Что такое динамическая перемена в начальной школе
Динамические перемены в начальной школе
Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Специальное международное исследование, предпринятое под эгидой Всемирной организации здравоохранения, было посвящено вопросу влияния привычной активности человека на его здоровье. Оно доказало, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, чрезвычайно важным не только её конечными полезными результатами (как и результатами любого другого труда), но совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию, состоит в сокращении объёмов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно – психическими перегрузками. Движение – важнейшее свойство живых организмов. В настоящее время неизвестно более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.
Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале ЛФК или детских рекреациях, специально оснащенных тропами «Здоровья». Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.
Необходимо составить график проведения динамических перемен, так как происходит чередование места их проведения. График может составляться на один месяц или учебную четверть и выглядеть следующим образом:
Динамическая перемена для обучающихся 1- 4 классов
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 78»
для обучающихся 1- 4 классов»
с легкой степенью умственной отсталости
Игра «Море волнуется…»
— познакомить с элементарными навыками эмоциональной разгрузки, с правилами проведения игры;
— развивать и корригировать двигательную активность, внимание, воображение, ловкость и быстроту в подвижных играх;
— воспитывать интерес, чувства коллективизма, умение подчинятся правилам игры.
Учитель : Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в удивительный мир игр.
Игра «Солнечный зайчик».
Учитель: Вот с таким замечательным настроением мы с вами отправимся в путешествие по морю.
Учитель: Перед началом игры считалкой выберем капитана:
Волны по морю гуляли,
И корабль наш качали,
Только шторм не страшен нам –
С нами смелый капитан!
(тот, на кого показала рука считающего при слове «капитан», становится капитаном и выходит вперед, встает перед всеми игроками).
Капитан произносит слова, а все игроки, качая руками, изображают волны на море:
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура на месте замри!
После этих слов, все игроки, изображавшие волны на море, «застывают» на месте в какой-либо статической позе.
Капитан идет между фигурами игроков и постепенно прикасается к ним рукой. Тот, к кому прикоснулся капитан, «оживает» и начинает в движении передавать изображаемый образ, а капитан старается его угадать и назвать! Чем больше образов угадает капитан, тем лучше результат!
После нескольких игр определяется лучший капитан и все кричат ему:
Шторм прошел и ураган!
Алеша (Саша, Маша….) – лучший капитан.
Учитель: Наша игра подошла к концу.
(Все дети встают в круг).
Упражнение на расслабление «Волшебный цветок добра»
Звучит тихая музыка.
Учитель: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно выдох. Мысленно положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас и ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Проведение динамических перемены в начальной школе.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.
Рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.
Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале или детских рекреациях. Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.
Горелки. Играющие строятся в две колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо — | Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три — беги! |
Я Мороз — Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? | Играющие отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. |
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
На одной стороне площадки (зала) дети выстраиваются в шеренгу, по сигналу учителя надо перебежать на другую сторону с меньшим количеством шагов (чем шире шаг, тем быстрее можно преодолеть дистанцию).
Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.
По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.
Пингвины. Дети встают в 2—3 колонны. У стоящих первыми мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.
Канатоходец. Играющие встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.
Дети распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.
Пас. Играющие распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.
Мяч в кругу.Играющие распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.
Два и три. Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками.
Брось—поймай. Играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч (диаметр 20—25 см). Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола).
Стой! Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел вовремя остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова поворачивается спиной и вновь произносит текст. Все продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водящим. Игра повторяется.
Через ручей. На площадке проводят две лилии на расстоянии 5—7 м (это берега). Играющие выстраиваются в 4—5 звеньев перед первой чертой, в руках у каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее перебралось на другой берег, не намочив ног.
Лягушки в болоте. С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и тe говорят:
Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки. Стали квакать из воды: | Ква-ке-ке, ква-ке-ке. Будет дождик на реке. |
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.
Метко в цель. Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяются в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), бросает по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.
Быстрые и ловкие. Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий игрок пересечет линию старта. Побеждает команда, которая забросила большее число мячей и быстрее выполнила задание.
Лиса и куры. Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: “Ку-ка-ре-ку!” Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2—3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.
Передай шайбу. Играющие распределяются парами и встают на расстоянии 2—3 м. У каждого клюшка. Несильным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала точно на клюшку партнера.
Кто быстрей? Участвуют 2—3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5 м поставлены предметы. По сигналу “Марш” первые в колонне клюшкой ведут шайбу к предмету, обводят ее вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.
Поймай мяч. Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий становится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросал мяч.
Займи свободный кружок. Игра проводится с подгруппой 8—10 детей. (Если позволяет площадка, то участвуют все дети, распределяясь по командам.) Каждый играющий, кроме водящего, чертит кружок (диаметр 50 см) на расстоянии 1,5 м один от другого. Стоя в кружках, дети перебрасывают мяч друг другу (игрокам своей команды). Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то учитель дает сигнал, все игроки быстро меняются местами (перебегают из кружка в кружок), водящий старается также занять кружок. Кто не успел это сделать, становится водящим. Игра повторяется.
Эстафета с обручами. Дети встают в 2—3 колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три — беги!” первые бегут к обручу, поднимают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
Забрось в кольцо. Дети встают за чертой и поочередно забрасывают мяч (диаметр 20—25 см) в кольцо (на высоте 120—130 см). Выигрывает тот, кто раньше наберет определенное (условленное) число очков.
Заяц без домика. Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные вверху руки – это “домики” зайцев. Выбирается двое водящих – “заяц” и “охотник”. Заяц убегает от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются ролями.
Караси и щука. На противоположных сторонах площадки отмечают место “норы”, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, а берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Пойманных становится всё больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзину, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда переловлены все караси.
Воробьи и кошка. Чертится большой круг диаметром 3-4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из числа играющих, а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах.
Динамические перемены в начальной школе. Игры
Динамические перемены для учащихся начальных классов
Задачи: развивать у детей интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади зала (участка). Развивать быстроту и ловкость.
Описание игры. Стоя в домике (за чертой), дети произносят слова:
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать:
По сигналу «Лови!» дети перебегают в противоположный домик, а «ловишка» старается их поймать.
Правила: «ловишка» ловит только по сигналу «Лови!»; за чертой дома салить игроков нельзя.
«Совушка»
Игра проводится на площадке (в зале). Инвентарь не требуется.
«Медведь и пчелы»
Цели: упражнять детей в беге и лазании; вырабатывать правильную осанку; приучать действовать организованно.
«У медведя во бору»
Цель: в процессе игры учить детей ходить размеренным шагом, ловко бегать с изменением направления.
Описание игры. Дети ходят по площадке и произносят слова:
После слова «рычит» дети убегают, стараясь попасть в дом, а медведь ловит их, Один из пойманных игроков становится медведем.
Правила. Медведь начинает ловить детей только после окончания слов текста. Дети должны ходить и бегать по всей площадке. Салить детей за линией дома нельзя.
«Хитрая лиса»
Цели: в процессе игры упражнять детей в быстром беге, лазании, спрыгивании; развивать наблюдательность, выдержку.
Вариант. Дети закрывают глаза, а водящий, идя по кругу, дотрагивается рукой до ребенка, который и будет «хитрой лисой».
Правила. Лиса выбегает в круг только после третьего вопроса и начинает ловить после слов «Я здесь!». Играющий, до которого дотронулись, считается пойманным.
«Лягушки и цапля»
Цели: в ходе игры упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества: ловкость, быстроту.
Вариант. По сторонам площадки может быть протянута веревка, обозначающая болото, которую лягушки должны перепрыгнуть, убегая от цапли.
Правила. Цапля может ловить лягушек только в болоте. Лягушки должны перепрыгивать через ручей.
«Охотник и зайцы»
Цель: в процессе игры упражнять в метании в подвижную цель, в прыжках на обеих ногах, быстроте, ловкости, приучать действовать организованно.
Описание игры. Зайцы находятся в своих домиках (кружках). В каждом домике по 2-3 зайца. Охотник обходит площадку и возвращается в свой домик (расположен с другой стороны площадки). По сигналу «Зайцы выбежали па полянку!» все выбегают из своих домиков и прыгают на двух ногах по всей площадке. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают в свои домики, а охотник старается попасть в них мячом (2-3 небольших мяча или снежки).
Правила. Зайцы могут выбегать из домиков и возвращаться в них только по сигналу. Могут передвигаться по площадке, прыгая на обеих ногах. Охотник стреляет только из своего домика, бросая мяч в ноги убегающих.
«Море волнуется»
Цель: учить детей ходить и бегать змейкой по кругу, уметь ориентироваться в пространстве.
Описание игры. Дети становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок. Стоя в кружке, произносят слова:
Море волнуется! Передо мной
Бьются о берег волна за волной.
Эта волна не очень сильна.
Правила. Выбегать из кружков можно по получении ленточки. Занимать свободное место можно только по сигналу «Море спокойно».
«Жмурка»
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, ориентировкой в пространстве.
Описание игры. Дети бегают по площадке, увертываясь от жмурки. Двое детей, позванивая колокольчиком, помогают жмурке в поиске.
Правила. Жмурка не должен приподнимать повязку и смотреть из-под нее. Убегая от жмурки, можно приседать, прятаться за предметы нельзя. Бегающие с колокольчиком звонят не все время, а с перерывами.
«Сторож»
Цель: в игре развивать инициативу и творческое воображение детей.
Описание игры. Дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать. Подойдя к домику сторожа, произносят слова:
— Здравствуйте, дети. Где вы были?
Мы не скажем, а что делали покажем.
Сторож должен отгадать, какую работу дети выполняли (шили, рубили лес, косили, играли и др.). Как только он угадает, дети убегают, а сторож старается их догнать.
Правила. Сторож должен стоять спиной к детям до тех пор, пока они не подойдут к нему. Дети убегают только тогда, когда сторож угадает придуманное ими действие. Каждый раз дети придумывают новые действия.
«Два мороза»
Цели: в игре упражнять в беге врассыпную; развивать пространственную ориентацию; формировать двигательные качества: быстроту, ловкость.
Мы два брата молодые,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети хором отвечают:
— Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
Правила. Перебегать в дом можно только после окончания слов текста. «Морозить» игроков за чертой дома нельзя.
«Бездомный заяц»
Цели: в процессе игры упражнять в беге и прыжках; развивать быстроту, ловкость.
Описание игры. Дети (зайцы) чертят себе кружки (лесные домики) и становятся в них. Бездомный заяц бегает по лесу, а охотник догоняет его. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой домик-кружок. Как только бездомный заяц забежал в домик, зайчик-хозяин должен дом покинуть, и так он становится бездомным. Пойманный заяц становится охотником, а охотник занимает один из домиков.
Правило. Заяц-хозяин должен быстро покинуть домик, если в него вбежал бездомный заяц.
«Карусель»
Цель: в процессе игры совершенствовать умения детей ходить и бегать в умеренном и быстром темпе, с поворотом кругом, не останавливаясь; вырабатывать правильную осанку; приучать действовать организованно.
Описание игры. Дети идут по кругу, взявшись за шнур правой рукой, и выполняют движения соответственно тексту:
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Бегут два раза по кругу и по сигналу «Поворот» меняют направление движения, взявшись за шнур левой рукой. Продолжают произносить слова:
Тише, тише, не спешите!
Вот и кончилась игра!
По сигналу «Кончилась игра» опускают шнур на пол (землю) и расходятся. По сигналу игра повторяется.
«Кошка и мышка»
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу и с увертыванием.
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
Только мыши заскребут,
Чуткий Васька тут как тут.
Правила. Кошка может ловить мышку, как в круге, так и за кругом. Играющие открывают ворота только для мышки.
Программа внеурочной деятельности «Динамические перемены»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Все бесконечное разнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности сводится
окончательно к одному лишь явлению –
В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, пункт 10.12) для повышения физической активности, снятия напряжения у учащихся в середине учебного дня после третьего урока в школе введена динамическая перемена продолжительностью 20 минут.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.
Игра для детей – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного время провождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %). В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
прогнозировать положительный эффект от динамической перемены, используя игру;
можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию динамических перемен.
развитие у детей интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
повышение двигательной активности;
воспитание чувства коллективизма через совместную игровую деятельность.
Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма.
Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.
Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самые низкие её показатели отмечаются в понедельник и субботу, а также младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность.
Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры на внимание, речитативы, игры-эстафеты, спортивные упражнения, движения под музыку, самостоятельные игры детей.
Урок кончается – игра начинается
В младших классах учащиеся очень любят динамические перемены, которые проводятся ежедневно. Ребята танцуют, резвятся, играют игры на внимание, которые проводит учитель физкультуры. С горящими глазами и румяными щеками садятся они за парты. Заряд бодрости, полученный на таких перерывах, помогает им легче усваивать учебный материал.
Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих
Движения для снятия перенапряжения
Малоподвижный образ жизни ведет к увеличению риска сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройства эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата.
Нельзя не обратить внимание на повышенную возбудимость многих школьников во время урока. Ее причины не столько в «педагогической запущенности», сколько в нейрофизиологических проблемах. Такие дети не могут сидеть на одном месте, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Они испытывают недостаток движения, который невольно пытаются компенсировать.
Ребенок длительное время находится в статическом положении, происходит снижение двигательной активности, уменьшается способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям и головному мозгу, а потому замедляются процессы восстановления и падает работоспособность.
Различные формы, виды и частота занятий играют большую роль в сбалансированном развитии ребенка 6–10 лет. Так как дети большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, перед преподавателями стоит задача сохранения и укрепления их здоровья, ведь именно в этот возрастной период повышается психологическая и физическая нагрузка на организм.
Замечено, что если после урока ученики начальной школы гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. У большинства возбуждение преобладает над торможением, и такие дети не могут себя
контролировать. Ребятам трудно сконцентрироваться на учебе, они не чувствуют своей причастности к школьной жизни. Такие дети часто испытывают повышенную потребность в движении. Поэтому динамические перемены дают им возможность освободиться от излишнего напряжения в ситуации, четко организованной учителем, развивают у ребят конструктивные способы взаимодействия друг с другом, формируют произвольную регуляцию поведения, привносят в жизнь школьников много новых впечатлений и положительных эмоций. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.
Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок, что позволяет подготовиться к предстоящему уроку. Не следует начинать перемену с построения, навязывать детям вид игры, темп и продолжительность.
Каждая динамическая перемена включает в себя три фазы:
1-я – активная, коммуникативная;
2-я – этап малой подвижности, помогающий развивать произвольную деятельность учащихся.
3-я – музыкальные перемены
Подвижные коммуникативные игры повышают энергетический ресурс группы, формируют эмоционально-положительный настрой на продолжение занятий, а также способствуют развитию познавательных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Завершают перемену игры малой подвижности. Они способствуют развитию произвольной регуляции поведения, формируют умение ориентироваться на цель, выполнять действия по образцу; помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более организованными и сосредоточенными.
Многим детям нравятся музыкальные перемены, где самые эмоциональные двигаются под музыку азартно, а дети спокойной группы сами в танце участвуют крайне редко, но любят смотреть. Это может быть учтено при организации школьных перемен педагогами образовательных учреждений.
Проходят динамические перемены после 3-го урока ежедневно. Место проведения – рекреация второго этажа школы. Продолжительность – 20 минут.
Построением и организацией ребят полностью занимается учитель физкультуры. Динамические перемены часто сопровождаются музыкой, помогающей создавать хорошее настроение. В начале каждой недели мы меняем композицию и под нее разучиваем новый комплекс упражнений.
Динамическая перемена проводится в непринужденной форме. В зависимости от сути игры при делении детей на группы учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого. Чтобы ребята играли сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить ее правила. Кроме этого, в свою работу мы включаем упражнения и игры, хорошо знакомые школьникам из уроков физкультуры и активного часа.
Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии. Они способствуют усвоению социальных норм и правил, позволяют проиграть различные модели поведения, в которых учащиеся могут творчески использовать полученные знания.
Важные моменты :
1. Учите детей соблюдению правил.
Играй честно и дружно. Правила – закон.
Проявляй побольше выдумки, смекалки.
Обязательно слушай руководителя. Подчиняйся капитану команды, в игре он главный.
Победив, не зазнавайся (ведь можно играть еще лучше). Не смейся над проигравшими.
Проиграл – не унывай!
Не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
2. Старайтесь незаметно держать под контролем самостоятельную игровую деятельность детей, так как у них еще недостаточно развиты навыки организации, самоконтроля, общения и др.
3. К организации динамических перемен привлекайте, когда есть возможность, старших ребят.
4. Не забывайте об оптимальности двигательной нагрузки, чередовании видов игровой деятельности, чтобы дети не уставали, а перемена была им в радость.
На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы :
В результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера:
дети стали более организованными,
стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми
Проделанная работа по организации школьных перемен подтвердила необходимость создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников и оценивается учителями школы следующим образом:
Организация перемены показывает, что ученики учатся проводить своё свободное время весело, продуктивно, легко входят в четвертый урок.
Мною было замечено, что детям нравятся правильно организованные перемены, ребята их ждут. Это положительно влияет на работоспособность учащихся в течение урока.
Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.
Групповые игры без разделения на команды
Эта коллекция игр с залом поможет вам поднять настроение у ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить неожиданно возникшую паузу в ходе какого либо мероприятия.
Чтобы дети играли сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить её ход.
Ведущий: «Игра на внимание. Представьте, что моя левая рука – это море (делает волнообразное движение), а правая – рыбка (правой ладошкой изображает рыбку, которая плывет, извиваясь). Когда рыбка выплывает из моря, т. е. правая рука поднимается над левой рукой, то вы хлопаете в ладоши. Итак, начнем!». Ведущий первоначально делает медленные движения. Затем вводит обманные движения, ускоряет темп, устраивая овации.
Ведущий договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «кар-лики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала ру-ководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. По-том, проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения не¬впопад. Можно движения изменить: на слове «карлики» — сводят руки, со-единяя ладони, на слове «великаны» —широко разводят руки в стороны.
Представим, что мы должны сдвинуть с рельсов тяжёлый железнодорожный состав. Колеса начинают медленно стучать на стыках рельсов. Отмечаем этот стук двойным хлопком. Первым хлопает ведущий. За ним остальные участники. Поезд разгоняется, ведущий делает двойной хлопок короче, все должны реагировать на изменение ритма. Темп убыстряется, поезд мчится. Ведущий можете изменить направление «движения», сказав «обратно». С этого момента темп замедляется до полной остановки поезда.
Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони). Падают 2 капли (2 пальца). Падают 3 капли (3 пальца). Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.) Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает.) Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.) Дождь затихает. 4 капельки, 3, 2, 1. Тишина. Снова появилось солнце!
Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения: Два притопа, два прихлопа (по 2 раза топаем ногами, хлопаем в ладоши) Ежики, ежики, (показываем растопыренные пальцы) Наковальня, наковальня, (ударяем кулак о кулак) Ножницы, ножницы. (руками показываем ножницы) Бег на месте, бег на месте (бежим на месте) Зайчики, зайчики. (показываем уши) Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки! (все девочки кричат: «Девочки!») Мальчики! (все мальчики в кричат: «Мальчики!»)
Ведущий показывает на нос, пол или потолок. Но называет не то на что пока-зывает, путает зал. Играющие должны, не отводя глаз, показывать называемые ведущим части и стараться не перепутать.