Что такое репассаж механических часов
Как часто нужно делать репассаж механических часов
Автор: shultzie · Опубликовано 09.12.2019 · Обновлено 10.12.2019
Любым механическим часам требуется регулярное сервисное обслуживание или, как его еще называют, репассаж. Если вы интересуетесь часами, то хорошо это знаете, но вопрос заключается в том, как часто нужно делать обслуживание часов.
Любители часов в целом делятся на два лагеря: одни отдают часы на техническое обслуживание с периодичностью раз в 3-5 лет, слепо доверяя рекомендациям производителей, а другие – лишь когда замечают нарушения в работе часов, например, ухудшение точности хода или эффективности автоподзавода. Но лучше всего, пожалуй, придерживаться набора «правил», основанных на обоих подходах.
В чем заключается сервисное обслуживание?
Механизм состоит из множества деталей, и для нормального функционирования они должны быть чистыми и смазанными специальными часовыми маслами. В таком виде механизм поставляется производителем, однако со временем смазка подсыхает и густеет, вызывая повышенное трение взаимодействующих друг с другом элементов, и, как следствие, загрязнение и износ механизма. Предотвращение износа механизма является главной целью сервисного обслуживания.
Обслуживание в часовой мастерской начинается с полной разборки часов. Каждую деталь промывают в ультразвуковой мойке. Затем их проверяют на наличие износа и повреждений и при необходимости заменяют. Механизм собирается по новой, смазывается маслами и смазками в соответствии с регламентом производителя, проверяется на намагниченность и настраивается точность хода. На завершающей стадии профилактики с часами проводится ряд тестов на точность и стабильность работы.
Как часто нужно делать сервисное обслуживание?
Популярные синтетические масла швейцарского производства (Moebius 9010/9020, 9415 и т.д.) имеют срок годности 6 лет. Исходя из этого, компания Moebius, входящая в состав холдинга Swatch Group, рекомендует соблюдать 6-летний межсервисный интервал. Получается, что периодичность обслуживания сводится только к свойствам часового масла, а сам механизм роли не играет?
Каждому часовщику попадались часы, которые не обслуживались в течение десяти лет или даже нескольких десятилетий, но находились в приличном состоянии и исправно работали. И, наоборот, некоторые механизмы показывали значительную изношенность уже после 3-4 лет эксплуатации. Дело в том, что наибольшее влияние на степень износа оказывают конструктивные особенности и качество изготовления механизма. Чем точнее, многофункциональнее механизм и чем больше его запас хода, тем чаще возникает необходимость профилактики.
Диагностика механизма с помощью таймграфера
Необходимость репассажа выявляется диагностикой механизма на таймграфере. Этот прибор должен быть у каждого уважающего себя любителя часов. С помощью таймграфера можно не только самостоятельно проверить состояние механизма, но и определить возможные неисправности, настроить точность хода и многое другое.
Для домашнего использования вполне подходит недорогой китайский таймграфер WeiShi Multifunction Timegrapher 1000, цена которого (около 140 долларов) примерна равна стоимости одного обслуживания швейцарской «рабочей лошадки» вроде Unitas или Sellita.
Механизм Miyota 821A «из коробки». Точность хода +17 сек.сут, амплитуда 292 градуса, ошибка хода 0,4 мс. Механизм в хорошем состоянии, желательна легкая настройка точности хода
Оценка состояния механизма осуществляется по значениям точности хода (rate), ошибки хода (beat error) и амплитуды баланса (amplitude). Узнать допустимые величины этих параметров вы можете, прочитав статью на нашем сайте. По результатам диагностики принимается решение, нуждаются ли часы в репассаже или с ним можно повременить.
Репассаж не роскошь
Мастер нашего сервисного центра дал интервью журналу “Мои часы” (№2-2016) – Версия журнала – PDF., в котором высказал свое экспертное мнение по поводу необходимости профилактического обслуживания швейцарских часов.
Репассаж(из франц.)ре- (пере) пассаж (проход) – переборка механизма (прим.swisservice).
“Вопрос о том, так ли обоснована рекомендация производителей регулярно проводить часам сервисное обслуживание, интересует многих. На эту тему мы поговорили с мастером сервисной сети «SwisService» Михаилом Дымшицем.
Раньше люди носили часы, пока те не начинали хандрить, а сейчас производители требуют раз в 3 года приносить их на обслуживание. Почему? Часы стали хуже?
Наоборот, современные часы стали лучше! Сегодня их характеристики и наши требования стали другими. Раньше было достаточно, чтобы часы ходили плюс-минус минута-две. Сейчас мы хотим видеть высокую точность и большой запас хода, ультратонкие механизмы, многофункциональность. Отсюда и необходимость обслуживания. Например, повышенный запас хода требует мощной пружины, что приводит к росту нагрузок на детали, износу. Производители рассчитывают сроки службы часов и разрабатывают регламент обслуживания. Интервалы сервисного обслуживания составляют 3-5 лет в зависимости от конкретных калибров и условий эксплуатации.
То есть если я не хочу от своих часов особых параметров, могу в сервис не ходить?
Не совсем. Основная цель регулярного обслуживания – предотвращение износа механизма. В часах все так же, как в автомобиле: или вы понемногу вкладываете в регулярное ТО, и долгие годы машина радует вас, или экономите, но однажды сталкиваетесь с необходимостью крупных расходов на замену серьезных узлов.
Справедливо ли сравнивать часы и авто?
Как вы относитесь к принципу: «не мешайте технике работать»?
Мысль «работают часы – не нужно их трогать, сломаются – сделаем!» продвигают мелкие мастерские, не имеющие технического оснащения, знаний и опыта. Их логика проста: сломанные часы проще сделать, стало лучше чем было, ведь эффект очевиден. А если часы сломались вновь, так это уже совсем другая поломка. Пользу же комплексного обслуживания можно оценить только после нескольких лет корректной работы часов. В SwisService много благодарных клиентов, истории часов которых доказывают успешность профилактического подхода к обслуживанию.
Кроме неисправностей и рекомендаций производителя, что ещё может послужить поводом для проведения репассажа?
Необходимость репассажа мы выявляем на диагностике. Кстати, услуга эта является у нас бесплатной и проводится при клиенте. Аппаратное тестирование точности хода и амплитуды баланса позволяет оценить состояние механизма, также проводится обязательная проверка герметичности. Кстати, иногда действительно случается, что человек приходит с часами, которые на всех приборах показывают идеальные параметры – это хороший повод порадоваться за владельца и его часы, и пригласить на диагностику и обслуживание годом позже. Производитель рассчитывает регламент исходя из средних данных, а есть люди, кто носит часы очень бережно.
Какие часы к вам приносят чаще всего?
Основная специализация Swisservice –престижные швейцарские марки. Еще в 90-х мы одними из первых начали осваивать сложные механизмы. За это время у нас накопился огромный опыт и техническая база, а главное наше богатство – это постоянные клиенты, которые доверяют нам. Как-то само собой получилось, что мы авторизованы на обслуживание практически всех швейцарских марок армейской направленности: Traser, Swiss Military, Victorinox, Tawatec, H3Tactical и др.
Сегодня набирает популярность услуга экономичного, частичного репассажа. Как вы к ней относитесь?
Мнения об эффективности такого обслуживания разделились. Мы в сети SwisService придерживаемся классического регламента, то есть полной разборки и обслуживания механизма. Только полный комплекс работ позволяет дать надежный результат и гарантию.
Сколько времени занимает обслуживание?
Что такое репассаж и когда он необходим?
Репассаж или repassage, от re (пере) и passage (проход), – профессиональный термин, пришедший из французского языка, обозначает он полную переборку механизма наручных часов. Процедура относится только к механическим часам, а её основная цель – предотвратить износ механизма. Кварцевые в этом не нуждаются, у них нужно при необходимости менять батарейку и производить ремонт другой категории.
В чем состоит процедура и зачем она нужна?
Для наручных часов репассаж – то же, что полный техосмотр двигателя машины, включающий полную разборку всех деталей и их чистку/замену, а также замену жидкостей и расходников.
По мнению мастеров, современные механические часы нуждаются в этом даже больше тех, которые были выпущены, например, в середине XX века или ранее. Связывают это в первую очередь с более высокими требованиями к точности хода (от былой погрешности порой в минуту в сутки сегодня мы пришли к 15-20 секундам и даже это уже далеко не предел) и выросшему количеству усложнений (то есть сложнее стал сам многофункциональный механизм).
Основные задачи
Хотя современные часы рассчитаны на службу в течение десятилетий, детали, испытывающие постоянную повышенную нагрузку, за продолжительный срок изнашиваются. Это относится, например, к элементам автоподзавода: колесу реверса и туго закрученной пружине. При необходимости замены детали заказывают на фабрике-производителе или (крайне редко) изготавливают в мастерской.
Кроме того, любому механизму рано или поздно потребуется чистка, каким бы герметичным не было место крепления задней крышки и соединения заводной головки с корпусом. Даже в самых щадящих условиях носки за годы внутрь корпуса попадают мельчайшие частицы пыли, смазка деталей подсыхает и густеет, работа механизма затрудняется. Именно профилактика и репассаж призваны сделать так, чтобы ваши наручные часы «работали как часы».
Как часто нужно делать репассаж?
Большинство производителей рекомендуют делать репассаж с периодичностью раз в 3-5 лет. Обычно срок указывают в инструкции по эксплуатации. Но необходимость обслуживания всегда подсказывается условиями носки и фактическим состоянием механизма. В профессиональных мастерских перед тем, как начать разбирать часы, их тестируют, проверяя основные показатели, в первую очередь, точность хода. Бывает и так, что мастер может не взяться за репассаж, считая, что в нем нет потребности. Также и после финальной сборки механизма часы тестируют на ход, работу каждого усложнения и герметичность корпуса.
Кто должен и может это делать?
Так как от качества сборки зависит работа механизма, делать это должен только высококвалифицированный мастер. Такую услугу оказывают сами производители (она платная и не входит в гарантийное обслуживание), сертифицированные сервисные центры и независимые мастерские. В последнем случае стоит убедиться в профессиональном уровне часовщиков, почитать отзывы об их работе и сравнить условия с теми, которые предлагает сама марка или официальный дилер. Стоимость работы может быть ниже, но есть риск если не повреждения механизма, то ухудшения его работы и уменьшения срока службы в перспективе.
Главные признаки того, что ваши часы пора нести на репассаж:
– заметная погрешность хода, сильно увеличившаяся по сравнению с обычными показателями (в среднем для механических часов считается нормальной погрешность до 20 секунд в сутки, у дорогих швейцарских часов, особенно сертифицированных, около 5-10 секунд);
– сложность завода – это легко почувствовать, прокручивая заводную головку. Её ход может стать тугим, а завод не доходить до конца;
– изменившийся характер хода стрелок: это заметно визуально, если стрелки стали дергаться или двигаться более резко/менее равномерно;
– стал менее эффективен автоподзавод, скажем, вы заметили, что часы останавливаются, даже когда вы оставляете их в ящике всего на день.
Стоимость и целесообразность репассажа
Стоит репассаж, как правило, довольно дорого, в зависимости от категории самих часов за эту услугу можно отдать до трети, если не половины их цены. В связи с этим некоторые считают его нецелесообразным, предпочитая через некоторое время пользования продать часы и купить себе новые.
Если же речь идёт о моделях среднего и премиум сегмента, таких как Rolex, Hublot, Jaeger-LeCoultre и других в этом классе, которые помимо своих непосредственных функций играют роль вложения средств и ценного имущества, им проводить репассаж в любом случае стоит, причем только у надежных мастеров и забыв об экономии (это, впрочем, с их владельцами случается каждый раз при покупке новых хронографов).
Чистка, хранение и репассаж часов
Что такое репассаж? Как правильно хранить наручные часы? Необходимо ли их смазывать? Как можно почистить силиконовый, резиновый или металлический ремешок от часов?
Что такое репассаж часов и зачем он нужен?
Итак, репассаж механических часов – это трудоемкая процедура, в ходе которой производится полная разборка часового механизма, зачистка всех деталей, при необходимости – замена изношенных, замена смазки и, наконец, сборка.
Так ли уж необходимо подвергать часы этой процедуре? Нести ли их в сертифицированный сервисный центр? Ведь удовольствие недешевое: для самых недорогих механических часов стоимость репассажа составит порядка 4 – 5 тыс. руб., а для элитных цена будет исчисляться десятками тысяч! Что ж, если часы не дороги ни в стоимостном выражении, ни как память, то, может быть, проще купить новые. Или, коли руки у вас умелые и ум пытливый, то попробовать справиться самостоятельно… Но когда речь идет о среднем или, тем более, высшем уровне – имеет смысл раскошелиться. В самом деле, не придет же вам в голову самостоятельно менять тормозные колодки, масло в картере и т.п. в вашем «феррари» или «роллс-ройсе».
Так что – в мастерскую, причем хорошую, не дешевую! Оно того стоит.
Как узнать, что уже пора делать репассаж? Как правило, в инструкции к часам производители указывают желаемую периодичность техобслуживании. Обычно это раз в два – три года. Но иногда потребность может возникнуть раньше. Внутрь часов проникает пыль и влага (абсолютной герметичности не бывает), масло загустевает, при эксплуатации возможны вибрации, тряска, удары. Признаками того, что часы нуждаются в репассаже, являются ухудшение точности хода, «тугость» заводной головки, в случае часов с автоподзаводом – снижение эффективности последнего.
Как и чем смазать механические часы в домашних условиях
Что ж, руки растут откуда надо и, к тому же чешутся… Значит, придется пробовать. Впрочем, если объектом эксперимента являются настенные часы или настольные – а они чаще всего кварцевые, – то проблемы нет. Собственно, кварцевые часы репассажу не подлежат, этот термин к ним часам и не относится. В них меняют батарейку и/или делают что-то специфически электронное. Это – за пределами нашего нынешнего рассмотрения. Так что рассмотрим, что можно сделать в домашних условиях с механическими наручными часами.
Прежде всего, о том, какой инструмент и инвентарь понадобятся. Вот примерный перечень: • лупа часовщика; • маленький пинцет (а лучше два); • набор микрометрических отверток; • деревянные зубочистки; • тонкие кисточки; • груша медицинская (клизма); • коробочки для хранения снятых деталей; • бензин «Калоша»; • масло часовое; • маслодозировка (тонкая проволока с расплющенным концом); • смазка силиконовая • и др.
Особо о масле: не стоит пользоваться каким попало! Существует немало вариантов именно часового масла: MOEBIUS, МН-60, МЦ-Н, МЦ-3, МН-30, МН-45, НИИЧП-НС-6п, Novostar и т.д. Все они есть в продаже, стоят недорого.
Расписывать весь процесс мы здесь не будем, ибо на эту тему написаны целые учебники. Отметим основное. 1. После того, как вы снимете стекло, стрелки, циферблат и заднюю крышку, нужно извлечь заводной вал с головкой. Как правило, в механизме есть деталь, которая удерживает вал. Эту деталь следует отвернуть. 2. Затем, когда вы положите перед собой (на чистый белый лист) механизм, вынутый из корпуса, потребуется отвернуть все винтики, какие только есть, и извлечь соответствующие детали и узлы. 3. Всевозможные мелкие отверстия и углубления, где бы ни обнаружились, следует осторожно почистить с помощью зубочисток. Можно также воспользоваться кисточками. 4. Детали нужно промыть путем их погружения в емкость с небольшим количеством бензина «Калоша», а затем высушить при помощи груши. Если бензин стал грязным, необходимо поменять его на новую порцию. 5. Собирать в обратном порядке. 6. По мере сборки наносить по микрокапле масле (с помощью импровизированной маслодозировки), главным образом, на опоры осей (камни), а также в другие напряженные места. Внимание: зубья шестеренок не смазывать! 7. Прежде чем поставить на место заднюю крышку, смазать ее прокладку силиконовой смазкой.
Вообще-то эти семь пунктов никоим образом не являются руководством к действию. Они лишь дают самое общее представление о работе, которая вам предстоит и которая займет у вас несколько часов. Конкретнее с этим очень и очень непростым делом можно познакомиться, порыскав по интернету в поисках соответствующего видео. К сожалению, многие из таких видео не выдерживают критики, являясь скорее примером того, как делать не надо. Так что смотрите на комментарии к этим видео. Со своей стороны можем порекомендовать небезупречный, но захватывающий фильм, часовой (по длительности). Советуем в нем тоже обратить внимание на квалифицированные комментарии специалистов.
В принципе, перед установкой перебранного, почищенного и смазанного механизма в корпус полагается протестировать и, если требуется, отрегулировать его ход. Увы, без специальных средств и специальной подготовки справиться – шансов не густо. Так что есть вероятность после всех трудов все же отправиться в мастерскую. Только помните: сертифицированную!
Чистка и полировка часов в домашних условиях
С репассажем мы закончили, теперь перейдем к более доступным операциям. В них, однако, тоже есть свои тонкости. Начнем с ремешков и браслетов. Для чистки их лучше снять с часов. Конечно, если заявленная водонепроницаемость часов – 100 и более метров, то можно все делать и в сборе. Если уж так лень. Тут главное – не забыть полностью завинтить заводную головку.
Очищаем силиконовый ремешок
Отмыть белый силиконовый браслет нетрудно. Готовим моющий раствор: жидкое антибактериальное мыло, несколько капель нашатырного спирта, теплая вода. Смачиваем в растворе ватный диск, протираем ремешок с обеих сторон. Смываем проточной водой, вытираем, оставляем до полного высыхания. Лайфхак: при сильном загрязнении силикон неплохо очищается белым ластиком.
Отмываем резиновый браслет
Он же каучуковый. Берем кусок хозяйственного мыла. Отрезаем половину. Натираем на крупной терке. Заливаем стаканом теплой воды, перемешиваем. Через некоторое время получится нечто вроде кашицы. Ее, с помощью ватного диска, наносим на ремешок. Ждем полчаса. Трем достаточно жесткой губкой. Промываем проточной водой, вытираем, дожидаемся высыхания.
Другой вариант – зубная паста. Все аналогично, за тем исключением, что тереть губкой не нужно, а нужно пройтись мягкой зубной щеткой. Или кисточкой, тоже мягкой. Или хоть пальцем.
Металлический ремешок
Самый распространенный металл часовых браслетов – нержавеющая сталь. К таким браслетам и обратимся, а о правилах работы с изделиями из драгметаллов расскажем чуть позже.
Проходимся по всем поверхностям мягкой тканью (хороша фланелевая). Делаем некрепкий теплый мыльный раствор. Погружаем в него браслет на несколько минут. Затем обрабатываем мягкой щеткой (можно зубной), вычищая раскисшую грязь между звеньями. С полированными звеньями обходимся нежно! Промываем теплой проточной водой, насухо вытираем мягкой тканью. Если хочется обновить блеск металла, протираем браслет салфеткой, слегка увлажненной очистителем на аммиачной основе – хотя бы слабым раствором нашатырного спирта.
Как почистить кожаный ремешок
Кожа – пожалуй, самый солидный материал для ремешка часов, но и более капризный, нежели каучук или силикон. Уход требуется коже чаще, но если он и сложнее, то ненамного. Основной способ – тот же, что для ремешка из силикона (см. выше). Надо только помнить, что не стоит замачивать кожу в мыльно-нашатырно-водном растворе: достаточно протереть с помощью ватного диска. И нужно смывать раствор не проточной водой, а влажной салфеткой.
А вот замачивать можно в другом растворе: сода и вода, 1:1, это рекомендуется в случае сильного загрязнения. Можно еще и уксуса добавить. Срок замачивания – от 30 минут до часа, далее соду снимаем ватным диском и протираем ремешок влажной салфеткой. Неплохо также нанести и растереть пару капель глицерина – кожа станет мягче.
Наконец, совсем домашний способ: яичный белок (1 шт.) добавляем в стакан молока, взбиваем, воздерживаемся от употребления внутрь, смачиваем ватный диск, обрабатываем кожу, протираем влажной салфеткой, оставляем сохнуть. Вот теперь гоголь-моголь можно и допить.
Бережно чистим золотые и позолоченные часики
Ах, золото. Оно красиво, оно поистине драгоценно! Но королевский желтый металл (а еще золото бывает розовое и белое) требует и соответствующего обращения. Никогда, ни при каких обстоятельствах не используйте при работе с ним воду! Только сухие субстанции, а именно: детская присыпка, или косметическая пудра, или, на худой конец, толченый мел. И сухая – именно сухая! – мягкая тряпочка. На нее насыпаем немного нашего порошка и бережно полируем поверхность – хоть браслета, хоть корпуса. В заключение протираем чистой тряпочкой, тоже мягкой и сухой.
Серебряные часы
Для серебра можно использовать и воду. Хорош раствор, состоящий из нашатырного спирта (или столового уксуса) и соды. Эту субстанцию наносим на изделие и оставляем на полчаса-час, затем протираем влажной салфеткой и, наконец, полируем тканью или микрофиброй.
Правильное хранение часов
Здесь нам придется вернуться к аналогии с автомобилями, которую мы уже проводили, говоря о техобслуживании. С хранением, в общем, тоже похоже. Машину, конечно, лучше содержать в гараже, предпочтительно – в теплом. Но есть разница: если авто более-менее спокойно выдерживает стоянку на открытом воздухе, даже под дождем и снегом, но часам это никак не подходит. Да и хранить дома наручные часы нужно правильно, избегая таких рисков, как попадание на них грязи, пыли, жидкостей (например, когда вы делаете дома ремонт или готовите что-то на кухне), падений, ударов и т.п.
Для хранения часов, если вы их некоторое время не носите и не испытываете потребности то и дело поглядывать на них, может подойти и обычная коробка из-под чего-нибудь, но, конечно же, гораздо лучше использовать специальный кейс. Такие кейсы и приспособлены к хранению часов должным образом, и, вдобавок, красивы. А для хранения часов с автоподзаводом выпускаются специальные шкатулки, в которых часы не только хранятся, но и подзаводятся. Такие вотчвиндеры, они же тайммуверы, работают от батареек и/или от сети, рассчитаны они на одни, двое, четверо и т.д. часов (что не лишнее, если у вас целая коллекция), предлагают выбор разных режимов автоподзавода, отделываются деревом, кожей, современными материалами.
Обслуживание швейцарских часов
Иногда спрашивают: а как ухаживать именно вот за швейцарскими часами? Есть ли какие-то особенности, отличающие их обслуживание от такового для часов японских, немецких, российских и всех прочих? Отвечаем: никаких принципиальных отличий нет, да и быть не может. Другое дело, что часы с маркировкой Swiss made, как правило, являются предметом особой гордости их обладателя, так как они практически всегда высокого качества и недвусмысленно свидетельствуют в пользу статуса владельца таких часов. И не очень приятно, если ваши любимые швейцарские часы вдруг станут барахлить или вовсе остановятся, или потеряют вид из-за царапин на браслете и корпусе вследствие неправильной очистки, или окажутся на потерявшем вид ремешке, потертом или грязном. Поэтому все, что мы порекомендовали вам выше, стоит соблюдать для швейцарских часов максимально строго.