Что такое рефлексия на уроке в начальной школе
Приемы рефлексии в начальной школе.
Автор: Евсеева Светлана Геннадьевна
Приемы рефлексии в начальной школе.
Обязательным этапом в структуре современного урока является рефлексия. Что же это такое? Для чего служит данный этап урока? Какие приемы рефлексии существуют? На эти вопросы я попробую ответить в данной статье.
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Необходимость формирования рефлексивных умений у учащихся начальной школы вызвана не столько требованием новых ФГОС, сколько самой природой человека. Добиться хороших результатов в обучении можно лишь в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, в условиях, когда ребенок сам способен контролировать свою работу, понимать причину своих успехов и неудач.
В педагогической литературе существуют различные классификации рефлексии:
-Рефлексия эмоционального состояния;
-Рефлексия содержания учебного материала.
3. По способу проведения:
Более детально разберем первую классификацию рефлексии – по цели ее осуществления.
Рефлексия настроения и эмоционального контакта проводится с целью установления эмоционального контакта с классом. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Приведу примеры рефлексивных приемов:
Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.
Ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.
Ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
Примеры рефлексивных приемов:
Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
Рефлексивный прием, где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала.
На изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.
Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Плюс – минус»
Учащиеся высказывают свое мнение, заполняя таблицу самоконтроля.
«10 баллов»
Дети оценивают свою работу по 10-бальной шкале.
Рефлексия содержания учебного материала проводится в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Примеры рефлексивных приемов:
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
Рефлексия на уроках в начальной школе: примеры, особенности в условиях ФГОС
Одним из ключевых действий, которым необходимо овладеть школьнику, является умение рефлексировать. Для этого он должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. Как же нужно проводить рефлексию на уроках в начальной школе по ФГОС, какие есть примеры таких упражнений?
Что такое рефлексия
Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.
Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.
Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».
Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. В зависимости от обстоятельств, необходимо использовать такие виды рефлексии:
Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы:
Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости.
Виды упражнений для рефлексии
Для проведения рефлексии на уроках в начальной школе по ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений. Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.
«Смайлики»
Учитель должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.
В первом случае используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.
Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию.
«Солнышко и тучки»
Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:
Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.
Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.
«Карточка настроения»
Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям уже готовую картотеку символического значения цветов, например:
Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и самостоятельно пояснить значение своего цвета.
«Букет настроения»
Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.
Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:
Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с содержанием урока.
«Маятник настроения»
Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.
В зависимости от уровня подготовленности школьников и времени на уроке представленные упражнения можно проводить только для фиксации эмоционального ощущения детей или же предлагать им объяснить свой выбор.
Более сложные виды заданий для рефлексии предполагают выражение не эмоций, а словесных оценок и результатов самоанализа.
«Пять пальцев»
Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
«Таблица результатов»
Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.
Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшиеся столбца.
Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке обобщения по теме.
«Плюс – минус»
Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип — разделить ее на две части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.
Это упражнение можно провести коллективно. На две части делится плакат и прикрепляется на доску. Школьники получают несколько пустых стикеров (можно сделать их двухцветными) на которых делают записи по теме урока. Затем эти стикеры прикрепляются на плакат. В завершение рекомендуется провести обсуждение негативных моментов на уроке. Можно предложить детям, которые показали, что хорошо поняли материал урока, помочь своим товарищам разобраться с возникшими затруднениями.
Есть ряд упражнений, которые способствуют созданию духа конкуренции, соревнования. При этом детям предлагается сравнить собственные достижения с результатами своих одноклассников.
«Лесенка»
Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:
Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.
«Письмо благодарности»
Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на стикере имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему на уроке понять изучаемый материал.
Овладение ребенком умением рефлексирования служит фундаментом для дальнейшего успешного обучения. На основе этого навыка происходит формирование критического мышления, развитие таких необходимых для современного взрослого человека качеств, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость, самоменеджмент.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Роль рефлексии на уроках начальной школы. Приемы рефлексии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль рефлексии на урока х начальной школ ы . Приемы рефлексии»
Нуржигитова Несибели Жасзаковна
Институт повышения квалификации педагогических работников по Туркестанской области и городу Шымкент, Республика Казахстан
Для того чтобы совершенствовать ум
надо больше размышлять, чем заучивать.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя).
И то и другое невозможно без рефлексии.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
1) По содержанию: устная и письменная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы организации рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
4. Эмоционально-художественное оформление.
5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
« Приемы рефлексии на уроках в начальной школе»
Автор: Снеговая Светлана Владимировна.
Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять,
что нужно делать дальше.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Для своего выступления я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную функцию – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую функцию – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную функцию – рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
мотивационную функцию – определение направленности и целевых установок деятельности;
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя, изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
1) По содержанию может быть : устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
Учебной рефлексии может подвергаться:
Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Приемы организации рефлексии на уроке.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
1 . «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я себя ощущаю »
Для того чтобы узнать эмоциональное состояние детей во время учебного процесса,
мной была разработана наглядная игра « Мой школьный день»
1. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра « Что я сегодня хочу сделать отлично» « Калейдоскоп успешных дел»
Так как в младшем школьном возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.
А потом в конце дня записывают свой результат в « Калейдоскоп успешных дел ».
Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, учитель просит подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.
Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:
— настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и т.д.
Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.
Чтобы дети научились выявлять свои успехи и неудачи в учебной деятельности, их причины. еженедельно проводится диагностика успеха.
Имеет большое значение в развитии коммуникативных умений.
7. На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Можно использовать мимику и жесты. 8. Рефлексия «10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
9.«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
10. Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
13.. «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Рефлексия содержания учебного процесса.
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
— анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей)»