Что такое регламентация медицинской деятельности
Нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских работников (иерархия законодательных актов, их многообразие и соотношение)
Опубликовано в журнале:
« Практика педиатра » № 2, 2020
М.И. Сироткина, юрист
Ключевые слова: медицинский работник, законодательные акты, федеральный закон, деятельность медицинских работников, права и обязанности медицинских работников
Keywords: medical worker, legal acts, laws, medical workers rights, medical workers obligations, medical workers activity
Резюме. В статье содержится информация об основных правах и обязанностях медицинских работников, нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность, особенностях их применения.
Summary. The article contains information on the basic rights and obligations of medical workers, legal acts that regulate their activities, and features of its application.
Основным документом, определяющим отношения, которые возникают в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, а также права и обязанности медицинских работников, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Согласно п. 13 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В своей деятельности медицинский работник руководствуется положениями указанного Федерального закона, а также рядом подзаконных нормативных актов и разработанными в соответствии с законодательством РФ в сфере здравоохранения медицинскими стандартами и клиническими рекомендациями.
Медицинские работники осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
Медицинские работники обязаны (ст. 73 Закона № 323-ФЗ):
Дополнительно медицинские работники следуют положениями Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации, принятого Первым национальным съездом врачей Российской Федерации (г. Москва, 5 октября 2012 г.). В преамбуле Кодекса сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу (проект Кодекса разработан НП «Национальная медицинская палата» и прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ).
В ст. 37 Закона № 323-ФЗ указано, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
Клинические рекомендации
Новые клинические рекомендации будут вводиться постепенно, но работа над ними должна быть завершена до 31 декабря 2021 г.
Действующие в настоящее время клинические рекомендации (протоколы лечения) будут применяться до их пересмотра, но не позднее 31 декабря 2021 г.
В справке Государственно-правового управления на сайте Кремля говорится, что изменения, внесенные в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направлены на установление нового подхода к применению клинических рекомендаций при оказании гражданам медицинской помощи.
Согласно Федеральному закону клинические рекомендации станут основой для оказания медицинской помощи и будут обязательными к применению. Клинические рекомендации представляют собой документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты применения медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.
По сути, клинические рекомендации описывают процесс лечения больного и являются методологическим сводом правил для медицинского работника.
Федеральным законом определено, что разрабатываться и утверждаться клинические рекомендации будут медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний, состояний), перечень которых должен сформировать Минздрав России. Пересматриваться клинические рекомендации должны не реже одного раза в три года (по мере появления новых данных о методах исследования, диагностики и лечения, новых лекарственных препаратов и медицинских изделий и т.д.).
Клинические рекомендации подлежат рассмотрению особым органом – Научно-практическим советом, сформированным из представителей подведомственных Минздраву России научных, образовательных и медицинских организаций.
Научно-практический совет будет принимать решение об одобрении, отклонении клинических рекомендаций или направлении их на доработку. Обязанность по созданию совета, утверждению положения о нем и утверждению состава совета возлагается на Минздрав России.
Помимо этого Минздравом России должны быть утверждены, в частности, критерии принятия Научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении клинических рекомендаций или направлении их на доработку, порядок и сроки разработки и пересмотра клинических рекомендаций, требования к составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации.
Федеральным законом также устанавливается порядок действий членов профессиональной медицинской организации при разработке клинических рекомендаций в случае возникновения конфликта интересов (при наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов). Аналогичные требования распространяются и на членов Научно-практического совета при принятии им соответствующих решений.
Согласно письму Минздрава России от 06.10.2017 г. №17-4/10/2-6989 «О клинических рекомендациях (протоколах лечения) по вопросам оказания медицинской помощи» предлагается использовать клинические рекомендации (протоколы лечения), размещенные на официальном сайте Минздрава России в разделе «Полезные ресурсы», подраздел «Электронный рубрикатор клинических рекомендаций» (http://cr.rosminzdrav.ru/) в практической деятельности, и довести указанную информацию до сведения всех медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Стандарты медицинской помощи
Стандарты медицинской помощи – это требования к оказанию медицинской помощи медицинскими организациями применительно к определенным видам медицинской помощи и к конкретным болезням.
По сути, стандарты задают рамки, внутри которых врач принимает решение о том или ином действии по отношению к больному.
В соответствии со ст. 39 Закона № 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
К ранее принятым (до 2011 г.) стандартам медицинской помощи такие требования не предъявлялись, в силу чего старые стандарты не соответствуют современным требованиям. Кроме того, Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. № 1664н, из чего можно заключить, что старые стандарты медицинской помощи разработаны на основании недействующей Номенклатуры медицинских услуг.
Главным же противоречием является то, что стандартам медицинской помощи нового поколения придан статус нормативных правовых актов: они утверждаются приказом Минздрава России, проходят государственную регистрацию в Минюсте России и подлежат официальному опубликованию. Старые стандарты не регистрировались Минюстом РФ и официально не публиковались.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Верховный Суд РФ в решении от 09.04.2014 г. № АКПИ14-152 указал следующее. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Таким образом, стандарты медицинской помощи законодательством в сфере охраны здоровья отнесены к нормативно-правовым актам, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Этим же решением был признан недействующим приказ Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 г. № 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом», поскольку, являясь нормативным правовым актом, он не прошел государственную регистрацию в Минюсте России и не был официально опубликован. Мнение Минздрава, озвученное в суде, заключалось в том, что оспариваемый приказ является актом рекомендательного характера, не нуждается в государственной регистрации и не нарушает прав граждан. Однако с этим мнением Верховный Суд РФ не согласился.
Минздрав России обжаловал решение в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, в результате было принято определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.07.2014 г. № АПЛ14-302. Апелляционная коллегия оставила без изменения решение Верховного Суда РФ, указав, что, поскольку при издании приказа Минздравом не были соблюдены правила введения в действие нормативного правового акта, установленные Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, оспариваемый нормативный правовой акт обоснованно признан судом первой инстанции недействующим.
Исходя из приведенного судебного мнения, можно заключить, что Минздрав России считает принятые им до 2012 г. стандарты медицинской помощи рекомендательными документами, не являющимися нормативными правовыми актами, т.е. не устанавливающими правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц.
Верховный Суд РФ (решения которого обязаны учитывать в своей практике все суды общей юрисдикции) относит принятые Минздравом России до 2012 г. стандарты медицинской помощи к нормативным правовым актам, при принятии которых Минздравом не был соблюден порядок введения их в действие.
Разность позиций ставит медицинские организации в затруднительное положение. Минздрав России не отменяет принятые им ранее стандарты медицинской помощи и считает их хоть и не обязательными, но рекомендуемыми к применению. В то же время применение любого старого стандарта может в любой момент быть обжаловано в суд, который с большой долей вероятности признает документ недействующим.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Стандарты медицинской помощи, принятые до 2012 г., не обязательны к применению. Минздрав России считает их всего лишь рекомендательными, Верховный Суд РФ считает, что они вообще не должны применяться как не вступившие в законную силу ввиду нарушения порядка введения их в действие (http://www.primma.ru/index.php/nb/896-2016-pravovie-aspecti-otsutstvie-standarta).
В настоящее время существуют различные медицинские стандарты, например: Стандарт первичной медико-санитарной помощи при приостановившемся кариесе и кариесе эмали; Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях легкой степени тяжести; Стандарт первичной медико-санитарной помощи при кандидозе кожи и ногтей и др.
Главный вопрос в том, действительно ли стандарты соблюдаются всеми российскими медицинскими учреждениями. Как свидетельствует практика, ответ на этот вопрос отрицательный. В каждом 12-м случае оказания медицинской помощи неисполнение действующих стандартов приводит к негативным экономическим последствиям или неблагоприятным последствиям для жизни и здоровья больного. Это происходит потому, что для некоторых медицинских организаций выполнять стандарты в полном объеме в принципе невозможно в силу отсутствия на это финансовых средств. Кроме того, стандарты на сегодняшний день не охватывают всех этапов оказания медицинской помощи, так как многие из них были созданы много лет назад (https://brace-lf. com/informaciya/farmatsevticheskoe-i-meditsinskoe-pravo/889-sootnoshenie-standartov-meditsinskoj-pomoshchi-i-klinicheskikh-rekomendatsij).
Критерии оценки качества медицинской помощи
Приказом Минздрава России от 07.07.2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» изначально были утверждены критерии оценки качества медицинской помощи (https:// dzhmao.admhmao.ru/).
Далее приказом Минздрава России от 15.07.2016 г. № 520н были утверждены новые критерии качества. Они впервые были представлены по группам заболеваний (состояний). Из 21 класса МКБ-10 были представлены заболевания из 13 классов. Критерии перечисляют медицинские услуги с оценкой выполнения «да»/«нет», т.е. с использованием двоичной системы оценки. Предполагалось введение критериев с 1 июля 2017 г.
Однако 10 мая 2017 г. был утвержден новый приказ Минздрава России № 203н, в котором конкретизированы критерии оценки качества медицинской помощи по 18 группам заболеваний (состояний) и условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
Указанный приказ отменил предшествующий приказ № 520н и вступил в силу 1 июля 2017 г.
Структура приказов № 520н и № 203н (3 раздела):
В общем виде список критериев оценки качества медицинской помощи включает:
Ограничения для медицинских работников
В заключение следует отметить, что в соответствии со ст. 74 Закона 323-ФЗ медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:
За нарушения указанных требований медицинские работники несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Особенности регулирования труда медицинского работника: рабочее время
Трудовая деятельность работников здравоохранения связана с большим физическим и эмоциональным напряжением, необходимостью в ряде случаев работать в тяжелых и опасных для жизни и здоровья условиях. Это и определяет некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений в данной сфере деятельности: дополнительные требования при заключении трудового договора, льготный режим рабочего времени и времени отдыха, особые правила работы по совместительству и др. Помимо общих положений Трудового кодекса РФ на медицинских работников распространяются положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ряда других подзаконных нормативных правовых документов. Основным же документом, регламентирующим работу медицинского работника, является заключаемый с работодателем трудовой договор.
Продолжительность рабочего времени
Законодатель закрепил особое правовое регулирование труда медицинских работников, в т. ч. путем установления для них сокращенной продолжительности рабочего времени (ч. 5 ст. 92 и ч. 1 ст. 350 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)), с учетом положений ст. 251 и 252 ТК РФ, предусматривающих возможность установления особенностей правового регулирования для отдельных категорий работников в связи с характером и условиями труда. Эти меры направлены на компенсацию для указанной категории работников неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан и принцип равенства, закрепленные в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Напряженность трудового процесса, присущая медицинской деятельности, медицинским работникам всегда компенсировалась сокращенной продолжительностью рабочего времени и предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Поэтому для всех медицинских работников ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 ч в неделю. Для отдельных категорий медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» (далее – Постановление № 101) в соответствии с Перечнями должностей установлена продолжительность рабочего времени – 36, 33, 30 или 24 ч в неделю. Для тех наименований должностей медицинских работников, которые не вошли в указанные Перечни, продолжительность рабочего времени регулируется ст. 350 ТК РФ.
Следует обратить внимание на то, что не все работники в медицинской организации относятся к категории медицинских работников. Например, это административно-хозяйственный персонал, которым устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени – 40 ч. Одновременно следует учесть, что продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого соглашения и коллективного договора по результатам специальной оценки условий труда.
Для определения тех, кто относится к категории «медицинский работник», необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Согласно ст. 2 закона «медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или оное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».
Далее возникает вопрос: а что же такое медицинская деятельность? Ответ также содержит ст. 2 Закона № 323-ФЗ: «медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
Приказом Минздрава России от 25.07.2011 № 801н утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, в которой содержатся как должности работников, подлежащие замещению лицами с высшим (средним) медицинским образованием, так и должности работников, подлежащие замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием. Таким образом, в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкцией, осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, которой придает этому понятию ст. 2 Закона № 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.
Что касается руководителей медицинских организаций и руководителей их структурных подразделений, то в случае, если в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции, они осуществляют медицинскую деятельность, они также могут быть отнесены к категории медицинских работников.
В соответствии с п. 1 приложения 2 к Постановлению № 101 врачи лечебно-профилактических организаций, учреждений: поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов при проведении исключительно амбулаторного приема больных имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.
Согласно ст. 33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная врачебная и специализированная медико-санитарная помощь оказываются врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в т. ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь. Данный вид медицинской помощи оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Таким образом, в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи врачи терапевты участковые, хирурги, неврологи, оториноларингологи, офтальмологи и другие кроме амбулаторного приема больных осуществляют профилактические осмотры, диспансеризацию, помощь на дому, санитарно-просветительную и другую профилактическую работу, следовательно, они не могут вести исключительно амбулаторный прием больных и не имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.
В связи с этим, часть рабочего времени врачей в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи населению, равномерно по дням недели, выделяется на указанные виды работ, исходя из 39-часовой продолжительности их рабочей недели.
Врачу – стоматологу-хирургу, врачу – челюстно-лицевому хирургу лечебно-профилактических организаций, учреждений может устанавливаться 33-часовая рабочая неделя, если их должностными обязанностями не предусматривается проведение иной работы, а именно: проведение занятий по повышению квалификации медицинского персонала, участие в проведении диспансеризации, занятие другой санитарно-профилактической работы, организации лечения на дому. Врачам – стоматологам-хирургам и врачам – челюстно-лицевым хирургам, работающим в стационарах, устанавливается 39-часовая рабочая неделя.
Суммированный учет рабочего времени
В соответствии с действующим трудовым законодательством в организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусматривается возможность введения суммированного учета рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Медицинские организации, имеющие стационары, оказывают населению медицинскую помощь не зависимо от времени суток и дней недели, поэтому медицинским работникам в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени или сменный режим работы для осуществления ими дежурства в вечернее и ночное время, в воскресные и праздничные дни в соответствии с утвержденным графиком работы.
При суммированном рабочем времени продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за конкретный учетный период времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории медицинских работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Использование суммированного рабочего времени основано на том, что установленная действующим законодательством продолжительность рабочей недели обеспечивается графиком в среднем за учетный период. Установленная графиком ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может в определенной степени отклоняться от установленной нормы рабочих часов. При этом появляющаяся недоработка (переработка) должна быть скорректирована в установленный учетный период (месяц, квартал и др. периоды). Количество рабочих часов по графику должно равняться количеству рабочих часов согласно установленной норме за этот период. Учетный период не может превышать один год, а для рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца (ч. 1 ст. 104 ТК РФ).
Организация сменной работы
Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Применительно к медицинским организациям работодатель (главный врач) или уполномоченное им лицо обязан вести графики работ медицинских работников.
В медицинских организациях, имеющих стационары, работники чередуются по сменам равномерно и, как правило, переход из одной смены в другую производится через каждую неделю в часы, определенные графиком сменности. Что касается работников амбулаторно-поликлинических медицинских организаций, то они переходят из смены в смену через день.
Рациональная организация амбулаторно-поликлинической помощи населению во многом зависит от правильно составленных графиков, которые являются составной частью плана работы поликлиники и ее структурных подразделений. Ими регламентируется время начала и окончания ежедневной работы, количество и продолжительность рабочих смен, их чередование и календарь выходных дней медицинского персонала. Графики составляются на определенный учетный период по структурным подразделениям, группам персонала (врачебный, средний, младший и т.д.) и по каждой занятой должности (основной, совмещаемой и замещаемой, совместительство) раздельно.
Длительность смены (продолжительность работы в течение дня) в различные дни недели может отклоняться от установленной продолжительности рабочего дня, но сумма продолжительности всех смен за месяц обязательно должна соответствовать месячному балансу рабочего времени. Длительность одной смены не должна превышать 12 часов. Продолжительность перерыва между сменами не может быть меньше двойной продолжительности рабочей смены. Количество выходных дней в месяц у каждого работника должно соответствовать количеству выходных дней, предусмотренных по календарю. В графиках необходимо отражать регистрируемые виды работ, выполняемые врачом: прием в поликлинике, в том числе – диспансерный, посещения на дому, и другая профилактическая работа.
Графики сменности доводятся до сведения работника. Как правило, не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.
Время переодевания перед началом и после окончания рабочего дня (смены) не входит в учет рабочего времени.
Перерывы для отдыха и питания
В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) медицинскому работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Однако, на тех работах, где по условиям труда предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и питания в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Данная норма применима и для медицинских работников, имеющих как 6,5-часовой так и более сокращенный рабочий день.
Для медицинских работников, работающих на станциях (отделениях) скорой медицинской помощи, где установить точное время для приема пищи и отдыха невозможно, в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается приблизительное время, например, с 13.00 до 16 часов. Аналогичный подход используется в правилах внутреннего трудового распорядка и для водителей скорой медицинской помощи.
Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней
Согласно ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час как для работников с нормальной продолжительностью рабочего времени, так и для тех, кто работает на условиях сокращенного рабочего времени (в т. ч. это касается медицинских работников), независимо от основания его сокращения. Однако, следует помнить, что продолжительность работы в ночное время (в т. ч. и медицинским работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени) уравнивается с продолжительностью работы в дневное время (т. е. продолжительность работы (смены) в ночное время на один час не сокращается) в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список этих работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Если нерабочий праздничный день следует после выходного дня, то рабочий день, предшествующий этому выходному дню, не подлежит сокращению. Если на неделю приходится предпраздничный день, норма рабочего времени на этой неделе соответственно корректируется. Это правило применяется как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Основной формой компенсации переработки в предпраздничный день в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), является предоставление работнику дополнительного времени отдыха. Компенсация такой переработки должна быть предусмотрена в графике сменности. Если в организации этот вопрос не урегулирован графиком сменности или коллективным договором, то дополнительное время отдыха предоставляется по соглашению сторон. Замена переработки оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, допускается лишь с согласия работника.
Дежурства медицинских работников, в том числе на дому
Трудовая функция по дежурству медицинских работников, выполняемая за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, аналогична трудовой функции по дежурству медицинских работников, выполняющихся по графику.
В соответствии с нормами ТК РФ трудовая функция работника должна быть определена в трудовом договоре. Любые работы, являющиеся дополнением к ней, также должны найти отражение в трудовом договоре. Исходя из этого принципа, можно прийти к выводу, что дополнительные виды работ, указанные, в частности, в подпункте «ж» п. 2 постановления Минтруда России от 30.08.2003 № 41 могут быть оформлены либо как совмещение профессий (должностей), либо как совместительство, например, внутреннее, при наличии должностей в штатном расписании медицинской организации.
Как, указывалось выше, дежурства медицинских работников являются специфической работой и, безусловно, должны быть оформлены в рамках трудового договора. В таком случае заработная плата за дежурства также должна входить в средний заработок медицинских работников.
Однако, надо иметь в виду, что в соответствии с ТК РФ любая дополнительная работа или вид работы производится только с согласия самого работника. Например, часто задают вопрос о правомочности привлечения врачей амбулаторно-поликлинических подразделений больничных учреждений, диспансеров, родильных домов и др. к дежурствам в стационарах. Такие дежурства возможны только с личного согласия самого работника и, если такие функции записаны в должных обязанностях медицинского работника.
Что касается привлечения медицинских работников, работающих в стационарах, к дежурствам по стационару, то такие функции также должны быть учтены в должностных обязанностях работника.
Руководитель медицинской организации может в пределах своих полномочий утвердить норму нагрузки работнику.
В 2013 г. в ст. 350 ТК РФ были внесены изменения, которые устанавливают, что в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.
К данному виду деятельности медицинские работники привлекались и ранее, однако соответствующая норма была отменена в 2008 г., поскольку противоречила действующему трудовому законодательству, и до 2013 г. в законодательстве отсутствовало юридическое определение понятия дежурства на дому.
Но специфику деятельности медицинских работников никто не отменял, и медицинская организация обязана была оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме и обеспечивать бесперебойную работу организации в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, в том числе ликвидации аварий и др. Поэтому в 2011 г. последовало поручение Председателя Правительства РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ разработать проект федерального закона о внесении изменений в ТК РФ, закрепляющий особенности труда врачей и среднего медицинского персонала при осуществлении ими дежурства на дому.
В ст. 350 ТК РФ дается определение дежурства на дому – это пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).
Кроме того, устанавливается, что при учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому. Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Следует обратить особое внимание на то, что дежурства вводятся только с согласия работника.
Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются приказом Минздрава России от 02.04.2014 № 148н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому».
Медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.
Порядок учета времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно устанавливается локальным нормативным актом по согласованию с представительным органом работников.
Работодатель обязан вести учет времени пребывания работника дома в режиме ожидания вызова на работу, времени, затраченного на оказание медицинской помощи, и времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно в случае вызова его на работу во время дежурства на дому.
Врачу установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 39 ч в неделю. В медицинской организации для него установлен режим работы, предусматривающий оказание медицинской помощи на рабочем месте в течение 29 ч в неделю и дежурство на дому (врач должен находиться в готовности к вызову на рабочее место) в течение 20 ч в неделю. В общей сложности продолжительность рабочего времени составит 49 ч в неделю. При этом 20 ч времени, затраченного на дежурство на дому, врачу учитывается как полчаса за каждый час дежурства (в т. ч. дежурство в ночное время), т. е. продолжительность учтенного рабочего времени в сумме составит те же 39 ч, что и при обычном режиме работы. Если же во время дежурства на дому врача вызвали на работу на 3 ч, то оставшееся время дежурства на дому сокращается на 6 ч, с тем, чтобы сумма составила 39 ч.
Профсоюз работников здравоохранения РФ на протяжении полугода принимал активное участие в рабочей группе при комитетах Государственной Думы по труду, социальной политике и инвалидов, охраны здоровья при подготовке проекта закона. Профсоюз предлагал устанавливать медицинским работникам с их согласия дежурства на дому за пределами, установленной для конкретного работника продолжительности рабочего времени, а продолжительность этого дежурства не должна превышать месячной нормы рабочего времени за учетный период, установленной работнику. Кроме того, Профсоюз предлагал, в случае вызова медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, на работу время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования от дома до места работы и обратно, оплачивать в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы с учетом всех установленных ежемесячных надбавок и доплат. Однако, предложения Профсоюза не нашли поддержки у депутатского корпуса и представителей министерств здравоохранения и финансов РФ.
После внесения изменений в ст. 350 ТК РФ медицинским работникам с их согласия может устанавливаться дежурство на дому в виде пребывания дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме) в пределах нормы рабочего времени.
К чему же привело на практике применение нормы ст. 350 Кодекса?
При учете фактически отработанного медицинским работником времени, время дежурства на дому учитывается в размере 1/2 ч рабочего времени за каждый час дежурства на дому. В результате медицинские работники в данной ситуации фактически работают в режиме удлиненного рабочего дня, что противоречит трудовому законодательству в части соблюдения нормы рабочего времени.
Данные обстоятельства влекут за собой нежелание работников осуществлять дежурства, увеличивая тем самым напряженность психологического климата в коллективах, медицинские работники отказываются дежурить в пределах нормы рабочего времени.
В целях обобщения сложившейся практики реализации ст. 350 Трудового кодекса РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому ЦК Профсоюза провел мониторинг оформления и оплаты указанных дежурств.
Результаты мониторинга показали, что из-за недостаточной укомплектованности врачебными кадрами (а также нехватки штатных должностей) осуществлять дежурство на дому в пределах установленной нормы рабочего времени, как это предусмотрено в законе, достаточно проблематично, а в ряде случаев – невозможно (на это указали 20 региональных организаций Профсоюза). При этом практика оформления и оплаты дежурств на дому не носит единообразный характер.
Существующая система дежурств на дому в пределах нормы рабочего времени носит фактически добровольно-принудительный характер, а при наличии только одного или двух специалистов, превращается в круглосуточные дежурства. В большинстве случаев дежурства на дому осуществляются за пределами нормы рабочего времени, оплата при этом осуществляется либо как сверхурочная работа, либо как работа по совместительству, либо в виде компенсационных выплат. При этом руководители медицинских организаций поставлены в жесткие рамки ст. 99 ТК РФ, предусматривающей ограничения для привлечения работников к сверхурочным работам – 120 ч. На практике время работы, осуществляемой в форме дежурств на дому, значительно превышает эту норму.
В связи с этим, ЦК Профсоюза вновь обратился в Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением вновь вернуться к обсуждению вопроса по реализации ст. 350 ТК РФ в части осуществления медицинскими работниками дежурств на дому.