Что такое реквизиция и конфискация
национализации, реквизиции, конфискации.
Общим для институтов национализации, реквизиции и конфискации является тот факт, что они – основания прекращения права собственности, причем без учета волевого фактора, то есть не по желанию собственника. Но, несмотря на некоторую схожесть, данные основания значительно отличаются.
Едва ли не общераспространенным является мнение о том, что реквизиция и конфискация представляют собой две разновидности национализации[67]:
Такое представление о национализации основано лишь на сугубо национальных реалиях и не учитывает ни норм современного законодательства, ни иностранного опыта. Национализация четко отмежевывается от конфискации, по крайней мере, по признаку возмездности, ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государственную.
Об однозначном разграничении конфискации и национализации свидетельствуют также:
2) поставленные цели соответственно макроэкономические стабилизационные и индивидуальные, карательные) (ст.243 ГК РФ);
3) в результате конфискации имущество попадает в государственную собственность очищенным от любых обременений, в частности залоговых (п.2 ст.354 ГК РФ; ему противоречит норма п.2 ст.41 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[68].
Часть 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ определила национализацию как:
1) обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц;
2) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.
Кроме того, п.3 ст.242 ГК РФ устанавливает, что «лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества». Ничего подобного в случае национализации быть не может, если иное не будет предусмотрено специальным законом. Но согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий»[69] от 18 октября 1991 года, в котором дается указание на тот факт, что имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем, возврату, возмещению или компенсации не подлежит, так же включает в себя регрессивную норму: «Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома. имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой. «
Согласно общему правилу, национализация не влечет обременения права государственной собственности на национализированное имущество какими-либо правами требования бывшего собственника. Наконец, правовое регулирование реквизиции и конфискации осуществляется в настоящее время специальным законом. Аналогичного закона о национализации пока нет.[70]
Заключение.
В российском законодательстве еще много не урегулированных вопросов, относящихся к толкованию определенных норм, коллизий и не проработанности процедур введения некоторых способов и механизмов принудительного прекращения частной собственности, в частности.
Приведение в соответствие случаев принудительного прекращения права собственности с ч.3 ст.35 Конституции, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», а так же исключение коллизий норм Гражданского права и Земельного законодательства требуют глубокой разработки и анализа сложившегося в стране положения.
Наиболее сложным остается проблема принятия законов, регулирующих процедуры национализации и реквизиции.
Что касается национализации, то в Гражданском кодексе не указаны её причины. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества.
Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст.306 ГК. Однако ссылка на ст.306 ГК не полностью соответствует положениям ст.35 Конституции Российской Федерации о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения.
Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества. Те же вопросы относятся и к регулированию порядка реквизиции, так как пока единых требований нет.
Таким образом, институты реквизиции и национализация до сих пор остаются не полностью урегулированными, по причине чего наблюдаются частые нарушения прав собственников в сфере большой экономической выгоды, которые никак не компенсируются и восстанавливаются из-за отсутствия четких правовых норм.
Список использованной литературы.
1. Нормативные правовые акты:
· Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №137. 25.12.1993.;
· ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
· ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.;
· Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., часть I//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
· Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
· Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
· ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета. №134. 14.07.1999.;
· ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г., №102-ФЗ//Российская газета. №137. 22.07.1998.;
· Закон РФ от 18 октября 1991 г. №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября, 24 декабря 1993 г., 4 ноября 1995 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 9 февраля, 23 октября, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 1 июля 2005 г.) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. №44. 31.10.1991. 1428с.;
· Проект федерального закона №342362-3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)» //ИБ Консультант +: Российское законодательство;
· Письмо Правительства РФ от 23 мая 2003 г. №3430п-П5
«Официальный отзыв на проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.А.Томчиным» //Российские вести. №123. 10.06.2003.;
2. Научная литература:
· Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь. 3-5с.;
· Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 1-3с.;
· Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 35-40с., 65-70с.;
· Великовы и другие против Болгарии(Velikovi and Others v. Bulgaria)
(№43278/98 и др.)// ИБ Консультант +: Справочная информация;
· Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 4-7с.;
· Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 2-5с.;
· Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12-17с.;
· Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254-260с.,287-290с.;
3. Материалы правоприменительной практики:
· Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//Российская газета. № 176. 13.04.2005.
[1] См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003 №14. апрель. 2с. ;
[2] Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993//Российская газета. №237. 25.12.1993.
[3] См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.2с.;
[4] ФЗ от 25 декабря 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме
капитальных вложений»//Российская газета. №151. 14.01.2000. 23с.;
[5] ФЗ от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 26.06.2007)//Собрание
законодательства РФ. №28 12.07.1999. 349с.
[6]ФЗ от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 26.06.2007)//Собрание
законодательства РФ. №28 12.07.1999. 352с.;
[7]См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 12с.;
[8]См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254с.;
[11]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.3с.;
[12]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.
//Законодательство. 2006. №6. июнь.5с.;
[13] Декрет от 20 августа 1918г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»//СУ
РСФСР. 1918. №62 674с.
[14]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.//
Законодательство. 2006. №6. июнь.4с.;
[15] ФЗ от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»//Российская
[16] См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность
//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 3с.;
[18]ФЗ от 2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008)//Российская
газета. №30. 10.05.2008.;
[19]См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006.
[20]Проект федерального закона №342362-3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)» //ИБ Консультант +: Российское законодательство;
[22]См.: Письмо Правительства РФ от 23 мая 2003 г. N 3430п-П5
«Официальный отзыв на проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.А.Томчиным».
[23] Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 260с.;
[25] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
[26] Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[27] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
[28] Закон от 6 марта 1990 г. №1305-1 «О собственности в СССР»//Свод законов СССР. Т.1. 441с.;
[29]Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
[30] ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета.
[31] ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
[33] ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.;
[34] Декрет от 16 апреля 1920 г «О реквизициях и конфискациях»//СУ РСФСР. 1920. №12. 120с.;
[35] Декрет от 17 октября 1921 г «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и общества»// СУ
[36]Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[37]См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.
[38] Положение о военно-транспортной обязанности от 2 октября 1998г. №255-П//Российская газета. №32. 23.11.1998.;
[39] Приказ Минобороны России от 31 декабря 1999 г. №628//Российская газета. №44. 26.01.2000.;
[40] Декрет от 16 апреля 1920г. «О конфискациях и реквизициях»//СУ РСФСР. 1920. №29. 143с.;
[41] См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.4с.
[42] См.:Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12с.;
[43] ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
[44] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. №8.
[45] ГК РСФСР от 11 ноября 1922 г.//СУ РСФСР. 1922. №71. 904с.;
[46] Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике
Татарстан»//Российское законодательство. 1994г. №32. 12.09.1994;
[47] Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[48] Закон Республики Мордовия от 14 июня 1996 г. №24-З «Об иностранных инвестициях в Республике
Мордовия»//ИБ Консультант+:международное право.
[49] Закон Свердловской области от 22 ноября 1999 г. №31-ОЗ «О государственной казне Свердловской
области»// Свердловск-Вести. 1999. №34.;
[50] ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета.
[51] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых
вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//Российская газета. № 176. 13.04.2005;
[52] См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 257с.
[53] См.: Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 39с.;
[54]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь. 3с.;
[60] ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.
[61] Конституция РФ принята на внеочередной седьмой сессии ВС РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.//Свод законов РСФСР. 1988 г. Т. 1. 13с.;
[62] ФЗ от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//Российская газета. №250. 24.12.1994.;
[63]ФЗ от 9 января 1996 г №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 141,
[64] ФЗ от 30 марта 1999 г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»// «Собрание законодательства РФ», 05.04.1999, N 14, ст. 1650,
[65] ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.// «Российская газета», N 145, 30.07.1997.
[66]См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//ИБ Консультант+: Судебная практика
[67] Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь.5с.;
[68]ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ// Российская газета. №137. 22.07.1998
[69] Закон РФ от 18 октября 1991 г. №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября, 24 декабря 1993 г., 4 ноября 1995 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 9 февраля, 23 октября, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 1 июля 2005 г.) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. №44. 31.10.1991. 1428с.;
[70] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права.
Конфискация: что, у кого и как
В рамках борьбы с коррупцией в России буквально каждый месяц возникают новые дела против крупных чиновников и правоохранителей.
Следствие находит имущество и деньги, нажитые незаконным путем, и конфискует их в пользу бюджета. Собственности лишаются не только сами обвиняемые, но и члены их семей, друзья и знакомые.
С 2014 по 2018 год, по данным Международной организации по противодействию легализации и отмыванию капитала (FATF), у российских госслужащих изъяли 318,5 млрд рублей.
Что и на каком основании могут конфисковать?
В российском законодательстве есть два блока оснований для конфискации (обращения в доход государства) имущества:
— в порядке, предусмотренном Уголовным кодексом (по обвинительному приговору суда);
— в порядке исполнения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (по решению суда, рассмотревшего обращение органов прокуратуры).
В первом случае конфискация имущества грозит за должностные преступления, преступления коррупционной направленности, экономические преступления и ряд других. Если доказано, что имущество получено в результате преступных действий, его изымут в пользу государства. Это могут быть деньги (наличные и на счетах в банках), ценные бумаги, доли в уставном капитале, ценности, недвижимое имущество, любое движимое имущество и т.д. Подтверждением получения имущества в результате совершения преступления может быть в том числе невозможность подтвердить законность доходов, достаточных для приобретения выявленного имущества.
По закону о контроле за расходами конфискации подлежит имущество, которое стоит больше дохода госслужащего и его супруги или супруга за три года. Изъять могут земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных капиталах организаций) или денежную сумму, эквивалентную стоимости подозрительного имущества.
Закон напрямую не предусматривает, что можно конфисковать деньги, но после решения Никулинского районного суда Москвы об обращении в доход государства изъятых у бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко 8,5 миллиардов рублей создан прецедент, который может быть использован в дальнейшем по другим делам. Так что можно уже сейчас утверждать, что активы на счетах государственного служащего, его родственников или друзей, которые не подтверждены их доходами, являются предметом для обращения в доход государства.
У кого могут конфисковать?
В случае применения уголовно-правового механизма конфискации, после обвинительного приговора суда конфисковать имущество могут не только у осужденного и его родственников, но и у любых лиц и организаций, фигурировавших в деле (??), у которых нашли имущество, добытое преступным путем.
Из буквального толкования закона о контроле за расходами следует, что изъятию в доход государства подлежит имущество государственного служащего, его супруга и несовершеннолетних детей, если их расходы не соответствуют их общему доходу.
Но по факту в зоне риска даже знакомые госслужащих. Конституционный Суд в своих определениях (по жалобам Захарченко Д.В., Семыниной Д.А.) указал, что при отсутствии у гражданина доказательств приобретения имущества на законно полученные доходы и наличии оснований полагать, что оно приобретено на незаконные доходы госслужащего, такое имущество правомерно изымается в доход государства.
Вот другие случаи изъятия в доход государства имущества у родственников и знакомых чиновников:
Позиция международных организаций
За тем, как Россия борется с коррупцией, следит Международная организация по противодействию легализации и отмыванию капитала (FATF), образованная в 1989 году по решению стран G7. В 2019 году группа провела четвертую проверку Российской Федерации и рекомендовала усилить применение института конфискации имущества в правоприменительной практике. Международные эксперты отмечают, что основная доля преступных доходов в России формируется за счет хищений из бюджета, ухода от налогов, коррупции, мошенничества в финансовом секторе и наркоторговли. 30% выявленных преступлений по легализации преступных доходов связаны с хищением бюджетных средств.
В своих рекомендациях (https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/Executive-Summary-Mutual-Evaluation-Russian-Federation-2019.pdf) FATF призывает усилить применение конфискационных механизмов в борьбе с коррупционными преступлениями, расширить перечень активов, подлежащих конфискации за счет виртуальных активов, расширить перечень преступлений, доход от которых подлежит конфискации. Банкам рекомендовано выявлять «политически значимых лиц», то есть лиц, которые могут использоваться в коррупционных целях (например, выступать номинальными владельцами средств или активов).
Куда дует ветер
Правоохранительные органы и судебная система отработали на практике различные механизмы конфискации имущества у государственных служащих, уличенных в коррупции и мошенничестве или не способных оправдать свои расходы законными доходами. Конфискации может подлежать любое имущество, находящееся как во владении госслужащего или его родственников, так и у его знакомых. А учитывая рекомендации FATF и позицию Конституционного Суда, можно предположить дополнительное усиление мер, направленных на конфискацию имущества.
Что такое реквизиция. Объясняем простыми словами
Реквизиция (от лат. requisitio — «требование») — вид юридической экспроприации, изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества.
Реквизицию проводят только в интересах общества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий (широкое распространение на местности инфекционной болезни среди одного или нескольких видов животных) и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Реквизицию могут проводить органы государственной власти и местного самоуправления, когда удовлетворение какой-либо общественной потребности входит в противоречие с интересами отдельных частных собственников.
Пример употребления
«Участок бывшей свалки рядом с деревней Щелканово (Рузский городской округ), на территории которой в марте 2020 года был введён режим ЧС, может перейти в собственность Московской области. Такое распоряжение обнародовало подмосковное Министерство экологии и природопользования. По словам чиновников, это связано с тем, что угроза полностью не ликвидирована. Собственники участка уверены, что никакой угрозы экологии нет, а реквизиция — попытка присвоить участок».
(Из материала «Коммерсанта» о намерении властей Московской области реквизировать участок с мусором.)
Нюансы
Реквизиции посвящена отдельная статья в Гражданском кодексе. В 2021 году первый пункт этой статьи признали частично не соответствующим Конституции. В этом пункте говорится о том, что в интересах общества по решению госорганов можно изъять имущество с выплатой компенсации при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и других ЧС. Неоднозначность нормы создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, и теперь законодатели должны уточнить эту норму.
Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», размер компенсации за реквизированное имущество определяет тот госорган, который проводит реквизицию.
Собственнику обязаны возместить рыночную стоимость имущества. Под этим термином понимается наиболее вероятная цена, по которой собственность может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По закону оценку стоимости реквизированного имущества собственник может оспорить в суде. Если чрезвычайная ситуация (или другие обстоятельства) завершилась, то собственник, чьё имущество реквизировали из-за этих обстоятельств, может через суд потребовать вернуть ему сохранившееся имущество.
Критика
Наличие чрезвычайных обстоятельства — одно из важнейших условий для реквизиции. Но в Гражданском кодексе РФ нет исчерпывающего перечня чрезвычайных ситуаций. Там прямо говорится, что кроме перечисленных в законе ситуаций могут быть и какие-то иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Поэтому закон даёт властям некоторую свободу в проведении реквизиций. Это может повлечь нарушение прав собственников и произвол со стороны государственных органов.
Статью проверил: юрист «Европейской юридической службы» Ильдар Макешов
Конфискация и реквизиция
Цели конфискации Не позволить лицам, совершившим незаконное деяние, обогатиться за счет преступления. Компенсировать ущерб, причиненный потерпевшему, за счет изъятых доходов от преступной деятельности. Предотвратить повторение преступления за счет изъятия орудий преступления.
В КоАПе: За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,
Внесудебный порядок, по которому проводится реквизиция, означает, что имущество изымается по решению уполномоченных государственных органов. Следовательно, основанием прекращения права собственности является акт государственного органа (подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Изъятие имущества производится в порядке и на условиях, установленных законом (в настоящее время общий закон о реквизиции отсутствует), но сам акт государственного органа о реквизиции является ненормативным, поскольку рассчитан на однократное изъятие конкретного имущества у конкретного лица. Осуществление реквизиции в интересах общества является оценочным критерием законности акта о реквизиции.
Возмездность реквизиции означает, что собственнику выплачивается стоимость изъятого имущества по оценке, произведенной государственным органом. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г.»О реквизиции и конфискации имущества»
Реквизицией считается применяемое, в силу государственной необходимости, принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных физических и юридических лиц, а также кооперативных и других общественных организаций.
Конфискацией считается принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно, в случаях, особо указанных в законе, по распоряжениям уполномоченных на то государственных органов.