Что такое региональная безопасность

Всеобщая и региональная безопасность

Организация Объединенных Наций была создана как организация, предназначенная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий стран.

В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности должно основываться на общепризнанных интересах, принципах и нормах международного права и осуществляться непосредственно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, компетенция которого в этих вопросах строго ограничена.

Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, а также рассматривать общие принципы сотрудничества в этой сфере и давать рекомендации государствам и Совету до или после их обсуждения. Совет Безопасности несет тяжкий груз ответственности за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности – орган ООН, который имеет право предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами стран – членов ООН. Устав ООН предусматривает, что такие действия могут предприниматься в случае, когда реально существует угроза миру, а также в случае агрессии.

Статья 43 Устава определяет порядок предоставления государствами – членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооруженных сил, средств обслуживания и иной помощи на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующим их ратифицированием.

Совет Безопасности ООН должен разрешать все вопросы, связанные с созданием и применением вооруженных сил.

В Уставе ООН, помимо всеобщей системы национальной безопасности, предусмотрена возможность создания систем региональной безопасности.

Статьей 52 Устава ООН определена возможность существования региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности. Условием такого существования является то, что эти соглашения или органы не должны противоречить основным целям и принципам Устава ООН.

Региональные системы безопасности входят в единую систему всеобщей безопасности. Устав ООН определил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными органами и соглашениями.

Совет Безопасности вправе использовать такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством. В то же время никакие принудительные действия региональных органов не могут быть предприняты без получения на это согласия Совета Безопасности, за исключением мер, направленных на ликвидацию возобновления агрессивной политики со стороны государств, воевавших во время Второй мировой войны против стран антигитлеровской коалиции.

Устав ООН регламентирует участие региональной организации лишь в принудительных мерах. Имеющиеся в практике ООН операции по поддержанию мира могут найти применение и в деятельности региональных организаций. Свидетельство того – документы, принятые СНГ и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Источник

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

состояние отношений внутри и между соц.-тер. общностями определ. региона, при к-ром для всех относящихся к нему гос-в, народов, граждан, обществ. ин-тов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и стабильное развитие. Реализуется на различ. уровнях: в рамках отд. адм.-тер. единицы страны; применительно к неск. соседним р-нам гос-ва; в масштабе группы стран, входящих в определ. геогр. зону. На любом уровне строится во взаимосвязи с нац. и междунар. безопасностью, включает в кач-ве осн. элементов экон., полит., воен. и др. виды безопасности. В сферу Б.р. в соответствии с Уставом и др. документами ООН входят: мир. урегулирование споров, предупреждение конфликтов между чл. регион. системы; орг-ция коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру; превентивная дипломатия, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период. Б.р. строится, как правило, на основе регион. соглашения; со-вокупность создаваемых в соответствии с ним орг-ций и структур образует регион. систему безопасности.

Смотреть что такое «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ» в других словарях:

Безопасность региональная — система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн,… … Политология. Словарь.

Безопасность региональная — состояние отношений внутри и между социально территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных… … Пограничный словарь

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — составная часть международной безопасности; комплекс согласованных мер по обеспечению безопасности государств, расположенных в границах определенного региона. Наибольшее значение в общей структуре региональной безопасности имеют общеевропейская,… … Война и мир в терминах и определениях

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость… … Политология: словарь-справочник

Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия

Безопасность в экологии человека — состояние, ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и пр.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может принести вреда. Это очень важное … Экология человека

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — – состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны, вооруженного конфликта или др. посягательство извне на существование и независимое развитие. Выделяют различные виды Б. м.: 1) по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Стародуб, Татьяна Сергеевна — Стародуб Татьяна Сергеевна Стародуб Тетяна Сергіївна … Википедия

Список благотворительных организаций России — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Липина, Светлана Артуровна — Липина Светлана Артуровна Дата рождения: 14 июня 1969(1969 06 14) (43 года) Место рождения: Грозный Страна … Википедия

Источник

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

Процесс поддержания Б.р. могут обеспечивать как специально созданные организации, в частности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, напр., Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ).

Смотреть что такое «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ» в других словарях:

Безопасность региональная — система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн,… … Политология. Словарь.

Безопасность региональная — состояние отношений внутри и между социально территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных… … Пограничный словарь

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — составная часть международной безопасности; комплекс согласованных мер по обеспечению безопасности государств, расположенных в границах определенного региона. Наибольшее значение в общей структуре региональной безопасности имеют общеевропейская,… … Война и мир в терминах и определениях

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние отношений внутри и между соц. тер. общностями определ. региона, при к ром для всех относящихся к нему гос в, народов, граждан, обществ. ин тов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и… … Энциклопедия РВСН

Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия

Безопасность в экологии человека — состояние, ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и пр.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может принести вреда. Это очень важное … Экология человека

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — – состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны, вооруженного конфликта или др. посягательство извне на существование и независимое развитие. Выделяют различные виды Б. м.: 1) по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Стародуб, Татьяна Сергеевна — Стародуб Татьяна Сергеевна Стародуб Тетяна Сергіївна … Википедия

Список благотворительных организаций России — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Липина, Светлана Артуровна — Липина Светлана Артуровна Дата рождения: 14 июня 1969(1969 06 14) (43 года) Место рождения: Грозный Страна … Википедия

Источник

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ» в других словарях:

Безопасность региональная — система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн,… … Политология. Словарь.

Безопасность региональная — состояние отношений внутри и между социально территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных… … Пограничный словарь

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние отношений внутри и между соц. тер. общностями определ. региона, при к ром для всех относящихся к нему гос в, народов, граждан, обществ. ин тов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и… … Энциклопедия РВСН

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость… … Политология: словарь-справочник

Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия

Безопасность в экологии человека — состояние, ситуация, при которой отдельному человеку, группе людей (профессиональной, национальной, территориальной и пр.), населению страны или группы стран, всему человечеству ничто и никто не угрожает, не может принести вреда. Это очень важное … Экология человека

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — – состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны, вооруженного конфликта или др. посягательство извне на существование и независимое развитие. Выделяют различные виды Б. м.: 1) по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Стародуб, Татьяна Сергеевна — Стародуб Татьяна Сергеевна Стародуб Тетяна Сергіївна … Википедия

Список благотворительных организаций России — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Липина, Светлана Артуровна — Липина Светлана Артуровна Дата рождения: 14 июня 1969(1969 06 14) (43 года) Место рождения: Грозный Страна … Википедия

Источник

Региональная безопасность в условиях современной России

А.Ю. Кирьянов, помощник председателя комитета Совета Федерации.

Региональная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов.

Тем не менее приходится констатировать, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения ее региональной безопасности. Многие вопросы в этой области законодательно еще не урегулированы, существующая нормативно-правовая база содержит пробелы в урегулировании соответствующих общественных отношений, противоречия по отношению к Конституции Российской Федерации.

Так, в частности, в настоящее время в национальном законодательстве Российской Федерации практически отсутствуют нормы, регулирующие институт вооруженного вмешательства в дела субъекта Федерации как крайней меры обеспечения конституционного порядка на территории данного субъекта Федерации и в стране в целом. Применение этих крайних мер имеет место в случае, если субъект Федерации, определенные политические силы на его территории противостоят Федерации, решая при этом прежде всего сепаратистские задачи и используя незаконные вооруженные формирования.

Аналогичная ситуация может возникнуть при возникновении в субъекте Федерации различного рода межнациональных столкновений, широкомасштабных массовых беспорядков, других социальных конфликтов, при которых создаются хорошо организованные вооруженные формирования, фактически ведущие боевые действия против федеральных сил. В этих случаях обеспечение территориальной целостности государства возможно только путем прямого федерального вмешательства в дела субъекта Федерации с использованием вооруженных сил страны.

См.: Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы // Правоведение. 2000. N 2; Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 2; Игнатов А.В. Механизм федерального вмешательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 7.

Решение организационных и экономических проблем регионального управления невозможно без соответствующей правовой базы. И здесь актуальна дифференцированность подходов, связь законодательных актов с особенностями географического, экологического, экономического, индустриального и демографического состояния и условий развития региона.

Гончаров И.В. Законодательное обеспечение конституционной безопасности Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 4.

Следует также отметить, что в национальном законодательстве нет такого комплексного системообразующего элемента региональной безопасности, как законодательная база ее финансирования. Например, отсутствие финансовых средств на должное обустройство государственной границы с учетом новой геополитической обстановки создает реальную угрозу для территориальной целостности страны, нарушения ее единства.

Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. N 4.

Радюшин Я.Н. Роль и место органов местного самоуправления в системе обеспечения общественной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2003. N 11.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Систему обеспечения национальной безопасности можно условно разделить на формальную и неформальную части. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), принимающие участие в процессе выработки и реализации решений в области национальной безопасности.

Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов В.С. Основы национальной безопасности России. М.: Друза, 1998.

Естественно, возникает вопрос: в какой мере решение проблем национальной безопасности действительно требует создания некой специальной системы или можно было бы ограничиться отдельными (существующими или вновь создаваемыми) органами государственной власти и организациями, которые по своим задачам (закрепленным законодательно) призваны обеспечивать национальную безопасность?

Применительно к системе обеспечения национальной безопасности эти вопросы могут быть сформулированы так:

а) есть ли такие функции (задачи, целевые установки) в сфере национальной безопасности, которые не могут быть выполнены (решены, достигнуты) в рамках отдельных структур обеспечения безопасности;

б) существуют ли в их рамках механизмы выработки и принятия политических решений на общегосударственном уровне во всем спектре вопросов, касающихся национальной безопасности?

Очевидно, при формировании системы обеспечения национальной безопасности России в структуре органов государственной власти необходимо выполнить соответствующий анализ, чтобы получить ответы на оба эти вопроса.

Требование обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России обеспечивается согласно Концепции конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства.

Особо следует подчеркнуть, что само появление системы обеспечения национальной безопасности в рамках системы органов государственной власти означает качественно новый этап организации управления государством. Это отражает понимание того факта, что проблемы национальной безопасности на нынешнем этапе развития человечества вышли на первый план, приобрели комплексный характер, затрагивающий все сферы социальной жизни. Усложнение задач по охране и укреплению государственного строя, защите существующих социальных отношений привели к выдвижению проблем национальной безопасности на передний план деятельности государств, выделению системы обеспечения национальной безопасности в особую область деятельности государства.

Правовой институт региональной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др. Анализ указанных ключевых факторов обеспечения региональной безопасности должен учитываться при разработке политики и стратегии национальной безопасности и планировании ее обеспечения.

Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др.

Интенсивность происходящих в системе обеспечения региональной безопасности изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, система обеспечения региональной безопасности должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система обеспечения региональной безопасности должна быть восприимчива к воздействию как внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски, вызовы) и создавать условия для воздействия благоприятных факторов. Свойство адаптивности системы обеспечения региональной безопасности характеризуется и ее способностью к саморазвитию.

Во-вторых, система обеспечения региональной безопасности является управленческой системой. Интенсивность изменений в такой системе зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных элементов она объединяет.

О системе обеспечения региональной безопасности государства можно говорить как о социальной управленческой системе, которой присущ ряд характерных черт:

Системе обеспечения региональной безопасности присущ ряд закономерностей: организационное (структурное) обособление как всей системы в целом, так и каждого составляющего ее элемента; строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов; определенная самостоятельность каждого из входящих в систему элементов; использование различных комплексов средств активного воздействия на угрозы и опасности со стороны системы в целом и каждого ее элемента в отдельности.

Основные элементы и функции системы обеспечения региональной безопасности сопоставимы с элементами и функциями системы национальной безопасности и являются производными от них.

В структуре системы региональной безопасности можно выделить три составных элемента: а) концептуальный; б) нормативно-правовой; в) субъектный.

Каждый из перечисленных элементов имеет свои позиции в системе обеспечения региональной безопасности и выполняет возложенную на них роль в соответствии с положениями Конституции РФ и Законом РФ «О безопасности».

Функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности вообще и региональной безопасности в частности, как правило, включают в себя:

Обстоятельная характеристика роли, организации и полномочий государственных органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, дана в работе С.В. Степашина, В.Л. Шульц «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации». СПб., 1994. К сожалению, по многим вопросам действующее законодательство значительно опередило тезисы этой работы.

В результате схема правовых взаимоотношений субъектов обеспечения региональной безопасности значительно усложнилась. Возможно ли в этих условиях обеспечить единство законодательства в государстве? Для этого, на наш взгляд, требуется выполнение ряда условий.

а) Послание Президента Российской Федерации, в котором обозначены некоторые ориентиры и приоритеты законотворчества;

б) Программа Правительства Российской Федерации;

в) план законопроектных работ Государственной Думы.

См.: Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты / Под ред. А.А. Кокошина, К.В. Фролова, Е.О. Адамова и др. М.: Знание, 1998.

Исходя из поставленных целей, создание советов безопасности на уровне субъектов Российской Федерации в большинстве случаев объективно обусловлено и не противоречит действующему законодательству. Их организация и деятельность направлены на поддержание порядка в регионе, координацию усилий органов государственной власти по обеспечению тех видов национальной безопасности, которые составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Однако принятие субъектами Российской Федерации специальных законов по вопросам безопасности противоречит п. «м» ст. 71 Конституции РФ и ст. ст. 6, 8 Закона РФ «О безопасности».

В число возлагаемых на них задач необоснованно включены направления деятельности, отнесенные ст. 71 Конституции РФ к ведению только органов государственной власти Российской Федерации:

разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность государства (ст. 15 Закона Республики Башкортостан «О безопасности»; п. 5 Положения о Совете безопасности Республики Саха (Якутия);

организация и контроль разработки стратегии в области внешней политики и осуществление контроля за ее реализацией органами исполнительной власти (п. 5 Положения о Совете безопасности Республики Саха (Якутия); п. 5 Временного положения о Совете безопасности Саратовской области).

См.: Алехнович С.О. Основные направления формирования системы правового обеспечения региональной безопасности Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 12.

Бесспорно, децентрализация правового регулирования в обширной и разнообразной по национальному составу и природным особенностям стране в принципе необходима, но она должна иметь пределы ограничения.

Ослабление централизованного регулирования неизбежно приводит к сепаратизму, возникновению разногласий между отдельными частями единого федеративного государства, противоборству центра и мест. Оно способствует проявлению амбиций местными чиновниками, хозяйственной неразберихе, возникновению противоречий между нормативными актами и судебной практикой разных уровней, поощряет правовой нигилизм. Страдает незавершенностью система законодательных актов об органах исполнительной власти, о государственной службе, о целевых и функционально-юридических режимах (пограничный, военный, таможенный, режим отдельных территорий, режим использования энергоресурсов и т.п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *