Что такое репродуктивный вопрос
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
Страницы
Как формулировать развивающие вопросы
В педагогике выделяют три вида вопросов:
1.Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные:
Что делает кот? — Спит.
Репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти.
2.Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах распространенные предложения.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?
Например: Где спит кот? — Кот спит на диване.
Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание;
3.Проблемные вопросы начинаются с вопросительных наречий: почему? зачем?
Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения.
Проблемные вопросы помогают устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.
Проблемные и, в некоторой степени, поисковые вопросы относят к развивающим вопросам.
Я писала о проблемных и поисковых вопросах в этой статье.
Как формулировать развивающие вопросы?
Возьмем, для примера, тему «Транспорт».
Алгоритм развивающего диалога такой:
Сначала задаются вопросы на восстановление опыта: «На чем вы сегодня приехали в детский сад или вы пришли или приехали?». Этот вопрос требует воспоминания.
Затем вопросы на осмысление: «Почему приехали, а не пришли пешком?». Или: «Почему ваши мамы поехали на работу, а не пошли пешком?». Это вопросы, требующие анализа ситуации.
Далее задается обобщающий вопрос, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям в городе нужен транспорт?».
О том, кто должен больше говорить в процессе НОД, воспитатель или дети, я написала в группе нашего сайта в ВКонтакте
Становитесь участником этой группы! Пишите свои предложения и педагогические находки!
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Статья «Можно задать вопрос!»
Можно задать вопрос!
«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон
«Умный вопрос — уже половина знаний». Ф.Бэкон
Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.
1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.
2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.
3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.
4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.
6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?
7. Проблемный вопрос.
Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?
Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.
Как составить такие вопросы?
Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?
Продуктивные вопросы (специальные):
1. можно ли считать … верным?
2. какие выводы можно сделать из…?
3.каковы причины данного явления, процесса…?
4.вопрос начинается с формулировки тезиса.
Продуктивные вопросы (разделительные):
Этапы такого урока:
1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.
2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.
3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени. Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.
Обучение умению отвечать на вопросы
По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют три вида вопросов.
Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их ограничен: кто? кто это? что? что это? что делает?
Причем формулировки вопросов с использованием инверсии нежелательны в период обучения детей ответам. Ответы на репродуктивные вопросы как правило одно
словные (как назывные односоставные предложения, так и
неполные):
Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса (своеобразной подсказки), тем самым осуществляя переход к двухсловным предложениям. Модель отрабатывается по образцу:
Это кто? Это что? Что кот делает?
на данном этапе является некорректным, так как вместо помощи (подсказки) затрудняет ответы детей.
Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений (вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него).
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребенку уже несколько усложненный ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от логопеда грамотной, четкой, заранее продуманной формулировки вопросов. В данной ситуации из 2-х вариантов:
предпочтительнее первый вариант, подсказывающий ответ:
Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.
В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Приоритетность того или иного вида вопросов (репродуктивных, поисковых, проблемных) и ответов (однословных, двухсловных, многословных, простых, сложных предложений) очевидна, но только в период первоначального овладения навыками диалогической речи.
Да, мы начинаем работу над формированием диалогической речи с наиболее простых и легких вопросов и ответов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции и уменьшается помощь педагога.
Постепенно, как и в обычной речевой практике людей, на занятиях (не только по развитию речи), в повседневной жизни и деятельности детей используются все виды вопросов и различные по структуре ответы, имеющие разное назначение в дальнейшем развитии связной речи и логического мышления детей:
-репродуктивные вопросы (и ответы на них) помогают удерживать последовательность высказывания, повествования и способствуют развитию памяти);
— поисковые, кроме вышесказанного, развивают наблюдательность и внимание;
— проблемные, помогая устанавливать причинно-следственные связи и смысловые ассоциации, развивают логическое мышление и способствуют выстраиванию смысловой связи между отдельными предложениями и объединению их в связный контекст.
Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является обучение детей постановке вопросов.
Умение ставить вопрос вырабатывается довольно медленно. Необходима дополнительная и кропотливая работа и неукоснительное соблюдение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов:
1) постепенное уменьшение помощи логопеда и возрастание самостоятельности детей;
2) последовательное усложнение дидактического мате
риала (картинного и вербального).
Примерная последовательность в формировании умения постановки вопросов
I. Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету:
а) по данному логопедом образцу:
у логопеда две предметные картинки с изображением одушевленного и неодушевленного предмета и по одной картинке у каждого ребенка, логопед, показывая картинку, дает образец вопроса кто это? или что это?, затем предлагает детям по очереди, показывая свою картинку, задавать вопрос логопеду по образцу;
б) закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих логопедических и воспитательских занятиях, индивидуальных и под групповых, в игровой и бытовой деятельности детей в детском саду и дома с различными предметами и предметными картинками.
II. Постановка вопроса что делает?:
а) по демонстрации действия, которое выполняет логопед, воспитатель или заранее подготовленный ребенок, по образцу;
б) по элементарной 1-фигурной сюжетной картинке,
изображающей предмет и действие, также по образцу:
логопед подбирает несколько групп картинок:
I утка летит II девочка сидит III мальчик стоит
утка стоит девочка плачет мальчик бежит
утка плавает девочка смеётся мальчик прыгает
затем выставляет на доске (панно, фланелеграфе) I группу картинок, дает образец вопроса к одной картинке из I группы: Что делает утка? и предлагает детям поставить коллективно вопросы к двум оставшимся картинкам из I группы («утка стоит», «утка плавает»); далее каждый ребенок выбирает себе по одной картинке и самостоятельно по аналогии задает вопрос к индивидуальной картинке;
в) закрепление данного вопроса (что делает. ) проводится с образцом и без образца как по картинкам, так и по демонстрации действий, во время игровой, бытовой, трудовой деятельности в раздевалке, в столовой, в умывальной, на прогулке и т.д.
III. Постановка серии репродуктивных воцросов
к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным
по принципу противопоставления действий.
Кто это? Кто летит? Что делает утка?
Ко второй картинке из этой пары («Лебедь плавает») дети по данному выше образцу сами задают вопросы: Кто это? Кто плавает? Что делает лебедь?
Далее две картинки из пары сопоставляются, что дает возможность усложнения вопросов, трансформации их по типу сопоставления по образцу:
Кто летит, а кто плавает?
Что делает утка и что делает лебедь?
По данной модели проводится работа с каждой последующей парой.
1) мальчик катает машину;
2) мальчик ловит мяч;
3) мальчик держит машину;
4) мальчик держит мяч;
5) девочка держит мяч.
а) Рассматривается первая и вторая картинки, называются действия мальчика на них с установкой на за
поминание. Картинки переворачиваются. Детям
предлагается вспомнить действия мальчика на каждой картинке и спросить о них у логопеда или товарищей;
Мальчик катает машину.
б) Рассматривается третья и четвертая картинки. Логопед закрывает машину и мяч (они «убежали») и просит поставить вопрос так, чтобы у мальчика вновь появились «убежавшие» машина и мяч:
Мальчик держит машину.
Мальчик держит мяч.
в) После рассматривания четвертой и пятой картинок
закрывается мальчик и девочка (остается рука с мячом), логопед закрывает глаза, дети перемещают картинки, затем спрашивают у логопеда, указывая по
очереди на картинки, кто держит мяч.
В случае затруднений детей дается образец вопроса или подсказка в виде слова, несущего основной смысл вопроса, а иногда вопроса с купюрами;
V. Аналогично проводим работу по постановке репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке:
VI. При усложнении сюжетных картинок элементами
пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, которые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, добавляются вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько?), которые формулируются детьми
с помощью подсказки логопеда (ключевого слова или указания на направленность вопроса).
Пример 1. К сюжетной картинке «Кошка спит на диване» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Вопрос, где кошка спит?, нежелателен как затрудняющий ответ.
Пример 2. К сюжетной картинке «Мальчик ловит рыбу» дети по той же схеме сначала задают репродуктивные вопросы <Кто ловит рыбу? Что делает мальчик? Что ловит мальчик?), затем логопед просит определить, но не называть вслух, время года и часть суток на картинке, а затем спросить об этом логопеда или товарищей (Когда ловит рыбу мальчик?).
VII. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.
Прослушав предложение (например: Кошка ловит мышку), дети называют предметы (кошка, мышка) и действие (ловит) в этом предложении.
Логопед предъявляет предметные картинки (кошка, мышка) или символы-заменители картинок и схематическое изображение действия (карточку с двумя полосками или линиями ) и выставляет на доске (панно, фланелеграфе) модель предложения:
(ловит) мышка (картинка)
Далее следует коллективное «чтение» предложения по выставленным карточкам (по модели).
Заканчивается работа повторным «чтением» предложения по наглядной модели (условно можно назвать схеме) предложения.
VIII. Работа по постановке вопросов к трем предложениям, связанным контекстом, проводится аналогично сначала спервым, затем вторым и третьим предложением.
Кот спит на диване. Мышка выглянула из норки. Кот поймал мышку.
После составления «схем» предложений, чтение их по схемам, постановки вопросов к каждому слову всех трех предложений и повторного чтения «схемы» убираются.
Детям предлагается вспомнить по порядку все три предложения, с которыми работали.
Это уже плавный переход к элементарному пересказу, с одной стороны, с другой, своеобразное тренировочное упражнение, развивающее словесно-логическую память.
(Имеющиеся предлоги в предложениях можно обозначить любым значком, по усмотрению логопеда: ♦, +, * и т.д.)
Беседа
Беседа проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а также большой, серьезной предварительной подготовительной работы логопеда и воспитателя.
Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педагог спрашивает, а дети отвечают. Это содержательный диалог нескольких собеседников, в котором, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельности детей, чего не так просто достигнуть.
Логопед определяет тему беседы, тщательно продумывает вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тексте и в картине, стимулирует активное участие детей в диа-
логе, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, корректирует, уточняет высказывания детей.
Чем выше самостоятельность и речевая активность детей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уровень развития диалогической речи, тем ближе и выше возможность качественного развития монологической речи.
Проведение полноценной беседы, свободного, непринужденного диалога возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (I или II уровнем речевого развития). Для детей с ОНР с III уровнем речевого развития эту работу можно начинать в конце первого, начале второго года обучения.
Сформированность диалогической роли является следующим и решающим шагом в овладении связной речью, умением рассказывания.
Презентация на тему «Виды вопросов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды вопросов Понимание текста
Уровни осознания текстовой информации 3. осмысление 2. понимание 1 восприятие
Основные методы работы с информацией Выявление (отбор информации в соответствии с вопросом, заданием, задачей). Осмысление (анализ информации, формулирование суждений, интерпретация Интерпретировать – истолковать, раскрыть смысл чего-нибудь, объясняя). Преобразование (создание текста, перевод информации в другую знаковую систему).
Алгоритм работы с информацией. Определить факты. Вычленить информацию, вызывающую вопросы. Сформулировать вопрос себе для осмысления информации. Поставить учебную задачу. Выбрать способ действия. Записать решение.
Вопросы – первое средство обучения Вопросы могут служить двум целям: проверить усвоение знаний побудить мыслить.
Виды вопросов Репродуктивные Продуктивные (специальные) Продуктивные разделительные Проблемные
Репродуктивные вопросы Цель – проверить знание. Учеников просят запомнить полученную информацию, определить термины… Ответить на вопросы : Кто? Что? Где? Куда? Когда? Сколько. Репродуктивные вопросы – закрытые вопросы На такой вопрос существует только один правильный ответ, который представлен в тексте.
Проблемные вопросы Цель – анализ, синтез, оценка полученной информации. Не имеет однозначного решения. Является многоплановым, решается поэтапно. Требует привлечения знаний из разных тем, разделов, областей знаний.
Проблемные вопросы Анализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее структура, обсудить разные точки зрения, ответить на вопросы “почему”, определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов. Синтез: соединить малые части так, чтобы создать что-то новое: другое окончание, решение проблемы, составить, что-то сделать или предсказать развитие событий. Оценка: высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного им критерия, оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения.
Проблемные вопросы Анализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее структура; обсудить разные точки зрения, ответить на вопросы “почему”; определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
Проблемные вопросы Оценка: высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного критерия; оценить ситуацию, выразить мнение, обсудить тему; рекомендовать решение; защитить определенную точку зрения.
Проблемный вопрос Изучение информации – выделение основных моментов. Выделение главного. Выявление противоречий. Определение их сути. Формулирование вопроса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.
Суть репродуктивного метода обучения
Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.
Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.
Особенности метода
Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.
К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.
Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.
В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.
Сочетание с другими методами
В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:
Пример использования репродуктивного метода
Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.
После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.
К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.
Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:
На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.