Что такое речевая потребность

Что такое речевая деятельность? Определение простыми словами

Содержание:

Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.

Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.

Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.

Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.

Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:

Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.

Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.

Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности

Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.

Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.

В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.

Источник

К вопросу о потребности в речевом общении: с древних времен до нашего времени

Что такое речевая потребность. Смотреть фото Что такое речевая потребность. Смотреть картинку Что такое речевая потребность. Картинка про Что такое речевая потребность. Фото Что такое речевая потребность

Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Жагипарова, Г. Б. К вопросу о потребности в речевом общении: с древних времен до нашего времени / Г. Б. Жагипарова, А. К. Сатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60668/ (дата обращения: 15.12.2021).

Никто не знает, когда люди впервые заговорили — и как это случилось. Вероятно, человеческая речь начиналась как подражание звукам природы: шуму ветра, шелесту листвы. Когда у людей появилась речь, им стало значительно проще понимать друг друга. Происхождение языка не было одномоментным и скачкообразным. Ведь у млекопитающих всех детей рожают и растят мамы, и для успешного выращивания потомства матери и детеныши — в каждом поколении — должны достаточно хорошо понимать друг друга. Поэтому такой точки во времени, до которой предки человека не умели говорить, а после которой сразу заговорили, конечно же, не существует. Но даже очень медленное накапливание различий между поколением родителей и поколением потомков за миллионы лет способно дать переход количества в качество.

Самой главной причиной, почему начал говорить человек, все же является развитие его мозга, который на порядок выше животных. Между тем, видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое. В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении. Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.

Еще естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения. Об этом свидетельствует тот факт, что у современных обезьян ясно выделяются не менее девяти разнохарактерных звуков, достигаемых сочетанием таких, в частности, движений, как движения челюстей, губ, языка, которые создают возможность уже некоторой членораздельности голосовых реакций. Таким образом, речь человека возникла уже на достаточно подготовленной в процессе биологической эволюции анатомической и физиологической основе. Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха. Под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.

Эволюцию речи можно наблюдать на примере детей. Когда они рождаются, то не умеют говорить, позже издают звуки, откликаются на определенные звуки и голоса родителей по-разному, потом «агукают», так появляются отдельные слоги, слова, предложения и, наконец, внятная речь.

Самой первой ступенькой речевого развития ребенка будет воспитание потребности речевого общения. Ребенок учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т. е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности. [1] Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Речь — одна из высших психических функций, является тонким психологическим процессом. Интерес к речевой деятельности и речевым расстройствам можно отследить еще с давних времен, одним из первых источников является медицинский папирус Эдвина Смита, где впервые упоминается о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. [2]

Так же древним источником является книга «Нянь-Цзин», которая датируется третьим веком до нашей эры, родом из Китая. П. Я. Пясецкий писал в своих трудах: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа». [3]

Древнегреческий ученый Гиппократ в своих трудах упоминал почти обо всех формах расстройствах речи: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia. Перевод этих терминов — потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Так же в своих сочинениях он пишет о значение головного мозга: «Глаза, уши, язык, руки и ноги выполняют то, что одобрит мозг. Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной теряет речь, не видит и не слышит», тем самым выделяя функции головного мозга как самые первостепенные.

Гиппократ описывает органы и функции органов чувств человека, свои мысли о голосообразовании и речи людей, где отдельную роль отводит воздушной струи, языка, артикуляции и голоса — «Человек говорит вследствие воздуха… Выталкивая через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки». [4]

Именно у Гиппократа можно найти одни из первых исследований по классификации речевых расстройств, а также о главенствующей роли головного мозга. Так же в его трудах встречаются первые попытки описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи, роли воздушной струи и органов артикуляции в звукообразовании.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что к вопросу речи человечество имеет давний интерес, с древнейших времен развития общества. Появление специальных знаний, их накопление и систематизации вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Эти первые труды, были зачатками развития таких наук как физиология, анатомия, дефектология и логопедия.

Говоря о речевом общении, следует рассмотреть «общение» сточки зрения психологии. В психологии общение изучается как фактор психического развития в работах Г. М. Андреевой [5], Л. C. Выготского [6], Д. Б. Эльконина [7]; раскрывается социальная сущность общения в исследованиях A. A. Леонтьева [8], Б. Ф. Ломова [9]; его связь с познавательными и мыслительными процессами у A. A. Брудного [10], генезис в работах М. И. Лисиной [11]; средства общения у В. А. Звегинцева [12] и др. В результате исследований психологов по вопросам общения выяснены многие особенности его развития и функционирования.

Базисные и теоретические подходы к определению сущности общения, его характерных особенностей и специфики проявлений определены в работах A. A. Леонтьева [10], М. И. Лисиной [11], Д. Б. Эльконина [12]. В советской психологии при всем различии подходов к толкованию феноменов общения принимается идея единства общения и деятельности. В связи с этим синонимом общения является «коммуникативная деятельность».

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [13].

Общение — это исторически первая форма развития человеческой культуры, именно с усвоения потребности в нем ребенок начинает свое социальное развитие. Б. Ф. Ломов видит основную функцию общения в «преодолении ограниченности индивидуального опыта» [14], и представлении индивиду возможности усваивать определенный опыт.

Логопедия как наука, начала зарождаться сравнительно недавно, в конце 19-го века благодаря таким ученным как М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике, П. Брока, В. М. Бехтерев, И. А. Сикорский, И. К. Хмелевский, А. Куссмаль и другие. Она, изучая структуру речевых нарушений и методы их преодоления, опирается на психолого-педагогические знания о развитие ребенка и формирование его речи.

Проблема развития потребности в речевом общении у детей с общим недоразвитием речи не теряет своей актуальности, ведь развитие речи и умственных способностей ребенка — неотделимы. Ведь ребенок не умеет через язык выражать свои потребности, желания, чувства и мысли, и не будет использовать речь. Условием развития потребности в речевом общении детей является создание ситуаций, которые заставляют детей испытывать эмоции. Например, устное народное творчество — верный помощник речевого развития. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми.

Развитие детей с речевыми патологиями — это сложный процесс, но не легкий он и для обычных детей. Всегда требуется работа со взрослыми. И чем раньше вы начнете прорабатывать проблемные моменты, тем легче будет в будущем ребенку адаптироваться в языковой среде.

Источник

Консультация «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

Что такое речевая потребность. Смотреть фото Что такое речевая потребность. Смотреть картинку Что такое речевая потребность. Картинка про Что такое речевая потребность. Фото Что такое речевая потребность Анастасия Тарасова
Консультация «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида №13 с. Кременкуль»

Консультация учителя-логопеда

для воспитателей ДОУ на тему:

«Речевая активность детей на занятии и в повседневной жизни»

Тарасова Анастасия Сергеевна

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.

В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т. е. обладал определённой речевой активностью. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Проводя беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т. д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. Следим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи.

Стараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции).

Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освое-ния общения со сверстниками. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.

К сожалению, на практике бывает,что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

• нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

• произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

• неправильное ударение в словах;

• монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

• ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

• многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

• насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

• использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

• частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

• засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

• копирование речи малышей, «сюсюканье»;

• использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

• строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

• использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

• в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

• связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

• использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых.

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Надевай варюжку, пальцы сунь скорее. Айдате в группу. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться, искайте машинку. Лопатку вон сюда нужно ложить, положь. Он не понимат меня. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю) шапку. Я (одела, надела) девочку Таню. Это ихние игрушки».

Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.

Источник

§4. Речевая деятельность и ее психологическое содержание.

Психологическое определение речевой деятельности

Но, что касается первых упоминаний о речевой деятельности, то впервые упоминания о речевой деятельности мы находим у Л.С.

Существуют три обязательные составляющие характеристики речевой деятельности: структура, предметное содержание и сложный механизм.

Старший Алексей Николаевич Леонтьев утверждал, что речь не обязательно называть деятельностью, речь вплетается в канву всех деятельностей. Младший говорил,

что у нее есть своя структура, свои положения, и она должны быть отдельной деятельностью.

Речевая деятельность и ее связь с другими видами деятельности

1) с мыслительной деятельностью;

2) с мнестической деятельностью (памятью);

3) с нейромоторной деятельностью.

Речевая деятельность по двум каналам связана с другими видами человеческой деятельности:

1. Речевая деятельность является частью психической жизни человека, поэтому она будет

связана с подобными видами психической деятельности (познавательной,

интеллектуальной, мнестической, сенсорной, перцептивной, коммуникативной,

2. Речевая деятельность также будет связана с ведущей деятельностью возраста: предметно-практической => игровой => учебной => профессиональной. Профессиональная деятельность может быть: трудовой, интеллектуальной, смешанной. Характеристика основных видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности:

2) аудирование (слушание);

Дифференциация видов речевой деятельности

Основные виды речевой деятельности взаимодействуют друг с другом по характеру, по выполняемой в процессе роли.

1) по характеру речевого общения все виды речевой деятельности дифференцируется на:

— устные: говорение, аудирование. К устным видам речевой деятельности у человека формируется наследственная предрасположенность;

— письменные: письмо, чтение. Они требуют целенаправленного обучения. Трудности овладения письмом и чтением объясняются тем, что в них отражен самый сложный внешний графический образ.

2) по выполняемой в процессе общения роли они дифференцируется на:

3) по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием и выдачу сообщения:

4) виды речевой деятельности могут быть дифференцированы с учетом способов общения или форм речи:

— внешняя устная речь (говорение, аудирование);

— внешняя письменная речь (письмо и чтение);

— внутренняя речь (думание).

Структурная организация речевой деятельности

Оценка речевой деятельности с точки зрения ее структуры.

Речевая деятельность представлена тремя основными уровнями:

I) мотивационно-побудительный уровень. Этот уровень характеризуется сложным взаимодействием мотивов, потребностей и целей действия.

— Потребность является основным источником речевой деятельности (желание говорить).

Сам по себе этот уровень чрезвычайно значим.

II) операционально-технический уровень. Он представлен двумя фазами:

а) ориентировка в речевой ситуации. Включает в себя три глобальных момента: изучение условий, в которых протекает речевая деятельность; выделение предмета разговора; выделение основных свойств предмета разговора.

б) формирование модели высказывания. Здесь выделяются два процесса:

— смысловое программирование будущей речи. Поиск ответа на вопрос: «что я должна (должен) сказать?». Здесь мы работаем над содержанием высказывания, которое включает три составляющие:

1) введение в тему с подчеркиванием ее важности, актуальности;

2) передача основной мысли, основного содержания темы;

3) выводы или заключение.

— оформление основной программы высказывания средствами языка:

а) Лексически. Важно иметь в виду, что здесь мы осуществляем выбор слов. Важно выбрать слова для конкретной речевой ситуации.

б) Грамматически. Комбинируем отобранные слова и объединяем их в структуре целого предложения

III) исполнительный (реализующий) уровень.

На этом уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.

Все уровни пронизывают две обязательные задачи:

2) операция контроля, которую осуществляет сам говорящий человек.

Предметное содержание речевой деятельности

Предметное содержание речевой деятельности включает в себя сам предмет, продукт, результат, средства, способы и единицы речевой деятельности.

Существует несколько уровней организации смысловой связи:

3) тема-рематическая связь.

Что касается единиц речевой деятельности, то в продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) в качестве единицы выступает речевой поступок, который реализуется на уровне суждения, а суждение высказывается в форме предложения. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) в качестве единицы выступает смысловое решение.

Психолингвистические механизмы речевой деятельности

Рассматривая механизмы речевой деятельности, необходимо обратиться к работам известного российского ученого Жинкина, а точнее к его книге «Механизмы речи». Жинкин говорит: «В основе речи лежит общий функциональный механизм. Он является базовым. Он представлен двумя процессами:

— процесс выбора слов. Выбор слов представляет собой вычленение слов из состава семантического поля. Выбирая слова из семантического поля, человек обязательно ориентируется на три важных момента: на звуковые признаки слова; на семантические признаки слова; на возможности лексической сочетаемости главного слова с другими словами.

— процесс комбинирования слов. Это объединение этих слов в единую последовательноорганизованную сукцессивную структуру, необходимую для создания предложения.

Помимо общего функционального механизма речевой деятельности, существует еще три механизма, которые дают общему полноценно работать:

Вторым условием является количество актуализированных нами вербальных (словесных) гипотез. В ходе нашей речи, мы следуем двум правилам: строя предложения, мы действуем по одному и тому же стереотипу и набираем при этом различные варианты одной и той же гипотезы; в ходе построения предложения мы меняем характер самих гипотез.

— Механизм удержания речевой информации в памяти.

Данный механизм напрямую связан с организацией словесной вербальной памяти человека. Он нужен нам для двух моментов: чтобы усваивать язык и для того, чтобы в момент разговора, обсуждения удерживать в памяти предмет разговора. Работает механизм на основе тесного взаимодействия кратковременной и долговременной памяти, при чем, особая роль отводится кратковременной памяти, потому что в момент разговора она выполняет ключевую функцию, она выступает неким фильтром, через который поступает информация.

— Механизм «упреждающего синтеза» или вероятностного прогнозирования.

1) упреждение по линии словесной артикуляционной стереотипии. Суть этого уровня заключается во взаимовлиянии друг на друга рядом стоящих звуков в составе слова. Здесь упреждающий синтез проявляется в характере самих артикуляционных движения, в характере интонационного оформления слова.

2) упреждение по линии лингвистических обязательств. Это выражается во взаимовлиянии друг на друга слов в составе предложения. Взаимовлияния могут аккумулировать в себе:

— грамматические обязательства (например: серое, следующее слово должно быть сущ. среднего рода, ед. ч. и так далее).

— лексические обязательства (например: если мы произносим какое-то слово, то в нем уже заложено другое слово, если я сказал «серое», то это может быть «пальто», но не «яблоко», не сочетаемые по смыслу).

3) упреждение по линии смысловых обязательств. Здесь речь идет о взаимовлиянии друг на друга предложений объединенных в составе целого текста (например: первая фраза в тексте должна сочетаться со второй фразой и т.д.). Л.С. Выготский говорил об этом как о взаимовлиянии смыслов. Смыслы обладают способностью вливаться друг в друга.

1. Расскажите о психологическом определении речевой деятельности.

2. Что такое речевая деятельность и, какова ее связь с другими видами деятельности?

3. Охарактеризуйте основные виды речевой деятельности.

4. Какова структурная организация речевой деятельности?

5. Расскажите о предметном содержании речевой деятельности.

6. Каковы психолингвистические механизмы речевой деятельности?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *