Что такое реализм в истории кратко
Реализм
Реализм XIX в. вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма и романтизма, вместе с тем преодолевая их ограниченность.
Классицизм стремился к отражению объективного реального мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее данных абсолютных критериев истины и красоты. Искусство классицизма могло обобщать реальную действительность, но не в типичных, а в идеализированных или условно схематичных образах, либо необычайно приподнятых, либо приниженных.
Романтизм стремился отстраниться от окружающей действительности, субъективно преображать ее. Романтики то вовсе отрицали объективную реальность мира, то полагали невозможным и ненужным его объективное воспроизведение средствами художественного творчества. Но именно потому, что романтики отвергали самый принцип заранее заданных логических и эстетических критериев и отважно стремились изображать внутренне противоречивые, необычайные (а с точки зрения классицистов — незакономерные и даже неэстетичные) явления живой действительности, их произведения нередко воплощали и диалектическую правду жизни. Неспособные и не считавшие возможным постичь и воспроизвести общие закономерности общественной жизни, романтики с тем большим увлечением обращались к проблемам частным, индивидуальным, к внутреннему миру человеческих мыслей, страстей и настроений.
Реализм в отличие от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. В противоположность же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений об этом мире. Основой реалистического искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.
Великие художники-реалисты XIX в. с беспощадной правдивостью изображали язвы и пороки буржуазного общественного строя и буржуазной морали, хотя часто испытывали затруднения в утверждении положительного общественного идеала, нередко ошибались в определении путей его достижения.
Вершинами реализма в литературе были произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Реализм нашел яркое выражение и в области изобразительных искусств, особенно в живописи и графике, создав основу для высокого расцвета бытового жанра (Федотов, Перов, Милле, Курбе, Манэ, Дега), пейзажной живописи (Констебль, Коро, А. Иванов), портрета (Жерико, Крамской, Репин), политической карикатуры (Домье).
Художники-реалисты, обобщая живую действительность, создавали «типичные характеры в типичных обстоятельствах».(Фридрих Энгельс — Маргарите Гаркнесс, начало апреля 1888 г., «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. I, M. 1957, стр. 11.) Художественное обобщение и типизацию они осуществляли в ярких и конкретных индивидуализированных образах, глубоко проникая в психологию отдельных людей, в сущность развития общественных и личных отношений между людьми.
В реалистическом искусстве были развиты многие существенно новые средства художественного отражения действительности. Художники-реалисты сознавали и изображали в своих произведениях зависимость человеческих судеб, нравов и психологии от конкретных исторических условий, от общественной среды, они стремились возможно глубже проникать во внутренний мир мыслей и чувств, познавать непоследовательные, противоречивые особенности человеческих характеров, часто отображая не только постоянные, сложившиеся качества, но и развитие, становление характеров.
Таким образом, основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства XIX столетия явились прежде всего широта, глубина и правдивость общественной панорамы, принцип историзма, новая методика художественного обобщения (создание типических и вместе с тем индивидуализированных образов), глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей.
Общая картина литературы и искусства XIX в. чрезвычайно многообразна и сложна. Наряду с общими чертами искусство каждой страны имело свои отличительные особенности, которые определялись характером социально-политических условий в истории каждого народа. Каждая нация имела свою собственную политическую судьбу, свой жизненный уклад, свой строй мышления и чувств.
Что такое реализм: кратко и понятно
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.02.2019 · Обновлено 25.02.2019
Реализм – это направление в искусстве или литературе, образовавшееся в конце XIX века. Главной его особенностью является правдивое изображение действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах». Но понятие реализма – это термин, и более ничего, а чтобы разобраться в сути направления, необходимо не только знать его определение, но и его определяющие черты, принципы, философию и другие основы. Многомудрый Литрекон будет рад помочь Вам в освоении реализма.
История возникновения
Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.
Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).
Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.
Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):
Основные черты и признаки
Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:
Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.
Суть и принципы
Философия реализма носит название «Tabula rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно. Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают (в соответствии с теорией) особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли. Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.
Таковы главные принципы и особенности реализма:
Герой
Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».
Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).
Черты героя реализма:
Виды, жанры и темы
Социалистический
Социалистический реализм возник в 20-е годы прошлого века. Самый яркий и доступный литературный пример – советский реализм (М. Горький, М. Шолохов и другие). В живописи: И. И. Бродский, Е. П. Антипова, А. А. Пластов.
Тематика, особенности и специфика направления:
У истоков жанра стоял М.Горький. Именно он официально объявил термин «социалистический реализм» в 1934 году. В этом направлении творили такие писатели, как Шолохов («Поднятая целина»), Александр Серафимович («Железный поток»), А.Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Н. Островский («Как закалялась сталь»). К писателю предъявлялись особые требования, в которых выражалась суть принципа социалистического реализма. Ему необходимо было опираться в своих произведениях на установки партии, идеализировать социалистическое общество, в центре – положительный, трудолюбивый герой, не сомневающийся в правильности своего выбора. Роман-эпопею Шолохова «Тихий Дон», например, нельзя отнести к соцреализму: он может вызвать сомнения у советского человека. А вот его же «Судьбу человека» или «Поднятую целину» — можно.
В произведениях соцреализма поднимаются темы единства народа, значимости труда, создания счастливого будущего. Для них характерны проблемы отступничества и предательства, паразитизма и жестокости прошлых эпох, нищеты и рабства.
Основные литературные жанры:
Критический
Критический реализм был сформирован в 1830-е годы. В этом жанре творили основные деятели эпохи: Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Основные принципы этого направления – «дух отрицания» и «дух анализа». Также к ним относятся:
Н.В. Гоголь в своих произведениях обличает такие пороки общества, как чинопочитание, лицемерие, ведение праздного образа жизни. Он создает образ типичного русского города, жители которого – малограмотны, глупы, пусты. В лирических отступлениях поэмы «Мёртвые души» Гоголь затронул почти все проблемы русской действительности: положение писателя, однообразие жизни, сложившиеся человеческие характеры, сколоченные примитивно и пошло (о «толстых» и «тонких»).
Особенно важно, что жанры критического реализма были весьма многогранны, и ошибочно считать, что в него вписывается только деятельность литераторов. Например, В. Г. Белинский был критиком, но его статьи и письма тоже принадлежат к этому направлению.
В живописи к реалистам подобного склада можно отнести художников-передвижников: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин и т.д.
Просветительский
Это направление сложилось в эпоху Просвещения. Основная тематика – вера в человеческий разум, стремление к гармонизации общества через культурное развитие. Писатели исходили из философского догмата, в соответствии с которым все люди рождаются на свет чистыми как белый лист бумаги, и только от их общества зависит, кем они станут. Поэтому литература становится назидательной, в ней проскальзывают прямые нравоучения.
Провозглашается свобода личности, а также такие нравственные ценности, как доброта, честность, благовоспитанность, строгие моральные устои. К жанрам просветительского реализма относят роман, комедию, трагедию, даже лирическую песню. В этом направлении писали: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Вольтер, И.В. Гете, Д. Дефо.
Магический
Истоки магического реализма уходят в далёкое прошлое: ещё древние индейские цивилизации (ацтеки, майя, инки) мыслили, веровали в этом направлении. Магический реализм подразумевает способность видеть, изображать чудесное, необычное в окружающей действительности. Основные элементы направления:
К магическому реализму можно отнести некоторые романы, сказки, рассказы, повести. Это и есть самые частые жанры этого направления
Примеры из литературы: Г. Г. Маркес «100 лет одиночества»; Н. В. Гоголь «Нос»; А. С. Пушкин «Пиковая дама».
Примеры из живописи: творчество М. А. Врубеля.
Классический
Классический реализм подразумевает обращение к внутреннему миру личности, социальный детерминизм. Важную роль в формировании мировоззрения героя играет общество, которое окружает персонажа. Герой «подвергается» разным испытаниям: любовным, испытанием дружбой, честью. Также авторы могут помещать на страницы своих произведений исторические события, реальных личностей. Тематика соответствующая: любовь, конфликт поколений, честь и бесчестье, добро и зло и т.д. Писатель с помощью методов психологизма раскрывает характер своего персонажа, а в его характере мы видим сословие или эпоху. К этому направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Примеры из живописи: творчество К. Брюллова, В. Боровиковского и т.д.
Представители и примеры
В литературе
XIX в. – А.С. Пушкин ( «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души», «Шинель»), И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»), Ф.М. Достоевский («Бесы», «Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»).
XX в. – А.П. Чехов («Вишнёвы сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Окаянные дни», «Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»), А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).
В живописи
К первым живописным реалистам относятся: Илья Репин, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Франсуа Милле.
В России такое направление, как соцреализм отразился не только в литературе, но и в живописи. В этом направлении творили: Б. Иогансон, Ф. Решетников («Опять двойка»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»), С. Герасимов («Колхозный праздник»).
Также в XX веке появляется новое направление: сюрреализм. К нему относят работы следующих авторов: Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Лицо войны»), Рене Магритта («Сын человеческий», «Гонконда»).
В музыке
Крупнейшие представители реализма: М. Глинка («Иван Сусанин»), М. Мусоргский («Борис Годунов»). Основные черты их произведений – народность, изображение страданий русского человека, его нелёгкой судьбы. В центре – внутреннее состояние человека, исторические события.
РЕАЛИЗМ
Смотреть что такое РЕАЛИЗМ в других словарях:
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
реализм 1. м. 1) Направление в литературе и искусстве, ставящее целью дать правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 2) Метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. 2. м. Способность ясно понять и реально оценить окружающую действительность при осуществлении чего-л.
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художест. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Запад. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолко. смотреть
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ
Вопрос о времени возникновения и этапах становления реалистического метода и направления (как и вопрос о взаимоотношениях самих этих понятий) остается спорным. Некоторые советские исследователи полагают, что реалистическая установка или реалистические принципы отражения возникают в древние времена и затем проходят ряд исторических этапов («античный Р.», «Р. Возрождения», «просветительский Р.», Р. XIX в., «социалистический Р.»); другие связывают начало Р. с эпохой Возрождения; третьи ведут отсчет от XVIII в., когда сформировался жанр семейно-бытового и социально-бытового романа. Наиболее широко бытует точка зрения, согласно которой Р. как направление (метод) сформировался в 30‑х гг. XIX в., когда в европейских литературах принцип правдивого изображения мира утверждается с наибольшей полнотой, в наиболее развитых социально-аналитических формах.
Новый этап развития европейского Р., отмеченный принципиальным разрывом с романтической традицией, начинается с середины XIX в. (Г. Флобер, У. Теккерей). В России, где основы Р. были еще в 20-30‑х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Р. XIX в. принято называть критическим реализмом. Советское литературоведение восприняло это понятие от М. Горького, употребившего его, чтобы подчеркнуть обличительную направленность большинства произведений мировой реалистической классики. В этом смысле термин вполне отвечает своему назначению, поскольку Р. действительно показывает несоответствие буржуазного строя нормам человечности, критически анализируя и осмысляя всю систему общественных отношений. По замечанию К. Маркса, «блестящая плеяда современных английских романистов, которые в ярких и красноречивых книгах раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые, дала характеристику всех слоев буржуазии…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1967, с. 487). Социально-критическое начало является определяющим и в русском Р., где в середине XIX в. его связывали преимущественно с линией, идущей от «Ревизора» и «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, с деятельностью писателей натуральной школы. Однако термин «критический реализм» нельзя понимать буквально, т. к. Р. XIX в. вовсе не был лишен утверждающего начала. В действительности художественно запечатленный пафос утверждения присущ всей большой реалистической литературе. Он ясно выражен не только в позиции автора, но часто и в образах героев, наделенных нравственной стойкостью или способных в высшие моменты жизни подняться над эгоизмом. Показывая измельчение личности в буржуазном обществе (Г. Флобер, Ги де Мопассан, А. П. Чехов и др.), литература Р. отразила вместе с тем и сопротивление разлагающему воздействию этого общества на личность, воплотила высокие нравственные ценности, стремление к социальной справедливости. Обозначение Р. как «критического Р.» не вполне точно и в том отношении, что, акцентируя конкретно-историческую значимость произведения, его связь с социальными задачами момента, оно оставляет в тени философское содержание и общечеловеческое значение шедевров реалистического искусства.
По определению Ф. Энгельса, «… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (там же, с. 6-7). При этом типизация характеров и обстоятельств (см. Тип и Типическое) осуществляется в Р. как раз через «правдивость деталей», в самих «конкретностях» условий бытия персонажей: в подробных и четких описаниях лиц и предметов, в изображении определённого реального места действия, в обрисовке исторических или временных реалий, в достоверном воспроизведении особенностей быта и нравов, своеобразия речи жителей определённой местности, людей той или иной социальной и профессиональной среды. Все это способствует созданию живого образа реальности, рождая ощущение «равнозначности» изображенного в произведении и подлинной действительности. Для развитых форм Р. показательна слитность «типичного» и индивидуального, неповторимо-личностного: жизненная сила и убедительность реалистического характера находятся в прямой зависимости от степени индивидуализации, достигнутой художником.
В России эстетическая концепция Р. начинает формироваться уже в критических заметках А. С. Пушкина. Существенный вклад в теорию Р. внес В. Г. Белинский. Прослеживая эволюцию мировой поэзия и русской литературы, критик стремился осмыслить ее как длительную борьбу за утверждение принципов «реального» искусства, рождение которого в русской литературе он связывал с творчеством Гоголя. При этом ни Белинский, ни Н. Г. Чернышевский, развивавший его концепцию, термином «Р.» не пользовались. Н. А. Добролюбов, выдвинувший принцип «реальной критики», употреблял термин «Р.» при анализе поэзии Пушкина и И. С. Никитина, однако скорее в смысле восприятия жизни («жизненный реализм»), чем в значении способа ее воссоздания. Впервые этот термин для определения общих особенностей и приемов творчества Тургенева и Гончарова ввел П. В. Анненков в статье «Заметки о русской литературе прошлого года» (1849), но общеупотребительным он стал лишь с 1860‑х гг.
Лит. манифесты франц. реалистов, Л., 1935;
Лукач Г. К истории реализма, М., 1939;
Проблемы становления реализма в литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964;
Реализм и художественные искания XX в. Сб. ст. М., 1969;
Сучков Б., Историч. судьбы реализма, 3 изд., М., 1973;
Мотылева Т., Достояние совр. реализма, М., 1973;
Николаев П. А., Реализм как творч. метод. Историко-теоретич. очерки М., 1975;
Ауэрбах Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976;
Что такое реализм и надо ли с ним бороться?
Краткая история реализма — от Вермеера до мобильного телефона — в изложении художника Семена Файбисовича
COLTA.RU продолжает рубрику «Ликбез», в которой эксперты делятся с нами своими взглядами на основополагающие понятия и явления культуры и истории. Художник Семен Файбисович объясняет, что такое реализм и почему его рано списывать в архив современного искусства.
Давайте попробуем определить «от противного»: реалист — тот, кто не преобразует мир вокруг себя согласно каким-либо заданным извне канонам и правилам и не ставит на его место какой-либо придуманный мир или свой внутренний. А теперь «от приятного»: реалист — тот, кого окружающая реальность интересует и возбуждает сама по себе — такая, как есть; кто черпает вдохновение в этом заведомо главном для него творении, пользуясь даром видеть его своими глазами. Художник-реалист чувствует себя скорее проводником, чем демиургом, — примерно так…
Бывает, реализм путают с предметным искусством: мол, если нарисованы реальные, узнаваемые вещи, то это реализм, а если ничего не поймешь и не разберешь, то это абстракционизм. Тут заблуждение не только в том, что предметное совершенно не обязательно реально: сколько угодно в искусстве выдуманных предметов и даже целых миров — взять хоть мир Иеронима Босха. Или таможенника Руссо. Куда интереснее — поскольку менее очевидно — то, что реальное вполне может выглядеть абстрактным, и к этому нетривиальному заключению я, к примеру, пришел, просто идя своей дорогой реалиста.
В 80-е писал тематические циклы о жизни советских людей в советской стране — так сказать, создавал портрет эпохи. А в 90-е эта жизнь, эта эпоха закончилась. Началась другая, тогда непонятно какая. Но очевидным образом из жизни ушло напряжение, что побуждало играть в гляделки с удавом, и возникло ощущение, что смотреть больше не на что. А привычка напряженно вглядываться осталась, и тогда внимание перефокусировалось с того, на что мы смотрим, на то — как. В результате родился проект «Очевидность» на тему исследования оптики зрения, в том числе остаточного, когда смотришь на что-то яркое или контрастное, а потом закрываешь глаза и видишь на просвечивающих кровью исподах век, как на экранах, следы реального мира в виде эдаких негативов, которые затем сами трансформируются, все дальше уходя от породивших их позитивов, все больше абстрагируясь и постепенно исчезая. То есть ты видишь реальные следы реального мира, которые в твоих закрытых глазах начинают выглядеть абстракциями. И стараясь сделать все как можно более «похоже» — изображая реально увиденное и ничего не выдумывая, — ты получаешь картину, на вид вполне или совершенно абстрактную. Такой «реальный абстракционизм», с которым на самом деле близко знаком каждый, просто мало кто осознает это знакомство.
Так вот, осмелюсь утверждать, что это самый что ни на есть последовательный реализм. Настолько последовательный, что готов шагнуть за свои известные, опознанные пределы — выйти за формальные границы привычной «правды жизни», если в неизведанное ведет верность этой правде, ее инстинкт. Кстати, мне тогда почудилось, что Марк Ротко весь вышел из этого зрения-прозревания сквозь опущенные веки: иной раз невольно выходило похоже на него. Возникло сильное подозрение, что сумрачное свечение его гипнотических холстов-абстракций имеет в своей основе вполне реальный «божий свет», претворенный физикой остаточного зрения и художественным гением автора.
И тут всплывает тема «несостыковки» культуры и жизни. По принятой классификации Ротко — абстракционист, а, скажем, Дали — сюрреалист, сверхреалист в переводе на русский. А в реальности — «на самом деле», что называется, — Ротко, опять же осмелюсь утверждать, близок к реализму, а сюрреализм Дали и других по сути его антипод, поскольку возрос на почве психоанализа и, одержимый его откровениями, стал формой выражения не сознания, а подсознания. А сознанию, напротив, начисто отказал в доверии — то есть отказал в доверии осознанным чувствам, в том числе зрению, в том числе глазам как его органам. Иначе говоря, отказал зримой, «ощутимой» реальности в праве на существование — упразднил ее.
Фотореализм, возникший в 70-е годы прошлого века, скорее родственник «истинного» реализма, но отношения у них непростые. Для фотореализма реальностью является не окружающая жизнь, а ее фотка: она и отправная точка для художника, и конечный пункт прибытия — опосредованный такой реализм получается. Но, на мой взгляд, основное значение фотореализма в истории искусства в том, что он закрыл тему противостояния и противоборства фотографии и реалистической живописи.
Все ведь началось с того, что только появился на свет реализм — как осознанное и названное явление — и мир начала завоевывать фотография. Не исключено, кстати, что фотография и помогла реализму выкристаллизоваться, осознать себя и обозначить свое место в искусстве. Но так или иначе скоро пошли разговоры, что реализм обречен, приговор ему подписан: мол, кому он теперь нужен? Чего стоят его честность, достоверность, объективность, когда фотокамера заведомо честнее, объективнее по определению? Основная ведь масса художников, включая самых великих, многие века зарабатывала на жизнь заказными портретами, в которых сделать «похоже» было едва ли не главным, а кто сделает более похоже, чем объектив? Вот многовековой доходный промысел, а для многих главный источник существования и начал чахнуть на глазах. Да и пейзажи у фотографов ого-го получались, и архитектура. Словом, вопрос, как теперь выжить изобразительному искусству, чем заняться, действительно встал ребром и потребовал ответа.
Вот тогда искусство и пошло в отрыв от фотографии, а заодно от неискаженного, не измененного намеренно способа изображать мир — и в отрыв от «клиента» (это другая богатая тема — отдельная). Импрессионизм, пуантилизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм, оп-арт, поп-арт, постмодернизм… С одной стороны, изобразительное искусство уходило все дальше и дальше от «правды жизни»: если импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм были еще в известном смысле «развитием» реализма типа «Вот так надо смотреть на все согласно только что открытым законам физики света!» или «А я так вижу реальный мир» — то дальше он подвергся реконструкции (кубизм), игнорированию (футуризм, авангардизм), бойкоту (абстракционизм, сюрреализм), деконструкции (постмодернизм)…
С другой стороны — ай-ай-ай, как нехорошо! — живописцы начали все активнее использовать фотографию. До этого они в течение столетий пользовались услугами ее праматери — камеры-обскуры: тот же Вермеер вовсю пользовался, Гольбейн и многие другие, в том числе и великие, а с изобретением фотографии и по мере ее развития «брать натуру» стало несопоставимо проще и дальше становилось все проще и проще. Иначе говоря, соблазн оказался слишком велик. По фотографиям работал Поль Гоген и многие другие западные модернисты разных направлений, а уж наши соцреалисты — чуть ли не все подряд. А как иначе?
Искусство в тех формах, что сегодня доминируют, уже и называть-то изобразительным неловко и по существу неверно, и нынче используются слова «арт» или «совриск» (современное искусство).
Это Венецианов мог ставить своих крепостных крестьян в нужные ему неудобные позы и рисовать с натуры, пока они не хлопались в обморок от жары, не начинали корчиться от боли и судорог и т.п., а тут натурщики были доступны немногим, да и тех за трактор не посадишь. Да и не наберешь их на всякие массовые сцены колхозной жизни, праздничные шествия, народные гулянья и т.п. — и не срисуешь с натуры, когда все в движении, а фотографии «схватить» это — раз плюнуть: щелк — и готово. Да и вожди разве позволят мучить себя многочасовым позированием? В общем, почитай все пользовались: так или иначе, в той или иной мере, с той или другой целью — но не признавались в этом. «У них» — потому что все шло в концептуальных рамках ухода от фотографии в разного рода формализмы, а у нас — при том что царил культ ремесла, умения «сделать похоже» — срисовывание с фотки считалось профанацией и потому, что это умение имитировалось, и потому, что фотография не имела статуса «настоящего» искусства и ее использование выходило типа изменой. Помню, в художественной школе в моем классе одну девочку выгнали за то, что она срисовала праздничную демонстрацию с журнала «Пионер». Она вроде бы творчески подошла к делу: цвет шариков немного изменила, а именно — красных стало поменьше, а все одно не помогло.
На Западе, напротив, фотография котировалась очень высоко, активно теснила живопись на арт-рынке, и комплексы той все росли. В общем, всем живописцам было не с руки признаваться, что они используют фото; они всячески скрывали и маскировали это — а фотореализм избавил живопись от комплексов: вот, пожалуйста, беру я фотографию и р-раз — один в один ее изображаю. Типа я свободный человек в свободной стране — что хочу, то и делаю! И что вы мне сделаете? В общем, фотореализм вошел в моду, стыд прошел, скелеты вывалились из шкафов. Живопись сбросила оковы, апроприировала фотографию, сделала ее язык одним из собственных актуальных языков — языком нового извода реализма — и так по сути реабилитировала и реанимировала его. Получается так: в XIX веке реализм в живописи возник как флагман ее ухода в отрыв от косности, препятствующей развитию. Потом, теснимый фотографией, он сам стал анахронизмом, от которого художественный мейнстрим и не только побежал как черт от ладана, а после фотореализма бега вроде как закончились — непонятно стало, кому бегать, от кого и зачем. Правда, в здешней реальности — что советской, что постсоветской — комплексы в значительной мере сохранились в силу общей замшелости культурных представлений. В частности, в силу гипертрофии в сознании зрителя места и роли ремесла — точнее, примитивно и вульгарно понимаемого мастерства — в современном творческом процессе. Но это тоже отдельная история.
Так и вышло, что «середка» арта — то место, где искусство обитало многие века, — опустела и типа заросла бурьяном, а отказ в праве на существование именно реализму дополнительно обосновывается тем, что возможности визуального постижения и соответствующей интерпретации окружающего мира полностью исчерпаны — мол, «все картины уже написаны», все виды виданы и больше ловить тут нечего. В арт-мире ведь «инновативность» — уже давным-давно ключевое слово: современным искусством по определению является лишь то, что обитает «в точках роста», открывает новые возможности — формальные и технологические ресурсы, языки и все такое прочее. А у реализма, стало быть, таких возможностей, таких ресурсов нет и взяться им неоткуда — вот и пошел вон, ретроград хренов.
Но дело в том, что эта констатация сама устарела. Цифровые технологии (мобильные телефоны, интернет и т.д.) породили бурный рост визуального продукта и интенсивности обмена им, оглушительный количественный рост, что уже очевидно создало качественно новую ситуацию взрывной «визуализации» жизни. И это не говоря о возможностях обработки картинок в фотошопе, скажем, когда ничего не стоит сделать фотографию произведением импрессионистической живописи, пуантилизма, абстракционизма, офортом — да чем угодно; можно уходить с ней на любое расстояние от «реальности» и опять разными способами возвращаться к ней. Такие игры не только стимулируют живое восприятие окружающей действительности, открывают новые возможности соотнесения с ней, подсказывают художникам свежие идеи и формы высказывания на основе «смешанных техник», но и помогают снять «мыло» с глаз, в том числе увидеть совершенно по-новому, казалось, хорошо известное, привычное. То есть сегодняшний реализм — это уже не направление в живописи, а скорее эдакий политехнологичный, стереофоничный способ видеть, чувствовать, мыслить и выражаться в процессе соотнесения себя с окружающим миром, творческого освоения его.
Но ведь мир вокруг нас постоянно и стремительно меняется не только по этому вектору, и усилия отобразить эти разного рода перемены уже сами по себе чреваты инновативными результатами. А ведь эти усилия и есть главный, ключевой признак реалистического взгляда и подхода, неотторжимая суть которого — разговор именно со своим временем. Жизнь прошлым, эксплуатация на полном серьезе и пафосе разных «исторических», тем более архаических форм высказывания, восприятие мира через призмы разного рода неотрефлексированного ностальгирования — все это ну никак, ни разу не реализм. Равно как вообще «жизнеподобные» кич и салон, что озабочены не проблемами осмысления, прочувствования современного мира, а желанием угодить вкусу потенциального покупателя, как правило, культурно не ангажированного. В этом смысле они родня соцреализму, который кто-то определил как «направление в искусстве, описывающее жизнь и деятельность членов партии и правительства средствами, доступными их пониманию». Но не будем уходить далеко в сторону — я все это к тому, что сегодняшние борцы с реализмом норовят отнять у художника ровно вот это его право на живое, чуткое восприятие окружающего мира, которое им самим не дано. Норовят объявить все возможные на этом пути инновации заведомым отстоем, лузерством. Старательно списывают реализм в архив, а в реальности сами давно уже там.
Когда в 80-е я писал портрет советской эпохи «как она есть», ни один здешний «вед» совриска не воспринимал мою живопись сколько-нибудь одобрительно или хотя бы с интересом. Все признавали актуальными и превозносили исключительно концепт и соц-арт, которые оперировали теми символами, знаками, образами, какими «система» сама себя выражала (лозунги, плакаты, портреты вождей, наградная, военная символика), и тем, что уже давно было на культурной поверхности, — типа эстетики и этики коммунальной жизни. Меня же, наоборот, необоримо влекла периферия зрения и сознания: гипнотизировало то до предела затертое, проходное, что все вроде бы видят, но никто не замечает; манило непроявленное, «пустое», не артикулированное в живописи, никому ничего не говорящее и неинтересное. Именно в зоне зеро, чудилось мне, через самое будничное феномен советской реальности выражает себя наиболее полно, насыщенно, разнообразно, многозначно, «объективно» — просто неярко. Об этом и вел разговор с собой, своим временем и воображаемым зрителем. И только спустя чуть не четверть века до реального зрителя и «ведов» начало доходить, «что художник хотел сказать своими картинами».
Та же история и с уже упомянутым проектом «Очевидность», в котором я открыл, разработал и предъявил пространство реального, совершенно прежде художественно не освоенное и никак не осмысленное, — и эта радикальная инновация была встречена в лучшем случае издевательствами вроде: «Да, перед нами определенно мертвый художник. Но, по крайней мере, честный, поскольку, закрыв глаза, сам себя похоронил». И опять только сейчас начали догонять… Похоже, я настолько радикальный реалист, что обречен обгонять свое время. Так что есть серьезные основания полагать: и сегодня занимаюсь ровно этим.