Что такое речевая ситуация 6 класс
Урок русского языка в 6-м классе по теме «Речевая ситуация. Стили, типы речи»
Цель: создание условий для овладения в практическом аспекте основами речевой культуры для более успешной адаптации школьников в социальной среде. |
Задачи:
Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других, речевую культуру.
Оборудование: иллюстративный материал, дидактический материал, аудио-, видеомагнитофон, аудио-, видеозаписи, информационные карточки (возможно в форме слайдовой презентации)
Психологический настрой на деятельность.
I. Вступительное слово учителя.
Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.
На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.
Тема сегодняшнего урока: «Речевая ситуация. Стили, типы речи».
Сообщение темы урока
-С кем можно общаться? Где? Зачем?
-От чего зависят высказывания?
Учитель открывает на доске карточку-перевертыш №1 (карточки-перевертыши в Приложении №1)
2. Лингвистический эксперимент. Инсценировка речевой ситуации.
Входит опоздавший ученик:
— Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, выстелился, вот и опоздал.
— Ребята, вам понравилась речь Миши? Почему? Поработайте в группах и изобразите в схеме речевую ситуацию.
4. Оценка ответов.
Стимулирование учебной деятельности с помощью лингвистического эксперимента в форме дидактической игры (исследовательский метод)
Аналитическая работа в группах
:с одним человеком или несколькими;:в неофициальной или официальной обстановке;
:чтобы пообщаться, сообщить что-то, воздействовать на слушателя.
:от речевой ситуации
В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Назовите их.
Учитель открывает карточку-перевертыш №2
На дворе лютые мороз, и мы посвятим урок зиме. О ней можно рассказывать по-разному. Вы в этом убедитесь, выполняя задание на карточке № 1 (Задания и предполагаемые ответы в Приложении №2)
4. Работа в группах
6. Оценка ответов.
Монологический ответ представителя группы. Защита работы группы
В прочитанных текстах авторы повествуют, описывают, рассуждают о зиме. А что такое описание, повествование, рассуждение? Ответьте на вопрос по схеме логического определения. Ответ запишите в тетрадь.
Открывается карточка-перевертыш № 3.
V. Домашнее задание.
Согласитесь, чтобы написать так о зиме, нужно
воображение, фантазия. Мы с вами отправимся в страну Вообразилию. А поможет нам в этом фея (Демонстрируется фрагмент мультфильма «Золушка»).
Теперь мы гости Вообразили и должны соблюдать ее законы. Они просты:- чувствовать;
— создавать образ.
Сейчас прозвучит фрагмент из музыкального цикла Вивальди «Времена года. Зима». Прослушайте его и скажите, какие образы возникли в вашем воображении?
2.Звучит музыкальный фрагмент.
3.Ответы учащихся.
Устное словесное рисование
В Вообразили живут разные люди: писатели, ученые. Присоединимся к ним и создадим текст на тему «увиденной» картины в том стиле и типе речи, какой указан в карточке №2 (Задания в Приложении №3).
Открывается карточка-перевертыш №4
2. Работа в группах.
4. Оценка ответов.
Монологический ответ. Защита работы группы.
1. Учитель. Подведем итог нашей работы. Что нужно для того, чтобы речь была правильной?
Учитель открывает карточку-перевертыш №5
Где пригодятся эти знания и умения?
Возьмите «Лист контроля» (см. Приложение №4). Прежде чем сдать его, подумайте:
— если все понятно в уроке, поставьте знак
— если в чем-то не уверены
— если требуется консультация учителя
2. Лидеры групп собирают и сдают «Листы контроля»
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания: вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Язык, речь, общение. Ситуация общения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.
Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Проверка домашнего задания
Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.
Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
Какие формы речи вам известны?
Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
Может ли человек жить без общения с другими людьми?
От чего зависит наше общение друг с другом?
Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
Упр. 4, 5 — устное выполнение.
3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.
— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)
4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.
V. Закрепление изученного материала
— Чем различаются язык и речь?
Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
Назовите компоненты речевой ситуации.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 12 — коллективное выполнение.
2. Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к вы-
полнению домашнего задания.
VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).
Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.
Конспект урока Русский язык 6 класс Урок № 2 Культура речи. Речевая ситуация
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Культура речи. Речевая ситуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о культуре речи и её аспектах.
2. Представление о речевой ситуации и её компонентах.
Культура речи – 1) раздел науки о языке; 2) совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о её совершенстве; 3) совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.
Аспекты культуры речи – нормативный (владение нормами языка), коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения), этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе)
Речевая ситуация – одна из основных единиц речевого общения.
Речевой этикет – нормы и правила общения.
Основные виды норм русского литературного языка – орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 8 – 11; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 16 – 19; 159.
Открытые электронные ресурсы:
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
2. Сайт Словари.ру http://slovari.ru (Дата обращения 08.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Современный русский литературный язык рассматривается от Александра Сергеевича Пушкина до наших дней. За его развитием и изменением наблюдают учёные-лингвисты. Термин «культура речи» многозначен. Во-первых, это синоним культуры языка (например, образцовые тексты письменности), во-вторых, использование языка для повседневного общения, в-третьих, самостоятельная лингвистическая дисциплина. Культура речи имеет три аспекта, то есть три точки зрения:
1. нормативный (владение различными нормами русского языка);
2. коммуникативный (влияние на речь сферы и ситуации общения);
3. этикетный (владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе).
Нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи. Правильно говорить: включи́ть, включа́т; благодаря соглашению; согласно распоряжению; кла́ла; поскользнуться и так далее.
Существуют орфографические, грамматические, лексические, стилистические, орфоэпические и пунктуационные нормы языка.
Коммуникативный аспект связан с тем, в какой обстановке, кому и что мы хотим или должны сказать. Доклад в школе вы рассказываете в официальной обстановке, а обсуждаете новости со знакомым в кафе уже в неофициальной.
Это речевые ситуации. Они определяют выбор речевого жанра (например, рассказ, доклад); объём высказывания или его вид (диалог, полилог, монолог). Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный; научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
Этикетный аспект культуры речи – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Рассмотрим пример. Представим ситуацию, описанную в повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», где ученики первого сентября встречают учительницу, Ольгу Николаевну:
– Здравствуйте, Ольга Николаевна! – закричали мы хором.
– Нагулялись, Ольга Николаевна!
– Не надоело отдыхать?
– Надоело, Ольга Николаевна! Учиться хочется!
– А я, Ольга Николаевна, так отдыхал, что даже устал! Если б ещё немного, совсем бы из сил выбился, – сказал Алик Сорокин.
– А ты, Алик, я вижу, не переменился. Такой же шутник, как и в прошлом году был.
Рассмотрим речевую ситуацию. Действие происходит в неофициальной обстановке на школьном дворе. Беседуют несколько человек: Ольга Николаевна и ребята.
Цель – общение. Вид высказывания: полилог. Используется разговорный стиль: разговорные слова и выражения: «нагулялись», «совсем бы из сил выбился»; неполные вопросительные предложения и ответы на вопросы: «Хорошо отдохнули? – Хорошо!».
С точки зрения речевого этикета, собеседники вежливы, используют приветствие: «Здравствуйте!»; обращаются к учителю по имени и отчеству: «Ольга Николаевна».
Хорошая речь логична, точна, правильна, ясна и понятна собеседнику, кратка, богата, выразительна, уместна и чиста. Это значит, что говорящий (пишущий) соблюдает нормы литературного языка; владеет логикой изложения; умеет выбирать нужные слова для оформления высказывания; не повторяется; в речи отсутствуют просторечные слова, слова-паразиты (ну, это, типа, вот, короче).
Очень важно научиться использовать уместные в данной речевой ситуации слова и выражения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните аспекты культуры речи.
Нормативный, разговорный, этикетный, неофициальный, логичный, коммуникативный, уместный.
Разбор задания: вспоминаем, что аспекты культуры речи бывают нормативным, этикетным и коммуникативным.
Правильный ответ: нормативный, этикетный, коммуникативный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
использование вежливых слов
связан с влиянием обстановки
знание правил и их использование
Разбор задания : вспоминаем, что нормативный аспект предполагает знание правил и их использование в литературной речи; коммуникативный аспект связан с влиянием обстановки (речевой ситуации) и сферы общения; этикетный аспект – использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости.
Нормативный знание правил и их использование
Коммуникативный связан с влиянием обстановки
Этикетный использование вежливых слов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Развитие речи 1. Общение и речь. Ситуация общения и ее составные части».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель русского языка и литературы Дитуншимахинской ООШ
Ибрагимова Маликат Магомедовна.
Урок русского языка в 6 классе на тему: « Развитие речи 1. Общение и речь. Ситуация общения и ее составные части ».
Цели : повторить ранее полученные сведения о речи; обучать искусству общения; практическим путем выявить составляющие диалога; воспитывать культурного собеседника, уважение к собеседникам.
I. Проверка усвоения пройденного материала
По рядам даются вопросы для письменного ответа на листиках (пять минут).
Профессиональные слова — это.
Диалектные слова — это.
Общеупотребительные слова — это.
II. Проверка домашнего задания
1. Устно необходимо рассказать рецепт приготовления блюда с объяснением
Это практически одно и то же блюдо, но на разных диалектах.
Рецепт: 1 яйцо; 3—4 крупных картофелины; 1—2 ложки муки; соль; перец молотый черный по вкусу. Все перемешать, выкладывать ложкой на горячую сковородку, обжаривать с двух сторон 5—7 минут.
3. Выполнить упражнение выборочно
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
— Язык, речь в жизни служит для общения, сообщения информации и побуждения к действию. Давайте на примере посмотрим, как это происходит, понаблюдаем, из чего складывается общение.
2. Лабораторная работа
К доске пригласить две пары сильных учеников, которые составляют диалог. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Необходимо составить 6—8 реплик на тему: «Должен ли человек учиться всю жизнь» (адресат речи — ученик; второй говорящий — друг, мама, бабушка или дедушка; обстановка — школа, дом).
Задание для класса
С первой минуты вызова учащихся к доске остальным необходимо наблюдать за складывающейся ситуацией общения, записать на черновике ее составляющие: с чего все начиналось, о чем они говорили, какую цель преследовали?
3. Беседа по лабораторной работе
(слабые учащиеся пользуются материалом учебника, с. 210)
— Для чего нужны общение и речь?
— В каких формах существует речь? (Устная, письменная, диалогическая и монологическая)
— Какие формы речи мы только что услышали?
— Из каких частей состояла ситуация общения? (Знакомство с темой беседы, адресатом речи, говорящим, обстановкой)
4. Итог. Запись составляющих ситуации общения
I. Говорящий (пишущий)
III. Тема и основная мысль
V. Обстановка общения
5. Продолжение беседы
— Что вам понравилось и не понравилось в речи собеседников?
— Одинаковым ли будет словоупотребление в речи, адресованной родителям, учителю, друзьям?
— Какие правила общения, с вашей точки зрения, нужны в обращении к любому человеку?
6. Записывание правил
Учащиеся записывают с корректировкой учителя (составление памятки).
ПАМЯТКА «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
• В разговоре старайтесь затронуть такую тему, которая может заинтересовать вашего собеседника.
• Меньше говорите о себе.
• Учитесь внимательно слушать собеседника. Не перебивайте его, пока он не закончит свой рассказ.
• Разговаривайте спокойным тоном.
• Разговаривая, смотрите на него, но не хватайте за руку, не хлопайте по плечу.
• Используйте слова вежливости: простите, извините, будьте любезны; обращение в вежливой форме.
V. Закрепление материала
Свободный диктант (4—5 предложений)
О КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Слово может быть и орудием зла, когда оно не соединяет, а разъединяет людей. Может быть и оскорблением того, кто их произносит, когда оно употребляется для сквернословия или коверканья языка. И потому со словом нужно обращаться с уважением и говорить только то, что нужно, и во всех случаях стараясь сказать это как можно проще и яснее.
Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать все знаками (Л. Н. Толстой).
VI. Домашнее задание
Теория по учебнику.
Подготовьте сообщение на тему «фразеология» (5 минут).
Придумайте три варианта ситуации общения, исходя из ее составляющих, запишите.
Выполните упражнение 371 (1, 2).
ВНИМАНИЕ! Подготовка учителя к следующему уроку
1. Подготовить учащегося к инсценировке монолога Хитрюшкина:
— Хотел купить вам «Чайку» (модель машины), пришел в магазин, а продавец говорит: «Сейчас продал последнюю “Чайку”». Я прямо лопнул от досады. Потом успокоился, взял себя в руки и пошел в соседний магазин. Смотрю — на прилавке «Чайка». Я от радости аж подпрыгнул до потолка. Но «Чайка» мне не досталась. Меня опередил другой покупатель. Тут я ну просто вышел из себя и купил «Запорожец». Впрочем, я все нарисовал. Посмотрите, что со мной было в магазине игрушек.
2. Поручить ему нарисовать рисунки к фразеологизмам в их прямом значении.
- Что такое регистр букв верхний и нижний
- Что такое планерка в школе