Что такое ринолалия в логопедии

Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Ринолалия у детей – неправильное произношение звуков из-за нарушения резонирования вследствие особого строения речевого аппарата. Для лечения болезни, кроме челюстно-лицевого хирурга, психолога, отоларинголога и ортодонта, привлекается логопед.

Причины ринолалии

Ринолалия бывает не только врожденной, но и приобретенной. Функциональная ринолалия в некоторых случаях провоцируется удалением аденоидов, полипами, искривлением перегородки носа, опухолями в районе носоглотки, подражанием гнусавой речи и неврологическими заболеваниями.

Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Диагностика ринолалии

Детский логопед, проводя обследование ребенка с ринолалией, оценивает строение носоглотки и степень нарушений голоса. Исследуется дыхание, произношение звуков, фонематика, состояние лексики, чтения и письма (в школьном возрасте).

На основании мед. диагностики и обследования речи составляется план занятий коррекционной работы ринолалии.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

Источник

Ринолалия

Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.

Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Характерные особенности ринолалии

При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.

Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.

Для этого нарушения характерно:

Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:

Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.

Открытая ринолалия

Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Она бывает нескольких видов:

Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).

Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.

Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.

Функциональная открытая ринолалия может быть:

При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Основные симптомы

У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.

К другим характерным признакам относятся:

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:

Основные причины возникновения ринолалии

Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.

Факторы окружающей среды:

Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Диагностика

Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.

Среди инструментальных исследований проводятся:

В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.

Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Коррекция ринолалии

При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:

При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.

Логопедическая работа при ринолалии

Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.

В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.

Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.

С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).

После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).

Проводится следующая коррекционная работа:

После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.

Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).

Источник

Ринолалия

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Общие сведения

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Классификация

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма. На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник

Ринолалия

Ринолалия – это тяжелое речевое расстройство, при котором отмечается тотальное нарушение звукопроизношения специфического характера и открытый носовой оттенок голоса, вследствие патологии небно-глоточного затвора.

💡В отечественной логопедии выделены три формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная («Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, 1989).

📌 В случае если у ребенка с расщелиной неба отмечается закрытый носовой (гипоназальный) или смешанный (гипер-гипоназальный) оттенок голоса, то и возможное при этом нарушение звукопроизношения не имеет специфического характера и не отличается тотальностью, а, следовательно, и логопедическое заключение в данном случае будет каким-либо другим, но не «ринолалия».

🔻 Нарушение дыхания.
🔻 Нарушение небно-глоточного смыкания.
🔻 Открытый носовой оттенок голоса.
🔻 Изменение положения и активности тела языка
🔻 Дискоординация мышц органов артикуляционного аппарата.
🔻 Тотальное нарушение звукопроизношения.

Рассмотрим более подробно каждый из симптомов!

🔺 Артикуляционные смычки и щели осуществляются на уровне глотки и даже гортани.
🔺 Устная речь крайне не разборчива, похожа на поток глоточных щелчков и замен на глоточный и носовой выдох.
🔺 Обычно доступны только носовые звуки [М-М’, Н-Н’] и некоторые гласные [А,Э], чаще с назальным оттенком.
🔺 Все остальные звуки искажаются или заменяются.

💡Степень выраженности проявления ринолалии варьируется, можно говорить о трёх формах:

В последнее время все чаще в логопедической практике стали встречаться дети с небно-глоточной недостаточностью без признаков расщепленного неба, которым по совокупности симптомов нужно дать заключение: ринолалия.

Источник

Диагностика и лечение ринолалии

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Лечение такого заболевания, как ринолалия, требует тщательного обследования разными специалистами: ортодонтами, челюстно-лицевыми хирургами, отоларингологами, генетиками, педиатрами, стоматологами, логопедами, психологами, невропатологами. Всестороннее изучение клинической и психолого-педагогической карт ины особенностей ребенка с расщелиной нёба помогут в правильной организации коррекционной работы.

Обследование детей при ринолалии

Если у ребенка врожденная расщелина нёба, то применяют системный подход в лечении ринолалии. Кроме тщательного исследования строения и работы артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции, обязательно логопедическое изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, развития лексики и грамматики.

1 этап – инструментальные методы

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедииНа 1-ом этапе обследование проводится врачами, которые используют специальные методы. Рентгенография необходима, чтобы установить анатомо-физиологическое строение речевого аппарата ребенка, подвижность мягкого нёба, особенности нёбно-глоточного смыкания, активность глоточной мускулатуры. Исследование тембра, высоты голоса выявляет спектральный анализ. Метод рентгенотомографии изучает положение органов речи, степень раскрытия рта, направление движений языка. Метод спирометрии позволяет получить данные о дыхательной функции и емкости легких. С помощью риноскопии изучается строение и разрастание в носовой полости. Фонендоскоп исследует наличие субмикозных расщелин (пробы Гуцмана). С помощью слоговых таблиц изучают разборчивость речи (метод аудиторского анализа). Только после медицинского обследования ставится диагноз: открытая, закрытая или смешанная ринолалия.

2 этап – психологическое обследование

Второй этап – психологическое обследование. Специалисты обследуют состояние памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, особенности психическо го развития ребенка, ведущей деятельности, уровня сенсорного развития, общей и мелкой моторики.

Заключение врача

На заключительном этапе вердикт выносит логопед, который должен определить, какие компоненты речи пострадали из-за дефекта, какова степень тяжести речевых нарушений, что первично, а что вторично. Логопедическое обследование включает в себя:

У школьников обследуется чтение и письмо.

Логопед делает заключение: ФН (фонетическое нарушение), ФФН (фонетико-фонематичекое наруше ние), ОНР (общее недоразвитие речи).

Коррекция открытой ринолалии

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Построение коррекционной работы зависит от формы ринолалии. К устранению открытой ринолалии существует несколько авторских подходов, в числе которых работы известных ученых Г. Гуцмана и М.Ю. Хватцева. Коррекция открытой ринолалии делится на два этапа: дооперационный и послеоперационный. А.Г. Ипполитова одна из первых предложила занятия с детьми в дооперационный период. Ее метод основан на том, что внимание ребенка направлено не на фонему, а на артикулему. Логопед Н.И. Сереброва и врач Л.В. Дмитриев впервые разработали эффективную методику после исследования рентгенографии, основанную на выработке ротового и носового дыхания. Т.Н. Воронцова предлагает разработку в послеоперационный период, которая сводится к пропеванию звуков. Современная логопедия опирается на поэтапную методику И.И. Ермаковой в дооперационный и послеоперационный периоды.

Дооперационный период

Дооперационный период начинается с рождения ребенка.

1 этап. Предупреждение астенического синдрома. Дети-ринолалики рождаются слабыми, поэтому с первых дней жизни важно вести работу по закаливанию, стимулировать физическое развитие (бассейн, велосипед, лыжи). Больные дети запаздывают ползать и ходить, поэтому необходимо стимулировать двигательную активность – отодвигать игрушку и т.п. Не рекомендуется применение ходунков, поскольку этап ползания очень важен для развития речи.

2 этап. Исправление и предупреждение неправильной фиксации языка. Избегать класть ребенка на спину, чтобы корень языка не отодвигался кзади. Предпочтительней укладывать на живот или на бок. С самого рождения побуждать малыша к некоторым упражнениям языка по подражанию взрослому: «Вкусное варенье» (облизывать верхнюю губу), «Качели» (поднимать кончик языка вверх-вниз), «Часики» (качать языком из стороны в сторону), «Змейка» (вытягивать язык вперед-назад), «Индюк» (быстро проводить языком по верхней губе).

3 этап. Предупреждение нарушения дыхания. С 1,5-2 лет проводят упражнения игрового характера: «студим чай» (губу держать на уровне чашки), дуть в трубочку, «понюхаем цветок» – маленькие чашечки из-под киндер-сюрприза наполняют лепестками цветов, вдох носом. Можно играть на губной гармошке, сдувать пушинки с ладони, надувать шарики (без напряжения), мыльные пузыри, играть аэробольчиком, помогая зажимать нос.

4 этап. Активизация мышц нёбно-глоточного кольца. Делать упражнения на покашливание, позевывание, полоскать горло небольшими порциями воды, проглатывать маленькие порции молока, киселя.

5 этап. Развитие силы и высоты голоса. Мяукать как большая кошка и как маленькая кошка.

6 этап. Профилактика задержки речевого и психического развития. Как можно больше ребенку читать, показывать картинки, развивать память, внимание, мышление.

7 этап. Предупреждение появлений вторичных отклонений. Ребенок не должен ощущать себя ущербным, работать предстоит с эмоционально-волевой сферой, поощрять, хвалить, награждать ребенка, формировать доброе отношение к миру.

8 этап. Голосовые упражнения. Логопед готовит нёбную занавеску к смыканию после операции и предупреждает дистрофию мышц глотки посредством пропевания гласных звуков. Сначала «А» – длительно, затем «Э» – долго, затем «А-Э» слитно, «Э-А». Упражнение нужно делать 6-8 раз в день.

9 этап. Выработка правильной воздушной струи и затормаживание ключичного дыхания. Одну руку ребенка положить на грудь, другую – на живот, чтобы ребенок чувствовал дыхание, сначала лежа, потом полулежа, полусидя. Упражнение делать не менее 3 раз в день от 3 до 15 циклов. Следить, чтобы у малыша не болела и не кружилась голова, не вскакивать резко. Полезно также дуть на свечку, на ватку (на уровне губ).

10 этап. Укрепление мускулатуры гортани. Надо делать голосовые упражнения, начинать с изолированного произнесения звука «М», учить не напрягать гортань и контролировать резонанс. Затем тянуть звук «М» в закрытых слогам (мам, мэм, мум). До операции работать с гласными звуками не менее месяца. Важно произносить в определенном порядке: начинать с «Э» или «А», затем «О», «И», «У», «Ы». Такой порядок основан на изучении силы голоса, которая нужна для удержания мягкого нёба в горизонтальном положении. Не начинать с «У», «И», «Ы», поскольку в дооперационный период чистого звучания не получится. Возможны варианты АЭУ, ЭИА. Вокальные упражнения поднимают сегменты мягкого нёба, удлиняют выдох и делают подвижной заднюю стенку глотки.

11 этап. Создание платформы для правильного звукопроизношения, тренировка подвижности губ, щек, языка. Делать упражнения: покусывание кончика языка, растягивание губ, пришлепывание верхней губой по языку («накажем язычок» без звука), вылизывание тарелки, облизывание большой ложки. При деформации верхней губы надо развивать ее подвижность: закусывать губу языком, разглаживать швы зубами, поднимать губу вверх, выворачивать нижнюю губу («Негр»), закладывать между губой и носом конфетку. Обязательно делать массаж губы. Кончиками большого и указательного пальцев от уголков рта, нажимая чуть выше красной каймы, проводить точечный массаж и оттягивать губу вперед. Разминать рубец подушечками пальцев, большой палец – под шов, указательным разглаживать верхнюю губу. Гимнастику и массаж необходимо проводить 3-4 раза в день до 5 минут, избегая резких движений, болезненных ощущений, при которых у ребенка возникает напряжение в мышцах лба, крыльев носа, челюстей и шеи, что передается на гортань, глотку, язык.

12 этап. Развитие фонематического слуха. До 5 лет ребенка знакомят с неречевыми звуками и учат различать их: журчание воды, шуршание бумаги, погремушка, бубен, свисток и т.п. После 5 лет детей знакомят с речевым звуком, соотнося его буквой.

13 этап. Исправление звукопроизношения. Артикуляция может быть приближенной. Коррекция сводится к формированию ротовых согласных.

Послеоперационный период

1 шаг. Начинается с этапа постановки гласных звуков и устранения излишнего носового резонанса. Если ребенок получал логопедическую помощь до операции, этот период – короткий (2-3 недели). Если помощь оказана не была, период затягивается на 3-6 месяцев. В этот период может быть максимально растянута нёбная занавеска, поэтому важно не упустить момент. После операции неизбежен длительный период молчания, поэтому речь ухудшается. Мягкое нёбо отечно, ребенок чувствует боль, избегает правильной артикуляции звуков, говорит в нос. Необходимо как можно быстрее включить прооперированное нёбо в фонацию, это облегчает приобретение навыка ротового резонанса гласных. Прооперированный орган для ребенка получает целевое назначение. К логопедической работе необходимо приступить на второй день после обтурации или на 15-20 день после уранопластики. Через полгода, когда закончится процесс рубцевания, работа будет бессмысленна.

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии

Специальными упражнениями и массажем можно растянуть край мягкого нёба на 1-3 см. Массаж проводится зондом, шпателем или соской. Осторожно двигают инструментом вперед-назад по твердому нёбу, не касаясь швов, при этом рефлекторно сокращаются мышцы глотки и мягкого нёба. При произнесении звука «А», делают легкий нажим на мягкое нёбо зондом или пальцем (активизация рвотного рефлекса). Ребенок делает самомассаж, языком гладит швы. Массаж выполняется не реже 2 раз в день в течение года за два часа до или после еды. Также проводится гимнастика для нёба: глотание маленькими порциями, покашливание с высунутым языком, позевывание при закрытом и открытом рте. Артикуляционная гимнастика включает в себя растягивание губ («Улыбка» – «Трубочка» в динамике), дополнительно – вибрация губ (кучерское «тпрррру», останавливаем «лошадку»), для щек – втягивание щек в ротовую полость. Голосовые упражнения в том же порядке, начиная с гласных «А», «Э». На этом же этапе проводится работа над дыханием. Вдох-выдох носом, вдох-выдох ртом, вдох – носом, выдох – ртом.

2 шаг – этап коррекции звукопроизношения. Начинаем с гласных звуков. Порядок постановки согласных такой: сначала «П», «Ф», затем «Пь», «Фь», «В-Вь», «Т-Ть», «К-Кь», «Х-Хь», «С-Сь», «Г-Гь», «Л-Ль», «Б-Бь», «Д-Дь», «З-Зь», «Ш», «Р-Рь», последние – «Ж», «Щ», «Ч», «Ц». Параллельно развивают просодическую сторону речи.

3 шаг – автоматизация новых навыков. Особенности работы зависят от возраста ребенка. Параллельно развивают лексико-грамматический строй речи. Не прекращается работа с дыхан ием, используют аэробольчики, дутье на таз с водой, на песок, на игрушку. Занятия проводятся в игровой форме, звуки закрепляют в коротких стишках.

Коррекция закрытой ринолалии

При органической закрытой ринолалии сначала необходимо устранить причины закрытия прохода в носовую полость. При восстановлении правильного дыхания исчезают искажения. Возможно, необходима операция по удалению аденоидных разращений. Если же после аденотомии дефект произношения продолжает проявляться, работу следует вести также как при функциональной закрытой ринолалии по нескольким направлениям.

1. Нормализация носового резонанса. Проводятся дыхательные упражнения, цель которых – разделение ротового и носового дыхания: дутье на игрушки, свечку, ватку, чередование короткого и длинного выдоха сначала носом, потом ртом. Одновременно идет работа по активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Это подготавливает почву для постановки и автоматизации губно-губного смычного «М» и переднеязычного смычного «К». Детей обучают правильному произнесению назальных звуков, чтобы ощущалась вибрация на крыльях носа (трогать пальчиками). Также упражняют в произнесении гласных звуков перед назальными (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих слогов логопед контролирует артикуляцию губ или языка, поскольку мягкое нёбо пассивно. Назальные звуки нужно произносить с силой, протяжно, чтобы чувствовался носовой резонанс. Также необходимо кратко произносить гласные звуки. Детям школьного возраста при коррекции вставляют тонкую резиновую трубку в носовой ход, а другой ее конец в слуховой канал, чтобы была возможность «слышать носом» и контролировать звуковые вибрации самостоятельно. В заключении ведется работа по дифференциации назальных-неназальных звуков («П», «Б-М», «Д-Н»).

2. Развитие природных голосовых данных. Работа над просодичекой стороной речи: высота сила, тембр голоса.

3. Восстановление двигательной функции гортани с помощью специальных дыхательных упражнений.

4. Воспитание навыков голосоведения. Рекомендуются вокальные упражнения. При пении возрастает мышечный тонус нёбной занавески, гортани и глотки. Растягивание нёбной занавески заставляет ребенка шире открывать рот, увеличивая силу звука. Начинают пропевать с гласных «А», «Э». Через 2-3 занятия добавляют «О», через неделю «И», еще через неделю «У». Гласные поются несколько раз подряд до12 раз в день. Петь нужно, стоя, без напряжения в возрастном голосовом диапазоне, начиная с низкого тона, постепенно переходя к высокому, громко, но голос не форсировать. При верном выполнении вокальных упражнений носовой резонанс улучшается или исчезает совсем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть фото Что такое ринолалия в логопедии. Смотреть картинку Что такое ринолалия в логопедии. Картинка про Что такое ринолалия в логопедии. Фото Что такое ринолалия в логопедии