Что такое речевое оповещение
Речевой пожарный оповещатель
Речевой оповещатель – это техническое устройство, предназначенное для слухового оповещения людей, которые находятся внутри строительных объектов, путем сообщения специальных текстов, информирующих о возникновении пожара, направлениях, путях эвакуации; режимах работы автоматических систем противопожарной защиты.
Речевой пожарный оповещатель – это элемент автоматических систем оповещения людей, управления эвакуационными потоками (СОУЭ) при возникновении очага возгорания в зданиях с нахождением людей.
Речевой способ оповещения заключающийся в воспроизведении специально разработанных текстов для различных ЧП, нормативно закреплен для обязательного применения в СОУЭ 3–5 типов, так как является более информативным, по сравнению со звуковым тревожным оповещением.
Речевое оповещение снижает риски возникновения паники в стрессовых ситуациях, позволяет организованно и безопасно провести оперативную эвакуацию.
Речевые пожарные оповещатели
Виды и типы
Устройства бывают двух видов – для массового или индивидуального оповещения.
Согласно ГОСТ Р 53325 существуют следующие виды речевых пожарных оповещателей:
Для увеличения площади оповещения при создании СОУЭ в помещениях объекта проектировщики часто применяют дополнительно необходимое количество активных речевых устройств, а также группы изделий в составе активного оповещателя с мощным усилителем сигнала с подключением нескольких пассивных устройств.
По способу получения и передачи текстов речевого информирования изготавливаются двух типов:
По конструктивному исполнению, способам и местам установки различают:
Предприятия изготавливают разные по конструкции речевые пожарные оповещатели, которые согласно указаниям норм, могут использоваться как для тревожных сообщений о возникновении пожара, порядке эвакуации, так и для передачи музыкальных программ, рекламных и иных сообщений; а также в качестве устройств громкоговорящей, в том числе поисковой связи на предприятиях:
Например, в зданиях железнодорожных, аэровокзалов, современных высотных строениях с наличием атриума.
Нормативные документы
Необходимость применения, производство, технические характеристики, места установки речевых пожарных оповещателей регламентированы следующими нормами:
Требования, способы испытаний индивидуальных оповещателей, включая изделия речевого типа, указаны в ГОСТ Р 55149-2012.
Размещение на объектах
Согласно таблице 2 СП 3.13130, речевые оповещатели необходимо устанавливать на таких объектах защиты:
Пример схемы подключения
Для исключения появления нелинейных искажений мощность на каждом громкоговорителе не должна превышать номинального значения.
Речевые оповещатели настенного типа необходимо монтировать так, чтобы верхний край корпуса был выше не меньше, чем на 2,3 м от поверхности пола помещения, а расстояние до потолка – не меньше 0,15 м.
Уровень давления звука, создаваемого речевыми оповещателям на расстоянии 1 м, должен составлять не меньше 70 дБ; а количество, мощность, схема расстановки обеспечивать требуемый уровень звука во всех местах пребывания людей.
Источники:
Системы пожарного оповещения типы
Системы пожарного оповещения – это комплекс технических средств для передачи звуковой информации людям в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации.
Согласно закону ФЗ РФ №123, принятому 22 июля 2008 г. каждое здание, строение, сооружение общественного характера, в том числе объекты промышленного и муниципального назначения, должны проектироваться, строиться и эксплуатироваться в строгом соответствии с общеустановленными требованиями пожарной безопасности.
Из всех мер, принятых в комплексе для обеспечения пожаробезопасности, можно выделить действия, направленные на обустройство ряда общественных зданий и сооружений специальным оборудованием с целью предупреждения людей о задымлении, пожаре либо начале возгорания и управления их эвакуацией. Данное оборудование принадлежит к техсредствам, входящим в состав каждой системы оповещения о пожаре. Требования пожарной безопасности к данным средствам противопожарной защиты определяются сводом правил СП 3.13130.2009. Там же оговаривается, какие помещения в обязательном порядке следует оснащать такими системами.
Системы оповещения при пожаре и управления эвакуацией людей (СОУЭ) 1-5 типы
Все СОУЭ классифицируются по ряду признаков, основными из которых являются:
По своим возможностям и ряду особенностей технического характера все СОУЭ, каждая из которых устанавливается в отдельные помещения, подразделяют на пять типов (с 1-го по 5-й) в зависимости от их назначения и количества постоянно присутствующих там людей.
Жирным выделены обязательные параметры для типа СОУЭ.
Основные функции для систем оповещения 1 типа (СОУЭ)
Это простейшее оборудование, позволяющие установить оповещение при минимальных затратах на комплектующие и монтаж. Важно отметить, что световые знаки не являются обязательным элементом этого типа.
Основные функции для систем оповещения 2 типа (СОУЭ)
Важным отличием от первого типа является обязательное наличие световых сигналов, которые хорошо видно при задымлении. А также возможность установки табло с направлением движения.
Основные функции для систем оповещения 3 типа (СОУЭ)
Главным преимуществом является наличие устройств для передачи текстов и обязательная установка световых табло «Выход». Остальные же функции являются необязательными, но допустимыми.
Пример оборудования:
Основные функции для систем оповещения 4 типа (СОУЭ)
Обязательное разделение здания на зоны и обратная связь с зонами оповещения обусловленно особенностью применения этого типа.
Пример оборудования:
Основные функции для систем оповещения 5 типа (СОУЭ)
Пример оборудования:
TOA VX-2000 основные функции:
Типы систем оповещения о пожаре по способу управления
По виду и способу управления такого рода системы голосового оповещения делятся на:
Виды систем оповещения по принципу действия
Классификация СОУЭ по другим позициям
Существуют также так называемые распределенные системы оповещения о пожаре, цена на которые зависит от количества задействованных в обустройстве оборудования помещений и комплектации. Это СОУЭ, которые по своему функционалу соответствуют централизованным аналогам, но отличаются наличием среди узлов отдельно размещенных блоков, что получило наибольший эффект на распределенных территориях.
Кроме того, звуковые системы оповещения, в зависимости от способа организации процесса трансляции музыкальных программ, служебных объявлений и других фоновых звуковых сигналов, подразделяются на:
Технические средства систем пожарного оповещения
Все пожарные технические средства классифицируются в первую очередь по назначению, а далее по области и условиям применения.
По назначению они подразделяются на:
Предлагаем оборудование для систем пожарного оповещения от ведущих производителей. Это такие известные бренды, как Inter-M, Roxton, ITC Escort, TOA и другие. В каталоге на сайте в широком ассортименте представлено различное оборудование для систем пожарного оповещения:
Специалисты нашей компании в зависимости от технических условий и требований сделают расчет конфигурации СОУЭ по оптимальным ценам. Реализуем решения для сложных и нестандартных задач, оказываем услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарного оповещения.
По всем вопросам звоните по телефонам: 8 (800) 600-28-70 (бесплатно по России) 8 (812) 448-08-20 (офис в СПб)
«Оповещение населения. Системы оповещения населения»
«Оповещение населения. Системы оповещения населения».
Системы оповещения создаются:
ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:
в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.
Основные направления совершенствования ОКСИОН:
модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;
развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.
СЗИОНТ создается в целях обеспечения:
информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.
Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.
Основные направления развития СЗИОНТ:
отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;
внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;
интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;
НПА, на основании которых осуществляется оповещение
6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Средства и системы речевого оповещения, музыкальной трансляции
Эвакуация обеспечивается, согласно ГОСТ 12.1.004-91, посредством устройства необходимого количества эвакуационных путей и соблюдения их требуемых параметров, а также организацией своевременного оповещения людей и управления их движением.
СОУЭ функционально связана с системой автоматической пожарной сигнализации объекта, выполняющей задачу обнаружения пожара.
СОУЭ может проектироваться совмещенной с радиотрансляционной сетью объекта. В этом случае элементы радиотрансляционной сети и помещение радиоузла должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к соответствующим элементам и диспетчерскому пульту СОУЭ.
Прежде всего, при определении типа СОУЭ и выборе оборудования для ее проектирования необходимо руководствоваться нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке. В первую очередь это НПБ 77-98, устанавливающие общие технические требования к техническим средствам оповещения и управления эвакуацией, и НПБ 104-03, устанавливающие требования пожарной безопасности к СОУЭ, а также их типы с определением перечня объектов подлежащих оснащению такими системами. Требования настоящих норм при выборе оборудования и проектировании систем оповещения являются обязательными.
Типы СОУЭ
В зависимости от функциональных характеристик, СОУЭ делятся на 5 (пять) типов:
Выбор типа СОУЭ
При выборе звуковых оповещателей для СОУЭ 1-го и 2-го типов, необходимо помнить, что сигналы оповещения при пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (п.3.24 НПБ 104-03). Также выбирая тот или иной оповещатель, в первую очередь, следует рассматривать не его стоимость, а его характеристики, которые каждый уважающий себя производитель прилагает к своему изделию в виде паспорта, а не только инструкции по его установке. Наряду с такой важной характеристикой, как звуковое давление, которое обеспечивает звуковой оповещатель, следует обратить внимание на ток потребления этого устройства, так как большие токи потребления оповещателей в значительной мере могут увеличить энергоемкость системы. Это, в свою очередь, отразится и на энергопотреблении СОУЭ, и на емкости аккумуляторных батарей, и на сечении питающих проводов, что неизбежно увеличит стоимость всей системы в целом.
При проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов необходимо помнить, что эти системы относятся к автоматизированным, то есть главенствующая роль по запуску и управлению системой оповещения отведена автоматике. Запуск систем происходит от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения или с помощью ручных извещателей, причем новые требования исключают использование в качестве последних, обычных бытовых переключателей и других несертифицированных устройств. Роль человека в управлении такими системами сведена к минимуму, что исключает так называемый «человеческий фактор».
Любая система оповещения, используемая для создания СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов также как СОУЭ 1-го и 2-го типов, согласно требованиям НПБ 77-98 должна оставаться полностью работоспособной при пропадании основного питания. При этом они должны автоматически перейти на автономное, сигнализируя оператору о смене режима и при восстановлении питания вернуться в свое нормальное состояние, без выдачи ложных срабатываний. Поэтому при проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов убедитесь, что предлагаемое Вам оборудование поддерживает данные технические требования, и, соответственно, имеет в своем составе специальные устройства для контроля и зарядки аккумуляторных батарей.
Проектирование СОУЭ
Необоснованное увеличение количества зон оповещения приводит к усложнению алгоритма эвакуации людей при пожаре, значительно увеличивает затраты на построение такой многозонной системы и при этом вряд ли будет высокоэффективным даже при полностью автоматизированном процессе управления.
Иногда приходится сталкиваться с таким явлением, когда заказчики хотят использовать ресурс речевой СОУЭ в качестве трансляционно-музыкальной системы звукового обеспечения здания. Современные СОУЭ позволяют в полной мере реализовать эти требования. Но иногда совмещение этих функций доходит до абсурда. Например, когда в качестве речевых оповещателей пытаются использовать абонентские устройства с регуляторами громкости, что категорически запрещено. В некоторых случаях для регулировки громкости оповещателей используют аттенюаторы со встроенным реле, которое отключает аттенюатор в случае запуска системы оповещения. Но тогда возникает вопрос, каким образом будет контролироваться целостность линии оповещателей? Непосредственно до оповещателя или до реле? И как контролировать линию управления этим реле, а также исправность этого устройства? Так стоит ли пытаться объединять систему оповещения с радиотрансляционной сетью здания. Во-первых, затраты на осуществление такой задачи могут превысить саму стоимость радиотрансляционной сети и во-вторых, надежность системы оповещения в значительной степени будет снижена, а о соответствии нормативным требованиям можно только догадываться.
Основной трудностью при проектировании систем оповещения является правильный подбор количества, мощности включения и оптимальное расположение оповещателей в помещениях.
СИСТЕМЫ РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАНСЛЯЦИИ (СОУЭ). ОСНОВЫ. ТИПЫ
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Таким образом, система экстренного оповещения населения может выполнять целый ряд дополнительных задач, позволяющих максимально эффективно использовать установленное оборудование. В случае поступления команды с прибора охранно-пожарной сигнализации, трансляция общего назначения прекращается, и система приступает к трансляции тревожного сигнала или тревожного сообщения. Такой порядок приоритетов должна соблюдать любая автоматизированная система оповещения.
СИСТЕМА РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ ЧС (СОУЭ) И СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ
По способу управления системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) могут характеризоваться реализацией режима не только ручного, но и автоматического оповещения и трансляции.
Система с автоматическим управлением
Такая система оповещения осуществляет автоматическую трансляцию заранее записанных тревожных сообщений в соответствующие зоны при поступлении управляющих сигналов от системы пожарной сигнализации. Включение системы оповещения о пожаре может происходить в разных режимах:
Cистема с ручным управлением
В такой системе речевого оповещения осуществляется трансляция сообщений с диспетчерского пульта. Выбор зон для оповещения о пожаре осуществляется диспетчером вручную.
Данный режим работы предусмотрен и в системах автоматического оповещения и трансляции. Он обладает наивысшим приоритетом и предназначен в системах оповещения для управления эвакуацией людей при возникновении различных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАНАЛОВ ФОНОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
По способу организации трансляции сигналов общего назначения (фоновая музыка, объявления рекламного и служебного характера) системы звукового оповещения можно разделить на одноканальные и многоканальные.
Одноканальные системы
В одноканальных системах связи и оповещения используется общий канал звукоусиления, т.е. в выбранные для трансляции зоны поступает один и тот же звуковой сигнал (музыка или объявления). Например, пусть в зоны № 1, 2 и 5 подается сигнал с CD/MP3-проигрывателя CD-610. ѕри подаче сообщения с микрофонной панели RM-616 в зоны № 1 и 3, в зонах № 2 и 5 музыкальная трансляция приостановится, так как для усиления любого сигнала в рассматриваемой системе используются одни и те же усилители мощности.
Многоканальные системы
В многоканальных системах оповещения и связи используется несколько каналов звукоусиления. При этом количество каналов и количество зон оповещения может и не совпадать. Достоинством данных систем является то, что в различные зоны здания можно одновременно и независимо транслировать различные по содержанию музыкальные программы и подавать различные объявления. В некоторых системах, например на основе Inter-M PX-8000, трансляция даже речевого сигнала от микрофонной панели или тревожного сообщения при возникновении пожара не влияет на содержание музыкальной трансляции в остальных каналах.
Если способ управления системой оповещения о пожаре и количество зон определяются в основном нормами пожарной безопасности, то количество каналов в системе определяется только требованиями заказчика.
ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ В ЗДАНИИ
Проектирование системы оповещения и эвакуации начинается с определения типа СОУЭ по СП 3.13130.2009, т.е. способа оповещения, количества зон и т.п. Далее проводится акустический расчет помещений, в результате которого определяется мощность устанавливаемых звуковых оповещателей и усилителей. Затем, в зависимости от типа СОУЭ (3-ий, 4-ый, 5-ый тип) и требований заказчика, осуществляется подбор оборудования.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЗВУКОВОГО И РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ
Для просмотра примеров построения систем оповещения выберите определённый тип системы в самом нижнем уровне представленной классификации. Доступные по этим ссылкам структурные схемы составлены с учётом актуальности оборудования и сопровождаются подробным описанием и необходимыми DWG-чертежами.
ВНИМАНИИ! Данная статья подготовлена специалистами компании «АРСТЕЛ» и является интеллектуальной собственностью «АРСТЕЛ». Любые публикации данной статьи, а равно ссылки на неё возможны только с разрешения правообладателя.