Что такое речевое звено 2 класс

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.

Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска. Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.

Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.

Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.

Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.

Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.

В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.

Сильное выразительное средство языка – противопоставление. Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение. Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».

На противопоставлении построены многие пословицы:

«Ученье свет – неученье тьма»;

«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.

Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.

Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:

(А.С.Пушкин «Египетские ночи»).

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению. Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.

Задание:

Прочтите примеры, выделите в них противопоставляемые явления и передайте это в чтении вслух.

Пример 1.

Лаура

Приди – открой балкон.

Как небо тихо;

Недвижим теплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной,

И сторожа кричат протяжно: «Ясно!…»

А далеко на севере

– в Париже –

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идет и ветер дует.

(А.С.Пушкин «Каменный гость»)

Борис

… Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл,

в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня,

беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд:

Ищи ж ее любви.

(А.С.Пушкин «Борис Годунов»)

Как правило, выделяется логическим ударением и сравнение (то, с чем сравнивается явление), так как оно позволяет очень точно раскрыть сущность явления, нарисовать образ:

… Он, местью пламенея,

Достиг обители злодея.

Уж витязь под горой стоит,

Призывный рог, как буря, воет,

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мощным роет.

Князь Карлу ждет.

Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал, подобно грому…

(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь – тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет – черной злобой сердце точит.

Слышит – за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:

«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».

Когда в предложении использована инверсия (обратный порядок слов), выделяется определение:

«человек симпатичный, да малознающий».

Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:

«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».

Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:

В наши вагоны

На нашем пути

Наши

Грузим

Дрова.

(В.В.Маяковский «Хорошо»)

При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:

«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».

Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.

Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.

Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.

Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.

Источник

«Речевое развитие младших школьников 1-2 классов в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Рабочая программа спецкурса «Речевое развитие младших школьников 1-2 классов в условиях реализации ФГОС второго поколения»

учитель начальных классов

МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова

Марьиной Татьяны Николаевны

Цели и задачи программы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 классов.

Тематическое планирование в 1 классе.

Основные требования к знаниям и умениям учащи хся 2-х классов.

Тематическое планирование во 2 классе.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В работе по развитию речи выделяются, как правило, следующие направления:

— работа над звуковой стороной речи;

— словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса);

— работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развития связной речи.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Основной единицей связной речи является текст (речевое высказывание, речевое сообщение). В качестве основных признаков текста выделяются такие, как смысловая цельность (целостность), связность и членимость.

Цельность (целостность текста) заключается в его смысловом, тематическом единстве. Цельность тексту придают тем и основная мысль (коммуникативная цель, которую преследует автор, его замысел, то главное, что он хотел сказать). Тема нередко обозначается в начале текста, основная мысль, как правило, извлекается из всего текста. В теме выделяются микро-темы, которые считаются минимальными единицами речевого смысла.

Что касается связности, то простая сумма грамматически связанных правильных предложений не образует ещё связного текста. По словам В.И. Капинос, основу структурной организации текста составляют отношения коммуникативной преемственности между предложениями. Для соединения предложений в тексте наиболее часто используются такие виды связи, как цепная и параллельная.

Цепная или последовательная связь предполагает, что тема предыдущего предложения становится темой последующего. Чаще данный способ связи используется в тексте-повествовании и тексте-рассуждении, но может быть основой и текста-описания.

Параллельная связь предполагает связь всех предложений текста с общей темой, подчинении ей. Эта тема может быть выражена в предложении, данном в начале или конце текста, в заголовке, а может быть словесно не выражена, в лишь подразумеваться, исходя из общей коммуникативной цели и предмета речи. Этот вид связи наиболее активно используется при создании текстов-описаний.

Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышении речевой мотивации, желании выразить свои мысли и чувства. Это требует определённой организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Вторым условием является наличие содержательной основы для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. Для этого необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

Необходимым условием развития речи детей является освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения. При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах.

Во-первых, это учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания о структуре языка.

Во-вторых, это речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создаёт основу для активизации процесса развития речи учащихся начальных классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи предполагает введение учащегося в речевую ситуацию и умение ориентироваться в ней, то есть ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. Таким образом, говоря словами В.И. Капинос, чтобы общаться, ребёнок должен владеть целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств русского языка. Поэтому мною разработана р абочая программа спецкурса «Речевое развитие младших школьников (1-2 класс), в основе которой использована программа курса «Речь и культура общения под редакцией Т.А. Ладыженской».

Специфика изучения курса связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования. Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь. Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи программы

Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

1 . Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах :

Источник

Технологическая карта к урокам во 2 классе

Что такое речевое звено 2 класс. Смотреть фото Что такое речевое звено 2 класс. Смотреть картинку Что такое речевое звено 2 класс. Картинка про Что такое речевое звено 2 класс. Фото Что такое речевое звено 2 класс

Технологическая карта к урокам во 2 классе

Овладение способом синтагматического чтения (на материале учебных текстов)

Ученикам 2-го класса предстоит продолжать решать учебные задачи по овладению способом синтагматического чтения на специальных учебных текстах-рассуждениях. Эти тексты есть только в 1 книге учебника для 2-го класса. Начиная со 2-го полугодия, ученики могут активно применять этот способ в процессе исследования разных текстов: учебных, познавательных, художественных.

УТ – учебный (дидактический) текст[1] (для чтения учеником);

П – познавательные универсальные учебные действия;

Р – регулятивные универсальные учебные действия;

К – коммуникативные универсальные учебные действия;

Л – личностные универсальные учебные действия

Тема учебного текста

Введение, принятие понятия

Предметные и метапредметные (УУД) умения учащихся

Учебник «Каким бывает слово?» 1 книга

Раздел 1. Каким бывает слово?

синтагма (речевое звено),

интонация конца высказывания,

интонация внутри высказывания

– читать текст выразительно;

– пояснять значение слова «синтагма»;

– пояснять, чем отливаются паузы в середине предложения от пауз в конце предложения

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли паузы в середине и в конце предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К);

– искать информацию в Словарике читателя (Р+П)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работу лучше организовать в парах или группах.

Лето прошло. // От каникул остались // одни воспоминания. //

На дворе сентябрь. // А деревья / по-прежнему стоят зелёные.// Солнце / греет по-летнему.// И всё-таки чувствуется в воздухе / приближение осени.//

Если внимательно / приглядеться к клёну, / то в густой шапке листьев / можно заметить / желтеющие листья.// Это / первая весточка / наступающей осени.//

Александр Сергеевич Пушкин / справедливо / считал осень / самым удивительным / и ярким временем года.//

Комментарий: в каждой синтагме, границы которой обозначены паузами, есть одно ключевое слово. В редком случае таких слов 2. Тогда, когда употреблены однородные члены и составное сказуемое или имя, фамилия, отчество поэта.

Работая с данным текстом, ученики учатся видеть, что весь текст посвящен наступлению весны. В этом главная роль отводится ключевым словам, отражающим осеннюю тематику.

понижение и повышение голоса,

тире как знак препинания,

– читать текст выразительно;

– пояснять значение слова «синтагма»;

– пояснять, чем отливаются паузы в середине предложения от пауз в конце предложения

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работа в группах. Результаты работы ученики демонстрируют в классе.

Интересно устроено / человеческое слово! // Читаешь его, / произносишь, / вдумываешься в смысл / – открываешь / целый мир. //

Слово имеет / звуковую оболочку. // Она является / его внешней стороной. // Слово имеет / и внутреннее содержание. // Это его смысл, / значение. // Значение не всегда понятно / читателю. // Если он хочет его узнать, / то обращается / к словарю или знатокам языка. //

Узнавая новые слова, / знакомясь с новыми значениями, / ты учишься видеть / самые интересные / явления в жизни. // Путешествуешь / по сказочным мирам. // Проникаешь / в тайну / поэтического слова. //

Прав поэт В. Маяковский, / который сказал: / «Поэзия вся / – езда в незнаемое[2]. » //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Из чего состоит слово?

– Что такое звуковая оболочка слова?

– А что такое внешняя его сторона?

– Что ты будешь делать, если непонятен смысл, значение слова?

– Как ты понимаешь слова В. Маяковского?

Отвечая на вопросы, ученики снова неоднократно обращаются к тексту, перечитывают его, находят правильный ответ.

Пословица мудростью полнится

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Зачем нужны / пословицы / современному читателю? // Может быть, затем, / чтобы кратко выражать / мудрую мысль. // А может, для того, / чтобы научиться / говорить точно. //

Пословица / – мудрое / краткое / народное изречение. // В нём нет / ничего лишнего. // В небольшом тексте пословицы / сказано очень много. //

Пословица / – это поучение, / которое будет понятно / только внимательному, / вдумчивому читателю. // Ни одно слово в пословице / нельзя выкинуть, / забыть. // Иначе / потеряется её смысл. //

Пословица / похожа на сказку. // Только сказка / длиннее пословицы, / она имеет героев, / которые совершают ошибки, / а потом на них же / и учатся. // Пословица / похожа на совет, / которому мы / не всегда следуем. // Наверное, стоит глубже вникнуть / в смысл / каждого / мудрого / изречения о слове, / о труде, / о дружбе. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

– Зачем нужны пословицы?

– Какие выражения в учебном тексте объясняют, что такое пословица?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– наблюдать за паузами в тексте;

– наблюдать за интонацией внутри высказываний;

– наблюдать за интонацией конца предложений;

– выделять ключевые слова в соответствии с их ролью в высказывании, в речевом звене;

– выделять ключевые слова в речевых звеньях (Л+П+Р);

– читать по дополненной партитуре учебный текст (Р);

– обращать внимание во время чтения на повышение и понижение голоса (П+Р);

– делать вывод по поводу соблюдения интонации (П+Р);

– рассказывать о том, чем привлекательны весенние цветы (К+П);

– оценить чтение по критериям в таблице (Р)

Текст дан без партитуры.

Проведите работу в группах. Учащиеся читают друг другу предложения, при этом обращают внимание на те места, где нужно выделить ключевые слова, а также повысить и понизить голос. После чтения выясните в беседе о том, что удалось узнать из текста.

Всем людям / от рождения / даётся какой-нибудь дар. // Одни / прекрасно поют. // Другие / сочиняют / музыку или стихи. // Третьи / умеют своими руками / создавать чудеса / из дерева, / железа, простого листа бумаги. //

Приятно радоваться / умениям человека. // Талантливые мастера / способны сделать мир / необычным, / ярким, интересным. //

Каждый человек, / если у него есть желание, / может развить в себе / какое-то умение. // Правда, одного желания / для этого недостаточно. // Ещё необходимы / трудолюбие и терпение. //

Именно об этом рассказывает / Евгений Пермяк / в сказочных историях / «Волшебные краски» и «Пастух и скрипка». // Его авторское слово / точно и искренне / говорит о талантах. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры можно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Какие тебе известны таланты, умения человека?

– Каким талантом обладаешь ты?

– Как можно развить свой талант?

– Какими качествами должен обладать человек, который желает развить свой талант?

– О каком писателе тебе стало известно из текста?

Как развить талант?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– наблюдать за паузами в тексте;

– наблюдать за интонацией внутри высказываний;

– наблюдать за интонацией конца предложений;

– выделять ключевые слова в соответствии с их ролью в высказывании, в речевом звене;

– выделять ключевые слова в речевых звеньях (Л+П+Р);

– читать по дополненной партитуре учебный текст (Р);

– обращать внимание во время чтения на повышение и понижение голоса (П+Р);

– делать вывод по поводу соблюдения интонации (П+Р);

– рассказывать о том, чем привлекательны весенние цветы (К+П);

– оценить чтение по критериям в таблице (Р)

Текст дан без партитуры.

Проведите работу в группах. Учащиеся читают друг другу предложения, при этом обращают внимание на те места, где нужно выделить ключевые слова, а также повысить и понизить голос. После чтения выясните в беседе о том, что удалось узнать из текста.

Талант / – особый дар человека. // Хорошо, / когда ты знаешь / и чувствуешь / свои способности к чему-то. // Твоё чутьё / поможет тебе в жизни / развивать эти способности. //

Что для этого / ты будешь делать? // Конечно, трудиться. // Подумай, / как можно стать / настоящим художником. // Нужно каждый день / кропотливо работать / над своими эскизами. // Важно прислушиваться / к мнению / опытных художников. // А главное / – надо много наблюдать, / развивая крупицу таланта. //

Каждый день / мы сталкиваемся / с каким-то делом. // Иногда / не сразу его выполняем. // А жаль! // Не стоит откладывать его / на завтра. // Даже самое маленькое дело / требует труда, / терпения / и самостоятельности. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

– Что нужно делать, чтобы развивать свои таланты?

– Какая пословица соответствует содержанию текста? Сделай выбор.

1) Учение и труд всё перетрут.

2) Талант трудом добывают. +

3) Сделал дело – гуляй смело.

4) Талант не туман, не мимо идёт.

Учись понимать притчи

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Притча ­ / – небольшой рассказ ¯, / содержащий поучение. ¯ // Совсем как пословица ­ / и сказка. ¯ //

«Притча о талантах» ­ / – удивительный житейский рассказ. ¯ // Из него ­ / становится ясным то, ­ / что таланты ­ / надо развивать ¯ / каждому человеку. ¯ //

Тот, ­ / кто не понял смысл ­ / этой притчи, ¯ / может не понять ­ / и других произведений. ¯ // Поэтому важно подумать ­ / о глубоком смысле притчи. ¯ // Постараться разгадать его. ¯ //

Почему ­ / читатель не всегда ¯ / сразу вникает ¯ / в притчевое слово? ¯ // Потому что оно ­ / иносказательно, ¯ / как бы по-иному сказано. ¯ // Чтобы его понять­, / нужно подумать ¯, вспомнить ­ / ситуации из жизни ¯, / поговорить со взрослыми ¯. //

Слово в притче ­ / содержит тайну, ¯ / которую и предстоит разгадать ­ / талантливому читателю. ¯ // Ему «не стоит зарывать ­ / свой талант ¯ / в землю». ¯ // Иначе ­ / он не узнает главного! ¯ //

синтагма (речевое звено),

интонация конца высказывания,

интонация внутри высказывания

– читать текст выразительно;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли паузы в середине и в конце предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К);

– искать информацию в Словарике читателя (Р+П)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Работу лучше организовать в парах или группах.

Много слов / живёт / в нашем языке, / с помощью которых / можно описать / явления природы! // Помнишь ли ты / описания радуги, / ландыша, / наступления весны? //

Кажется, / что автор / удивительных произведений / обмакивает своё перо / в разные оттенки. / А потом пишет / цветными чернилами / на бумаге. // И получается / неповторимый образ. //

Что же такое / образ? // Давайте поразмышляем / над этим словом. //

Образ / – это картина, / зарисовка, / описание…// Образ создаётся / по впечатлениям автора. // А потом о нём / узнают читатели.// Они читают произведение. // А перед глазами возникает / словесный образ / журчащего ручейка, / бушующего моря / или летнего дождя. //

Здорово получается: / автор создаёт образ, / а читатель / его воспринимает. // И в его голове / рождаются новые мысли, / а в сердце / – новые чувства. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

– Что нужно сделать, чтобы создать яркий образ?

– Читатель воспринимает произведение автора. Что происходит в момент восприятия?

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Рождаясь, / ребёнок слышит звуки. // Какие они? / Резкие и нежные, / грубые и отрывистые, / мелодичные и спокойные…// Всех звуков / не перечесть. // Их много! //

Тонкий слух музыканта / умеет улавливать / оттенки звуков. // А может ли обыкновенный человек / воспринимать их так же тонко, / как музыкант? // Может, конечно. //

Иногда / с некоторыми детьми / происходят / интересные приключения, / и тогда ребёнок / становится участником / необычных событий.// Он попадает / в мир музыки, / звуков, / таинственных человечков.//

Этот мир / находится / не в тридевятом царстве, / а в обыкновенном доме, / где царят добрые, / дружеские отношения / между людьми. //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

1. Какими бывают звуки?

2. Представители каких профессий тонко чувствуют оттенки звуков?

3. Может ли обыкновенный человек воспринимать необычные звуки?

4. Нужно ли завивать слух? Зачем?

Раздел 2. Волшебные превращения слова

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Частенько люди ­/ любят поспорить. ¯ // Из-за чего ­/ это происходит? ¯ // Наверное, из-за несогласия ­/ между ними, ¯/ из-за того, ­/ что один ­/ думает так, ¯ / а другой ­/ иначе. ¯ //

Для того чтобы прийти ­/ к какому-то мнению, ¯ / стоит внимательно выслушать ­ / обе стороны. ¯ // Но случается ­/ совсем по-другому. ¯ //

Спор ­/ – это «горячее» общение ­/ между говорящими. ¯ // Как кипяток! ¯ // Тронешь одного, ­/ – он начинает бурлить ­/ и выкрикивать ­/ грубые, ­/ резкие слова. ¯ // А ведь только минуту назад ­/ был таким ласковым ­/ и вежливым. ¯ //

Спорить, ­ / оказывается, ¯ / надо уметь. ¯ // Убеждать ­/ в своей правоте ¯ / культурно ­ / не так-то просто. ¯ // В споре ­/ можно нечаянно ­/ или специально ­/ обидеть человека. ¯ // Представь себя ­/ на его месте. ¯ // Не хочешь? // Тогда учись спорить ­/ грамотно! ¯ // Не будь ­ / невежей[3]! ¯ //

Комментарий: после чтение и составления партитуры важно задать такие вопросы ученикам по содержанию:

2. Почему люди спорят?

3. Нужно ли учиться спорить? Зачем?

В каком выражении содержится главная мысль текста? Сделай выбор.

2) Учись спорить грамотно. +

3) Частенько люди любят поспорить.

4) Спор – это «горячее» общение.

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Прислушайся / к речи учеников / на перемене. // Твой тонкий слух / наверняка уловит / неверные выражения, / неграмотные формы слов.// Ученик сказал, / не подумал / и побежал дальше. // А слово / отозвалось обидой, / грубостью. //

Знатоку речи, / родного языка, / любителю литературы / такие высказывания, / как говорят, / режут слух. // Стоит призадуматься о том, / а как / твоя речь / выглядит со стороны. // Согласись, / читатель, / трудно себя контролировать. // Неверное словцо / так и норовит вылететь изо рта / и сорваться с губ. // Не торопись, / не делай этого, / подумай, / прежде чем сказать! //

Иначе / с тобой произойдёт / нелепая история. // Неграмотная речь / вызывает смех / и недоумение / у культурных людей. // И не только у них! / Иногда / даже у настоящего / школьного портфеля. //

Комментарий: В процессе оценивания чтения по критериям уместно задавать вопросы учащимся:

1) Удалось ли чтецу правильно сделать паузы во время чтения текста?

2) Удалось ли выделить голосом ключевые слова в речевых звеньях?

3) Были ли ошибки в чтении? Если – да, то какие?

4) С каким настроением был прочитан текст?

Авторы – волшебники слова

Синтагма, пауза, интонация, ключевые слова

– читать текст выразительно;

– обратить внимание, как развиваются мысли в каждом абзаце;

– определить основное содержание каждого абзаца;

– установить порядок микротем в тексте;

– определить особенности рассуждения.

– составить всю партитуру; (Л+П+Р);

– читать текст выразительно по партитуре (Р);

– обмениваются мнениями о роли тире в середине предложения (К+П);

– отвечать на вопросы по содержанию (Л+П);

– найти тот абзац, в котором автор высказал основную мысль текста (П+Л+Р);

– находить соответствие между микротемой текста и названием пункта плана (Р+П+К);

– оценивать чтение текста (Р+Л+К)

Текст дан без партитуры.

Учащиеся составляют партитуру самостоятельно. Обсуждают каждый шаг. Выразительно читают текст по абзацам. Восстанавливают последовательность микротем.

Учатся находить главную мысль прямо в тексте. Учатся искать доказательство главной мысли. Результаты работы в группах ученики демонстрируют в классе.

Авторы, ­/ сочинители ­/ – это волшебники слова. ¯ // Хочешь доказать ­/ эту мысль? ¯ //

Представь себе, ­/ как много ­/ разных слов в языке. ¯ // Автор ¯ // ­/ любыми из них, ¯/ чтобы выполнить задачу: ¯/ создать ­/ интересное произведение. ¯ // Например, ­/ хочет он ­/ высмеять хвастунов. ¯ // Для этого ­/ ему понадобятся ­/ самые «хвастливые» слова и выражения. ¯ // А ещё герой, ­/ который ­/ будет их произносить. ¯ // Автор ­/ как бы доверяет эти слова ­/ выдуманному герою. ¯ //

Вот тут-то и происходят ­ / волшебные превращения. ¯ // Герой хвалится, ­ / хвастается. ¯ // Другие же ­ / слушают его ¯ / и посмеиваются. ¯ // Они понимают, ¯ / что хвастаться ­ / неприлично. ¯ //

Слова, ­ / которые хвастун ¯ / произносит, ¯ / вызывают ­ / совсем другую реакцию ¯ / со стороны слушателей. ¯ // Не ту, ­ / которую он ожидал! ¯ //

Благодаря автору ­ / читатель видит ¯ / и хвастуна, ­ / и слушателей. ¯ //

Читатель ­ / становится другим. ¯ // Изменяет ­ / своё отношение ¯ / к хвастунам ¯ / и хвастовству. ¯ //

Укажи цифрами порядок изложенных в тексте мыслей.

1) Другие понимают, что хвалиться неприлично. 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *