Что такое реализация турпродукта
Что такое реализация турпродукта
Статья 1. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.07.2022 в абз. 12 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 15 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 16 (ФЗ от 24.03.2021 N 48-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 в абз. 21 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 22 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 23 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.07.2022 абз. 24 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 20.04.2021 N 93-ФЗ). См. будущую редакцию.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
С 01.01.2022 ст. 1 дополняется абз. 28 (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 465-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
С 01.01.2022 в абз. 34 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 318-ФЗ). См. будущую редакцию.
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
Что такое реализация турпродукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 10
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:
полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);
(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
общая цена туристского продукта в рублях;
(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
права, обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);
(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера;
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия;
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта.
(абзац введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть пятая введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 155-ФЗ)
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме:
о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;
о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора (в случае, установленном частью десятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона).
(часть девятая в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
(часть десятая введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 49-ФЗ)
В случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом объектов показа, включая места религиозного почитания (паломничества), принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
Религиозная организация и (или) организация, созданная религиозной организацией, вправе заключить с туроператором соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов показа, принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, включая условия размещения (проживания), питания туристов на территории религиозной организации с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозной организации.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
Услуги на объектах показа, принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, оказывают экскурсоводы (гиды) или гиды-переводчики религиозной организации и (или) организации, созданной религиозной организацией, если иное не предусмотрено соглашением между религиозной организацией, организацией, созданной религиозной организацией, и туроператором.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 03.07.2019 N 170-ФЗ)
Реализация туристского продукта
«Аудит и налогообложение», 2013, N 7
Под туристским продуктам понимается комплекс услуг, предоставляемых по договору о реализации туристского продукта. И хотя называть туристский продукт товаром не совсем корректно, тем не менее в туризме турпродукт называют товаром, имеющим форму путевки. Поговорим об особенностях реализации данного вида товара.
Заключение договора
К туроператорской деятельности Закон N 132-ФЗ относит деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую исключительно юридическими лицами (туроператорами).
Под турагентской деятельностью понимается деятельность фирм и коммерсантов, занимающихся продвижением и реализацией туристских продуктов, сформированных туроператорами.
Отношения между турагентом и туроператором могут строиться на основании договора поручения, комиссии или агентирования, которые гражданским правом рассматриваются как посреднические соглашения. Особенность деятельности любого посредника в том, что он всегда действует в интересах и за счет заказчика услуги, а его доходы формируются за счет получаемого им вознаграждения.
Чаще всего отношения между турагентом и туроператором строятся на основе агентского соглашения. Как указано в п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, если отношения между турагентом и туроператором построены на основании агентского договора, то турагент в сделках с туристами всегда действует в интересах туроператора, но при этом может выступать как от своего имени, так и от имени туроператора.
Согласно ст. 9 Закона N 132-ФЗ в агентском договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, помимо всего прочего должны содержаться:
Если продажа тура производится посредником от своего имени, то в данном договоре дополнительно указываются:
В договоре должно содержаться также указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с ним (номера телефонов, факсов, адрес сайта в Интернете, адрес электронной почты и другие сведения).
Обратите внимание: продажу туров, сформированных иностранным туроператором, вправе осуществлять лишь юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 132-ФЗ.
Иными словами, продавать в РФ туры иностранных туроператоров могут лишь организации, имеющие договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по данному договору. То есть турфирма, продающая тур иностранного собственника, практически становится туроператором.
Если имеет место продажа тура иностранного туроператора, да еще и через посредника, то у турфирмы, занятой его реализацией, возникает немало вопросов, в том числе и по НДС.
Напомню, что согласно ст. 161 НК РФ посредники, участвующие в расчетах и продающие в РФ товары (работы, услуги) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, признаются налоговыми агентами.
Реализация услуг в РФ, как известно, является объектом налогообложения по НДС. Место оказания услуг определяется в соответствии с правилами ст. 148 НК РФ. Причем в данном случае речь идет всего лишь об услугах посредника, а не об оказании туристских услуг, имеющих место у самого иностранного туроператора, который для этих целей руководствуется особым порядком определения места оказания услуг. Поэтому турагент, занятый поиском туристов и оформлением документов, при определении места оказания своих услуг руководствуется общим правилом определения места реализации услуг, установленным пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Для посредников гл. 21 НК РФ устанавливает специальный порядок исчисления НДС. В силу п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
Иными словами, турфирма, продающая тур иностранного туроператора в рамках посреднического соглашения, исчисляет НДС с суммы своего агентского вознаграждения, полученного за свои услуги. При этом налогообложение услуг производится по ставке 18% (ст. 164 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
Таким образом, для того чтобы у российской турфирмы возникли обязанности налогового агента по НДС, должны быть одновременно выполнены следующие условия:
Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
Правилами N 452 предусмотрено, что информация о турпродукте в обязательном порядке должна содержать сведения:
Кроме того, в соответствии с п. 8 Правил N 452 туроператор, сформировавший реализуемый туристский продукт, должен предоставить потребителю информацию о внесении сведений о нем в единый федеральный реестр туроператоров, а также о наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, предусмотренных Законом N 132-ФЗ.
При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма исполнитель (туроператор) обязан проинформировать в письменной форме заказчика:
В силу п. 9 Правил N 452 если турпродукт реализует турагент, он обязан дополнительно сообщить потребителю сведения:
По требованию потребителя турагент должен предоставить информацию о существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом. Более того, согласно п. 10 Правил N 452 при заключении договора с потребителем исполнитель должен ознакомить его с самими Правилами.
Информация доводится до потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Указанная информация также должна быть доведена до потребителя в том случае, если реализация турпродукта осуществляется вне постоянного места нахождения исполнителя и его структурных подразделений, во временных помещениях, на специализированных выставках и ярмарках.
В п. 11 Правил N 452 указано, что в соответствии со ст. 429 ГК РФ до заключения договора о реализации турпродукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта, в котором определяются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации турпродукта, а также срок, в течение которого стороны обязуются его заключить.
Согласно п. 12 Правил N 452 договор о реализации турпродукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.
Перечень существенных условий договора о реализации турпродукта установлен п. 13 Правил N 452.
Иные условия договора турфирма и турист определяют самостоятельно.
Не допускается включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.
Из п. 16 Правил N 452 следует, что обязанность потребителя по оплате туристского продукта возлагается на последнего после заключения договора.
При этом исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель имеет право отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной суммы.
Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях потребителя, он обязан предоставить турпродукт в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан также своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя может снизить качество турпродукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в турпродукт, в сроки, указанные в договоре.
Если потребитель, несмотря на своевременное информирование исполнителя, в разумный срок не изменит своих указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество турпродукта, то исполнитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 18 Правил N 452 услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.
Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации турпродукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в турпродукт (ваучер, билет и др.), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя (п. 19 Правил N 452).
Согласно п. 20 Правил N 452 каждая из сторон договора имеет право потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными обстоятельствами, а именно:
В соответствии с п. 21 Правил N 452 претензии в связи с нарушением условий договора о реализации турпродукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ, Законом N 132-ФЗ и Законом N 2300-1.
Претензии к качеству турпродукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед потребителем, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами (п. 22 Правил N 452).
Согласно п. 23 Правил N 452 при нарушении исполнителем данных Правил он несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Калькулирование себестоимости туристского продукта
Калькулирование себестоимости туристского продукта является одним из главных вопросов организации учета в туристском бизнесе. Группировка затрат в разрезе статей калькуляции позволяет получать информацию о затратах, произведенных как по отдельным структурным подразделениям, так и в разрезе видов сформированных туристских продуктов.
При калькулировании себестоимости туристского продукта турфирмы руководствуются Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденными Приказом ГКФТ России от 04.12.1998 N 402 и Особенностями состава затрат, утвержденными Приказом ГКФТ России от 08.06.1998 N 210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» (в части, не противоречащей действующему законодательству).
Все расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) турфирм, подразделяются:
Как правило, в бухгалтерском учете турфирм применяется позаказный метод калькулирования. Данный метод предполагает, что на каждый открытый заказ (группы заказов) открывается отдельная карточка по учету затрат. Заказу присваивают отдельный номер, который указывается в первичных документах по учету прямых затрат. Позаказный метод может применяться как для формирования стоимости групповых туров, так и для индивидуальных туров. При этом методе учета заказы можно объединить по определенному качественному признаку (географическому направлению, сезонности, поставщику комплекса прав на услуги сторонних организаций и т.п.).
Себестоимость заказа складывается из всех затрат по группе. Для определения себестоимости поездки одного туриста общие затраты на группу необходимо поделить на количество туристов в группе.
Объектом калькулирования себестоимости является отдельный туристский продукт.
В себестоимость турпродукта включают затраты, которые непосредственно связаны с его формированием, продвижением и продажей.
Прямые затраты учитываются по статьям калькуляции и по отдельным заказам. Фактическая себестоимость единицы турпродукта определяется после выполнения заказа.
К прямым расходам относятся в том числе затраты на приобретение в целях производства турпродукта прав на следующие услуги туристам:
При наличии у турфирм подразделений, оказывающих перечисленные услуги, в себестоимость турпродукта включаются затраты этих подразделений.
Позаказный метод предполагает распределение косвенных расходов (амортизация, аренда, коммунальные услуги и т.д.) между отдельными заказами. Так как сумма таких расходов часто становится известна после выполнения заказа или после окончания периода, необходима информация об ожидаемой стоимости заказа для определения цены до того, как заказ будет выполнен.
При позаказном методе калькулирования необходимо распределить косвенные расходы за период между отдельными заказами.
Распределение накладных расходов между отдельными объектами учета затрат осуществляется на основе одного из специальных методов (расчетов), закрепляемых в учетной политике турфирмы:
В учетной политике турфирмы должно быть предусмотрено положение, согласно которому учтенные косвенные расходы могут быть ежемесячно в полном объеме списаны непосредственно на счета учета продаж.
Покупатель турпродукта должен быть проинформирован о возможной цене турпродукта, чтобы иметь выбор между турфирмами. Следовательно, бухгалтеры должны планировать косвенные расходы предстоящего периода исходя из их величины на плановые периоды, а затем предполагаемую сумму косвенных расходов распределять между отдельными заказами (группами) в соответствии с выбранной базой.
К коммерческим расходам относятся расходы, связанные с деятельностью специализированных точек по продаже турпродукта (турагентств):
К прочим затратам относят налоги, сборы и другие обязательные платежи, страховки, затраты на командировки, оплату услуг банков, подготовку кадров, затраты на связь, услуги гидов, информационные, консультационные и аудиторские услуги, связанные с осуществлением деятельности турфирмы, рекламу, затраты, связанные с реализацией туристских продуктов, расходы на приобретение прав, на услуги по размещению, перевозке, питанию и другие услуги сторонних организаций.
В бухгалтерском учете турфирмы все затраты по формированию, продвижению и реализации единицы турпродукта отражаются на счете 20 «Основное производство», где определяется полная фактическая себестоимость каждого его вида.
Пример 1. Турфирма формирует турпродукты, в которые входят следующие услуги: проживание в отеле, авиаперелет, трансфер, виза, страховка, экскурсионная программа.
При этом турфирма осуществляет расходы на:
В учете турфирмы должны быть такие записи:
Если турфирма помимо продвижения и продажи турпродукта собственного производства осуществляет продвижение и продажу турпродукта других туристских фирм и оказывает прочие коммерческие услуги, в том числе агентские услуги по продаже авиабилетов, то в этом случае она будет выступать как организация, занятая в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности. При этом должен вестись раздельный учет затрат по осуществляемым видам деятельности (туроператорской, турагентской).
Права на услуги сторонних организаций, приобретенные для формирования турпродукта, но не использованные для этих целей по причине их невостребованности туристами, могут реализовываться турфирмами как отдельные права на услуги по туристскому обслуживанию, обособленно от турпродуктов.
Стоимость приобретения прав на указанные услуги не включается в себестоимость туристских продуктов, а учитывается отдельно для выявления финансового результата от их продажи.
Пример 2. Турфирма приобрела блок авиабилетов в количестве 15 мест. При этом 13 авиабилетов были включены в стоимость проданных турпакетов, а два авиабилета реализованы отдельно.
В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Прием наличных денежных средств
Особенностью работы турфирм является то, что практически 80% туристских продуктов продаются физическим лицам, поэтому, как правило, расчеты с ними осуществляются наличными денежными средствами.
При ведении операций по приему наличных денежных средств турфирмы обязаны соблюдать кассовую дисциплину, установленную Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 12.10.2011, в том числе:
При осуществлении наличных денежных расчетов с организациями или индивидуальными предпринимателями необходимо помнить о существующем ограничении в расчетах наличными. Так, расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Данное ограничение установлено Указанием Банка России от 20.06.2007 N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».
Замечу, что Указание Банка России не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами, а содержит ограничение по сумме (100 тыс. руб.) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему (Письмо Банка России от 04.12.2007 N 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У»).
За превышение предельного размера расчетов наличными средствами к организациям и индивидуальным предпринимателям применяется административный штраф (абз. 2 ст. 2.4, ст. 15.1 КоАП РФ).
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Приказом Минфина России от 09.07.2007 N 60н утверждена форма бланка строгой отчетности «туристская путевка», которая в соответствии с п. 2 Постановления N 359 может применяться в сфере туризма при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания соответствующих услуг населению.
Таким образом, туристская путевка является документом, подтверждающим прием денежных средств в случае оказания туристских услуг населению (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ «О направлении разъяснений»).
В Письмах УФНС России по г. Москве от 19.01.2011 N 17-15/4362, от 01.11.2010 N 17-15-114738 также указано, что турфирмы вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии оформления и выдачи соответствующего бланка строгой отчетности.
Обратите внимание: Закон N 54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. Для юридических лиц данный Закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не установил, поэтому если турфирма заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, то наличие ККТ обязательно (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 17-15/72957).
Необходимость применения ККТ также возникает при получении с клиентов частичной предоплаты за оказание туристских услуг. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 08.02.2007 N 22-12/012455 разъясняется, что в случае получения организацией, осуществляющей туристскую деятельность, частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными средствами (с использованием платежных карт) за оказание туристских услуг применение ККТ обязательно. При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности на полную стоимость услуги.
Применять ККТ турфирма обязана и в случае оказания дополнительных услуг туристам, например при бронировании билетов, оформлении загранпаспортов.
Разновидностью посреднического сотрудничества является договор комиссии. В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона турагент (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны туроператора (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет туроператора. При этом турагент действует за счет туроператора, но от своего имени, следовательно, продавцом по договору купли-продажи является турагент, а значит, он и должен применять ККТ при осуществлении наличных расчетов в обязательном порядке.
Когда турагент передает все полученное по сделкам туроператору, последний может не применять ККТ. И наоборот, когда туроператор рассчитывается с турагентом, последний обязан применять ККТ, поскольку для турагента посредническая деятельность признается деятельностью по оказанию услуг, в отношении которых Законом N 54-ФЗ установлена обязанность хозяйствующего субъекта применять ККТ.
В агентском договоре решающее значение будет иметь, от чьего имени действует турагент. Если турагент будет действовать от своего имени, то именно он, а не туроператор обязан применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Неприменение в установленных случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ: