Что такое реконструкция дороги автомобильной
реконструкция дороги
3.28 реконструкция дороги : Комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно-эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию. Включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных уклонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкции дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечений и примыканий и т.д. Технология производства работ аналогична технологии строительства дороги.
Смотреть что такое «реконструкция дороги» в других словарях:
Реконструкция дороги — увеличение ее пропускной и несущей способности путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений. Реконструкцию дороги выполняют, как правило, с… … Строительный словарь
Реконструкция дороги — Увеличение ее пропускной и несущей способностей путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений, как правило, с переводом в более высокую… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Реконструкция — Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реконструкция железной дороги — Усиление пропускной способности железной дороги с сохранением функций основной деятельности без изменения категорийности. Источник: СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛИНИИ — капитальное переустройство всей жел. дор. линии, вызванное несоответствием ее новым условиям работы тр та и современной технике или необеспеченностью в потребной пропускной и провозной способности дороги. К Р. л. относятся след. работы: 1)… … Технический железнодорожный словарь
Реконструкция городского поселения — Застройка земельного участка, строительство, реконструкция здания, строения, сооружения, улицы, дороги, объекта транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство на сложившейся селитебной, производственной, ландшафтно рекреационной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реконструкция автомобильной дороги — 3.87 реконструкция автомобильной дороги : Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги, либо влекущий за собой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реконструкция автомобильной дороги — 9) реконструкция автомобильной дороги комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение … Официальная терминология
Реконструкция Сплитского порта 1580-1592 — Гавань Сплита (наши дни) Реконструкция Сплитского порта перестройка морского порта в городе Сплит (ныне Хорватия), произведенная в 1580 1592 годах по проекту коммерсанта из Португалии Даниэля Родригеса на средства Венецианской республики. Имела… … Википедия
Реконструкция Сплитского порта 1580—1592 — Гавань Сплита (наши дни) Реконструкция Сплитского порта перестройка морского порта в городе Сплит (ныне Хорватия), произведенная в 1580 1592 годах по проекту … Википедия
ПОНЯТИЕ О РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГИ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ
ОТВЕТЫ
Однозначного определения термина «реконструкция автомобильных дорог» нет, и под ним понимают широкий перечень мероприятий и работ, связанных с улучшением и совершенствованием дорог. В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, переоборудование, усовершенствование, упорядочение или восстановление чего-либо по сохранившимся данным и описаниям.
За рубежом (по классификации Всемирного банка) мероприятия и работы по совершенствованию автомобильных дорог разделяются на:
§ капитальный ремонт – выборочное, на отдельных участках восстановление поперечного профиля дорожного покрытия, земляного полотна, улучшение системы водоотвода, усиление искусственных сооружений;
§ реконструкция – обновление дорожной одежды с использованием существующего земляного полотна без изменения трассы, восстановление искусственных сооружений;
§ восстановление – сочетание элементов капитального ремонта и реконструкции больших объемов;
§ перестройка – уширение дороги, улучшение ее прохождения на местности в плане и продольном профиле, сопровождающееся постройкой новых участков дорожной одежды, искусственных сооружений.
В соответствии с действующей «Классификацией работ по ремонту и содержанию» автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Федерального дорожного департамента № ИС-5-р от 03.01.2002 , в России:реконструкция автомобильных дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений (в том числе изменение их геометрических параметров и грузоподъемности), благодаря которым увеличивается пропускная способность и повышается безопасность движения.
Реконструкция дороги, как правило, обеспечивает возможность перевода ее в более высокую техническую категорию, однако, может существенно повысить технические параметры и эксплуатационные показатели и без изменения категории дороги.
Для более четкого представления, что же такое реконструкция, необходимо оценить ее место в системе дорожных работ. Здесь дорожная терминология различает следующие основные понятия:
Ремонт автомобильных дорог – это комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и земляного полона, восстановлению изношенных конструкций дорожных сооружений или их замене на более прочные, а также работ по организации и безопасности движения, в результате которых восстанавливаются эксплуатационные показатели ремонтируемых дорог, сооружений на них и обеспечиваются требуемые условия движения.
Решение задачи повышенияэксплуатационных показателей «возлагается» на реконструкцию дороги. Работы, выполняемые при реконструкции, имеют более сложный и объемный характер, чем при ремонте.
Однако, по объемам и перечню работ границы между понятиями «ремонт» и «реконструкция» часто бывают весьма условными, так как повышение эксплуатационных характеристик дороги происходит и при капитальном ремонте. Нормативное законодательство в зарубежных странах также в настоящее время не дает однозначного понятия о реконструкции автомобильной дороги. Поэтому, для избежания путаницы в понимании ремонтных работ и реконструкции необходимо рассмотреть некоторые уточнения.
Весь вопрос в терминологии и сущности противоречия в противопоставлении ремонта и реконструкции заключается в том, что за время эксплуатации дороги складывается ситуация, когда изменяется сам технический уровень проекта, по которому была построена рассматриваемая дорога, удовлетворявший в то время требованиям (постоянные параметры и транспортно-эксплуатационные показатели) к автомобильной дороге той же категории. Как минимум за 20 – 25 лет после строительства технический проект соответствующей категории дороги изменяется очень значительно, устаревает морально, поэтому этот момент должен учитываться в классификации видов реконструкции.
Таким образом, реконструкция автомобильной дороги – это перестройка всех или отдельных элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна, искусственных сооружений, систем водоотвода, инженерного оборудования, обустройства, зданий и сооружений с улучшением ее показателей до технического и морального состояния, учитывающего современные требования потребителя и прогноз состояния на средний срок службы для дорог этой категории.
Реконструкция дорог, как правило, не дает прироста протяженности дороги. Наоборот при полной реконструкции протяженность ее обычно несколько сокращается.
Целесообразно выделить частичную и полную реконструкцию.
Частичная реконструкция – перестройка отдельных элементов автомобильной дороги на отдельных участках без изменения трассы и без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении.
Частичная реконструкция чаще всего применяется в случаях, когда:
§ интенсивность движения равна или несущественно выше расчетной, но на отдельных участках скорость движения, безопасность или допустимая нагрузка не отвечают возросшим требованиям;
§ отсутствуют финансовые возможности для коренного переустройства дороги или экономически нецелесообразно осуществлять полную реконструкцию.
Полная реконструкция – перестройка всех элементов автомобильной дороги на всем протяжении с возведением новых конструкций при изменении прохождения оси трассы на отдельных участках.
Полная реконструкция применяется, в основном, при увеличении интенсивности движения более, чем в 1,5 раза по сравнению с расчетной и ожидается ее дальнейший рост.
Реконструкция I рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры современного нормативного документа соответствующего данной категории дороги.
Реконструкция II рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры более высокой категории дороги.
Реконструкция может проводиться для всех категорий автомобильных дорог, а вид реконструкции назначается в зависимости от данной и перспективной категории, перестраиваемых элементов и функционального назначения дороги (табл.1.1.).
Реконструкция дорожного полотна: методы оценки и выполнения работ
Реконструкция дорожного полотна – работа, связанная с перестройкой дороги отдельного участка, улучшением ее эксплуатационных свойств. Реконструированию предшествуют штатная эксплуатация и ремонт дорожных покрытий. Когда степень разрушения асфальта превышает допустимые нормы, разрабатывается проект по его реконструкции.
Перед началом работ над проектом оценивается состояние дороги. В зависимости от степени износа применяется тот или иной способ реконструирования. О том, как проектируется и проходит реконструкция дорожного полотна, вы узнаете из нашего материала.
Необходимость реконструкции дорожного полотна
Процесс эксплуатации автомобильных дорог и дорожных конструкций представляет собой многолетнее и многократное воздействие, создающееся практически непрерывным потоком автотранспорта. Свою лепту также вносят неблагоприятные климатические факторы.
Из-за этого, в дорожном полотне и элементах сооружений происходит накопление усталостных и остаточных деформаций, приводящих к разрушениям. Возрастающие факторы − интенсивность движения, процент больших грузовиков в общем транспортном потоке и осевая нагрузка – ускоряют этот процесс.
Несмотря на большие объемы ремонтных работ, выполняемых дорожно-эксплуатационными службами, они все же не успевают за быстро растущим износом дорожных конструкций и физическим устареванием автомагистралей.
С другой стороны, присутствует и моральное устаревание, ведь в наше время гораздо быстрее меняются критерии оценки качества, относящиеся к автомобилям в целом и, в частности, к их динамическим свойствам, комфорту водителей и пассажиров в поездке, и поэтому необходимо постоянно совершенствовать геометрические параметры, транспортно-эксплуатационные характеристики автодорог, их обустройство.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем, что требования к магистралям и их фактическое состояние абсолютно не соответствуют друг другу. К тому же на обслуживание и ремонтные работы выделяется меньше средств, чем необходимо. Результатом этого является откладывание работ на более поздние сроки, частичный и не очень качественный ремонт дорожного покрытия.
Как следствие всех указанных причин, однажды приходит время, когда возросшие требования к транспортным и эксплуатационным характеристикам дорог не могут быть реализованы с помощью обычных мероприятий по обслуживанию автотрасс, выполняемых дорожно-эксплуатационной службой.
И здесь уже необходимо значительно улучшать геометрические параметры магистрали, увеличивать прочность и износостойкость многослойного дорожного покрытия, модернизировать искусственные сооружения, инженерные конструкции, оборудование, то есть фактически полностью реконструировать дорогу.
Реконструкция дорожного полотна на автотрассах и магистралях – на сегодняшний день это самая актуальная и насущная задача.
Основные методы оценки состояния дорожного полотна
Специалистами разработаны и применяются разные методики, позволяющие оценить состояние дорожного полотна: первый, когда сравнивают технические параметры и характеристики, второй подразумевает сравнение технических параметров и транспортно-эксплуатационных показателей.
Согласно этой методике сравнивают технические параметры и физические характеристики, имеющиеся по факту, с теми, что требуются, обозначены в нормативных документах, или в проекте. Если разница между фактическими значениями и нормативными (требуемыми) превышает допустимые пределы, необходимо проводить ремонт или реконструкцию дорожного полотна.
Этот метод позволяет очень просто оценить состояние дороги и принять решение о проведении мероприятий по реконструкции.
Впрочем, здесь имеются существенные недостатки. Имеющиеся методические пособия предлагают сравнивать от 10-15 до 40 разных критериев дорожного покрытия, и нет единого подхода к оцениванию полученных данных.
Также надо сказать о другом, еще более важном недостатке. Если оценивать состояние дорожного полотна только по соответствию различных критериев значениям, указанным в нормативных документах, то по полученным данным трудно судить о реальных потребительских свойствах дороги. Оценка получается косвенной, предположительной.
Данные технологии позволяют оценить состояние автодороги, опираясь на основные транспортно-эксплуатационные показатели, технические критерии и характеристики. В этом случае дорожное полотно обследуют не как обычное инженерное, а как инженерно-транспортное сооружение, предназначенное для того, чтобы обеспечивать безопасное и комфортное передвижение транспорта на высоких скоростях и с установленной нагрузкой.
Эти методы используют два термина: ТЭС АД – транспортно-эксплуатационное состояние автодороги – это система, объединяющая технические и эксплуатационные параметры и характеристики общего направления, а также, относящиеся к инженерному оборудованию и обустройству; ТЭП АД – транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, определяющие состояние объекта, как транспортной магистрали, и характеризующие ее в соответствии с назначением.
Показатели непрерывности, скорости, комфорта, безопасности участников движения, пропускной способности, уровня нагрузки, допустимых габаритов, осевой нагрузки и общей массы транспорта считаются транспортно-эксплуатационными (ТЭП АД). К этой же группе относят критерии, характеризующие экологический и эстетический уровень дороги.
Суть этой простой методики состоит в определении фактических значений (в абсолютном или относительном выражении) транспортно-эксплуатационных параметров и технических показателей и сравнении их с цифрами, указанными в нормативной документации. Полученные данные позволяют оценить состояние дорожного полотна и составить план ремонтных работ. Комбинированный метод работает со следующими показателями:
Кроме этих основных критериев предусмотрена оценка технических параметров и физических характеристик состояния дополнительных сооружений и элементов дороги (откосы, обочины, водоотводы). Мосты проверяют на соответствие грузоподъёмности. Преимуществом данного способа является то, что для оценки применяют технические параметры и характеристики, а также транспортно-эксплуатационные показатели или потребительские свойства.
Основной проблемой метода можно считать то, что все показатели и параметры нужно проверять отдельно в соответствии с нормативными требованиями. Поэтому итоговый документ может содержать от 20-ти до 80-ти значений в абсолютном или относительном выражении, демонстрирующих совпадение или отклонение от нормы. Все это приводит к затруднениям при анализе и формулировке выводов о соответствии автомагистрали принятым нормам и, как следствие, при выборе и назначении мер по реконструкции дорожного полотна.
Проектирование реконструкции дороги
Любое строительство начинается с создания проекта. Привлеченная проектная организация получает техническое задание от Министерства, ведомства или подведомственной организации, действующей по согласованию с ними. Разработке проекта предшествует изучение данных экономического исследования, технической документации, материалов дорожно-эксплуатационной службы с характеристиками существующей дороги. Проект соотносят с имеющимися планами развития дорог в данном регионе.
Изучив и проанализировав собранные документы, специалисты проектного бюро могут сделать выводы о том, целесообразно ли провести реконструкцию старой автотрассы или выгоднее строить новую.
В задании должны быть пункты с указанием направления дороги, начальной, конечной и промежуточных точек, условий пересечения или обхода городов/населенных пунктов, необходимых подъездов, съездов, категории проектируемой автодороги, очередности выполнения работ на разных участках.
ТЗ выдает и утверждает та же инстанция, которая будет принимать проект.
Проектировщики, в свою очередь, выполнив экономические изыскания, могут провести корректировку задания и изменить рекомендуемое направление дороги по всей длине и/или на отдельных участках, категорию реконструируемой трассы, тип дорожного покрытия.
Применение норм и технических условий при создании проекта согласуется с категорией, определенной в задании для реконструируемого объекта, учитывая так же допуски.
Проект реконструкции дорожного полотна обычно выполняется в 2 этапа. Если в задании определены два варианта изысканий – на участке, где проходит дорога, и на целинной земле (бывают также другие, очень сложные ситуации), разработка проектной документации выполняется в 3 этапа.
Число стадий указывается в техническом задании, если реконструируемая дорога имеет большую протяженность, оно может отличаться для разных участков.
В случае использования при проектировании данных, собранных для прошлых инженерных исследований, их необходимо внимательно проверить и привести в соответствие с изменившимся состоянием трассы, применяемыми строительными материалами и другими обстоятельствами, например, изменением ранее принятой категории.
Если условия существенно изменились плюс срок давности документации превышает пять лет, проводят новую серию изысканий.
При проектировании реконструкции автодороги необходимо предусмотреть возможности для сохранения передвижения по ней в период строительных работ местных, транзитных автомобилей и спецтехники любого типа. От решения этой проблемы зависит, какой вариант выберут проектировщики, реконструировать существующую дорогу или, если движение слишком интенсивное, закладывать строительство новой магистрали.
Виды реконструкции дорожного полотна
Частичная реконструкция – это модернизация сооружения и увеличение показателей автодороги с тем, чтобы улучшить ее транспортно-эксплуатационные характеристики в рамках определенных нормативов для этой категории дорог, не увеличивая при этом ширину насыпи и дорожного полотна в целом.
Применение частичной реконструкции оправдано, если:
Полная реконструкция – это коренная перестройка магистрали с целью перевода ее на более высокий уровень и обеспечение соответствия современным и будущим требованиям, предъявляемым к дорожному полотну.
Реконструкцию такого типа, предусматривающую расширение земляного полотна или устройство дополнительного, проводят, когда существующая дорога не справляется с интенсивностью движения, выросшей на 50 и более процентов относительно заданных показателей. Причем эти цифры постоянно растут.
Итак, реконструкцией называют частичную или полную перестройку автотрассы с целью улучшить ее транспортно-эксплуатационные показатели. Важно понимать, что проведение реконструкции не увеличивает, а даже немного сокращает протяженность дороги. Однако качество полотна, инженерных сооружений и техническое оснащение дороги заметно улучшается, следовательно, можно говорить о повышении транспортно-эксплуатационных показателей.
Способы реконструкции дорожного полотна
В том случае, когда оси реконструируемой автодороги и той, что будет реализована после реконструкции совпадают, а также изменения не коснутся красных отметок, выбор оптимального варианта перестройки из предлагаемых осуществляется после технико-экономического анализа ситуации.
Обычно реконструкция подразумевает выполнение:
Реконструкция существующего переходного покрытия из гравия и щебня состоит из следующих этапов: рыхление до уровня дна имеющихся ям и выбоин, выравнивание, уплотнение. Использование более современных материалов для укладки верхнего слоя позволяет добиться отличных результатов.
Рыхление и профилирование выполняют с помощью грейдерной техники, оснащенной кирковщиком, уплотнение – с помощью катков.
Если планируется уширение дороги, то необходимо предусмотреть обустройство с обеих сторон дорожного полотна таких элементов, как краевые полосы (по 0,75 м на дорожных полотнах I и II категории, 0,5 м, если III категория).
Зачастую реконструкция дорожного полотна выполняется по упрощенной схеме, когда новое покрытие укладывают поверх старого. При неблагоприятных климатических и геологических условиях (резкие перепады температур, болотистая местность и т.д.) слой старой дорожной одежды будет выполнять защитную функцию.
Что такое реконструкция дороги автомобильной
Статья 16. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог
1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) органом местного самоуправления городского поселения в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов городского поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского поселения;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
4) органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
5. В случаях реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких реконструкции, капитального ремонта и о возможных путях объезда.
6. В местах подходов автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к Государственной границе Российской Федерации могут устанавливаться пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Порядок установления и функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством о Государственной границе Российской Федерации. Требования к обустройству участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 9-ФЗ)