Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Реакции обмена

Урок 31. Химия 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Конспект урока «Реакции обмена»

Реакции обмена – это реакции, в результате которых, два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Запишем реакцию взаимодействия двух сложных веществ: гидроксида натрия и сульфата меди (II). Они должны обменяться своими составными частями, т.е. у натрия вместо гидроксид-иона будет сульфат-ион, а у меди вместо сульфат-иона будет гидроксид-ион. Осталось правильно составить формулы продуктов реакции согласно зарядам. Т.е. образуется сульфат натрия – Na2SO4 и гидроксид меди (II) – Cu(OH)2.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Запишем правило: щелочь + соль = основание + соль

Признаком этой реакции является образование осадка голубого цвета. Этот осадок – гидроксид меди (II), поэтому мы ставим после него стрелку, направленную вниз. Еще образуется соль – сульфат натрия. В этом легко убедится, если отфильтровать садок, а на предметное стекло поместить несколько капель раствора и выпарить. После чего на стекле появятся белые кристаллы соли.

Аналогично обмениваются ионами йодид натрия с нитратом свинца (II). В результате реакции выпадает осадок йодида свинца (II).

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Проведем эксперимент. Для этого в пробирку с раствором щелочи добавим несколько капель фенолфталеина. Раствор окрасится в малиновый цвет. Если же к содержимому пробирки добавить кислоты, то малиновая окраска исчезает. Выпарим содержимое полученного раствора. На предметном стекле появляются кристаллы соли. В реакцию у нас вступает щелочь – гидроксид натрия и серная кислота. У гидроксида натрия – гидроксид-ионы, у серной кислоты – сульфат-ионы. Обменяем их ионами, у натрия теперь будут сульфат-ионы, у водорода – гидроксид-ионы. В результате образуется соль – сульфат натрия и вода.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Запишем правило: щелочь + кислота = соль + вода

В каждом из этих растворов была своя седа: у щелочи – щелочная, у кислоты – кислая, а стала нейтральная. Поэтому реакцию обмена между щелочью и кислотой называют реакцией нейтрализации.

Реакция обмена наблюдается и при взаимодействии известковой воды и углекислого газа. При этом наблюдается помутнение известковой воды вследствие образования осадка – карбоната кальция.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Если в пробирку с карбонатом натрия прилить соляной кислоты, то начинается «вскипание» раствора, вследствие образования углекислого газа. Откуда же углекислый газ, ведь по правилам должна образоваться угольная кислота. Но так как это соединение непрочное, то она распадается на углекислый газ и воду.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Правило: соль + кислота = новая соль + новая кислота

Реакции обмена идут до конца, если в результате их образуется осадок, газ или вода.

Источник

§ 33. Реакция обмена

Познакомимся с последним типом реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

В демонстрационную пробирку нальём раствор щёлочи — гидроксида натрия, а затем добавим к нему раствор соли — сульфата меди (II). Выпадет густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II) (рис. 108). Если небольшую часть содержимого из пробирки, в которой образовался осадок, профильтровать и выпарить несколько капель полученного раствора на часовом стекле, то нетрудно будет заметить появление белых кристалликов соли, образовавшейся в ходе реакции:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Рис. 108. Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди (II)

Чтобы подчеркнуть, что в результате реакции образуется осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II), рядом с его формулой в уравнении реакции записывают стрелку, направленную вниз.

Бесспорно, полученная соль может быть только сульфатом натрия Na24:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

В результате проведённой реакции два сложных вещества ионного строения — гидроксид натрия и сульфат меди (II) — обменялись своими ионами, т. е. произошла реакция обмена, уравнение которой:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Реакции обмена — это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Аналогично обмениваются ионами в результате реакции обмена иодид натрия и нитрат свинца (II) в растворе. В итоге выпадает жёлтый осадок иодида свинца (II) (рис. 109):

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Рис. 109. Взаимодействие иодида натрия с нитратом свинца (II)

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

В демонстрационную пробирку нальём раствор щёлочи и добавим к нему несколько капель фенолфталеина. Содержимое пробирки окрасится в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции (рис. 110).

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Рис. 110.
Взаимодействие растворов щёлочи и кислоты

Если несколько капель жидкости, полученной в результате реакции, выпарить на часовом стекле, то на нём образуются кристаллики соли. Ещё одним продуктом проведённой реакции является вода:

щёлочь + кислота → соль + вода.

Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щёлочь, состоящая из ионов металла и гидроксид-ионов, и кислота — молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение — соль и молекулярное — вода.

В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому реакцию обмена между кислотами и щелочами называют реакцией нейтрализации.

В демонстрационную пробирку нальём прозрачный бесцветный раствор карбоната натрия и добавим к нему немного раствора азотной кислоты. Признаком химической реакции послужит «вскипание» раствора из-за выделившегося в результате её углекислого газа (рис. 111):

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Рис. 111.
Взаимодействие карбоната натрия с азотной кислотой

А откуда взялся углекислый газ? Вероятно, вы вспомните, что угольная кислота — непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

поэтому уравнение реакции следует записать так:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.

Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции нельзя будет заметить — реакция не идёт, так как в результате её не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс
Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Источник

Урок+презентация «Реакции обмена» 8 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Какая реакция лишняя? 2Cu+O2=2CuO Zn(OH)2=ZnO+H2O Mg+H2SO4=MgSO4+H2 FeS+2HCl=FeCl2+H2S

Художественные образы реакций Реакция разложения Реакция соединения

Лекарь + П Пекарь + Л Реакция замещения

Тема: Реакции обмена Цель: выяснить какие реакции называются реакциями обмена, дать определение, научиться составлять уравнения химических реакций, определить условия их протекания.

Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему? BaCl2 + 2AgNO3 → Ba(NO3)2 + 2AgCl Cu(NO3)2 + 2NaCl → CuCl2 + 2NaNO3 2НNO3 + К2S → Н2S↑ + 2KNO3 Mg(ОН)2 + Н2SO4 → MgSO4 + 2H2O 2HNO3 + ZnSO4 → H2SO4 + Zn(NO3)2

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта открытого урока по химии в 8 классе.docx

Технологическая карта открытого урока по химии в 8 классе

Педагогическая цель : сформировать интерес к изучению нового курса: создать условия для формирования научного мировоззрения у обучающихся о науке химии; продолжить формирование знаний о типах химических реакции, познакомить с реакциями обмена.

Тип, вид урока: урок постановки учебной задачи

предметные: обучающийся научиться классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицы растворимости для определения возможности протекания реакции обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакции; будет знать определения понятий: «реакция обмена», «реакции нейтрализации».

личностные: формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту.

универсальные учебные действия: Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Формы и методы обучения:

Организационная структура урока

Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок.

Учитель приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

Актуализация опорных знаний урока

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

Учитель: Все, что нас окружает, состоит из веществ. Взаимодействуя друг с другом они изменяют свои свойства и состав. И начать урок я хочу с загадки.

Эти явления знаете вы

В жизни нашей встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

И образуются всегда – новые вещества.

Что же это за явления? (химические реакции)

Учитель: Кто ответит, что такое химическая реакция?

Учитель: С какими тремя типами хим. Реакций мы уже познакомились?

Учитель: Хорошо, теперь я предлагаю вам немного поиграть. На слайде 4 типа реакций, 3 вам уже знакомы, а одна является лишней т.е. не изученной нами. Вам необходимо определить тип химических реакций, записать уравнения и расставить коэффициенты.

(Один человек работает у доски)

(1 – соединения, 2 – разложения, 3 – замещения)

Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Учитель: Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций. (Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш). Вопрос: Что мы сделали? Как выдумаете

к какому типу относится последняя химическая реакция?(ответы учеников)

Это – наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня поговорим. Записываем тему в тетрадь. Давайте попробуем определить цель нашего урока. (ответы учеников)

Наша задача – выяснить что такое реакции обмена, дать определение, выявить их отличие от других типов химических реакций, научиться составлять уравнения реакций обмена. Должны будем понять какие условия или факторы обязательны для выполнения.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята давайте вернемся к нашей первой реакции обмена, с которой мы сегодня познакомились, посмотрим на нее и попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь (Реакции обмена – это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, результате чего они обмениваются своими составными частями).

Создание проблемной ситуации: французский химик Клод Луи Бертолле сформулировал правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами сложных веществ. «Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ) или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит в т.ч. вода). Как вы думаете верно ли это утверждение?

Для того чтобы доказать или опровергнуть это утверждение мы должны провести химический эксперимент.

Лабораторный опыт №1. Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди ( II )

Для того чтобы определить продукты реакции составим уравнение химической реакции

Какое вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu ( OH ) 2 – нерастворимо, а следоватеьно выпало в осадок. (гидроксид меди – новое сложное вещество)

Вывод: выпадение осадка одно из условий того, что реакция идет до конца.

Лабораторный опыт №2. Взаимодействие раствора щелочи с раствором кислоты.

Инструкция: В пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель ф/ф. Что наблюдаем? (Ф/ф в растворе щелочи приобретает малиновый цвет, это говорит о щелочной реакции среды). К раствору щелочи приливаем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем (Восстановление цвета индикатора, что является признаком химической реакции)

Составим уравнение химической реакции

NaOH +ф/ф+ HCl = NaCl + H 2 O

окраска малиновая раствор обесцветился

Вывод: Если в результате реакции образуется вода, то такие реакции

протекают до конца

В результате реакции обмена между растворами щелочи и кислоты образовался раствор с нейтральной средой – такая реакция называется реакцией нейтрализации.

Лабораторный опыт №3. Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором азотной кислоты.

Составим уравнение химической реакции

В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, т.к. является нестойкой и легко разлагается на воду и соответствующий оксид. (степень окисления углерода в кислоте и оксиде одинаковая + 4).

Вывод: Если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция идет до конца (т.е. практически возможна).

Учитель: Мы с вами выяснили, что химические реакции обмена идут до конца в нескольких случаях. Назовите их. ( ребята отвечают)

Проверка понимания изученного, закрепление знаний

Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему?

BaCl2 + 2AgNO3 → Ba(NO3)2 + 2AgCl

Cu(NO3)2 + 2NaCl → CuCl2 + 2NaNO3

2НNO3 + К2S → Н2S↑ + 2KNO3

Mg( ОН )2 + Н 2SO4 → MgSO4 + 2H2O

2HNO3 + ZnSO4 → H2SO4 + Zn(NO3)2

2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями.

3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.

4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.

5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.

6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.

7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.

3. Самостоятельная работа:

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Подведение уроков. Рефлексия

Вернемся к теме сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставили в начале урока?

К какому выводу мы пришли?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Что до сих пор остаётся непонятным?

ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Закончите уравнения химических реакций и расставьте коэффициенты:

Источник

Урок химии в 8-м классе «Реакции обмена»

Разделы: Химия

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.

Задачи урока

Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)

Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):

Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это-наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока:»Реакции обмена».

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.

3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?

Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).

3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

Учитель перед учениками выставляет проблему:
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?

1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O

Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.

3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.

3.4. Лабораторный опыт.

Инструктаж по ТБ
Ученики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3
Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.

3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O

3.6. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.

3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH

Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?

6. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:

7. Домашнее задание:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Дрофа 2007.
§32, № 3 (а), № 4(в,г,д), №6(задача).

Источник

Классификация реакций

Существует несколько классификаций реакций, протекающих в неорганической и органической химии.

По характеру процесса

Так называют химические реакции, где из нескольких простых или сложных веществ получается одно сложное вещество. Примеры:

В результате реакции разложения сложное вещество распадается на несколько сложных или простых веществ. Примеры:

В ходе реакций замещения атом или группа атомов в молекуле замещаются на другой атом или группу атомов. Примеры:

К реакциям обмена относятся те, которые протекают без изменения степеней окисления и выражаются в обмене компонентов между веществами. Часто обмен происходит анионами/катионами:

AgF + NaCl = AgCl↓ + NaF

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Замечу, что окислителем и восстановителем могут являться только исходные вещества (а не продукты!) Окислитель всегда понижает свою СО, принимая электроны в процессе восстановления. Восстановитель всегда повышает свою СО, отдавая электроны в процессе окисления.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

ОВР уравнивают методом электронного баланса, с которым мы подробно познакомимся в разделе «Решения задач».

Обратимые и необратимые реакции

Классическим примером обратимой реакции является синтез аммиака и реакция этерификации (из органической химии):

Необратимые реакции протекают только в одном направлении, до полного расходования одного из исходных веществ. Главное отличие их от обратимых реакций в том, что образовавшиеся продукты реакции не взаимодействуют между собой с образованием исходных веществ.

Примеры необратимых реакций:

NaOH + HCl = NaCl + H2O (образуется вода)

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 (сопровождается выделением большого количества тепла)

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Реакции и агрегатное состояние фаз

Фазой в химии называют часть объема равновесной системы, однородную во всех своих точках по химическому составу и физическим свойствам и отделенную от других частей того же объема поверхностью раздела. Фаза бывает жидкой, твердой и газообразной.

К гетерогенным реакциям относятся следующие реакции (примеры): жидкость + газ, газ + твердое вещество, твердое вещество + жидкость. Примером такой реакции может послужить взаимодействие твердого цинка и раствора соляной кислоты:

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

К гомогенным реакциям относятся (примеры): жидкость + жидкость, газ + газ. Примером такой реакции может служить взаимодействие между растворами уксусной кислоты и едкого натра.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Реакции и их тепловой эффект

NaOH + HCl = NaCl + H2O + 56 кДж

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

К экзотермическим реакциям часто относятся реакции горения, соединения.

Исключением является взаимодействие азота и кислорода, при котором тепло поглощается:

Как уже было отмечено выше, если тепло выделяется во внешнюю среду, значит, система реагирующих веществ потеряло это тепло. Поэтому не должно казаться противоречием, что внутренняя энергия веществ в результате экзотермической реакции уменьшается.

Энтальпией называют (обозначение Н), количество термодинамической (тепловой) энергии, содержащееся в веществе. Иногда с целью «запутывания» в реакции вместо явного +Q при экзотермической реакции могут написать ΔH 0, так как внутренняя энергия веществ увеличивается. Например:

CaCO3 = CaO + CO2↑ ; ΔH > 0 (значит реакция эндотермическая, так как внутренняя энергия увеличивается)

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

Замечу, что не все реакции разложения являются эндотермическими. Широко известная реакция разложения дихромата аммония («вулканчик») является примером экзотермического разложения, при котором тепло выделяется.

Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Смотреть картинку Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Картинка про Что такое реакция обмена в химии 8 класс. Фото Что такое реакция обмена в химии 8 класс

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *