Что такое развитой язык
Русский язык – один из богатейших языков в мире
Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Русский язык – один из богатейших языков в мире»
Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
О богатстве русского языка мы наслышаны с детства. Разнообразие, поразительную меткость и необъятность русской речи воспевают писатели и учёные. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом – почему все считают русский язык таким богатым?
Богатство человека мы привыкли измерять в деньгах. Кроме того, есть и духовное богатство. Но чем измерить богатство языка? Может быть, количеством слов?
Учёные уже не первый год пытаются понять – сколько же всё-таки слов в русском языке. Он не упрощает им задачу: постоянно появляются новые слова, а некоторые лексические единицы из обихода исчезают. Кроме того, неясно, как считать слова: только литературный язык? Или ещё и жаргоны, диалектизмы, профессионализмы?
В тысяча восемьсот сорок седьмом году был издан «Словарь церковнославянского и русского языка». В нём насчитывалось около 115 000 слов. В «Словарь живого великорусского языка», который был составлен Владимиром Ивановичем Далем, вошло около 200 000 слов.
Если же посмотреть на современные академические словари – то количество слов будет колебаться от 130 000 до 150 000. Но это слова литературного языка. Если же добавить к ним бесконечные диалектизмы и жаргонизмы – картина получится ещё более впечатляющей! Учёные предполагают, что счёт может доходить до 500 000 слов и более!
Но разве это делает русский язык самым богатым? В словарях английского языка как раз зафиксировано 500-600 тысяч слов, а всего их может быть до 1,5 миллиона. В греческом языке и вовсе насчитывается чудовищное количество слов: около 5 миллионов! Интересно, найдётся ли кто-нибудь с таким словарным запасом?!
Однако количество слов решает не всё. Ведь под одним словом может скрываться множество значений – словно похожие жильцы в одном доме. И русский язык по праву гордится количеством оттенков, вложенных в одно слово. Многие слова в русском языке многозначны. Например, у глагола идти – около сорока значений, у глагола держаться – более двадцати.
Это показывает, как русский человек познаёт мир: он сравнивает предметы между собой и наполняет слова новым смыслом! Вот, например, язык. Сначала слово обозначало только орган речи. Теперь мы можем увидеть и язык пламени, и язычок колокольчика или замка… даже у ботинок есть языки! А ещё язык можно съесть – и не только как мясное блюдо, но и как десерт. А о чём мы сейчас говорим? О богатстве русского языка!
Это богатство проявляется ещё и в том, что практически любое слово может использоваться в переносном значении. А это ещё больше расширяет возможности их употребления!
Выходит, русское слово – это что-то наподобие швейцарского ножа с огромным количеством лезвий. Это универсальный инструмент, который может использоваться для чего угодно!
Возьмём прилагательное «острый» и посмотрим, как им можно воспользоваться. Можно обозначить им хорошо наточенное лезвие. А можно – проницательный ум. Или напряженный момент в фильме. Или язвительный, остроумный ответ. Или жгучий вкус какого-то блюда…
Но если одно слово может отвечать за столько значений – зачем вообще в русском языке столько слов? Потому что русский язык славится своим разнообразием! У его носителя должен быть выбор мельчайших оттенков значения!
В этом русскому языку немалую помощь оказывают синонимы, слова с одинаковым значением. Полные синонимы нужны, чтобы мы не повторялись в речи. Зачем повторять слово «громадный», если есть слово «огромный»? Зачем всё время говорить о «битве», если есть «сражение»?
Но есть синонимы, которые отличаются оттенками значения. И мы можем абсолютно точно выбрать подходящее нам слово. Старый человек? Уточним – пожилой. Старая мебель? Может быть, она ветхая? Или старинная? А тряпка – мокрая, влажная или сырая? Такие синонимы подчёркивают особенности предмета, о котором мы говорим!
Но при помощи синонимов можно даже выбирать стиль речи! Ведь именно от них зависит, свирепствует повсюду инфекция, или просто к нам пристала какая-то зараза; собирается человек неторопливо вкушать деликатесы, или лопать борщ полной ложкой. Или даже жрать, совсем уж не уважая себя!
И если каждое слово – универсальный инструмент, то русский язык предлагает нам множество похожих универсальных инструментов. Которые чуть-чуть отличаются. Бери то, что лучше ляжет в речь!
Но и это ещё не всё! В русских словах заключена не только способность выражать разные значения и их оттенки. Многие из них могут ещё и выражать эмоции, отношение к происходящему!
Слова «благородный», «неустрашимый», «очарование» явно несут в себе что-то хорошее. А вот от таких слов, как «мазня», «болтун», «недотепа» веет чем-то отрицательным.
Некоторые слова мы и вовсе называем эмоционально-окрашенными. Такие слова в словарях имеют пометки: книжное, ироническое, бранное, уменьшительно-ласкательное и так далее.
Если вместо «запах» мы говорим «благоухание», то ясно, что мы прибегаем к книжной лексике. И явно говорим об очень приятном запахе. А вот словом «скупердяй» мы вряд ли назовём кого-то приятного. Здесь так и звучит неодобрение. А за словом «одежонка» так и прячется презрение и желание унизить…
Получается, что даже внутри самих слов в русском языке находится место дополнительным оттенкам и эмоциям! Очень часто эти оттенки передаются при помощи суффиксов – так называемых суффиксов оценки.
Вот книга – это обычное явление. А вот книжка – мы можем назвать книгу в разговоре или полунасмешливо. Книжечка – это ласково… А это? Ну точно, книжища! Ну, а если содержание книги совсем не понравилось? Пожалуй, книжонка. Или насмешливо, книженция? И ведь есть ещё книжица. Так небольшие книги-брошюры назывались в старину.
Итак, мало того, что в русском языке много слов. И каждое из них может нести или приобретать дополнительные смыслы и значения. Слова ещё могут выражать эмоции!
А ещё в русском языке постоянно образуются новые слова. И он крайне изобретателен в том, как эти новые слова образовать. Суффиксы и приставки? Это слишком просто! Можно ведь ещё и соединять слова или их основы между собой! Или вовсе комбинировать разные способы словообразования.
Но и этого русскому языку недостаточно! Поэтому некоторые сочетания слов стали устойчивыми! И обрели новые значения, которые вообще не выводятся из их внешнего вида!
Вот, например, фразеологизм «собаку съел». Если попытаться представить, что слова употребляются в прямом значении – картина получается жутковатая.
Но это выражение обозначает специалиста, опытного в чём-либо человека.
Русская фразеология необычайно богата. Многие устойчивые выражения насчитывают несколько веков от роду. Неудивительно, что в них есть устаревшие слова: «бить баклуши», «не видать ни зги». Но коллекция фразеологизмов в языке постоянно пополняется: из художественных произведений, из фильмов и речи политиков, из газет и Интернета.
А сколько в русском языке пословиц и поговорок! Владимир Даль в своё время насчитал их около 30 000.
Всё это вместе и делает русский язык одним из богатейших и разнообразнейших языков в мире. Он – мастерская с невероятно точными, сложными инструментами, подходящими для любого случая. Он – сокровищница, из которой можно черпать богатства бесконечно.
Корней Чуковский написал о русском языке книгу «Живой как жизнь». В ней он писал:
«Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».
«Русский язык — один из развитых языков мира»
Русский язык – один из развитых языков мира.
Класс: 6-й (общеобразовательный).
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.
Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина «Русский язык».
Оформление доски:
Русский язык – один из развитых языков мира.
(Эпиграф выведен через кодоскоп)
Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
(Этот эпиграф закрыт в начале урока)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
I. Слово учителя
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)
Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».
(Материал для учителя.)
Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?
II. Беседа по притчи
– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)
– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)
III. Повторение за 5 класс
– Как называются такие слова? (Омонимы)
– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)
– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)
– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)
IV. Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.
Русский язык – один из развитых языков мира.
1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)
– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)
– Составьте предложения с этими словосочетаниями.
2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.
V. Закрепление
– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.
(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)
– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)
– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)
Задание по рядам:
1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.
– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)
– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)
– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.
(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)
– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.
– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)
– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)
VI. Итоги урока
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)
– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.
VII. Домашнее задание
Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.
развитый язык
Смотреть что такое «развитый язык» в других словарях:
Язык или диалект? — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Государственный язык — Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Язык государственно административных текстов, законов,… … Словарь социолингвистических терминов
Доминирующий язык — Язык, используемый с максимальной функциональной нагрузкой в большинстве сфер общения по сравнению с другими языками, входящими в данную социально коммуникативную систему в территориальном или государственном образовании. Доминирующим, как… … Словарь социолингвистических терминов
Проблема «язык или диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определённой разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 1.1 Соотношение языка и диалекта … Википедия
Проблема «язык — диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Проблема язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Проблема «язык или диалект» — проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Суть проблемы Вопрос, является некоторая языковая разновидность (идиом) языком или диалектом, относится к одной из … Википедия
Дополнительный язык — Язык, используемый наряду с доминирующим языком в социально коммуникативной системе, являющийся одним из компонентов такой системы. Как правило, Д.я. это язык менее развитый в функциональном отношении по сравнению с доминирующим языком, часто… … Словарь социолингвистических терминов
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 4, с. 5
4. Рáзвитый, развитóй, разви́тый — это три разных слова или варианты произношения одного? Проверьте себя по словарям.
Найдём значение слова развитóй.
Словарь А. П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.
Словарь С. И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени развития. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.
Слово развитóй по отношению к языку употреблено в значении: «Достигший высокого уровня, высокой стадии развития «(по А. П. Евгеньевой); «достигший высокой степени развития» (по С. И. Ожегову).
Найдём значение слова рáзвитый.
Рáзвитый — доведённый до высокого уровня, высокой стадии развития в результате чьего-либо влияния.
Найдём значение слова разви́тый.
Разви́тый — раскрученный, расплетённый (о том, что ранее было свито, закручено).