Что такое сми определение по обществознанию
ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. СМИ
В обществе важную роль играет массовая коммуникация.
Коммуникация — информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Основе средство массовой коммуникации — СМИ, средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Особенности СМИ:
Средства массовой информации призваны осуществлять:
а) поиск;
б) получение;
в) передачу;
г) производство;
д) распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
Функции СМИ:
Влияние СМИ на общество
Позитивное влияние:
Негативное влияние:
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что такое сми определение по обществознанию
Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе
Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.
Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.
В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ
Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:
СМИ включает в себя следующие особенности:
ФУНКЦИИ СМИ
Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.
Функция
Характеристика
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.
К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:
Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».
Средства массовой информации
Что такое средства массовой информации
Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.
В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под этим термином понимают:
Разновидности СМИ
Средства массовой информации можно разделить на печатные и электронные.
Печатные издания
К печатным изданиям относятся:
Газеты и журналы выходят в свет с регулярной периодичностью. Периодические печатные издания бывают как национальными, так и региональными. Национальные освещают обычно самые главные происшествия, которые интересны жителям всей страны. Региональные СМИ нацелены на аудиторию определенного края, области или города.
Бюллетень — это информационное периодическое издание, которое содержит краткую справочную информацию.
Такое печатное издание необходимо, чтобы информировать определенную целевую группу, например, специалистов в определенной области. В настоящее время чаще всего можно увидеть рекламные, справочные и биржевые бюллетени.
Альманах — вид периодического издания, которое представляет собой собрание литературно-художественных или научно-популярных статей, которые объединены по одному из следующих признаков: тематическому, идейно-художественному или жанровому.
Выходят альманахи обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью, но всегда имеют текущий номер издания.
Электронные СМИ
К электронным СМИ относятся:
В последние годы становится все больше сетевых изданий. Это веб-сайты, которые распространяют информацию через интернет. Однако не каждый сайт можно назвать СМИ. Чтобы считаться таковым, он должен быть зарегистрирован определенным образом, согласно законодательству РФ.
К электронным СМИ относится и телевидение. Это сложная технология электросвязи, которая позволяет передавать изображение, сопровождающееся движением и звуком, на большие расстояния. Главная особенность телевизионного вещания — принудительность. Зрители не могут поменять время просмотра или длительность передачи и вынуждены подстраиваться под сетку вещания.
Еще один вид электронных СМИ — радио. Радио — это беспроводной способ передачи информации населению при помощи электромагнитных волн, которые ловят специальные станции. Радио специализируется исключительно на передаче звука. Основная характеристика этого вида СМИ — оперативность. Оно может передавать новости в режиме реального времени из любой точки мира.
Последнее время активно развиваются соцсети и блогерство. Некоторые специалисты считают их полноценными средствами массовой информации, но на официальном уровне этот факт пока еще не признан.
Принципы работы СМИ
Общие принципы работы средств массовой информации закреплены в законе «О средствах массовой информации»:
Основные признаки
Средства массовой информации имеют определенные особенности, которые отличают их от других источников информации.
Свобода слова СМИ
В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.
При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.
Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:
Влияние СМИ на формирование общества
Средства массовой информации во все времена оказывали огромное воздействие на аудиторию. В современном мире можно выделить несколько важных функций СМИ:
Значение СМИ остается огромным в жизни современного человека.
СМИ являются средством массовой информации. В современном мире с этим понятием знаком даже ребенок. Социология представляет СМИ социальными институтами, которые сначала собирают информацию, потом обрабатывают, анализируют и максимально распространяют ее в обществе.
Политология рассматривает средства массовой информации как механизм, чтобы проводить политические игры, агитировать и вести политическую манипуляцию среди граждан.
Виды СМИ
Появление первого вида СМИ произошло еще в древние времена, тогда вестник выходил на центральную улицу для оглашения нового указа короля или для оповещения народах о последних событиях королевства.
Наряду с совершенствованием современных технологий, развивались и модернизировались СМИ. Такая классическая пресса как газеты, журналы и др. стала вытесняться сначала радио, потом телевидением, и, наконец, интернетом.
Закон о средствах массовой информации гласит, что к приоритетным средствам массовой информации относятся:
Печатные издания. Печатные СМИ, хотя и являются довольно устарелым видом средств массовой информации, продолжает существовать и даже развиваться. Это объясняется высоким уровнем доверия, доступностью для всех слоев населения, возможностью перечитать информацию, сохранить и передать другому.
Радиоканалы. С помощью радио население получает информацию посредством аудио сообщений. Это очень удобно во время нахождения за рулем, можно прослушать последние новости, не отрываясь от вождения транспортного средства. Отсутствие сопровождающей картинки в этом случае расценивается и как преимущество, и как недостаток.
Интернет. Пока не каждый пользователь сети согласен с тем, что интернет можно выделить как самостоятельный вид СМИ, но, тем не менее, с каждым днем растет количество людей, которые за получение информации обращаются именно к глобальной сети. Здесь можно не только узнать новости, но и поучаствовать в их обсуждении, выразив свое мнение. Единственным существенным минусом является сомнительная достоверность информации. По интернет сети ходит множество непроверенных слухов.
Соцсети тоже являются своего рода СМИ, так как через публикации в своих профилях пользователи передают актуальные новости. Новостная лента наполнена интересными фактами. Это наиболее популярное СМИ для молодежи.
Функции СМИ
Исследователями были выделены главные функции СМИ:
Информационная ― сбор и передача населению информации о событиях действительности.
Регулятивная ― воздействует на принятые обществом стандарты поведения, формирует общественное мнение (вплоть до запуска в действие окна Овертона).
Нормативная ― формирование социальных ценностей и норм.
Просветительская ― донесение до аудитории важной информации о правах, обязанностях и возможностях.
Социального контроля ― формирование и корректировка социальной политики.
Политической социализации общества.
Эмоциональной разрядки ― уменьшение или снятие напряжения.
У всех этих функций имеются одни цели: просвещение граждан, помощь в формировании своего собственного взгляда на событие, развитие грамотности, предоставление народу возможности взаимодействовать с другими участниками социально-политических процессов.
Признаки СМИ
Средства массовой информации характеризуются следующими признаками:
многочисленность (не менее 1000 единиц выпускаемых печатных изданий);
цикличность, временной промежуток не должен превышать одного раза в год;
обязательность: один источник сигнала — много слушателей.
Средства массовой информации в России
Наиболее востребованным СМИ в России являются печатные издания, которых насчитывается более 27 тыс. штук, на втором месте радиоканалы, затем по популярности идет телевидение. Также популярны среди русского народа новостные интернет источники.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом — интернет-блоги (кроме блогов, имеющих посещаемость больше 3000 посетителей в день), чаты, форумы, конференции.
С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. В 2015 г. таких блогеров, официально зарегистрировавших свой блог, было около 700.
Средства массовой информации в России являются механизмом для реализации политики государства и играют в политической жизни общества немаловажную роль. С помощью СМИ выстраиваются необходимые для власти общественные связи и отношения.
СМИ в мире
Во всех странах работа и популярность СМИ сильно отличается. К примеру, в США самым востребованным источником информации является телевидение. На втором месте информация из интернета. Список изданий все больше сокращается, все больше новостных агентств открывают свои интернет-каналы и сайты для того, чтобы не терять аудиторию.
В Европе прочные позиции среди СМИ занимают печатные издания, этому способствует их субсидирование государством. Все больше печатных изданий сокращают тираж. Например, в Великобритании, более 80% населения пользуются интернет-версиями печатных изданий, читая газеты в метро, на работе и дома с телефонов и компьютеров.
Интересные наблюдения среди печатных СМИ. Показатели читающего населения в Индии самые высокие — более 10 часов в неделю житель этой страны читает газеты и другую периодику, на втором месте среди читающих — Тайланд, на третьем — Китай. Россия — на седьмом месте. США и Великобритания не попали даже в десятку.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на тему «СМИ»
Занятие с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.
СМИ (средства массовой информации) – это совокупность каналов передачи массовой информации.
Массовая информация – это сведения, доступные сразу неограниченному кругу лиц.
Иногда средствами массовой информации могут называть и совокупность жанров передачи массовой информации: статья, интервью, эссе, пресс-конференция, ток-шоу, журналистское расследование.
Российское законодательство (Федеральный закон «О средствах массовой информации») понимает СМИ более узко и относит к ним только периодические формы распространения массовой информации (газета, журнал, радио-, теле- и видеопрограммы, периодические SMS-рассылки). Т.е. Закон исключает из СМИ, например, книги, интернет-форумы и блоги.
Печать (газеты, журналы, бюллетени, альманахи, книги). В России – газеты «Российская газета», «Коммерсант», «Известия», «Комсомольская правда», «Советский спорт», журналы «Итоги», «Огонек», «Садовод» и др.
Кинематограф (документальные и художественные фильмы, мультфильмы, кинохроники).
Видео (видеодиски, раньше – видеокассеты, диафильмы).
Интернет (интернет-сайты информационных агентств, газет, телеканалов, радиостанций, а также блоги, социальные сети и др.). В России – РИА Новости, Интерфакс, ИТАР-ТАСС, Живой журнал, Твиттер, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Инстаграм.
Роль СМИ в обществе
Первые СМИ возникли еще в Древнем Китае (выходили ежедневные газеты). В Европе и в России газеты распространяются начиная с 17-18 веков. Поначалу они были в основном текстуальными (словесными) и поэтому воздействовали на разум людей. Но постепенно в них увеличилась роль аудиовизуальных образов. Это сразу многократно усилило их действие на аудиторию.
Современные СМИ обладают следующими чертами
Они воздействуют на эмоции и психику,
Они оперативны (мгновенно реагируют на события в мире),
Они динамичны (их материалы постоянно обновляются),
Они широко используют документальные и художественные формы подачи материала (съемки на месте событий, публикация документов, мнения авторитетных лиц).
Все это привело к тому, что современные СМИ стали одним из главных способов социального контроля и управления. Они информируют, обучают, воспитывают, склоняют к поддержке или настраивают против чего-либо, делают культуру общества однородной, создают единое общественное мнение. Возможно, что в скором будущем СМИ выдвинутся на роль главного агента культуры.
Крупнейший банкир Н. Ротшильд утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Поэтому СМИ сегодня даже называют «четвертой властью» (в дополнение к законодательной, исполнительной и судебной ветвям государственной власти). Например, стоит Гуглу или Википедии похвалить или обругать ту или иную личность, ту или иную страну, как их мнение становится господствующим.
Коммуникативная – они налаживают контакт с массовой аудиторией. Например, ни одно политическое решение сегодня не обходится без обращения к обществу, без привлечения внимания прессы.
Социально-управленческая – они позволяют управлять обществом, контролировать его.
Культурно-образовательная – они воспитывают, пропагандируют те или иные ценности.
Рекламно-справочная – они размещают информацию о товарах и услугах.
Рекреативная – они развлекают и позволяют отдохнуть.
Проблема независимости СМИ
Независимые СМИ – это СМИ, принадлежащие частным лицам или компаниям, а не государству.
Часто утверждается, что такие СМИ более правдивы, так как не связаны личной или политической заинтересованностью государственных чиновников. Однако здесь нужно иметь в виду, что независимые СМИ все равно связаны интересами своих владельцев. Причем эти интересы еще меньше отражают общественное мнение, чем интересы государства, так как государство официально представляет все общество, а частное лицо представляет только себя.
Современное развитие СМИ
Особую силу СМИ придало развитие интернета, который мгновенен (работает в режиме реального времени) и интерактивен (позволяет получить обратную связь от аудитории). С появлением Интернета стали бурно развиваться « новые медиа » – интерактивные СМИ, которые позволяют получить обратную связь от аудитории, узнать ее мнение.
Читатели/зрители могут теперь проголосовать за материал СМИ (понравилось/не понравилось), републиковать его (разместить у себя на сайте или в блоге), прокомментировать его. Система голосований и симпатий читателей стала учитываться редакциями СМИ, чтобы их материалы соответствовали запросам читателей.
Благодаря развитию «новых медиа» сегодня материалы блогов, социальных сетей часто более популярны, чем традиционные газеты и журналы. А ролики на Youtube, набравшие большое число просмотров, часто популярнее теленовостей.