Что такое ротация персонала для чего она проводится

Что такое ротация кадров: каковы ее виды, функции

Последние изменения: Октябрь 2021

В жизни слово «ротация» встречается часто. Его употребляют в полиграфии, товароведении, географии. Термин, что такое ротация, определяется с учетом его перевода с латинского — «вращение», «круговое движение». В сфере управления персоналом для повышения показателей часто используется ротация кадров, когда сотрудники перемещаются в пределах компании для выполнения определенных задач и улучшения производительности.

Ротация кадров — это явление, инициируемое одной из сторон трудовых отношений. Помимо руководства право запроса перевода на другую должность или в другой отдел имеют и сами работники. Существует множество формулировок и классификаций, определяемых с учетом потребностей предприятия и целей проведения. Управление персоналом предполагает использование системы ротации с перемещениями и внутренними переводами действующих сотрудников на другие места для повышения качественных и количественных характеристик работы предприятия, отвечающих желаниям персонала совершенствоваться и развиваться в пределах одной компании.

Что такое ротация кадров

Что такое ротация персонала для чего она проводится. Смотреть фото Что такое ротация персонала для чего она проводится. Смотреть картинку Что такое ротация персонала для чего она проводится. Картинка про Что такое ротация персонала для чего она проводится. Фото Что такое ротация персонала для чего она проводитсяРотация персонала – это самый экономичный способ улучшения эффективности работы компании, одновременно выполняющий функцию профессионального развития принятых в штат единиц. При грамотном подходе к организации, ротация персонала приносит пользу и соответствует интересам предприятия непосредственного исполнителя, раскрывающего внутренний потенциал.

В конечном счете, от этого выигрывает и компания, поскольку высокий уровень профессионализма разносторонне развитых сотрудников позволяет в условиях многозадачности успешно справляться с поставленными целями – наращивания оборотов и прибыли предприятия.

Предстоит разобраться в разновидностях кадровой ротации и определить особенности классификации, поскольку от выбора правильной формы проведения во многом зависят конечные результаты мероприятия.

Какие виды существуют

Явление ротации сотрудников – это систематическое перемещение специалистов в разнородных областях с корректировкой профессиональных обязанностей. Оно применимо ко всем без исключения работникам, независимо от их положения и занимаемого статуса.

Наука управления кадрами предполагает разработку мероприятий, связанных с приемом, обучением, перемещением штатных единиц в рамках систематической ротации сотрудников.

Существует несколько классификаций и выявление разновидностей, исходя из:

    преследуемой цели (подготовка работника для определенной должности или профессии, смена рабочей обстановки, профилактика конфликтов, препятствование коррупции, работа по созданию профессиональных разносторонних кадров, поиск подходящей кандидатуры на появившуюся вакансию); уровня перемещаемого сотрудника (рабочие, специалисты, работники в сфере управления); направленности (внутренняя и межорганизационная).

Изменения могут осуществляться с определенной периодичностью (месяц, неделя, год). Но некоторые варианты не предполагают возврат к ротируемой должности.

По линии движения различают ротацию:

    круговую, когда по завершении определенного периода человек возвращается к исходным должностным обязанностям; безвозвратную, когда возможность возврата не предусмотрена; обмен двух работников с аналогичной квалификацией из смежных областей.

В чем преимущества ротации кадров

Трудовым законодательством предусмотрены равные права работодателя и работника при принятии решения о проведении ротации. Однако для успешной реализации потребуется заручиться согласием обеих сторон трудового договора. Поскольку изменения направлены на улучшение показателей компании и соответствуют интересам наемного персонала, перемещения осуществляются без проблем.

С помощью ротации предприятие решает важные задачи:

Для самих исполнителей мероприятия по перемещению не менее значимы и часто связаны с улучшениями в жизни добросовестных, способных работников. Имея возможность попробовать свои силы в освоении смежной профессии, человек начинает лучше разбираться в разных сферах и определяет свои перспективы в карьере и конкретной профессии.

Сотрудники, активно участвовавшие в ротации, более подготовлены к принятию нововведений и изменению правил работы, политики компании. Недаром многие японские корпорации применяют ротацию повсеместно, предлагая человеку на практике доказать, что он достоин высоких должностей, пройдя путь от стажера-рабочего до старших управленцев, руководителей подразделений.

Особенности процесса

Принимая решение о проведении ротации, руководитель должен учитывать особенности каждой разновидности и правильно выбирать форму реализации. Например, быстрее осваиваются новые обязанности при переводе на другую должность, но принятие новой социальной роли происходит значительно медленнее. Менять привычное поведение и отношение сложнее, когда уже сформирована некая поведенческая роль.

При ротации сложно избежать проблемы, когда отличные показатели в освоении профессиональных навыков сопровождаются с трудностями социального характера. Высока вероятность создания конфликтной ситуации, когда ролевые ожидания не подтверждаются.

Работник, перемещаемый на новое рабочее место в иные условия труда, получает предварительно разработанный план по вхождению в должность.

Применимость ротации руководство рассматривает с учетом прохождения работником конкретного этапа профессионального развития:

Отсутствие ротации на предприятии способствует оттоку работников, убедившихся в невозможности карьерного и профессионального роста. Чтобы решить вопрос с текучкой и повысить уровень лояльности персонала, руководством должна быть предусмотрена ротация с правом каждого трудоустроенного человека на проявление себя в разных сферах деятельности. Это поможет своевременно выявить успешных управленцев, настоящих профессионалов-исполнителей, истинных приверженцев ценностям компании. Вместе они образуют сплоченный коллектив единомышленников, понимающих, как и для чего пришли в эту организацию.

Источник

Ротация персонала: понятие и основные правила

Время от времени сотрудники организации перемещаются с одной должности на другую, из одного подразделения в другое. Это происходит как по инициативе руководства, так и по собственной инициативе сотрудника. Собственно, такое перемещение и называется ротацией. В теории управления персоналом под ротацией понимается система переводов и перемещений сотрудников внутри подразделения или компании на новые рабочие места на регулярной, правомерной и организованной основе.

Смысл ротации заключается в том, что:

1) разнообразие приносит сотруднику удовлетворение новой занимаемой должностью, новыми выполняемыми функциями, новыми поставленными задачами, достижением новых целей и результатов, то есть развитием собственной карьеры. Следовательно, сотрудник не ищет «новизны» в другой компании (хуже — у конкурентов);

2) воспитывается чувство общности между сотрудниками всей компании, усиливается их готовность к компромиссу, сотрудничеству, работе в команде.

Однако следует помнить, что сотрудник, переведенный на новую должность, быстро усваивает новые должностные обязанности и значительно медленнее — новые для себя социальные роли или новые аспекты уже привычных поведенческих ролей. Поэтому сотрудник может успешно справляться с профессиональными (функциональными) задачами, но испытывать дополнительные трудности и даже попадать в конфликтные ситуации вследствие не подтверждения своих ролевых ожиданий.

Введение в должность и адаптация сотрудника на новом рабочем месте — задача как непосредственного руководителя, так и менеджера по персоналу. Для этого сотрудник получает План вхождения в должность. Например, в группе компаний «Алеко» (продажа бытовой электроники и обеспечение сервисной поддержки для потребителей) он составляется по следующей форме:

ПЛАН
вхождения в должность

ФИО ______________________________________________________________________________
Подразделение/отдел _______________________________________________________________
Должность ________________________________________________________________________
Дата приема _________________ Дата окончания испытательного срока ___________________
Цели и задачи:
Стратегические ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Оперативные (на год) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тактические (на испытательный срок) ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
МероприятияСрок
исполнения
Ожидаемые
результаты
Ресурсы
(люди/деньги)
Результаты
и их формат
Отметка
о выполнении

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
деятельности руководителя службы управления персоналом

Подбор и адаптация персонала

Заполнение всех вакансий и уровней персонала в соответствии с Планами развития ГК «Алеко»

– сводный план найма на 1 месяц (ежемесячно)

– своевременность подбора (оценка от подразделений)

– проведение процедуры оценки (оценка от подразделений)

Обучение

Компетенция сотрудника позволяет успешно решать стратегические, тактические и оперативные задачи. Возможность заполнения новых вакансий имеющимися сотрудниками

1. Определение потребности в обучении, повышении квалификации или переподготовке сотрудников.

2. Подбор обучения, повышения квалификации, переподготовки для сотрудников компании.

3. Анализ обучения, повышения квалификации, переподготовки, предложенных службой управления персоналом

Развитие персонала

Удовлетворенность сотрудников развитием своей карьеры
в соответствии с целями ГК «Алеко»

1. Определение возможностей развития карьеры сотрудников.

3. Оценка сотрудников.

4. Своевременная ротация персонала

Мотивация

Развитие уровней потребностей сотрудников, совпадающих с целями ГК «Алеко», и их удовлетворенность

1. Определение уровней потребностей персонала.

2. Создание системы мотивации

1. Создание системы мотивации сотрудников.

2. Структура заработной платы и компенсационного пакета.

3. Система сбора информации с рынка труда и от конкурирующих организаций по компенсационным пакетам

Формирование корпоративной культуры

Максимально возможное совпадение ценностей сотрудника с ценностями и целями ГК «Алеко» (взаимный процесс!)

1. Курирование коллективов подразделений и отдельных сотрудников.

2. Социально-психологический климат

1. Разработка и введение фирменных стандартов (Политика в области УЧР, нормы, правила, ценности).

2. Оценка социально-психологического климата.

3. Внедрение форменной одежды в магазинах ФРС

Знание сотрудниками фирменных стандартов Компании

Формирование информационных потоков

Обеспечение результативной и эффективной передачи информации в ГК «Алеко»

1. Создание системы информации в электронном виде (сайт, почта).

2. Создание системы информации в печатном виде (доска объявлений, информационный листок)

1. Создание внутреннего сайта.

2. Выпуск стенгазет

Социальная поддержка и защита

Уверенность сотрудников в лояльности ГК «Алеко»

ЦелиЗадачиРезультатыОценка
11. Планирование потребности в персонале, формулировка целей, задач и результатов должности, принципы компенсационного пакета, первичный анализ уровня зарплаты1. Контроль за процедурой планирования потребностей в персонале (линейные менеджеры ежемесячно сдают планы на следующий месяц, перспективный план на квартал) и составление сводного плана менеджером по персоналу. Квалификационные требования, должностная инструкция (с описанием задач)
2. Подбор кандидата, окончательное определение системы мотивации и условий работы2. Предложения по структуре заработной платы и компенсационного пакета при приеме на работу
3. Адаптация – введение в должность, стажировка3. План введения в должность, адаптация, первичное обучениеКачество подбора – прохождение испытательного срока (оценка от подразделений)
4. Оценка персональной деятельности сотрудника по окончании испытательного срока4. Описание, внедрение и контроль за процедурой оценки сотрудников. (Лист оценки персональной деятельности сотрудника. Критерии оценки. Положение о проведении оценки по итогам испытательного срока. Процедура планирования-подбора-отбора-адаптации-оценки)Описание, внедрение и контроль за процедурой обучения сотрудников в компании (Положение об обучении, критерии оценки успешности обучения, Лист оценки обучения)Срок
3Описание, внедрение и контроль за процессом развития сотрудников (План развития карьеры, приказ о назначении на должность, должностные инструкции, положения об отделах, Предложения по оценке персонала (необходимо добиться того, чтобы каждый сотрудник имел возможность на регулярной основе получать обратную связь от руководителей смежных подразделений)Срок
4Создание системы материальной помощиПоложение о выплате материальной помощиСрок

Любая ротация персонала в компании имеет ряд позитивных черт — она:

Ротация может преследовать различные цели. Так, в группе компаний «Алеко», ротация сотрудников осуществляется с целью:

1) расширения сферы деятельности компании (на базе «старых» сотрудников компании формируются новые коллективы для вновь открываемых объектов, которые передают ценности, традиции, стандарты, правила своим «новым» коллегам);

2) привлечения новых бизнес-направлений (планирования «кадрового резерва», которое позволяет прогнозировать развитие карьерного роста сотрудников на длительный период времени, что делает их более лояльными компании);

3) повышения универсальности сотрудников (развитие карьеры «по горизонтали»);

4) индивидуального планирования и развития карьеры сотрудников;

5) передачи опыта, знаний, навыков деятельности в компании новым сотрудникам (наставничество, внутренняя школа);

6) получения опыта работы и субкультуры в другом подразделении, коллективе;

7) формирования новых взаимодействий, взаимоотношений между сотрудниками компании, формирование изменений во взаимоотношениях между подразделениями, которые позволяют максимально рационализировать бизнес-процессы;

8) увеличения нововведений за счет креативности команды, (видение «не замыленным глазом», ведь в коллективе появился новый сотрудник);

9) повышения лояльности и приверженности сотрудников компании;

10) управления изменениями (после собственных нововведений, глобальные изменения принимаются легче).

Процесс планирования и развития карьеры для менеджера по персоналу состоит в определении профессиональных интересов сотрудников и целевом планировании их профессионального обучения и продвижения в компании. Развитие карьеры предполагает совместные усилия сотрудника, его руководителя и специалистов подразделения человеческих ресурсов, которые оказывают положительное влияние на развитие компании за счет оптимизации использования потенциала персонала, усиления его мотивации, придания целевого характера профессиональному обучению.

Менеджеру по персоналу (руководителю подразделения) необходимо отслеживать все проявления способностей сотрудников, которые приводят к конкретным результатам, то есть наблюдать за индивидуальным развитием каждого сотрудника компании. В группе компаний «Алеко» эта задача выполняется в процессе проведения аттестации (1 раз в год), оценки индивидуальной деятельности сотрудника (1 раз в квартал) и проводимых на их основании аттестационных и оценочных собеседований.

Наибольшими карьерными устремлениями обладают, как правило, новые сотрудники, которые еще не успели удовлетворить свои карьерные амбиции. Учитывая это, в группе компаний «Алеко» сотруднику предлагаются следующие варианты:

Особое внимание должно уделяться подготовке резерва руководителей и молодых сотрудников с лидерским потенциалом. В зависимости от того, насколько эффективно работает система подготовки резерва, включающая раннее выявление, определение и развитие потенциала, продвижение по служебной лестнице, во многом зависит успех всей компании, поэтому управление подготовкой кадрового резерва является одним из приоритетов высшего руководства.

Резерв руководителей — это группа сотрудников, обладающих потенциалом для занятия в перспективе руководящих должностей, сформированная в результате формального «селекционного» процесса. Компания должна постоянно осуществлять целенаправленную работу по развитию и подготовке этой группы к занятию новых должностей. Другое название этой группы — «резерв на выдвижение». При подготовке сотрудника в руководящий резерв основное внимание уделяется его профессиональной компетенции. Успешность работы руководителя зависит не только от качества выполнения должностных функций, но и от стиля ролевого поведения при выполнении этих обязанностей, психологической готовности к деятельности.

Самоподготовка кандидата на должность осуществляется по индивидуальным программам, разработанным совместно с менеджерами подразделения по управлению человеческими ресурсами. В основу этих программ закладываются аттестационные характеристики, оценочные листы, которые наиболее достоверно несут информацию о действиях, поступках, стиле работы сотрудника, выдвигаемого на должность, а также эмпирические данные, полученные в процессе самонаблюдения.

Программы самообразования сотрудников увязываются с перспективным развитием компании и коллектива в целом. Появляется определенная целевая направленность, которая позволяет корректировать культуру производственных условий, отношений и задач.

Несомненно, стимулирующее действие на сотрудников, находящихся в резерве, оказывают фиксированные сроки пребывания в качестве претендентов на руководящие должности, которых должно хватать для повышения уровня профессиональной компетентности и выполнения программ самоподготовки.

Однако связь между обучением, вознаграждением и продвижением по службе не всегда прямо проявляется. Помимо премий или надбавок за квалификацию или перевода на новую должность, существуют и нематериальные виды развития карьеры сотрудников: расширение полномочий, передача части управленческих функций, обучение других сотрудников и т.п. Менеджер по персоналу должен помнить не только об управленческих аспектах перевода сотрудников, но о и психологических и юридических.

К числу юридических, прежде всего, следует отнести юридически правильное оформление перевода. Руководители подразделений должны помнить, что перевод без согласия сотрудника по производственной необходимости может быть осуществлен на срок до 1 месяца; на более длительный срок перевод допускается только с согласия сотрудника, оформленного письменным образом (в виде заявления). Кроме того, перевод должен быть согласован с руководителем прежнего подразделения (он должен знать, что у него появилась вакансия или незакрытые, функциональные обязанности) и с руководителем нового подразделения (он должен позаботиться о должностной инструкции, плане адаптации и деятельности в новом коллективе, тех задачах, которые новому сотруднику необходимо решить в первую очередь).

После такого согласования менеджер по персоналу, ответственный за кадровое делопроизводство, готовит приказ о переводе сотрудника и передает его на утверждение руководителю компании. Приказ составляется по формам № Т-5 и Т-5а, утвержденным постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26. Содержание приказа объявляется работнику (группе работников) под расписку. Затем, на основании приказа делаются отметки в личной карточке (форма № Т-2) и вносится запись в трудовую книжку.

Сотрудники должны понимать, что перемещения, переводы на другую работу — это нормальный процесс развития персонала, и эти изменения являются неотъемлемой частью жизнедеятельности компании. Руководители подразделений (менеджер по персоналу, ответственный за развитие персонала в компании) должен предоставлять максимальную информацию сотруднику — для чего производится ротация (для освоения новой специальности, повышения ответственности, перспективы карьерного роста) и каких результатов от этого перемещения следует ожидать сейчас и в последствии. План проведения ротации сотрудников согласовывается с руководителями подразделений, которые четко определяют цели и ставят задачи сотруднику.

Все переводы и перемещения из подразделения в подразделение строго фиксируются в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (формы № Т-12 и Т-13).

Учитывая взаимную оценку подразделений, сотрудники уже представляют, чем занимаются в том или ином подразделении, что их там может ожидать. Возможно, что у них уже есть коллеги по взаимодействию или интересам в новом подразделении, что позволит им безболезненно «влиться» в новый для себя коллектив.

Ротация не ограничивается рамками одной компании. Поскольку данный процесс рассматривается на примере группы компаний «Алеко», еще раз обратимся к ее опыту. «Алеко» имеет в своем составе несколько юридических лиц. Перевод сотрудника из одного юридического лица в другое происходит через увольнение по переводу из одного юридического лица в другое (пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ). Для того, чтобы сотрудник был уверен в своей стабильности и безопасности, ему выдается гарантийное письмо от компании, которая сделала ему предложение, с гарантией:

То есть сотрудник не должен ничего потерять.

Менеджер по персоналу обязан объяснить сотруднику, что увольнение по переводу оформляется приказом о прекращении действия трудового договора с работником по форме № Т-8, которая применяется для оформления и учета увольнения любого сотрудника.

Равновесие корпоративной культуры компании зависит от каждого эмоционального проявления (положительного и отрицательного) любого сотрудника, и менеджер по персоналу должен стараться, чтобы преимущественно это были позитивные чувства.

Приказ составляет менеджер по персоналу, он подписывается руководителем юридического лица и объявляется сотруднику под расписку. На основании приказа делается запись в личной карточке (форма № Т-2), трудовой книжке и производится расчет с сотрудником по форме № Т-61 «Записка-расчет при прекращении действия трудового договора с работником». При оформлении приема на работу в другое юридическое лицо заключается новый трудовой договор, составляется приказ о приеме на работу (форма № Т-1) и выполняются иные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

Как правило, внешняя ротация также положительно влияет на мотивацию сотрудников, на развитие их карьеры.

Н.Е. Папонова
Источник: Журнал «Кадры предприятия»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *