Что такое реформирование системы высшего образования
Мишустин объявил о реформе системы высшего образования
В России внесут серьезные изменения в программу сетевого обучения в вузах
По итогам поездки в Университет им. Канта в Калининграде премьер-министр Михаил Мишустин принял решение внести изменения в нормативы использования сетевых программ в вузах. Иными словами, теперь диплом выпускника станет куда весомей, в нем появится больше информации о программе обучения студента.
Фото: Наталия Губернаторова
Во время визита в Балтийский федеральный университет (им. Канта) студентка этого вуза Анна Бугаева спросила руководителя кабмина о том, почему, фактически обучаясь в трех вузах, она получит диплом с указанием только одного университета. И практика в ведущих научных лабораториях ей тоже не зачтется в итоговой аттестации. А поскольку сетевое обучение набирает силу в системе высшего и среднего образования, Михаил Мишустин поручил Минобрнауки «навести нормативный порядок в сфере вузовского образования в части использования сетевых программ» до апреля 2022 года. Речь идет не только о дальнейшем внедрении сетевых программ – такой план уже утвержден по поручению президента. Но отныне — и о возможности для студентов получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе.
Сетевые программы – недавно принятая модель образования. Суть ее в том, что вузы заключают соглашение друг с другом об обмене знаниями и студентами, обычно в «сеть» объединяются от двух до пяти университетов. Студентам при этом можно «добирать» предметы и компетенции в других вузах, а также пользоваться лабораторными и проектными мощностями не только родных универов, но и их компаний-партнеров. Это хорошая возможность расширить качество и спектр своих знаний, особенно в пандемию, когда большинство вузов функционируют дистанционно. Сетевые программы действительно новое слово в обучении, и Россия идет в ногу со всем миром.
— Еще в 1990-х гг. профессор Гарварда Эрик Мазур разработал методику обучения Peer instruction, – рассказывает преподаватель физики в частной школе Павел Вермер. – И хотя изначально этот метод был направлен на обучение взрослых, подходит он и студентам, и старшеклассникам. Суть в том, что обучение становится интерактивным, коммуникативным, в нем есть элемент соревновательности и много самообразования. Это семинары, обсуждения, проекты, «мгновенное тестирование» и прочее. Сетевая модель расширяет эту модель, выходя за рамки одного учебного заведения. Конечно, это актуальнее всего для вузов сегодня, потому что современный магистр или бакалавр должен знать и уметь очень много.
Похожие методы сотрудничества уже давно практикуют МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. Причем «дружат» и обмениваются студентами они не только друг с другом, но и с ведущими университетами мира уровня того же Гарварда, Кембриджа и Сорбонны. Но сейчас речь о том, чтобы ввести сетевые взаимодействия в систему по всей стране. В этом году сетевые программы внедрили у себя 9 университетов и один колледж. В «сеть» объединились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет по программам «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» (бакалавриат) и программам «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники» и нескольким другим (магистратура). Кроме корабелов объединились ракетчики: программа «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» соединила Амурский госуниверситет с Московским авиационным институтом (МАИ). Также в МАИ совместно с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления будет осуществляться подготовка студентов по специальности «Самолето- и вертолетостроение».
Пока вузы только нащупывают наиболее эффективные механизмы взаимодействия. Например, одно из самых крупных на сегодняшний день сетевых объединений вузов: Казанский федеральный университет, Северный Арктический федеральный, Северо-Кавказский и Балтийский университеты разработали разные методы такого сотрудничества. Не только горизонтальные, с обменом студентов, но и партнерские, когда вузы меняются своими программами и наработками. И есть еще модель ресурсного центра, в которой один вуз выступает базой, ядром для сотрудничества, а другие интегрируются в университет, обладающий наибольшим материальным и кадровым потенциалом. На пути многих начинаний стоят устаревшие нормативы обучения (ФГОСы). Поэтому сейчас, когда сетевое обучение уже существует, очень важно обновить и нормативную базу, в частности стандарты формирования дипломов в бакалавриате и магистратуре. Пока что у нас действует правило «один вуз – один диплом», и оно должно поменяться.
Что такое реформирование системы высшего образования
Однако в связи с подписанием Россией в 1997 г. Лиссабонской Конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» и присоединением нашей страны в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу актуальным представляется выявление положительных и отрицательных сторон неизбежных в российской образовательной системе преобразований.
Главными задачами Болонского процесса выступает формирование единого образовательного пространства, единого рынка труда высшей квалификации в Европе, обеспечение качества европейского образования, конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг [8].
Основными нововведениями Болонской декларации являются:
— организация двухуровневой (в перспективе трехуровневой) системы высшего профессионального образования с сравнимыми сроками и содержанием программ подготовки, обеспечивающей сопоставимость национальных систем высшего образования;
— введение единого Европейского приложения к диплому (Diploma Supplement) с целью содействия трудоустройству студентов и повышению конкурентоспособности европейского образования [9];
— введение единого механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредитов ECTS (системы зачетных единиц) как средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности [1];
— создание благоприятных условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, исследователей, административного персонала вузов [9];
— реализация мероприятий по повышению качества образования и введение взаимопризнаваемых методологий и межгосударственных критериев его оценки [11];
— рост автономии вузов (самостоятельность вузов в выборе и составлении набора дисциплин, формировании учебного плана), с одной стороны, и возложение на них полной ответственности за качество образования, с другой [5];
— усиление интеграции образования и науки, интенсификация деятельности вуза в качестве центра научных исследований;
— активизация участия студентов в оценке качества образовательной деятельности вуза, предоставление студентам большей самостоятельности в выборе изучаемых дисциплин и, как следствие, формировании ими индивидуальной образовательной траектории.
Основные преобразования высшей школы западноевропейских стран были начаты еще в 1970-80-е гг. К настоящему времени в большинстве стран Европы функционируют многоуровневые системы подготовки, завершается введение системы сопоставимых зачетных единиц и фактически решена проблема взаимного признания квалификаций.
Подписание в 1999 г. Болонской декларации руководителями систем высшего образования 29 государств Европы ознаменовало новый этап в развитии европейского образовательного пространства. Большая часть мероприятий в рамках Болонского процесса осуществляется при поддержке ЮНЕСКО, Совета Европы и Еврокомиссии с широким привлечением университетской общественности и участием студенческих организаций [9].
Решением вопросов качества предоставляемых различными вузами образовательных программ и курсов ведает созданная в 1999 г. Европейская сеть контроля качества. Четко выделены три уровня системы по обеспечению качества: вузы, страны, Европа в целом.
На национальном уровне система по обеспечению качества регламентирует обязанности участвующих органов, занимается оценкой образовательных программ, осуществляет разработку систем аккредитации, способствует международному партнерству и созданию сети агентств, специализирующихся на оценке качества образования. На европейском уровне предполагается создать набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества [10].
В регионе имеется достаточно общее понимание количественных параметров зачетной единицы. Практически все страны Европы работают в диапазоне от 34 до 40 недель в год, включая период сессий [1].
С 1999-2000 учебного года в университетах Германии постепенно вводятся новые образовательные программы и квалификации бакалавра и магистра пока что по ограниченному числу специальностей. Предусмотрено постепенное расширение номенклатуры образовательных программ, и вузам дано право самостоятельно решать вопрос о масштабах и сроках их введения [9].
Такие страны, как Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия и ряд других имеют опыт выдачи единого Европейского приложения к диплому, что служит важным факторам сближения национальных образовательных систем в Европе [10].
В Норвегии преобразования, связанные с Болонским процессом, провозглашены реформой качества и внедряются с сентября 2003 г.
В России в начале 1990-х гг. двухуровневая система высшего образования была введена наряду с традиционной одноуровневой системой как более гибкая и лучше приспособленная к рынку интеллектуального труда. Еще до присоединения нашей страны к Болонскому процессу в отечественных вузах разрабатывались интегрированные учебные комплексы по отдельным дисциплинам, проводились инновационные исследования по реализации образовательных программ на основе активного взаимодействия науки, академического образования и профессиональной деятельности.
Если в начале 90-х годов обучение бакалавров осуществлялось по остродефицитным специальностям юристов, экономистов, менеджеров, то в настоящее время ведется подготовка к открытию направлений бакалавриата в сфере технических и многих других образовательных программ.
Несколько лет назад Россия ратифицировала подписанную в 1999 г. Лиссабонскую конвенцию, но не предприняла пока что возможных шагов по ее реализации. В частности, у нас четко не выделены понятия академической и профессиональной квалификации, что имеет принципиальное значение при переходе к многоуровневой системе высшего образования. В соответствии с указанной конвенцией академической квалификацией называется документ, выдаваемый по окончании высшего учебного заведения, а запись в этом документе свидетельствует о профессиональной квалификации, которая может присутствовать, а может и отсутствовать в документе.
Тем не менее, сегодня в нашей стране имеется ряд высших учебных заведений, активно участвующих в реформах Болонского процесса. В МГУ им. М.В. Ломоносова реализуется двухступенчатая (у экономистов) и традиционная одноступенчатая подготовка со сроком обучения до шести лет (у физиков). В Московском физико-техническом институте, готовящем кадры для РАН и для зарубежных элитных исследовательских центров, всегда существовала фактически двухступенчатая программа обучения. В Поморском государственном университете с 1994 г. накапливается опыт многоуровневой подготовки на гуманитарном факультете [4].
МГТУ им. Баумана, ЛЭТИ и другие ведущие инженерные вузы России заняты разработкой, с участием компетентных работодателей, моделей стандартов «бакалавра по специальности» и «магистра по специальности» в области техники и технологии [1].
Также в нашей стране имеется небольшой опыт разработки системы перевода и накопления зачетных единиц, сопряженной с международными системами. В частности, Российский университет дружбы народов (РУДН) с 2002 г. проводит эксперимент по переводу нескольких направлений и специальностей экологического факультета и факультета гуманитарных и социальных наук на новую систему организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. План эксперимента содержит теоретическую часть, включающую обоснование, анализ зарубежных схем, разработку методики перехода на собственную кредитно-модульную систему, и практическую часть, содержащую выбор соотношений и осуществление пересчета трудоемкости студенческой работы в «кредиты», формирование рабочих и индивидуальных учебных планов, создание нормативного документа, регламентирующего порядок работы, процедуру перехода вуза на кредитно-модульную систему. При этом рекомендации, разработанные РУДН по заданию Министерства образования и науки РФ, могут использоваться другими вузами в качестве методической основы на начальном этапе введения зачетно-кредитной системы [7].
При рассмотрении вопросов реформирования российской системы высшего профессионального образования необходимо выяснить как преимущества, так и недостатки основных положений Болонской декларации. К положительным сторонам преобразований высшей школы, предусматриваемых Болонским процессом, можно отнести:
— сосредоточение внимания на проблемах укрепления позиций национальной системы высшего образования в мире [11];
— развитие национальной системы образования за счет расширения доступа на мировой образовательный рынок и, как следствие, повышение ее конкурентоспособности [9];
— создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, более понятной для иностранных граждан;
— увеличение финансирования научных исследований (как выполнение требования Болонской декларации) [11];
— получение более широкого доступа к информации, в том числе о системах контроля качества образования для достижения высоких академических стандартов [9];
— усиление контроля над качеством образования, гарантирование качества, признание этих гарантий на мировом уровне [3];
— признание дипломов о высшем образовании во всем Европейском регионе и, как следствие, повышение конкурентоспособности и мобильности, расширение возможностей благоприятного трудоустройства выпускников вузов на европейском (в перспективе на международном) рынке труда [1];
— переход на качественно новый уровень форм обучения и методов текущего контроля уровня и качества подготовки студентов [5];
— необходимость постоянного самосовершенствования и самообучения, обновления методического обеспечения учебного процесса [9];
— расширение образовательных контактов на уровне студентов и преподавателей;
— расширение возможностей качественной оценки деятельности кафедр со стороны студентов в виду свободы выбора направлений подготовки [5];
— развитие перспективной системы формирования студентами индивидуальной образовательной траектории на основе индивидуального учебного плана [7];
— активизация и мотивация регулярной самостоятельной работы студентов.
Негативными сторонами реформирования системы высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса являются:
— исключительная направленность Болонской декларации на решение чисто внутриевропейских проблем и лишь частично мировых [11];
— снижение привлекательности российского образования и спроса на него из-за недостаточной практической направленности образовательных программ по сравнению с западными и стремления российской молодежи получить образование за рубежом [12];
— угроза массового оттока умов и капитала за рубеж при вхождении в единое Европейское пространство ввиду высокого уровня направленности на Запад мобильности [11];
— проблематичность трудоустройства выпускников с дипломами бакалавров вследствие отсутствия реальных заказчиков и потребителей на российском рынке труда, понимания степени бакалавра и магистра как сугубо академической квалификации, а не профессиональной [5];
— снижение качества образования, размывание его структуры и потеря фундаментальности вследствие использования зачетных единиц и смешивания в результате свободы выбора различных дисциплин и нарушения логики их изучения [4];
— отсутствие конкретных требований к изменениям в содержании образования и в методике преподавания;
— отсутствие четких критериев качества образования [11];
— угроза разрушения кафедры как институциональной ячейки научных школ.
Таким образом, приступая к реализации реформ высшей школы, не следует забывать о традициях российской системы высшего образования, ее особенностях, фундаментальности. Достижение положительных результатов преобразований, предусматриваемых в сфере образования, будет во многом зависеть от продуманной политики органов управления образованием, от степени проработки программы, от уровня включенности всех российских вузов в Болонский процесс и других факторов. Остается надеяться, что нововведения в рамках Болонского процесса будут способствовать повышению качества российского образования, его привлекательности и конкурентоспособности, поддержанию фундаментального характера высшего образования в России. Тем не менее, острота рассматриваемой проблемы усиливается в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.
Как реформа высшего образования погружает студентов в Средневековье
Бунты в университетах
Реформирование высшего образования набирает обороты. Только студенты и преподаватели переварили новую систему поступления в вузы без «второй волны»: куда первой волной вынесло, там и очутишься, как Робинзон, переживший кораблекрушение. Только все въехали в систему «2+2+2». Это когда начали учиться на бакалавра, через 2 года передумали, пошли на другую специальность. Или вообще в другой вуз можно перевестись. Только кажется мне отчего-то, что передумывать и переводиться многие станут прямо в МГУ, ВШЭ, ИТМО. Ведь известно: студенты народ хоть и ленивый, но хитрый.
Фото: Наталья Мущинкина
И — опять сюрприз. Система лекций может быть упразднена, заменена системой консультаций с небольшим числом обязательных установочных часов по предмету. Мол, отсидел денек-другой в аудитории, как бывало, послушал профессора. И пошел себе на волю по широкому по полю. Ой, то есть пошел свободно консультироваться.
О том, что лекционная система устарела, накануне рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. И даже вузы поименовал, готовые — морально и материально — от постоянных лекций отказаться. К эксперименту по внедрению системы консультаций взамен лекционной, по мнению министра, готовы московские МИСиС и Физтех, питерский ИТМО.
Вкупе с новомодными бакалавриатами, магистратурами и наставниками (они же менторы в цеховой системе) новая вузовская реальность все больше напоминает. средневековый университет. Или бурсу, ведь все университеты вышли из духовных заведений.
Как физик и математик, министр может не помнить историю университетов и не думать о том, какие неприятности несли чрезмерные вольности студентам. Драки и пьянки в кабаках, бунты и мятежи — повседневная жизнь средневекового бакалавра. Да что Европа, вспомним-ка Хому Брута и других гоголевских бурсаков. Вечно голодные, вечно пьяные, они то дрались с семинаристами, то «консультировались» с попами-наставниками: те их за свиньями ходить заставляли, а то и вздували, таская за вихры. Бедные бурсаки подрабатывали репетиторством. Все знают, чем для Хомы Брута это закончилось.
Здесь кто-то скажет — хватит ерничать, академическую вузовскую систему давно уже пора менять. Вокруг сплошная цифра, прогресс наступает, онлайновая пандемия (или наоборот) изменила жизнь. А лекции в университетах читают так же, как и 30 лет назад. Иногда и те же самые читают, и — то же самое. Да, разумеется, менять обучение нужно. И межпредметность необходима, особенно знание IT, коммуникабельность, психология, иностранные языки. Проекты, исследовательская деятельность, прямой контакт с работодателями. Да и творчество, индивидуальные, гибкие программы обучения нелишни. Проблема со сменой университетских «настроек» это ведь не только российская — общемировая проблема. Специалисты считают, что многие европейские университеты тоже не идут в ногу со временем. Внедряют в учебные планы не диверсифицированные, а, наоборот, узкие специализации. Например, в Университете Бордо есть логически обоснованный здесь, конечно, но узкий курс «Менеджмент аккредитованного вина и спиртных напитков». На днях англичан, и не только, поразила новость о том, что впервые за обозримую историю Оксфорд и Кембридж не главные. Первое место в рейтинге Good University Guide, традиционно опубликованном The Times, занял шотландский Университет Сент-Эндрюс. Когда такие столпы рушатся, не грех вспомнить, что и в нашем отечестве без малого 300 лет университету.
Но еще в нашем отечестве есть школа. Тоже очень давно. И в смысле свобод тоже почти не изменилась. В отличие от Финляндии, например, где индивидуальный подход к ученику, командность, проекты и прочая гибридность существуют в школьном образовании. И поэтому, вероятно, финские университеты сейчас самые продвинутые из европейских. А наши школы от вузов разительно отличаются как степенью свобод, так и методами донесения информации. Даже сейчас многим первокурсникам переход от школьной обязаловки к студенческой вольнице дается с трудом. Все годы школы, особенно в выпускных 10–11-х классах с неизбежным катарсисом в виде ЕГЭ, у школяра стоят над душой. Папа с мамой, бабушка с няней, когорта репетиторов. Наш школьник и к обычной-то лекционной системе не приспособлен, не знает, как это — учиться самостоятельно. А тут сразу после принудительных галок ЕГЭ ему предлагают воспарить в свободном учебном полете. Большинство 17–18-летних ожидаемо сочтут себя птицей шальною, вольною — и просто начнут прогуливать учебу. И все усилия мам-пап-репетиторов пойдут прахом.
Так что же делать для того, чтобы уйти от устаревшей и неэффективной больше системы, но так, чтобы бывший школьник оставался студентом ХХI века, а не превратился в средневекового бурсака? Наверное, начать надо с более раннего периода обучения, со школы. Реформировать ступенчато, продумывая каждый шаг. Потихоньку действовать, исподволь. Ведь даже Хома Брут боролся с нечистой силой три ночи подряд, а не одну. Ведь даже нечистая сила призвала могущественного Вия к себе не сразу. Иначе вместо прекрасной Панночки на шее у воспарившего студента окажется страшная ведьма. Имя которой — развал системы высшего образования.
Реформа образования в России: общие сведения, основные задачи, проблемы и перспективы
Невозможно спорить с тем фактом, что образовательная система страны является краеугольным камнем государственно-общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования населения. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образования. Основные реформы образования в России часто происходили на фоне резких перемен в жизни общества.
Страницы истории
Вам будет интересно: Понятие об ускорении. Ускорение тангенциальное, нормальное и полное. Формулы
Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.
Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.
Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование.
Наступивший вслед за этим реакционный этап свел на нет многие положительные изменения в сфере образования. Однако к началу XX века ситуация стала налаживаться, учебные планы гимназий и реальных училищ были приближены друг к другу, среди обучающихся увеличилось число мещан. В 1916 году был подготовлен проект изменений, предусматривавший отмену сословных ограничений и автономию школ.
Реформы образования в России в 20 веке
Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.
Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения.
Вам будет интересно: Из свинца золото: метод получения, необходимые материалы, советы и рекомендации
Традиционные элементы обучения вернулись также в школьное и вузовское образование. В целом советская система образования стабилизировалась к середине 60-х гг. Произошла реформа среднего образования в России, которое стало всеобщим и обязательным. В 1984 году была предпринята попытка уравновесить приоритетность высшего образования дополнительным профессиональным обучением в школах.
Смена ориентиров
Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:
Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России.
Доктрина отечественного образования
Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:
В доктрине были сформулированы следующие принципы:
Вам будет интересно: Нафтеновая кислота — особенности, свойства, применение и формула
Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.
Этапы и цели изменений
Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.
Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.
В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения.
Введение стандартов
Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.
Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:
В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.
Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми.
Федеральные стандарты предусматривают:
В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.
Новые векторы школьного образования
Обновленные нормативные положения, регулирующие отношения в сфере образования, коренным образом перестроили весь учебный процесс, изменив основные целевые ориентиры. Реформа школьного образования в России предусматривала переход от «знаниевой» концепции обучения к «деятельностной». То есть ребенок должен не просто владеть определенной информацией по тем или иным предметам, но и уметь применять ее на практике для решения конкретных образовательных задач. В этой связи был введен принцип обязательного формирования универсальных учебных действий (УУД). Познавательные (способность к логическим действиям, анализу, выводам), регулятивные (готовность к планированию, целеполаганию, оценке собственных действий), коммуникативные (навыки в сфере общения и взаимодействия с окружающими).
Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.
Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно.
Реформа высшего образования в России
Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой – идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:
Вам будет интересно: Бараньи рога: значение и символика
В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.
Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки. Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы).
Закон об образовании РФ
Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача – регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.
Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.
В законе четко определены уровни образования в РФ: общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.
Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.
Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.
Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.
Перспективы дальнейших изменений
Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:
Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, – государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:
В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.