Что такое речевые задачи в русском языке
Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи
Содержимое разработки
Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи
Перминова Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
г.Барабинск, Новосибирская область
Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.
Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.
Существуют следующие типы речевых задач:
1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».
Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.
II. Задачи на обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств. Например: «Сравните два отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Почему при описании грузинки(13) автор использует конструкции с деепричастными оборотами, а в сцене схватки с барсом (17) предпочитает глаголы в спрягаемых формах?»
Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.
III. Задачи на выбор языковых средств.
В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.
Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:
1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;
2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.
IV. Задачи на редактирование текстов.
Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.
Можно использовать следующие виды задач этого типа:
1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;
2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,
3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».
4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».
V. Творческие задачи.
Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.
В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:
1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;
2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;
3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».
Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.
Николаева Н.А. | ФУНКЦИИ РЕЧЕВОЙ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ, a.n.90@inbox.ru
В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, связанные с совершенствованием речевой деятельности младших школьников: доказывается необходимость формулирования и применения речевых задач в соответствии с современными требованиями. Необходимость решения проблемы развития речи младших, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, когда прежние методы развития речи недостаточны, требует поиска новых форм и методов работы.
Важность и актуальность совершенствования речевой деятельности младших школьников в современных условиях трудно переоценить.
Новые общественные отношения, в которые включается ребенок с приходом в школу, а также возрастные новообразования являются необходимыми условиями развития речи детей, развития умения общаться. Младший школьник должен уметь ориентироваться в речевой ситуации, выбирать языковые средства в соответствии с ней. Особое значение в этой связи приобретает формирование у младших школьников речевых умений.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы статьи – изучить функции речевой задачи в процессе совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Современному учителю начальных классов важно практически на каждом уроке предусмотреть работу по развитию различных видов речевой деятельности у детей, учить строить устные и письменные высказывания в соответствии с задачами и условиями конкретной ситуации общения. Работа по развитию речи, по формированию речевых умений может быть представлена в качестве отдельного компонента урока русского языка, а также может быть реализована на самостоятельном отдельном уроке.
Одним из эффективных средств, способствующих совершенствованию процесса речевого развития детей младшего школьного возраста, является использование в процессе обучения речевых задач. Речевая задача – это средство, направленное на совершенствование речевой деятельности.
Речевые задачи представляют собой задания, в которых присутствует конкретная установка на вид высказывания, требующая от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, позволяющая включить усвоенные знания в деятельность общения [1; с.42].
Речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач [3; с.15].
Речевая задача – такая задача, выполнив которую, мы добьемся нужного результата в развитии речи [2; с.57].
Таким образом, речевая задача – это реальная речевая ситуация в процессе учебной деятельности; это способ и средство организации речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы.
Применение на уроках в начальной школе речевых задач активизирует мышление школьников и другие познавательные процессы, способствует развитию умственных и речевых способностей, умений и навыков речевой деятельности. «В процессе выполнения речевых задач учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения» [3; с.16].
Речевые задачи существуют в различных интерпретациях и вариантах. В учебной и методической литературе нет четкой классификации речевых задач, но тем не менее мы можем классифицировать их по некоторым признакам и содержанию.
Существует несколько типов речевых задач (по классификации Перминовой Н.В.) [5].
Первый тип – это задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Принцип таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы. Примером может служить следующая задача: «Докажите, что в текстах, описывающих красоту природы, широко используются прилагательные».
Задачи на обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств учат детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление находить и использовать средства речи. В качестве задач данного типа на уроке можно предложить для проведения сравнения детям два отрывка из произведений одного или разных авторов. Например, сравнить тексты о весне Л.Н. Толстого:
«Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека»
«Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна».
Следующий тип задач связан с выбором языковых средств при использовании приёма сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной. К данному типу задач относятся задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении, а также задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций [4; с.41]. В качестве примера данной речевой задачи можно привести применение приема сравнения на материале творчества И. Бунина и С. Есенина.
Задачи на редактирование текстов воспитывают у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников. Задачи этого типа представлены в следующих упражнениях: исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений; исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств, редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Приведем примеры упражнений.
две большие разницы
играет большое значение
взял львиную часть
Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
При необходимости мы будем брать адекватные меры.
Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.
Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.
Важное значение имеют творческие речевые задачи. Они ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи. В качестве примеров можно привести следующие:
Детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый.
Составление рассказа по начатой фразе:
Я открыл дверь, а там…
Я выглянул в окно и …
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
– из крана полилась газировка;
– из тучи вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна.
Детям, предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка и т. д. Например:
Вот наступила зима. В воздухе кружилось много снежинок. Они были все очень красивые. Они летели и восхищались красотой деревьев, полей. И только одна снежинка твердила: “Ах, какая я воздушная и пушистая. Прекрасней меня нет на всём белом свете”. Она летала, любовалась своим платьем и отстала от своих сестёр. Вдруг налетел ветер и унёс её в снежную даль. Когда она упала на землю, то поняла, как плохо быть одной. Снежинка с грустью вспоминала, как она играла с сестричками в прятки, пела песни, водила хороводы. Пока она лежала на земле, наступил вечер. Снежинка захотела спать. Она уснула с одной мыслью о том, что придумает, как вернуться домой. (Маша Б.)
Речевые задачи должны применяться педагогом целенаправленно, систематически. Использование речевых задач способствует формированию способностей и навыков речевой деятельности младших школьников. Речевые задачи применяются на разных стадиях урока: при введении педагогом нового материала, при закреплении его, во время повторения пройденного материала и при проверке знаний учеников.
Речевые задачи должны соответствовать определенным требованиям: содержанию и плану программы обучения по предмету, методам и приёмам учебного процесса, возрастным специфическим способностям учеников.
Благодаря использованию речевых задач, ребенок на уроке активен, при этом у него обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроке речевые навыки.
Таким образом, функции речевой задачи в процессе совершенствования речевой деятельности младших школьников весьма разнообразны: активизация мышления школьников и других познавательных процессов, развитие умственных и речевых способностей, умений и навыков речевой деятельности, формирование лексических, грамматических, стилистических норм, соотнесение цели и задачи высказывания с языковой формой. Речевые задачи могут быть представлены различными типами и видами, эффективно способствующими процессу развития речи младших школьников. Применение речевых задач – важный и необходимый процесс, способствующий развитию речи младших школьников, эффективность которого зависит от методически грамотно подобранного дидактического материала.
Abstract. This article discusses some of the current problems associated with the improvement of speech activity of younger schoolboys: the necessity of the formulation and application of the speech tasks in accordance with modern requirements. The need to address the problem of development of speech of younger when the school children come not just insufficient knowledge of the word, and with a poor vocabulary, speech therapy problems when the old methods of development of speech insufficient, requires a search for new forms and methods of work.
Key words: speech task, primary school age, speech and language development.
Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр
Дементьева Анастасия Сергеевна
Речевые задачи при организации сюжетно-ролевых игр
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра (творческая или сюжетно-ролевая, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, мышление и речь. Всю жизнь ребенок растет, играя. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно побуждаю к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Человек только тогда становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного опыта, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение, для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Овладение средствами общения и использование вербальных и невербальных средств общения, помогают развивать интегративные качества дошкольников.
— Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
— Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
— Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
— Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
— Рассказывать истории, что является следствием развития фантазии.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно –ролевой игры являются следующие:
• Обучать детей формированию диалогической речи как средство коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы;
• Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета;
• Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме;
• Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора;
• Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства;
• Учить говорить связно и образно;
• Учить контролировать себя и других во время речевого общения;
• Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей;
• Формировать социально-нравственное отношение детей друг с другом и со взрослыми;
• Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению;
• Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев;
• Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении;
• Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни;
• Расширять общий кругозор детей.
Сюжетно ролевые игры помогают выработать чувство языка, умение правильно произносить слова, усваивать грамматические нормы, помогают в игровой форме преодолевать трудности речевого развития, такого как связная речь. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, развивает уверенность в себе.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи.
В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Речь его в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе Сентябрь Поликлиника. Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет.
Мебель для сюжетно-ролевых игр своими руками Благодаря играм дети обучаются всему самому необходимому, раскрываются их таланты, дети учатся дружбе, взаимопомощи и уважению. Поэтому.
Предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей,.
Речевые логические задачи Разноцветные кораблики Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Они прилетели сюда.
Ширма для сюжетно-ролевых игр «Аптека» Понимание предметно-пространственной среды обеспечивает активность ребенка, становления его личностной позиции, его развития всеми возможными.
Ширма для сюжетно-ролевых игр «Магазин» Основной целью является формирование интереса к сюжетно-ролевым играм, научить выполнять несколько функций (ролей, в одной игре. Научить.
Значение сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится.