Что такое развитой язык

Русский язык – один из богатейших языков в мире

Урок 6. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Конспект урока «Русский язык – один из богатейших языков в мире»

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

О богатстве русского языка мы наслышаны с детства. Разнообразие, поразительную меткость и необъятность русской речи воспевают писатели и учёные. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом – почему все считают русский язык таким богатым?

Богатство человека мы привыкли измерять в деньгах. Кроме того, есть и духовное богатство. Но чем измерить богатство языка? Может быть, количеством слов?

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Учёные уже не первый год пытаются понять – сколько же всё-таки слов в русском языке. Он не упрощает им задачу: постоянно появляются новые слова, а некоторые лексические единицы из обихода исчезают. Кроме того, неясно, как считать слова: только литературный язык? Или ещё и жаргоны, диалектизмы, профессионализмы?

В тысяча восемьсот сорок седьмом году был издан «Словарь церковнославянского и русского языка». В нём насчитывалось около 115 000 слов. В «Словарь живого великорусского языка», который был составлен Владимиром Ивановичем Далем, вошло около 200 000 слов.

Если же посмотреть на современные академические словари – то количество слов будет колебаться от 130 000 до 150 000. Но это слова литературного языка. Если же добавить к ним бесконечные диалектизмы и жаргонизмы – картина получится ещё более впечатляющей! Учёные предполагают, что счёт может доходить до 500 000 слов и более!

Но разве это делает русский язык самым богатым? В словарях английского языка как раз зафиксировано 500-600 тысяч слов, а всего их может быть до 1,5 миллиона. В греческом языке и вовсе насчитывается чудовищное количество слов: около 5 миллионов! Интересно, найдётся ли кто-нибудь с таким словарным запасом?!

Однако количество слов решает не всё. Ведь под одним словом может скрываться множество значений – словно похожие жильцы в одном доме. И русский язык по праву гордится количеством оттенков, вложенных в одно слово. Многие слова в русском языке многозначны. Например, у глагола идти – около сорока значений, у глагола держаться – более двадцати.

Это показывает, как русский человек познаёт мир: он сравнивает предметы между собой и наполняет слова новым смыслом! Вот, например, язык. Сначала слово обозначало только орган речи. Теперь мы можем увидеть и язык пламени, и язычок колокольчика или замка… даже у ботинок есть языки! А ещё язык можно съесть – и не только как мясное блюдо, но и как десерт. А о чём мы сейчас говорим? О богатстве русского языка!

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Это богатство проявляется ещё и в том, что практически любое слово может использоваться в переносном значении. А это ещё больше расширяет возможности их употребления!

Выходит, русское слово – это что-то наподобие швейцарского ножа с огромным количеством лезвий. Это универсальный инструмент, который может использоваться для чего угодно!

Возьмём прилагательное «острый» и посмотрим, как им можно воспользоваться. Можно обозначить им хорошо наточенное лезвие. А можно – проницательный ум. Или напряженный момент в фильме. Или язвительный, остроумный ответ. Или жгучий вкус какого-то блюда…

Но если одно слово может отвечать за столько значений – зачем вообще в русском языке столько слов? Потому что русский язык славится своим разнообразием! У его носителя должен быть выбор мельчайших оттенков значения!

В этом русскому языку немалую помощь оказывают синонимы, слова с одинаковым значением. Полные синонимы нужны, чтобы мы не повторялись в речи. Зачем повторять слово «громадный», если есть слово «огромный»? Зачем всё время говорить о «битве», если есть «сражение»?

Но есть синонимы, которые отличаются оттенками значения. И мы можем абсолютно точно выбрать подходящее нам слово. Старый человек? Уточним – пожилой. Старая мебель? Может быть, она ветхая? Или старинная? А тряпкамокрая, влажная или сырая? Такие синонимы подчёркивают особенности предмета, о котором мы говорим!

Но при помощи синонимов можно даже выбирать стиль речи! Ведь именно от них зависит, свирепствует повсюду инфекция, или просто к нам пристала какая-то зараза; собирается человек неторопливо вкушать деликатесы, или лопать борщ полной ложкой. Или даже жрать, совсем уж не уважая себя!

И если каждое слово – универсальный инструмент, то русский язык предлагает нам множество похожих универсальных инструментов. Которые чуть-чуть отличаются. Бери то, что лучше ляжет в речь!

Но и это ещё не всё! В русских словах заключена не только способность выражать разные значения и их оттенки. Многие из них могут ещё и выражать эмоции, отношение к происходящему!

Слова «благородный», «неустрашимый», «очарование» явно несут в себе что-то хорошее. А вот от таких слов, как «мазня», «болтун», «недотепа» веет чем-то отрицательным.

Некоторые слова мы и вовсе называем эмоционально-окрашенными. Такие слова в словарях имеют пометки: книжное, ироническое, бранное, уменьшительно-ласкательное и так далее.

Если вместо «запах» мы говорим «благоухание», то ясно, что мы прибегаем к книжной лексике. И явно говорим об очень приятном запахе. А вот словом «скупердяй» мы вряд ли назовём кого-то приятного. Здесь так и звучит неодобрение. А за словом «одежонка» так и прячется презрение и желание унизить…

Получается, что даже внутри самих слов в русском языке находится место дополнительным оттенкам и эмоциям! Очень часто эти оттенки передаются при помощи суффиксов – так называемых суффиксов оценки.

Вот книга – это обычное явление. А вот книжка – мы можем назвать книгу в разговоре или полунасмешливо. Книжечка – это ласково… А это? Ну точно, книжища! Ну, а если содержание книги совсем не понравилось? Пожалуй, книжонка. Или насмешливо, книженция? И ведь есть ещё книжица. Так небольшие книги-брошюры назывались в старину.

Итак, мало того, что в русском языке много слов. И каждое из них может нести или приобретать дополнительные смыслы и значения. Слова ещё могут выражать эмоции!

А ещё в русском языке постоянно образуются новые слова. И он крайне изобретателен в том, как эти новые слова образовать. Суффиксы и приставки? Это слишком просто! Можно ведь ещё и соединять слова или их основы между собой! Или вовсе комбинировать разные способы словообразования.

Но и этого русскому языку недостаточно! Поэтому некоторые сочетания слов стали устойчивыми! И обрели новые значения, которые вообще не выводятся из их внешнего вида!

Вот, например, фразеологизм «собаку съел». Если попытаться представить, что слова употребляются в прямом значении – картина получается жутковатая.

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Но это выражение обозначает специалиста, опытного в чём-либо человека.

Русская фразеология необычайно богата. Многие устойчивые выражения насчитывают несколько веков от роду. Неудивительно, что в них есть устаревшие слова: «бить баклуши», «не видать ни зги». Но коллекция фразеологизмов в языке постоянно пополняется: из художественных произведений, из фильмов и речи политиков, из газет и Интернета.

А сколько в русском языке пословиц и поговорок! Владимир Даль в своё время насчитал их около 30 000.

Всё это вместе и делает русский язык одним из богатейших и разнообразнейших языков в мире. Он – мастерская с невероятно точными, сложными инструментами, подходящими для любого случая. Он – сокровищница, из которой можно черпать богатства бесконечно.

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Корней Чуковский написал о русском языке книгу «Живой как жизнь». В ней он писал:

«Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».

Источник

«Русский язык — один из развитых языков мира»

Русский язык – один из развитых языков мира.

Класс: 6-й (общеобразовательный).

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.

Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина «Русский язык».

Оформление доски:

Русский язык – один из развитых языков мира.

(Эпиграф выведен через кодоскоп)

Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.

(Этот эпиграф закрыт в начале урока)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

I. Слово учителя

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

(Материал для учителя.)

Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

II. Беседа по притчи

– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)

– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

III. Повторение за 5 класс

– Как называются такие слова? (Омонимы)

– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)

– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)

– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)

IV. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.

Русский язык – один из развитых языков мира.

1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)

– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)

– Составьте предложения с этими словосочетаниями.

2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.

V. Закрепление

– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)

Задание по рядам:

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)

– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.

– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

VI. Итоги урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.

VII. Домашнее задание

Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.

Источник

развитый язык

Смотреть что такое «развитый язык» в других словарях:

Язык или диалект? — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Государственный язык — Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Язык государственно административных текстов, законов,… … Словарь социолингвистических терминов

Доминирующий язык — Язык, используемый с максимальной функциональной нагрузкой в большинстве сфер общения по сравнению с другими языками, входящими в данную социально коммуникативную систему в территориальном или государственном образовании. Доминирующим, как… … Словарь социолингвистических терминов

Проблема «язык или диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определённой разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 1.1 Соотношение языка и диалекта … Википедия

Проблема «язык — диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Проблема язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Проблема «язык или диалект» — проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Суть проблемы Вопрос, является некоторая языковая разновидность (идиом) языком или диалектом, относится к одной из … Википедия

Дополнительный язык — Язык, используемый наряду с доминирующим языком в социально коммуникативной системе, являющийся одним из компонентов такой системы. Как правило, Д.я. это язык менее развитый в функциональном отношении по сравнению с доминирующим языком, часто… … Словарь социолингвистических терминов

Источник

Волжский класс

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Боковая колонка

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что такое развитой язык. Смотреть фото Что такое развитой язык. Смотреть картинку Что такое развитой язык. Картинка про Что такое развитой язык. Фото Что такое развитой язык

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 4, с. 5

4. Рáзвитый, развитóй, разви́тый — это три разных слова или варианты произношения одного? Проверьте себя по словарям.

Найдём значение слова развитóй.

Словарь А. П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уров­ня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.

Словарь С. И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени разви­тия. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.

Слово раз­витóй по отношению к языку употреблено в значении: «Достигший высокого уровня, высокой стадии развития «(по А. П. Евгеньевой); «достигший высокой степени развития» (по С. И. Ожегову).

Найдём значение слова рáзвитый.

Рáзвитый — доведённый до высокого уровня, высокой стадии развития в результате чьего-либо влияния.

Найдём значение слова разви́тый.

Разви́тый — раскрученный, расплетённый (о том, что ранее было свито, закручено).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *