Что такое ревитализация в архитектуре
Ревитализация промышленных объектов: создаем из завода креативный кластер
Понятие «ревитализация» традиционно используется в области медицины и косметологии – врачи проводят процедуры, оздоравливающие и оживляющие кожу или организм в целом.
В последнее время это понятие активно используется в области строительства и архитектуры и стало особенно актуальным в период массового закрытия производственных предприятий. Процесс ревитализации позволяет реконструировать промышленные здания и сооружения, при этом изменив само назначение этих сооружений. Например, возрожденные заводы и фабрики, которые некогда производили ткани, стекло или пищевые продукты, становятся офисными центрами, жилыми помещениями и даже культурными кластерами.
Меняется концепция самого промышленного сооружения – это позволяет улучшить облик городского пространства, избавить его от обветшалых промышленных объектов и благоустроить территорию. С точки зрения бизнеса, ревитализация является эффективным инструментом управления недвижимостью. Наряду с процедурой редевелопмента, которая предполагает широкомасштабные изменения объекта и как следствие значительные капиталовложения, ревитализация позволяет найти новые и более эффективные способы монетизации бывших промышленных сооружений.
Отсутствие капитальных работ позволяет сократить период от начала проведения ревитализации до запуска объекта с обновленной концепцией. Не стоит забывать о том, что многие промышленные объекты имеют статус памятников архитектурного наследия – многим из них 100-150 лет. Но при этом такие здания не используются по назначению, а их снос запрещен. Вдохнуть вторую жизнь и при этом не нарушить исторический облик позволяет проведение процедуры ревитализации, которая действует щадящим образом по сравнению с другими методами редевелопмента.
За рубежом ревитализация промышленных объектов набирает все большие обороты. Один из наиболее интересных примеров ревитализации в Европе – бывшая мануфактурная фабрика Manufactura, расположенная в городе Лодзь (Польша). Благодаря хорошей маркетинговой составляющей, Manufactura стала одним из самых успешных проектов по восстановлению производственных объектов.
Комплекс общей площадью 110 000 м², включающий 300 концептуальных помещений, стал главной культурной достопримечательностью небольшого города Лодзь. Благодаря проведенной ревитализации и изменению концепции одного промышленного комплекса, город стал одним из популярных туристических центров Польши.
В Великобритании на территории промышленного комплекса был создан Шеффилдский Культурный Промышленный квартал, где располагаются творческие компании. В рамках квартала находятся Йоркширские Студии Пространственных Искусств, Аудио-визуальный Центр предпринимательства, ночной клуб Leadmrll, Студии Управления, Научный парк Sheffild, галерея Site Photography, комплекс Кино зала. Также площади арендуют около 300 компаний, чья специализация связана с кино, музыкой, телевидением, дизайном и информационными технологиями.
В качестве российского успешного примера ревитализации можно привести московский Дизайн-завод «Флакон» – бывшая фабрика по производству стекольных изделий завод Хрустальный им. Калинина. Ревитализацию объекта проводила группа компаний «Realogic» под руководством российского предпринимателя Николая Матушевского.
В 2009 году группа компаний выкупила заводские помещения и создала творческое пространство, призванное объединить дизайн, моду, архитектуру и другие направления креативного бизнеса. За четыре года существования Дизайн-завода «Флакон», организаторы создали творческий кластер в области промышленного дизайна в рамках офисного центра в стиле loft.
Реконструированные заводские пространства служат местом для расположения шоу-румов дизайнерских товаров, творческих мастерских, креативных агентств, также на «Флаконе» поводятся выставки, презентации, концерты, а также другие культурные мероприятия. Таким образом, группе компаний «Realogic» удалось создать на ревитализованной территории современный креативный кластер, пользующийся устойчивым спросом в среде творческой молодежи.
Что касается процедур, которые были реализованы в рамках перепрофилирования завода, то можно выделить пять основных этапов. Во-первых, была разработана концепция ревитализации территории, включая бизнес-модель и способы ее монетизации. Во-вторых, территория бывшего завода была благоустроена, было выполнено зонирование и навигация.
Третий этап включал в себя создание инфраструктурных объектов – площадок для проведения мероприятий, дизайн-мастерские, торговые площадки и др. На четвертом этапе создатели Дизайн-завода «Флакон» сформировали сообщество внутри объекта и определили основные инструменты коммуникации этого сообщества. На заключительном этапе была разработана и реализована стратегия продвижения объекта, установлены партнерские взаимоотношения с ключевыми игроками пространства.
Вышеперечисленные примеры – европейские и российский иллюстрируют тенденцию к переосмыслению промышленных территорий, которые были выведены из эксплуатации.
Ревитализация территории промышленных предприятий
Понятие «ревитализация» традиционно используется в области медицины и косметологии – врачи проводят процедуры, оздоравливающие и оживляющие кожу или организм в целом.
В последнее время это понятие активно используется в области строительства и архитектуры и стало особенно актуальным в период массового закрытия производственных предприятий. Процесс ревитализации позволяет реконструировать промышленные здания и сооружения, при этом изменив само назначение этих сооружений.
Актуальность проблемы реновации промышленных зон возрастает в связи с увеличением численности городов, что приводит к необходимости поиска новых градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных и инженерно-технических решений. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с развитием концепции «умный город». Предлагаем проведение ревитализации депрессивных производственных зон современного города на основе строительства технопарков, поскольку их создание на основе взаимовыгодного симбиоза науки и производства является эффективным способом системного обновления города и достижения высокого уровня комфорта, энерго-эффективности и защиты окружающей среды.
Понятие о ревитализации
Ревитализаация (от лат. re… — возобновление и vita — жизнь, дословно: возвращение жизни) в контексте урбанистики обозначает процесс воссоздания и оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды.
Ревитализация зародилась в развитых странах во второй половине XIX века, оказав значительное влияние на облик, инфраструктуру и демографическую ситуацию многих городов. Ревитализация может предполагать перемещение промышленных предприятий, переселение людей и изменение функционального назначения тех или иных городских пространств и построек.
Концепция ревитализации городских пространств возникла в Англии в XIX веке как реакция на сопутствующие индустриализации и урбанизации всё более тесные и антисанитарные условия в городах. Возникшая доктрина ревитализации предполагала улучшение социально-экономической обстановки и жилищных условий в отдельно взятом городе. Параллельно с Британией, спрос на ревитализацию появляется и во Франции, где в 1853 году барон Жорж Эжен Осман был нанят для перепланировки Парижа (процесс вошёл в историю как «османизация Парижа»).
В 1850-е годы ревитализация предполагала обновление города путём расселения трущоб и масштабного строительства новых жилых домов, что неоднократно делалось в Лондоне во второй половине XIX века. Процесс получил дополнительный импульс благодаря изданному Парламентом в 1875 году закона об общественном здравоохранении, что санкционировало участие властей. К примеру, в 1890 году Совет Лондонского графства постановил расселить и перестроить часть бедняцкого Ист-Энда площадью 15 акров.
Если ревитализация в XIX веке предполагала изменение облика городов путём улучшения жилищных условий (в первую очередь для рабочих, число которых возрастало по мере индустриализации), то в настоящий момент данное явление обозначается термином джентрификация, а понимание ревитализации несколько видоизменилось, и теперь это, в первую очередь, преобразование объектов городского пространства, утративших свою первоначальную функцию в силу изменения потребностей общества, но при этом имеющих историческую ценность, не позволяющую их уничтожать. Большой популярностью пользуется ревитализация уже недействующих промышленных комплексов, находящихся в черте города, что связано с противоречиями между потребностями общества и сложившейся структурой городской среды. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилые помещения — лофты. Степень изменения городской среды в процессе ревитализации зависит от степени ценности историко-культурных объектов
Концепция ревитализации городских пространств возникла в Англии в XIX веке как реакция на сопутствующие индустриализации и урбанизации всё более тесные и антисанитарные условия в городах.
В 1850-е годы ревитализация предполагала обновление города путём расселения трущоб и масштабного строительства новых жилых домов, что неоднократно делалось в Лондоне во второй половине XIX века.
В настоящее время понятие ревитализации представляет собой преобразование объектов городского пространства, утративших свою первоначальную функцию в силу изменения потребностей общества, но при этом имеющих историческую ценность, не позволяющую их уничтожать.
Большой популярностью пользуется ревитализация уже недействующих промышленных комплексов, находящихся в черте города. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилые помещения — лофты или общественные пространства.
Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек
комплексный подход с целью сохранения памяти места;
реконструкция и изменение функции промышленных зданий и сооружений;
изменение облика промышленного сооружения;
разработка элементов инфраструктуры упорядочивающих туризм и научную деятельность
забота об экологии и как следствие — привлечение инвестиций
развитие туристической инфраструктуры
Потенциал неиспользуемых промышленных объектов
У промышленных объектов есть особенности, которые делают их ценным материальным и эмоциональным ресурсом для развития постиндустриальных городов
Свободный земельный ресурс и фонд застройки (Появление неиспользуемых земельных участков в городской черте и присутствие там фонда застройки открывают широкие возможности для их использования и позволяют перейти от экстенсивного к интенсивному развитию)
Просторные помещения (Промышленные постройки это в своей основе большепролетные помещения с высокими потолками (5 м и более).
Развитые инженерные коммуникации (Как правило, промышленные объекты хорошо обеспечены инженерными коммуникациями: есть электричество, водо- и теплоснабжение, собственные котельные и трансформаторные подстанции.
Необычный индустриальный ландшафт (на территориях промышленных объектов, как правило, сложился индустриальный ландшафт со своими особенностями рельефа и обилием всевозможных оборудований, агрегатов и механизмов)
Преимущества расположения (чаще всего, промышленные объекты располагаются вблизи водотоков и водоемов)
Транспортная доступность (Индустриальные пространства подразумевают наличие развитой дорожной сети, железнодорожных веток, налаженных маршрутов общественного транспорта)
Особая планировочная структура (Промышленные объекты, как правило, располагаются на замкнутых, обособленных территориях)
Высокий уровень локальной идентичности (История многих промышленных объектов тесно связана с историей городов, где они расположены, и судьбами горожан. Особенно это важно для моногородов, где обе эти истории неразделимы. Ветераны труда сохраняют эмоциональную привязанность к фабрике, заводу, шахте, которым они отдали много лет жизни, и после закрытия предприятий. Укорененность таких объектов в локальной культурной традиции означает их высокий потенциал для ревитализации с позиций преемственности и связи поколений).
Открытость экспериментальным практикам (Размеры, необычность и обособленность промышленных объектов от городского окружения значат, что они могут свободно принимать у себя нестандартные формы досуга или творческих практик, которым по разным причинам нет места в городе: экстремальные виды спорта, шумные массовые мероприятия, нестандартные формы досуга, современное искусство, и пр.
В зависимости от предполагаемого изменения функционального назначения можно выделить следующие способы преобразования депрессивных промышленных зон:
Экологическое состояние бывших промышленных зон
В процессе преобразования промышленных территорий следует учитывать экологическое состояние.
Необходимо учитывать загрязнение почв, вод – отходами, тяжелыми металлами, Нефтепродуктами и другими токсичными веществами, оказывающее отрицательное воздействие как на организм человека, и как приводящие к деградации земель.Для озеленения бывших промышленных зон можно использовать технологию фиторемедиации.
Фиторемедиация – это процесс использования растений для очищения загрязненной почвы, грунтовых, поверхностных вод и воздуха. Зеленые насаждения используются для снижения угроз, которые несут загрязнения, для нейтрализации загрязняющих веществ и очищения загрязненных территорий.
Растениями-фильтраторами могут быть: растения из семейства бобовые (люпин, душистый горошек), улучшить почвы с повышенным содержанием свинца. Крестоцветные (горчица, левкой). Страусник обыкновенный способен поглощать из почвы ионы кадмия.
Для защиты воздушной и водной сред часто высаживают различные виды тополя, клена, каштана, липы. Осину, различные виды берез, сосну используют при проведении комплексных работ по фитомелиорации – очистке почвы от нефти и нефтепродуктов.
Примеры зарубежных ревитализаций промышленных территорий
Ландшафтний парк Дуйсбург-Норд
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд» (нем. Landschaftspark Duisburg-Nord) — парк в немецком городе Дуйсбург, открытый в 1994 году на территории закрытого металлургического завода «Мейдеріх хютте». Площадь парка составляет 228 га. Автор проекта — ландшафтный архитектор Питер Лац
Строительство завода было начато компанией «Аугуст Тиссен» в 1901 году. Он непосредственно прилегал к угольным месторождениям, которые компания приобрела ранее. На момент закрытия завода в 1985 году из-за избытка производственных мощностей на европейском рынке черной металлургии, завод хотели просто снести, но местные активисты отстояли идею создания ландшафтного и индустривального парка.
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд» это впечатляющий пример обновления и повторного использования территории. В парке есть игровые площадки, кафе, зверинец и прочее. В старом здании администрации завода, построенном в 1907 году, устроен хостел на 140 мест. Этот пример, иллюстрирует важность исторических зданий, присущих конкретной местности, сохранение и креативного использования.
С момента закрытия завода все здания и постройки остались на своих местах, просто их приспособили для отдыха и прогулок. А окружающую территорию засадили деревьями. Проектировщики парка везде оборудовали удобные и безопасные проходы, чтобы по всей территории парка можно было спокойно гулять. Во многих местах можно проехать на велосипеде или с коляской. В месте, где скапливается вода, тоже проложили дорожки, чтобы можно было пройти, не намочив ноги.
В парке есть целая биологическая станция, в которой научные сотрудники изучают флору и фауну и участвуют в обслуживании парка. Используют технологию фиторемедиации. Бывшие заводские помещения и сооружения приспособлены под огороды и сады. В парке есть искусственные водоемы (очистительные сооружения) и каналы
Имеются детские площадки, оснащенные интерактивными площадками, например, в синем контейнере устройство, которое подает воду и с помощью вентиля можно поднять воду наверх и пустить по всей площадке. Вода из контейнера стекает в систему каналов и потом уходит в песок. Направление воды можно изменять.
Из трех доменных печей (было всего 5), что остались, свободный доступ существует только на доменную печь № 5, преобразована в смотровую площадку для посетителей. Сюда поднимаются по железной лестнице. Здесь можно посмотреть на город Дуйсбург
Парк «Дуйсбург-Норд» превратился в важный общественный парк отдыха для жителей Дуйсбурга. Кроме того, здесь время от времени проводятся или проводились концерты классической музыки, ярмарки, фестивали и тому подобное.
Один из наиболее интересных примеров ревитализации в Восточной Европе – бывшая мануфактурная фабрика Manufactura известного лодзинского фабриканта Израиля Познаньского, расположенная в г. Лодзь (Польша).
В середине XIX века Израиль получил от отца (крупного лодзинского текстильного купца) наследство и приумножил его. После чего Израиль основал в Польше фабрику хлопчатобумажных изделий, на которой работало около 10 тыс. работников. О размерах фабрики можно судить по историческим данным, согласно которым в конце XIX века фабрика занимала площадь в 30 гектаров.
Проект адаптации старой фабрики разработали архитекторы из бюро «Virgile&Stone» и «Sud Architectes».
После проведенной ревитализации Manufactura стала крупнейшим торгово-развлекательным центром не только в Польше, но и во всей Центральной Европе.
Ядром Manufactura является рекреационно-развлекательный центр, в его состав которого входят: кинотеатр с 15 залами (включая 3D-зал), роллердром, скейт-парк, стена для скалолазания, боулинг, аренa лазерных игр и другие интересные культурно-развлекательные объекты. На территории фабрики можно посетить несколько музеев (Музей города Лодзь, Музей фабрики и Музей современного искусства «MS2»), а также театр.
Редизайн бывшей фабрики: частичное изменение фасада, добавление витражных окон, ярких акцентов для привлечения не только жителей, но и туристов.
Благодаря проведенной ревитализации и правильного позиционирования бывшего промышленного комплекса, город Лодзь стал одним из самых популярных туристических центров Польши.
Gasometers in Vienne / ГазометрывВене
Газометры были построены в Вене между 1896 и 1899 годами. Изначально эти громоздкие здания (62 м внутренний диаметр и 72 метра высотой) служили резервуарами для газа, но в 1970 году они стали не востребованы и всё техническое оборудование было удалено. Осталась кирпичная оболочка и 90000 кубометров внутреннего пространства, охраняемые как памятники архитектуры.
В 1995 году было принято решение о преобразовании функции существующих газометров в жилье и торгово-деловые помещения. После проведенного конкурса определись 4 архитектурных мастерских, каждая из которых взяла для работы одно из 4-х зданий
Газометр А, У Jean Nouvel внутренняя часть состоит из 9-ти сегментов, расположенных по кругу, с небольшим отступом от существующих стен. Здесь располагается 14-этажное жилье. Внутри расположен торговый центр, перекрытый куполом, имеющий связь со всеми 4-мя газометрами, окруженный газоном и растительностью.
Газометр «B» был поручен мастерской Куп Химелбау (Coop Himmelb(l)au). Если все остальные архитекторы формировали только внутренние объемы, то Вульф Прикс предложил дополнить 3 новых формы, причем одну из них — снаружи, тем самым показывая современную архитектуру тем, кто не попадает внутрь комплекса. Внутри здания – цилиндрический объем с офисами, снаружи — ломаная плоская форма-экран, также с офисными помещениями, а на 1-м этаже располагается многофункциональный зал для общественных мероприятий, магазины и развлечения.
Газометр С, В проекте Манфред Уэхдорн архитекторы (Manfred Wehdorn architects) внутри газометра пространство разделено на 8 секторов, каждый из которых по высоте делится на функциональные зоны: жилье, офисы, торговля, паркинг (сверху вниз). Двор над гаражом перекрыт большим стеклянным куполом, образуя рекреационную общественную зону.
Эти здания были своего рода кульминацией промзоны. Абсолютно замкнутая, самодостаточная структура, возвышающаяся над складами и пустырями. После реконструкции они стали символом всего района. Только теперь это не заброшенные скелеты, а привлекательные офисы, квартиры и магазины.
Примеры отечественных ревитализаций промышленных территорий
В России интерес к ревитализации промышленных объектов появляется в середине 2000-х и усиливается на волне финансового кризиса 2008г.
В качестве успешного российского примера реновации можно привести московский Дизайн-завод «Флакон».
Завод «Хрустальный имени Калинина», построенный в первой половине 20 века, был преобразован во время перестройки в предприятие «Флакон-Москва-Париж», где выпускались флаконы для духов. В 2007 году полуразрушенный завод перешел в управление группы компаний «Realogic» под руководством российского предпринимателя Николая Матушевского.
В середине 2009 года было принято решение о ревитализации (оживлении) объекта под брендом Дизайн – завод «Флакон», основная миссия которого – формирование креативного кластера в области дизайна и творческих индустрий. Была создана новая инфраструктура, облагорожена территория, разработана стратегия развития Дизайнзавода «Флакон».
Территория Дизайн-завода «Флакон» полностью реконструирована и переосмыслена, а главный лозунг пространства «Творите, что хотите!». Креативная атмосфера поддерживается за счет многочисленных выставок, семинаров, воркшопов, зон для свободного арт-искусства, граффити, фестивали и многое другое.
Реконструированные заводские пространства в настоящее время стали популярным местом для работы и отдыха творческой молодежи. Здесь расположены шоу-румы, офисные помещения креативных компаний в сфере дизайна, моды и архитектуры, пространства для творческих мастерских, 3 кафе, бар, открытый бассейн.
Группе компаний «Realogic» удалось создать на ревитализованной территории современный креативный кластер, пользующийся устойчивым спросом в среде творческой молодежи.
«Новая Голландия», Санкт-Петербург
Нельзя не сказать о питерской «Новой Голландии». Это рукотворный остров в дельте Невы. В разное время там располагались склады для хранения корабельного леса, морская тюрьма, кузница, бассейн для проведения опытов. Во время Первой Мировой войны на этой территории была радиостанция морского штаба, а в Советский период- склады Ленинградской военно-морской базы.
В 2014 году на основе успешно выполненного генерального плана WorkAC голландская компания West 8, специализирующаяся на ландшафтном дизайне, разработала проект реставрации и реорганизации острова.
Сегодня это популярная зона отдыха горожан и туристов, место проведения фестивалей культуры и искусства и других интересных событий.
Этот музей не имеет аналогов в России и мире, поскольку расположен на действующем производстве, заводе слоистых пластиков. Его продукцией были отделаны бесчисленные лифты, поезда, эскалаторы и даже кухонные столешницы в СССР.
Идея музея родилась летом 2011г. после граффити-вечеринки в одном из заброшенных в 1990-е цехов и была реализована в 2014г. Nimloft—производное от аббревиатуры НИМ: Новая Ивановская мануфактура. Музей учрежден небольшой группой энтузиастов во главе с председателем совета директоров ОАО «Завод слоистых пластиков» Дмитрием Зайцевым. Он также является председателем попечительского совета музея.
Территория музея разделена на две зоны: зону общественных мероприятий—здесь проходят временные выставки, перформансы, фестивали, спортивные мероприятия и пр., и постоянную экспозицию, собрание монументальных настенных росписей.
В целом, нимлофт – это пример системного подхода к задачам ревитализации. Новая жизнь места ориентирована на историю фабрики и развитие индустрии моды.
Предложения по ревитализации бывших промышленных предприятий в Нижнем Новгороде
Расположен в Автозаводском районе пр-т Молодежный, дочернее предприятие ОАО «Горьковский Автомобильный Завод». На данный момент признано банкротом и уже несколько лет находится в продаже. Выпуск продукции прекращён с 2004 года.
Состояние цехов всего комплекса достаточно хорошее, кое-где сохранились остатки оборудования. Административные здания также находятся в весьма приличном состоянии.
Расположен на съезде метромоста в Нижегородском районе, улица Гаршина. История этого завода началась еще в 1870-ые годы. С 1871 по 1872 Емельян Григорьевич Башкиров строит фабричное многоэтажное здание крупчатой паровой вальцовой мельницы.
В 1885 году корпус мельницы переоборудовали. Уже в 1887 был построен второй пятиэтажный корпус, который в 1902 году достроили ещё на два этажа. В 1914 году началось строительство третьего корпуса, так же перестраиваются и расширяются хозяйственные помещения. В 2007 году завод перестал работать, и его территория оказалась заброшена.
Мукомольный завод в 2019 году принимал участие в интерволс INTERVALS — международный фестиваль аудиовизуального искусства, в рамках фестиваля культовые международные, российские, локальные художники и музыканты объединятся для того, чтобы познакомить самую широкую аудиторию с миром медиаискусства.
Вывод территории бывших промзон можно использовать под общественную и рекреационную зоны.
В целом, можно заключить, что ревитализация — это комплексный процесс реорганизации, оживления городской среды, который включает в себя проработку ее и как целой взаимосвязанной системы, так и отдельно составляющих ее элементов: транспортного каркаса и городской застройки.
Мировой опыт показывает актуальность ревитализации общественных пространств с учетом внедрения современных методов архитектурно-планировочной организации и внедрения метода ландшафтного урбанизма.
Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм с учетом их современных функций.
Понятие о ревитализации [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ревитализация_(урбанистика)
Абдураманова э.н. Мировой опыт ревитализации общественных городских пространств // молодежный научный форум: технические и математические науки: электр. Сб. Ст. По мат. Xxxi междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 2(31)