Что такое ремесленник гончарный круг
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Гончарное дело как модный тренд: 5 историй о работе с керамикой
Мария Колосовская, 26 лет, Москва
«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.
Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.
Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.
Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.
У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.
Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.
Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в «Инстаграме». Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».
Оля Быстрова, 31 год, Петербург
«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.
Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.
Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya. Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.
Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.
Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то «особенное». А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.
Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious («ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной»).
Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».
Маша Егорова, 26 лет, Москва
«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.
Это совпало с учебой в Институте проблем современного искусства. Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.
Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.
Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.
В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.
Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: «О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!» В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.
Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал «Афиша», потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.
Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.
Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».
Анна Руссова, 43 года, Москва
«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.
До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.
Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: «А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?» Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.
Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.
Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.
Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины «КОМ», где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.
С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.
Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.
Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно «быть Богом»: перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!
Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.
Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе «как сделать тарелку за два часа». Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».
Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит
«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.
Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.
Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.
Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.
Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.
Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.
Я думаю, что керамика даст каждому то, что нужно именно ему».
Объясните значение слов: ремесленник, гончарный круг, плуг, вождьплемени, знатные люди (знать), рабы, город, святилище, царь.Про
Ответ:
ремесленник- мастер, который обладает определенными навыками мастерства и рукаделия, производящее на продажу.
гончарный круг-устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий.
плуг-орудие для вспашки плотной почвы,и поднятия целины.
вождь племени- глава племени или вождества в общинных обществах.
знатные люди(знать)- лица, выдавшиеся своими заслугами в какой либо области социалистического строительства.
рабы-человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина.
город-крупный населенный пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
святилище- священное место или алтарь, просвещенный божеству.
царь- один из титулов славянских монархов.
1) гончарное ремесло, кожевенное ремесло, кузнечное ремесло
2)потому что появились новые орудия труда с помощью которых было проще обрабатывать землю, а так же привлекали к работе домашний скот.
3) при захвате новых земель вожди получали богатство, новые территории и рабов
4) большие земельные наделы, семьи крестьян,, у многих во владениях были целые деревни.
5) поселение превратившееся в город: увеличивается в размерах, обносится стеной и защитными укреплениями, состав населения увеличивается, строятся церкви и храмы, появляются собственные представители власти и администрация.
Керамика
Гончарное ремесло возникло одним из первых в далёкой древности и актуально до сих пор
БАЛХАРСКАЯ КЕРАМИКА
Среди центров дагестанского народного искусства наиболее известен своим гончарным промыслом аул Балхар
ГЖЕЛЬ
Традиционный вид российской керамики, за преимущество синего цвета её называют «Синь России»
Изделия заводов Гжели, XVIII век. Майолика. Тарелка с петухом, кувшин, статуэтка «Баба с вёдрами», статуэтка «Щёголь в дрожках», квасник.
Ёмкость для первого блюда
Сирин. Александр и Ирина Якушкины, члены Союза художников России. Скопин, Рязанская область, Россия. 2018 г.
Мастер вылепливает эскиз фигурки
Изразцы Покровского собора в Измайлово
Гончарство
Изделиях из глины, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением, а также технологиях их производства в разных регионах России и стран бывшего СССР.
Гончарство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов.
В настоящее время это обработка посредством формовки на гончарном круге, нанесением глазури и с последующим обжигом глины с целью превращения её в предметы домашнего обихода, строительные материалы, различные декоративные изделия, сувениры, украшения, одним словом, в керамику.
История гончарного дела
Глина распространена повсеместно и человек давно оценил её уникальные свойства. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду, украшения, скульптуры.
Конечно, сначала древние глиняные сосуды лепили вручную, и их форма была далека от идеала. Но с изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.
В связи с тем, что в процессе развития общества некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать, из области ремесла их производство переместилось в сферу искусства — керамики.
На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную.
Постепенно качество улучшалось, разрабатывались новые техники, появлялись новые инструменты. Росла коммерческая необходимость в керамических изделиях.
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда:
тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
В средние века гончарство было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Появилось множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига.
Гончарные изделия
Изначально основными гончарными изделиями были и остаются предметы быта, посуда, утварь. Это различные крынки, горшки, кружки, кувшины, вазы и супницы. Всего и не перечислить.
Но гончары не ограничивались только бытовыми предметами. На досуге, из остатков глины, лепились свистульки, игрушки в виде причудливых зверей и людей. позднее появились сувениры для украшения быта — панно, скульптуры, вазы, подсвечники и многое другое.
Когда появилась возможность развивать промышленное производство, к изделиям ручной работы прибавились строительные материалы. Кирпич, фарфор, фаянс, керамическая черепица для крыши и так далее.
Особенности ремесла
В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла.
Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.
Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет.
Барыни и кормилки. Чернышинская глиняная игрушка
Барыни и кормилки. Чернышинская глиняная игрушка
Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.
До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам.
Древность
В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы.
Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного круга. Точное время его изобретения неизвестно, однако у Иеремии (18, 3) написано: «вступил в дом гончара, а он работал на кругу».
Изобретение гончарного круга
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший
станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в
развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари.
Свойства гончарных изделий
Гончарные изделия в магазине «Русские ремёсла»
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.