Что такое спортивный разгон
Что такое: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
На тему: Что такое: с тарт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование
Старовойтовой А.Д
31.05.2017 г.
Старт и стартовый разгон
Бег на длинные дистанции начинается со старта. Согласно правилам соревнований применяется высокий старт на две команды.
По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение. Толчковая нога находится у стартовой линии, а маховая ставится сзади на расстоянии 2–2,5 стопы. Туловище наклонено вперед на 40–45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, центр масс тела расположен ближе к впереди стоящей ноге. Поза должна быть удобной и устойчивой. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают положение, противоположное ногам. Взгляд направлен на дорожку – примерно на 3–4 м вперед.
После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта он бежит в наклонном (вперед) положении, постепенно выпрямляясь и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен 5–7°.
Стартовый разгон зависит от длины дистанции. В беге на 800 м, где спортсмены первые 100 м бегут по своим дорожкам, задача бегуна – быстро преодолеть этот отрезок, чтобы первым занять место у бровки. Здесь можно выделить
сам стартовый разгон, который длится 15–20 м;
активный бег, который длится до выхода спортсмена на общую дорожку, где скорость бега приближается к равномерной.
Обычно скорость преодоления первых 100 м на данной дистанции несколько выше, чем скорость бега на других отрезках, даже при финишировании.
На других дистанциях стартовый разгон меньше, около 10–15 м. Здесь главное – быстро занять место у бровки, чтобы не бежать по второй дорожке, увеличивая свой путь, а затем перейти к более равномерному бегу, соответствующему подготовке спортсмена.
Хорошую технику бега по дистанции характеризуют свободные движения рук и ног с большой амплитудой, минимальные вертикальные и поперечные колебания туловища и головы, оптимальный наклон туловища (около 10-150 по отношению к вертикали). В момент отталкивания наклон туловища несколько уменьшается, в полетной фазе увеличивается. Стопы ставятся практически по одной линии, упруго, с передней части. Спринтерский бег отличает также высокая частота движений (до 5 шагов в секунду и выше).Отталкивание в спринте происходит под углом 5-8 градусов, в момент отрыва от опоры угол в коленном суставе составляет 162-173°,т.е. нога практически выпрямлена. Считается ошибкой акцентированное выпрямление ноги при отталкивании. Нога должна выпрямляться вследствие кратковременного расслабления мышц после отталкивания, что позволяет звеньям тела двигаться короткое время по инерции. Свободные и широкие движения являются следствием многолетней специализированной работы. Чем выше мастерство спортсмена, тем больше мышцы успевают расслабиться и «отдохнуть» в момент переключения работы мышц от отталкивания к маховому движению. Во время бега колени не следует разводить в стороны.Сильных бегунов отличает также активная и напряженная работа мышц плечевого пояса при беге с максимальной скоростью. Кисти рук не напряжены, мышцы шеи и лица расслаблены. Успех в развитии скорости заключается в умении бежать легко, свободно, без лишних напряжений.Скорость бега равна частоте шагов, умноженная на их длину. Излишнее растягивание беговых шагов приводит к снижению темпа бега и снижению скорости, и наоборот, чрезмерное увлечение частотой бега снижает длину
шагов. Поэтому в тренировке необходимо постоянно уделять внимание поиску оптимального соотношения длины и частоты шагов, что поможет обеспечить постоянное увеличение максимальной скорости бега.
За 10-15 м до финиша даже на 100 –метровой дистанции скорость бега резко снижается (на 1-1,5 м/с). Поэтому бегуны стараются выполнить определенные действия для того, чтобы как можно быстрее пересечь плоскость финиша. Для этого за 2-3 шага до финиша они наклоняются, выводя ОЦТ вперед, и выполняют бросок грудью или плечом на финиш. Очень важно, чтобы при этом скорость бега не падала. Неправильно выполненный бросок может снизить скорость
Обычно спортсмены выполняют финишный бросок, или спурт, длина которого в среднем достигает 150–200 м в зависимости от дистанции и потенциальных возможностей бегуна. Техника бега во время финишного броска несколько меняется: увеличивается наклон туловища вперед, руки движутся активнее. На последних метрах слаженность движений может нарушиться, так как наступает утомление. Его влияние прежде всего сказывается на скорости бега: уменьшается частота движений, увеличивается время опоры, снижается эффективность и мощность отталкивания.
Техника бега, и прежде всего структура бегового шага, сохраняется на всех дистанциях – меняются лишь соотношение длины и частоты шагов, их кинематические и динамические характеристики в зависимости от длины дистанции, скорости бега, антропометрических особенностей и физических возможностей каждого спортсмена.
Техника бега на короткие дистанции по фазам с нормативами
С давних лет и до сегодняшнего дня бег является самым доступным и самыми распространенным видом спорта. Для этого не требуется никакого спортивного снаряжения, кроме комфортной спортивной формы и желания достигать поставленной цели.
Часто на улице можно увидеть, как люди занимаются пробежкой для собственного здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Однако, лишь единицы людей занимаются бегом с профессиональной точки зрения.
Беговые дисциплины можно разделить на следующие разновидности:
Основные понятия видов бега на короткие дистанции.
Данная разновидность бега имеет ещё также название «спринт» и подразумевает преодоление дистанции, не превышающей 400 метров, причём не только по прямой, но и по повороту. Бег по повороту имеет существенные особенности.
На Олимпийских играх так же уделяется место и внимание бегу. Среди олимпийских дистанций используются отрезки на 100, 200 и 400 метров в одиночных соревнованиях. А в школьных программах есть ещё норматив в 60 метров.
Для того, чтобы достичь максимальных результатов, нужно быть сильным и целеустремленным, обладать высоким уровнем выносливости, регулярно проводить тренировку и стремиться к поставленной цели.
Известно что бег на короткие дистанции появился ещё в далёком 776 годы до нашей эры. В древних материалах есть упоминания о двух самых распространенных дистанциях бега — на 1 и 2 стадия.
Слово «стадий» означает древнегреческую меру измерения больших расстояний. Этот термин служил для определения расстояния для соревнований по бегу. Для вычисления длины в иной сфере деятельности использовалась другая единица измерения. Следует отметить, что один такой стадий составляет 192,27 метров что на сегодняшний день называется – 200 метров и 384,54 – 400 метров. Измерения в метрах более удобно и используется сейчас эта единица измерения повсеместно.
Очень важно понимать, что бег на дистанцию — это не просто встать на линию и по команде «на старт, внимание, марш» бежать. Чтобы добиться успеха и придти к финишу в числе первых, необходимо учитывать несколько неотъемлемых правил.
Техника бега является основным направлением в подготовке спринтеров. В общих чертах, техника в спорте подразумевает способ выполнения того или иного упражнения, включая:
Итак, выбирая способ выполнения упражнений, кроме установленных правил и требований, главными условиями являются эффективность, экономичность и простота в действии.
Фазы техники забега
Старт в беге на короткие дситанции
На данном этапе спортсмен должен:
а). опереться стопам в колодки;
б). поставить руки на линию старта;
в). согнуть колено стоящей сзади ноги;
В такой позиции голова бегуна должна находиться на одной линии с корпусом, руки выпрямлены и расставлены на ширине плеч, ну а кисти должны опираться на большой и указательный пальцы.
Как только начинает звучать команда «внимание» тогда спортсмен должен:
а). приподнять колено;
б). поднять таз ориентировочно на 7-15 сантиметров выше уровня плеч.
Для успешного старта, угол между бедром и голенью передней ноги должен быть в пределах 92-105 градусов, а задней – 19-23 градуса. В момент выстрела или фразы «марш» атлет должен на старте оттолкнуться руками от дорожки, а ногами от колодок.
Второй этап – стартовый разбег
Стартовый разбег необходимо выполнять в первые 15-30 метров после старта. Это необходимо для того, чтобы бегун смог набрать максимальную скорость.
Со старта спортсмен первые шаги бежит в наклоне, и лишь на шестой — седьмой шаг корпус поднимается. Как только скорость бега начинает увеличиваться, тогда темп ускорения плавно уменьшается. Во избежание движений в виде прыжков, шаги в беге не должны быть слишком длинными. Руки на этапе разгона двигаются быстро вдоль корпуса бегуна.
Третий этап – бег по дистанции
Согласно правилам бега на короткие дистанции у спортсмена на этом этапе:
а). Наклон корпуса составляет 10-15 градусов к вертикали;
б). Плечи отведены слегка назад;
в). Стопы ставятся практически на одной линии;
г). Опора перемещается с передней части стопы слегка в сторону пятки;
д). Угол сгибания колена составляет примерно 140-150 градусов;
е). Опытные спортсмены способны расслаблять те мышцы, которые не участвуют в процессе бега.
Четвёртый этап – финиширование
Один из не менее важных и в то же время решающих этапов в беге на дистанцию. Для достижения цели у профессионального участника в беге есть несколько правил по технике на данном этапе. Рекомендуется выполнять следующее :
В том случае, когда в беге есть соперники, нужно приложить максимум усилий. Победителем является тот, кто первым финишную черту пересекает грудью. Бывает так, что к финишу приходят одновременно два или более спортсменов. Судьям порой приходится сложно определить победителя, в таком случае используется фотофиниш.
Когда к финишной черте остаётся не более метра, для бегуна остаётся применить один из двух специальных приёмов:
Словосочетание «бросок грудью» подразумевает резкий рывок грудью вперёд, а руки при этом отводятся назад.
Финиш «боком» означает что спринтер должен провернуть плечо, как правило, правое в сторону финишной полосы.
Таким образом, выполняя один из двух перечисленных приёмов, спортсмен значительно увеличивает вероятность дотянуться к финишной черте первым.
Кроме того, высокие результаты полностью зависят от степени подготовленности бегуна, в том числе :
Ошибки в технике выполнения.
На сегодняшний день существует множество полезных рекомендаций и правил в технике выполнения упражнений в беге на короткие дистанции. Однако, чтобы максимально разобраться в технике бега, необходимо изучить типичные ошибки, которые часто совершают новички.
Таким образом, успешный результат и достижение цели не заставят себя долго ждать, выполняя технику бега правильно и исключая возможные ошибки.
Польза или вред
Зачем нужно настолько детально изучать и улучшать бег на короткие дистанции и пригодится ли подобный навык в будущем? Кому вообще нужен данный вид спорта, за исключением профессиональных спортсменов? Прежде чем выяснить ответы на этим вопросы, нужно определить преимущества и недостатки данного вида спортивной дисциплины.
Нормативы на короткие дистанции для взрослых и детей
В таблице приведены нормативы по разрядам отдельно юношеские, а также взрослые для мужчин и женщин. Данные таблицы актуальны на период 2018-2021 годы..
№ п/п | Дистанция | Хронометраж, круги | Время (час.мин:сек,милисек) | ||||||||
МСМК | МС | КМС | Спортивные разряды | Юношеские разряды | |||||||
I | II | III | I | II | III | ||||||
МУЖЧИНЫ | |||||||||||
1 | 30 м. | руч. | — | — | — | — | — | 4,2 | 4,4 | 4,7 | 5,0 |
2 | 50 м. | руч. | — | — | — | 6,1 | 6,3 | 6,6 | 7,0 | 7,4 | 8,0 |
3 | 60 м. | руч. | — | — | 6,8 | 7,1 | 7,4 | 7,8 | 8,2 | 8,7 | 9,3 |
авто. | 6,68 | 6,84 | 7,04 | 7,34 | 7,64 | 8,04 | 8,44 | 8,94 | 9,54 | ||
4 | 100 м. | руч. | — | — | 10,7 | 11,2 | 11,8 | 12,6 | 13,5 | 14,4 | 15,4 |
авто. | 10,28 | 10,64 | 10,94 | 11,44 | 12,04 | 12,84 | 13,74 | 14,64 | 15,64 | ||
5 | 200 м. | руч. | — | — | 22,0 | 23,0 | 24,3 | 26,0 | 28,0 | 30,5 | 34,0 |
авто. | 20,72 | 21,30 | 22,24 | 23,24 | 24,54 | 26,24 | 28,24 | 30,74 | 34,24 | ||
руч. (1 круг) | — | — | 22,4 | 23,4 | 24,7 | 26,4 | 28,4 | 30,9 | 34,4 | ||
авто. (1 круг) | — | — | 22,64 | 23,64 | 24,94 | 26,64 | 28,64 | 31,14 | 34,64 | ||
6 | 300 м. | руч. | — | — | 34,5 | 36,2 | 38,7 | 41,6 | 45,2 | 49,0 | 53,0 |
авто. | — | — | 34,74 | 36,44 | 38,94 | 41,84 | 45,44 | 49,24 | 53,24 | ||
7 | 400 м. | Круг 400 м. (руч.) | 49,5 | 52,0 | 56,0 | 1:00,0 | 1:05,0 | 1:10,5 | 1:16,2 | ||
Круг 400 м. (авто.) | 45,90 | 47,34 | 49,74 | 52,24 | 56,24 | 1:00,24 | 1:05,24 | 1:10,74 | 1:16,44 | ||
Круг 200 м. (руч.) | 50,3 | 52,8 | 56,4 | 1:00,8 | 1:05,8 | 1:11,3 | 1:17,0 | ||||
Круг 200 м. (авто.) | 46,70 | 48,14 | 50,54 | 53,04 | 56,64 | 1:01,04 | 1:06,04 | 1:11,54 | 1:17,24 | ||
ЖЕНЩИНЫ | |||||||||||
8 | 30 м. | руч. | — | — | — | — | — | 4,9 | 5.1 | 5.3 | 5.6 |
9 | 50 м. | руч. | — | — | — | 6,9 | 7,3 | 7,7 | 8,2 | 8,6 | 9,3 |
10 | 60 м. | руч. | — | — | 7,6 | 8,0 | 8,4 | 8,9 | 9,4 | 9,9 | 10,5 |
авто. | 7,28 | 7,50 | 7,84 | 8,24 | 8,64 | 9,14 | 9,64 | 10,14 | 10,74 | ||
11 | 100 м. | руч. | — | — | 12,4 | 13,2 | 14,1 | 15,1 | 16,1 | 17,2 | 18,4 |
авто. | 11,30 | 11,84 | 12,64 | 13,44 | 14,34 | 15,34 | 16,34 | 17,44 | 18,64 | ||
12 | 200 м. | руч. | — | — | 25,5 | 27,1 | 29,2 | 31,5 | 33,9 | 36,3 | 39,7 |
авто. | 22,92 | 24,00 | 25,74 | 27,34 | 29,44 | 31,74 | 34,14 | 36,54 | 39,94 | ||
руч. (1 круг) | — | — | 25,9 | 27,5 | 29,6 | 31,9 | 34,2 | 36,9 | 39,9 | ||
авто. (1 круг) | — | — | 26,14 | 27,74 | 29,84 | 32,14 | 34,44 | 37,14 | 40,14 | ||
13 | 300 м. | руч. | — | — | 40,5 | 42,8 | 45,5 | 49,5 | 53,6 | 58,0 | 1:03,0 |
авто. | — | — | 40,74 | 43,04 | 45,74 | 49,74 | 53,84 | 58,24 | 1:03,24 | ||
14 | 400 м. | Круг 400 м. (руч.) | — | — | 57,5 | 1:01,5 | 1:06,0 | 1:11,0 | 1:17,0 | 1:24,0 | 1:30,5 |
Круг 400 м. (авто.) | 51,24 | 54,24 | 57,74 | 1:01,74 | 1:06,24 | 1:11,24 | 1:17,24 | 1:24,24 | 1:30,72 | ||
Круг 200 м. (руч.) | — | — | 58,3 | 1:02,3 | 1:06,8 | 1:11,8 | 1:17,8 | 1:24,8 | 1:31,3 | ||
Круг 200 м. (авто.) | 52,44 | 55,24 | 58,54 | 1:02,54 | 1:07,04 | 1:12,04 | 1:18,04 | 1:25,04 | 1:31,54 |
Из данных таблицы видно, что нормативы для женщин немного уступают мужским, но тем не менее остаются довольно сложными в выполнении и подтверждении того или иного разряда. Спортсменка может получить звание выполнив один или несколько нормативов для женщин. При этом, если спортсменка выполнит результат мужского разряда на МС или МСМК, то она его получить не может.
Для тех, кто не знает что такое МСМК — это мастер спорта международного класса, выполнивший норматив на международных соревнованиях. А МС — это мастер спорта, выполнивший норматив в своей стране.
Важность разряд для спортсменов.
Спортивный разряд –это не просто шаги или, так сказать, ступени, которые спортсмен проходит начиная с детского возраста, а это значимый показатель уровня подготовки профессионального спортсмена. На основе указанного разряда, организаторы спортивных соревнований понимают насколько безопасно допускать такого спортсмена к участию и какие требования ему предъявлять, заранее написанные к каждому из разрядов в регламенте.
Если разряд атлета соответствует определенному уровню, то в соответствии с международным регламентом спортсмен может допускаться к соревнованиям самого высокого уровня! К такому уровню относятся: олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы и так далее.
Техника бега на средние и длинные дистанции
Содержание
Техника бега на средние и длинные дистанции [ править | править код ]
Различают следующие виды бега на выносливость:
Быстрота, амплитуда движений, проявление мышечных усилий зависят от скорости бега (чем выше скорость, тем выше значения перечисленных факторов).
Техника бега на выносливость имеет общие основы, хотя в каждом виде есть свои особенности,
Условно процесс бега можно разделить на три фазы:
В основе современной техники бега лежит стремление добиться:
В каждом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага.
Увеличение скорости бега на средних дистанциях за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком большой шаг требует больших энергетических затрат. Длина шага у бегунов составляет примерно 160—220 см в зависимости от дистанции и индивидуальных особенностей.
Скорость бега обычно увеличивается за счет частоты шагов при сохранении их длины.
Одними из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений; С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов.
Старт и стартовый разгон [ править | править код ]
Забеги на 800 м начинаются по отдельным дорожкам, но после того, как спортсмены пробегают первый вираж (минуют линию «break line»), они могут пересекать ограничительные линии и бежать по любой дорожке. В беге на 1500, 5 000 и 10 000 м бегуны располагаются по дуге. По команде
«На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога — на 2—2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40—45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впереди стоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен на дорожку, примерно на 3—4 м вперед (Рис. 1).
Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5 — 7°. При беге на поворотах туловище слегка наклоняется влево, носок правой ноги ставится больше внутрь, а локоть правой руки отводится в сторону.
Бег по дистанции [ править | править код ]
Хорошая техника бега на дистанции может проявляться следующими основными чертами (Рис. 2):
Хорошей техникой можно назвать такую, при которой все движения эффективны, плавны и расслаблены, обеспечивают продвижение вперед по прямой линии без каких-либо резких порывистых усилий. Этому в значительной степени способствует приземление на согнутую в колене ногу. Стопа при этом ставится с передней части на основания пальцев с последующим опусканием на всю подошву, включая пятку. Стопы ставятся возможно ближе к прямой линии, без разворота их наружу, что значительно уменьшает боковые колебания.
Чрезвычайно важное значение для эффективного продвижения вперед имеет полное выпрямление ноги во всех суставах во время отталкивания, которое сопровождается махом свободной ноги вперед-вверх. Бедро ноги поднимается на предельную для этого вида бега высоту. Чем длиннее дистанция, тем меньше высота подъема бедра. Голень находится в расслабленном состоянии.
Движения рук [ править | править код ]
Руки в беге согнуты в локтевых суставах под углом 90°, кисти слегка сжаты. Движения рук напоминают движения маятника, но при этом плечи не поднимаются. Руки движутся в основном:
Основное назначение движений рук в беге на средние дистанции — поддерживать устойчивое положение тел.
В беге руки и ноги выполняют согласованные перекрестные движения. Встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна. Эффективная техника бега представлена на Рис. 3.
При анализе техники движения ног движения каждого звена нижних конечностей рассматривают отдельно. Траектории движения центров масс бедра, голени и стопы имеют сложную форму. Если движение центра массы (ЦМ) бедра можно рассматривать как движение простого маятника, то траектории движения ЦМ голени и ЦМ стопы представляют собой сложные эллипсовидные формы. Нога похожа на маятник, состоящий из трех последовательно соединенных частей (бедро, голень, стопа).
Частота колебаний маятника зависит от его длины, а при значительных отклонениях, например в беге, она будет зависеть от амплитуды движения ног. Чем короче маятник, тем чаще он будет двигаться (Рис. 4).
Рассматривать технику движения ног в беге следует начиная с постановки стопы на опору. В беге на средние и длинные дистанции стопа ставится с носка на наружный свод, опускаясь к моменту вертикали целиком. Стопы ставятся параллельно друг другу на ширину стопы между ними.
В беге на длинные дистанции первой совершает контакт с грунтом внешняя часть стопы (Рис. 5), в беге на средние дистанции — средняя часть стопы (или даже подушечки пальцев). Стопа перекатывается до момента, когда происходит отталкивание (Рис. 5, кадр 5).
Коленный сустав в момент постановки стопы на грунт слегка согнут. Нога ставится на опору как бы «загребающим» движением, не слишком далеко от проекции ОЦМТ. Это расстояние зависит от скорости бега: чем выше скорость бега, тем дальше ставится нога от проекции ОЦМТ. До момента вертикали, в фазе амортизации, нога больше сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Происходит некоторое снижение ОЦМТ. После прохождения вертикали происходит активное выпрямление ноги (сначала в тазобедренном, затем в коленном суставах), и только потом сгибается стопа (в голеностопном суставе).
Момент отталкивания является главным элементом в технике бега, так как от мощности усилий и угла отталкивания зависит скорость. Естественно, чем острее угол отталкивания, тем больше мощность отталкивания будет приближаться к направлению движения, и тем выше будет скорость. В беге на средние дистанции оптимальный угол отталкивания составляет примерно 50 —55°, на более длинных дистанциях он несколько увеличивается.
После отрыва от грунта нога сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед к вертикали, голень находится почти параллельно опоре. Угол сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе заднего шага зависит от индивидуальных особенностей и от скорости бега; чем выше скорость, тем больше сгибается нога.
Скорость зависит как от длины шага, так и от частоты шагов. Оптимальное соотношение этих параметров характеризует ритм бега и рациональность техники бегуна. Соотношение между ними должно быть оптимальным, т. е. обеспечивать естественный и ритмичный бег. Искусственное увеличение шага нежелательно. Более эффективно увеличение скорости бега за счет учащения шагов. Практика показывает, что средняя длина шагов при беге на 800 м у ведущих бегунов колеблется в пределах 2,00 — 2,10 м, при беге на 1500 м — в пределах 1,90 — 2,00 м.
Для увеличения скорости бега необходимо, во-первых, работать над уменьшением времени опоры, т.е. при той же силе отталкивания сократить время отталкивания. Так как периоды опоры и переноса связаны друг с другом, то уменьшение времени опоры вызовет и уменьшение времени переноса и наоборот, т.е. быстрое сведение бедер и быстрый вынос бедра маховой ноги вперед сократят время переноса и, следовательно, помогут быстрее выполнить отталкивание за меньшее время. Быстрый «съем» толчковой ноги с опоры после отталкивания также убыстряет ее перенос вперед.
Во-вторых, увеличение скорости бега происходит за счет уменьшения времени полета. Это приводит к снижению величины вертикальных колебаний ОЦМТ, т.е. приближению кривизны траектории к горизонтали. Важное значение имеет активная постановка толчковой ноги в последней части периода полета, т. е. не ожидание опоры, а активное сближение с ней. В то же время такое положение ноги может способствовать ударному воздействию на тело бегуна в фазе амортизации — это негативный фактор. Поэтому нога должна ставиться быстро и в то же время мягко, пружинисто, за счет увеличения силы тяги мышц, противодействующей снижению ОЦМТ.
Желательно, чтобы все усилия в беге были направлены для продвижения вперед, поэтому голова вместе с телом спортсмена должна продвигаться горизонтально. Если отталкивание направлено существенно вверх, то бег получается как бы скачками, с ноги на ногу. Подобное возникает, когда идею техники сводят к энергичному разведению ног к моменту конечного положения бегового шага.
Наклон туловища также зависит от скорости бега. При беге на длинные дистанции он минимален (до 5°). Надо, помнить, что чрезмерный наклон туловища вперед, с одной стороны, помогает отталкиванию, но, с другой — затрудняет вынос ноги вперед, уменьшая длину шага. Наклон туловища должен быть оптимальным, поскольку зависит от скорости бега, дистанции и ее частей (стартовый разгон — бег с наклоном, с постепенным выпрямлением туловища; бег по дистанции — наклон оптимальный; финиширование — последние шаги выполняются с большим наклоном, чем при беге по дистанции).
Большой наклон приведет к сокращению длины шага. При этом не должно быть сгибания в тазобедренном суставе. Таз должен быть подан вперед так, чтобы в пояснице был небольшой прогиб. Голова держится прямо, мышцы лица и шеи не напряжены.
Важно учитывать, что наклон плеч вперед полностью меняет роль усилий в фазах бегового шага, приближаясь к варианту толчкового бега. Желательно выполнять бег в ярко выраженной позе, как бы тазом вперед при вертикальном положении туловища Именно усиливающееся в момент опоры разгибание опорной ноги в тазобедренном суставе как результат тяги всей ноги создает условия для активного продвижения тела.
Особенности пробегания виражей [ править | править код ]
Техника бега по виражу (для преодоления действия центробежной силы) отличается ют бега по прямой следующими особенностями:
Финиширование [ править | править код ]
Бег считается законченным, когда спортсмен пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища.
В беге на средние и длинные дистанции бегуны обычно в конце выполняют финишный бросок или спурт, длина которого в среднем достигает 150 — 200 м в зависимости от дистанции и своих потенциальных возможностей. Техника бега во время финишного броска несколько меняется: увеличивается наклон туловища вперед, наблюдаются более активные движения рук. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.
Техника бега, и прежде всего структура бегового шага, сохраняется на всех дистанциях, меняются лишь соотношения длины и частоты шагов, кинематические и динамические характеристики (в зависимости от длины дистанции, скорости бега, антропометрических особенностей и физических возможностей каждого спортсмена).
Особенности техники кроссового бега [ править | править код ]
Мягкий грунт, разнообразный рельеф местности, преодоление различных препятствий эти условия определяют технику кроссового бега. Структура бегового шага в кроссовом беге такая же, как и в беге на средние дистанции. Постановка ног зависит от грунта (трава, песок, асфальт). Основная задача — сохранив скорость бега и мощность отталкивания, не получить травму. Подъемы и спуски преодолеваются так же, как и в марафоне, лишь на крутых подъемах и спусках можно использовать деревья, кусты, цепляясь за них руками. Горизонтальные препятствия (ямы, канавы, рвы) преодолевают прыжком с ноги на ногу. Вертикальные препятствия можно преодолеть с опорой на руку или на ногу барьерным шагом (в зависимости от характера препятствия). Важно помнить, что преодоление препятствий обычно сбивает ритм дыхания, который необходимо восстановить в кратчайшие сроки. Также надо помнить, что на мягком или скользком грунте лучше бежать укороченным шагом, чтобы нога не проскальзывала назад. Таким образом, соревнования в кроссовом беге, в отличие от гладкого, помимо высокого уровня выносливости, требуют и разносторонней подготовки в преодолении препятствий, быстрого анализа возникшей ситуации и адекватного ее решения.
Дыхание при беге на средние дистанции производится через нос и рот. Его ритм согласуется с ритмом бега. При возрастании потребности организма в кислороде ритм дыхания должен учащаться.
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции [ править | править код ]
Как известно из истории бега на выносливость, встречаются спортсмены мирового класса, которые, тренируясь самостоятельно, показывают выдающиеся результаты и владеют эффективной техникой.
Ребенок учится бегать методом проб и ошибок, так как он не в состоянии еще понять законы, которым подчиняются движения человека. Овладение им техникой бега начинается с того, что он наблюдает за взрослыми или детьми и пытается подражать им. После множества падений, чередующихся с успешными попытками, ребенок овладевает необходимой координацией движений и начинает бегать уверенно. Как известно, дети обычно обладают необыкновенной легкостью бега. Они бегают свободно, с полным расслаблением и большой частотой бегового шага (более 250 шагов в минуту). Как правило, когда подростки или юноши начинают тренироваться под руководством тренера и слышат об элементах техники бега (о наклоне туловища, движении рук, подъеме бедра, опорном периоде, заднем толчке, о высоком или низком забрасывании голени и т.д.), их бег перестает быть легким и естественным, а частота бегового шага несколько снижается.
Для исключения таких негативных явлений необходимо соблюдать методику обучения технике бега на средние и длинные дистанции.
Задача 1. Создать представление о технике бега.
Средства: рассказ о технике ведущих бегунов мира с рассмотрением индивидуальных особенностей в техническом преимуществе. Показ кинограмм, видеоматериалов, демонстрация техники хорошо подготовленным бегуном. Занимающимся рассказывается также о правилах соревнований в беге на средние и длинные дистанции. Используется выполнение ими пробежек по 80—100 м с целью выявления особенностей пока еще не сформированной техники бега.
Задача 2. Обучить технике бега по прямой.
Средства: здесь, так же как и в спринтерском беге, используются специальные беговые упражнения для формирования техники бегового шага.
1. а) Бег с высоким подниманием колена (Рис. 11).
И. п. — стоя, узкая стойка ноги врозь.
б) Бег с захлестом голени назад для формирования умения расслаблять мышцы во время бега (Рис. 12).
И. п. — стоя, узкая стойка ноги врозь, расстояние 0,5 стопы.
2. Прыжки с ноги на ногу (многоскоки) для формирования оптимальной длины шага (Рис. 13).
Методические приемы, многоскоки с маленького разбега. Упражнение сложное, но если делать его технично, то ощущение «попадания в себя» будет очень четкое, что поможет минимальными усилиями поддерживать чувство полета. Нужно внимательно следить за правильной работой рук. Не заваливаться вперед в стремлении увеличить скорость. И не спешить — дать себе «повисеть» в воздухе.
3. Семенящий бег для формирования техники движения стопы и техники отталкивания (Рис. 14).
4. Бег на прямых ногах для формирования умения проталкиваться в беге.
Основным упражнением будет являться сам бег на различных отрезках. Здесь необходимо научить занимающихся управлять скоростью бега и ее компонентами — длиной и частотой беговых шагов. Так же используются многие другие упражнения, способствующие формированию оптимального бегового шага.
Задача 3. Обучить технике бега по повороту.
Основная задача — научить занимающихся сохранять технику свободного бега в условиях действия центробежной силы. И чем выше скорость бега, тем больше будет ощущаться ее влияние.
Методические приемы: бег по кругу разного диаметра (от 40 до 20 м):
Необходимо обратить внимание занимающихся на то, что бег по виражу всегда выполняется с большей частотой шагов, чем по прямой, так как в условиях действия центробежной силы для сохранения свободного бега бегуну легче оперировать частотой.
Задача 4. Обучить технике бега с высокого старта и стартовому разгону.
Обучение начинают с демонстрации выполнения высокого старта. Следует акцентировать внимание занимающихся на правильном положении при выполнении команд «На старт!» и «Марш!» и на том, что правильное выполнение высокого старта способствует более быстрому началу бега. Для этого используются следующие методические приемы:
3адача 5. Обучить технике финиширования.
Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме пояснений о способах пересечения финишного створа, демонстраций видеофрагментов финиша ведущих спортсменов, демонстраций характерных поз бегуна. Затем перейти к практическому обучению финиширования. Для этого используются:
Задача 6. Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
По мере овладения основами и ведущими движениями техники бега на средние и длинные дистанции в процессе обучения необходимо установить индивидуальные особенности занимающихся и определить пути их использования и дальнейшего совершенствования.
Для совершенствования выполняются пробежки по 150-200 м на контролируемой скорости. Основной задачей является экономизация техники бега.
Многие элементы техники бега (постановка стопы на опору, отталкивание, фазы полета, частоты и длины бегового шага, наклона туловища, движений рук, дыхания и др.) на разных скоростях существенно различаются у одного и того же бегуна. Любой квалифицированный бегун, независимо от того на скольких дистанциях он специализируется может продемонстрировать, как он владеет техникой спринтерского бега (200, 400, 600, 800, 1000 м), бега на средние (1500, 2 000, 3 000 м), длинные (5, 10, 20 км и более), марафонские и более длинные дистанции.
Однако далеко не все бегуны на выносливость одинаково хорошо освоили приведенные выше техники бега. Одни спортсмены отлично владеют вариантом спринтерской техники бега, а остальными видами хуже. Другие наоборот. Это зависит от индивидуальных и типовых особенностей спортсменов.
Первый тип. Бегуны на выносливость, которые мастерски владеют всеми вариантами техники бега. О них специалисты обычно говорят, что это бегуны от бога. Их, как правило, мало.
Второй тип. Бегуны, которые имеют плохую технику бега на всех дистанциях. К тому же они не склонны к ее совершенствованию из-за ряда причин индивидуального характера (плохой внутримышечной координации, особенностей телосложения и т. п.). Однако на практике известны единичные случаи, когда и эти бегуны показывают высокие спортивные результаты в основном за счет отлично развитых функциональных систем организма! и волевых качеств.
Третий тип. Бегуны, которые мастерски владеют спринтерской техникой бега, а при переходе на другие варианты бега (стайерский, марафонский и др.) допускают ошибки и устраняют их с большим трудом.
Четвертый тип. Бегуны, которые отлично владеют техникой бега на средние дистанции, а при переходе на другие (спринтерский, марафонский и др.) допускают существенные ошибки;
Пятый тип. Бегуны, которые мастерски владеют вариантом стайерской техники бега, а при переходе на другие виды (спринтерский, марафонский и др.) допускают серьезные ошибки и устраняют их с трудом.
Шестой тип. Бегуны, которые отлично владеют марафонской техникой бега, а при переходе на другие ее разновидности (спринтерскии, стайерский и др.) имеют существенные ошибки.
Для определения, к какому типу относится тот или иной спортсмен, рекомендуется ряд тестов, которые должны выполняться в одном тренировочном занятии (желательно сделать видеозапись для более глубокого анализа).
Тест 1. После привычной для спортсмена разминки дается задание пробежать на результат с ходу 200 м — бегун демонстрирует владение спринтерской техникой бега. Во время выполнения теста особое внимание следует обращать на элементы техники бега, а также на результат, показанный на дистанции. Через 10— 15 мин отдыха спортсмен приступает к выполнению следующего теста.
Тест 3. Спортсмен получает задание пробежать 200 м после 200 м бега трусцой (за 35 — 37 с). Важно, как спортсмен изменяет элементы техники бега при переходе от бега на средние дистанции к стайерскому. Отдохнув 5—7 мин, испытуемый приступает к выполнению последнего теста.
Тест 4. Спортсмен пробегает 200 м после 200 м бега трусцой (за 45 — 47 с). Здесь нужно отметить, как бегун владеет марафонской техникой бега, как изменил элементы бега при выполнении этого задания.
После проведения каждого теста во время отдыха следует провести беседу со спортсменом о технике его бега и одновременно задать ему вопросы примерно следующего содержания: покажите постановку стопы на дорожку во время бега: почему именно так, а не иначе? Какова длина бегового шага? За счет длины или частоты бегового шага вы поддерживали заданную скорость бега на отрезках? Затем попросить его продемонстрировать движение рук или наклон туловища в данном тесте и т. д. Если ученик не согласен с замечаниями преподавателя по технике бега, нужно, чтобы он доказал свою правоту, опираясь на принципы биомеханики или другие технические средства. Кроме того, во втором, третьем и четвертом тестах следует учитывать, как бегун чувствует заданную скорость бега. При этом испытуемый первым должен назвать время преодоления отрезка, а преподаватель по секундомеру определить степень точности. Иными словами, выяснить, есть ли у данного бегуна чувство времени.
Располагая объективными оценками техники бега в каждом тесте, а также учитывая ответы на поставленные вопросы во время их проведения, можно достаточно точно отнести испытуемого к одному из шести типов бегунов.
Только после проведения вышеизложенных тестов можно серьезно приступать к совершенствованию всех вариантов техники бега ученика. Естественно, с его непосредственным заинтересованным участием и осознанием того, что весь процесс весьма кропотлив и длителен, но обязательно будет способствовать росту индивидуального технического мастерства.
Как известно, скорость бега — это производная длины и частоты шагов. На практике тренировочную или соревновательную скорость поддерживают тремя способами:
Соотношение длины и частоты шагов зависит в основном от индивидуальных особенностей того или иного бегуна. Иными словами, у одних спортсменов ярко выражена способность поддерживать тренировочную или соревновательную скорость бега за счет частоты бегового шага независимо от того, какой у них рост (низкий, средний, высокий). Другие склонны поддерживать тренировочную или соревновательную скорость бега за счет длины бегового шага независимо от своего роста. Третьи сохраняют тренировочную или соревновательную скорость бега за счет обоих показателей (длины и частоты).
Следует отметить, что у тренеров и специалистов по бегу на выносливость до сегодняшнего дня нет единого мнения о том, за счет какого показателя спортсмены показывают высокие и рекордные результаты.
Преподаватель должен научить спортсмена измерять длину и частоту беговых шагов на тренировочных занятиях или в соревнованиях. Методика определения параметров бегового шага проста и доступна всем занимающимся. Для этого нужно намочить или намазать мелом подошвы беговых туфель, чтобы они оставляли следы на дорожке стадиона. Длина бегового шага измеряется следующим образом: сначала подсчитывается количество шагов на отрезке, например 56 шагов на 100 м, и засекается время пробегания, например 14 с. Затем делением количества шагов на время пробегания получают частоту шагов, в данном примере — 4 шага в секунду. Не секрет, что максимальная частота шагов является врожденной и мало поддается тренировке по сравнению с максимальной длиной шагов. Поэтому на занятиях тренер должен работать с бегунами над развитием частоты беговых шагов. С этой целью можно использовать метроном. Задавая частоту метрономом, тренер может предложить ученику выполнять различные виды бега, а также прыжки как на месте, так и в движении.
Движения рук. Роль движений рук в беге на выносливость сводится к поддержанию устойчивого положения туловища бегуна и сохранению оптимального ритма общей координации движений. Тот факт, что работа рук используется в основном как стабилизатор, а не как движущая сила, не означает, что внимание к совершенствованию движений можно уменьшить. Если руки у бегуна не развиты или плохо подготовлены, они быстро устают, а это нежелательно, особенно на финише, так как за счет энергичной работы рук можно задавать темп ногам. Кроме того, энергичная работа рук увеличивает реакцию опоры, что эквивалентно увеличению силы отталкивания ногами.
Все беговые упражнения и ускорения следует выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности бегуна. После каждого ускорения преподаватель обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке.
Нужно постоянно напоминать бегунам в тренировочном занятии о том, что при изменении скорости пробегания отрезка они должны изменить технику бега. Бегун, овладевший разнообразной техникой, полнее реализует свой потенциал на соревнованиях.
Таблица 2. Ошибки, встречающиеся при освоении техники бега на средние и длинные дистанции, причины и способы устранения
Ошибки, встречающиеся при ознакомлении с техникой бега