Что такое ребро адама

Ребро Адама (значения)

Примечания

Что такое ребро адама. Смотреть фото Что такое ребро адама. Смотреть картинку Что такое ребро адама. Картинка про Что такое ребро адама. Фото Что такое ребро адама

Что такое ребро адама. Смотреть фото Что такое ребро адама. Смотреть картинку Что такое ребро адама. Картинка про Что такое ребро адама. Фото Что такое ребро адамаСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Ребро Адама (значения)» в других словарях:

Ребро Адама (фильм, 1949) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ребро Адама (значения). Ребро Адама Adam s Rib Жанр комедия … Википедия

Ребро Адама (фильм, 1990) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ребро Адама (значения). «Ребро Адама» Жанр трагикомедия Режиссёр Вячеслав Криштофович Продюсер Юрий Кушнерев … Википедия

Ребро Адама (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ребро Адама (значения). Фильмы с названием «Ребро Адама»: Ребро Адама (фильм, 1949) фильм Джорджа Кьюкора с участием Кэтрин Хёпберн и Спенсера Трейси Ребро Адама (фильм, 1990) фильм Вячеслава… … Википедия

Ребро — У этого термина существуют и другие значения, см. Ребро (значения). Ребро … Википедия

Ева — У этого термина существуют и другие значения, см. Ева (значения). Ева (ивр. חַוָּה‎) … Википедия

Богатые и знаменитые (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богатые и знаменитые (значения). Богатые и знаменитые Rich And Famous … Википедия

Маленькие женщины (фильм, 1933) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маленькие женщины (значения). Маленькие женщины Little Women Жанр мелодрама … Википедия

Ромео и Джульетта (фильм, 1936) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ромео и Джульетта (значения). Ромео и Джульетта Romeo and Juliet … Википедия

Ромео и Джульетта (фильм — Ромео и Джульетта (фильм, 1936) У этого термина существуют и другие значения, см. Ромео и Джульетта (значения). Ромео и Джульетта Romeo and Juliet … Википедия

Два гусара (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Два гусара. Два гусара Жанр драма Режиссёр Вячеслав Криштофович В главных ролях Оле … Википедия

Источник

Из какого «ребра» Бог сотворил женщину?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2:21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало. Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это — тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы. А эта — заметим, прекрасная — сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно. И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека — это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие — не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов. Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком. Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Что такое ребро адама. Смотреть фото Что такое ребро адама. Смотреть картинку Что такое ребро адама. Картинка про Что такое ребро адама. Фото Что такое ребро адама

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется. Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения. Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг. Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем — хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров. Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов — взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»). И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная». В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина — помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11:11). Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин — не богинь, а земных исторических персонажей, — которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

«Наш позитивный ответ феминизму»

Что такое ребро адама. Смотреть фото Что такое ребро адама. Смотреть картинку Что такое ребро адама. Картинка про Что такое ребро адама. Фото Что такое ребро адама

Этот сюжет вдохновлял святых отцов на глубокие богословские размышления, не укладывающиеся в рамки плоского рационального подхода. Святитель Иоанн Златоуст, например, обращает внимание на то, что после сотворения женщины Адам испытывает особое духовное состояние, и тот сон, в котором он пребывал в момент «изъятия ребра», не является сном в буквальном смысле слова (как и ребро не означает конкретный орган). Ведь его слова о том, что Ева кость от костей его, свидетельствуют о некоем знании, которое он не мог бы получить, если бы действительно спал. Более того, после этого события Адама охватывает пророческий дух. Так, он говорит: Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей и будут двое одна плоть (Быт 2:24). И это говорится о последующих супружеских союзах, хотя категории отцовства и материнства Адаму еще неизвестны.

В палитре святоотеческих толкований особое место занимает свидетельство блаженного Августина, который в сюжете о сотворении Евы из ребра Адама видит пророчество о будущем единстве Христа и Его Церкви — то есть Бога и людей. В этом толковании нет ничего удивительного, поскольку в Священном Писании в качестве пророчеств могут выступать не только слова, но и события.

Для нас же, христиан двадцать первого века, этот сюжет, несомненно, может стать не только интеллектуальной загадкой, но и источником обновленного переживания собственной семейной жизни. Здесь и наш позитивный ответ феминизму, не перечеркивающий ценность женщины в обществе, и опора в дискуссии с теми религиозными течениями, которые в восприятии роли женщины недалеко ушли от языческих мифологических систем древности.

Источник

Ребро Адама

Пра­во­слав­ный взгляд на про­блему вза­и­мо­от­но­ше­ний муж­чины и жен­щины

В извест­ном худо­же­ствен­ном фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, поло­жив­ший начало поле­мике, кото­рая плавно пере­ко­че­вала из совет­ских кухонь в совре­мен­ные интер­нет-блоги и не пре­кра­ща­ется по сей день. Глав­ный герой кино­кар­тины – вели­ко­леп­ный сле­сарь-интел­ли­гент Гоша, выяс­няя отно­ше­ния с люби­мой жен­щи­ной, в уль­ти­ма­тив­ной форме гово­рит:

– Запомни, всё и всегда я буду решать сам на том про­стом осно­ва­нии, что я – муж­чина.

Для муж­ской части насе­ле­ния нашей страны эти слова Гоши сразу же стали своего рода деви­зом и послед­ним, непре­ре­ка­е­мым аргу­мен­том в семей­ных спорах. Но у многих женщин они вызы­вают совсем другие чув­ства — от недо­уме­ния до воз­му­щен­ного непри­я­тия.

В самом деле, почему про­стую при­над­леж­ность к своему полу муж­чины счи­тают доста­точ­ным осно­ва­нием для подоб­ных заяв­ле­ний? Почему ана­ло­гич­ная фраза, ска­зан­ная жен­щи­ной, не про­зву­чит убе­ди­тельно ни в кино, ни в реаль­ной жизни? Ведь даже в фильме геро­иня Веры Ален­то­вой по личным каче­ствам ни в чем не усту­пает, а во многом даже пре­вос­хо­дит многих мужчин, не исклю­чая и своего люби­мого Гошу. Она сумела в оди­ночку вырас­тить дочь, окон­чить инсти­тут, сде­лать карьеру. Она – круп­ный руко­во­ди­тель, депу­тат, хорошо зара­ба­ты­вает, живет в про­стор­ной ком­фор­та­бель­ной квар­тире… В общем – все атри­буты жиз­нен­ного успеха у нее име­ются, вот только личная жизнь как-то не зада­лась. И тут появ­ля­ется сле­сарь Гоша, про­жи­ва­ю­щий в ком­му­налке, кото­рый начи­нает ста­вить ее на место, моти­ви­руя свое право на такое пове­де­ние лишь тем обсто­я­тель­ством, что он – муж­чина.

Полу­ча­ется какая-то стран­ная кар­тина: жен­щина может быть умнее муж­чины, иметь лучшее обра­зо­ва­ние, больше чем он зара­ба­ты­вать, но, несмотря на любые, даже самые высо­кие дости­же­ния, в семье ей все равно оста­ется один удел – под­чи­не­ние мужу. В таком поло­же­нии дел про­смат­ри­ва­ется некая задан­ность, из кото­рой при жела­нии можно сде­лать вывод, будто жен­щина по отно­ше­нию к муж­чине – суще­ство заве­домо ущерб­ное и зави­си­мое.

Можно, конечно, сослаться на тра­ди­ци­он­ный пат­ри­ар­халь­ный уклад, веками фор­ми­ро­вав­ший подоб­ную рас­ста­новку сил, но от такого объ­яс­не­ния она не ста­но­вится в глазах жен­щины более спра­вед­ли­вой. Уклад-то давно уже изме­нился, живем мы в пост­ин­ду­стри­аль­ном обще­стве. И потом, как ни крути, а при­хо­дится при­знать, что именно оттуда, из пат­ри­ар­халь­ных времен пришли в наш язык всякие пош­ло­сти вроде пого­ворки «курица – не птица, жен­щина – не чело­век».

Но когда совре­мен­ная жен­щина при­хо­дит в Цер­ковь, она с удив­ле­нием обна­ру­жи­вает теперь уже в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции все тот же пат­ри­ар­халь­ный прин­цип гла­вен­ства муж­чины. Более того – Библия дает этому прин­ципу неоспо­ри­мое рели­ги­оз­ное обос­но­ва­ние в прямом опре­де­ле­нии Божием: …к мужу твоему вле­че­ние твое, и он будет гос­под­ство­вать над тобою ( Быт.3:16 ).

И, навер­ное, многие жен­щины, прочтя эти биб­лей­ские слова, оза­да­чи­ва­ются все тем же вопро­сом: а почему так полу­чи­лось? Почему жен­щина обре­чена на под­чи­нен­ное поло­же­ние, неужели Гос­подь создал ее лишь как некое при­ло­же­ние к муж­чине, не име­ю­щее само­сто­я­тель­ной цен­но­сти, и разве в очах Божиих жена ниже мужа?

Был ли прав това­рищ Сухов?

В евро­пей­ской куль­туре тра­ди­ци­онно при­нято назы­вать женщин «пре­крас­ной поло­ви­ной чело­ве­че­ства». Муж­чина, пред­став­ляя незна­ко­мым людям свою жену, гово­рит: зна­комь­тесь – моя поло­вина. Да и само слово «пол» (в смысле: муж­ской-жен­ский) ясно ука­зы­вает на его эти­мо­ло­ги­че­ское род­ство с одно­ко­рен­ным ему словом «поло­вина».

Но может ли одна поло­вина быть больше другой? Этот вопрос даже звучит как-то странно – ведь поло­вина это по опре­де­ле­нию резуль­тат деле­ния чего-либо попо­лам, то есть – поровну. Поэтому, говоря об исто­ках под­чи­нен­ного поло­же­ния жены в хри­сти­ан­стве, было бы непра­вильно счи­тать, будто эта под­чи­нен­ность – след­ствие онто­ло­ги­че­ского пре­вос­ход­ства мужа. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил об этом так: «Хотя и под­чи­нена нам жена, но вместе с тем она сво­бодна и равна нам по чести».

В кино­кар­тине «Белое солнце пустыни» това­рищ Сухов, орга­ни­зо­вав из гарема Абдуллы первое обще­жи­тие осво­бож­ден­ных женщин Востока, напи­сал на куске кумача рево­лю­ци­он­ный лозунг: «Долой пред­рас­судки! Жен­щина, она тоже – чело­век». И хотя эти слова выгля­дят комично, но при всей своей наив­но­сти, они вполне соот­вет­ствуют отно­ше­нию к жен­щине, кото­рое суще­ствует в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции и имеет осно­ва­ние в тексте Свя­щен­ного Писа­ния: Вот родо­сло­вие Адама: когда Бог сотво­рил чело­века, по подо­бию Божию создал его, муж­чину и жен­щину сотво­рил их, и бла­го­сло­вил их, и нарек им имя: чело­век, в день сотво­ре­ния их ( Быт. 5:1-2 ).

Жен­щина равна по чести муж­чине – прежде всего в силу этого общего для них бла­го­сло­ве­ния Божия, полу­чен­ного при сотво­ре­нии. Поэтому, любое рас­суж­де­ние на тему жен­ской непол­но­цен­но­сти и муж­ского пре­вос­ход­ства в стиле «курица – не птица» смело можно счи­тать нехри­сти­ан­ским и небиб­лей­ским.

Был, правда, в исто­рии Церкви любо­пыт­ный случай, когда на Макон­ском соборе 585 года, собрав­шем иерар­хов Бур­гун­дии, «…под­нялся кто-то из епи­ско­пов и сказал, что нельзя назы­вать жен­щину чело­ве­ком. Однако после того как он полу­чил от епи­ско­пов разъ­яс­не­ние, он успо­ко­ился. Ибо Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета это пояс­няет: вна­чале, где речь шла о сотво­ре­нии Богом чело­века, ска­зано: …муж­чину и жен­щину сотво­рил их, и нарек им имя Адам, что значит — чело­век, сде­лан­ный из земли, назы­вая так и жен­щину и муж­чину; таким обра­зом, Он обоих назвал чело­ве­ком. Но и Гос­подь Иисус Хри­стос потому назы­ва­ется Сыном Чело­ве­че­ским, что Он явля­ется сыном Девы, то есть жен­щины. И Ей Он сказал, когда гото­вился пре­тво­рить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и мно­гими дру­гими сви­де­тель­ствами этот вопрос был окон­ча­тельно раз­ре­шен» (святой Гри­го­рий Тур­ский. Исто­рия фран­ков).

Однако из одного исто­ри­че­ского курьеза вовсе не сле­дует, будто Цер­ковь когда-либо все­рьез решала про­блему – счи­тать ли жен­щину чело­ве­ком. Шестой век в Запад­ной Европе был веком хри­сти­а­ни­за­ции вар­ва­ров. И реплика одного из участ­ни­ков Макон­ского собора была лишь отго­лос­ком язы­че­ских пред­став­ле­ний о жен­щине у ново­об­ра­щен­ных фран­ков и галлов. Так что поро­дило этот неле­пый вопрос вовсе не хри­сти­ан­ство. Наобо­рот, оно помогло его снять.

«Кость без мозга»

Биб­лей­ский рас­сказ о сотво­ре­нии жены из ребра Адама в совет­ское время был излюб­лен­ной мише­нью лек­то­ров и про­па­ган­ди­стов науч­ного ате­изма из «Союза воин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков» (впо­след­ствии стыд­ливо пере­име­но­ван­ного в обще­ство «Знание»). В их изло­же­нии твор­че­ский акт созда­ния жены был пред­став­лен чем-то вроде худо­же­ствен­ной резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они пред­ла­гали пони­мать исклю­чи­тельно в ана­то­ми­че­ском смысле. Побоч­ным про­дук­том этой ате­и­сти­че­ской вуль­га­ри­за­ции текста Свя­щен­ного Писа­ния стал новый набор пошлых шуток на тему жен­ской «непол­но­цен­но­сти», в кото­рых теперь уже обыг­ры­ва­лась мысль о том, что жен­щина сотво­рена из един­ствен­ной кости, не содер­жа­щей мозга.

Понятно, что ничего общего с хри­сти­ан­ским веро­уче­нием подоб­ная трак­товка не имеет. Еврей­ское слово «цела», упо­треб­лен­ное в этом месте Библии, дей­стви­тельно было пере­ве­дено на евро­пей­ские языки как «ребро», но в еврей­ском языке его зна­че­ние шире и оно может быть пере­ве­дено как «бок», «сто­рона». Эту, более широ­кую трак­товку исполь­зо­вали святые Отцы, кото­рые счи­тали, что в пер­во­здан­ном чело­веке изна­чально уже при­сут­ство­вали и муж­ское и жен­ское начало в равной сте­пени, а при сотво­ре­нии жены Гос­подь лишь отде­лил жен­скую сто­рону чело­ве­че­ского есте­ства от муж­ской и даро­вал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто про­стое. Оно должно озна­чать целую поло­вину суще­ства, отде­лив­ше­гося от Адама во время сна. Как это про­ис­хо­дило, Моисей не гово­рит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было обра­зо­ваться общему орга­низму, кото­рый потом раз­де­лился на два вида: мужа и жену» (свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский).

Такое же мнение можно уви­деть и у свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, писав­шего, что …«твор­че­ская пре­муд­рость раз­де­лила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объ­еди­нить в браке то, что Она раз­де­лила».

Еще более опре­де­ленно эта мысль выра­жена у пре­по­доб­ного Ефрема Сирина: «Сло­вами: муж­чину и жен­щину сотво­рил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, кото­рое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не при­со­во­ку­пил к взя­тому от Адама ребру, кроме кра­соты и внеш­него образа. Поскольку же в самом ребре заклю­ча­лось все, что нужно было для обра­зо­ва­ния из него Евы, то спра­вед­ливо ска­зано: муж­чину и жен­щину сотво­рил их».

В свете такого пони­ма­ния Биб­лей­ского рас­сказа о созда­нии жены, можно пред­по­ло­жить, что сочи­ни­тели шут­ли­вых вари­а­ций на тему «без­мозг­лой кости», навер­ное, и сами не были особо обре­ме­нены моз­гами.

Хри­сти­ан­ство же утвер­ждает, что жена – дей­стви­тельно поло­вина мужа, причем не в алле­го­ри­че­ском, а в самом прямом зна­че­нии, потому что в браке таин­ствен­ным обра­зом вос­ста­нав­ли­ва­ется мета­фи­зи­че­ское един­ство муж­ского и жен­ского начала, кото­рое суще­ство­вало в Адаме до их раз­де­ле­ния. И в сотво­ре­нии жены из Адама, конечно же, нет ничего уни­чи­жи­тель­ного для пре­крас­ной поло­вины чело­ве­че­ства. Напро­тив, святой Фео­до­рит Кир­ский видел смысл этого Боже­ствен­ного твор­че­ского акта в том, «…чтобы тож­де­ство есте­ства пока­зать».

Есть в готи­че­ской архи­тек­туре такой эле­мент – стрель­ча­тый свод. Суть его в том, что две стены под острым углом скло­ня­ются над пере­кры­ва­е­мым про­емом и, сомкнув­шись, служат опорой друг для друга. Так же и жена была создана для под­держки мужа, как об этом гово­рит Писа­ние: …Ты сотво­рил Адама и дал ему помощ­ни­цею Еву, под­по­рою – жену его. От них про­изо­шел род чело­ве­че­ский. Ты сказал: нехо­рошо быть чело­веку одному, сотво­рим помощ­ника, подоб­ного ему ( Товит 8:6 ) Слово «помощ­ник» здесь не ука­зы­вает на вто­ро­сте­пен­ную роль жены, так же как и слово «под­пора» не явля­ется сви­де­тель­ством того, что пер­во­здан­ный Адам не мог само­сто­я­тельно сохра­нять вер­ти­каль­ное поло­же­ние, и жена была дана ему в каче­стве костыля. Фразу «…сотво­рим помощ­ника, подоб­ного ему» в еврей­ском тексте Библии вполне можно пере­ве­сти и как: «…сотво­рим ему вос­пол­ня­ю­щего, кото­рый был бы перед ним». Как каждая из стен стрель­ча­того свода имеет себе опорой про­ти­во­по­лож­ную стену, так же муж и жена, по замыслу Божию, должны были во вза­им­ной любви вос­пол­нять бытие друг друга.

Но если все это дей­стви­тельно так, если Цер­ковь учит о тож­де­стве есте­ства и равен­стве чести между муж­чи­ной и жен­щи­ной, тогда еще более непо­нят­ным и неспра­вед­ли­вым может пока­заться опре­де­ле­ние Божие о под­чи­нен­но­сти жены мужу. Однако такое впе­чат­ле­ние воз­ни­кает лишь если не иметь в виду одно очень важное обсто­я­тель­ство. Дело в том, что опре­де­ле­ние это про­зву­чало не при сотво­ре­нии первых людей, но лишь после их гре­хо­па­де­ния. А первая попытка воз­вы­ситься в браке над своей Богом данной поло­ви­ной, как это ни странно, была сде­лана… самой жен­щи­ной.

Горь­кое лекар­ство

Вопреки рас­про­стра­нен­ному заблуж­де­нию, гре­хо­па­де­ние не было свя­зано со сферой пола и не заклю­ча­лось в физио­ло­ги­че­ском обще­нии между Адамом и Евой. Эта неле­пица – еще одно порож­де­ние неве­же­ства и ате­и­сти­че­ской про­па­ганды, поскольку сочи­нить такую дикую байку и пове­рить в нее могли только люди, совер­шенно не зна­ко­мые ни с тек­стом Свя­щен­ного Писа­ния, ни с уче­нием Церкви о грехе.

Библия прямо гово­рит, что гре­хо­па­де­ние первых людей состо­яло в нару­ше­нии един­ствен­ной запре­ти­тель­ной запо­веди, кото­рую люди полу­чили в Раю – не вку­шать плодов от древа позна­ния добра и зла. И первой нару­шила Божий запрет именно жена, под­дав­ша­яся на уве­ще­ва­ния змея-иску­си­теля:

…И сказал змей жене: под­линно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И ска­зала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, кото­рое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не при­ка­сай­тесь к ним, чтобы вам не уме­реть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в кото­рый вы вку­сите их, откро­ются глаза ваши, и вы будете, как боги, зна­ю­щие добро и зло. И уви­дела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно при­ятно для глаз и вожде­ленно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:1-6 ).

Вот здесь и начи­на­ется печаль­ная исто­рия отно­ше­ний под­чи­нен­но­сти в браке. Вкусив запрет­ный плод раньше мужа, не посо­ве­то­вав­шись с ним и еди­но­лично приняв реше­ние нару­шить запо­ведь, жена первой попы­та­лась нару­шить равен­ство чести. Она не только пове­рила кле­вете змея на Бога, но поже­лала воз­вы­ситься над мужем и пред­стать боги­ней перед тем, от кого про­изо­шла чело­ве­ком. По слову пре­по­доб­ного Ефрема Сирина, она «…из рев­но­сти не допу­стила, чтобы муж вкусил первый; захо­тела стать выше Адама, занять первую сте­пень, Адаму же предо­ста­вить вторую. Поскольку поже­лала пора­бо­тить себе мужа, то Гос­подь обли­чил ее тайны и сказал ей: той тобою обла­дати будет».

Под­чи­не­ние мужу стало для жены горь­ким, но необ­хо­ди­мым лекар­ством, поскольку Бог не просто нака­зы­вает за пре­ступ­ле­ние, но, прежде всего – исце­ляет болезнь, вра­чует повре­жде­ние, нане­сен­ное грехом. А поскольку болезнь про­явила себя именно в стрем­ле­нии жены к гос­под­ству над супру­гом, Бог и огра­дил ее от воз­мож­ных реци­ди­вов этого син­дрома вла­сто­лю­бия, вверив ее попе­че­нию мужа. И опре­де­ле­ние – «… той тобою обла­дати будет» никак не про­ти­во­ре­чит равен­ству чести и тож­де­ству при­роды, ничуть не уни­жает жену и нисколько не воз­вы­шает мужа.

Пред­по­ло­жим, роди­тели оста­вили дома двух маль­чи­шек-близ­не­цов, строго настрого запре­тив им играть со спич­ками. Но ведь огонь – это же так инте­ресно! И вот, один из них, нару­шив роди­тель­ский запрет, все же попро­бо­вал раз­жечь костер на пар­кет­ном полу…В резуль­тате – слу­чился пожар, квар­тира сго­рела, дети чудом оста­лись живы. Да, конечно, второй маль­чик тоже вино­ват. Да, ему так же хоте­лось посмот­реть на огонь, и он тоже сидел у того зло­по­луч­ного костра. Но все же запа­лил его не он, а его не в меру ини­ци­а­тив­ный братец. И стоит ли удив­ляться, что с тех пор роди­тели пору­чают бра­тишке при­смат­ри­вать за неза­дач­ли­вым пиро­тех­ни­ком, хотя они и равны во всем, похожи как две капли воды и даже хро­мо­сом­ный набор у них оди­на­ко­вый?

Жена захо­тела быть первой, и поэтому стала второй. Не ущерб­ность при­роды стала при­чи­ной ее под­чи­нен­но­сти, а стрем­ле­ние к гос­под­ству над мужем, кото­рому Гос­подь и пору­чил огра­ни­чи­вать ее вла­сто­лю­бие, чтобы беречь ее от раз­лич­ных бед, про­ис­хо­дя­щих от жажды власти. Иоанн Зла­то­уст пишет об этом так: «Вна­чале Я, гово­рит Гос­подь, создал тебя рав­но­чест­ною мужу и хотел, чтобы ты, будучи одного с ним досто­ин­ства, во всем имела обще­ние с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тва­рями. Но из-за того, что ты не вос­поль­зо­ва­лась рав­но­че­стием как должно, за это под­чи­няю тебя мужу».

Награда или обя­зан­ность?

Можно очень долго и гра­мотно рас­суж­дать о непра­виль­но­стях феми­низма, кри­ти­куя его с самых разных пози­ций, напри­мер – с биб­лей­ской. И, навер­ное, эти рас­суж­де­ния будут во многом спра­вед­ли­выми и вер­ными. Но все же есть в подоб­ного рода кри­тике уяз­ви­мое место, о кото­ром сто­рон­ники пат­ри­ар­халь­ного уклада как-то не очень любят вспо­ми­нать. Да, конечно, совре­мен­ная жен­щина во всем стре­мится быть равной муж­чине, более того – в чем-то она его даже пере­гнала. Да, такое поло­же­ние дел про­ти­во­ре­чит Божьему опре­де­ле­нию и с хри­сти­ан­ской точки зрения явля­ется ненор­маль­ным. Только вот, вино­ва­той во всех этих несо­об­раз­но­стях почему-то при­нято счи­тать исклю­чи­тельно женщин с их неуем­ной ини­ци­а­ти­вой и жаждой неза­ви­си­мо­сти. Муж­чины же в газет­ных и теле­ви­зи­он­ных спорах о «ген­дер­ном вопросе» зача­стую вообще бывают пред­став­лены как постра­дав­шая сто­рона.

Но ведь если после гре­хо­па­де­ния вла­сто­лю­бие стало для жен­щины фак­то­ром повы­шен­ного риска, если Сам Бог пору­чил мужу забо­титься о жене и обе­ре­гать ее от излиш­них про­яв­ле­ний само­сто­я­тель­но­сти, значит и спрос за ее состо­я­ние и пове­де­ние, в первую оче­редь – с него. И то, что в совре­мен­ном мире жен­щины во многом потес­нили мужчин, явля­ется всего лишь кон­ста­та­цией печаль­ного факта: муж­чина поти­хоньку пере­стает соот­вет­ство­вать задаче, воз­ло­жен­ной на него Богом, пере­стает быть для жены главой и усту­пает ей в семье и в обще­стве место, кото­рое должен был зани­мать сам. Почему так полу­чи­лось – тема для отдель­ного боль­шого раз­го­вора, но оче­видно, что обви­нять в сло­жив­шейся ситу­а­ции одних лишь женщин было бы нечестно с любой точки зрения, а уж с биб­лей­ской – и подавно.

Ведь гос­под­ство над женой, данное мужу после гре­хо­па­де­ния, вовсе не было награ­дой – ну за что можно награж­дать того, кто и сам согре­шил? Это, скорее – тяжкая обя­зан­ность, необ­хо­ди­мость при­ни­мать в семье реше­ния и нести бремя ответ­ствен­но­сти не только за себя самого, но и за свою люби­мую поло­винку, за свое пре­крас­ное реб­рышко, за ту, кото­рая – плоть от плоти твоей.

Когда в походе один из путе­ше­ствен­ни­ков вдруг под­во­ра­чи­вает ногу, а другой, облег­чая ему даль­ней­ший путь, берет на себя часть его груза, разве есть в этом что-то уни­зи­тель­ное? Да нет, конечно! И если муж именно так пони­мает слова Библии о своем гос­под­стве, тогда и для жены не может быть ничего уни­зи­тель­ного в под­чи­не­нии тому, чьей любви и заботе вверил ее Сам Бог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *