Что такое регистр для детей

Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей Наталья Власова
Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей

Цель:

Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.

Задачи:

Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.

Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.

Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.

Игровой материал:

большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.

Ход игры:

Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).

Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.

Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.

По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь.

Музыкально-дидактическая игра «Настроение» для детей 3–5 лет Цель: учить различать «веселое» и «грустное» настроение в музыке, определять смену характера звучания музыкального произведения; вовлечь.

Источник

Разработка музыкального занятия для младших школьников по теме «Диапазон и регистры»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разработка музыкального занятия

по внеурочной деятельности для младших школьников

Тема: Диапазон и регистры

Цель: повторение пройденного материала, развитие творческих навыков, знакомство с понятиями «диапазон» и «регистры».

Дополнительный материал: портреты композиторов, творчество которых было ранее пройдено на уроках. Для награждения баллы- нотки

Актуализация знаний учащихся.

1. «Музыкальные слова».

Скажите дети, а как называется наш урок? А какие ещё вы знаете музыкальные слова?

2.«Без чего невозможна музыка».

-Мы вспомнили музыкальные слова, но скажите, а без чего невозможна музыка?

-Действительно, без музыкантов, дирижёра, инструментов и много другого невозможна музыка. А давайте представим себя, как раз этими музыкантами. У каждого из нас будет инструмент, но не настоящий, а воображаемый. (учитель или сами ученики для себя называют инструменты)

-Давайте прослушаем произведение, а после этого попробуем показать, как бы мы его исполнили на своих инструментах. (награждение)

4.Игра «Как звучит музыка»

-Мы попытались изобразить оркестр из воображаемых инструментов. Но я предлагаю сейчас внимательно прослушать несколько музыкальных отрывков исполненных настоящим симфоническим оркестром и определить, какой характер музыки в каждом из отрывков;

*1-ый муз. отрывок «Порыв», Ф.Шуман;

(отважно, решительно, грозно, сурово, уверенно и т.д.)

*2-ой муз. отрывок Ария из мессы h-moll, И.С.Бах;

(мягко, спокойно, плавно, напевно, приветливо и д.т.)

*3-ий муз. отрывок «Осень» из музыкальны иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», Г.В.Свиридов;

(печально, задумчиво, нежно, тоскливо, хмуро, обиженно, просящее и т.д.)

*4-ый муз. отрывок «Чардаш», Монти

(в начале ласково, мечтательно, светло, прозрачно, таинственно и т.д.) (с середины радостно, игриво, звонко, шутливо, ярко и т.д.)

5.Игра «Забывчивый художник».

-Эти произведения сочинили разные композиторы. И все времена жили художники, которые любили изображать на своих полотнах композиторов. Вот однажды один художник переписывая портреты известных нам композиторов, забыл подписать на полотнах имя каждого из них.

(учитель раздаёт каждой из команд портреты разных композиторов. Задача учеников назвать их фамилию, имя и отчество, а также национальность и век в котором жил композитор).

Знакомство с терминами «диапазон» и «регистры».

— Каждый портрет имеет свою высоту. Каждый человеческий голос и инструмент имеет свой dia pason – диапазон.

-Что такое диапазон?

-Диапазон в переводе с греческого значит «через все», через все звуки проходящий.

Расстояние от самого высокого до самого низкого звука, который только может издать человеческий голос или инструмент и называется диапазоном. Чем больше диапазон, тем богаче музыкальные звуки.

Верхнюю и нижнюю границы диапазона определяет наш слух. Человеческое ухо воспринимает звуки довольно широкого диапазона, но существуют очень высокие звуки, которые непостижимы нашими ушами. Это значит, что мы попросту их не слышим. Однако некоторые животные, например летучие мыши, издают и довольно свободно воспринимают их. Называются они ультразвуками и широко используются в современной медицине и технике.

Существуют также и очень низкие звуки, которые не воспринимает человеческое ухо, однако мы способны их ощущать. А вот что такое регистры, мы попробуем определить после того, как я прочитаю вам стихотворение.

Мурка и фортепиано

Что такое? Что случилось?

Вот так чудо приключилось.

Наша кошка, наша Мурка,

С фортепиано подружилась.

Мурка по клавишам мягко ступает,

А фортепиано ей отвечает.

Если лапки направо идут,

Клавиши ласково, нежно поют.

Песня у них грубее..

И как ей это удаётся? Кошка, как будто смеётся…

(Учитель играет от 1-ой октавы вниз)

И вдруг: «Мур-мур-мур, я секрет покажу,

Мяу-мяу, всё вам покажу.

Иду не спеша я по белой дорожке

И каждую клавишу чувствую ножкой.

Слушайте! Слева медведи сидят, они не спят и басом гудят.

Уйдём отсюда скорее и повернём правее.

(Учитель играет в большой октаве) (НИЗКИЙ РЕГИСТР)

Здесь слушаем птенчиков голосок!

Звук нежный, приятный.… Уж очень высок!

(учитель играет в 3-ой 4-ой октавах) (ВЕРХНИЙ РЕГИСТР)

Лягу на клавиши, как на перинку…

И буду слушать, мяу-мяу,

Голос ласковый, как у меня-у».

(Учитель играет в 1-ой октаве) (СРЕДНИЙ РЕГИСТР)

-В чём разница между звуками, которые я играла? Такое отличие в звучании называется регистром. Существуют 3 основных регистра: низкий, средний и высокий. И сейчас давайте поиграем, а заодно и проверим, как хорошо вы их запомнили.

6.Игра «Ива, тополь и берёза».

7.Игра «Неправильное пение».

-Все знают, как надо правильно петь. Но иногда, хочется попеть не правильно. Именно это мы сейчас попробуем сделать.

От каждой команды берётся по участнику, который должен исполнить всем известную песню на любую другую мелодию. Участник лучше справившийся с заданием, приносит своей команде 2 певунчика, другой 1. (задание можно повторить несколько раз с разными участниками)

Каждой из команд задаётся ранее изученная песня, которую нужно спеть в жанре колыбельной песни..

9.Игра «Перепутались слова». Учитель читает строку из песни, произнеся слова вразброс. Участники команд должны первыми определить, что это за песня и спеть её хором. (команда угадавшая и спевшая наибольшее количество песен получает 2 певунчика, другая 1 певунчик) (используются песни ранее пройденные на уроках)

10.Игра «Дружный хор».

-Сейчас мы пели отстаивая честь своей команды. А теперь давайте посмотрим, какой у нас один большой и дружный хор.

Из числа участников выбирается «дирижёр». Все участники поют песню хором. В тот момент, когда «дирижер» подаёт условный знак(например, сжатая в кулак рука), хор замолкает. (исполняется школьный гимн) (награждение команд)

-Я увидела, что в вашем классе получился очень дружный хор.

Ну а теперь пришло время подсчитать ваши баллыи назвать команду победителя.

Источник

Презентации к уроку

Урок по специальности фортепиано в 1 классе 7-летнего срока обучения фортепианного отделения для учащихся 6-7 лет

План урока:

Цель: Познакомить учащегося с разными регистрами звука: высоким, низким, средним.

Задачи:

Оборудование: Занятия проходят в кабинете по специальности, где есть два музыкальных инструмента, подставки для ученика, стулья, стол. Также необходим компьютер с программой Microsoft Power Point. Мягкие игрушки: Колобок, Мишка, Лиса, Зайка, Волк.

Ход урока

Педагог: Здравствуй, Маша! Проходи, присаживайся!

Ученица: Здравствуйте, Валентина Николаевна! Какие красивые игрушки стоят на столе! Можно мне поиграть с ними?

Педагог: Конечно! А какая игрушка тебе больше понравилась?

Ученица: Вот этот мишка! Он большой, красивый!

Педагог: А какой у него голос?

Ученица: Низкий голос, он ведь рычит!

Педагог: Умница! А кто еще имеет низкий голос?

Ученица: Волк.

Педагог: А еще лев, тигр и другие животные. У всех животных, людей и даже предметов есть свои голоса! И все они разные! Смотри, замигал наш Помощник Всезнайка! Он хочет нам что-то рассказать! Давай посмотрим?

Ученица: Как интересно! Получается, что все голоса можно разделить на высокие, средние и низкие?

Педагог: Конечно! У птичек какой голос?

Ученица: Высокий.

Педагог: А у зайчика?

Ученица: Средний.

Педагог: Все эти голоса мы с тобой найдем и на нашем рояле. Когда мы садимся за инструмент, прямо перед нами средний регистр – здесь живет Лиса, скачет чуть подальше Зайчик. (Проиграть на клавиатуре шаги Лисы, Зайчика) В правой стороне клавиатуры живет высокий регистр. Здесь какие животные, как думаешь?

Ученица: Белочка, птички. (Педагог иллюстрирует за инструментом пение птиц, прыжки белки.)

Педагог: А вот в нижнем регистре живут Серый Волк и Медведь. У них толстый, низкий голос, который называется бас. И наш рояль может рассказать тебе музыкальную сказку, если ты ему поможешь. Поможешь?

Ученица: Конечно! А какую сказку?

Педагог: У нас сегодня в гостях Мишка, Волк, Лиса, Зайчик и Колобок. Какая это сказка?

Ученица: Колобок!

Педагог: Садись за инструмент, я сяду за второй инструмент и начнем рассказывать сказку. Как сказка начинается?

Ученица: Жили-были дед да баба. Дед попросил бабу испечь Колобок, а он взял и укатился.

Педагог: Какие голоса у деда с бабой?

Ученица: Средние! Ближе к низкому. Вот здесь (показывает на инструменте).

Педагог: Голоса, которые ты показываешь находятся в малой октаве. А как дед будет говорить бабе, чтобы она испекла колобок? Быстро или медленно? И его интонация скачет или он говорит монотонно и рядышком?

Ученица: Мне кажется, что рядышком. Вот так (показывает на инструменте).

Педагог: Вот испекла баба Колобок, а он взял и укатился. Укатился по тропинке в лес. Как он покатился?

Ученица показывает на инструменте побег Колобка – небольшие скачки от верхнего регистра к среднему.

Педагог: И первого, кого встретил наш Колобок был Зайка. А зайки что делают?

Ученица: Прыгают! Вот так (показывает прыжки во второй октаве).

Педагог: Какой веселый у тебя Зайка получился! У Зайки какой голос?

Ученица: Средний.

Педагог: Маша, октава, в которой ты изобразила Зайку называется второй. А теперь давай вместе со мной споем песенку, которую Колобок пел Зайке.

Педагог начинает играть Песенку Колобка и петь вместе с Ученицей.

Педагог: Колобок пропел свою песенку и убежал!

Ученица играет на рояле побег Колобка.

Педагог: Катится Колобок, а навстречу ему Волк. Какой это Волк?

Ученица: Серый и добрый.

Педагог: У него, наверно, высокий голос!

Ученица: Нет! У него низкий голос! Вот такой! (Показывает на рояле).

Педагог: Молодец! Октава, в которой ты показала называется большая. Здесь голос ниже, чем в малой. А какой это Волк? Быстрый или медлительный?

Ученица: Не очень быстрый. Он не бегает, а ходит. Вот так (показывает на рояле шаги Волка).

Педагог: И Волку Колобок спел свою песенку и снова убежал от него!

Педагог вместе с ученицей играет и поет Песенку Колобка, ученица изображает побег Колобка.

Педагог: А что было дальше?

Ученица: А навстречу ему Медведь, но Колобок и от него убежал. У Медведя толстый, низкий голос и он неповоротливый! (Показывает на рояле шаги Медведя.)

Педагог: Твой Медведь говорит самым низким голосом – он говорит нотами контр и субконтроктав. А что дальше произошло?

Ученица: Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Педагог: А как катится Колобок? Быстро или медленно?

Ученица: Быстро. (Показывает на рояле быстрый бег Колобка от верхнего регистра к среднему.)

Педагог: Лиса попросила Колобка спеть свою Песенку. Как она это сделала? Грубо и резко? Или плавно?

Ученица: Плавно, ласково. Вот так (показывает просьбу Лисы).

Педагог: И Колобок спел ей Песенку.

Педагог играет и поет вместе с ученицей Песенку Колобка.

Педагог: В нашей сказке все закончилось хорошо и Колобок убежал от Лисы. Понравилась тебе сказка?

Ученица: Да!

Педагог: А какие герои тебе понравились? Какие они? Какой у них голос?

Ученица: Зайка – он веселый, скачущий, у него средний голос. Волк – у него низкий голос, он добрый.

Педагог: Покажи мне этих героев на рояле.

Ученица играет на инструменте Зайку и Волка.

Педагог: Молодец! Смотри, снова наш Помощник хочет нам что-то сказать!

Ученица: Какой у меня голос? Что он хочет сказать?

Педагог: Сейчас наш Помощник будет показывать нам разных животных и персонажей, а мы давай попробуем изобразить каждое животное? Вот это кто? (Слайд № 2)

Ученица: Котенок! У него высокий, писклявый голос!

Педагог: Мало рассказать, нужно еще и показать!

Ученица показывает на рояле мяуканье котенка.

Педагог: А это кто? (Слайд № 3)

Ученица: Львенок! У него голос не низкий, как у льва, а выше. В малой октаве. (Показывает.)

Педагог: Смотри, наш Помощник предлагает нам хитрую задачу! Здесь целых два персонажа! Маша, кто это? И какие у них голоса? (Слайд № 4)

Ученица: Это Волк и Красная шапочка. У Волка низкий голос, в большой октаве, а у Красной шапочки высокий – во второй октаве. (Показывает.)

Педагог: Какая ты молодец! Все правильно рассказала и показала! А здесь кто изображен? (Слайд № 5)

Ученица: Вот это птичка. У нее высокий, красивый голос! (Показывает.)

Педагог: Наш Помощник снова задает нам каверзную картинку. Кто здесь изображен? (Слайд № 6)

Ученица: А это мама, папа и дети.

Педагог: А какие у них голоса?

Ученица: У папы низкий, в малой октаве. У мамы выше, уже в среднем регистре. А у детей – высокие и звонкие, во второй октаве! (Свои слова Маша иллюстрирует игрой.)

Педагог: Мы с тобой столько нового узнали сегодня на уроке! Голоса у всех разные, но их можно разделить на три регистра. Какие это регистры?

Ученица: Низкий, средний и высокий.

Педагог: Узнали названия некоторых октав, какие ты запомнила?

Ученица: Малая октава, это средний регистр. Большая октава – низкий регистр.

Педагог: А еще в низком регистре есть контроктава и субконтроктава. А в среднем регистре есть вторая октава. Дома напиши, пожалуйста, по три предмета на низкий, средний и высокий регистры и запомни названия октав. На этом наш урок закончен. До свидания!

Источник

ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИСТРА

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей

Вначале учитель знакомит детей с характерными пьесами в низком и высоком регистре (Г. Галынин «Медведь», С. Майкапар «Мотылек»), выясняется эмоционально-образное содержание пьес и, исходя из содержания пьес, звуки называются низкими (тяжелые, сердитые, темные) и высокими (легкие, летящие, звонкие, как колокольчики). Некоторое время дети играют в игру, различая звуки высокие и низкие. Когда высокие и низкие звуки дети различают без ошибок, вводятся средние звуки (звуки, которые мы поем). Для определения среднего регистра лучше вначале предлагать детям мелодии песен. По мере усвоения сути явления учитель сообщает детям, что высотой звуков в Музыкальном Королевстве командует министр Регистр. С этого времени дети играют в регистры. Учитель постоянно пользуется этим термином, и к концу года дети обычно тоже им овладевают.

Музыкальные произведения для игры на определение регистра:

«Елка» (начало вальса)

Э. Григ «В пещере горного короля»

В. Моцарт «Откуда приятный и нежный звон» из оперы «Волшебная флейта» (вступление к хору)

А. Гречанинов «Необычайное происшествие»

С. Майкапар «Мотылек»

Г. Фрид «Ночью в лесу»

М. Мусоргский «Старый замок» (начало)

А. Бородин «Симфония №2» (главная тема)

В. Жубинский «Сказка»

М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

К. Сен-Санс «Слоны» из цикла «Карнавал животных»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

И. Стравинский «Вальс» из сюиты № 2

Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

из «Альбома для юношества»

Л. Бетховен «Немецкий танец»

Г. Свиридов «Ласковая просьба»

П. Чайковский «Детский альбом»:

«Марш деревянных солдатиков»,

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (начало)

С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

А. Лядов «Музыкальная табакерка» (второй период)

Сочетание различных регистров:

Г. Фрид «Флейта и контрабас»

А. Александров «Медведь танцует под флейту»

Р. Шуман «Дед Мороз» из «Альбома для юношества»

Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»

М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (первая часть)

Э. Григ «Птичка» (игра с инсценировкой, на основе изменения регистра)

Игра в «Маскарад» (изменение регистра в произведении, надо узнать произведение по интонационной и ритмической структуре темы).

Певческая деятельность

Певческий интонационный рефлекс формируется на протяжении достаточно продолжительного времени, поэтому задачи стоящие перед учителем в течение учебного года остаются неизменными, а усложняется и меняется музыкальный материал.

В процессе работы учитель должен научить детей:

— петь выразительно, передавая в пении эмоциональное содержание песни;

— освоить певческую установку:

Ножки – раз, ручки – два, спинка – три,

В певческой позе замри!

— уметь одновременно начинать и заканчивать пение;

— понимать дирижерский жест (внимание, дыхание, начало и окончание пения, ведение фразы), осваивать метод свободного дирижирования;

— петь напевно, естественным, полетным, мягким, негромким звуком, используя мягкую атаку. Постепенно овладевать кантиленой в процессе пения песен;

— дышать, не поднимая плеч; распределять дыхание на фразу;

— соблюдать законы вокальной орфоэпии (вокальное деление на слоги), правильно выговаривать слова, единовременно произносить текст;

— исполнять песни в унисон, сознательно вливаясь в хоровое звучание;

— уметь слушать себя и хор в процессе пения.

Попевки. Распевания

Ряд песен-попевок на материале которых осваивается интонация малой терции (V и III ступени):

Что такое регистр для детей. Смотреть фото Что такое регистр для детей. Смотреть картинку Что такое регистр для детей. Картинка про Что такое регистр для детей. Фото Что такое регистр для детей

«Два кота» (сольфеджирование),

Песни

Т. Потапенко «Нас школа ждет»;

Г. Струве «Все новое»,

«Мы сидим за партами впервые» из цикла «Мы первоклассники»;

Д. Васильев-Буглай «Осень»;

М. Ройтерштейн «Доброй ночи»;

М. Парцхаладзе «Песенка белочки»;

А. Александров «Наша песенка простая»;

В. Витлин «Серенькая кошечка».

Вокальная импровизация

2. Импровизация – диалог.

— Что ты хочешь, кошечка?

По мере освоения материала можно поручить задавать вопросы самым способным детям. Стихотворение можно использовать фрагментарно, если его запоминание вызывает сложности у детей.

3. Ритмизация текстов с последующим сочинением мелодии.

Музыкально-пластическая деятельность

— уметь передать в движении характер и содержание музыки;

— уметь изменять движение в соответствии с изменением характера музыки;

— уметь передать в движении метрическую пульсацию в марше и танце. Осваивать понятие пульс (метр);

— освоить шаг различного вида: бодрый шаг, высокий шаг;

— освоить танцевальные движения: подскоки, шаг с притопом, плавные покачивания корпусом;

— уметь изменять движение в соответствии с изменением жанра;

— начать работу по освоению элементов формы в движении: показ фразы рукой в виде полукруга в процессе певческой деятельности, а также в музыкальных произведениях, исполняемых с движением;

— участвовать в музыкальных играх на материале «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» Д. Шостаковича;

— пластические импровизации на тему «Кто как двигается?».

Музыкальные произведения для организации музыкально-пластической деятельности:

М. Глинка «Марш Черномора»

С. Майкапар «Мотылек»

Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

Д. Верди «Марш» из оперы «Аида»

Ш. Гуно «Марш» из оперы «Фауст»

П. Чайковский «Марш мальчишек» из оперы «Пиковая дама»

«Марш», «Вальс» из балета «Спящая красавица»

И. Дунаевский «Марш» из кинофильма «Дети капитана Гранта»

Д. Шостакович «Марш» из цикла «Танцы кукол»

П. Чайковский «Полька»

Ф. Шуберт «Экосезы» (D-dur, G-dur и Es-moll)

Источник

ККонспект занятия по сольфеджио «Регистры и тембры в музыке»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГРОУ СОШ № 303 им. Ф. Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по сольфеджио «Регистры и тембры в музыке»

Выполнил
Верховская Татьяна Борисовна
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №303

Оглавление

Конспект занятия

по сольфеджио «Регистры и тембры в музыке»

На этом занятии я хочу добиться понимания детьми определений «регистр» и «тембр», как эти понятия можно соотнести с образами симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк» и со звучанием тем её персонажей в исполнении инструментов симфонического оркестра.

2.Тема занятия: регистры и тембры в музыке

Цель занятия: познакомить с регистрами и тембрами в музыке.

учить детей слушать музыку, понимать её характер;

развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

воспитание слушательской культуры учащихся; воспитывать любовь к музыке.

3.Планируемые результаты обучения

понимание характера рассматриваемых музыкальных образов в ходе осознания средств музыкальной выразительности;

умение сравнивать характер музыкальных образов в контексте звучащего симфонического произведения на занятии;

знание о выразительных средствах музыки в процессе анализа музыкальных произведений;

умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации).

определение на слух характеристики музыкальных звуков (высоты, длины, силы, тембра);

умение определять содержание музыкальных образов;

эмоционально-ценностное отношение к звучащей и исполняемой музыке;

формирование основ музыкальной культуры, развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

4.Методы обучения

словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации, мультфильма по теме занятия);

метод контрастного сопоставления;

метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк»);

метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно- коммуникативных технологий

Учебно – методическое обеспечение:

предметные картинки с изображением инструментов

музыкальный материал: С. С. Прокофьев «Петя и Волк»

мультимедийная электронная презентация

3.1. Microsoft Power Point

6. Ход занятия

Дети входят под музыку симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк».

Используемые сокращения слов:

П: Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: Шумовые и музыкальные.

П: Приведите примеры шумовых звуков.

Д: Пение мамы, мычание коровы.

Музыкальные звуки можно пропеть голосом, а шумовые нет.

П: Всё правильно. Знаете, ребята, у каждого человека и животного есть свой, неповторимый голос. А как вы думаете, кто ещё может издавать музыкальные звуки?

Сейчас мы с вами послушаем симфоническую сказку русского композитора С. С. Прокофьева, которая называется «Петя и Волк» и ответим на ряд вопросов.

П: Как вы думаете, почему сказка называется симфонической?

Д: Потому, что в ней играет симфонический оркестр.

П: Правильно. Композитор, создавая это произведение, хотел познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

А сейчас мы определим с вами тему занятия. Какие задачи ставим перед собой?
Д: Познакомиться с регистрами и тембрами разных инструментов и героев сказки.
П: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия, регистры и тембры в музыке.

Открытие нового знания

Знакомство с регистрами и тембрами инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с героями сказки С.С.Прокофьева «Петя и Волк».

П: Итак, Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Д: Весёлую, подвижную.

П: Давайте ещё раз послушаем тему Пети.

Какой всё – таки характер у Пети?

П: Как вы думаете, а каким голосом Петя разговаривает?- высоким, средним или низким?

Д: Наверное, средним? Он ведь ещё не взрослый, но уже не такой уж и маленький?

П: Правильно, он разговаривает в среднем регистре. Мелодия его темы –свободная и открытая, в До – мажоре, в духе пионерского марша. Недаром его образ поручено создавать группе сразу нескольких струнных смычковых инструментов.

Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают, имитируют игру на скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.

На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов.

П: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Скажите, если бы вы были художниками, каким бы вы нарисовали Дедушку? Послушайте тему ещё раз.

Д: Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он злится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.

П: Какой голос у него? Как у Пети?

Д: Нет, низкий, ворчливый.

П: В каком регистре звучит тема Дедушки? Высоком?

Д: Нет, в нижнем, ведь у Дедушки низкий голос.

П: Прокофьев выбрал для него инструмент с таким же ворчливым тембром. Он называется фагот.

(На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «Фагот»).
На экране – Кошка, Утка, Птичка.

П: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Д: Это птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

П: Послушайте тему Птички ещё раз, определите и покажите её инструмент. К какой группе инструментов относится флейта?

Д: К деревянным духовым. У неё очень звонкий, лёгкий тембр.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «Флейта».

На экране Петя, Кошка, Дедушка, Волк

П: Послушайте и определите, кому из героев сказки принадлежит эта тема?

Дети слушают музыку, анализируют.

П: Покажите, жестами, движениями этого героя сказки.

Дети под музыку изображают кошку.

П: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Эта музыка мягкая, как поступь кошки.

П: Правильно, а особую грацию этой кошке придаёт звучание кларнета, его мягкий тембр. В каком регистре звучит этот инструмент?

П: К какой группе инструментов он относится?

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

П: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

Дети слушают музыку, анализируют.

П: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?

Д: У него «крякающая» мелодия и немного «гнусавый» тембр.

П: К какой группе инструментов относится гобой?

Д: К деревянным духовым.

Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, регистрах и тембрах, о героях сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк». Сейчас проверим, кто из вас был самый внимательный. Тот, кто правильно выполнит тест, получит приглашение на музыкальный спектакль «Гадкий утёнок».

( Приложение № 1. Тест)

Подведение итогов занятия

П: Какую сказку мы сегодня слушали? Кто автор музыки? С какими регистрами и тембрами мы познакомились, благодаря встрече с инструментами симфонического оркестра и сказочными образами? (Приложение № 2. Интерактивный плакат).

Давайте оценим вашу работу на уроке с помощью таблицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *