. Что ты выдумываешь-то? Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Варвара. Ты думаешь, я не вижу? Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Варвара. Да ведь и у нас то же самое. Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. А. Н. Островский «Гроза» |
Примечание: подчёркнуты фразы, которые помогут дать полный ответ на вопрос.
Задание.
8.Какие особенности внутреннего мира Катерины находят своё отражение в её рассказах о себе? |
Вступление.
При его написании используйте фразу вопроса.
Пример.
В данном эпизоде Катерина рассказывает о себе, раскрывая свой внутренний мир. Каков он?
Основная часть.
Используя текст, показываете, каким был внутренний мир героини: что она любила, о чём мечтала?
Пример.
Дополняю образ Катерины её сны, яркие, красочные. Вроде бы она видит всё то же, что её окружает в жизни — горы, деревья, сады, но они в её снах «необыкновенные», словно героиня тянется к этой красоте, чему-то необычному. Ей хочется летать, как это она делает во сне, чтобы почувствовать себя свободной. Жить в неволе она не хочет и не может, а именно такой она видит жизнь в доме Кабановых («… здесь все как будто из-под неволи».)
Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой.
Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа.
Вспомним ещё раз КРИТЕРИИ оценивания данного ответа.
Запомните главные требования к ответу задания № 8.
Таковы рекомендации по выполнению задания № 8.
Желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Как сдать ЕГЭ-2022 по литературе
Структура ЕГЭ по литературе, основные типы заданий и разбор распространённых ошибок
Как готовиться к ЕГЭ по литературе? Мы советуем разобраться в структуре экзамена и основных типах заданий, а ещё — узнать о самых распространённых ошибках, чтобы не допускать их самим. Собрали самое важное о сдаче выпускного экзамена по литературе в одном материале.
Как устроен ЕГЭ по литературе
Экзамен состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–4; 7–9) и двух заданий (5–6 и 10–11 соответственно), требующих развёрнутого ответа. Задания 5 и 10 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них.
Задания 1–6 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе.
Задания 7–11 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта, указанного в кодификаторе.
Вторая часть состоит из пяти тем — задание 12.1–12.5, на одну из которых нужно написать сочинение.
Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений для аргументации, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства.
При ответе на вопросы 6, 11 или написании сочинения можно привлекать произведения зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части.
Основные типы заданий экзамена
Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи.
Задания 5, 10 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение.
Задания 6, 11 проверяют умение сопоставить исходный текст с произведением отечественной (зарубежной) литературы.
Задание 12 проверяет умение писать сочинение на литературную тему.
Советы по написанию сочинения
1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.
2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.
3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.
4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.
5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение.
6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали!
Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе
Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55.
За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.
За задание 5 (10) можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки.
За задание 6 (11) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно.
За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки.
По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо:
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Распространённые ошибки и как с ними справиться
— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.
— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как».
— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.
— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.
— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.
— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения.
— При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.
— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.
— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.
— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.
Изображение на обложке: Eric Nyffeler / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии
В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуемый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:
— В чем, по вашему, символическое значение сцены с ключом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»?
— Почему Штольц считает, что в Захаре больше обломовского, чем в самом Обломове?
— Является ли Назаров сильной личностью?
— Почему главный герой романа «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?
— Почему сцена Бородинского сражения — кульминация романа «Война и мир»?
— Почему Наполеон являлся кумиром князя Андрея в одну из эпох его жизни?
— Почему пьеса «Вишневый сад», изображающая драматические судьбы героев, — комедия?
— Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок», — добрым человеком?
— Почему Есенин назвал себя « последним поэтом деревни»?
— Можно ли считать раннюю лирику Маяковского романтической?
— Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?
— Почему «Мастер и Маргарита» — это «роман в романе»?
— Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»?
— Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее переживание?
— Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?
— Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?
— Почему в цветовой гамме Петербурга у Достоевского преобладает желтый цвет?
— Почему центральным событием революционной поэмы А. Блока является убийство Катьки?
— Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.
Данное задание представляет собой развернутый ответ на проблемный вопрос, связанный с анализом разных сторон содержания и формы изученных в школе произведений литературы ХIХ-ХХ веков. Это своеобразное сочинение-миниатюра. Работа над таким сочинением должна занять не более 2 академических часов.
Чтобы успешно отвечать на подобные вопросы, надо четко определять суть сформулированной проблемы или смысл предложенной альтернативы, владеть безупречной логикой развития мысли, отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду».
Если возможны разные ответы на поставленный вопрос, лучше выбрать тот, который, по мнению выпускника, в большей степени соответствует авторскому замыслу или позиции автора произведения. Если все точки зрения имеют право на существование — все они должны быть обоснованы текстом произведения.
Еще раз повторим прописную истину: ответить на поставленный вопрос можно лишь в том случае, если очень хорошо знать текст произведения (пользоваться текстами на экзамене не разрешается).
И наконец, следует помнить, что данный ответ — это законченный текст. В нем должны быть очень четкие и лаконичные вступление и заключение, все суждения надо подтвердить текстом. Речевые, стилистические, фактические ошибки не допускаются.
Например, отвечая на вопрос: «Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?» — следует осмыслить суть проблемы. Софья — неординарная, неглупая, ценящая интересных людей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) — и вдруг предпочитает заурядного человека яркой личности, почему так произошло? Наверное, причин несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин — в самой Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь неравных в социальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого, уехавшего внезапно и, по существу, бросившего ее; в-четвертых, замкнутость ее жизни предопределила ограниченность выбора. Вторая причина — в Молчалине: он ласков, предупредителен, нежен, отлично притворяется влюбленным. Третья причина — В Чацком: при всем своем блеске, при всей своей искренности и незаурядности он язвителен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не избежит со временем подобной участи?
Очевидно, что, отвечая на этот вопрос, не надо рассказывать ни об истории создания пьесы, ни об ее основных героях и проблемах. Нет необходимости подробно характеризовать время, изображенное в комедии, и своеобразие конфликта. «Четкость логичность — доказательность» — вот девиз работы над развернутым ответом на проблемный вопрос.
Методические рекомендации по выполнению письменных заданий по литературе в 11 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Методические рекомендации по выполнению развернутых ответов ЕГЭ по литературе.
Митюнина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ЕГЭ по литературе состоит из трех частей.Каждая часть выявляет уровень подготовки выпускника по литературе. В своей работе мы даем методические рекомендации по выполнению развернутых ответов ограниченного объема ( С1, С2, С3, С4) и развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера(С 5.1-С5.3). В целом, развернутые ответы дают возможность проверить умение выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на заданную литературную тему, а также проверяют комплекс умений по предмету:
— воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
-выделять смысловые части художественного текста;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
-сопоставлять литературные факты и явления.
Ниже приводится таблица, представляющая типологию развернутых ответов :
Тип задания и объем работы
Анализ приведенного фрагмента (5-10 предложений)
Раскрыть проблематику или указанную тему в широком литературном контексте с опорой на предложенный текст(5- 10 предложений)
Компонентный анализ лирического произведения( жанр,
тематика, художественные особенности, особенности композиции, смысловое содержание текста, ритмическая организация текста)( 5-10 предложений)
Обоснование тематики произведений в контексте литературных связей курса с опорой на предложенный текст ( 5-10 предложений)
Связное высказывание проблемного характера. Учащийся соотносит вопрос с конкретной литературной эпохой: С5.1- по произведениям древнерусской литературы, классики 18 века и первой пол. 19 века;С5.2- по произведениям второй пол. 19 века; С5.3- по произведениям 20 века. Высказывание строится в форме очерка, сочинения – рассуждения. ( 150- 200 и более слов)
В связи с предложенной таблицей, классифицирующей развернутые ответы, рассмотрим систему универсальных учебных действий, направленных на формирование способности устранять познавательное противоречие, развивая логическое и творческое мышление при создании развернутых ответов.
Задания С1,С3 представляют собой развернутые ответы ограниченного объема по предложенным текстам. В первой части- фрагмент эпического или драматического текста, во второй части –задание по лирическому произведению. Для подготовки данных заданий необходимо, исходя из блока познавательных универсальных действий, выделить общеучебные действия, направленные решение литературоведческой проблемы, сформулированной в виде анализа фрагмента. В число общеучебных действий входят :
-формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации;
-преобразование выделенной информации в логическое речевое высказывание.
Наряду с общеучебными действиями при выполнении заданий С1, С3 применяются и универсальные логические действия:
— уметь анализировать фрагмент с целью выделения существенных признаков данного художественного явления;
-уметь синтезировать целое из частей;
— выбирать основание и критерии для сравнения;
-устанавливать причинно-следственные связи;
— строить логическую цепь рассуждения.
Для письменных заданий всех типов характерно наличие поставленной проблемы. Учащимся предстоит самостоятельно решить проблему, предлагая в ответе синтезирование творческого и поискового характера.
Рекомендации по подготовке задания С1
Рефлексию понимаем как размышление о содержании текста и перенос в сферу личного сознания. Важный критерий уровня грамотного эффективного чтения- полное понимание текста.
-свободной ориентации в содержании художественных текстов и понимании их целостного смысла;
-умение объяснить смысл фрагмента по отношению к тексту;
— умение выявить роль фрагмента в композиции произведения;
— умение интерпретации текста;
— умение проводить рефлексию текста ( уметь связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения героев и автора, найти доводы в защиту своей точки зрения);
Таблица №2. Переработка и структурирование информации:
СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ
СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО ПЛАНА
От уровня восприятия текста движемся к формированию знаний и пониманию смысла текста:
Первая половина 19 века
Содержание произ. Вторая половина 19 века
Содержание : литература 20 века
Таблица №4 фиксирует уровень понимания :
Оценки критики и литературоведов
Авторской идеи, проблематики
Исторического и общечеловеческого смысла
Таблица №5 фиксирует уровень умений анализа и интерпретации текста, позволяет выявить компетентность учащегося:
Круг чтения, участие в диалоге
1. Литературное направление
2. Литературная эпоха
3. Литературный метод
4. Род, жанр произведения
5. Проблематика, проблема
6. Роман, роман-эпопея
7. композиция произведения
При анализе фрагмента большую помощь окажет учащемуся обращение к порядку литературоведческого анализа:
1. Определить связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
2. выявить в отрывке авторскую позицию, образ автора;
3. выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности авторского стиля;
4. выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Рекомендации по подготовке задания С3
По жанру развернутый ответ на вопрос задания С3 представляет собой рассуждение по вопросам поэтики автора. В развернутом ответе не нужно углубляться во все стороны творческого замысла стихотворения. Выпускникам предлагается построить рассуждение по какому-то одному компоненту анализа лирического произведения. Для начала представим компоненты анализа:
— замысел стихотворения, история создания;
— тематическая разновидность произведения;
-образ лирического героя ( чувства, мысли, отношение к людям, жизни) ;
-особенности построения текста;
— ритмическая организация и звуковое оформление текста ( элементы ритма : слоги, слова, строчки, интонационная мелодия, пауза)
— тональность стихотворения ( эмоциональная окраска стихотворения)
— взаимодействие компонентов текста;
— система ключевых слов;
В пособии «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий» при оценивании развернутых ответов С1, С3 выдвигается один критерий – точность и полнота ответа : « Учащийся аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы» Схема ответа будет следующая:
2. Доводы (доказательства)
Задача учащегося состоит в выдвижении тезисов, касающихся одного элемента структуры стихотворения. Хотя в лирическом произведении все элементы связаны между собой. Выдвижение тезисов невозможно без осмысления структуры в ее целостности. Считаем необходимым помнить при подготовке выпускника:
1. Предметом изображения в лирическом произведении является переживание. Это переживания самого поэта. « Однако в лирическом произведении перед нами не только определенное состояние характера, принадлежащее поэту как конкретной личности. Лирический образ – зто образ –переживание, общественно значимое и эстетически значимое. Лирике содержится начало художественного вымысла В связи с этим выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла.
2. Лирическое произведение структурно: оно состоит из отдельных элементов, связанных между собой соподчиненностью идейно-художественной задаче. Эта соподчиненность обеспечивает целостность произведения. Конструктивными средствами, создающими целостность лирического текста, являются ритм, композиция, система ключевых слов.
— сила убежденности в истинности мысли, которую пишущий утверждает;
— прием градации в расположении аргументов;
-богатство и убедительность аргументов;
— умелое использование цитирования, пересказа.
Рекомендации по подготовке заданий С2,С4
1. формулировка проблемы ( 1 )
2. номинация произведений (2)
3. обоснование для сопоставления ( 3-4)
4. аргументация ( 5-9)
5. недопущение фактических ошибок
К теме поэтического творчества обращались К.Ф.Рылеев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,Н.В.Гоголь.2. Определяем содержание вопроса, т.е. назовем важнейшие произведения авторов : А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» ( 1824 ), « Пророк» (1826), « Поэт»(1827), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(1836).
М.Ю.Лермонтов – « Поэт»(1838), «Пророк»(1841);
Н.В.Гоголь- О двух поэтах ( лирическое отступление в 7 главе « Мертвых душ».
Обоснованием этого тезиса будет указание на то, как реализуется эта мысль у поэтов и Некрасова:
4. Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:
А) поэт, томимый духовной жаждой и поэт –пророк ( Пушкин –«Пророк» ).
Над жизнью ( Гоголь – размышление о двух типах поэтов в начале 7 главы « Мертвых душ», Некрасов- « Поэт и гражданин»).
Д) поэт и народ (Пушкин – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Некрасов « Я лиру посвятил народу своему»).
Развертывая рассуждение, показываем, что было общего у Некрасова с другими поэтами и что нового он внес, раскрывая тему. Из этих сопоставлений и указаний на особенности в трактовке данной темы у каждого поэта и будет состоять текст рассуждения в основной части. В выводе прозвучит мысль о том, что Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был преемником и продолжателем великих русских поэтов.
Предложив подобный план учащимся, попросим их написать развернутый ответ на вопрос.
Рекомендации по подготовке задания С5
Какие аргументы приводит критик в доказательство своей мысли? 1. Сочетание « изящно-гуманного чувства с пластически изящной формой» в юношеских стихотворениях Пушкина. 2. Та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть в стихотворениях зрелого поэта.
Как развертываются аргументы?
Первый аргумент Белинский раскрывает индуктивным путем: сначала приводит факты из поэзии Пушкина, цитирует его стихотворение, затем обобщает: « Это чувство юноши».
Объем вопроса- это тот круг фактов, явлений, который охватывается формулировкой проблемы
Содержание вопроса- это совокупность наиболее существенных признаков ( свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данного вопроса)