Что такое реформирование системы высшего образования

Мишустин объявил о реформе системы высшего образования

В России внесут серьезные изменения в программу сетевого обучения в вузах

По итогам поездки в Университет им. Канта в Калининграде премьер-министр Михаил Мишустин принял решение внести изменения в нормативы использования сетевых программ в вузах. Иными словами, теперь диплом выпускника станет куда весомей, в нем появится больше информации о программе обучения студента.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Фото: Наталия Губернаторова

Во время визита в Балтийский федеральный университет (им. Канта) студентка этого вуза Анна Бугаева спросила руководителя кабмина о том, почему, фактически обучаясь в трех вузах, она получит диплом с указанием только одного университета. И практика в ведущих научных лабораториях ей тоже не зачтется в итоговой аттестации. А поскольку сетевое обучение набирает силу в системе высшего и среднего образования, Михаил Мишустин поручил Минобрнауки «навести нормативный порядок в сфере вузовского образования в части использования сетевых программ» до апреля 2022 года. Речь идет не только о дальнейшем внедрении сетевых программ – такой план уже утвержден по поручению президента. Но отныне — и о возможности для студентов получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе.

Сетевые программы – недавно принятая модель образования. Суть ее в том, что вузы заключают соглашение друг с другом об обмене знаниями и студентами, обычно в «сеть» объединяются от двух до пяти университетов. Студентам при этом можно «добирать» предметы и компетенции в других вузах, а также пользоваться лабораторными и проектными мощностями не только родных универов, но и их компаний-партнеров. Это хорошая возможность расширить качество и спектр своих знаний, особенно в пандемию, когда большинство вузов функционируют дистанционно. Сетевые программы действительно новое слово в обучении, и Россия идет в ногу со всем миром.

— Еще в 1990-х гг. профессор Гарварда Эрик Мазур разработал методику обучения Peer instruction, – рассказывает преподаватель физики в частной школе Павел Вермер. – И хотя изначально этот метод был направлен на обучение взрослых, подходит он и студентам, и старшеклассникам. Суть в том, что обучение становится интерактивным, коммуникативным, в нем есть элемент соревновательности и много самообразования. Это семинары, обсуждения, проекты, «мгновенное тестирование» и прочее. Сетевая модель расширяет эту модель, выходя за рамки одного учебного заведения. Конечно, это актуальнее всего для вузов сегодня, потому что современный магистр или бакалавр должен знать и уметь очень много.

Похожие методы сотрудничества уже давно практикуют МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. Причем «дружат» и обмениваются студентами они не только друг с другом, но и с ведущими университетами мира уровня того же Гарварда, Кембриджа и Сорбонны. Но сейчас речь о том, чтобы ввести сетевые взаимодействия в систему по всей стране. В этом году сетевые программы внедрили у себя 9 университетов и один колледж. В «сеть» объединились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет по программам «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» (бакалавриат) и программам «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники» и нескольким другим (магистратура). Кроме корабелов объединились ракетчики: программа «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» соединила Амурский госуниверситет с Московским авиационным институтом (МАИ). Также в МАИ совместно с Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления будет осуществляться подготовка студентов по специальности «Самолето- и вертолетостроение».

Пока вузы только нащупывают наиболее эффективные механизмы взаимодействия. Например, одно из самых крупных на сегодняшний день сетевых объединений вузов: Казанский федеральный университет, Северный Арктический федеральный, Северо-Кавказский и Балтийский университеты разработали разные методы такого сотрудничества. Не только горизонтальные, с обменом студентов, но и партнерские, когда вузы меняются своими программами и наработками. И есть еще модель ресурсного центра, в которой один вуз выступает базой, ядром для сотрудничества, а другие интегрируются в университет, обладающий наибольшим материальным и кадровым потенциалом. На пути многих начинаний стоят устаревшие нормативы обучения (ФГОСы). Поэтому сейчас, когда сетевое обучение уже существует, очень важно обновить и нормативную базу, в частности стандарты формирования дипломов в бакалавриате и магистратуре. Пока что у нас действует правило «один вуз – один диплом», и оно должно поменяться.

Источник

Что такое реформирование системы высшего образования

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Однако в связи с подписанием Россией в 1997 г. Лиссабонской Конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» и присоединением нашей страны в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу актуальным представляется выявление положительных и отрицательных сторон неизбежных в российской образовательной системе преобразований.

Главными задачами Болонского процесса выступает формирование единого образовательного пространства, единого рынка труда высшей квалификации в Европе, обеспечение качества европейского образования, конкурентоспособности вузов региона на мировом рынке образовательных услуг [8].

Основными нововведениями Болонской декларации являются:

— организация двухуровневой (в перспективе трехуровневой) системы высшего профессионального образования с сравнимыми сроками и содержанием программ подготовки, обеспечивающей сопоставимость национальных систем высшего образования;

— введение единого Европейского приложения к диплому (Diploma Supplement) с целью содействия трудоустройству студентов и повышению конкурентоспособности европейского образования [9];

— введение единого механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредитов ECTS (системы зачетных единиц) как средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности [1];

— создание благоприятных условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, исследователей, административного персонала вузов [9];

— реализация мероприятий по повышению качества образования и введение взаимопризнаваемых методологий и межгосударственных критериев его оценки [11];

— рост автономии вузов (самостоятельность вузов в выборе и составлении набора дисциплин, формировании учебного плана), с одной стороны, и возложение на них полной ответственности за качество образования, с другой [5];

— усиление интеграции образования и науки, интенсификация деятельности вуза в качестве центра научных исследований;

— активизация участия студентов в оценке качества образовательной деятельности вуза, предоставление студентам большей самостоятельности в выборе изучаемых дисциплин и, как следствие, формировании ими индивидуальной образовательной траектории.

Основные преобразования высшей школы западноевропейских стран были начаты еще в 1970-80-е гг. К настоящему времени в большинстве стран Европы функционируют многоуровневые системы подготовки, завершается введение системы сопоставимых зачетных единиц и фактически решена проблема взаимного признания квалификаций.

Подписание в 1999 г. Болонской декларации руководителями систем высшего образования 29 государств Европы ознаменовало новый этап в развитии европейского образовательного пространства. Большая часть мероприятий в рамках Болонского процесса осуществляется при поддержке ЮНЕСКО, Совета Европы и Еврокомиссии с широким привлечением университетской общественности и участием студенческих организаций [9].

Решением вопросов качества предоставляемых различными вузами образовательных программ и курсов ведает созданная в 1999 г. Европейская сеть контроля качества. Четко выделены три уровня системы по обеспечению качества: вузы, страны, Европа в целом.

На национальном уровне система по обеспечению качества регламентирует обязанности участвующих органов, занимается оценкой образовательных программ, осуществляет разработку систем аккредитации, способствует международному партнерству и созданию сети агентств, специализирующихся на оценке качества образования. На европейском уровне предполагается создать набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества [10].

В регионе имеется достаточно общее понимание количественных параметров зачетной единицы. Практически все страны Европы работают в диапазоне от 34 до 40 недель в год, включая период сессий [1].

С 1999-2000 учебного года в университетах Германии постепенно вводятся новые образовательные программы и квалификации бакалавра и магистра пока что по ограниченному числу специальностей. Предусмотрено постепенное расширение номенклатуры образовательных программ, и вузам дано право самостоятельно решать вопрос о масштабах и сроках их введения [9].

Такие страны, как Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия и ряд других имеют опыт выдачи единого Европейского приложения к диплому, что служит важным факторам сближения национальных образовательных систем в Европе [10].

В Норвегии преобразования, связанные с Болонским процессом, провозглашены реформой качества и внедряются с сентября 2003 г.

В России в начале 1990-х гг. двухуровневая система высшего образования была введена наряду с традиционной одноуровневой системой как более гибкая и лучше приспособленная к рынку интеллектуального труда. Еще до присоединения нашей страны к Болонскому процессу в отечественных вузах разрабатывались интегрированные учебные комплексы по отдельным дисциплинам, проводились инновационные исследования по реализации образовательных программ на основе активного взаимодействия науки, академического образования и профессиональной деятельности.

Если в начале 90-х годов обучение бакалавров осуществлялось по остродефицитным специальностям юристов, экономистов, менеджеров, то в настоящее время ведется подготовка к открытию направлений бакалавриата в сфере технических и многих других образовательных программ.

Несколько лет назад Россия ратифицировала подписанную в 1999 г. Лиссабонскую конвенцию, но не предприняла пока что возможных шагов по ее реализации. В частности, у нас четко не выделены понятия академической и профессиональной квалификации, что имеет принципиальное значение при переходе к многоуровневой системе высшего образования. В соответствии с указанной конвенцией академической квалификацией называется документ, выдаваемый по окончании высшего учебного заведения, а запись в этом документе свидетельствует о профессиональной квалификации, которая может присутствовать, а может и отсутствовать в документе.

Тем не менее, сегодня в нашей стране имеется ряд высших учебных заведений, активно участвующих в реформах Болонского процесса. В МГУ им. М.В. Ломоносова реализуется двухступенчатая (у экономистов) и традиционная одноступенчатая подготовка со сроком обучения до шести лет (у физиков). В Московском физико-техническом институте, готовящем кадры для РАН и для зарубежных элитных исследовательских центров, всегда существовала фактически двухступенчатая программа обучения. В Поморском государственном университете с 1994 г. накапливается опыт многоуровневой подготовки на гуманитарном факультете [4].

МГТУ им. Баумана, ЛЭТИ и другие ведущие инженерные вузы России заняты разработкой, с участием компетентных работодателей, моделей стандартов «бакалавра по специальности» и «магистра по специальности» в области техники и технологии [1].

Также в нашей стране имеется небольшой опыт разработки системы перевода и накопления зачетных единиц, сопряженной с международными системами. В частности, Российский университет дружбы народов (РУДН) с 2002 г. проводит эксперимент по переводу нескольких направлений и специальностей экологического факультета и факультета гуманитарных и социальных наук на новую систему организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. План эксперимента содержит теоретическую часть, включающую обоснование, анализ зарубежных схем, разработку методики перехода на собственную кредитно-модульную систему, и практическую часть, содержащую выбор соотношений и осуществление пересчета трудоемкости студенческой работы в «кредиты», формирование рабочих и индивидуальных учебных планов, создание нормативного документа, регламентирующего порядок работы, процедуру перехода вуза на кредитно-модульную систему. При этом рекомендации, разработанные РУДН по заданию Министерства образования и науки РФ, могут использоваться другими вузами в качестве методической основы на начальном этапе введения зачетно-кредитной системы [7].

При рассмотрении вопросов реформирования российской системы высшего профессионального образования необходимо выяснить как преимущества, так и недостатки основных положений Болонской декларации. К положительным сторонам преобразований высшей школы, предусматриваемых Болонским процессом, можно отнести:

— сосредоточение внимания на проблемах укрепления позиций национальной системы высшего образования в мире [11];

— развитие национальной системы образования за счет расширения доступа на мировой образовательный рынок и, как следствие, повышение ее конкурентоспособности [9];

— создание структуры образования, совместимой со структурами образования европейских стран, более понятной для иностранных граждан;

— увеличение финансирования научных исследований (как выполнение требования Болонской декларации) [11];

— получение более широкого доступа к информации, в том числе о системах контроля качества образования для достижения высоких академических стандартов [9];

— усиление контроля над качеством образования, гарантирование качества, признание этих гарантий на мировом уровне [3];

— признание дипломов о высшем образовании во всем Европейском регионе и, как следствие, повышение конкурентоспособности и мобильности, расширение возможностей благоприятного трудоустройства выпускников вузов на европейском (в перспективе на международном) рынке труда [1];

— переход на качественно новый уровень форм обучения и методов текущего контроля уровня и качества подготовки студентов [5];

— необходимость постоянного самосовершенствования и самообучения, обновления методического обеспечения учебного процесса [9];

— расширение образовательных контактов на уровне студентов и преподавателей;

— расширение возможностей качественной оценки деятельности кафедр со стороны студентов в виду свободы выбора направлений подготовки [5];

— развитие перспективной системы формирования студентами индивидуальной образовательной траектории на основе индивидуального учебного плана [7];

— активизация и мотивация регулярной самостоятельной работы студентов.

Негативными сторонами реформирования системы высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса являются:

— исключительная направленность Болонской декларации на решение чисто внутриевропейских проблем и лишь частично мировых [11];

— снижение привлекательности российского образования и спроса на него из-за недостаточной практической направленности образовательных программ по сравнению с западными и стремления российской молодежи получить образование за рубежом [12];

— угроза массового оттока умов и капитала за рубеж при вхождении в единое Европейское пространство ввиду высокого уровня направленности на Запад мобильности [11];

— проблематичность трудоустройства выпускников с дипломами бакалавров вследствие отсутствия реальных заказчиков и потребителей на российском рынке труда, понимания степени бакалавра и магистра как сугубо академической квалификации, а не профессиональной [5];

— снижение качества образования, размывание его структуры и потеря фундаментальности вследствие использования зачетных единиц и смешивания в результате свободы выбора различных дисциплин и нарушения логики их изучения [4];

— отсутствие конкретных требований к изменениям в содержании образования и в методике преподавания;

— отсутствие четких критериев качества образования [11];

— угроза разрушения кафедры как институциональной ячейки научных школ.

Таким образом, приступая к реализации реформ высшей школы, не следует забывать о традициях российской системы высшего образования, ее особенностях, фундаментальности. Достижение положительных результатов преобразований, предусматриваемых в сфере образования, будет во многом зависеть от продуманной политики органов управления образованием, от степени проработки программы, от уровня включенности всех российских вузов в Болонский процесс и других факторов. Остается надеяться, что нововведения в рамках Болонского процесса будут способствовать повышению качества российского образования, его привлекательности и конкурентоспособности, поддержанию фундаментального характера высшего образования в России. Тем не менее, острота рассматриваемой проблемы усиливается в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.

Источник

Как реформа высшего образования погружает студентов в Средневековье

Бунты в университетах

Реформирование высшего образования набирает обороты. Только студенты и преподаватели переварили новую систему поступления в вузы без «второй волны»: куда первой волной вынесло, там и очутишься, как Робинзон, переживший кораблекрушение. Только все въехали в систему «2+2+2». Это когда начали учиться на бакалавра, через 2 года передумали, пошли на другую специальность. Или вообще в другой вуз можно перевестись. Только кажется мне отчего-то, что передумывать и переводиться многие станут прямо в МГУ, ВШЭ, ИТМО. Ведь известно: студенты народ хоть и ленивый, но хитрый.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Фото: Наталья Мущинкина

И — опять сюрприз. Система лекций может быть упразднена, заменена системой консультаций с небольшим числом обязательных установочных часов по предмету. Мол, отсидел денек-другой в аудитории, как бывало, послушал профессора. И пошел себе на волю по широкому по полю. Ой, то есть пошел свободно консультироваться.

О том, что лекционная система устарела, накануне рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. И даже вузы поименовал, готовые — морально и материально — от постоянных лекций отказаться. К эксперименту по внедрению системы консультаций взамен лекционной, по мнению министра, готовы московские МИСиС и Физтех, питерский ИТМО.

Вкупе с новомодными бакалавриатами, магистратурами и наставниками (они же менторы в цеховой системе) новая вузовская реальность все больше напоминает. средневековый университет. Или бурсу, ведь все университеты вышли из духовных заведений.

Как физик и математик, министр может не помнить историю университетов и не думать о том, какие неприятности несли чрезмерные вольности студентам. Драки и пьянки в кабаках, бунты и мятежи — повседневная жизнь средневекового бакалавра. Да что Европа, вспомним-ка Хому Брута и других гоголевских бурсаков. Вечно голодные, вечно пьяные, они то дрались с семинаристами, то «консультировались» с попами-наставниками: те их за свиньями ходить заставляли, а то и вздували, таская за вихры. Бедные бурсаки подрабатывали репетиторством. Все знают, чем для Хомы Брута это закончилось.

Здесь кто-то скажет — хватит ерничать, академическую вузовскую систему давно уже пора менять. Вокруг сплошная цифра, прогресс наступает, онлайновая пандемия (или наоборот) изменила жизнь. А лекции в университетах читают так же, как и 30 лет назад. Иногда и те же самые читают, и — то же самое. Да, разумеется, менять обучение нужно. И межпредметность необходима, особенно знание IT, коммуникабельность, психология, иностранные языки. Проекты, исследовательская деятельность, прямой контакт с работодателями. Да и творчество, индивидуальные, гибкие программы обучения нелишни. Проблема со сменой университетских «настроек» это ведь не только российская — общемировая проблема. Специалисты считают, что многие европейские университеты тоже не идут в ногу со временем. Внедряют в учебные планы не диверсифицированные, а, наоборот, узкие специализации. Например, в Университете Бордо есть логически обоснованный здесь, конечно, но узкий курс «Менеджмент аккредитованного вина и спиртных напитков». На днях англичан, и не только, поразила новость о том, что впервые за обозримую историю Оксфорд и Кембридж не главные. Первое место в рейтинге Good University Guide, традиционно опубликованном The Times, занял шотландский Университет Сент-Эндрюс. Когда такие столпы рушатся, не грех вспомнить, что и в нашем отечестве без малого 300 лет университету.

Но еще в нашем отечестве есть школа. Тоже очень давно. И в смысле свобод тоже почти не изменилась. В отличие от Финляндии, например, где индивидуальный подход к ученику, командность, проекты и прочая гибридность существуют в школьном образовании. И поэтому, вероятно, финские университеты сейчас самые продвинутые из европейских. А наши школы от вузов разительно отличаются как степенью свобод, так и методами донесения информации. Даже сейчас многим первокурсникам переход от школьной обязаловки к студенческой вольнице дается с трудом. Все годы школы, особенно в выпускных 10–11-х классах с неизбежным катарсисом в виде ЕГЭ, у школяра стоят над душой. Папа с мамой, бабушка с няней, когорта репетиторов. Наш школьник и к обычной-то лекционной системе не приспособлен, не знает, как это — учиться самостоятельно. А тут сразу после принудительных галок ЕГЭ ему предлагают воспарить в свободном учебном полете. Большинство 17–18-летних ожидаемо сочтут себя птицей шальною, вольною — и просто начнут прогуливать учебу. И все усилия мам-пап-репетиторов пойдут прахом.

Так что же делать для того, чтобы уйти от устаревшей и неэффективной больше системы, но так, чтобы бывший школьник оставался студентом ХХI века, а не превратился в средневекового бурсака? Наверное, начать надо с более раннего периода обучения, со школы. Реформировать ступенчато, продумывая каждый шаг. Потихоньку действовать, исподволь. Ведь даже Хома Брут боролся с нечистой силой три ночи подряд, а не одну. Ведь даже нечистая сила призвала могущественного Вия к себе не сразу. Иначе вместо прекрасной Панночки на шее у воспарившего студента окажется страшная ведьма. Имя которой — развал системы высшего образования.

Источник

Реформа образования в России: общие сведения, основные задачи, проблемы и перспективы

Невозможно спорить с тем фактом, что образовательная система страны является краеугольным камнем государственно-общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования населения. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образования. Основные реформы образования в России часто происходили на фоне резких перемен в жизни общества.

Страницы истории

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования Вам будет интересно: Понятие об ускорении. Ускорение тангенциальное, нормальное и полное. Формулы

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.

Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.

Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Наступивший вслед за этим реакционный этап свел на нет многие положительные изменения в сфере образования. Однако к началу XX века ситуация стала налаживаться, учебные планы гимназий и реальных училищ были приближены друг к другу, среди обучающихся увеличилось число мещан. В 1916 году был подготовлен проект изменений, предусматривавший отмену сословных ограничений и автономию школ.

Реформы образования в России в 20 веке

Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.

Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования Вам будет интересно: Из свинца золото: метод получения, необходимые материалы, советы и рекомендации

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Традиционные элементы обучения вернулись также в школьное и вузовское образование. В целом советская система образования стабилизировалась к середине 60-х гг. Произошла реформа среднего образования в России, которое стало всеобщим и обязательным. В 1984 году была предпринята попытка уравновесить приоритетность высшего образования дополнительным профессиональным обучением в школах.

Смена ориентиров

Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:

Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России.

Доктрина отечественного образования

Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:

В доктрине были сформулированы следующие принципы:

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования Вам будет интересно: Нафтеновая кислота — особенности, свойства, применение и формула

Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Этапы и цели изменений

Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.

Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.

В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения.

Введение стандартов

Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт – совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми.

Федеральные стандарты предусматривают:

В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.

Новые векторы школьного образования

Обновленные нормативные положения, регулирующие отношения в сфере образования, коренным образом перестроили весь учебный процесс, изменив основные целевые ориентиры. Реформа школьного образования в России предусматривала переход от «знаниевой» концепции обучения к «деятельностной». То есть ребенок должен не просто владеть определенной информацией по тем или иным предметам, но и уметь применять ее на практике для решения конкретных образовательных задач. В этой связи был введен принцип обязательного формирования универсальных учебных действий (УУД). Познавательные (способность к логическим действиям, анализу, выводам), регулятивные (готовность к планированию, целеполаганию, оценке собственных действий), коммуникативные (навыки в сфере общения и взаимодействия с окружающими).

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.

Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно.

Реформа высшего образования в России

Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой – идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования Вам будет интересно: Бараньи рога: значение и символика

В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки. Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы).

Закон об образовании РФ

Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача – регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.

В законе четко определены уровни образования в РФ: общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.

Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.

Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.

Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.

Перспективы дальнейших изменений

Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:

Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, – государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:

В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.

Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть фото Что такое реформирование системы высшего образования. Смотреть картинку Что такое реформирование системы высшего образования. Картинка про Что такое реформирование системы высшего образования. Фото Что такое реформирование системы высшего образования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *