Что такое ресурсы в экономике обществознание
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
План.
Товар.
Товар – это вещь, продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для потребления другими через обмен, куплю-продажу:
Услуга.
Услуга – это результат полезной деятельности предприятий, организаций, отдельных лиц, направленной для удовлетворения определённой потребностей населения и общества:
Экономическая потребность – это нужда в чём-либо, необходимом для жизнедеятельности человека и общества.
Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Ресурсы.
Ресурсы – совокупность природных. материальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг.
Виды ресурсов:
Экономические ресурсы – это факторы производства.
Факторы производства.
Факторы производства – ресурсы, реально вовлечённые в производство экономических благ.
ТРУД.
Труд — человеческий фактор, рабочая сила. Это люди, способные участвовать в производстве, имеющие для этого необходимые знания и навыки, совокупность их умственных и физических способностей.
Характеристика труда:
Интенсивность труда – то есть напряжённость, расходование рабочей энергии на единицу времени
Производительность труда – то есть результативность, которая определяется количеством и качеством произведённой продукции за единицу времени.
ЗЕМЛЯ.
Земля — все виды природных ресурсов, используемых в процессе производства: земля, природные ископаемые, животный и растительный мир.
КАПИТАЛ.
Капитал – это всё, что приносит владельцу доход:
Капитал бывает:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Предпринимательские способности – способности, которые необходимы для эффективной экономической деятельности: умение правильно, рационально комбинировать факторы производства, умение брать ответственность на себя, принимать решения и отвечать за них, рисковать, использовать инновации.
ИНФОРМАЦИЯ.
Информация — в последние десятилетия информация играет большую роль в экономической деятельности, поэтому иногда её тоже называют фактором производства.
Факторные доходы.
Факторные доходы – это доходы, получаемые от использования факторов производства.
Факторы производства | Доходы |
труд | заработная плата |
земля | рента (плата за использование земли) |
капитал | проценты |
предпринимательские способности | прибыль |
Производительные силы общества.
Производительные силы общества – это всё, что задействовано в процессе производства, совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.
Производительные силы:
Средства производства = предметы труда (из чего производят материальные блага) + средства труда (чем, с помощью чего они производятся).
БЛАГА.
Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям.
Экономические блага.
Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические потребности человека.
Блага служат для удовлетворения экономических потребностей.
Экономические потребности — то мотивы, то, что побуждает к экономической (производственной) деятельности.
Виды экономических потребностей:
ПОТРЕБНОСТИ:
РЕСУРСЫ:
Невозможно удовлетворить ВСЕ потребности человека.
Необходимо выбирать наилучший вариант использования ресурсов, обеспечить максимальный результат при минимальных затратах.
Выбор в экономике – выбор наилучшего варианта из альтернативных вариантов деятельности, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Потребности и ресурсы
Урок 15. Обществознание 8 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Потребности и ресурсы»
В одном из задачников по экономике авторы предложили школьникам решить такую задачу: «Исследовав свою бороду, старик Хоттабыч обнаружил, что волоски, которые он вырывает для исполнения своих желаний, тут же отрастают заново. Есть ли у него необходимость изучать экономику?»
Позже мы с вами ответим на этот вопрос. Но прежде давайте разберёмся, что такое экономика.
Термин «экономика» употребляется в нескольких значениях.
Экономикой называют сферу общественной жизни, которая связана с производством, обменом и потреблением благ, необходимых человеку и обществу для жизни.
Часто под экономикой понимают народное хозяйство той или иной страны, региона. Мы можем говорить, например, об экономике России, США, Японии или, скажем, Западной Европы.
Какие же потребности есть у людей, и какими ресурсами они располагают?
Потребности и ресурсы
Потребность – это нужда человека в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни. Потребности бывают разные: материальные, духовные, социальные. Вы уже, вероятно, слышали об американском психологе Абрахаме Маслоу, который составил так называемую пирамиду потребностей. Он считал, что их можно разделить на пять основных категорий:
· физиологические потребности: голод, жажда, стремление к продлению рода;
· потребность в безопасности: комфорт, защищённость, свобода от страха и неудач;
· социальные потребности: общение, привязанность, совместная деятельность, забота о других и внимание к себе;
· потребности в признании со стороны других, уважении к себе и самоуважении;
· потребности в самовыражении и самореализации.
Потребности людей зависят от тех условий, в которых они живут. Вряд ли жители жарких тропиков испытывают такую же острую нужду в шубах и тёплых сапогах, как россияне, живущие за Полярным кругом. Потребности меняются и со временем. У ваших бабушек и дедушек, например, когда они были в вашем возрасте, не было потребности в телефонном аппарате, который поддерживает две сим-карты, технологию GPRS/WAP и звонки на Скайп. Наверное, они даже и представить не могли, что когда-нибудь такие потребности в принципе возникнут.
Но одну общую для всех времён и народов тенденцию мы можем выделить: потребности людей постоянно растут. По мере удовлетворения одних потребностей возникают новые. Помните сказку «О золотой рыбке»? Сначала старухе было вполне достаточно нового корыта, затем понадобился новый дом, затем она захотела стать дворянкой. И чем всё это закончилось, вы тоже, вероятно, помните.
В принципе, в росте потребностей нет ничего плохого. Если бы этого роста не было, общество бы не развивалось, застыло на одном уровне. Следом за возникновением новых потребностей начинают появляться идеи, как их удовлетворить.
Проблемы связаны с тем, что для удовлетворения растущих потребностей надо использовать больше ресурсов.
Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ.
· Труд – способность человека производить те или иные жизненные блага.
· Земля – природные ресурсы: почва, вода, воздух, леса, полезные ископаемые.
· Капитал – средства, которые используются для производства какой-либо продукции: техника и оборудование, электро- и газопроводы, или деньги, на которые всё это можно купить.
Иногда добавляют ещё 2 вида ресурсов:
· предпринимательство – организаторские способности людей, необходимые для управления производством;
· информация – знания, накопленные человечеством; в последнее время особую роль в производстве играет научная информация.
Ограниченность ресурсов и экономический выбор
Все виды ресурсов не бесконечны. Общество всегда сталкивается с проблемой их ограниченности. И ему всегда приходится делать выбор, каким образом их выгоднее всего использовать, какие потребности стоит удовлетворить в первую очередь.
Например, на одном и том же участке земли можно вырастить фруктовый сад, или заняться земледелием, или использовать эту землю как пастбище для скота. А можно построить дом или, скажем, базу отдыха. Но нельзя всем этим заниматься одновременно на одном участке.
Когда дома вы планируете расходы вашего бюджета, вы понимаете, что на конкретную сумму денег можно приобрести одну конкретную вещь. Ну, или две конкретные вещи подешевле, вместо первой.
То же самое происходит, когда вы решаете, как потратить такой драгоценный ресурс, как ваши время и силы. Учиться на инженера или врача, а может быть стать строителем? Потратить свободное время на лыжную прогулку, поход с друзьями на премьеру фильма или поиграть в компьютерные игры? Как иногда бывает обидно, что нельзя раздвоиться и успеть повсюду.
Свободные и экономические блага
Ресурсы необходимы для производства жизненных благ. Под этим термином экономисты понимают средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности. Жизненные блага человек может получить от природы или произвести сам.
Длительный период человеческой истории был связан с присваивающим хозяйством, когда человек брал у природы в готовом виде то, что помогало ему выжить. Или почти в готовом. Добытое на охоте мясо люди, в отличие от животных, могли поджарить на костре. И копья, с помощью которых они добывали, например, мамонта, в готовом виде тоже в природе не встречаются.
Но после неолитической революции, с переходом к производящему хозяйству, доля потребляемых природных благ стала сокращаться. Люди производили всё больше продуктов, которых в готовом виде не существует. Разумеется, это не означает, что значимость природных ресурсов для человека уменьшилась. Всё, что мы используем, в конечном счёте, изготавливается из сырья, получаемого нами от природы.
Свободные и экономические блага
Те блага, которыми человек может пользоваться бесплатно, которые доступны для всех, для производства которых не нужно тратить те или иные ресурсы, нести затраты – вода, солнечный свет, воздух – называют свободными. Их в природе не так уж много. Как говорится, «воздухом сыт не будешь».
Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, для производства которых необходимы ресурсы, называют экономическими. Их можно разделить на предметы потребления – то, что люди используют для удовлетворения личных потребностей – пища, одежда, жильё, предметы быта, те же мобильные телефон; и средства производства – то, что используется для производства других благ – сырьё, техника и оборудование, транспорт, здания заводов, фабрик.
Альтернативная стоимость (цена выбора)
Поскольку мы вместе со своими растущими потребностями живём в мире ограниченных возможностей, нам нужно научиться делать рациональный, то есть разумный, осознанный, выбор. Что он был правильным, необходимо сравнить наши возможные приобретения с нашими возможными потерями. Например, ваши родители предложили в качестве подарка на ваш день рождения планшет, велосипед или модный костюм.
Конечно, хотелось бы и то, и другое, и третье. Но нужно выбрать что-то одно. Планшет даст вам возможность погружаться в виртуальный мир в любое свободное время, где бы вы ни находились, но тогда придется отказаться от возможности щегольнуть в новом костюме на дискотеке или, может быть, перед той самой девочкой. Также придется отложить мечту стать в своим в компании велобайкеров. Вы выберете то, что для вас наиболее важно в данный момент, выстроите так сказать иерархию ценностей. Допустим, байк – это самое желанное, планшет – на втором месте, ну а модный костюм – на последнем. В конце концов, не одежда красит человека. Велосипед стал тем благом, который вы получите. Но за каждый выбор приходится платить свою цену. Экономисты называют эту цену альтернативной стоимостью. В описанном нами случае ею станет планшет, как самый лучший, самый предпочтительный для вас из невыбранных вариантов.
· Экономическая наука изучает способы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
· Потребность – это нужда человека в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни.
· Ресурсы – это всё то, что необходимо для производства жизненных благ. Основные виды ресурсов – труд, земля и капитал.
· Свободные блага – те, которыми человек может пользоваться бесплатно, которые доступны для всех.
· Экономические блага – те, для производства которых нужно нести затраты.
· Альтернативная стоимость – это лучшая из упущенных выгод. (Та выгода, которую мы могли бы получить от лучшего из невыбранных вариантов расходования ресурсов)
Мы живём в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому, в отличие от старика Хоттабыча, чьи ресурсы неисчерпаемы, нам надо учиться делать выбор, на что именно их потратить. Хоттабыч может изучать экономику из чистой любознательности, а нам экономические знания жизненно необходимы.
3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и масштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ.
Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.
Существуют следующие виды экономических ресурсов:
1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;
2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;
3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;
4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;
5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.
В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» – экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.
Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необходма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо).
Важным видом природных ресурсов является минеральное сырье – уголь, природный газ, нефть, металлические руды, фосфаты, калийные соли. Распределение этого ресурса неравномерно как внутри национальной экономики, так и на мировом уровне. Природные ресурсы разделяют на:
1) разведанные. Добыча их уже ведется;
2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;
3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.
По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.
Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Из этого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.
Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.
Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками.
Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.
Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.
В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4.4.2. ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РИСКОМ
4.4.2. ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РИСКОМ Для снижения кредитного риска, а следовательно, повышения качества кредитов, банку необходимо контролировать качество обеспечения кредита.Обеспечением возвратности кредита называют конкретный
4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором
4. Взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля компании Взаимодействие с внешним аудитором Руководитель внутреннего аудита координирует взаимодействие внутреннего аудита с внешним аудитором
28. Взаимодействие банков и предприятий
28. Взаимодействие банков и предприятий Более тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными институтами создает возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса.Развитая банковская система России имеет небольшой опыт
51. Взаимодействие ЦБ РФ с кредитными организациями
51. Взаимодействие ЦБ РФ с кредитными организациями ЦБ РФ в банковской системе выступает:•?главным государственным органом по управлению этой системой;•?кредитной организацией;•?субъектом банковского надзора.Вместе с тем ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных
Взаимодействие с конкурентами
Взаимодействие с конкурентами Мы с вами уже успели согласиться с тем, что наличие конкурентов совсем не обязательно является злом. Напомню, что сам факт того, что кто-то вообще занимается тем бизнесом, которым решили заняться и вы, говорит о том, что дело непровальное.Но
4.4. Взаимодействие институциональных соглашений
4.4. Взаимодействие институциональных соглашений Вертикалыгая интеграция. В предыдущих разделах были рассмотрены некоторые аспекты замещения рыночных отношений внутрифирменными в связи с принятием индивидами решений о добровольном объ-единения для производства
Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства
Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Назначение данной главы состоит в том, чтобы:– познакомить читателя с естественными и социальными условиями жизни;– рассмотреть условия функционирования производства;– выяснить,
Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства
Глава 2 Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Теория производства Занятие 3 Естественные и социальные условия жизни. Закон редкости. Граница производственных возможностей Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем,
11. Экономические ресурсы: их виды.
11. Экономические ресурсы: их виды. Большое значение в национальной экономике имеют экономические ресурсы, которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и мае-штабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСТАВЩИКАМИ Осуществляя контакты по первому из указанных направлений, т. е. взаимодействуя с внешней средой, предприниматели, как правило, стремятся, с одной стороны, сформировать положительное впечатление о своей фирме, а с другой – добиться от
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ Во взаимодействиях с потребителями психологические и эмоциональные факторы занимают одно из ведущих мест. Достаточно вспомнить о рекламе. Подавляющее большинство рекламных роликов на телевидении практически ничего не сообщает о
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНКУРЕНТАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОНКУРЕНТАМИ Как правило, взаимодействовать с конкурентами напрямую предпринимателям приходится не так уж часто. Скорее, осуществляется отслеживание шагов, предпринимаемых конкурентами, и разрабатывается собственная конкурентная политика с учетом
Взаимодействие
Взаимодействие 8. Изучите мнение собеседника. Хотя в фазе взаимодействия в процессе конфронтации – один-единственный шаг, именно в ней и происходит основная часть разговора. Вы пригласили собеседника высказаться, и теперь вы слушаете его. Именно в это время вы
Крах, взаимодействие или медиачистилище?
Крах, взаимодействие или медиачистилище? Мы в чистилище, и у нас пока нет четких и ясных правил.Специалисты по новым медиа делают большую ошибку, когда ставят на проигрыш телевидения (возможно, вы помните, что, когда интернет начинал приобретать массовую популярность,
Действие и взаимодействие
Действие и взаимодействие Рекламодатели в Интернете продолжают искать способы представления драматического действия на экране ПК для того, чтобы сделать свою рекламу еще более привлекательной. Например, Ford использовала баннер на домашней странице Yahoo! с привычным