Что такое речеведение в русском языке 5 класс

речеведение

Смотреть что такое «речеведение» в других словарях:

Речеведение — – новая, еще только складывающаяся область знания, иначе, лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин речевeдение употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объединенных общим объектом… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

речеведение — Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

речеведение — область знаний, охватывающая фонетику, психологию, физиологию, акустику, социолингвистику, коммуникативную лингвистику … Толковый переводоведческий словарь

Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин — Во второй половине ХХ в. намечается смена парадигмы гуманитарных наук (Т. Кун) – процесс, пик которого в разных отраслях относится к 60 м и 70–80 м гг. В русской и чехословацкой (Пражский лингвистический кружок) традиции начало его связано с… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речь — – функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Медиалингвистика — Лингвистика … Википедия

РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Юрислингвистика — Юрислингвистика согласно концепции ряда российских учёных научная дисциплина, объектом изучения которой являются взаимоотношения языка и права. Термин юрислингвистика по отношению к названной предметной области пересечению языка и права… … Википедия

Выразительность речи — – понятие, объясняемое в специальной литературе по разному, например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Речеведение

Полезное

Смотреть что такое «Речеведение» в других словарях:

речеведение — Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

речеведение — Область лингвистического знания, отражающая переход от изучения языка к изучению речи Н.С. Болотнова трактует речеведение как комплекс наук о речи, о реальном функционировании языковых единиц в рамках определенной сферы общения и конкретной… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

речеведение — область знаний, охватывающая фонетику, психологию, физиологию, акустику, социолингвистику, коммуникативную лингвистику … Толковый переводоведческий словарь

Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин — Во второй половине ХХ в. намечается смена парадигмы гуманитарных наук (Т. Кун) – процесс, пик которого в разных отраслях относится к 60 м и 70–80 м гг. В русской и чехословацкой (Пражский лингвистический кружок) традиции начало его связано с… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речь — – функционирование языка в процессе общения. В лингвистике первой половины XX в. под влиянием идей Ф. де Соссюра предметом этой науки считался главным образом язык, противопоставленный речи. Согласно Соссюру, язык – социален, а Р. –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Художественно-образная речевая конкретизация — – это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Медиалингвистика — Лингвистика … Википедия

РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия

Юрислингвистика — Юрислингвистика согласно концепции ряда российских учёных научная дисциплина, объектом изучения которой являются взаимоотношения языка и права. Термин юрислингвистика по отношению к названной предметной области пересечению языка и права… … Википедия

Выразительность речи — – понятие, объясняемое в специальной литературе по разному, например: синоним экспрессивности речи (Ахманова О.С., 1966, с. 94; Матвеева Т.В., 1986, с. 88); такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Презентация по русскому языку «Речеведение»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое речеведение в русском языке 5 класс. Смотреть фото Что такое речеведение в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Что такое речеведение в русском языке 5 класс. Картинка про Что такое речеведение в русском языке 5 класс. Фото Что такое речеведение в русском языке 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка. Не место красит человека, а человек место. Мал золотник, да дорог. Не всё то золото, что блестит. Муравей невелик, а горы сворачивает.

Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка. Не место красит человека, а человек место. Мал золотник, да дорог. Не всё то золото, что блестит. Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. К какому стилю относится текст? к публицистическому к научному к разговорному к официально-деловому

2. К какому стилю относится текст? к публицистическому к научному к разговорному к официально-деловому

3. Каков тап речи текста? Описание с элементами рассуждения Рассуждение Повествование с элементами описания Описание

3. Каков тап речи текста? Описание с элементами рассуждения Рассуждение Повествование с элементами описания Описание

4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста? Союз Синонимы Личные местоимения и лексический повтор Союз и частица

4. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста? Союз Синонимы Личные местоимения и лексический повтор Союз и частица

5. В каком ряде перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста? Вводные слова, ряды однородных членов, антитеза. Метафора, антонимы, синонимы Эпитеты, фразеологизмы, антонимы Разговорные выражения, эпитеты, гипербола

5. В каком ряде перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста? Вводные слова, ряды однородных членов, антитеза. Метафора, антонимы, синонимы Эпитеты, фразеологизмы, антонимы Разговорные выражения, эпитеты, гипербола

7. Сколько микротем в данном тексте? 1) 1 2)2 3)3 4)4

8. С каким предложением связано 6-е предложение текста? 1.с 5-м 2.со всеми предыдущими предложениями 3.с 1-м 4. 3-м

Основные признаки текста. Текст (от латинского textys- «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь»)-это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединённых в целое единство темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Тема- это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его произведении ( часто тема отображается в заглавии). Основная мысль (идея) текста предаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Основными признаками текста являются: 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связанность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

ФИГУРЫ РЕЧИ – это особые синтаксические построения, усиливающие эмоциональное взаимодействие текста АНАФОРА (=единоначатие) –повторени отдельных слов, или оборотов, или однородных синтаксических конструкций в начале предложений или стихотворных строк, стоящих рядом. (Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём) ЭПИФОРА (= концовка)-повторение слов или выражений в конце смежных предложений (мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник?) ПАРАЛЛЕЛИЗМ –одинаковые синтаксические построения соседних предложений. (Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в стране родной?) АНТИТЕЗА – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой)

Источник

I Речеведчекие понятия как лингвистическая основа системного развития связной речи учащихся в 5 классе

I глава Речеведчекие понятия как лингвистическая основа системного развития связной речи учащихся в 5 классе

Текст как единица речи. Типы текста. Стили.

Организация работы над речеведческими понятиями

Анализ учебника русского языка для 5 класса под редакцией Н.М. Шанского с точки зрения работы над речеведческими понятиями

II глава Методика работы над речеведческими понятиями в 5 классе

Введение

Содержание работы по развитию речи учащихся диктуется требованиями, которые предъявляет современное общество к развитой речи. Развитая речь предполагает, что выпускники школы должны владеть большим запасом слов, свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуа­циях, владеть различными видами речевой деятельности: грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно пони­мать собеседника.

Добиться планируемых программой результатов обучения удается лишь в том случае, если работа по развитию речи будет пронизывать весь процесс обучения, если знания о языке и речи будут использованы для формирования речевых умений, составят развернутую систему ориентиров для речевой деятельности, если внимание к слову станет предметом общей заботы всех учителей-предметников, всех членов педагогического коллектива. Важнейшее значение в работе по развитию речи учащихся имеют уроки русского языка.

Предметом нашего исследования являетсяметодика работы над речеведческими понятиями в 5 классе.

Объект исследования – речеведческие понятия в 5 классе

Задачи:

· Выявить значение текста в изучении русского языка в школе

· Проанализировать методическую и лингвистическую литературу на предмет работы с речеведческими понятиями

· Описать речеведение как отдельную науку по обогащению словарного запаса учащихся

Актуальность данного исследования заключается в том, что чрезвычайно низкая речевая культура многих современных школьников, их неспособность воспринимать и перерабатывать значительные объемы устной и письменной текстовой информации, безграмотные, неубедительные сочинения, бессвязные устные ответы, вместо четкого определения того или иного понятия. Речеведение же направлено на обогащение словарного запаса, на обучение учащихся не только грамотно писать, но и говорить. Поэтому мы считаем данное исследование актуальным.

I Речеведчекие понятия как лингвистическая основа системного развития связной речи учащихся в 5 классе

Речеведение – это основные, самые необходимые и достаточные для каждого культурного человека знания о речи и речевых умениях, уже сложившихся и освоенных обществом в сфере всех форм его жизни: в быту и на работе, в публицистике и науке, на телевидении и в других видах деятельности.

Речеведческий аспект очень долго оставался в тени и не осознавался как самостоятельный предмет обучения. В результате отдельные проблемы речеведения рассматривались вне системы речеведческих понятий и не выделялись в самостоятельное направление обучения речевой деятельности.

Накопленный же теоретический опыт формирования умений и навыков связной речи позволяет выделить речеведение именно как самостоятельную науку, имеющую свой предмет изучения и свое содержание, лишь частично пересекающееся с изучением таких языковых реалий, как слово, словосочетание, часть речи, типы простых и сложных предложений и т.д.

Одним из главных понятий школьного речеведения является текст, так как именно работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности – слушание, чтение, письмо и говорение, формирование умений в которых и является конечной целью речевого развития школьников. Такое речеведение не ограничивается только содержанием предмета «русский язык», а проецируется на все предметы школьного цикла.

Например, в рамках школьного речеведения предложение рассматривается не с точки зрения характера его грамматической основы, не с типологической или классификационной точки зрения (односоставное, двусоставное, простое, сложное. ), а с точки зрения его структуро- и текстообразующих свойств. Здесь очень важно знать, чем отличаются, скажем, предложения, начинающие текст, от предложений, которыми текст начинать нельзя. А различие между ними состоит в том, что предложения, начинающие текст, содержат в себе, как правило, слово, словосочетание или часть, которые требуют распространения, детализации. Практическая ценность речеведения состоит в том, что содержание и объем базовых понятий теории текста позволяют свести бесконечное разнообразие свойств уже существующих текстов к реально исчислимому набору существенных и вполне воспроизводимых признаков. Это дает возможность на занятиях по речеведению получить убедительный ответ на вопрос не что, а как писать и говорить.

Так же стоит сказать, что основу раздела «Речь» составляют 5 групп речеведческих понятий.
1. Речь как использование языка для общения людей

Главным средством общения между людьми является слово – важнейшая языковая единица Язык – это система знаков, которые имеют определенное значение и используются для передачи и хранения информации

Речь, или словесная речь, относится к языковым знакам, строящимся по определенным грамматическим правилам.

Неязыковые знаки – это знаки-символы (государственная символика) знаки-копии (репродукции, похожи на то, что они означают) система знаков, регулирующих уличное движение, и т.п. Кроме словесной (вербальной) языка, существует как средство общения еще и невербальный язык – это язык жестов, мимики, поз, а так же других выразительных движение.

Знаки общения можно разделить на знаки естественных языков и знаки искусственных языков. Естественный язык – это прежде всего слова, предложения устной и письменной речи Искусственный язык – это язык мимики и жестов (язык глухонемых), телеграфный код, язык специальных знаков, употребляемых в математике, физике, химии, знаки дорожного движения, программы для ЭВМ, речь шифровок, язык искусства. Искусственный язык – это закодированная естественная речь.

С развитием общества знания человечества расширяются. Для того чтобы сохранить информацию для последующих поколений и передавать ее в пространстве, создается письменная речь, люди изобретают радио, телевидение, создают компьютеры. Появляются новые понятия и явления, которым язык дает названия.

Человек пользуется различными видами речи. В общении широко используют внешнее (устное монологическое, устное диалогическое, письменное) и внутренняя речь Устная речь и общение осуществляется с помощью языковых средств, воспринимаемых на слух.

Диалогическая или разговорная речь происходит в форме разговора между двумя или несколькими лицами. Такая речь легче монологической. Иногда собеседники понимают друг друга с полуслова, восклицания, жеста, молчания.

В отличие от устной, письменная речь использует письменные знаки и имеет свои конструктивные особенности. Письменная речь по конструкции сложнее и тяжелее устной речи, но она позволяет в процессе писания тщательно работать над словесным оформлением мысли.

Письменная речь должна быть развернутой, в нем можно сказать все до конца, точно изложить мысли, чтобы быть понятным для других.

2. Текст как объект лингвистики

Центральным понятием лингвистики является понятие «текст», собственно лингвистическим понятием с того момента, когда оно в том или ином словесном выражении («сверхфразовое единство», «сложное синтаксическое целое», «дискурс») было включено в номенклатуру единиц языка и речи, получило необходимое для такой единицы структурное описание и стало одним из объектов лингвистических исследований. Понимание текста как «целостного речемыслительного процесса произведения» сложилось в русском языкознании в работах О. С. Ахмановой, И. Р. Гальперина,З.Я Тураевой и др.

Исследователями были указаны следующие положения, укрепившие позиции лингвистики текста как самостоятельной науки:

1.Основной единицей речи, выражающей законченное высказывание, является не предложение, а текст; предложение-высказывание есть лишь частный случаи, особая разновидность текста. Текст является высшей единицей синтаксического уровня.

2.Текст нужно считать не только единицей речи, но и единицей системы, так как в основе речевых произведений текстов лежат принципы построения текстов, которые относятся не к области речи, а к системе языка или языковой компетенции.

3. Текст является частью знаковой системы языка.

4.Всестороннее изучение текста как языковой и речевой единицы особого уровня требует создания особой лингвистической дисциплины —лингвистики текста.

Создание лингвистики текста как новой отрасли языкознания потребовало определения статуса той единицы, которая становится объектом ее изучения, поэтому совершенно естественно возникает вопрос о статусе текста, об отношении его к языку и речи, о включении его в круг единиц языка и признании за ним функции языкового знака. Постановка вопроса о тексте как об основной особой единице потребовала прежде всего научного определения понятия «текст». Это вызвало достаточно серьезные разногласия среди лингвистов и до сих пор не привело к выработке единого четкого определения. оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Л. Ельмслев определяет лингвистическое понятие текста следующим образом: «Язык может быть представлен как парадигматика, чьи парадигмы манифестируются любым материалом, а текст, соответственно, как синтагматика, цепи которой, если они распространены бесконечно, манифестируются любым материалом». А. М. Пятигорский дает следующее определение текста. И делает упор на зафиксированность текста, он формулирует это понятие, оговаривая его «рабочий» характер: «Во- первых, текстом будет считаться только сообщение, которое пространственно (то есть оптически, акустически или каким- либо иным образом) зафиксировано. Во- вторых, текстом будет считаться только такое сообщение, пространственная фиксация которого была бы не случайным явлением, а необходимым средствомосознательной передачи этого сообщения его автором или другими лицами. В- третьих, предполагается, что текст понятен, то есть не нуждается в дешифровке, не содержит мешающих его пониманию лингвистических трудностей».

Понятие «текст» употребляется в различных смыслах. Л. Ельмслев видит в тексте реализацию бесконечной в своейвозможности речевой деятельности, которая манифестирует законы языка и из анализа которой эти законы могут быть извлечены. Таким образом, каждый конкретный текст — лишь частица некоего абстрактного текста, реализация синтагматики. Текст интересует его как источник сведений о структуре языка, а не о содержащейся в данном сообщении информации. А. М. Пятигорский подходит к тексту в ином ракурсе – представляется ему средством передачи информации. С этой точки зрения он выделяет прерывность, пространственную ограниченность текста, фактически отказывается считать устную речь текстом, подчеркивая его статичность. Однако изучение истории текста привело к объемному и подвижному наполнению этого понятия. «Текст … есть явление изменчивое, текучее», – писал Б. В. Томашевский.

Сложность понятия «текст» усугубляется тем, что термин «текст», и без того крайне многозначный, получил два различных значения в рамках самой лингвистики текста. С одной стороны, под «текстом» понимается любое высказывание, состоящее из одного или нескольких предложений, несущее в себе по замыслу говорящего законченный смысл; с другой стороны, «текст» – это в том числе такое законченное речевое произведение, как повесть, роман, газетная или журнальная статья, а также документы различного рода. З. Я. Тураева пишет: «Язык выступает не в виде несвязных слов или предложений, а в виде связного текста, от высказываний, состоящих из одного слова, до десятитомного труда…». В качестве текстов рассматривали также части целого речевого произведения – главу, абзац.

Первоначально под текстом понималась, прежде всего, синтаксическая единица, состоящая из ряда структурно и семантически объединенных предложений (то есть сверхфразовое единство). В последующее время рос интерес к тексту в широком смысле – к целому произведению того или иного жанра или функционального стиля. Это связано с изменением «ориентации» языкознания: с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики, к социолингвистике, к функциональной стилистике, прагмалингвистике. М.А. К. Халлидей выделяет следующие характеристики текста:

1. Текст существует как в устной, так и в письменной форме. Текст, может состоять «из одного предложения- поговорки до целой пьесы».

2. Текст — единица языка. «Он не является грамматической единицей, подобно предложению, и не определен в своем размере».

3. Текст является семантической единицей («единицей не формы, но значения»). «Текст не состоит из предложений, но осмысливается посредством предложений. То есть структурная интеграция частей текста отлична от структурной интеграции частей предложения».

Данные характеристики присущи «тексту» в любом понимании.

В 70-80- х годах прошлого столетия внимание исследователей все больше занимает целое речевое произведение. Появляются понятия «микротекста» (то есть текста в узком смысле слова, как сверхфразового единства или сложного синтаксического целого), исследованием которого занимается, прежде всего, теория синтаксиса, и «макротекста» (текста в широком смысле слова как речевого произведения- текста), который пред­ставляет интерес для функциональной лингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики. Важно отметить тот факт, что возможно совпадение границ сверхфразового единства и целого речевого произведения. Целое речевое произведение небольшого объема (газетная статья, короткий рассказ, объявление) может состоять из одного сверхфразового единства». Именно поэтому многие лингвисты не разводятдва эти понятия, хотя сверхфразовое единство и целое речевое произведение являются единицами различного порядка.

Сверхфразовое единство – понятие синтаксическое. Это единица синтаксиса. Многими лингвистами вводится понятие «грамматика текста», объектом изучения которой становится сверхфразовое единство. Задача данного направления состоит в изучении грамматического аспекта сложного синтаксического целого, в установлении грамматических признаков подобных образований, позволяющих рассматривать их как грамматические, синтаксические единицы и характеристики этих единиц. Целое же речевое произведение по своей природе не поддается определению в понятиях грамматики, хотя грамматические признаки входят в структурирование его именно как целого. Целое речевое произведение — явление, прежде всего, социально- речевое, Оно представляет собой высшую коммуникативную единицу, являющуюся преимущественным объектом стилистики текста.

Данной точки зрения придерживается О. И. Москальская, для которой сверх фразовое единство и целое речевое произведение являются единицами «принципиально различного порядка», несмотря на возможное совпадение их границ; «Если речь идет о художественном произведении, то такое речевое произведение является, прежде всего, эстетической категорией, и его коммуникативное задание реализуется через эстетическую функцию».

Еще одно понимание «текста» как «абстрактной единицы языка наивысшего уровня» находим у И. Р. Гальперина, Он также понимает текст в более узком смысле (однако иначе, чем О. И. Москальская). Он исключает из рассмотрения устную речь и, подобно А. М. Пятигорскому, подчеркивает необходимость фиксации текста. Согласно его определению, текст является «произведением речетворческого процесса, обладающим завершенностью, объективированным в виде письменного документа состоящим из названия (заголовка) и ряда особых единиц – сверхфразовых единств – это произведение, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».

При этом правила текстообразования трактуются как синтаксические закономерности построения текста и составляют, по его мнению, «высший синтаксис, который следует за учением о простом и сложном предложении», И. Р. Гальперин высказывает идею о целостном подходе к изучению текста, то есть необходимо рассматривать не только связи внутри сверхфразового единства между отдельными предложениями, но и связь самих этих единств рамках текста. Автор подчеркивает, что «в результате связи частей текста между собой создается его целостность, являющаяся одной из основных его характеристик».

Как мы видим, Гальперин признает сверхфразовое единство единицей текста, а не самим текстом (пусть и в узком смысле), как О. М. Москальская.В отличие от Гальперина, З. Я. Тураева рассматривает текст в широком смысле — как «продукт речи, устной и письменной».

Итак, в широком смысле текст предстает как продукт речевой деятельности, как устной, так и письменной, и исключение устной речи из рассмотрения неоправданно сужает понимание текста как объекта лингвистического исследования.

Лингвисты уделяют все больше внимания коммуникативному и когнитивному аспектам изучения текста, неизбежности включения его в какой- либо (исторически реальный или условный) контекст. Так, З.Я.

Тураева отмечает, что «текст не только отражает действительность, но и сообщает о ней … в тексте пересекаются коммуникативная, когнитивная (познавательная) и эмотивная функции».

В когнитивном аспекте текст предстает как «опредмеченное знание» или как «вербально кодированный фрагмент знаний, являющийся органической частью целостной системы знаний о мире», как «особым лингвистическим образом представленное знание». В качестве объекта научного анализа текст может параллельно рассматриваться с коммуникативных и с когнитивных (как трансформированное знание) позиций. Невозможно рассматривать когнитивный и коммуникативный аспекты текста изолированно, так как это приведет к однобокому, неполному восприятию текста.

Итак, все изложенное в настоящей статье позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различия в подходах к понятию «текст», существующиев современном языкознании, большинство лингвистов считает возможным выделить следующие объекты изучения лингвистики текста:

— сверхфразовое единство (микротекст);

— целое речевое произведение (макротекст).

Соответственно, выделяются два основных раздела лингвистики текста:

— учение о сверхфразовом единстве;

— учение о тексте в широком смысле слова — целом речевом произведении.

С каждой из названных единиц связан определенный круг проблем и понятийный аппарат. Однако представляется, что на настоящем этапе развития лингвистика текста еще должна выработать единый «синтетический» подход к тексту, охватывающий как его коммуникативный, так и когнитивный аспекты, так как целостность системы знаний обеспечивает единство коммуникативного и когнитивного компонентов речи.

3.Функционально-смысловые типы речи

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение.

Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая человека, мы укажем на такие признаки как: цвет волос, глаз, рост, осанку, походку, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, трава, небо и т. д.

Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б.Житков)

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

4. Функциональная стилистика

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определенную сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Выделяют следующие функциональные стили:

разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

Другим типичным признаком научного стиля речи являетсяточность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты: официально-делового стиля — это
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.

Точностьформулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоиме­ния 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация), а основная форма — устная.

В составе разговорного стиля выде­ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.
Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется все многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

Большую роль в художественном тексте играетмногозначность.
Основная цель художественного стиля — создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи.

Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приемов.

5. Культура речи, ее предмет и задачи

Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение курса «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих специалистов. Особенностью данной дисциплины по сравнению с другими гуманитарными курсами является то, что она обеспечивает развитие изначальных человеческих способностей говорения и понимания, выступающих предпосылками любой интеллектуальной и речевой деятельности. Совершенствование речевых и мыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В силу этого, сфера применения знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе изучения курса «Культура речи и стилистика», носит универсальный характер.

Целью данного учебного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, развитие коммуникативных навыков студентов в разных сферах употребления русского языка, письменной и устной его разновидностях. При этом следует учитывать многоаспектность понятия культуры речи, представляющей собой такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Литературный язык представляет собой высшую, обработанную форму общенародного (национального) языка. Литературный язык сначала выступает как книжный язык, пользующийся особым (часто священным) авторитетом, является предметом школьного обучения, получает отражение в грамматиках, словарях и справочниках, т.е. кодифицируется. Литературный язык противопоставляется некодифицированным разновидностям общенародного языка: городскому просторечию, территориальным и социальным диалектам. Эти разновидности языка имеют ограниченные сферы использования, не регулируются нормами и связаны, преимущественно, с устной формой речи.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи,диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

Общение между людьми может происходить в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков –выделяют две формы речи – устную и письменную. По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога (то есть развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц).

По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили под которыми подразумеваются исторически сложившиеся в данное время в данном языковом коллективе разновидности единого литературного языка, представляющие собой относительно замкнутые речевые системы, регулярно функционирующие в различных сферах общественной деятельности.

В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, научный, официально-деловой и публицистический.

Каждый из этих стилей может быть представлен как в устной, так и в письменной форме речи. Вместе с тем разговорный стиль преимущественно связан с устной формой речи, остальные стили – с письменной.

Язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского литературного языка и представляет собой, по определению профессора Л.Ю. Максимова, проекцию национального языка под эстетическим углом зрения на особую плоскость художественной литературы.

В языке художественной литературы обрабатываются, проходят «переплавку» все средства общенародного языка, многие из которых впоследствии получают права «литературного гражданства».

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющиеся результатом сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактно устанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия (при этом жесты имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их, особенно в устной деловой и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра-лингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Необратимость, поступателъньно-линейный характер развертывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в. какой-то момент устной речи еще раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения па несколько коммуникативно самостоятельных единиц, например: «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него» (сообщение секретаря директора для участников производственного совещания). С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и стремиться привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщению. Поэтому в устной речи появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение каких-то частей, повторы.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила па непосредственное общение.

Неподготовленная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется в ходе речи, для того чтобы что-то выяснить, уточнить и т.д., поэтому в устной неподготовленной речи много пауз.

Во время таких пауз используют заполнителей пауз (слов типа э-э, гм), что дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используют глаголы, возможна инверсия.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие так называемые огрехи устной речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокомментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. – является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации». Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Количество разговорных элементов обусловливается особенностями конкретной коммуникативной ситуации. Например, речь спикера, ведущего заседание в Государственной Думе, и речь руководителя, ведущего производственное совещание, конечно, будут различны. В первом случае, когда заседания транслируются по радио и телевидению на огромную аудиторию, нужно быть особенно внимательным в выборе разговорных языковых единиц.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи). С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, – это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тирс соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Письменная речь дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

Зачастую каждая подтема текста имеет собственный подзаголовок. К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, жестами, мимикой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие –несогласие).

В некоторых случаях диалогическое единство может существовать также за счет реплик, обнаруживающих реакцию не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи, когда участник диалога задает свой встречный вопрос:

Реплики по своему объему и характеру могут зависеть от различных факторов: это прежде всего личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой стратегией и тактикой, общей речевой культуры собеседников, степени официальности обстановки, фактора «потенциального слушателя», т.е. присутствующего, но не принимающего участия в диалоге (обычном бытовом и эфирном, т.е. диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя.

На характер реплик оказывает влияние и так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов, т.е. тип взаимодействия участников диалога – коммуникантов.

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. От степени официальности обстановки степень контроля за собственной речью и соответственно соблюдение языковых норм.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах):

Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия каких-либо решений, широким использованием несловесных (невербальных) средств общения, личностным выражением, разговорным стилем.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь (о которой будет сказано отдельно далее), художественный монолог, официально-деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам – описание, повествование, рассуждение (также будут рассмотрены отдельно). ;

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной –диалогическая.

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» – предметов, последний – с миром понятий, суждений.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление– значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы:

бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Описание можно охарактеризовать как некую модель монологического сообщения в виде перечисления признаков предмета (в широком понимании).

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно представить следующим образом:

Повествование = событие1 + событие2 событие3..

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют– повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение = вопрос (тезис) – суждение 1– суждение 2 – суждение 3.

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *