Что такое стратегическое развитие

Шаг 1

Исследование макросреды

На бизнес влияет много внешних факторов, начиная от общего состояния экономики и кончая позициями крупных игроков в сфере. Проанализировав состояние макросреды, можно спланировать доходность и решить, открывать ли новые направления.

Продумывая стратегию организации на несколько лет вперёд, учитывайте следующее:

Например, если у вас небольшой локальный таксопарк и вы узнали, что крупный агрегатор такси планирует захватить эконом-сегмент в регионах, это повод задуматься о перепрофилировании. Например, в течение года можно полностью перейти в премиум-класс.

Шаг 2

Анализ микросреды

Важно понять, как сейчас развиваются конкуренты и какие потребности есть у клиентов: положение дел в других компаниях может влиять на вашу ценовую политику и активность продвижения.

Например, если прямой конкурент кофейни сосредоточился на развитии точек в офисных центрах, то, в зависимости от объёма рынка, можно вступить в борьбу или, наоборот, активно развивать точки «кофе с собой».

Шаг 3

SWOT-анализ

Когда вы уже знаете, какие внешние факторы могут повлиять на бизнес и чего можно ожидать от конкурентов, изучите сильные и слабые стороны своего дела и сопоставьте их с полученными на первых двух этапах данными.

Для этого используйте SWOT-анализ — инструмент планирования, который помогает объединить всю информацию о бизнесе и сформулировать долгосрочные цели.

Составьте таблицу с четырьмя колонками:

Источник

Разработка стратегии развития предприятия. Как добиться желаемых результатов?

Что такое стратегическое развитие. Смотреть фото Что такое стратегическое развитие. Смотреть картинку Что такое стратегическое развитие. Картинка про Что такое стратегическое развитие. Фото Что такое стратегическое развитие

Состояние современной рыночной среды отличается высокой степенью нестабильности: меняется свод государственных законов, колеблется уровень жизни населения, на рынок постоянно приходят новые игроки, усиливая конкурентную среду, ежегодно устаревают одни и появляются другие бизнес-тренды. Казалось бы, какой смысл тратить время и ресурсы на выстраивание долгосрочных планов в такой непредсказуемой обстановке? Не лучше ли двигаться вперёд короткими шажками: от квартала к кварталу, от проекта к проекту?

На самом деле, пожалуй, только грамотная, системная разработка стратегии развития предприятия и может дать бизнесмену высокие шансы на успех и стабильный рост. И вот почему.

Что такое стратегия и зачем она нужна

Что такое стратегическое развитие. Смотреть фото Что такое стратегическое развитие. Смотреть картинку Что такое стратегическое развитие. Картинка про Что такое стратегическое развитие. Фото Что такое стратегическое развитие

Стратегия в менеджменте — это серия управленческих действий и решений, целью которых является постановка и реализация задач, необходимых для поддержания конкурентоспособности компании. Стоит подчеркнуть, что стратегия — это именно комплекс дополняющих друг друга последовательных действий. Стратегический план связывает воедино все бизнес-процессы организации общей идеей, целью, и в этом заключается основное отличие стратегического планирования от операционной деятельности.

Руководство компании осуществляет реализацию стратегии на основе анализа внешней и внутрикорпоративной среды, используя имеющиеся ресурсы. При этом на любом этапе производится контроль достигнутых и/или не достигнутых результатов: ситуация изучается, при необходимости план подвергается корректировке с учётом новых факторов.

Стратегические планы обычно охватывают период от двух до пяти лет, а крупные корпорации могут осуществлять планирование на семь-десять лет вперёд.

Какие преимущества даёт разработка стратегии развития предприятия

Стратегия обеспечивает прежде всего порядок, прозрачность проводимых в организации процессов, понимание каждым сотрудником, куда движется компания и какова его собственная роль в этом движении.

“Когда мы модернизировали оргсхему, было много открытий. И для меня как владельца стало понятнее, каковы мои настоящие функции, и многие сотрудники с удивлением узнавали о том, что они на самом деле делают. Мы всё прописали, распределили, сформулировали”.

В. Аргунов, владелец компании «Белфан»

Когда у вас нет стратегии, вы постоянно сталкиваетесь с проблемами, решение которых порождает новые вопросы.

Допустим, компании предлагают проект. Сразу возникают вопросы. Этот проект по нашему профилю? А какой у нас вообще профиль? А есть ли у нас в данный момент ресурсы? Привлечь кадры мы можем, а куда будем девать их после завершения проекта?

Нужно заметить, расчёты вот такого спонтанного (ситуационного) «планирования» даже не всегда охватывают последний этап — закрытие проекта, поскольку собственник или директор торопятся получить заказ. В результате чего зачастую риски не просчитываются должным образом, и компания получает ничтожную прибыль.

Но владелец может не замечать этого, пока не наступит коллапс, ведь финансового планирования у него тоже нет, следовательно, он не в состоянии должным образом отслеживать распределение денег в своей организации.

Цели стратегического планирования

Основной проблемой стратегического планирования является формулировка целей предприятия:

После определения генеральной цели все остальные аспекты деятельности решаются либо в контексте главной задачи, либо отходят на второй план и финансируются по остаточному принципу.

Стратегические задачи

Задачи, решение которых закладывается в план предстоящего периода, зависят от индивидуальных особенностей роста компании, однако можно выделить несколько общих групп проблем, которые решает разработка стратегии развития бизнеса.

Основной же задачей планирования является систематизация сведений о внутрикорпоративной и окружающей среде, создание чёткой и сбалансированной системы показателей, отражающих настоящее положение компании.

В процессе разработки стратегии выявляются слабые и сильные аспекты деятельности предприятия, устанавливаются причинно-следственные связи между возможностями, рисками, слабыми сторонами компании и её конкурентными преимуществами. Для этого ответственная за разработку группа использует графические объекты, таблицы, графики.

На основе карты решений становится возможным провести классификацию целей: среднесрочные, оперативные, стратегические, а также определить основные показатели различных групп целей.

Последним этапом устанавливается последовательность необходимых действий, рассчитываются затраты на реализацию принятых решений и назначаются ответственные лица.

Что такое стратегическое развитие. Смотреть фото Что такое стратегическое развитие. Смотреть картинку Что такое стратегическое развитие. Картинка про Что такое стратегическое развитие. Фото Что такое стратегическое развитие

Методология разработки стратегии развития

Стратегический план должен разрабатываться таким образом, чтобы оставаться актуальным и жизнеспособным в течение длительного времени, но при этом обладать гибкостью, иначе предприятие будет не в состоянии реагировать на существенные изменения текущих обстоятельств: кризиса, изменения политической обстановки, прихода на рынок нового игрока, смены поставщиков.

Основные понятия и подходы к разработке стратегии

Понятие «стратегическое управление» появилось в научном лексиконе около пятидесяти лет назад в связи с появлением в мировой экономике новых представлений о способах ведения бизнеса. Новый термин позволил провести границу между управлением операционной деятельностью и управлением высшего уровня, в центре внимания которого находятся вопросы экономических прогнозов и планирования.

Стратегическое планирование является одной из важнейших функций управления, которая решает задачу выбора целей и определяет пути их достижения. Планирование лежит в основе всех управленческих решений, а его официальным выражением служит бизнес-план — документ, содержащий структурированное описание этапов внедрения выбранной стратегии.

Теория системного менеджмента предлагает два основных подхода к разработке стратегии.

Экономистам известно несколько методик формулирования стратегии. Выбор конкретного стиля зависит от степени формализованности и состава группы разработчиков.

Этапы разработки стратегического плана

Алгоритм разработки стратегии организации предусматривает несколько последовательных шагов или этапов. Подчинённость процесса разработки научно обоснованной схеме позволяет создать комплексный, детальный, реалистичный план.

Что такое стратегическое развитие. Смотреть фото Что такое стратегическое развитие. Смотреть картинку Что такое стратегическое развитие. Картинка про Что такое стратегическое развитие. Фото Что такое стратегическое развитие

Миссия предприятия

Если выбор стратегии зависит от основной цели предприятия, то процесс разработки начинается с формулировки миссии.

Распространённое представление о том, что смысл существования организации заключается в зарабатывании денег, ошибочно. Выше мы говорили о том, что стратегический менеджмент всегда ориентирован на клиента, следовательно миссия — квинтэссенция идеологии компании — должна отражать потребности целевой аудитории и способы их удовлетворения.

“Нашей первой победой стала формулировка ценностей и определение конечного продукта. Несколько точных фраз, девиз, вокруг которого мы смогли консолидироваться”.

Если основных ценностей своего бизнеса не знает даже руководитель, то у предприятия не будет фундамента, точки отсчёта для выбора оптимального варианта стратегии. Миссия конкретизирует статус организации, очерчивает её рабочие принципы, определяет ориентиры движения, формирует корпоративную культуру.

Оценка рыночных условий

В процессе своей деятельности компания постоянно сталкивается с новыми возможностями и угрозами, возникающими в динамичной внешней (рыночной) среде.

Диагностический процесс помогает отслеживать внешние факторы, что позволяет составлять превентивные планы на случай возникновения спрогнозированных угроз.

К факторам внешней среды относят:

Исследование внутренних условий

Для успешного управления руководителю необходимо иметь чёткое представление о состоянии своего бизнеса:

Если на первом этапе определяются цели долгосрочного развития, то диагностика внутренних и внешних обстоятельств предприятия позволяет детализировать генеральную цель, разбив её на ряд промежуточных подцелей.

Выбор стратегической альтернативы

Существует множество условий, влияющих на выбор той или иной модели стратегии, и обычно их влияние на предприятие носит взаимодействующий характер. Для успешного проведения стратегии внешние и внутренние факторы должны быть тщательно разграничены — без структурированной системы управления организация не сможет качественно улучшить свою деятельность и получить конкурентные преимущества.

Выбор стратегии осуществляется на основе нескольких критериев:

Независимо от того, какой вариант стратегии будет избран собственником, стратегический план должен отражать все разработки, отвечающие на вопрос: «Что, когда, где, кем и за счёт каких ресурсов должно быть сделано?» Малые предприятия обычно выбирают один конкретный вектор развития, тогда как деятельность солидных компаний отличается высокой сложностью, а потому для обеспечения нормального функционирования системы руководство сочетает несколько видов стратегии.

Что такое стратегическое развитие. Смотреть фото Что такое стратегическое развитие. Смотреть картинку Что такое стратегическое развитие. Картинка про Что такое стратегическое развитие. Фото Что такое стратегическое развитие

Виды стратегии

Не существует единой методики выбора стратегии, одинаково подходящей для всех организаций, как не существует похожих стилей управления. Тем не менее, можно выделить общие группы направлений деятельности, которые стоит учитывать при разработке корпоративной стратегии предприятия.

Группа базисных стратегий

Для формул группы базисных стратегий, как правило, достаточно двух координат: это «рынок» и «продукт».

Стратегия сворачивания бизнеса заключается в сокращении или полном прекращении продаж. Стратегия может затрагивать часть ассортиментной линейки или касаться всех бизнес-процессов компании.

Конкурентная борьба

Особенности разработки стратегии развития компании в немалой степени зависят от условий конкурентной среды, которые, в свою очередь, формируются из инициатив рыночных игроков и социальных, научно-технических, политических факторов.

При всём многообразии методов укрепления конкурентной позиции наибольшее распространение получили два типа стратегии.

В рамках конкурентной борьбы выделяют две маркетинговые стратегии: наступательную и оборонительную.

Первая методика используется в основном молодыми предприятиями, которым необходимо как можно скорее занять свою нишу: маркетологи стараются использовать слабости конкурента, чтобы потеснить его позиции; преумножают свои конкурентные преимущества; разрабатывают программы фронтального наступления. Стиль «партизанской войны» предпочитают мелкие фирмы, не имеющие запаса ресурсов: точечные удары позволяют руководству получить временное преимущество, которое можно использовать для своей выгоды.

Оборонительные стратегические приёмы имеют целью удержание завоёванных позиций:

Функциональные стратегии

Как следует из названия, функциональное планирование направлено на внутренние процессы, которые обеспечивают бесперебойную деятельность предприятия.

Среди функциональных стратегий различают: маркетинговую, финансовую, стратегию производства, стратегию управления персоналом.

Многие авторы относят к категории функциональных стратегий сферу социальных инноваций, которая включает в себя мероприятия и программы, нацеленные на улучшение социальной атмосферы организации и создание плодотворных отношений с общественными структурами.

Заключение

Изучая процессы разработки стратегии развития предприятия мы во многом опираемся на огромный опыт западных коллег, поскольку на территории России этого опыта пока практически нет. Даже те из бизнесменов, кто понимает важность внедрения стратегического менеджмента, зачастую путают стратегию с долгосрочной тактикой. Нашим предпринимателям просто негде получать навыки стратегического мышления.

“Я окончил экономический факультет в 1996 году, когда старые принципы плановой экономики ушли, а новая школа только-только внедрялась. Советские преподаватели изучали методички вместе с нами. Я мало что вынес из этой каши, все знания получал, занимаясь практическим бизнесом. Я учился то тут, то там, но понимал, что мне нужно собрать свои знания в систему”.

В. Аргунов, владелец компании «Белфан»

Дефицит достоверной информации делает невозможным построение устойчивой системы, а западная литература подчас носит слишком размытый теоретический характер, вследствие чего оказывается абсолютно бесполезной для неподготовленного человека.

В последние годы плачевное состояние информационно-экономического пространства начинает улучшаться за счёт появления на рынке различных программ развития админтехнологий. Однако очевидно, что последствия перестройки экономической модели страны всё ещё оказывают ощутимое влияние на облик российского бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *