Что такое рогач ухват
Что такое рогач ухват
1. Подумайте, на какой территории вероятнее всего могут встретиться слова ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват. Почему?
2. Определите способ образования слов, приведенных в задании 1, а также слов ухват и рогач.
«Толстая и румяная стряпка Домнушка, гремевшая у печи ухватами, время от времени взглядывала в его сторону», пишет Д. Н. Мамин-Сибиряк.
А вот строки из стихотворения С. Есенина:
Знакомо ли вам слово ухв а т? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.
Ухв а т это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Случалось, что они использовали его как орудие нападения и обороны. Баба, вооруженная ухватом, почти классический образ в деревне. Недаром существует такая пословица: С ухватом баба хоть на медведя! Подтверждение этому находим и в живой диалектной речи: Не ходи ко мне, подлец, я тебе вильм и и рогач о двину! Однако русским говорам известны и другие названия ухвата. Одно из них рог а ч уже встретилось в предыдущем примере. Оно употребляется в большей части южнорусских областей (сиреневая заливка). Слово вилки распространено на западе нашей территории, на границе с Белорусью (розовая заливка); немного восточное ухват называют в и лами (красная заливка); на паде это емк и (бирюзовая заливка).
И. А. Бунин, чье имение было в Орловской губ., в повести «Деревня» пишет: «Приветливая солдатка легко поднимала на рогач е и вдвигала в печь пудовые чугуны», используя для обозначения ухвата диалектное слово, употребляющееся в части орловских говоров.
Само название ухв а т не только широко распространено на огромной территории русских говоров (на карте обозначено желтым), но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта:
« Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, yxв а m в углу и широкий шесток, уставленный горшками, все было как в обыкновенной избе». (А. С. Пушкин. Капитанская дочка.)
Диалектизмы чаще всего употребляют те писатели, которые сами родом из деревни или, по крайней мере, долго жили в деревне и хорошо знакомы с местным говором. Но такие слова требуют очень осторожного с ними обращения. Иначе возникает ситуация, которую описывает ученый-филолог И. А. Оссовецкий, под чьим руководством был создан словарь говора д. Деулино Рязанской обл.: «Если же писатель не владеет ни одним народным говором и пользуется диалектной лексикой из вторых рук, то он может ошибиться, перепутать названия, принять одно за другое, сочетать несочетаемое. Вот один из примеров: «Днем он дремал, слыша сквозь забытье, как гремели в руках старухи ухваты и рогачи, хлопает и визжит в сенцах на ржавых петлях дверь, ворочается в закутке и вдруг гулко ударяется о деревянную стенку боровок».
Ухват и рогач одно и то же, эти два слова нельзя использовать при перечислении в одном ряду.
Теперь вдумайтесь в перечисленные названия ухвата: как прозрачна их этимология (происхождение), как понятно, почему этот предмет назван именно так. В одном случае очевидно, что предмет назван так за свою форму: рог а ч напоминает рога. В другом случае заметна связь с глаголом: ухв а т это то, чем хватают, ухватывают горшки; емк и это то, чем их выним а ют, подним а ют -ем- варианты одного и того же корня, ср.: принимаю прием; с этим же корнем встречаются еще два слова, обозначающие ухват: отъем и подъем).
Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухв а тник, обхв а тник, хв а тник, в ы хватень, охв а т, обхв а т; рушн и к (ручник).
Слова рог а ч и в и лки (в и лка) широко распространены в украинских говорах; литературным же в украинском языке является название рог а ч.
Русская печь (битая печь).
1 чело; 2 припечек; 3 опечек; 4 печурка; 5 залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 ухват.
Значение слова «ухват»
1. Длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны. Тося ухватом передвигала в печи горшки, лицо ее пылало от печного жара. Панова, Ясный берег.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ф. Г. Солнцев вспоминал:
Ухват могли использовать ряженые на святках вместо посоха.
УХВА’Т, а, м. 1. Длинная палка с металлической рогаткой на конце, к-рой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. 2. Металлическая вилка для укрепления труб, желобов и т. п. (спец.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ухва́т
1. приспособление для подхватывания в печи горшков или чугунов — железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти ◆ Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лиходей (существительное):
Забытая старина – ухват.
«Забытая старина – ухват»
Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен?
В старину этот предмет был необходим в каждом деревенском доме при приготовлении пищи в русской печи.
Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем нерассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков.
Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.
Для перемещения самых больших и тяжёлых чугунков ухваты снабжались опорной скобой с двумя деревянными колёсиками на концах.
Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).
А вот строки из стихотворения С. Есенина:
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
С ухватом связано много поверий.
Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой.
Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха. Применение ухвата в свадебной обрядности подчеркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства.
Ухват могли использовать ряженые на святках вместо посоха.
Ухват :: Общие сведения
Ухват (вилы, емки, каргач, кнек, ожег, очеп, подъём, рогатина бабья, рогач, рычаг, угар, удалец) – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укреплённую на длинной деревянной рукояти (держаке). Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.
Кроме бытового назначения, ухват использовался и в обрядовых действиях. В родильной обрядности для облегчения трудных родов роженицу, наравне с другими действиями – обходом вокруг стола или избы, пролезанием через хомут, развязыванием всех узлов на поясах, платках, косах, раскрыванием дверей, ставней, сундуков, шкафов, – заставляли перешагивать через ухват. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала этот ухват с собой в качестве посоха.
Применение ухвата в свадебной обрядности подчёркивает роль в обряде домашнего очага, проявляющего охранительные свойства. В Белгородском уезде Курской губернии во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте – «продажной тёлке», связывала вместе ухваты и дотрагивалась до печи. При снимании покрывала или открывании невесты наравне с другими предметами: кнутом дружки, сковородником, палкой, пирогами – использовался и ухват.
В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т.е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.
Использовался ухват и в обряде опахивания. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба – хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идёт»; «Кривой бельмес под горшок залез».
История ухвата
Почему ухват назвали ухватом? Этимология слова «ухват».
Как выглядят ухваты? Фото ухвата.
Как нарисовать ухват пошагово? Какие разновидности ухвата бывают? Описание конструкции старинного ухвата (не из википедии).
Ухват
Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? Конечно, этот вопрос относится только к тем, кто живет в городе, в современных домах. Деревенские жители не могут не знать, что такое ухват, который так необходим при приготовлении пищи в русской печи.
Само название ухват не только широко распространено на огромной территории русских говоров, но и является принадлежностью литературного языка. Нередко его можно встретить в художественной литературе при описании крестьянского быта:
Реже в русских говорах встречаются следующие названия ухвата: ухватник, обхватник, хватник, выхватень, охват, обхват; рушник (ручник).
Слова рогач и вилки (вилка) широко распространены в украинских говорах; литературным же в украинском языке является название рогач.
В первый день после брачной ночи, когда молодые мылись в бане, гости должны были, вымазавшись сажей, надев «комичные костюмы», взяв с собой ухваты, помелья, кочерги, лопаты, ездить вокруг деревни, производя как можно больше шума. После возвращения молодых гости снова собирались в избе, где их угощали вином и блинами. В похоронно-поминальном ритуале после выноса покойника, на то место, где он лежал, укладывали ухват, чтобы защитить дом от смерти. В календарной обрядности особенно примечательна роль ухвата при ряжении на святках. Из ухвата и надетого на его рога горшка или кувшина делалась голова быка или лошади, туловище которых изображал человек, накрытый пологом. Придя на святочное гулянье, быка «продавали», т. е. ударяли топором по «голове быка», чтобы разбился горшок. При этом говорили: «Бык будет ваш, а бить его буду я». При игре в жмурки на святочных посиделках, перехватываясь на ухвате, определяли водящего, которому завязывали глаза, отводили к двери, подбегали к нему, ударяя полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью до тех пор, пока он не поймает себе замену.
Использовался ухват и в обряде опахивания.
Материалы по теме
А вот ещё:
Корабли на мускульной тяге или плавучая каторга
До изобретения первых механических двигателей человечество пыталось преобразовать в полезную работу движения сил стихии. Умело приручать ветер оказалось не так-то просто: толковые паруса появились только в позднем Средневековье. Поэтому до XVIII века суда на веслах составляли значительную часть флота.
Стандартная античная биремаИсточник: novate.ru
В эпоху Античности, как и в раннее Средневековье, гребных судов с дополнительным парусным вооружением вполне хватало, чтобы пересекать Средиземное море, попутно развлекая себя торговлей, боевыми действиями или пиратством. Паруса в ту эпоху были примитивными и могли использоваться только при попутном ветре, а гребное судно могло двигаться в любом направлении.
Гражданские и военные суда «старой эры» редко превышали 40 метров в длину, имели вытянутый неширокий корпус, а гребцы, которых было, как правило, от 20 до 60, сидели на скамейках под палубой. Каждый гребец управлял одним веслом средней длины. С развитием технической мысли лавки с гребцами надстраивались одна над другой, немного в шахматном порядке, но все равно гребцы сидели буквально друг у друга на плечах и не могли выпрямить тело вертикально даже сидя. Это позволило оснастить суда двумя, тремя, а иногда и более рядами вёсел.
В греческом языке трёхрядное судно называлось «катаргон». Позже это название перекочевало в римский лексикон, а затем и в османский, где стало обозначать работу на гребном судне вообще. В зависимости от количества гребцов, размеров и оснащения судна, его ходовые характеристики менялись, но средняя скорость средиземноморской галеры составляла 9 узлов.
Работа на веслах античной галеры. Каждым легким веслом управляет один человек, что обеспечивало высокую маневренностьИсточник: novate.ru
Работа на веслах была крайне тяжела и изнашивала организм, тем не менее помимо рабов и преступников гребцами трудились и вольнонаемные. Обычно наемные вёсильники работали в щадящих условиях – на недлинных прибрежных торговых маршрутах. На маленьких военных судах зачастую сами воины занимались греблей, чтобы не увеличивать экипаж за счет ненадежного контингента, ведь случаи бунтов рабов и приговоренных не были редкостью. Иногда ситуации были пикантными: морские пехотинцы высаживались с корабля, например, на вражеский берег, а подневольные гребцы, перебив охрану, убирались с кораблем восвояси.
Новое время
К исходу Средневековья концепция гребных судов внешне не сильно изменилась. А вот технологическая начинка значительно шагнула вперед: теперь весла делались очень длинными, управляли одним веслом до 6 человек, паруса на гребных судах значительно усовершенствовались, их системы заимствовали с чистокровного парусного флота. Практика показала, что оптимизировать работу гребцов-одиночек на каждом весле было намного проще, чем нескольких парней на одном.
Поэтому с увеличением штата на каждом весле сажали так называемого «загребного» – наиболее опытного и сильного гребца. Зачастую им был наемник или моряк, и он должен был обучать новичков из числа рабов и каторжников. Самых слабых гребцов сажали ближе к корпусу, так как там приходилось прилагать меньше всего усилий, их называли уключими. В целом скорость галер этого периода упала до 5 узлов. Галеры – так стали называть все гребные суда в общем. Те, что обладали развитым парусным вооружением с несколькими мачтами, назывались галеасами, они могли одинаково эффективно пользоваться обоими типами движителей. И конечно же, в духе времени галеры обзавелись артиллерией.
Особенности конструкции, а именно занимающие весь борт весельные палубы, не позволяли установить пушки по классической схеме, то есть по бортам. Поэтому орудия ставились на носу или корме и смотрели по курсу судна или против него. На больших галерах на носу и на корме судна сооружали надстройки, где размещались орудия, фальконеты и стрелки, но даже на них установить пушки «в борт» мешала узость галер. Эта особенность определила боевую тактику галер – маневренные весельные корабли пускались в бой на вражеские суда средними и большими группами в период штиля, заходили с выгодной стороны и расстреливали обездвиженные суда.
Бой галер с галеонамиИсточник: wikimedia.org
Таким образом галерный флот уничтожал даже галеоны и соединения, номинально превосходящие его по количеству орудий. Таким образом было одержано множество неожиданных побед в войнах между Голландией, Англией, Францией и Испанией в XVI-XVII веках. Наиболее известное сражение галерного флота в нашей истории – Гангутское, окончившееся решительной победой над Шведами.
Невольничья машина в трюмах
XVII век стал пиком развития галерного флота, в первую очередь для средиземноморских стран. Франция, Испания, Италия переписывали свои своды законов таким образом, чтобы направить как можно больше осужденных на галерные работы вне зависимости от срока (или бессрочности) наказания. Но известнейшим эксплуататором мускульной силы на кораблях стала Османская империя.
Турция зачастую поддерживала на своей периферии существование диковатых кордонных государств, вроде Крымского ханства или персидских сепаратных княжеств, которые жили грабежами и набегами, активно предоставляя своему стамбульскому патрону ресурс в виде живой силы – военных и гражданских пленных. Определенная их часть отправлялась на хадоргу – так турки называли галерную работу. В жутких условиях, по щиколотку в воде, под постоянными ударами плетью, сутками напролет до изнеможения ворочали одним веслом испанский купец, донской казак, египетский мулла, персидский военнопленный и подданный литовского княжества плененный крымчаками русский ремесленник.
Подневольные на галерах. Одним веслом управляют несколько гребцовИсточник: pinterest.com
Смертность в трюмах, где были заперты и прикованы человеческие силы весельного привода, была не столь велика (для хорошего хода гребцов зачастую кормили лучше моряков и морпехов), сколь тяжелы были физические страдания и износ организма.
Гребцы, а это нередко бывшие военные или лихие люди, часто не выносили мук и устраивали бунты. Если удавалось бежать, то гребли они с гораздо большей силой, чем под ударами плетки надсмотрщика, а если нет – то потерявшие уже все дрались насмерть со своими угнетателями, иногда уничтожая и корабль. Особенно часто это происходило в бою, когда солдаты и матросы были заняты сражением, или во время стоянок, когда турецкая команда отдыхала на берегу. Обычно беглые отряды гребцов попадали к венецианцам или мальтийцам, которые, будучи врагами турок, встречали их как героев и выписывали сопроводительные грамоты в Рим.
Там, в свою очередь, Папа встречал этих людей с трудной судьбой и, выписав им охранные грамоты да довольствие, отпускал по домам. Весть о героях опережала их, и князь или монарх, через территории которого лежал путь освободившегося (к тому же сопровожденного папской грамотой), как правило, с почестями приветствовал такового, всячески облегчая его следование через свою землю. В XVII веке Османская империя теряла в среднем по одной галере в 7 недель из-за бунтов и побегов пленных гребцов, поэтому в итальянских архивах осталась масса документов о беглых каторжанах, об их происхождении и широкой географии: получив поддержку Папы, люди отправлялись на родину, будь то Лиссабон или Вологда. Замечательно, что в архивах родных краев сохранились документы, фиксирующие прибытие таких освобожденных.
Другим же повезло меньше – протоколы допроса свидетельствуют о пленных матросах, прослуживших рабами на турецких галерах и 15, и 20, и 40 лет. Счет погибших гребцов не велся, поэтому мы не можем сказать, насколько Средиземное море разбавлено их кровью.
Бунт против осман на галерах. Озлобленные гребцы обычно не щадили своих угнетателейИсточник: moiarussia.ru
Мальтийцы и испанцы часто набирали гребцами тех же пленных турок и североафриканцев, а вот Франции, Голландии и Великобритании приходилось черпать мускульный ресурс из своих преступников, буквально отправляя их на каторгу. Так же поступил Пётр Первый во время Северной войны: в экипажах галер в Балтийском и Азовском морях гребцами почти всегда были осужденные каторжники.
В 1740-е годы значимость галерного флота резко упала, большие гребные корабли исчезли, и спокойные внутренние моря остались бороздить торговые и связные гребные суда с наемными экипажами.
Профессиональные заболевания
В 2016 году во время раскопок под Пантикапеями (нынешняя Керчь) группа археологов под руководством Станислава Дробышевского обнаружила захоронение подневольных гребцов 4 века до нашей эры, то есть времен Античности. Ну, как захоронение? Трупы гребцов (как определили многочисленные экспертизы) были свалены в траншею на окраине городской свалки. С некоторых из них даже не сняли оковы.
Патологии костей рук и грудной клетки гребцовИсточник: antropogenez.ru
Большая часть останков принадлежит мужчинам в среднем 25 лет (общий возрастной разброс – от 10 до 40 лет), на скелетах обнаружили ряд характерных профессиональных особенностей, травм и патологий. Например, у всех были гипертрофированны мышцы грудного, плечевого поясов, бицепсов, причем настолько, что следы их работы остались на костях в местах крепления, а суставы, напротив, были истерты до того, что кости скреблись друг об друга.
Почти у всех, судя по останкам, был деформирован позвоночник: в грудной области позвонки срослись или сжались во внутреннюю сторону, образовав узлы Шморля, причем сжатие было такой силы, что межпозвоночные диски, похоже, просто вылетали со своих мест, а межпозвоночная жидкость вытекла. Конкретно эти травмы происходили из-за чрезвычайных нагрузок на позвоночник в сгорбленном положении.
Патологии и травмы позвоночников гребцовИсточник: antropogenez.ru
Ноги же поражены периоститом. Это болезненные вырастания на костях, вызванные долгим переохлаждением или рыбной диетой. В жизни рабов-гребцов, вероятно, эти факторы наложились: и кормили их самой дешевой рыбой, и ноги людей с нижних палуб зачастую находились в холодной воде. При этом зубы, как показали скелеты, были у них здоровее, чем зубы горожан из того же города, которые ели более дорогую, но вредную для полости рта еду (хлеб, сахаросодержащие продукты).
Патологии костей ног гребцовИсточник: antropogenez.ru
На скелетах некоторых гребцов имеются переломы и вывихи, которые абсолютно не подвергались лечению. Бедренная кость одного из скелетов была вывернута из тазобедренной основы, не была вправлена и на месте их сопряжения образовался ложный сустав. Также были отмечены многочисленные переломы ребер, ключиц (а их сломать сложно), плеч, а также следы от ударов по спинам длинным тупым предметом – то есть палкой.
Характерно, что значительная часть переломов не имеет следов заживления – на месте разрушения ребра, например, просто образуется ложный хрящ. Это значит, что травмированного не просто не лечили, а даже не давали ему отлежаться, он продолжал работать на веслах, и в его двигающемся теле кости не срастались должным образом. Впоследствии такие незажившие переломы ребер вызывали боль при каждом вздохе.
Неправильно сросшиеся множественные переломы рёбер гребцовИсточник: antropogenez.ru
Можно представить себе, что испытывал бедолага, который с несколькими поломанными (от удара лопнувшего каната, например) ребрами, с прозябшими ногами, сгорбившись до боли в позвоночных грыжах, чтобы не задеть головой палубу, продолжал грести под бой барабана и ударами надсмотрщика. Не удивительно, что средний возраст захороненных – 25 лет.