Что такое рип в банке

Знаете ли вы, что такое региональный инвестиционный проект?

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 9

С начала 2014 г. в часть первую НК РФ Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ добавлена новая гл. 3.3 НК РФ, о которой, полагаем, мало кто слышал и тем более мало кто знает. Почему? Да потому что касается она не всех, а лишь тех, кто является участником региональных инвестиционных проектов на территориях отдельных регионов, в которые вкладываются инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. Что же нужно знать об участниках перспективных проектов?

Начнем с главного

В связи с тем что поправки внесены в Налоговый кодекс, неудивительно, что участников региональных инвестиционных проектов (РИП) стимулируют налоговыми инструментами. Одной из таких преференций является ставка налога на прибыль. В частности, с 1 января 2014 г. для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Она применяется в течение 10 налоговых периодов (лет) начиная с периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП (п. 2 ст. 284.3 НК РФ).

Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ). Размер региональной налоговой ставки не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором по данным налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, и не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

В ряде субъектов РФ уже приняты законы, регулирующие вопросы налогообложения реализации РИП. В частности, в Забайкальском крае и Республике Якутия для участников РИП установлены следующие пониженные ставки по налогу прибыль (Законы от 16.12.2013 N 904-ЗЗК, от 07.11.2013 N 18-V соответственно):

В Магаданской области пониженные ставки распределены по-другому (Закон от 28.11.2013 N 1664-ОЗ):

Как видим, региональные власти не дремлют и принимают нормативные акты, необходимые для стимулирования реализации РИП частными инвесторами.

Нюансы исчисления налога

Оказывается, применить пониженную ставку без соблюдения дополнительных условий не удастся. На федеральном уровне в п. 1 ст. 284.3 НК РФ установлено требование, которое напоминает условие для применения налоговых преференций сельскохозяйственными производителями. В частности, участник РИП имеет право применять пониженную ставку, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% общей выручки налогоплательщика.

Но это еще не все. Особенности исчисления налога на прибыль участниками РИП установлены ст. 288.2 НК РФ. Во-первых, она обязывает вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в ходе:

Если раздельный учет не ведется, то налогообложение прибыли, полученной при реализации РИП, осуществляется по общим правилам гл. 25 НК РФ с начала того отчетного (налогового) периода, в котором было прекращено ведение раздельного учета.

Во-вторых, доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности участником РИП, учитываются при исчислении налоговой базы только при условии соблюдения требования о 90%-ной доле доходов.

В-третьих, при потере статуса участника РИП в соответствующем отчетном периоде он уже не может применять льготную ставку. Причем пересчет налоговых обязательств возможен чуть ли не с начала периода, когда участник РИП стал применять льготную ставку и получал по тем или иным причинам необоснованную налоговую выгоду. Тогда сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке с уплатой пеней (п. 5 ст. 288.2 НК РФ). О таких ситуациях расскажем в конце статьи.

Дополнительные правила налогового администрирования

Не секрет, что налоговики всегда с особой тщательностью проверяют обоснованность использования налогоплательщиком налоговых преференций. В отношении участника РИП законодатель предоставил налоговикам дополнительные полномочия. В частности, при проведении камеральной проверки декларации участника РИП налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации РИП требованиям к РИП и (или) их участникам, установленным законодательством (п. 12 ст. 88 НК РФ).

Особенности проведения выездной проверки участника РИП прописаны в отдельной ст. 89.2 НК РФ. Предметом такой проверки является не только контроль за правильностью исчисления налогов, но и соответствие участника РИП предъявляемым к нему федеральным налоговым и региональным законодательствами требованиям. Если капитальные вложения в РИП должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет, то до этого периода налоговики могут расширить интервал проверки. Участник РИП с большими капитальными вложениями (не менее 500 млн руб.) обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих соответствие показателей реализации РИП установленным требованиям.

И еще следует добавить, что может быть признана контролируемой сделка, одной из сторон которой является участник РИП, применяющий налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную ставку по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ (пп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, налоговики могут даже контролировать применяемые цены в сделках, сторонами которых являются участники РИП.

Что такое РИП и где он может состояться?

Но это еще не все, «налоговым» РИП считается проект, который реализуется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республика Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская область и Еврейская автономная область. То есть это регионы, которые не могут похвастать высоким уровнем развития во всех сферах жизнедеятельности и обеспечения своих граждан.

В общем случае производство товаров должно вестись в одном из названных регионов, но есть и исключение: производство товаров в рамках единого технологического процесса может вестись на территориях нескольких из перечисленных субъектов РФ. Если речь идет о добыче полезных ископаемых, то участок недр у участника РИП должен быть частично расположен за пределами указанных территорий.

Примечание. Нельзя стать участником РИП при добыче или переработке нефти, добыче природного газа или газового конденсата, осуществлении производства подакцизных товаров.

Для целей реализации РИП на земельном участке не должна располагаться недвижимость физических лиц или организации, не являющейся участником инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, кабелей и иной инфраструктуры).

Кроме того, каждый РИП должен осуществляться единственным участником, а минимальный объем капитальных вложений не может быть меньше:

Какие инвестиции учитываются в сумме капитальных вложений? Ответ представим в виде таблицы:

Затраты, учитываемые в составе капитальных вложений

Затраты, не учитываемые в составе капитальных вложений

Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации РИП, производится на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ без учета НДС. Хотя названная статья содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, по мнению автора, ссылаясь на эту статью, законодатель имел в виду объективные цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, и пока не доказано обратное, эти цены считаются рыночными.

Кто может быть участником РИП?

Надо заметить, что законодатель на федеральном уровне создал много барьеров для признания налогоплательщика участником РИП. Такие требования перечислены в ст. 25.9 НК РФ. Во-первых, на статус участника РИП не вправе претендовать некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации. Во-вторых, обязательна государственная регистрация юрлица на территории субъекта РФ, в котором реализуется региональный инвестиционный проект. В-третьих, не может быть обособленных подразделений, расположенных за пределами территории осуществления РИП. В-четвертых, организация не должна применять специальные налоговые режимы, поскольку для них и так предусмотрены низкие ставки. В-пятых, организация не может быть участником консолидированной группы налогоплательщиков или резидентом особой экономической зоны любого типа. В-шестых, у организации в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 г.) должен быть земельный участок (участки), на котором (которых) планируется реализация проекта. И наконец, нужно разрешение на строительство, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации РИП.

Письмом от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 ФНС проинформировала о широких полномочиях региональных органов власти в части РИП. Так, законами субъектов РФ должны быть урегулированы вопросы о порядке принятия решений о включении (отказе во включении) организации в реестр участников проектов, внесения изменений в инвестиционную декларацию; может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений или установлены дополнительные требования к инвестиционным проектам. В статье требования региональных законодателей не рассматриваются.

Реестр участников РИП как форма контроля

Как видим, условий для признания участника РИП, претендующего на налоговые преференции, достаточно, поэтому неудивительно, что за их соблюдением введен внешний контроль в виде ведения налоговиками реестра участников РИП. Именно со дня включения в названный реестр организация получает статус участника такого проекта. В реестре отражаются сведения об участниках РИП, а также сведения о самих РИП, содержащиеся в соответствующих инвестиционных декларациях (ст. 25.10 НК РФ).

Для включения в реестр организация-инвестор направляет в уполномоченный орган власти субъекта РФ составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением следующих документов (п. 1 ст. 25.11 НК РФ):

К сведению. Форма инвестиционной декларации утверждена Приказом ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@.

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в инвестиционную декларацию и сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, могут быть внесены изменения. Однако нельзя изменить цель РИП, уменьшить общий объем финансирования РИП в совокупности более чем на 10% по отношению к уровню, заявленному в первоначальной инвестиционной декларации. Кроме того, нельзя поменять график ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований. Напомним, как раз они и являются объектом проверки налоговиков.

Когда из участников РИП могут исключить?

В ст. 25.12 НК РФ выделены основания утраты статуса участника РИП. Это может быть само заявление участника или же получение информации о ликвидации организации. К таким же последствиям приведет ее реорганизация, так как законодательством не предусмотрена передача прав и обязанностей участника РИП при его реорганизации. Иное трудно было бы реализовать на практике, учитывая требование о том, что каждый РИП реализуется единственным участником (пп. 5 п. 1 ст. 25.8 НК РФ). По названным основаниям исключение из участников РИП происходит после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Инвестор, который не рассчитал доходы или расходы или не учел каких-либо существенных обстоятельств при осуществлении капвложений, может оказаться банкротом, то есть лицом, не способным исполнять свои обязательства. Понятно, что ему не место среди участников РИП, поэтому банкрот потеряет статус после вступления в силу решения арбитражного суда о признании организации-должника банкротом.

Есть еще одно малоприятное основание, когда можно потерять статус участника РИП. Речь идет о решении по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным Налоговым кодексом или региональным законодательством. Если налоговики это выявят, налогоплательщика исключат из Реестра участников РИП (внимание!) со дня включения его в данный Реестр. А это означает, что за все время пользования налоговыми преференциями (в частности, льготной ставкой) будут доначислены налоги.

Итак, фактически с этого года введено льготное «прибыльное» налогообложение для участников региональных инвестиционных проектов (есть еще преференции по НДПИ, но автор статьи их не анализировал). Стать участником РИП непросто, но побороться есть за что, так как пониженные ставки устанавливаются не на год и не на два, а сразу на десятилетие, что, в свою очередь, может принести налогоплательщику ощутимую и, главное, обоснованную налоговую выгоду.

Источник

Июльские поправки по РИП

Что такое рип в банке. Смотреть фото Что такое рип в банке. Смотреть картинку Что такое рип в банке. Картинка про Что такое рип в банке. Фото Что такое рип в банке

Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ с 01.01.2022 изменен порядок применения льгот по налогу на прибыль и НДПИ, установленных для участников региональных инвестиционных проектов (РИП). На данный момент срок применения пониженной ставки по налогу на прибыль определен следующим образом (пункт 3 статьи 284.3 НК РФ):

С 2022 года прекращение пониженной ставки может произойти и раньше, в налоговом (отчетном) периоде, когда экономический эффект участника РИП от ее применения превысил сумму инвестиций, указанную в инвестиционной декларации. Излишек льготы уплачивается в бюджет.

Таким образом, теперь по общему правилу льгота по налогу на прибыль для участников РИП прекращает действовать, начиная с самого раннего из следующих налоговых (отчетных) периодов:

Льгота по НДПИ, которая предусмотрена исключительно для проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, согласно актуальной редакции НК РФ прекращается в самом раннем из следующих налоговых периодов:

В новой редакции НК РФ для определения момента прекращения льгот по РИП на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири эффект по НДПИ и налогу на прибыль будет суммироваться. То есть, льгота по налогу на прибыль для участников РИП, которые реализуют проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, прекращается в самом раннем из следующих налоговых (отчетных) периодов:

Льгота по НДПИ завершает свое действие, когда общий экономический эффект по НДПИ и по налогу на прибыль становится больше, чем продекларированные инвестиции.

Однако вступающие с 01.01.2022 поправки не означают, что инвестор связан суммой, которая изначально декларируется при получении им статуса участника РИП. Статья 25.12 НК РФ предусматривает возможность изменения инвестиционной декларации. То есть, даже если фактические вложения оказались выше продекларированных инвестиций, на размер дополнительных капитальных затрат также можно будет применить льготу — только для этого предварительно придется согласовать новую версию инвестиционной декларации.

Надеемся, что предоставленная информация окажется для Вас полезной. Мы готовы ее обсудить в удобном для Вас формате.

Источник

Знаете ли вы, что такое региональный инвестиционный проект? (Л.Г. Лукинова, «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2014 г.)

Знаете ли вы, что такое региональный инвестиционный проект?

С начала 2014 года в ч. I НК РФ Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ добавлена новая гл. 3.3 НК РФ, о которой, полагаем, мало кто слышал и тем более мало кто знает. Почему? Да потому что касается она не всех, а лишь тех, кто является участником региональных инвестиционных проектов на территориях отдельных регионов, в которые вкладываются инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. Что же нужно знать об участниках перспективных проектов?

В связи с тем, что поправки внесены в Налоговый кодекс, неудивительно, что участников региональных инвестиционных проектов (РИП) стимулируют налоговыми инструментами. Одной из таких преференций является ставка налога на прибыль. В частности, с 1 января 2014 года для участников проекта установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.5 ст. 284 НК РФ). Она применяется в течение 10 налоговых периодов (лет), начиная с периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП (п. 2 ст. 284.3 НК РФ).

Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ). Размер региональной налоговой ставки не может превышать 10% в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором по данным налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, и не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

В ряде субъектов РФ уже приняты законы, регулирующие вопросы налогообложения реализации РИП. В частности, в Забайкальском крае и Республике Якутия для участников РИП установлены следующие пониженные ставки по налогу прибыль (законы от 16.12.2013 N 904-ЗЗК, от 07.11.2013 N 18-V соответственно):

В Магаданской области пониженные ставки распределены по-другому (Закон от 28.11.2013 N 1664-ОЗ):

Как видим, региональные власти не дремлют и принимают нормативные акты, необходимые для стимулирования реализации РИП частными инвесторами.

Нюансы исчисления налога

Оказывается, применить пониженную ставку без соблюдения дополнительных условий не удастся. На федеральном уровне в п. 1 ст. 284.3 НК РФ установлено требование, которое напоминает условие для применения налоговых преференций сельскохозяйственными производителями. В частности, участник РИП имеет право применять пониженную ставку, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляют не менее 90% общей выручки налогоплательщика.

Но это еще не все. Особенности исчисления налога на прибыль участниками РИП установлены ст. 288.2 НК РФ. Во-первых, она обязывает вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в ходе:

— реализации регионального инвестиционного проекта;

— осуществления иной хозяйственной деятельности.

Если раздельный учет не ведется, то налогообложение прибыли, полученной при реализации РИП, осуществляется по общим правилам гл. 25 НК РФ с начала того отчетного (налогового) периода, в котором было прекращено ведение раздельного учета.

Во-вторых, доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности участником РИП, учитываются при исчислении налоговой базы только при условии соблюдения требования о 90%-й доле доходов.

В-третьих, при потере статуса участника РИП в соответствующем отчетном периоде он уже не может применять льготную ставку. Причем пересчет налоговых обязательств возможен чуть ли не сначала периода, когда участник РИП стал применять льготную ставку и получал по тем или иным причинам необоснованную налоговую выгоду. Тогда сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в общем порядке с уплатой пеней (п. 5 ст. 282 НК РФ). О таких ситуациях расскажем в конце статьи.

Дополнительные правила налогового администрирования

Не секрет, что налоговики всегда с особой тщательностью проверяют обоснованность использования налогоплательщиком налоговых преференций. В отношении участника РИП законодатель предоставил налоговикам дополнительные полномочия. В частности, при проведении камеральной проверки декларации участника РИП налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации РИП требованиям к РИП и (или) их участникам, установленным законодательством (п. 12 ст. 88 НК РФ).

Особенности проведения выездной проверки участника РИП прописаны в отдельной ст. 89.2 НК РФ. Предметом такой проверки является не только контроль за правильностью исчисления налогов, но и соответствие участника РИП предъявляемым к нему федеральным налоговым и региональным законодательствами требованиям. Если капитальные вложения в РИП должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет, то до этого периода налоговики могут расширить интервал проверки. Участник РИП с большими капитальными вложениями (не менее 500 млн. руб.) обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих соответствие показателей реализации РИП установленным требованиям.

И еще следует добавить, что может быть признана контролируемой сделка, одной из сторон которой является участник РИП, применяющий налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% и (или) пониженную ставку по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ (пп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, налоговики могут даже контролировать применяемые цены в сделках, сторонами которых являются участники РИП.

Что такое РИП и где он может состояться?

Но это еще не все, «налоговым» РИП считается проект, который реализуется исключительно на территории одного из следующих субъектов РФ: Республика Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская область и Еврейская автономная область. То есть это регионы, которые не могут похвастать высоким уровнем развития во всех сферах жизнедеятельности и обеспечения своих граждан.

В общем случае производство товаров должно вестись в одном из названных регионов, но есть и исключение: производство товаров в рамках единого технологического процесса может вестись на территориях нескольких из перечисленных субъектов РФ. Если речь идет о добыче полезных ископаемых, то участок недр у участника РИП должен быть частично расположен за пределами указанных территорий.

Для целей реализации РИП на земельном участке не должна располагаться недвижимость физических лиц или организации, не являющейся участником инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, кабелей и иной инфраструктуры).

Кроме того, каждый РИП должен осуществляться единственным участником, а минимальный объем капитальных вложений не может быть меньше:

— 50 млн. руб. за период, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП;

— 500 млн. руб. за период не более пяти лет со дня включения организации в названный реестр.

Примечание. Нельзя стать участником РИП при добыче или переработке нефти, добыче природного газа или газового конденсата, осуществлении производства подакцизных товаров.

Какие инвестиции учитываются в сумме капитальных вложений? Ответ представим в виде таблицы:

Затраты, учитываемые в составе капитальных вложений

Затраты, не учитываемые в составе капитальных вложений

— создание и приобретение амортизируемого имущества;

— осуществление проектно-изыскательских работ;

— техническое перевооружение, модернизация основных средств, реконструкция зданий;

— приобретение машин (кроме легковых авто), оборудования, инструментов, инвентаря

— полученные участником проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капвложений участниками других РИП;

— создание (приобретение) зданий, сооружений на участках, на которых ведется реализация проекта, на дату включения организации в реестр участников РИП

Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации РИП, производится на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ без учета НДС. Хотя названная статья содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, по мнению автора, ссылаясь на эту статью, законодатель имел в виду объективные цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, и пока не доказано обратное, эти цены считаются рыночными.

Кто может быть участником РИП?

Надо заметить, что законодатель на федеральном уровне создал много барьеров для признания налогоплательщика участником РИП. Такие требования перечислены в ст. 25.9 НК РФ. Во-первых, на статус участника РИП не вправе претендовать некоммерческие организации, банки, страховые организации (страховщики), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации. Во-вторых, обязательна государственная регистрация юрлица на территории субъекта РФ, в котором реализуется региональный инвестиционный проект. В-третьих, не может быть обособленных подразделений, расположенных за пределами территории осуществления РИП. В-четвертых, организация не должна применять специальные налоговые режимы, поскольку для них и так предусмотрены низкие ставки. В-пятых, организация не может быть участником консолидированной группы налогоплательщиков или резидентом особой экономической зоны любого типа. В-шестых, у организации в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) должен быть земельный участок (участки), на котором (которых) планируется реализация проекта. И наконец, нужно разрешение на строительство, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации РИП.

Письмом от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 ФНС проинформировала о широких полномочиях региональных органов власти в части РИП. Так, законами субъектов РФ должны быть урегулированы вопросы о порядке принятия решений о включении (отказе во включении) организации в реестр участников проектов, внесения изменений в инвестиционную декларацию; может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений или установлены дополнительные требования к инвестиционным проектам. В статье требования региональных законодателей не рассматриваются.

Реестр участников РИП как форма контроля

Как видим, условий для признания участника РИП, претендующего на налоговые преференции, достаточно, поэтому неудивительно, что за их соблюдением введен внешний контроль в виде ведения налоговиками реестра участников РИП. Именно со дня включения в названный реестр организация получает статус участника такого проекта. В реестре отражаются сведения об участниках РИП, а также сведения о самих РИП, содержащиеся в соответствующих инвестиционных декларациях (ст. 25.10 НК РФ).

Порядок ведения реестра и состав содержащихся в нем сведений утвержден Приказом ФНС РФ от 23.06.2014 N ММВ-7-3/328@.

Для включения в реестр организация-инвестор направляет в уполномоченный орган власти субъекта РФ составленное в произвольной форме заявление о включении в реестр с приложением следующих документов (п. 1 ст. 25.11 НК РФ):

— копии учредительных документов, удостоверенные в установленном порядке;

— копию документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;

— копию свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;

— инвестиционную декларацию (с приложением инвестиционного проекта);

— иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к РИП и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ.

К сведению. Форма инвестиционной декларации утверждена Приказом ФНС РФ от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@.

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в инвестиционную декларацию и сведения, содержащиеся в реестре участников РИП, могут быть внесены изменения. Однако нельзя изменить цель РИП, уменьшить общий объем финансирования РИП в совокупности более чем на 10% по отношению к уровню, заявленному в первоначальной инвестиционной декларации. Кроме того, нельзя поменять график ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований. Напомним, как раз они и являются объектом проверки налоговиков.

Когда из участников РИП могут исключить?

В статье 25.12 НК РФ выделены основания утраты статуса участника РИП. Это может быть как само заявление участника или же получение информации о ликвидации организации. К таким же последствиям приведет ее реорганизация, так как законодательством не предусмотрена передача прав и обязанностей участника РИП при его реорганизации. Иное трудно было бы реализовать на практике, учитывая требование о том, что каждый РИП реализуется единственным участником (пп. 5 п. 1 ст. 25.8 НК РФ). По названным основаниям исключение из участников РИП происходит после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Инвестор, который не рассчитал доходы или расходы или не учел каких-либо существенных обстоятельств при осуществлении капвложений, может оказаться банкротом, то есть лицом, не способным исполнять свои обязательства. Понятно, что ему не место среди участников РИП, поэтому банкрот потеряет статус после вступления в силу решения арбитражного суда о признании организации-должника банкротом.

Есть еще одно малоприятное основание, когда можно потерять статус участника РИП. Речь идет о решении по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным Налоговым кодексом или региональным законодательством. Если налоговики это выявят, налогоплательщика исключат из реестра участников РИП (внимание!) со дня включения его в данный реестр. А это означает, что за все время пользования налоговыми преференциями (в частности льготной ставкой) будут доначислены налоги.

Итак, фактически с этого года введено льготное «прибыльное» налогообложение для участников региональных инвестиционных проектов (есть еще преференции по НДПИ, но автор статьи их не анализировал). Стать участником РИП непросто, но побороться есть за что, так как пониженные ставки устанавливаются не на год и не на два, а сразу на десятилетие, что, в свою очередь, может принести налогоплательщику ощутимую и, главное, обоснованную налоговую выгоду.

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *