Что такое развитие сюжета в литературе
Этапы развития сюжета
О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье. Теперь попытаемся развить эту тему шире. Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики “В помощь начинающему автору” о сюжете…
Сюжет в литературном произведении
Как сложно представить человека без скелета, так невозможно вообразить книгу, не имеющую сюжета. Точнее книги такие в литературном мире существуют и даже пользуются спросом, но не являются полноценным художественным произведением. Скорее это набор мыслей и фраз, которые ни к чему не привязаны и никого не обязывают. Когда же мы говорим о создании цельного текста, то роль сюжета невозможно переоценить.
Само слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Собственно, оно и понятно: мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Попросту говоря, сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать (чем художники охотно пользуются). Именно поэтому, когда речь идёт об обычном лирическом стихотворении, мы никогда не может ответить на вопрос, о чём оно. Всё потому, что оно лишено сюжета и выстроено, прежде всего, на чувствах.
Этапы развития сюжета в литературе
Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).
В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,
Сюжет и фабула… В чём различие?
Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).
И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.
Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.
Виды сюжета
Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Основные сюжеты современной литературы
Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.
Звучит, как заклинание, однако!
«Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);
Победа над чудовищем.
Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.
Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…
Что такое развитие сюжета в литературе
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Характеристика основных элементов сюжета в литературных произведениях
Сюжет в литературе
Сюжет представляет собой ход событий, совокупность действий произведения. Он неразрывно связан с содержанием повествования, отображает динамических аспект творения.
Сюжет может раскрывать:
Сюжет являет собой не только фактическую информацию для читателя (зрителя), но и содержит главную идею художественного произведения, которая органически раскрывается в описании событий, диалогах персонажей и т.п.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Фабула – это общая схема произведения, в которой раскрывается хронологически череда событий.
Довольно часто фабулу и сюжет рассматривают как тождественные понятия. Различия между ними для литературоведов довольно условны.
Последовательность развития и элементы сюжета в литературных произведениях
Композиция сюжета состоит из ряда событий – эпизодов. Структурно большинство сюжетов имеет такие элементы:
Экспозиция
Это общее описание предусловий развития главных событий. В экспозиции читатель знакомится с героем, его характером и отношениями с другими, окружающим миром, его правилами и условиями общим состоянием дел. Главная задача экспозиции – «затянуть» читателя в мир главного героя (героев), заинтересовать повествованием.
Если экспозиция отсутствует, то читатель (зритель) не разберется в происходящем, не будет понимать мысли и поступки главного героя, почему ему нужно сопереживать, поскольку неизвестен его характер и отношение к другим людям, не раскрыта предыстория событий. Для фантастики и фэнтези экспозиция является исключительно важной и требует тщательной проработки.
Завязка
Являет собой поворотное событие в жизни главного героя. Оно выводит его из первичного, типичного состояния, с которым читатель знакомится в экспозиции. Зачастую завязка является конфликтом, который создает интригу. С завязки начинается развитие сюжета. Это может быть происшествие, которое круто меняет жизнь героя или героини, ставит их перед выбором, меняет условия мира и т.п.
Развитие
Развитие состоит из ряда событий, которые двигают сюжет. Это могут быть любые действия, поступки и т.п., которые меняют персонажа, заставляют его двигаться. Здесь:
Интрига произведения в развитии должна нарастать. Наличие развития в сюжете свидетельствует о хорошем и качественном произведении.
Кульминация
Это ключевое поворотное событие всего произведения. Высшая точка напряжения. Это может быть осознание героем чего-то глобального (любви к кому-то, ненависти), раскрытие тайны, истинных отношений, обнаружение главного злодея. Кульминация должна быть захватывающей и стремительной, чтобы читатель (зритель) не мог оторваться от произведения.
Часто после кульминации создатели прибегают к сюжетным поворотам. Сюжетных поворотов (твистов) может быть несколько, поэтому они не всегда совпадают с кульминацией. Они помогают держать интригу и интерес, играть на ожиданиях читателя или зрителя. К примеру, враг может оказаться другом, сосед по лестничной клетке – давно утерянным отцом и т.п.
Развязка
Являет собой логическое завершение произведения. Развязка развивается довольно быстро, стремясь к одной точке. Все тайное уже стало явным, а цели – очевидны. Герои делают последовательные ходы в разрешении истории. Враги терпят поражение, в отношениях между героями поставлена точка.
Часто создатели заканчивают развязку многоточием, тогда история не имеет развязки: читателю самому оставляют возможность придумать ее.
Любая хорошая история должна иметь развязку. Все поднятые конфликты должны быть разрешены, объяснены, окончательно завершиться.
Эпилог
Это опциональный компонент художественного произведения. Он призван повествовать о событиях после развязки, о жизни героев, их состоянии. К примеру, мы узнаем о жизни героини после расставания, о героях через несколько прошедших лет после победы.
Также сюжет может иметь ряд внесюжетных компонентов:
Типы и варианты схем произведения
Существует множество типологий сюжета. Схемы произведения могут быть самыми разнообразными. Их характер и особенности зависят от главной идеи автора, методов, которыми он выражает главную идею, сюжетных веток, твистов.
Схемы обычно различают на основе особенностей структуры хода событий. Некоторые сюжеты имеют один конфликт и являются линейными. Сюжеты, которые имеют ряд конфликтов, могут называться многолинейными.
Литературоведы выделяют такие наиболее общие схемы на основе характера связи между эпизодами:
Хроникальная схема предусматривает отсутствие яркой завязки. Мотивировки героев преимущественно временные. Возможно включение дополнительных сюжетов концентрического типа. Связь между происшествиями является хрупкой. В сюжете нет целостности или строгой мотивированности. Здесь может быть множество конфликтов. Традиционно структура схемы представляет собой:
Лиминальная структурно состоит из 4-х элементов (фаз):
Схема становления сформировалась из цикличного варианта. Появилась в начале ХІХ века. Структурно состоит из:
Что собой представляет концентрический сюжет
Концентрический сюжет – это сюжет, который опирается на причино-следственные связи. Происходит «нанизывание» разных схожих событий или персонажей, которое оканчивается кульминацией. Пример – сказка про репку.
Для концентрического сюжета характерно:
Особенности элементов сюжета в сказке
Для сказок характерно:
Этапы развития сюжета. В помощь начинающему писателю
С чего начинается работа над книгой? С задумки, с идеи, которая так и просится на бумагу, или на девственно-чистый вордовский лист на мониторе. Задумка бывает так горяча, что нет сил сдерживаться, даже пальцы горят, так хочется её поскорее реализовать, воплотить в текст, в образы героев, в сюжет… Стоп. Вот здесь нужно остановиться, сдержать свои творческие порывы и серьёзно обдумать развитие сюжета. Потому что если этого не сделать, то можно быстро загнать героев в тупик или оказаться перед большой сюжетной дырой, а то и пропастью. В общем, с непродуманным заранее сюжетом у автора может возникнуть масса проблем.
Поэтому давайте разберём основные этапы развития сюжета. Это поможет выстроить повествование логично и увлекательно.
Экспозиция
Это первый, но необязательный этап развития сюжета. Экспозицией называют рассказ о событиях, предшествующих действиям в книге, например, о детстве героев, о каких-то исторических реалиях, которые важны для понимания основного сюжета. Экспозиция далеко не всегда нужна, к тому же такая информация в форме ретроспективы может быть «разбросана» по всему тексту. Но в ряде случаев задуманный сюжет требует предыстории, которая часто размещается в прологе.
Завязка
А вот без этого уже никак нельзя. Без завязки книга получается «ни о чём». К тому же на этом этапе формируется интерес читателя, так что к завязке надо отнестись с максимальной серьёзностью. Содержание её зависит и от жанра, и от самого сюжета. Но всегда завязка – это событие, дающее толчок к развитию сюжета. Например, в детективе – преступление, которое надо расследовать, в любовном романе встреча героев и, возможно, возникновение конфликта, в историческом романе — какое-то событие, которое вовлечёт героев в действие, проблема, которая требует своего решения, таинственная встреча и т. д.
Хорошая, интересная завязка во многом определяет успех книги, потому что именно она пробуждает у читателя желание узнать, что там дальше.
Развитие событий. Джек Воробей из к/ф Пираты Карибского моря»
Развитие событий
Это основная часть сюжета, когда решаются проблемы, развиваются отношения, завязываются интриги. То есть именно здесь, на этом этапе и есть самая «движуха». Здесь реализуются замыслы автора, и удовлетворяется интерес читателя. Иногда развитие событий напоминает аттракцион «американские горки», когда читатель взлетает на волне интереса, переживает за героев, вздыхает с облегчением, когда одна их проблема решается и снова летит вниз, замирая от восторга или ужаса. Потому что одна проблема сменяется другой. Приём этот называется «сюжетные арки», о нём я как-нибудь расскажу.
Не нужно забывать о том, что события, должны развиваться, а сюжет — иметь свою логику, когда одно событие вытекает из другого, все действия героев мотивированы и связаны причинно-следственными связями. Об этом надо позаботиться «на берегу» и все проблемы, конфликты и приключения героев продумать заранее.
Этот этап и самый большой, и в целом он напоминает подъём на горную вершину, где читатель встретится с кульминацией.
Поворот сюжета
Интересный и важный, хоть и необязательный этап, есть неплохие и даже классические книги, где сюжет линейный и без всяких поворотов. Но они нужны, чтобы активизировать подугасший интерес читателя, да и просто оживить повествование.
Поворот сюжета — это изменение плавного его развития, появление новой линии или новый конфликт. Например, союзник неожиданно становится предателем, а враг – союзником; достигнутая с таким трудом цель оказывается ненужной или только шагом к настоящей цели, так долго налаживаемые отношения между героями вдруг рушатся в один миг и т. д.
И чем неожиданнее для читателя поворот сюжета, тем интереснее.
Кульминация. Немая сцена из пьесы Н. Гоголя «Ревизор»
Кульминация
Это наивысшая точка, когда напряжение событий (и соответственно интерес читателя) достигает своей кульминации. Конфликт между героями обостряется до предела, ситуация становится непереносимой и должна вот-вот «взорваться». Часто герои оказываются в шаге от гибели, в невыносимых условиях на грани краха или в бездне отчаяния. Поэтому события принимают характер шквала, урагана или извержения вулкана.
Но это не конец книги, а разрешение конфликта, поэтому кульминация читается на одном дыхании. Читатель буквально глотает текст, чтобы скорее узнать – как всё разрешится.
Развязка
Чаще всего развязка пишется спустя непродолжительное сюжетное время или почти сразу после кульминации. Когда основной конфликт решен, то нет смысла дальше растягивать повествование.
Поэтому на этом этапе события ускоряются, появляются все герои, решаются недорешенные конфликты и проблемы. В идеале на этапе развязки завершаются все сюжетные линии, враги повержены или перевоспитаны, в отношениях героев наступает «момент истины». Точка. Хотя она как раз может и не быть слишком «жирной», если автор планирует продолжение.
Эпилог
Тоже необязательный этап. Если развязка расставила все точки, то эпилога может и не быть. Однако многие читатели и авторы любят эпилоги. Они дают возможность заглянуть в будущее героев и мира. Ведь иногда хочется узнать, а как там, за пределами книги, поживают полюбившиеся персонажи.
А некоторые авторы используют эпилог как подготовку к новой истории.
Эти этапы сюжета, даже необязательные, помогают и автору, и читателю сориентироваться в книге. Их выделение связано не с какими-то непонятно кем установленными правилами, а с особенностями человеческой психологии. Так что не пренебрегайте ими. И пишите с удовольствием!
Сюжет — это что такое? Примеры увлекательных сюжетов в литературе
Сюжет: определение и особенности
Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.
Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.
Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.
Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения
В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.
Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.
Например, в трагедии Шекспира «Гамлет» завязкой является встреча героя с призраком.
Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.
Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.
Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.
Что же такое сюжет
Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.
В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.
В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.
Если говорить кратко и просто, то:
К примеру, в романе Достоевского «Преступление и наказание» фабула такова:
Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.
Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.
Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.
Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.
Виды сюжета
Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.
Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг
На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.
Стивен Кинг написал много книг. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Но некоторые стали культовыми у читателя. Например, «Мертвая зона», «Кладбище домашних животных», «Зеленая миля» и др. В них умело сочетается, с одной стороны, сюжетность, а с другой стороны, некоторая психологическая глубина, которая совершенно необходима любой хорошей художественной прозе.
Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.
У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:
Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).
Литература
Определение понятия в различных источниках
Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, «Словарь эстетики» 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в «Словаре литературных терминов», системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В «Большом энциклопедическом словаре» и «Современной энциклопедии» (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.
Типология сюжетов
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).
По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].
Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»[3].
Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.
Сколько существует сюжетов
Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.
Распавшись на отдельные осколки, миф превратился в сказку (это что?). Собиратели «сказочных осколков» попытались собрать воедино сюжеты сказок по всему миру, что привело их к удивительному открытию: в культуре всех народов есть общие метасюжеты.
Самой известной стала классификация С.Томпсона «Указатель сказочных сюжетов». Томпсон взял за основу более подробную классификацию А.Аарне.
В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.
Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.
Например, сюжет о плуте, путешествующем по свету, представлен в классическом произведении древности – поэме Гомера «Одиссей».
В европейском средневековом искусстве он продолжился «Романом о Лисе». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Уллис» Дж.Джойса, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова – вариации того же древнего мифа.
Определение слова «Сюжет» по БСЭ:
Фабула
Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.
Элементы фабулы:
«Преступление и наказание» без ницшеанства и духовных мытарств главного героя
Не многие школьники осиливают это замечательное произведение. А ведь если бы его написал не Достоевский, то оно бы читалось, возможно, на одном дыхании. А потом сделали бы по ней экранизацию, и получилось что-то вроде «Лейтенанта Коломбо» в 19 веке.
Ведь если посмотреть непредвзято, без снобизма, то сюжет – это то в «Преступлении и наказании», что делает Порфирий Петрович. Посмотрим только на цепь событий. Читателю сразу известен преступник, злодеяние, короче говоря, казалось бы, нет интриги, но нет, Федор Михайлович не зря мастер детективной прозы. Основная интрига сюжета в том, признается Раскольников или нет. А Порфирий Петрович искусно подводит преступника, отягощенного совестью, к чистосердечному признанию, совсем как лейтенант Коломбо.
Сюжет
Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — «происшествия в жизни легендарных героев древности».
Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!
М.А. Булгаков как сатирик. «Мастер и Маргарита» без Воланда
Стивен Кинг утверждал в автобиографическом сочинении: «История начинается с вопроса, а что было бы если…». Кстати, по мнению короля ужасов, это некоторый творческий метод создания сюжета для приключенческой литературы в принципе. Здесь мы толкуем прилагательное «приключенческая» в широком ключе как «событийная».
«Мастер и Маргарита» – роман многослойный и пронизанный различными переплетениями между двумя почти полноправными его частями, «советскими» и «ершалаимскими» главами. Обычному же читателю он интересен прежде всего неповторимым стилем М.А. Булгакова и авторской фантазией о том, что сатана посетил Советский Союз в такое страшное время (30-е годы).
Конечно, возможно, «евангелие» от М.А. Булгакова важно, но если бы не Воланд и его похождения, роман не имел бы такого оглушительного успеха у современного читателя. Потому что все проблемы России, которые были явлены в эпохальном романе, остались на месте. Однако мы заговорись, а меж тем пора переходить к другой сюжетной прозе.