Что такое речевой этикет определение

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Смотреть что такое «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» в других словарях:

Речевой этикет — правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает: устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности; способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед,… … Финансовый словарь

Речевой этикет — – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речевой этикет — Речевой этикет система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга … Лингвистический энциклопедический словарь

Речевой этикет — система национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э.… … Педагогическое речеведение

речевой этикет — правила оформления высказываний, которое воспринимается как этически приемлемое, вежливое. Наиболее отражают нормы речевой этикет обращения (ты/Вы, отчество, фамилия, этикетные эпитеты дорогой, уважаемый); приветствия и ответы на них… … Литературная энциклопедия

речевой этикет — ед. Система принятых в данном обществе формул речевого общения, используемых для установления контакта и поддержания дискурса. *Прости, меня ждут. До свидания, Ваня. Передай привет жене; Сергей Федорович, не смею вас больше задерживать,… … Учебный словарь стилистических терминов

Речевой этикет — Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным… … Словарь социолингвистических терминов

Речевой этикет — – речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы для ситуации приветствия при встрече … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речевой этикет — речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы для ситуации приветствия при встрече … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

речевой этикет — Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Не пропустите человека, не поприветствовав

его, и доброе слово ему молвите

Без общения как, без воздуха человек не может существовать. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этикет (франц. е tiquette ). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка ), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках.

Этикет – 1) строго установленный порядок и форма обхождения при дворе монархов и между дипломатами; 2) установленный, принятый порядок форм обхождения и поведения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду речевой деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Этика – философское учение о морали. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения. Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Чтобы показать, что речевой этикет представляет собой социальное явление, приведем разговор генерал-аншефа Кирилы Петровича Троекурова с заседателем Шабашкиным (А.С.Пушкин. Дубровский):

Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилой Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний.

– Здорово, как бишь тебя зовут, – сказал ему Троекуров, – зачем пожаловал?

– Я ехал в город, ваше превосходительство, – отвечал Шабашкин, – и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства.

В этом отрывке просматривается и этическая сторона сословных отношений: презрительное высокомерие вельможи и униженное подобострастие мелкого чиновника, – формы принятого в то историческое время этикета. Как видите, речевой этикет не только социальное, но и историческое явление. Те нормы вежливости, которые были привычны даже двадцать лет назад, сегодня могут устареть.

Этикетные (базируются на этических)

1.Допускают произнесение этикетных формул независимо от чувств коммуникантов.

2. Не предполагают различий по социальным признакам.

2.Нацелены на отражение различий.

3. Предписывают общение «свой-свой»

3.Предписывают общение «свой-чужой»

4.В основе всеобщи, одинаковы

Речевой этикет впервые был очерчен исследователем финно-угорских языков, венгром, Ференцем Паппом и введен в научный оборот русистики в 1967 году В.Г.Костомаровым. В настоящее время речевой этикет стал неотъемлемой частью коммуникативной лингвистики.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом, как правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности, соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

При исследовании речевого этикета учитываются прагматический, собственно лингвистический, стилистический, паралингвистический, культурологический и другие факторы.

Собственно лингвистическая природа выражений речевого этикета определяется их сущностью как высказываний-действий, осуществляющихся при непосредственном общении: партнеры я и ты встречаются здесь и сейчас ( С праздником, Здравствуйте ). Единицы речевого этикета передают смыслы двух типов: «свой-чужой», «близкий-далекий», «знакомый-незнакомый», «равный-вышестоящий». Пример вступления в контакт интеллигента с представителем преступной группы: «Я чуть было не допустил оплошность – едва не обратился к нему на “ вы”, да ещё чуть не извинился за беспокойство. – Привет, Утюг, как дела? – сказал я ему насколько возможно бесцеремонней. – Дела как в Польше: у кого телега, тот и пан, – бойко ответил он, точно мы с ним сто лет были знакомы». (Ч.Айтматов).

Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем, каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающих национальную специфику речевой вежливости. Национальная специфика русского речевого этикета может быть выявлена только при сопоставлении.

В.Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно.

Большое число работ, описывающих специфику русского речевого этикета, принадлежит перу Натальи Ивановны Формановской. По её мнению, речевой этикет – правила речевого поведения, принятые национальным коллективом говорящих и представляющие собой формулы общения в ситуациях установления контакта с собеседником, поддержания общения в доброжелательной тональности. Существует специальный Словарь русского речевого этикета, автор его – А.Г.Балакай.

Формулы речевого этикета :

1. Обращение и привлечение внимания.

2. Приветствие. 8. Соболезнование.

3. Знакомство. 9. Поздравление.

4. Извинение. 10.Комплимент.

5. Прощание 11.Просьба.

6. Пожелание. 12.Приглашение.

Но речевой этикет как открытая система постоянно пополняется свободными высказываниями.

В последние годы мы часто привыкаем к обращению «Господа!», которое, возможно, в ближайшем будущем почти всеми говорящими по-русски станет восприниматься как нормальное и стилистически нейтральное.

Дипломатический язык сохраняет формы международной вежливости: Ваше величество, Ваше превосходительство и т.д.

Форма обращения зависит от языка общения. Говоря по-английски или по-немецки, глупо требовать, чтобы вас называли по имени-отчеству, но нет ничего противоестественного, что иностранец, находясь в русской языковой среде и говоря по-русски, может приобрести отчество. Знаменитый лингвист Ян Нечислав Бодуэн де Куртенэ был поляк (хотя и с французской фамилией), но, работая в Казани и Петербурге, назывался Иваном Александровичем.

В зону речевого этикета входят правила выбора ты или вы формы общения. Не только от социальных норм, требований этикета и от личных отношений зависит, как мы называем того или иного человека, какую «этикетку» для него выбираем, чтобы обратиться. Для каждого человека его выбор определяется ещё и личной манерой, индивидуально-психологическими особенностями. В качестве примера приведу отрывок из зарисовки Н.Ильиной об известном профессоре-языковеде Александре Александровиче Реформатском: «С лифтершами нашего дома, со сторожами, слесарями, гардеробщиками и гардеробщицами говорил не менее уважительным тоном, чем с людьми, занимавшими «посты». И всегда по имени-отчеству. Не помню, чтобы он кому-нибудь сказал «здравствуйте» или «до свиданья», не добавив имени отчества. Мы с ним живали в писательских Домах творчества, и А.А. коробило, когда он слышал, как некоторые члены Союза писателей позволяют себе обращаться на «ты» к уборщицам, нередко пожилым, называя их «Катями» и «Машами». Сам он обращался без отчества лишь к тем, кто был его много моложе (да и то, если они его об этом сами просили!), и к тем, кого он давно знал…» (Н.Ильина. Реформатский).

Обычно обращение на «ты» предполагает интимность, доверительность. Вспомните известные строки А.С.Пушкина: Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила! И все счастливые мечты! В душе влюбленной возбудила! Иногда с переходом на «ты» связывается утрата почтительности к адресату, установление излишней фамильярности: Зачем мы перешли на «ты»? За это нам и перепало, На грош любви и простоты! А что-то главное пропало (Б.Окуджава).

1.К хорошо знакомому адресату.

1.К незнакомому адресату.

2.В неофициальной обстановке общения.

2.В официальной обстановке общения.

3.При дружеском, фамильярном отношении к адресату.

3.При подчеркнуто вежливом отношении к адресату.

4.К младшему и равному адресату.

4.К старшему и равному адресату.

Некоторые лица, особенно занимающие более высокое положение, чем их собеседник, используют при обращении форму «ты», нарочито подчеркивая, демонстрируя свое демократическое, дружеское, покровительственное отношение. Чаще всего это ставит в неловкое положение адресата, воспринимается как знак пренебрежительного отношения, посягательство на человеческое достоинство, как оскорбление личности.

Реакция на форму ты хорошо показана в произведении Ан.Уткина «Хоровод». Молодой дворянин прибывает по месту своей новой службы.

Считается, что нет правил без исключений. Переход на « ты» снижает официальность, разговор приобретает непринужденный характер, что облегчает восприятие. Как происходит обращение на «ты и вы» в родных языках? Думаю, что легче всего это сделать представителям тюркской группы языков.

А как происходит на Западе? До недавнего времени во Франции обращение «ты» ( tu ) в разговоре с иностранцем, старшим по возрасту или начальником считалось признаком невоспитанности. Теперь это в прошлом. В бизнесе и политике форма «вы» ( vous ) вытесняется менее формальным «ты», и, как пишет французская газета « Le Figaro », не последнюю роль в этом процессе играют англоговорящие страны, где социальные отношения принято выстраивать с расстегнутым воротом рубашки. Основываясь на мнении бизнесменов, политиков и лингвистов, газета сделала вывод, что обращение на «вы» стало синонимом старомодных взглядов. А социологи считают, что переход на «ты» позволяет сравнять статус партнеров, а значит, облегчает общение.

«Ты» и «вы» борются между собой со времен французской революции. В1793 году правительство издало декрет о запрете «выканья» в госучреждениях, нарушителям грозила тюрьма. Генерал де Голль вернул обращение на «вы» в обращение, но сторонники «ты» одержали победу во время студенческих волнений в мае 1968 года, когда патриархальный взгляд генерала на общество был оспорен. Тем не менее, высшее руководство Франции продолжает демонстрировать консерватизм. Рассказывают, что на одной из встреч на Елисейских полях член парламента от социалистов предложил закрепить обращение на «ты» законодательно. «Если Вам будет угодно», – ответил тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран. Намек был понят. «Дейли Телеграф».

Если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия. Иначе он делает только легкий поклон. Речевой этикет приветствий : первыми приветствуют мужчина женщину, младший (-ая) старшего, младшая по возрасту женщина мужчину, который гораздо старше неё, младший по должности старшего. Если ещё сказать о паралингвистических средствах, то следует отметить особенности поведения при приветствии. Так, в Грузии при встрече друзей-мужчин приняты рукопожатие и символический поцелуй (прикосновение щеками). В России общепринятым является лишь рукопожатие. При приветствии старшего по возрасту человека в Грузии пожимают его руку обеими руками, при этом одна рука оказывается сверху, а другая – снизу. Такое рукопожатие дополняется полушагом назад и наклоном головы. В России такое приветствие сочтут излишне эмоциональным и неестественным.

В Азербайджане считается неприличным долго находиться рядом с другим, даже незнакомым человеком и не завязать с ним разговор. В России такая общительность – скорее исключение, чем правило, и порой может быть воспринята как навязчивость.

Подбирая слова для приветствия, помните:

— с кем вы здороваетесь:

· С человеком старше вас;

— в каких отношениях вы с ним находитесь;

— какое при этом время суток. Пример с преподавателями.

Языковая структура этикетных средств и их употребление в речи

Средства речевого этикета по своей языковой природе близки к фразеологии. Они устойчивы, подчас эквивалентны или синонимичны слову, например: спасибо и я вам очень обязан взаимозаменяемы.

Многие этикетные обороты метафоричны: Приношу вам свои извинения. У этикета общая цель с риторикой (усвоение нравственных норм). Речевой этикет должен быть усвоен до степени автоматизма.

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «Как живём, так и выражаемся», только половина правды. Вторая её половина «Как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, культивировании лучших национальных традиций, форм доброжелательного обхождения. Можно по-разному относиться к отдельным словам и выражениям, но нельзя не признать, что без знаков речевого этикета не может обойтись ни один человек и ни одно общество.

Источник

Речевой этикет

Полезное

Смотреть что такое «Речевой этикет» в других словарях:

Речевой этикет — правила речевого поведения на службе. Речевой этикет включает: устойчивые формы обращения, изложения просьб, выражения признательности; способы аргументации с учетом сложившейся ситуации и т.п. Различают речевой этикет проведения деловых бесед,… … Финансовый словарь

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Социально заданные и национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений, принятых в предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речевой этикет — Речевой этикет система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга … Лингвистический энциклопедический словарь

Речевой этикет — система национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э.… … Педагогическое речеведение

речевой этикет — правила оформления высказываний, которое воспринимается как этически приемлемое, вежливое. Наиболее отражают нормы речевой этикет обращения (ты/Вы, отчество, фамилия, этикетные эпитеты дорогой, уважаемый); приветствия и ответы на них… … Литературная энциклопедия

речевой этикет — ед. Система принятых в данном обществе формул речевого общения, используемых для установления контакта и поддержания дискурса. *Прости, меня ждут. До свидания, Ваня. Передай привет жене; Сергей Федорович, не смею вас больше задерживать,… … Учебный словарь стилистических терминов

Речевой этикет — Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным… … Словарь социолингвистических терминов

Речевой этикет — – речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы для ситуации приветствия при встрече … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речевой этикет — речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы для ситуации приветствия при встрече … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

речевой этикет — Система устойчивых формул общения, выработанных обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям, взаимным отношениям в официальной и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Нормы этикета и речевого поведения

Этикет – это не только нормы поведения в обществе, но и умение правильно изъясняться. Это красота речи и ее содержание, а также использование фраз в зависимости от ситуации.

Речевой этикет — набор правил (гласных и негласных), благодаря которому в обществе поддерживаются социальные институты и устанавливается иерархия. В зависимости от культуры и социального класса правила речевого этикета могут значительно меняться.

Знание речевого этикета позволяет человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, расти и развиваться в личностном и профессиональном плане.

Взаимосвязь культуры и речи

Культурный человек выделяется из общей массы манерами поведения, учтивостью, осведомленностью и коммуникабельностью. Подобная личность умеет вести себя в обществе, легко идет на контакт и может поддержать беседу.

Речь культурного человека отличается смысловой точностью, грамматической правильностью, выразительностью, богатством и разносторонностью словарного запаса и логической стройностью.

Такая речь называется нормированной – в своей устной форме она отвечает существующим в настоящее время нормам произношения, а в письменной форме – правилам пунктуации и орфографии.

Взаимосвязь культуры и речи здесь очевидна. Человек, который не имеет представление о морально-этических нормах, не сможет соблюдать речевой этикет, по следующим причинам:

Важно! В некоторых случаях знание этикета не гарантирует достойного общения. Иногда это вопрос личностных качеств собеседника.

Формирование культуры общения

Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.

Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).

В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.

Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.

Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.

Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:

Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.

В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.

На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:

Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.

Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.

Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.

Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.

Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.

Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:

Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.

Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.

Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.

Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.

Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.

История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.

Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

Рекомендации речевого этикета предписывают:

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся — его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

Главные принципы — спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Виды речевого этикета

Речь – это основной механизм вербальной коммуникации. Вербальное общение бывает внутренним, когда слова произносятся про себя, и внешне направленным – устным (диалог и монолог) и письменным.

Устная речь строится в виде диалога или монолога. В диалоге люди обмениваются между собой информацией, эмоциями или переживаниями. Монолог исходит от одного лица, но направлен на аудиторию или на себя.

Разговорная этика проявляется менее формально, нежели письменная. Здесь допускаются пропуски слов, замена фраз действием или жестом.

Письменная форма этики ограничена строгими рамками – стилистикой, правилами орфографии и пунктуации.

Так как это широкое понятие, нигде нет единого речевого этикета, идеально подходящего под все социальные требования. Конкретные люди или социальные группы видоизменяют правила под свои потребности, не изменяя главных принципов — так рождается классификация речевого этикета по видам:

Также под нестандартные ситуации, с которыми большинство людей не сталкивается, есть уникальные единицы речевого этикета.

Например, религиозный — он изучается внутри духовенства конфессий или просто в среде верующих и в светском обществе практически не применим. То же можно сказать относительно дипломатического этикета и военного.

В целом, речевое общение классифицируется по содержанию и бывает:

Виды речевого этикета подразделяются по техникам взаимодействия и задачам.

Важно! Любая форма разговора подчиняется определенному регламенту, соблюдать который нужно неукоснительно.

Функции речевого этикета

Речевой этикет имеет определенные функции, которые очень важны для человека.

Важно! Этикетное общение – это обязательное условие беседы с окружающими, которое гарантирует нормальные отношения между людьми. Оно наделяет человека положительными качествами и облегчает взаимодействие с обществом.

Основная функция — установление положительного контакта с другим человеком или группой. Изменения в русском речевом этикете последних лет — всего лишь отголоски ритуалов, созданных древними людьми в качестве универсальной константы общения.

Очень многие их части можно отследить и сейчас, например, в рукопожатиях, поклонах у азиатских национальностей, и улыбках.

Все эти незначительные на первый взгляд мини-ритуалы сопровождают человечество веками. Они помогают показать на сознательном и не сознательном уровнях, что собеседник уважаем и отношение к нему будет хорошим.

Этикетные нормы — это универсальный язык, на котором можно договориться с каждым.

Языковые и поведенческие средства

Речь — это в основном слова и другие звуки, конечно, но есть и другие средства выражения. Например, жесты и положение в пространстве относительно своего собеседника.

Всё это тоже очень важно и имеет значение как со светской стороны, так и в плане национальных особенностей, которые тоже учитываются.

Ярчайшим примером поведенческого средства можно считать жестикуляцию. Это совершенно нормальное явление — жесты используются человеком как дополняющие речь «усилители».

С помощью них выражаются эмоции, подаются сверхбыстрые сигналы. Насчёт жестикуляции есть достаточно жёсткие правила, в основном они заключаются в её сдерживании.

Нет ничего плохого в том, чтобы показать собеседнику ладонью на предмет разговора или жестом пригласить пройти в помещение, но размахивать руками и сокращать дистанцию с человеком без его согласия недопустимо.

Языковые и поведенческие средства неразрывно связаны, но первые существуют без вторых, а наоборот — нет.

В речевом этикете первыми помощниками являются языковые и поведенческие средства. К ним относятся:

Формулы речевого этикета

На любом этапе общение сопровождается формулами речевого этикета – штампами и устойчивыми выражениями.

Это слова вежливости, которые предусмотрены на все случаи жизни:

Данные формулы подсказывают как себя вести в какой-либо ситуации и облегчают общение.

Речевой этикет и деловое общение

Деловое общение после повседневного является самым распространённым. Это логично — растёт уровень среднего предпринимательства, всё больше людей заняты на творческих профессиях или предпочитают работать на себя.

Придерживаться стандартных правил повседневного этикета на деловой встрече допустимо, но получить таким образом уважение от собеседника удастся только в том случае, если он сам придерживается подобного подхода в делах.

ВАЖНО! В зависимости от разных жизненных ситуаций деловой этикет тоже можно разделить на условные группы.

Правила для удачного официального общения

Главное — никакой фамильярности. Флирт между деловыми партнёрами также исключается. Собеседники должны найти идеальный баланс между вежливой отстранённостью и вежливой вовлечённостью. Первое не должно перейти в заносчивость, второе — в навязчивость.

Не стоит придерживаться картинного официоза. На деловой встрече вполне могут звучать уместные шутки и разговоры на отвлечённые темы. Переход на личное — табу, это грубо и может обидеть собеседника.

Пунктуальность, обязательность и честность. При создании первого впечатления не существует мелочей — не стоит опаздывать, грубить персоналу.

Деловое общение отличается тем, что в нем отсутствуют фрагменты, намекающие на личные темы. Это общение по существу – вежливое, учтивое и беспристрастное, но вместе с тем располагающее. Оно направлено на достижение взаимопонимания и контакт.

Официальное общение предусматривает следующие правила:

Этапы делового общения

Как и любое общение, деловая беседа разбита на этапы:

Принципы речевого делового этикета

Соблюдение принципов делового общения помогает налаживать и устанавливать длительные партнерские отношения. К ним причисляются:

Этикет деловых разговоров по телефону

Телефонные переговоры тоже имеют свой регламент:

Важно! Прежде чем начать деловые переговоры, лучше написать суть вопроса на бумаге, чтобы в ходе разговора не перескакивать с одного момента на другой.

Речевой этикет разных социальных групп

Речевой этикет устанавливается внутри каждой социальной группы. Его особенности складываются в зависимости от следующих аспектов:

Стремление овладеть речевым этикетом – это залог развития личности и показатель воспитания.

Соблюдение норм и правил речи повышает культуру человека и общества в целом. Именно поэтому образовательный процесс уделяет этому вопросу максимум внимания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *