Что такое речевое развитие дошкольников по фгос
Консультация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ГОЛУБЫЕ ДОРОЖКИ» Г. ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогов по первой годовой задаче
Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС».
старший воспитатель МБДОУ ДС
«Голубые дорожки» г. Волгодонска
В настоящее время в России в системе дошкольного образования произошли заметные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее важным в дошкольном возрасте. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень значительна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет.
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В основной цели реализации области «Речевое развитие»сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 –«Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».
Задачи речевого развития:
— Овладение речью, как средством общения
— Обогащение активного словаря
— Развитие звуковой культуры речи
— Развитие связной речи
— Развитие речевого творчества
— Знакомство с художественной литературой
— Формирование звуковой аналитико-синтетической активности
Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ ДОУ:
РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ С ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ
Младший дошкольный возраст:
Развивать речь, как средство общения.
Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми
Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними
Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребёнку темы.
Средний дошкольный возраст:
Помогать налаживать общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками.
Развивать любознательности.
Формировать умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
Старший дошкольный возраст:
Продолжать развивать речь, как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Подготовительная к школе группа:
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.
Содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова.
Развивать элементарное осознание языковой действительности.
Знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».
РАЗВИТИЕ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ (ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ, ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ДИАЛОГИЧЕСКИЕ И МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМ)
Младший дошкольный возраст:
Развивать понимание речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.
Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз.
Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание.
Формировать умение пользоваться высотой и силой голоса.
Формировать умение отвечать на простейшие и более сложные вопросы.
Поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок формировать умение повторять несложные фразы.
Формировать умение слушать небольшие рассказы.
Средний дошкольный возраст:
Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением (антонимами, использовать слова без опоры на наглядно представленную ситуацию.
Формировать произносительную сторону речи.
Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук).
Совершенствовать артикуляцию, умение чётко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
Побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными.
Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.
Отражать своё понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений.
Старший дошкольный возраст:
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.
Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.
Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Подготовительная к школе группа:
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
Поощрять проявление интереса к смыслу слов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Отрабатывать дикцию: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками,быть доброжелательным и корректным собеседником.
Развить умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Формировать умение составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Младший дошкольный возраст:
Неоднократно читать и рассказывать художественные произведения, предусмотренные программой.
Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажами настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
Приобщать к рассматриванию иллюстраций, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых произведений.
Читать знакомые, любимые детьми произведения.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Средний дошкольный возраст:
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы,
Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Старший дошкольный возраст:
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.
С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа.
Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Подготовительная к школе группа:
Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать иллюстрации и оформление книг.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям в понимании основных различий между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Старший дошкольный возраст:
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.
Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки».
Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными.
Подготовительная к школе группа:
Формировать представлений о предложении.
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
Формировать умение составлять слова из слогов.
Формировать умение делить двусложные и трёхсложные слова на части.
Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важное направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников. Здесь важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных элементов речевой развивающейсреды можно выделить:
— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Условия для успешного речевого развития
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Основные методы развития связной речи дошкольников:Традиционные:
• Наблюдения во время прогулок, экскурсий
• Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним
• Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов
• Составление различных видов рассказов
Мнемоника (наглядное моделирование)
• Графическая схема В. К. Воробьёвой
• Блок квадрат В. П. Глухова
• Предметно – схематическая модель Т. А. Ткаченко
• Схема составления рассказа Т. А. Ефименкова
• Коллаж Г. В. Большовой
• технология обучения детей составлению сравнений;
• технология обучения детей составлению загадок;
• технология обучения детей составлению метафор;
• составление рифмованных текстов;
• технология обучения детей творческих рассказов по картине
• технология обучения составлению текстов сказочного содержания
Постановка проблемного вопроса (почему? Зачем)
• Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников
•Способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной.
• Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками
• Развивает мелкую моторику
Карты Проппа (работа со сказками)
В своей работе с детьми желательно использовать традиционные и нетрадиционные методики, если их умело комбинировать, эффект получается неожиданный, дети намного быстрее усваивают материал! Самые необщительные, плохо говорящие дети, хотят говорить и у них это получается! Дети самостоятельно, без воспитателя дублируют многие задания….
Советы для педагогов:
• Если у вас есть затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности как можно часто.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно разными вопросами.Но надо знать: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
• Не надо задавать вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. Ребёнок должен думать, мыслить самостоятельно. Не спешите с ответом.
• Больше хвалите детей.
Если что-то не получается или получается с трудом – не переживайте, потому что успех будет обязательно! Нужно немного подождать.
Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.
Деловая игра «Речевое развитие детей в условиях реализации программы» Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения Задачи: • Актуализировать знания.
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,.
Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.
Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (за три года) С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС». Цель моей работы: Повысить профессиональную.
Педсовет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ» Липова Лариса Леонидовна г. Омск, БДОУ г. Омска «Детский сад № 241» ст. воспитатель Педсовет по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях.
Речевое развитие в условиях внедрения ФГОС Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до
МБДОУ Детский сад №181
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Тимофеева Екатерина Ивановна
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
— Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
— В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развитияречи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
— сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
— сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
— речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
— в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствиис их возрастными особенностями:
— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
— наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
— сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
— помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
— обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
— знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5.Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
— учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развиваюту детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
— организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствиис их возрастными особенностями:
— стимулируют детей комментировать свою речь;
— упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Современные образовательные технологии.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).
Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)
Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать:
— зрительную и слуховую память
— зрительное и слуховое внимание
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.
Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано
Методика формирования умений и навыков связной речи В. К.Воробьевой включает в себя разделы:
— Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
— Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
— Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.
Составить рассказ по схеме
Т. А. Ткаченко процесс формирования и развитиясвязной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:
— Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
— Составление рассказа по следам продемонстированного действия.
— Пересказ текста с использованием магнитной доски.
— Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
— Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.
— Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
— Составление рассказа по одной сюжетной картине.
— Обогащать словарный запас.
— Обучать составлению рассказов.
— Пересказывать художественную литературу.
— Отгадывать и загадывать загадки.
Деловая игра (старший воспитатель)
Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Ведущий прием для активизации речи и мышления (образец воспитателя)
Задание: Переведите пословицы на русский язык
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Задание: объясни выражения
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
Правила для смелых и упорных педагогов
— Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
— Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…
— Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
— После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
— Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель)
Итоги анкетирования родителей по теме «Значение развития речи в полноценном развитии ребёнка»
Проект решения педсовета.
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп,срок🙂.
2. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
3. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей. (ответственный – старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно).
3. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи дошкольника» (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года в соответствии с планом работы с родителями).
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» 26 февраля 2020.
Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОС Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОО, родителям для совместной деятельности с детьми по реализации той или иной лексической.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.
Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.
Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.
Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.